УДК 37+94 (47+57X082)
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И.Н.УЛЬЯНОВА В РАЗВИТИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СРЕДНЕГО
ПОВОЛЖЬЯ: ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
© 2011 Т.С.Сергеев
Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева
Статья поступила в редакцию 01.02.2011
В статье дан обзор литературы о жизни и научно-педагогической деятельности педагога-демократа второй половины XIX века И.Н.Ульянова (1831 - 1886), его роли в развитии просвещения и культуры народов Поволжья, особенно в годы работы инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии (1869 -1886). Охарактеризованы основные виды источников по данной теме.
Ключевые слова: школа, воспитание, учитель, инспектор, директор народных училищ, монография, сборник статей, диссертация, мемуары, архивы, музеи, Симбирская губерния, И.Н.Ульянов.
В настоящее время, когда Россия входит в правовое государство, важное значение имеют обучение и воспитание всесторонне подготовленного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночных отношений. В этом отношении много поучительного в педагогическом наследии педагога-демократа и интернационалиста, просветителя народов Поволжья И.Н.Ульянова (1831-1886), который боролся за равное обучение и воспитание детей независимо от их социального происхождения, пола, национальности, места проживания, степени богатства и т. д. Будучи инспектором (1869 - 1874) и директором народных училищ многонациональной Симбирской губернии (1874 - 1886), он добился открытия 250 школ, строительства 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском удельном училище 47, через открытую им в 1872 г. Порецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев», на 8 учительских съездах повышали квалификацию десятки народных учителей. При нем число учащихся удвоилось, заметно улучшились методы и приемы преподавания1. Он был педагогом-новатором, истинным творцом, искателем лучших педагогических идей, создателем новых нетрадиционных ценностей, которые вошли в сокровищницу педагогической науки и практики многонациональной России. В условиях модернизации системы образования в обновляющейся России изучение научно-педагогического наследия И.Н.Ульянова весьма актуально.
Исследование научно-педагогической деятельности И.Н.Ульянова началось еще при его жизни. В.Н.Назарьев, состоявший в течение трех десятилетий членом Симбирского уездного училищного совета и помогавший И.Н.Ульянову в развитии просвещения в уезде и губернии, в 1876 г. в журнале «Вестник Европы» опубликовал серию очерков «Современная глушь». Седьмой и девятый очерки были посвящены школьному делу в Симбирской губернии в пореформенный период2. Коллега называет Ульянова «большим светильником, источником энергии», который мог «вдохнуть силы в обессилившие светлые педагогические личности». Заслуга очеркиста в том, что он объективно показал условия, в которых приходилось работать тогда настоящему, преданному своему делу инспектору. И.Н.Ульянов показан в окружении единомышленников, среди которых выделяется оригинальностью основатель чувашской школы в Симбирске И.Я.Яковлев. Экземпляр книги с дарственной надписью автора хранилась в доме Ульяновых, затем в Кремлевской библиотеке3.
После смерти директора народных училищ Симбирской губернии И.Н.Ульянова, последовавшей 12 (24) января 1886 г., журнал «Новь» отмечал: «Ульянов очень много потрудился на пользу народного образования, поставив его как в Симбирске, так и в губернии едва ли не лучше, чем оно поставлено в других местностях России»4. Обсуждая предложение почтить память И.Н.Ульянова, Симбирская городская дума отмечала, что «И.Н.Ульянов и его педагоги-
Сергеев Тихон Сергеевич, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования. E-mail: tikhon-sergeev@yandex. ru 1Сергеев Т.С. Научно-педагогическое наследие И.Н.Ульянова и современность: Монография. - М.: 2009. - С. 293.
2 Вестник Европы. - 1876. - № 3 - 4.
3 Библиотека В.И.Ленина в Кремле. - М.: 1961. - С. 449.
4 Известен всей России: И.Н.Ульянов: Статьи, докумен-
ты, материалы, воспоминания / Авт.-сост. А.Карамы-
шев. - Саратов: 1974. - С. 7.
ческая деятельность известны всей России»5. Если учесть, что очерки В.Н.Назарьева были опубликованы во Франции, можно с гордостью заявить, что о нем знали и в Европе.
Как известно, демократические воззрения родителей, окружающая среда повлияли на формирование революционного мировоззрения всех детей Ульяновых. Из-за казни старшего сына Александра за покушение на царя, ареста студента юридического факультета Владимира, а затем и ее сестер Анны и Марии за нелегальную революционную деятельность имя педагога-демократа и просветителя народов Поволжья И.Н.Ульянова, особенно в официальных кругах, целенаправленно стали предавать забвению.
Тем не менее, в 1894 г. в журнале «Городской и сельский учитель» и, одновременно в «Симбирских губернских ведомостях» был напечатан очерк вышеупомянутого писателя-помещика В.Н.Назарьева «Из весенних воспоминаний члена Симбирского уездного училищного совета», где он, как и в предыдущем очерке, с гордостью писал о просветительской деятельности И.Н.Ульянова6. Через четыре года В.Н.На-зарьев опубликовал публицистический очерк «Вешние всходы», в котором просветительская деятельность И.Н.Ульянова как бы воплощала весну на ниве народного просвещения7. В целом в дореволюционных работах, даже в учебниках по истории педагогики, имя И.Н.Ульянова вовсе не упоминалось.
Интерес к И.Н.Ульянову и его семье резко возрос после победы революции в октябре 1917 г., совершенной под руководством сына педагога-демократа - В.И.Ульянова-Ленина. В общей сложности за более чем 70 лет советской власти исследованию научной, педагогической и общественной деятельности И.Н.Ульянова посвящено более 500 публикаций, в том числе до 30 монографий, докторская и несколько кандидатских диссертаций. Особенно большие всплески публикаций были в связи со 100-летием и 150-летием со дня его рождения (соответственно в 1931 и 1981 гг.). Однако в первое время в биографических очерках, написанных ближайшими соратниками вождя большевиков Е.Яро-славским, В.Невским И.Ходоровским, М.Ольминским, П.Лепешинским и др., давались разноречивые, иногда разнополярные сведения о социальном происхождении И.Н.Ульянова: то крестьянское, то дворянское... Более точные сведения могли давать прежде всего родственники.
В 1925 г. А.И.Ульянова-Елизарова опубликовала статью «Краткая биография И.Н.Ульянова», которая была помещена в «Юбилейном
5 Известен всей России: И.Н.Ульянов:.. - С. 7.
6 Городской и сельский учитель. - 1894. - № 3 - 4.
7 Вестник Европы. - 1898. - № 4.
сборнике памяти Ильи Николаевича Ульянова», изданном в том же году в Пензе. В ней она показала условия, в которых приходилось работать Илье Николаевичу, особенно в последние годы жизни. Представляют интерес подготовленные ею и приведенные в статье воспоминания современников И.Н.Ульянова
В.В.Кашкадамовой, В.А.Калашникова, М.А.Ка-рякина о своем учителе и соратнике.
Заметным явлением в историографии данной проблемы стал выход в свет в 1931 г. книги М.И.Ульяновой «Отец Владимира Ильича Ленина - Илья Николаевич Ульянов», в которой отражены личные впечатления и воспоминания автора. «Илья Николаевич, - пишет его дочь, -и сам по себе был незаурядной личностью для того времени, в которое жил и работал. Это был один из пионеров в деле начального народного образования, его неутомимым деятелем в течение не одного десятка лет»8. Многие данные о деятельности своего отца как инспектора народных училищ автор взяла из его годовых отчетов за 1869 - 1885 гг.
Книга М.И.Ульяновой нашла положительный отклик в печати. Так, известный педагог А.П.Пинкевич в своей рецензии на данное издание писал: «Книга представляет выдающийся интерес, так как она знакомит нас с образом отца Владимира Ильича Ленина, о котором мы до сих пор знали очень мало. Почти каждый знает, что отец Владимира Ильича был директором народных училищ, но никто не представляет, каким директором он был и какую роль он играл в темную реакционную эпоху 70 - 80-х годов»9.
Строгим и объективным рецензентом работ М.С.Шагинян, автора ряда работ об И.Н.Ульянове, была Н.К.Крупская. Она одобрила в целом замысел и содержание первого варианта романа «Семья Ульяновых10. В статье «Как и что рассказывать школьникам о Ленине?» Н.К.Крупская обращает внимание на то, что И.Н.Ульянов был человеком своей эпохи -«шестидесятником», ненавидевшим крепостное право и желавшим улучшить положение «вчерашних рабов», т.е. крестьян, через просвещение. Здесь названы главные черты характера просветителя: его демократизм, ненависть к крепостничеству, близость к простому народу, забота о его культурном подъеме. Заместитель наркома просвещения СССР особо отмечала, как важно показать школьникам, что «Илья Нико-
8Ульянова М.И. Отец Владимира Ильича Ленина - Илья Николаевич Ульянов. 1831 - 1886. - М.: 1931. - С. 5.
9 Коммунистическое просвещение. - 1933. - № 1. - С. 121.
10 Шагинян М.С. Семья Ульяновых. - М.: 1963. - С. 211.
лаевич заботился о детях чувашей, мордвинов, об их учебе»11.
В дальнейшем советскими историками и педагогами были изданы труды о жизни и деятельности И.Н.Ульянова: о его инспекторской и педагогической работе (Н.И.Алпатов, А.И.Кондаков, Т.Д.Корнейчик, А.И.Иванский, А.Л.Ка-рамышев, Ж.А.Миндубаев и др.), формировании его научного мировоззрения и передовых демократических взглядов (К.М.Пермяков, Ж.А.Трофимов, А.Л.Карамышев), о системе воспитания в его семье (А.Л.Карамышев,
A.И.Томуль), о членах семьи (Н.Ф.Григорьев, Е.А.Вечтомова, В.А.Сутырин, Е.Я.Драбкина,
B.Я.Дягилев, Р.И.Хигерович, Р.А.Ковнатор, Р.С.Полякова и др.), об отдельных периодах жизни педагога-демократа (А.С.Марков, О.М.Савин, Ж.А.Трофимов, Д.А.Балика, А.К.Анисенкова, А.И.Кондаков, А.Л.Карамышев и др.), о работе по просвещению чувашского (М.П.Макаров, Т.С.Сергеев, Н.Г.Краснов и др.), мордовского (П.П.Кузнецов, В.Т.Лаш-ко), татарского (В.М.Горохов, Б.И.Рождественский, Б.В.Болгарский) народов, о пропаганде его научно-педагогического наследия в последующие годы (В.А.Перфилов, В.М.Костягина, Т.М.Брыляева, О.В.Шалева, Р.И.Грезева, А.И.Курицына, Т.С.Сергеев, В.К.Воробьев и др.). Эти публикации дают в целом достаточно ясное представление о формировании взглядов и мировоззрения, жизни и научно-педагогической деятельности И.Н.Ульянова12.
Значительный вклад в раскрытие роли И.Н.Ульянова в просвещении народов Поволжья внесли А.И.Кондаков, издавший в 1948 г. книгу «Директор народных училищ И.Н.Ульянов» (переиздана в 1964 г.), В.М.Горохов и Б.И.Рождественский (Илья Николаевич Ульянов и его педагогическая деятельность. - Казань, 1942), М.П.Макаров (Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. - Чебоксары, 1958), П.П.Кузнецов и В.Т.Лашко (И.Н.Ульянов и просвещение мордовского народа. - Саранск, 1970). Авторами этих книг были использованы печатная и рукописная педагогическая литература, посвященная деятельности И.Н.Ульянова, а также документальные материалы, хранившиеся в центральных и областных архивах.
Многочисленные статьи, опубликованные в центральных («Народное образование», «Советская педагогика», «Семья и школа», «Физика в школе», «Математика в школе», «Физическая культура в школе» и др.) и местных журналах
11 Крупская Н.К. Как и что рассказывать школьникам о Ленине? // Учительская газета. - 1938. - 22 января.
12 Сергеев Т.С. Научно-педагогическое наследие
И.Н.Ульянова и современность:.... - С. 308 - 327.
(Таван Атал (Родная Волга) (на чув. яз.), «Симбирский вестник» и др.) исторического и педагогического профиля, а также в тематических сборниках, позволяют глубже изучать процесс формирования взглядов И.Н.Ульянова и раскрыть его многостороннюю педагогическую и общественную деятельность. Это статьи Н.И.Алпатова, Н.А.Андреева, Д.И.Антонюка, Н.С.Ба-евой, Д.А.Балика, А.Ф.Барановой, К.И.Беленовского, Л.А.Богдановича, Б.В.Болгарского, А.Ф.Варламовой, Е.В.Васильева, В.К.Воробьева, В.Г.Григорченко, Л.А.Жвакиной, В.К.Воробьева, И.И.Голова, В.М.Горохова, М.А.Де-сятниковой, Н.К.Дроздовой, Б.Н.Жаданова, Т.А.Житовой, Э.С.Зимина, Г.Г.Илларионова, А.Л.Карамышева, А.В.Клеянкина, Т.Д.Корней-чика, А.Т.Кондратьева, В.М.Костягиной, Н.Г.Краснова, П.П.Кузнецова, Ф.Г.Кузнецова, М.П.Макарова, Н.В.Маклаковой, В.Н.Молод-шего, В.В.Ниякого, Ф.Г.Паначина, К.М.Пер-мякова, А.К.Петрова, И.С.Петрова, Б.И.Рождественского, Н.А.Романовой, Т.С.Сергеева, А.Ф.Соловьева, Р.Р.Сониной, В.Н.Столетова, Ж.А.Трофимова, Т.К.Турицыной, В.Г.Потехи-ной, К.Н.Хамова, С.А.Цуканова, М.Ф.Шаба-евой, М.С.Шагинян, О.А.Ширяевой и др.13. Почти те же авторы выступали авторами газетных статей в таких изданиях, как «Учительская газета», «Ульяновская правда», «Горьковская правда», «Горьковский рабочий», «Советская Чувашия», «Советская Мордовия», «Пензенская правда», в районных газетах Ульяновской области «Сурская правда», «Коммунистическая новь», в Шумерлинской газете «Вперед», в По-рецкой районной газете «Заветы Ильича», выходящей в последние годы под названием «По-рецкие вести», Чувашской Республики» и др., в многотиражках «Призвание» (УГПУ), «Улья-новец» (ЧГУ), «Вузовец» (ЧГПУ) и т.д. Серию публикаций из 24 статей о жизни и деятельности И.Н.Ульянова в Симбирской губернии осуществил Ж.А.Трофимов в газете «Ульяновская правда» за сентябрь-декабрь 1975 г. Большинство статей других авторов на эту тему имеют юбилейный характер, посвящены научным конференциям и их итогам по данной теме, открытию памятников или мемориальных досок на зданиях школ, открытых И.Н.Ульяновым.
Многие публикации, как журнальные, так и газетные, преимущественно связаны с находками, что бросается в глаза даже по их заголовкам: Д.Балика. Новые данные о педагогической деятельности И.Н.Ульянова (Советская педагогика. - 1940. - № 1. - С. 92 - 95); Он же. Новые данные о жизни И.Н.Ульянова - отца великого Ленина - в Нижнем Новгороде (Горьков-
13 Там же. - С. 327 - 349.
ская коммуна. - 1942. - 22 февраля); Он же. Новые документы о физическом кабинете И.Н.Ульянова (Горьковский рабочий. - 1969. -19 марта); Он же. Научные работы И.Н.Ульянова: Новые архивные документы (Горьковский рабочий. - 1970. - 23 февраля); Б.Болгарский. Новые документы о деятельности И.Н.Ульянова (Учительская газета. - 1951. -24 марта); А.Варламова. Новое об И.Н.Ульянове (Ульяновская правда. - 1965. - 8 июня); И.Голов. Педагог и просветитель: Новые материалы об И.Н.Ульянове (Горьковский рабочий. -1963. - 11 июня); Он же. Новые документы о родителях В.И.Ленина (Горьковский рабочий. - 1969. - 29 июля); А.Горфункель. Новое о педагогической деятельности И.Н.Ульянова // Учительская газета. - 1958. - 1 июля); М.Хазанов. Маленькие штрихи большой жизни: Новое о семье Ульяновых (Горьковский рабочий. - 1963. - 17 июля).
Следует подчеркнуть особый вклад в изучение данной темы исследователя Ж.А.Трофимова, автора трилогии «Великое начало» (1990). Эволюция мировоззрения педагога-просветителя показана в его трудах «И.Н.Ульянов в Пензе» (1973, в соавторстве с О.М.Савиным), «Гимназист Владимир Ульянов» (1976), «Ульяновы» (1978), «Илья Николаевич Ульянов» (1981, в соавторстве с Ж.Б.Мин-дубаевым), «Отец Ильича» (1981), «Кривда и правда о Ленине» (2006) и др.14.
Жизнью и деятельностью И.Н.Ульянова и его семьи интересовались и зарубежные исследователи, особенно в США, Англии, Франции, в основном стоявшие на антимарксистских и антикоммунистических позициях. Большой популярностью пользуется книга политического эмигранта Н.Валентинова (Н.В.Вольского) «Встречи с Лениным», где он пытается преуменьшить заслуги И.Н.Ульянова в просвещении народа, а также в воспитании собственных детей. По его мнению, дети Ульяновых стали революционерами вопреки воле родителей. Подобные высказывания находили отпор со стороны советских ис-следователей15.
Защите чести и достоинства В.И.Ленина посвящена книга Ж.А.Трофимова «Кривда и правда о Ленине» (М., 2006), включающая статьи, опубликованные им в периодической печати в 1989 - 2004 гг. Анализируя книгу Д.А.Вол-когонова «Ленин» (Ульяновск, 1995), Ж.А.Трофимов в статье «Волкогоновский Ленин» подвергает критике позицию бывшего коммуниста,
14 Сергеев Т.С. Научно-педагогическое наследие И.Н.Ульянова и современность:....- С. 27, 328 - 349.
15 Левина З.А. Против извращений биографии В.И.Ленина // Вопросы истории КПСС. - 1966. -№ 4. - С. 58.
генерала, доктора философских наук, бывшего начальника Главного политического управления РСФСР, народного депутата РСФСР, автора книг «Мировоззрение строителя коммунизма» (1988), «По заветам Ленина» (1988), «Триумф и трагедия» (1991), ставшего в последние годы «перевертышем» и назвавшего себя «демокра-том»16.
Как показали теледебаты «Имя России», проведенные телеканалом НТВ в декабре 2008 г., сегодня отношение к личности В.И.Ленина далеко неоднозначно. Оно зависит во многом от политической и экономической ситуации в обществе, от социальных, нравственных позиций человека. Можно по-разному относиться к социалистической устремленности российского общества в начале ХХ века, считать это утопией, но нельзя не видеть, что В.И.Ленину и его единомышленникам удалось вызвать к жизни энергию миллионов людей, сформировать национальную идею социально-справедливого общества, которая объединила абсолютное большинство советских людей. Россия дала колоссальный опыт социальных преобразований, позволивший ей победить Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг. фашистскую Германию и после этого наряду с США выйти на ведущее место в двупо-лярном мире. Если даже находятся критики Ленина, нельзя это негативное отношение переносить на его семью, на родителей. Между тем такие тенденции налицо, причем не только в центре, но и в регионах России.
Среди отдельных работников просвещения распространилось ошибочное мнение, будто И.Н.Ульянов был педагогом не первой величины, не имел столь больших заслуг перед чувашской культурой, чтобы, к примеру, назвать его именем открытый в 1967 г. в г. Чебоксары Чувашский государственный университет. Именно такое воззрение было изложено в статье доцента кафедры журналистики этого университета К.К.Петрова в статье «Снимите с вывески Уль-янова»17. Журналист предлагал переименовать ведущий вуз Чувашии, присвоив ему имя первого чувашского историка с ученой степенью, доктора исторических наук, профессора Н.В.Никольского.
В полемической статье автора настоящего исследования «На волне свержения кумиров»18 дается обоснованный отпор таким попыткам, перечисляются заслуги инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии по просвещению народов Поволжья: за 16 лет было открыто около сотни мордовских, чувашских, светских татарских школ, через Порецкую учи-
16 Ульяновская правда. - 1991. - 22 апреля.
17 Советская Чувашия. - 1996. - 31 августа.
18 Советская Чувашия. - 1997. - 17 января.
тельскую семинарию и учительские курсы подготовлены более сотни народных учителей «ульяновской» закалки, сделано многое по усовершенствованию методов и приемов обучения и воспитания детей на родном языке. Заслуги И.Н.Ульянова перед многонациональным населением Чувашии подробно и убедительно освещены в статье доктора педагогических наук профессора Н.Г.Краснова «И.Н.Ульянов - организатор первого чувашского профессионального учебного заведения»19.
Если идти на поводу «ниспровергателей» авторитетов, можно дойти до того, чтобы снять это имя с вывески Ходарской средней школы Шу-мерлинского района, присвоенное ей в 1940 г. в связи с 70-летием со дня основания, и с Порец-кой учительской семинарии (педтехникума, педучилища), присвоенное в 1947 гг. в связи с 75-летием учебного заведения. Между тем о титанических усилиях инспектора народных училищ на ниве народного просвещения губернии свидетельствуют хотя бы такие факты и цифры: по неполным данным, в фондах Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР) исследователями обнаружено 89, в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ) - 16 документов, написанных И.Н.Ульяновым только относительно судьбы одной Хо-дарской школы. Не меньше документов с «ульяновским» почерком сохранилось в архивах и по истории Порецкой учительской семинарии.
Многие аспекты научно-педагогической деятельности И.Н.Ульянова разработаны в докторской диссертации А.Л.Карамышева «Педагогическая и культурно-просветительная деятельность И.Н.Ульянова и педагогов-ульяновцев в дореволюционной России» (Л., 1981), кандидатских диссертациях Т.С.Ивановой «Первые учи-теля-ульяновцы и их роль в просвещении чувашей» (Л., 1972), П.П.Кузнецова «Общественно-просветительная деятельность И.Н.Ульянова среди мордовского народа» (М., 1983). Современный взгляд на эти проблемы поднимаются в защищенных в начале XXI века кандидатских диссертациях В.Г.Арискиной, Ю.Ц.Синьке-виича, У.В.Ярославской, Е.Л.Бурдиной, К.А.Дридгер, А.Г.Мухаметшиной и др.20.
19 Ульяновец. - 1997. - 10 апреля.
20 Арискина В.Г. Становление среднего образования в Симбирской губернии (со второй половины XIX века до 1917 года). - Ульяновск: 2006; Ярославская Е.В. Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX -начала XX веков (на материалах Казанской и Симбирской губерний). - Самара: 2002; Бурдина Е.Л. Становление и особенности развития инородческой школы в России во второй половине XIX - начале XX вв. (на примере школ для Татар Поволжья) - М.: 2008; Дридгер К.А. Развитие принципа народности воспитания в педа-
Несмотря на значительное количество публикаций о научно-педагогической деятельности И.Н.Ульянова, еще остаются спорные вопросы относительно количества открытых им школ, учебных помещений, подготовленных учителей, о методах и приемах обучения детей, уровня подготовленности учащихся и т.д. Нет, например, точного ответа на вопрос - сколько народных училищ открыто И.Н.Ульяновым или при нем? Исследователи приводят разные цифры: 41, 434, 450, 480 (есть и другие варианты в пределах этих цифр). Примечательно, что при этом авторы не ссылаются на архивные источники и не раскрывают методику подсчета. По более скрупулезным исследованиям учителя-краеведа В.К.Воробьева, изучившего годовые отчеты И.Н.Ульянова за 1870 - 1885 гг., в губернии открылось 184 начальных школы, в том числе 42 в городах и 142 - в сельской местности. По другим источникам данный исследователь выявил открытие в губернии в те же годы еще 66 новых школ, которые не вошли в годовые отчеты инспектора и директора народных училищ, но к открытию которых он имел прямое или косвенное отношение. Таким образом, по данным В.К.Воробьева, число открытых при И.Н.Ульянове в 1870-1885 гг. в Симбирской губернии новых школ достигает 250, в том числе 52 в городах, 198 - на селе21.
Имеются расхождения относительно количества построенных школьных зданий - от 140 до 200 и более. По уточненным данным того же В.К.Воробьева, в Симбирской губернии было построено 261 новое школьное помещение, или ежегодно строилось в среднем по 16 зданий как для новых, так и для старых школ, причем в основном в сельской местности22. Как следует из письма В.К.Воробьева автору этих строк от 11 декабря 2008 г., «многие вопросы этой темы остаются не до конца изученными»23.
Расхождения имеют место в количестве выпущенных при И.Н.Ульянове учителей через Порецкую учительскую семинарию (от 72 до 125), Симбирской чувашской школы (от 700 до 1000), основанной И.Я.Яковлевым и продержавшейся так долго благодаря своевременной и щедрой поддержке со стороны Ильи Николаевича. По-разному излагают авторы количественную и качественную сторону инспекторской деятельности И.Н.Ульянова. По новейшим иссле-
гогике России второй половины XIX - начала XX веков.
- Чебоксары: 2009; Мухаметшина А.Г. Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае XVIII
- начала XX вв. - Казань: 2009 и др.
21 Воробьев В.К. И.Н.Ульянов и школы Симбирского края. - Ульяновск: 1994. - С. 6.
22 Там же. - С. 10.
23 Личный архив профессора Т.С.Сергеева.
дованиям В.К.Воробьева, основанных на годовых отчетах и других источниках достоверной исторической информации, за 16 лет своей работы И.Н.Ульянов осмотрел 784 школы в 193 селениях, в том числе 538 осмотрены им в 1870-1880 гг., 246 - в 1881 - 1885 гг. (данные за последние пять лет не до конца уточнены), причем в школы 35 деревень приезжал с проверкой дважды, в школы 125 селений - по одному разу24.
Некоторые новые материалы об И.Н.Ульянове накапливаются в связи с изучением истории учебных заведений, связанных с его педагогической и общественной деятельностью. Так, изданы труды по истории Порецкой школы-интерната (бывшей учительской семинарии, позднее педтехникума и педучилища), Ходар-ской средней школы, открытых И.Н.Ульяновым и носящих его имя25. Изданы юбилейные сборники по истории Ульяновского госпединститута им. И.Н.Ульянова и Чувашского госуниверситета им. И.Н.Ульянова26. В этих изданиях обращается большое внимание на изучение и творческое развитие ульяновских традиций в учебно-воспитательном процессе в ходе подготовки будущих педагогов.
За последние годы в изучение, пропаганду и публикацию научно-педагогического наследия педагога и просветителя народов Поволжья много нового внесли музейные работники. Для всесторонней разработки этого богатого и многостороннего наследия необходима соответствующая источниковая база. Материалы о жизни и деятельности учителя физики и математики в Пензе и Нижнем Новгороде, затем инспектора (1869 -874 гг.) и директора (1874 - 1886 гг.) народных училищ Симбирской губернии И.Н.Ульянова отразились прежде всего в фондах архивов тех городов и губерний, где он проживал: в Астрахани, Казани (центре учебного округа), Пензе, Нижнем Новгороде, Симбирске, где имеются областные государственные исторические архивы, а также в Москве (ЦПА ИМЛ, ныне РГАСПИ; ОР ГПБ), Санкт-Петербурге (филиал ЦВИА), а также ГИА ЧР (Чебоксары), ГИА РМ (Саранск) и др.
24 Воробьев В.К. И.Н.Ульянов и школы Симбирского края.....- С. 19 - 20.
25 Сергеев Т. С., Краснов А. К. Факел знаний (К 125-летию Порецкой учительской семинарии и 40-летию школы-интерната им.И.Н.Ульянова). - Екатеринбург; Чебоксары: 1998; Сергеев Т.С. Горизонты сельской школы (К 130-летию Ходарской школы им.И.Н.Ульянова). - Чебоксары: 2000.
26.Ульяновский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт имени И.Н.Ульянова. - Ульяновск: 1987; Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. - Чебоксары: 2005.
Большой массив источников сосредоточен в Казани, в центре Казанского учебного округа, охватывавшего учебные заведения Казанской, Симбирской, Саратовской, Самарской, Вятской, Астраханской губерний. Они отложились во многих фондах Национального архива Республики Татарстан (НАРТ), особенно в фонде 92 (Попечитель Казанского учебного округа) за 1869 - 1916 гг. Это - циркуляры Министерства народного просвещения, Главного управления по делам печати, циркуляры попечителя Казанского учебного округа, сметы расходов на просвещение, протоколы заседаний педагогических советов уездных училищ, отчеты учебных заведений по губерниям и уездам о состоянии и деятельности учебных заведений, информации смотрителей уездных училищ, сведения о женских гимназиях и прогимназиях и т.д. Из этих документов можно почерпнуть сведения по всем аспектам данной темы, начиная с материальной базы учебных заведений, контингента учителей и учащихся до качественных показателей учебы детей.
В фонде 977 (Казанский университет) отражены материалы о годах учебы И.Н.Ульянова в этом научном и культурном центре Поволжья, во многом определившем будущую судьбу видного деятеля просвещения XIX в. К сожалению, здесь почти не представлены материалы о работе И.Н.Ульянова по открытию татарских школ.
В фондах 1, 369, 412, 433, 441, 454, 480, 487, 491, 505, 639, 877, 941 Государственного архива Астраханской области (ГААО) можно найти материалы о предках И.Н.Ульянова, о быте портового города того времени, об Астраханской мужской гимназии, где учился будущий педагог.
В Государственном архиве Пензенской области (ГАПО) немало сведений сосредоточено в фонде 5 (Канцелярия Пензенского губернатора), в фонде 59 (Пензенский дворянский институт). Они дают представление об эпохе, окружении и сослуживцах И.Н.Ульянова, о его педагогической и общественной деятельности в 1855 - 1863 гг., отчасти о научных исследованиях, начатых в стенах Казанского университета. Здесь же имеются сведения о начале семейной жизни четы Ульяновых
Богаты материалами о жизни и деятельности И.Н.Ульянова в нижегородский период фонды 505 (Канцлярия директора народных училищ Нижегородской губернии), 520 (Нижегородская губернская мужская гимназия), 522 (Нижегородский Александровский дворянский институт), 534 (Нижегородская Мариинская женская гимназия) Государственного архива Нижегородской области (ГАНО). Они отражают быт города той эпохи, жизнь учебных заведений, в которых приходилось работать уже опытному педа-
гогу, совершенствование его педагогического мастерства ходе упорной идеологической борьбы с реакционно настроенными чиновниками и педагогами в условиях либеральных реформ.
Разносторонняя деятельность инспектора и директора народных училищ И.Н.Ульянова основательно отражена в документах Государственного архива Ульяновской области (ГАУО). Так, в фонде 99 (Инспектор-директор народных училищ Симбирской губернии), содержащем 2468 дел за 1869 - 1918 гг., имеются обзоры состояния народного образования в губернии, сметы на просвещение по годам, дела о комплектовании уездных и городских учебных заведений, протоколы заседаний педагогических советов городских и уездных училищ, статистические сведения о числе обучающихся, отчеты директора и районных инспекторов народных училищ о состоянии учебных заведений и т.д. Они позволяют сравнивать состояние народного просвещения как в восьми отдельных уездах внутри самой губернии, так и в соседних губерниях и соответственно выявить роль И.Н.Ульянова и его сослуживцев в подъеме культуры многонационального симбирского края.
Материалы фонда 932 (Директор училищ Симбирской губернии), существовавшего с 1828 г., но с 1869 по 1874 г., вплоть до упразднения этой должности (когда директор училищ стал директором мужской классической гимназии, а инспектор народных училищ - директором народных училищ), дублировавшего документы инспектора народных училищ, представляют не меньший интерес. Здесь можно ознакомиться с перепиской попечителя Казанского учебного округа и смотрителя училищ по вопросам открытия новых учебных заведений, постановки в них дела преподавания. Дан сборник сведений о женских гимназиях и прогимназиях. Сборники программ для экзаменующихся на звание учителя помогают создать представление о кругозоре тогдашних педагогов.
Документы фонда 101 (Симбирская 1-я мужская классическая гимназия) позволяют знакомиться со многими сторонами организации учебного процесса в школе, где учились дети педагога и инспектора Александр, Владимир, Дмитрий. Имеются классные журналы с отметками, экзаменационные списки учащихся, прошения о принятии детей в число воспитанников гимназии, копии удостоверений, выданных ученикам и т. д. Опыт семейного воспитания, несомненно, отражался на отношении инспектора к народной школе в целом.
Материалы, относящиеся к педагогической деятельности И.Н.Ульянова, можно обнаружить в фонде 153 (Симбирская 2-я женская гимназия, учрежденная В.В.Кашкадамовой). Хотя ее шко-
ла была открыта в 1912 г., когда уже не было в живых И.Н.Ульянова, но поскольку В.В.Каш-кадамова в 80-х гг. XIX в. начала свою учительскую деятельность под его непосредственным руководством, здесь можно найти биографические данные об этой учительнице, ее педагогических приемах, унаследованных от директора народных училищ.
По данным справки, подготовленной научным сотрудником ГАУО Л.А.Жвакиной в 1966 г., в фондах данного областного архива к тому времени было выявлено 1250 документов об Ульяновых, в том числе 200 документов за 1871 -1889 гг. с перепиской об открытии народных училищ, назначении учителей, около 100 за 1870 - 1884 гг. об источниках финансирования и школьном бюджете, 140 за 1870 - 1875 гг. - о комплектовании школ учебными и наглядными пособиями, около 200 документов за 1870 - 1885 гг. - о назначении, увольнении, поощрении учителей. Многие материалы касаются анализа статистики школьных работников, их теоретической и практической подготовленности, нравственной культуры, повседневной учебно-воспитательной работы в школах. По этим документам можно судить о требованиях, которые предъявлял к воспитателям детей инспектор и директор народных училищ Симбирской губернии И.Н.Ульянов.
Богат материалами о работе И.Н.Ульянова Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Фонд 501 (Инспектор чувашских школ Казанского учебного округа) за 1875 - 1903 гг. содержит материалы о помощи инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н.Ульянова делу организации народного просвещения чувашей. Имеется переписка И.Н.Ульянова об открытии, строительстве здания, дальнейшей работе чувашских училищ в с. Ходары Курмышского уезда (1870 г.), д. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда (1871 г.) и др. Они помогают прослеживать установление тесного сотрудничества И.Н.Ульянова и чувашского просветителя, инспектора чувашских школ Казанского учебного округа И.Я.Яковлева, основателя Симбирской чувашской школы, в поддержании которого заслуга И.Н.Ульнова неоспорима.
Основательно представлена фондом 207 история самой Симбирской чувашской школы, ставшей подлинным центром возрождения народа. За 1872 - 1918 гг. представлено 1336 дел, раскрывающих жизнь школы с самых разных сторон. Интересна переписка И.Н.Ульянова и И.Я.Яковлева по открытию школ, распространению в них первого чувашского букваря и учебников на родном языке. Они показывают обоих инспекторов как поборников дружбы на-
родов, идейных борцов за народное дело, искренне веривших, что через грамотность можно улучшить жизнь «вчерашних рабов».
В фонде 209 (Алатырская женская гимназия) за 1860 - 1918 гг. (379 дел) отражен и период деятельности И.Н.Ульянова, неоднократно посещавшего данное учебное заведение и отразившего в своих отчетах состояние учебного заведения. Фонд 508 (Порецкая учительская семинария) за 1872 - 1919 гг. с 586 делами - настоящий клад для исследователя истории подготовки учительских кадров в этом крае. Здесь собраны циркуляры попечителя Казанского учебного округа, протоколы педагогических советов, учебные программы, годовые отчеты о работе семинарии, переписка об открытии семинарии, интерната при ней, приготовительного класса, об организации педагогических курсов для учителей начальных училищ Алатырского, Ардатовского, Курмыш-ского уездов, о политической настроенности учителей и учащихся, о заботе И.Н.Ульянова об устройстве на работу воспитанников Порецкой учительской семинарии, служебные письма И.Н.Ульянова за 1872 - 1879 гг.
В Государственном историческом архиве Республики Мордовия (ГИА РМ) вызывают интерес документы фонда 52 (Переписка директора народных училищ И.Н.Ульянова по поводу наследства генерала-майора Дурова), фонда 464 (Стенограмма разговора учительницы А.П.Лавровской, хорошо знавшей И.Н.Ульянова, с наркомом просвещения) и др.
Значительный по своему месту в истории имеют документы, хранящиеся в Москве в фонде 17 (Материалы секции информации организационно-инструкторского отдела ЦК КПСС) Центрального государственного архива Института марксизма-ленинизма (ЦПА ИМЛ), ныне Российский государственный российский архив социально-политической истории (РГАСПИ), Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). В последнем довольно широко представлена переписка И.Н.Ульянова и И.Я.Яковлева по открытию конкретных школ и разным аспектам педагогического процесса. Многочисленные сведения по истории конкретных школ, открытых или инспектировавшихся И.Н.Ульяновым, можно встретить в текущих архивах данных учебных заведений, особенно по юбилейным годам. По некоторым из них изданы книги и брошюры.
Таким образом, значительные пласты документов о жизни и деятельности И.Н.Ульянова имеются в фондах областных архивов Астрахани, Пензы, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Саранска, Чебоксар. Продублированные из других архивов документы сосредоточены в Казани
(НАРТ), в Москве (ГРАСПИ, ОР РГБ) и в
Ульяновске (Ленинский мемориал).
Дополнительным источником для изучения жизни и деятельности И.Н.Ульянова являются музейные фонды. Неоценимый по значению материал хранится в Научном архиве ОГУК «Ленинский мемориал» в г. Ульяновске. Здесь выделен фонд И.Н.Ульянова, где имеются фотографии, формулярные листы, награды, рукописи, переписка и другие материалы. Как отмечено выше, многие из них продублированы и перешли из других архивов России.
Материалы по данной теме имеются в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Казани, Астрахани, Пензы, Нижнего Новгорода, Чебоксар. Открыты специальные музеи, посвященные И.Н.Ульянову: в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н.Ульянова, Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова в г. Чебоксарах, в средней школе № 6 г. Ульяновска и др. Музей И.Н.Ульянова при Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова, функционирующий на 2-м этаже главного учебного корпуса, с октября 1971 г., представляет основные вехи биографии просветителя по разделам: «И.Н.Ульянов в Астрахани. 1831 - 1850)», «Студент Казанского университета. 1850 -1854)», «Учительская работа в Пензе. 1855 -1863)», «Нижегородский период педагогической деятельности И.Н.Ульянова. 1863 - 1869», «Инспектор и директор начальных училищ Симбирской губернии 1869 - 1886», «Научно-педагогическое наследие И.Н.Ульянова и современность»..
Примерно такие же разделы имеются в музее И.Н.Ульянова при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н.Ульянова (для музея на 3-м этаже основного учебного корпуса отведен широкий коридор, огражденный декоративной решеткой). Все музеи И.Н.Ульянова носят учебно-методический характер, служат всестороннему воспитанию студентов и учащихся близлежащих учебных заведений, т.е. служат прикладным материалом для новой отрасли педагогической науки - музейной педагогики.
Неоценимым по своей значимости комплексом источников по данной теме являются труды И.Н.Ульянова, как опубликованные, так и неопубликованные. Публикация их началась давно. В наиболее собранном виде они представлены в книге, составленном А.Л.Карамышевым27. В сборник включены статьи, документы, материалы, характеризующие богатое педагогическое наследие выдающегося просветителя народов
27 Ульянов И.Н. Избранное: Статьи, документы, материалы / Сост. А.Л.Карамышев. - Саратов: 1983.
Поволжья. Из 57 документов, вошедших в сборник, 36 опубликованы впервые. Всего к данному времени, по подсчетам составителя, доктора педагогических наук, профессора А.Л.Карамы-шева, было выявлено около 300 различных работ И.Н.Ульянова, в том числе 262 опубликованы в различных изданиях, 33 - еще не опубли-кованы28. По всему очевидно, что выявление работ просветителя народов Поволжья должно быть продолжено. Труды И.Н.Ульянова дают достаточное представление о его философских, педагогических и общественно-политических идеях, взглядах и воззрениях.
Сборники законодательных документов позволяют следить за событиями изучаемых лет, устанавливать истину, при необходимости выверять точность изложения и соответствия в изданных трудах. По данной теме издавались региональные тематические сборники документов, позволяющие охватить более широкий круг источников, в том числе ранее не опубликован-ных29. Они позволяют глубже входить в тему, шире раскрывать отдельные аспекты многогранной просветительской деятельности педагога-новатора И.Н.Ульянова в условиях многонационального Поволжья.
Особый круг источников составляют воспоминания современников И.Н.Ульянова: прежде всего членов его семьи А.И.Ульяновой-Елизаровой, М.И.Ульяновой, Д.И.Ульянова, Н.К.Крупской, бывшего учащегося Пензенского дворянского института П.Ф.Филатова, бывших учащихся Нижегородской мужской гимназии М.А.Карякина, А.Садовского, В.Г.Арнольда, сослуживцев и соратников по симбирскому периоду деятельности В.Н.Назарьева, И.Я.Хрис-тофорова, А.С.Кабанова, А.А.Красева, С.С.Медведкова, А.П.Покровского, В.И.Анненкова, П.П.Малеева, В.А.Калашникова, И.Я.Яковлева, Д.И.Деларова, В.В.Кашкада-мовой, Р.А.Преображенского, С.М.Сахарова, К.И.Муравьевой, А.А.Родионовой, П.И.Краде-нова, В.Ф.Кашкарова, А.А.Орловой, И.М.Столетова, И.С.Смирнова, П.А.Орловой, Е.Е.Нагаева, А.П.Лавровской, К.М.Никонова и др.30. Они позволяют более осязаемо коснуться к той эпохе, как бы чувствовать дыхание тех лет, когда взбудораженная либеральными реформами многонациональная Россия ускоренными шагами двигалась по пути капиталистического прогресса.
При использовании этого вида источников следует относиться к ним критически, ибо мно-
28 Ульянов И.Н. Избранное:.... - С. 229 - 247.
29 И.Н.Ульянов в Пензе: Сб. документов и материалов / Сост. А.Ф.Курицына. - Пенза : 1981; Просветитель чувашского народа: Сб. документов и материалов / Сост.
В.И.Кудявнин; ред. и автор предисловия Т.С.Сергеев. -Чебоксары: 2006.
гие из них были написаны по истечении порядочного количества лет, поэтому некоторые факты и детали могли быть забыты или переданы в искаженном виде. В таких случаях большую помощь оказывают материалы периодической печати изучаемого периода, позволяющие находить сведения и факты, которые по другим каналам не всегда можно отыскать. Так, много дают исследователю журналы второй половины XIX в. «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Русский архив», «Неделя», «Журнал Министерства народного просвещения», «Циркуляры Казанского учебного округа», «Известия Казанской епархии», «Православный собеседник Казанской духовной академии», газеты «Правительственный вестник», «Современность», «Новое время», «Волжский вестник», «Волжско-камское слово», «Симбирские губернские ведомости», «Земская газета», «Голос», статьи и корреспонденции из которых помогают конкретнее представить эпоху, войти в мир мыслей и забот людей изучаемого времени
Конкретизации отдельных фактов из жизни И.Н.Ульянова, их истолкованию помогают публикации в периодической печати XX - XXI вв.: в журналах «Народное образование», «Советская педагогика», «Педагогика», «Семья и школа», «Таван Атал» (Родная Волга) (на чув. яз.), в газетах «Правда», «Москвичка», «Учительская газета», «Ульяновская правда», «Горьковская правда», «Горьковский рабочий», «Советская Чувашия», «Советская Мордовия», «Советская Татария», «Ульяновец», «Педвузовец» и др. К вспомогательным источникам по данной теме можно отнести различные энциклопедии, справочники, словари, указатели литературы и т.п., являющиеся плодом труда десятков и сотен исследователей, особенно краеведов, «пе-релопативающих» в ходе научных поисков «горы литературы».
Подробное и глубокое изучение источников позволяет дать правдивую картину научно-педагогической деятельности И.Н.Ульянова и его современников, дать отпор необъективным искажениям и сознательным измышлениям злопыхателей, исходящих из общей оценки советской системы, которая развалилась через семь десятилетий в силу ряда внутренних и внешних причин. Нам наш взгляд, независимо от нелицеприятного отношения к Ленину, подходы к оценке его отца должны быть с учетом всей его научно-педагогической работы. А она заслуживает особого внимания и соответствующей, далеко не отрицательной, оценки. В этом исследователям призваны помочь конкретные факты30.
30 И.Н.Ульянов в воспоминаниях современников: Сб. / Сост. А.Л.Карамышев. - 2-е изд. - М.: 1989. - С. 56 -383.
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL LEGACY OF I.N.ULIANOV IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL DEVELOPMENT OF PEOPLES OF MULTIETHNIC VOLGA REGION: WRITINGS AND SOURCES
© 2011 T.S.Sergeev
I.Y.Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary
The article reviews literature about life and pedagogical and scientific activity of the educator-democrat I.N.Ulyanov (1831 - 1886), his role in the cultural and educational development of the Volga region ethnic groups during the period when he was the inspector and head of national schools in the region of Simbirsk. The main sources of information are described.
Key words: national school, fostering, teacher, inspector, head of national schools, region of Simbirsk, I.N.Ulyanov, museums, archive, memoirs, monograph, thesis, symposium.
Tikhon Sergeevith Sergeev, Professor of Motherland and Region History Science Department. E-mail : tikhon-sergeev@yandex. ru