Научная статья на тему 'Ульяновские традиции трудового воспитания в Порецкой школе-интернате им. И. Н. Ульянова'

Ульяновские традиции трудового воспитания в Порецкой школе-интернате им. И. Н. Ульянова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЕЦКОЕ / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ИНСПЕКТОР / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ШЕФСТВО / И. Н. УЛЬЯНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Тихон Сергеевич

В статье затрагивается проблема организации трудового обучения воспитанников Порецкой учительской семинарии, основанной И. Н. Ульяновым, и ее осуществления преемниками данного учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ульяновские традиции трудового воспитания в Порецкой школе-интернате им. И. Н. Ульянова»

РАЗДЕЛ VII ИСОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 371.4(470.344)

Сергеев Тихон Сергеевич

Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и региональной истории, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

УЛЬЯНОВСКИЕ ТРАДИЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОРЕЦКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ИМ. И. Н. УЛЬЯНОВА

Sergeev Tikhon Sergeyevich

Doctor of Education, Professor, I. Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University

ULJANOV’S TRADITIONS OF LABOUR EDUCATION IN PORETSKAJA BOARDING-SCHOOL NAMED

ARTER I. N. ULJANOV

В современной обновляющейся России, входящей в правовое государство, по-прежнему важное значение имеют обучение и воспитание всесторонне подготовленного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночных отношений. Немаловажную роль при этом играет привитие питомцам с малых лет навыков труда. В этом отношении много поучительного в педагогическом наследии педагога-демократа и интернационалиста, просветителя народов Поволжья И. Н. Ульянова (1831—1886). Педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869-1874) и директором народных училищ Симбирской губернии (1874-1886), он добился открытия 250 школ (треть из которых приходится на чувашские, мордовские, татарские селения), 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском удельном училище 47 педагогов, через открытую им в 1872 г. Порецкую учительскую семинарию - 125 учителей - «ульяновцев», добился удвоения числа учащихся и заметного улучшения методов и приемов преподавания. В его педагогической системе, включая и его семейную педагогику, наряду с нравственным воспитанием, придавалось первостепенное внимание трудовому воспитанию.

В 1871 г. было решено открыть в России пять учительских семинарий: в Санкт-Петербургском, Московском, Казанском, Харьковском, Одесском учебных округах. В Казанском учебном округе был намечен для этого Сер-добский уезд Самарской губернии. Но там не нашлось соответствующего помещения. Тогда инспектор народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянов начал ходатайствовать об открытии учительской семинарии в селе Порецком Алатырского уезда, в кирпичном здании, принадлежавшем удельному ведомству. Инспектору удалось добиться не только разрешения на использование здания, но и выделения дополнительных средств на его переоборудование под учебное заведение. Единственная в своем роде в гу-

229

бернии, она оказалась одной из самых благоустроенных учебных заведений: размещалась в просторном здании, имела интернат, квартиры для учителей, пришкольный огород в шесть десятин, столярную, токарную, переплетную мастерские, библиотеку.

Инспектор И. Н. Ульянов лично руководил ремонтными работами, переделкой помещений под классы, изготовлением школьной мебели, устройством пришкольного участка и т. д. На должность первого директора семинарии был назначен единомышленник И. Н. Ульянова, его друг по совместной работе в Пензе, Нижнем Новгороде, а затем и в Симбирске, естественник В. А. Ауновский, человек передовых, демократических взглядов. В первое время в учебном заведении работали три наставника, законоучитель, врач, а также учитель образцового начального училища при семинарии. К обучению было зачислено 36 человек, в том числе двое чувашей. Среди семинаристов преобладали крестьянские дети.

Основатель семинарии принимал самое активное участие в учебно-воспитательной работе, заботился о том, чтобы выпускники семинарии были всесторонне развитыми, крепко связанными с народом. В Порецком было организовано обучение садоводству, огородничеству, пчеловодству, токарному, слесарному, переплетному делу. Преподавание в семинарии проводилось по лучшим по тому времени учебникам и пособиям К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Н. Ф. Бунакова, В. А. Евтушевского и др.

В 1875 г. Порецкая семинария дала первый выпуск в количестве 12 учителей. До революции 1917 г. она подготовила 765 учителей, которые через своих питомцев способствовали подъему уровня грамотности народов Поволжья, развитию садоводства, огородничества, пчеловодства, столярного, токарного, переплетного дела в сельских школах и среди крестьян.

В 1919-1921 гг. учебное заведение работало как трехгодичные педагогические курсы, затем - как четырехгодичный педагогический техникум. С 1937 г. он был переименован в педагогическое училище, срок обучения в нем сокращен до трех лет. Воспитанники техникума наряду с учебой трудились в подсобном хозяйстве учебного заведения, активно участвовали в организации колхозов, в распространении агрономических знаний, в проведении культурно-массовых мероприятий, в обучении взрослых грамоте. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. многие преподаватели и учащиеся мужественно сражались на фронте, немногие вернулись живыми, оставшиеся в тылу самоотверженно учились и трудились на пришкольном участке и на колхозном поле. В 1947 г., в связи с 75-летием учебного заведения, Порецко-му педагогическому училищу было присвоено имя И. Н. Ульянова.

2 октября 1957 г. на месте Порецкого педтехникума (с 1937 г. - педучилища) который за 1917-1956 гг. успел подготовить 1551 учителя, была открыта школа-интернат, дающая образование в объеме основной общеобразовательной школы (1-9 классы). В ней в основном воспитываются сироты или дети родителей, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить должное воспитание своих чад.

Материальная база школы-интерната постоянно укреплялась: в 1962 г. построены каменное здание столовой на 300 посадочных мест, столярные и слесарные мастерские на 20 рабочих мест, в 1969 г. - двухэтажный пристрой к основному корпусу каменного двухэтажного здания со спортивным залом и аудиториями для восьми учебных кабинетов и классов, в 1971 г. - новое трехэтажное кирпичное здание спального корпуса на 245 мест, в 1973 г. -еще одно такое же здание на 200 мест и теплица. Имеются также гараж, котельная, овощехранилище, баня с прачечной, склады. Все жилые помещения переведены на центральное отопление, они «привязаны» к сельской канализации. К началу 70-х гг. учебное заведение располагало 63 га земельной площади «Коммуна» у села Кочетовка, в 14 км от Порецкого, из них 12 были заняты фруктовым садом (к сожалению, он вымерз в холодную зиму 1972 г., затем восстановлен), свинофермой на 36 свиней, пасекой из 40 пчелосемей, прудом для разведения рыб, небольшим автопарком из автобуса, грузового автомобиля, трактора. Часть доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, а также изделий учебных мастерских шла на содержание школьной столовой и на организацию экскурсий в другие города.

В школьной библиотеке насчитывалось около 30 тысяч книг, в том числе 5 тыс. учебников. В духе времени в последние годы удалось обзавестись компьютерным классом, который был оборудован современными компьютерами, проектором, имеется доступ в Интернет. Приобретались оборудование и литература для изучения английского и чувашского языков, которые преподавались со 2 класса. Пополнилось и оборудование столярной и швейной мастерских. Этому способствовало прежде всего растущее по годам бюджетное финансирование: если в 2004 и 2005 гг. школе-интернату было выделено соответственно 8,5 и 8,4 млн. рублей, то в 2006 г. - 11,1 млн. рублей. Учебному заведению был передан «школьный» автобус. Помимо государственных бюджетных ассигнований, в материальную и духовную жизнь школьников-сирот вносили заметный вклад их добровольные шефы: чебоксарские и местные предприятия и учреждения. При большом списке этих шефов, к сожалению, некоторые из них числились лишь формально.

Некоторые учреждения шефствовали над одним и тем же классом в течение всего периода их пребывания в школе, по праздникам дарили подопечным ребятам подарки, общались с ними.

В последние двадцать лет руку помощи сиротам-поречанам протянули северные соседи России-шведы. Нобелевская профессиональная гимназия (Швеция) тесно сотрудничает с поречанами. Шведская ассоциация помощи детским домам России, возглавляемая известным в прошлом хоккеистом Стигом Нильсоном, не только помогала школе в хозяйственных делах (на ремонт жилого здания интерната северными соседями было перечислено 20 тыс. долларов), но и вывозили ребятишек на отдых в Швецию, чтобы они могли погостить, если надо - поработать, у своих шведских сверстников во время рождественских (зимних) или летних каникул. В 1996 г. в Швеции побывали 80 поречан, из них половина зимой, половина - летом. В июне

1997 г. выехало 75 счастливчиков. С тех пор до 2008 г. эта цифра колебалась от 50 до 80 человек.

В учебно-воспитательной работе с 136 учащимися, получающими основное общее образование в объеме 9 классов, а также 17 человек Х-ХТ классов из ближайших селений района (так называемый «педагогический класс»), были заняты 86 преподавателей, воспитателей, обслуживающий технический персонал. Из 34 педагогов 16 имели высшее, 14 - среднее специальное педагогическое образование. В штате учреждения были социальный педагог, психолог, логопед. 8 педагогов являлись учителями I категории, 25 - второй категории.

В обширном комплексе мероприятий, направленных на предметное обучение, экономическое, экологическое, патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание, ведущее место занимало воспитание в труде. Его значение заметно возрастает в работе среди детей-сирот, лишенных повседневной родительской ласки и наблюдений. В первый класс школы-интерната поступали в основном из детского дома, чаще всего при живых родителях, отказавшихся от своих чад или лишенных родительских прав. Для работы с такими «заброшенными» детьми надо иметь беспокойную душу, чуткое сердце, неимоверное терпение. К детям, рано лишившимся родительского внимания, испытавшим социальный дискомфорт и несправедливость, нужен особый подход. С первого класса их приходится научить самообслуживанию, соблюдению правил гигиены, умению трудиться так, чтобы труд стал первой жизненной потребностью.

Труд в годы пребывания детей в школе-интернате усложнялся поэтапно и постепенно. Воспитанники выполняли работы по самообслуживанию: проводили влажную уборку в классах и спальнях, чистили белье, обувь, поливали комнатные цветы. Налажено дежурство классов по кухне и столовой, начиная с пятого класса. Дежурный класс был занят этой работой целую неделю согласно графику. В обязанности дежурного класса входили: чистка картофеля и овощей, накрытие столов, уборка помещения столовой и мытье посуды.

Получилось так, что каждый год на территории школы-интерната шло строительство, в котором посильное участие принимали воспитанники, которые рыли траншеи, подносили строителям глину, песок, цемент, красили трубы, стены, мебель. Во всех классах были свои бригадиры, которые выдавали орудия труда, проверяли качество выполненного задания. Большой объем работы выполнялся на пришкольном участке и в подсобном хозяйстве «Коммуна» на площади 63 га, где выращивались овощи, содержались свиньи. Воспитанники школы-интерната в критические периоды уборочной кампании помогали колхозу им. Ульянова и совхозу «Засурский» По-рецкого района.

Воспитатели учили детей не только трудиться, но и с пользой и творчески отдыхать. Традицией в школе-интернате стало отмечать день открытия школы-интерната, день рождения основателя учебного заведения И. Н. Уль-

янова, дни рождения воспитанников. Проводились вечера встречи с ветеранами войны и труда, деятелями литературы и искусства, с выпускниками педучилища и школы-интерната. Ребята, опираясь на фонды музейного уголка, переписывались со многими музеями и школами не только России, но и Швеции, Германии.

Педагогические классы, функционировавшие в Порецкой школе-интернате с 1991 г., внесли новую струю в работу учебного заведения, особенно в сторону ее «педагогизации». Изменился контингент учащихся: он стал не чисто «интернатским», поскольку в Х-Х1 классы стали посещать лучшие учащиеся из школ Порецкого и Алатырского районов, пожелавшие связать свою судьбу с педагогической деятельностью. Педагогический класс опекался преподавателями Чувашского пединститута, которые здесь проводили занятия, принимали экзамены. За первые 11 лет существования педагогических классов школа выпустила с аттестатом о среднем образовании 356 учащихся, из которых школу окончили с золотой медалью 11, с серебряной медалью - 66 человек. В вузы поступили 278 выпускников Порецкой шко-лы-интерната. Из 67 детей-сирот, обучавшихся в педагогических классах, стали студентами 35 бывших воспитанников интерната.

Изменение статуса школы-интерната положительно повлияло на повышение научно-методической работы среди учителей. Школа-интернат становился центром для усовершенствования учителей района, тем самым возрождались, хотя бы на некоторый промежуток времени, ульяновские традиции, школа как бы возвращалась к своим истокам педагогического учебного заведения.

В последние годы в силу ряда причин наметилась тенденция к сокращению контингента учебного заведения: если в 2004 г. в нем обучалось 170 детей, то в 2006 г. - 136. Многих детей забирали в свои семьи родители, которые восстановились в родительских правах. В 2006 г. в патронатные семьи передано трое детей. Из обучавшихся в 2004-2006 гг. 86 учащихся школы-интерната по окончании 9 класса 20 детей продолжали обучаться в Порецкой средней школе, из которых 14 поступили в вузы, остальные - в техникумы.

В связи с реструктуризацией системы образовательных и воспитательных учреждений решением местных органов власти с 2008 г. Порецкая школа-интернат изменила свой статус и стала Порецким детским домом. К началу 2011 г. здесь уходом и воспитанием 60 обездоленных детей занимались 16 воспитателей. Следует полагать, что ульяновские традиции трудового воспитании занимают должное место в ряду воспитательных мероприятий педагогического коллектива детского дошкольного учреждения.

Основным строением, вокруг которого сгруппировались учебные и подсобные помещения школы-интерната, по-прежнему остается величественное двухэтажное каменное здание бывшей учительской семинарии, существовавшее со времен основателя семинарии. Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 30 декабря 1960 г. здание занесено в список

памятников истории и культуры, находящихся на охране районных и сельских советов. Оно вошло в число памятников, на которых устанавливались мемориальные доски.

13 ноября 1966 г. Порецкой школе-интернату присвоено имя И. Н. Ульянова. 22 апреля 1967 г. состоялось торжественное открытие мемориальной доски на здании школы-интерната со словами: «Здесь в 1972 году открыта учительская семинария И. Н. Ульяновым». В одной из аудиторий была открыта Ленинская комната с документами и материалами о семье Ульяновых. 4 августа 1972 г. при участии 360 бывших воспитанников педучилища был заложен камень на месте будущего памятника-бюста И. Н. Ульянова. Через несколько месяцев он был открыт.

За полвека своего существования Порецкая школа-интернат дала воспитание 1385 детям, которые стали нужными в стране специалистами народного хозяйства.

Существование такого очага культуры в прежде глухом крае сыграло большую роль в подъеме культуры этого региона. В школах Порецкого района работают в основном выпускники этого учебного заведения. Оно может гордиться питомцами, прославившими «альма-матер» своими трудовыми и ратными достижениями. Среди них академики А. С. Степанов (автор учебных пособий по истории), И. К. Андронов (автор учебников по математике), доктора наук и профессора В. С. Абрамов, Н. П. Громов, Л. М. Кирюшкин,

Н. П. Рождественский, И. С. Морозов, Н. Г. Лексин, В. М. Мухин, В. А. Па-тюлин, Г. П. Павленко-Князькова, В. А. Саженков и др., десятки кандидатов наук, писатели, журналисты, художники и т. д. За многолетнюю добросовестную и творческую работу удостоены звания Герой Труда бывшие учи-теля-«ульяновцы» А. А. Волков, Р. А. Преображенский, звания Герой Социалистического Труда - заместитель Председателя президиума Верховного Совета СССР В. В. Кузнецов (дважды), первый секретарь Новосибирского обкома КПСС Ф. С. Горячев.

Многие из выпускников школы-интерната, открытого 2 октября 1957 г., стали известными специалистами и руководителями учителями, врачами, техническими работниками, предпринимателями и т. д. Среди них - сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН) в г. Чебоксары Галя Табакова, преподаватель Казанского ветеринарного института Марина Назарова, специалист Газпрома в г. Ямбург Сергей Ярыгин, зам. директора Аликовской средней школы им. И. Я. Яковлева Светлана Михайлова, учитель английского языка Вурнарской средней школы Оксана Барашева, зам. директора Порецкой школы-интерната Е. А. Трофимова, учитель ИЗО этой же школы Н. А. Горохова и др.

Факел знаний, светильник разума, зажженный И. Н. Ульяновым, долгое время продолжало светить и поднимать через многочисленных воспитанников учебного заведения культуру народов не только Чувашии, но и всего Поволжья. Школа-интернат как преемница детища педагога-демократа продолжала лучшие традиции предшественников уже в условиях рыноч-

ных отношений и становления правового государства. Коллектив школы-интерната делала все возможное, чтобы дети-сироты стали полноправными достойными гражданами России. Теперь эту миссию продолжают работники детского дома.

Библиографический список

1. Егорова, М. А. Трудовые традиции в Порецкой школе-интернате [Текст] / М. А. Егорова // История и культура Чувашской АССР. - Чебоксары: ЧНИИ., 1972.-Вып. 2.-С. 413-416.

2. Макаров, М. П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш [Текст] / М. П. Макаров. - Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. - 159 с.

3. Сергеев, Т. С. Столетие Порецкой учительской семинарии [Текст] / Т. С. Сергеев // Народное образование. - 1973. - № 4. - С. 91-92.

4. Сергеев, Т. С. Родник знаний и культуры [Текст]/ Т. С. Сергеев. - Чебоксары: Изд-во «Клио», 1997. - 64 с.

5. Сергеев, Т. С. Факел знаний (К 125-летию Порецкой учительской семинарии и 40-летию школы-интерната им. И. Н. Ульянова) [Текст] / Т. С. Сергеев, А. К. Краснов (1872-1997). - Екатеринбург; Чебоксары: Изд-во «Урал НАУКА». - 147 с.

6. Сергеев, Т. С. Научно-педагогическое наследие И. Н. Ульянова и современность [Текст] / Т. С. Сергеев. - М.: Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 388 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.