УДК 343.851 ББК 67.308
УЛИЧНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРИЧИНЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
НИКИТА ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛУБЫХ,
кандидат юридических наук, доцент начальник кафедры криминологии и исполнительного права Уральского юридического института МВД России E-mail: golubih@ural-mvd.ru ВСЕВОЛОД АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧАШНИКОВ, кандидат юридических наук доцент кафедры криминологии и исполнительного права Уральского юридического института МВД России E-mail: seva123@e1.ru
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются основные показатели уличной преступности (состояние, динамика и структура), дается прогноз развития уличной преступности, предлагается перечень общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на совершенствование системы предупреждения уличной преступности Свердловской области.
Ключевые слова: преступность, уличная преступность, борьба с преступностью, предупреждение преступности, показатели преступности, причины преступности.
Annotation. The article examines the main indicators of street crime (status, dynamics and structure), given the forecast for the development of street crime, we offer a list of General social and specially-criminological measures aimed at improving the system of prevention of street crime Sverdlovsk region.
Keywords: crime, street crime, crime, crime prevention, crime rate, the causes of crime.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, установлено, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. При этом Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма,
других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации [4].
Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности дея-
тельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений [2, с. 24].
Своевременное осуществление деятельности по предупреждению преступности в Российской Федерации позволит обеспечить решение других проблем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных) [6, с. 78-80].
Одним из наиболее ярких проявлений современной преступности выступают преступления, совершаемые на улицах. Повышенный общественный резонанс, сопровождающий факты совершения уличных преступлений выступает одним из наиболее значимых факторов формирования общественного мнения о состоянии правопорядка в стране и деятельности органов внутренних дел в целом [3, с.3].
Под уличной преступностью понимается система преступлений, проявляющаяся на открытой для доступа части инфраструктурной территории населенного пункта (характеризующейся неравномерностью социального контроля, преобладающей анонимностью поведения) и требующая специфических государственных антикриминогенных мер воздействия. Уличная преступность как системное явление имеет ряд закономерностей возникновения, развития, функционирования, зависящих от характеристик городов, общего уровня их развития, социально-демографических особенностей населения, как социальное явление во многом связана с элементом случайности [8, с. 110].
Состояние анализируемого вида преступности в Российской Федерации определяется общим количеством зарегистрированных преступлений, а также числом лиц, их совершивших, на конкретной территории за календарный год. Так, в 2014 г. было зарегистрировано на улицах, площадях, в парках и скверах 480880 (+3,7%) преступлений, в том числе: 1517 (-2,1%) убийств и покушений на убийство, 7361 (-2,8%) случай умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 745 (+7,3%) изнасилований и покушений на изнасилование, 201237 (-1,6%) краж, 42090 (-18,8%) грабежей, 5360 (-18,3%) разбойных нападения, 2761 (-10,6%) случай хулиганства, 55323 (+43,6%) случая незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, психотропных веществ. Удельный вес уличной преступности на территории Российской Федерации за 2014 год соста-
вил 22,2%. Всего за период с 2010 по 2014 год было зарегистрировано 2220917 преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах [10].
Динамика исследуемой преступности за последние шесть лет, в целом, характеризуется ростом, но в отдельные периоды, в том числе и в 2013 году, — незначительным спадом: так, в 2010 г. было зарегистрировано — 397870 преступлений, в 2011 г. — 412406 (+3,7%), в 2012 г. — 466076 (+13%), в 2013 — 463685 (-0,5%). Рост зарегистрированных преступлений на улицах, площадях, в парках и скверах с 2010 г. по 2014 г. составил 83010 преступлений (т.е. произошло увеличение уличной преступности примерно в 1,2 раза) [10].
В Свердловской области количество зарегистрированных преступлений анализируемой категории составило в 2014 году 17104, что представляет 24,6% от общего числа преступлений, зарегистрированных на территории региона (69647). В 2014 году в регионе совершено 4290 тяжких и особо тяжких преступлений на улицах, площадях, в парках и скверах, что составляет 25% от общего числа преступлений анализируемой категории. Наиболее часто на улицах совершаются кражи — 6971 преступление, что составляет 40,8% в общей структуре. Следующим по распространенности уличным преступлением является грабеж — 1287 (7,5%) [9].
В 2010 году на территории Свердловской области было выявлено 18051 преступление рассматриваемой категории, что составило 18,7% в общей структуре преступности (96422 преступления). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в 2010 году составил 28,2% (5103 преступления). Кражи (5847) и грабежи (3847) заняли лидирующие позиции в 2010 году в структуре уличной преступности, третьим по численности было причинение тяжкого вреда здоровью (3491) [9].
В 2011 году на территории Свердловской области было выявлено 13127 преступлений анализируемой группы, что составило 16,9% в общей структуре преступности (77347 преступлений). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в 2011 году составил 28,6% (3765 преступлений). Кражи (4654) и грабежи (2217) заняли лидирующие позиции и в 2011 году, на третье место переместились угоны (917) [9].
В 2012 году на территории Свердловской области на улицах, площадях, в парках и скверах было выявлено 13793 преступления рассматриваемой категории, что составило 19,2% в общей структуре преступности (71549 преступлений). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в 2012 году составил 24,5% (3393 преступления). Самыми распространенными
стали кражи (5525), грабежи (2153) и угоны (973) [9].
В 2013 году в Свердловской области количество зарегистрированных преступлений анализируемой категории составило 16345, что представляло 23,6% от общего числа преступлений, зарегистрированных на территории региона (69231). В 2013 году в регионе было совершено 3940 тяжких и особо тяжких преступлений на улицах, площадях, в парках и скверах, что составило 24,1% от общего числа преступлений анализируемой категории. Наиболее часто на улицах совершались кражи — 7221 преступление, что составило 44,1% в общей структуре. Следующим по распространенности уличным преступлением являлся грабеж — 2041 (12,4%) [9].
Таким образом, характеризуя динамику уличной преступности на территории Свердловской области за истекшие четыре года, можно отметить снижение количества преступлений анализируемой категории в 2011 году на 4924 преступления (-27,2%), небольшой рост в 2012 году на 666 преступлений (+5%), достаточно существенное увеличение в 2013 году на 2552 преступления (+18,5%) и незначительное повышение
в 2014 — на 759 преступлений (+4,6%). Всего за четыре года уличная преступность на территории региона снизилась на 947 преступлений (-5,2%). Можно отметить увеличение за истекший период удельного веса уличной преступности в общей структуре преступности в Свердловской области (+5,8%). На 813 преступлений уменьшилось за четыре года количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах (-15,9%). Кроме того, можно отметить снижение удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений в общей структуре уличной преступности на 3,3%. Кражи и грабежи являются наиболее часто совершаемыми на улице преступлениями в течение всех пяти лет, однако если по грабежам наблюдается снижение количества зарегистрированных преступлений (-66,5%), то по кражам — рост (+19,2%). Существенное снижение за пять лет наблюдается по причинению тяжкого вреда здоровью (-90,9%). Примерно на одном уровне находится количество угонов, которые в последние четыре года занимают третье место в общей структуре уличной преступности региона (таблица 1).
Таблица 1
Информация о состоянии уличной преступности на территории Свердловской области за период с 2010 по 2014 гг.
2010 2011 2012 2013 2014
Количество преступлений, зарегистрированных в общественных местах 20825 15686 19072 22783 27375
Количество преступлений, зарегистрированных на улице 18051 13127 13793 16345 17104
Из них:
Тяжких и особо тяжких 5103 3765 3393 3940 4290
Убийств 66 69 50 69 74
Причинения тяжкого вреда здоровью 3491 304 320 343 316
Грабежей 3847 2217 2153 2041 1287
Разбойных нападений 300 233 287 306 159
Хулиганств 112 60 81 104 65
Краж 5847 4654 5525 7221 6971
Угонов 1056 917 973 1055 843
На состояние уличной преступности оказывает негативное влияние ряд региональных факторов экономического, социального, политического, демографического и географического характера:
международный финансовый кризис и безработица;
резкое расслоение населения по имущественному признаку;
слабая социальная защищенность граждан, низкий уровень жизни отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области, и, как следствие, высокий уровень социальной напряженности; неравномерная плотность населения на территории Свердловской области и концентрация основной части населения в крупных индустриальных центрах;
нерегулируемое перемещение сельского населения в города из-за распада агропромышленного комплекса;
низкий антикриминогенный гражданский потенциал, заключающийся не просто в снижении доверия к правоохранительным органам, но и в ослаблении толерантного отношения граждан к правоохранительной деятельности и ее результатам;
сохранение значительного числа негативных фоновых явлений, в частности проституции, бродяжничества, игромании, наркотизма и алкоголизма;
низкий уровень образования лиц, совершающих преступления; слабая организация досуга несовершеннолетних, недостаточное количество спортивных секций (в силу климатических условий отсутствует возможность занятий видами спорта на открытой местности), слабая пропаганда здорового образа жизни и низкая доступность бесплатного образования; высокая концентрация исправительных учреждений, а соответственно, и лиц, ранее судимых, то есть контингента, традиционно используемого в освоении территорий и природных ресурсов региона и находящегося в сложных условиях постпенитенциарной адаптации;
наличие в ряде районов региона благоприятных условий для рынков сбыта наркотиков и удобного транзита для наркокурьеров; интенсивная миграция и активное освоение территории гражданами ближнего и дальнего зарубежья;
высокая мобильность и плотность населения мегаполисов; обезличенность и анонимность поведения на улицах городов; архитектура, планировка городских кварталов; недостаток социального контроля уличного пространства; несовершенство в организации работы отдельных социальных предприятий и учреждений; недостаточная освещенность улиц, информа-
ционность уличных указателей; небольшое количество камер видеонаблюдения в местах массового пребывания людей [7, с. 149-151].
В связи с вышеизложенным, можно предложить два варианта прогноза развития криминальной ситуации на улице на среднесрочную перспективу.
Один из них оптимистический, предполагающий снижение степени влияния негативных факторов на ситуацию на улицах, площадях, в парках и скверах.
В соответствии с данным сценарием развития ситуации не следует ожидать существенного роста уличной преступности в Свердловской области, ее значительное увеличение в 2013 году не нужно рассматривать как тенденцию, а, скорее, следует считать результатом изменения методики подсчета ее показателей. Соответственно, в ближайшие пять лет будет наблюдаться постепенное снижение показателей уличной преступности, как и понижение ее доли в общей преступности региона.
Скорее всего, продолжит свое развитие и наметившаяся тенденция по изменению в лучшую сторону характера уличной преступности в регионе. Продолжит сокращаться удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, примерно на 0,5-1,5% ежегодно, что к 2018 году должно привести к показателю около 19%.
Вполне вероятно сокращение показателей основных преступлений, образующих структуру уличной преступности. Так, продолжится снижение количества уличных грабежей на 5% ежегодно, что приведет к 2018 году к показателю примерно в 1580 преступлений. Возможны незначительные колебания показателей убийств, причинения вреда здоровью, разбойных нападений, хулиганства, угонов. Скорее всего, не удастся переломить ситуацию увеличения числа совершаемых на улицах краж чужого имущества, что к 2018 году, возможно, приведет к показателю в 9000 таких преступлений.
Структура уличной преступности в Свердловской области в ближайшие пять лет вряд ли изменится, по-прежнему будут преобладать имущественные преступления, прежде всего кражи.
Второй вариант прогноза — пессимистический, предполагающий усиление степени влияния ранее перечисленных негативных факторов экономического, социального, демографического, политического характера.
В этом случае продолжится рост уличной преступности. При этом если учитывать динамику последнего периода, возможно возрастание показателей на 1819% ежегодно, что к 2018 году приведет к показателю, превышающему 38000 преступлений. Возрастет и доля преступлений, совершаемых на улицах, в об-
щей структуре преступности Свердловской области. Замедлится снижение удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений в общей структуре уличной преступности. Наметится прирост преступлений данных категорий, причем если учитывать годовой прирост в 2014 году — на 8,9% ежегодно.
Если сравнивать только показатели 2013 и 2012 годов, то можно обнаружить рост показателей почти всех основных преступлений, образующих уличную преступность. Если рассматривать данный факт как наметившуюся тенденцию, то к 2018 году можно спрогнозировать увеличение количества совершаемых на улицах убийств до 342 преступлений (+38% ежегодно), причинения тяжкого вреда здоровью — до 479 преступлений (+7% ежегодно), разбоев — до 407 преступлений (+6% ежегодно), хулиганства — до 354 преступлений (+28% ежегодно), краж — до 26808 преступлений (+30% ежегодно), угонов — до 1548 преступлений (+8% ежегодно).
Существующая система специально-криминологических мер предупреждения уличных преступлений и практика их применения субъектами профилактики не обеспечили вытеснение преступников с улиц и поэтому нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом механизма детерминации современной уличной преступности.
С внедрением новых информационно-телекоммуникационных технологий и иных инновационных методов профилактики в деятельности органов внутренних дел возрастает насыщенность сферы охраны общественного порядка, что вызывает необходимость получения новых научных знаний, направленных на повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел и других субъектов профилактики уличной преступности.
Анализ накопленного опыта применения органами внутренних дел и другими субъектами профилактики специально-криминологических мер по предупреждению уличных преступлений позволил сделать ряд обобщений и теоретических выводов, направленных на осмысление содержания этих профилактических мероприятий, их систематизацию, разработку предложений и рекомендаций по их совершенствованию.
Для исключения развития ситуации по подобному сценарию необходимо предпринять ряд мер, направленных на предупреждение роста уличной преступности:
1. Введение и совершенствование работы аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» [1].
2. Увеличение количества нарядов патрульно-постовой службы полиции на территории обслуживания и оптимизация маршрутов патрулирования в зависимо-
сти от времени суток, дня недели, конкретных дат и т.д.
3. Оснащение подразделений пагрульно-постовой службы полиции современными средствами связи и коммуникации, специальными средствами, транспортом.
4. Оборудование всех улиц освещением, а также продление времени его работы ночью.
5. Установка систем видеонаблюдения и сокращение времени работы увеселительных заведений.
6. Оснащение технических объектов средствами связи с полицией;
7. Активное привлечение населения к патрулированию улиц посредством возвращения народных дружин в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [5].
8. Виктимологическая профилактика и работа с населением в отношении того, как не стать жертвой уличного преступления, в том числе в школах, детских досуговых учреждениях и прочее [11, с. 66-74].
9. Осуществление работы по социальной адаптации лиц, отбывших наказание за преступления, совершенные на улицах.
10. Совершенствование методов превентивной работы с лицами, склонными к совершению преступлений на улицах, а равно по выявлению таких лиц.
Таким образом, комплексное воздействие на материальную окружающую среду вкупе с виктимологиче-ской профилактикой позволит не только значительно сократить число уличных преступлений, но и повысить эффективность работы органов внутренних дел по их предупреждению.
Литература
1. Екатеринбург — безопасный город [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ekburg.ru/officially/ strategy_plan/strat_text/razdel3/napravlenie_7/safe_city/ (дата обращения: 30.06.2015).
2. Лебедев С. Я. О стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел / С.Я. Лебедев // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: материалы международ. науч.-практ. конф. — М.: ВНИИ МВД России, 2006.
3. Лукиных И. Д. Уличная преступность и ее предупреждение: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / И.Д. Лукиных. — Москва, 2009.
4. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (с изм. от 1 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). — 2009. — № 20. — Ст. 2444.
5. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 44-ФЗ (изм.) // СЗ РФ. — 2014. — № 14. — Ст. 1536.
6. Петрова Т. А. Проблемы взаимодействия подразделений органов внутренних дел с другими субъектами государственного предупреждения преступлений и иных правонарушений: межведомств. круглый стол // Административное право и процесс. — 2012. — № 2.
7. Рачкова Н.М. Изменение материальной окружающей среды как один из факторов борьбы с уличной преступностью / Н.М. Рачкова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 4.
8. Савоськина Т.Н., Боровая С.А. Понятие и криминологическая характеристика уличной преступности / Т.Н. Савоськина, С.А. Боровая // Право и безопасность. — 2010. — № 1(34).
9. Состояние преступности в Свердловской области: сборник статистических материалов ГУ МВД по Свердловской области. — Екатеринбург, 2015.
10. Состояние преступности в Российской Федерации. Сайт МВД России [Электронный ресурс]. — URL: https://mvd.ru/reports/item/3566984/ (дата обращения: 30.06.2015).
11. Юзиханова Э.Г., Заремба Е.С. Виктимологи-ческая профилактика уличной преступности (по материалам тюменской области) // Э.Г. Юзиханова, Е.С. Заремба // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2011. — № 16.
Reference
1. Ekaterinburg — bezopasnyj gorod [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.ekburg.ru/officially/ strategy_plan/strat_text/razdel3/napravlenie_7/safe_city/ (data obrashheniya: 30.06.2015).
2. Lebedev S. Y. O strategii preduprezhdeniya prestupnosti organami vnutrennikh del / S.Y. Lebedev // Profilakticheskaya deyatelnost gosudarstva kak odno iz osnovnykh sredstv sderzhivaniya prestupnosti v Rossijskoj
Federatsii: materialy mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. — M.: VNII MVD Rossii, 2006.
3. Lukinykh I. D. Ulichnaya prestupnost' i ee preduprezhdenie: diss. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08 / I.D. Lukinykh. — Moskva, 2009.
4. O strategii natsionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii do 2020 goda: ukaz Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g. № 537 (s izm. ot 1 iyulya 2014 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii (dalee — SZ RF). — 2009. — № 20. — St. 2444.
5. Ob uchastii grazhdan v okhrane obshhestvennogo poryadka: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federatsii ot 2 aprelya 2013 goda № 44-FZ (izm.) // SZ RF. — 2014. — № 14. — St. 1536.
6. Petrova T. A. Problemy vzaimodejstviya podrazdelenij organov vnutrennikh del s drugimi sub"ektami gosudarstvennogo preduprezhdeniya prestuplenij i inykh pravonarushenij: mezhvedomstv. kruglyj stol // Administrativnoe pravo i protsess. — 2012. — № 2.
7. Rachkova N.M. Izmenenie material'noj okruzhayushhej sredy kak odin iz faktorov bor'by s ulichnoj prestupnost'yu / N.M. Rachkova // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ehkonomicheskoj akademii. — 2012. — № 4.
8. Savoskina T.N., Borovaya S.A. Ponyatie i kriminologicheskaya kharakteristika ulichnoj prestupnosti / T.N. Savoskina, S.A. Borovaya // Pravo i bezopasnost. — 2010. — № 1(34).
9. Sostoyanie prestupnosti v Sverdlovskoj oblasti: sbornik statisticheskikh materialov GU MVD po Sverdlovskoj oblasti. — Ekaterinburg, 2015. 10. Sostoyanie prestupnosti v Rossijskoj Federatsii. Sajt MVD Rossii [EHlektronnyj resurs]. — URL: https://mvd.ru/ reports/item/3566984/ (data obrashheniya: 30.06.2015).
11. Yuzikhanova EH.G., Zaremba E.S. Viktimologicheskaya profilaktika ulichnoj prestupnosti (po materialam tyumenskoj oblasti) // EH.G. Yuzikhanova, E.S. Zaremba // YUridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. — 2011. — № 16.