9. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» от 31.08.1999 № 1134.
Models of state management of general education in Russia at the end of XX -XXI centuries
There are discussed models of state management of general education in Russia as innovations and their comparative analysis.
Key words: state management of general education, trusteeship in education, management council, management innovation.
т.с. сер геев
(Чебоксары)
трудовое воспитание в педагогической системе и.н. ульяновА
Раскрывается один из аспектов многосторонней педагогической деятельности инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова - трудовое воспитание в инспектируемых им учебных заведениях. Основное внимание уделено введению в народных школах обучения различным ремеслам.
Ключевые слова: школа, учитель, инспектор, ремесла, трудовое воспитание.
В современной обновляющейся России, становящейся как правовое государство, важное значение имеют обучение и воспитание всесторонне подготовленного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночных отношений. Немаловажную роль при этом играет привитие детям с малых лет навыков труда. в этом отношении много поучительного в педагогическом наследии педагога-демократа и интернационалиста, просветителя народов Поволжья И.Н. Ульянова (1831 -1886). Педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869 - 1874) и директором народных училищ Симбирской губер-
нии (1874 - 1886), он добился открытия 250 школ (треть из которых приходится на чувашские, мордовские, татарские селения), 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском удельном училище 47 педагогов, через открытую им в 1872 г. Порецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев», добился удвоения числа учащихся и заметного улучшения методов и приемов преподавания [5, с. 2931].
И.Н. Ульянов был педагогом-новато-ром, истинным творцом, искателем лучших педагогических идей, создателем новых нетрадиционных ценностей, которые вошли в сокровищницу педагогической науки и практики России. Его педагогическая концепция сложилась в результате многолетней школьной практики, обобщения опыта сотен рядовых педагогов, систематического наблюдения и обобщения их результатов деятельности в многонациональном крае. При этом он опирался и на собственный опыт семейного воспитания.
Как и «учитель учителей» К.Д. Ушин-ский, организатор народного просвещения в Симбирской губернии И.Н. Ульянов рассматривал школу как могучий рычаг перестройки жизни раскрепощенного народа. По его мнению, «на школу возлагается важная задача: дать нравственное побуждение к борьбе с невыгодными жизненными условиями» [9, с. 109]. Он считал, что все учебные занятия должны быть подчинены воспитательным задачам школы, претворению в жизнь принципа воспитывающего обучения, сознательности и прочности усвоения основ наук, связи теории с практикой (Там же, с. 136 - 137).
И.Н. Ульянов уделял немалое внимание воспитанию и выработке учащимися двигательных навыков. Хотя для занятий гимнастикой не отводилось тогда специальных часов, учащиеся под руководством учителя выполняли простые физические упражнения во время большой перемены или в ходе уроков. Важным компонентом в учебно-воспитательном процессе было трудовое обучение, которое И.Н. Ульянов проводил в жизнь с особенным энтузиазмом. Это соответствовало жизненным потребностям населения Симбирского края с развитыми отхожими промыслами. И.Н. Ульянов постоянно обращался в
© Сергеев Т.С., 2010
Министерство народного просвещения и в земские органы с ходатайствами о введении ремесленного обучения в народных училищах. По его предложению вводилось обучение сапожному, портняжному, столярному, токарному, гончарному, переплетному ремеслам, а для девочек - рукоделию. В отчете за 1870 г. И.Н. Ульянов отмечал тесную связь этих занятий с повседневными делами крестьянок: «В женских и смешанных школах Буинского и Симбирского уездов девочки приучаются к рукоделию: они вяжут чулки, вышивают полотенца и т. п., что вообще необходимо для домашнего блага» [9, с. 76].
В Симбирском ремесленном училище, открытом в 1871 г. на средства графа В.В. Орлова-Давыдова, обучали слесарному, кузнечному, столярному, чугуномеднолитейному, токарному по металлу, токарному по дереву ремеслам. По рекомендации И.Н. Ульянова здесь ввели техническое черчение применительно к ремеслам, приучали учеников к рисованию и черчению с натуры предметов, составленных из простых геометрических тел, знакомили с масштабом. Выпускники получали аттестат мастера или подмастерья, следовательно, официально приобретали трудовую квалификацию [3, с. 180]. Изделия этого ремесленного училища - металлострогальная машина и универсальный сверлильный станок - были удостоены диплома 2-го разряда на промышленно-художественной выставке 1882 г. в Москве [8, с. 113].
В 1873 г. И.Н. Ульянов добился от губернского земского собрания выделения для обучения ремеслам 2400 рублей, из расчета по 300 рублей каждой из восьми школ, находящихся в разных уездах, причем выбранный вид ремесла должен был соответствовать «местным удобствам и надобностям» и согласован с местной уездной управой [6, с. 239]. Помимо этих 8 образцовых начальных училищ ремесленные классы были в 7 двухклассных училищах, 4 уездных и 4 городских училищах [3, с. 188]. Трудовое обучение было хорошо налажено в шестилетних ремесленных училищах в Симбирске, Буинске, Курмыше, Сызрани, в четырехлетних ремесленных школах в Курмыше, Сызрани, Буинске.
В Симбирской чувашской школе, открытой И.Я. Яковлевым в 1868 г. как частная школа интернатного типа и принятой
благодаря усилиям И.Н. Ульянова на казенное содержание, было введено преподавание сапожного и переплетного дела (1873), столярного и токарного по дереву, кузнечного и слесарного по металлу (1878), резьбы по дереву, лозоплетения (1897) и т.д. Весной и летом учащиеся трудились на сельскохозяйственной ферме. Будущие учителя усваивали практические навыки ремесла на научной основе, с учетом традиций эстетического воспитания чувашей [4, с. 256]. В середине 1880-х гг. при содействии И. Н. Ульянова была открыта Симбирская трехгодичная школа кройки и шитья с контингентом 80 учащихся. Обеспеченная лучшими учителями и необходимым оборудованием, эта школа, как и Симбирское ремесленное училище, славилась на выставках своими изделиями [5, с. 192].
Большое внимание уделял И.Н. Ульянов трудовому воспитанию через пришкольные участки - так называемую «пришкольную десятину». По отчетным данным директора народных училищ И.В. Ишерского за 1886 г., т.е. в год смерти И.Н. Ульянова, можно обнаружить следующее: «Участки при училищах (142) по размерам десятины почти нигде не оставались без употребления: они засаживались большею частью огородными овощами (на 116 участках), а некоторые плодовыми деревьями и ягодными кустами (69 участков). Что касается участия учащихся в занятиях садоводством и огородничеством, то оно имело место пока далеко не при всех училищах, всего в 77 из 142 общего числа участков ... Результаты всех этих занятий пока весьма скромны, но учебно-воспитательная и даже практическая их полезность не подлежит никакому сомнению, особенно если организация самого дела примет определенную систему». При семи народных училищах имелись пасеки, по 15 ульев в среднем. Весной и летом под руководством учителя дети работали на пасеке [2, с. 22 - 24, 120 - 121].
Воспитанные И.Н. Ульяновым выпускники педагогических курсов, Порецкой учительской семинарии, делегаты учительских съездов всячески расширяли масштабы трудового воспитания и обучения, распространяли среди населения агрокультурные знания: разводили сады и огороды, пасеки, выращивали семена огородных культур и распространяли их по окрестным се-
лениям [1, с. 360]. Члены училищных советов Анненков, Воейков, Назарьев, На-гаткин, Языков, имевшие частные школы, прислушивались к пожеланиям И.Н. Ульянова. Так, В.Н. Назарьев устроил на своем хуторе временную мастерскую, где нанятый столяр по привезенным из Петербурга образцам и чертежам заготавливал учебные пособия [7, с. 88].
К сожалению, трудовое обучение при И.Н. Ульянове еще только вводилось и не имело массового характера. В ремесленных классах училось всего 130 человек. Не было связи теории с практикой. Отсутствовали программы по трудовому обучению. Занятия на пришкольных участках имели прагматический характер - они частично удовлетворяли материальные потребности школы. Не было необходимого индустриального окружения, но предпринимавшиеся И.Н. Ульяновым усилия не пропали даром. Они означали новаторский подход к этой части воспитательного процесса и имеют до настоящего времени актуальное значение.
литература
1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 508. Оп. 1. Д. 292.
2. Ишерский И. Народные училища Симбирской губернии в 1891 и 1892 гг. Симбирск, 1895.
3. Кондаков А.И. Директор народных учи-
лищ И. Н. Ульянов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1964.
4. Никитин, Г.А. Эстетические аспекты трудового обучения в системе работы школ И.Я. Яковлева // Вестн. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 1998. № 2 (3). С. 255 - 260.
5. Сергеев Т.С. Научно-педагогическое наследие И.Н. Ульянова и современность. М. : Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.
6. Систематический сборник постановлений Симбирского губернского земского собрания. Симбирск, 1901.
7. Суперанский М. Ф. Начальная народная школа Симбирской губернии. Симбирск, 1906.
8. Трофимов Ж.А. И.Н. Ульянов и Московская политехническая выставка 1882 года // Вестн. Ленинского мемориала. Ульяновск, 2006. Вып. 8. С. 108 - 113.
9. Ульянов И.Н. Избранное : статьи, документы, материалы / сост. А.Л. Карамышев. Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1983.
Labour upbfmging-slittiSthe'pedagoglcal system of I.N. Ulyanov
There is discussed one of the aspects of versatile teaching activity of Simbirskaya province school inspector and director I.N. Ulyanov. It is the labour upbringing at the inspected schools. The basic attention was drawn to various crafts teaching.
Key words: school, teacher, inspector, craft, labour upbringing.