УДК 343.9.018 ББК 67.511
Л.М. Прозументов
доктор юридических наук, профессор, Томский государственный университет
Н.М. Рачкова
Томский государственный университет
уличная преступность: понятие, характеристика и профилактика
Уличная преступность является одним из наиболее опасных и латентных видов преступности. В зависимости от ее состояния формируется психологический климат в стране и отношение населения к государственной власти и органам уголовной юстиции. Авторами данное явление рассмотрено как самостоятельный вид преступности, включающий совокупность уголовно наказуемых деяний, совершенных на открытой и свободной для доступа в любое время года и суток территории, имеющей своим назначением транзитную либо досуговую функцию. Приведены криминологические показатели данного вида преступности в России и в трех субъектах РФ, входящих в Сибирский федеральный округ (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край), такие как коэффициент уличной преступности на 100 тыс. человек, изменение структуры и удельный вес уличной преступности. Отмечен рост показателей уличной преступности как в стране в целом, так и в отдельных субъектах РФ. Дана характеристика личности уличного преступника, его социально-демографические, социально-ролевые, нравственно-психологические признаки. Установлено, что уличные преступники в основном представляют собой молодых людей с антиобщественной установкой, сформировавшейся на фоне употребления алкоголя или наркотиков, ведущих паразитический образ жизни. Затрагиваются вопросы детерминации уличной преступности, при этом обращается внимание на такие наиболее значимые факторы, как кризис в экономической, культурной, духовной, правовой сферах жизнедеятельности общества. В специально-криминологической профилактической деятельности предлагается больше внимания уделять виктимологической профилактике, организации и работе добровольных народных и казачьих дружин, воздействию на окружающую материальную среду, в том числе путем установки дополнительного городского освещения, камер наружного наблюдения, кнопок связи с полицией. При этом наиболее криминогенные зоны в городе предлагается выявлять не только на основе анализа оперативной информации правоохранительных органов, но и на основе опроса граждан о том, какие места в городе они считают наиболее опасными.
Ключевые слова: уличная преступность; структура уличной преступности; латентность уличной преступности; личность уличного преступника; общесоциальная профилактика; вик-тимологическая профилактика.
Street crime is one of the most dangerous and latent types of crime. Depending on its condition develops psychological climate in the country and people's attitude to the government and penal justice agencies. The authors studied current phenomenon as an independent type of crime that includes complex of punishable offenses committed at an open and easily accessed in any season and and time
L.M. prozumentov
Doctor of Law, Professor, Tomsk State University N.M. Rachkova
Tomsk State University
street crime: definition, characteristics and prevention
of day territory that is meant for transition and leisure function. The paper discovers criminological data on current type of crime in Russia and 3 constituent entities that belong to the Siberian Federal District (Irkutsk Oblast, Republic of Buryatia, Zabaykalsky Krai). Those data include street crime index per 1000 people, structural changes and percentage of street crime. The paper discloses increase in street crime in the country in a whole and in different constituent entities. The article presents characteristics of a street criminal, his sociodemographic, socio-role and moral-psychological patterns. The author states that street criminals are mostly young people that live a parasitic way of life with an antisocial mindset that has developed secondary to alchohol and drug comsuption. The paper also touches upon determinants of street crime paying attention to these most important factors: crisis in economic, cultural, moral and legal living environments. In special criminologic prevention activity the author suggests giving more attention to victimological prevention, organization of voluntary public and Cossack troops, improvement of material environment including additional public lighting, outdoor surveillance cameras, alarm buttons. And the most criminogenic places of cities are to be found not only basing on law-enforcement agencies' intelligence but also on citizens' survey about what parts of city they think to be the most dangerous.
Key words: street crime; street crime structure; street crime latency; street criminal personality; all-social preventio; victimological prevention.
Уличная преступность рассматривается многими исследователями в качестве одного из наиболее опасных видов преступности. Это обусловлено тем, что во многом ситуация на улицах больших и малых населенных пунктов формирует психологический климат для проживающего в них населения, способствует формированию оценки криминальной ситуации в конкретном населенном пункте, регионе, стране как благоприятной или неблагоприятной, влияет на формирование мнения населения о деятельности не только органов уголовной юстиции, но и государственной власти в целом. В этой связи становится очевидной необходимость изучения региональных аспектов уличной преступности, поскольку региональные особенности нередко выступают в качестве детерминантов конкретных криминальных проявлений.
Сибирский федеральный округ традиционно, наряду с Уральским и Дальневосточным федеральными округами, входит в число «лидеров» среди всех федеральных округов страны по показателям зарегистрированной преступности. Несмотря на невысокую плотность населения, далеко не самую большую его численность, основные показатели преступности в Сибирском федеральном округе значительно выше аналогичных показателей в целом по Российской Федерации. Данное обстоятельство, по мнению некоторых исследователей [1], обусловливает отток населения из многих регионов, входящих в Сибирский федеральный округ.
В криминологической литературе справедливо отмечается, что «самый большой страх населения перед преступностью возникает от криминальных посягательств на улицах. Они, с одной стороны, демонстрируют открытый вызов преступников обществу и государству, с другой стороны, ставят жертвы преступлений в наиболее незащищенное положение. В этом сочетании обстоятельств основной источник страха. Боязнь выходить на улицы в дневное и особенно в вечернее и ночное время - один из характерных признаков криминальных стран, городов, населенных пунктов» [4, с. 25]. На необходимость усиления мер по обеспечению правопорядка в общественных местах указал в своем выступлении на заседании расширенной коллегии Министерства внутренних дел 8 февраля 2013 г. Президент РФ Владимир Путин. Он отметил: «Порядок на улицах городов, поселков, во дворах и подъездах, в парках, вокруг школ - именно с этого начинается ощущение личной безопасности каждого гражданина, его семьи, его детей» [6, с. 2].
Уличная преступность имеет ряд особенностей, которые позволяют рассматривать ее в качестве самостоятельного вида преступности. В субъектах РФ, входящих в Сибирский федеральный округ, она имеет свои показатели состояния, структуры, динамики, однако механизм образования уличных преступлений одинаков на любой территории. Одним из элементов этого механизма является совершение уличного преступления в зависимости от ситуации, складывающейся на улице.
Уличные преступления представляют собой разнородные деяния, предусмотренные различными статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ. Однако все они имеют объединяющий признак - место совершения преступления, а именно улица. При этом под понятием «улица» мы понимаем открытую и свободную для доступа в любое время года и суток территорию, имеющую транзитную либо досуговую функцию, т.е. понятие «улица» включает в себя как территориальные признаки, так и функциональные. Отличие от иных общественных мест происходит по признаку открытости пространства. Таким образом, уличная преступность представляет собой самостоятельный вид преступности, включающий совокупность уголовно наказуемых деяний, совершенных на открытой и свободной для доступа в любое время года и суток территории, имеющей своим назначением транзитную либо досуговую функцию, обеспеченную неравномерным социальным контролем в условиях анонимности общения индивидов.
Криминологический анализ уличной преступности в Байкальском регионе свидетельствует, что ее доля в общем числе зарегистрированных преступлений составляет в последние годы 17-20 %. Несмотря на разное число зарегистрированных уличных преступлений, характеризующих объем данного вида преступности, другой показатель состояния уличной преступности - коэффициент - примерно одинаков в исследованных регионах и превышает общероссийский показатель в 1,2 раза.
Структуру преступлений, совершаемых на улице, в исследуемом регионе составляют преступления против собственности (кражи, грабежи, разбои), хулиганство, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Динамика уличной преступности как в России, так и в исследуемом регионе во многом сходна: наблюдается стабильный рост уличных преступлений в абсолютных и относительных показателях, увеличивается удельный вес имущественных преступлений в структуре уличной преступности, в частности за счет краж. Показатели прироста уличных краж в исследуемом регионе существенно превышают среднероссийские показатели.
Материалы исследования свидетельствуют, что в основном уличные преступления совершаются на улицах возле домов, зданий (77,6 %), на остановках общественного транспорта (6,9 %), пустырях (5,2 %), открытых
рынках (3,4 %), в парках и скверах (1,7 %). При этом наиболее характерным для совершения уличных преступлений временем суток является время с 18 часов до полуночи (48,8 %), а также с 12 до 18 часов (31,9 %).
Проведенное нами исследование позволяет говорить о высоком уровне латентности уличной преступности, что обусловлено, с одной стороны, низкой эффективностью деятельности органов уголовной юстиции, с другой -крайне низкой активностью населения в сфере предупреждения преступлений, совершаемых на улице, которое предпочитает не заявлять об известных им уличных преступлениях. Причины такого отношения населения к преступлениям, совершенным на улицах, разные, но доминирующим является недоверие населения к органам уголовной юстиции (прежде всего к полиции).
В этой связи безусловный интерес представляют результаты изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, проведенного в 2010 г. МВД России. Исследование показало, что в 2010 г. доля россиян, полагающих, что жизнь в стране в последние пять-шесть лет стала опаснее, составила 52 %, а почти 12 % россиян высказали опасения стать жертвами произвола со стороны правоохранительных органов.
По индексу криминологической тревоги два исследуемых нами региона относятся к регионам с очень высоким его значением: Иркутская область - 28,23 (третий показатель в стране после г. Москвы и Республики Дагестан), Республика Бурятия - 26,74 (девятый показатель в стране), а Забайкальский край - к регионам с высоким значением индекса - 22,73. По индексу криминогенности Иркутская область и Республика Бурятия относятся к регионам с высоким значением индекса, а Забайкальский край - с очень высоким.
По индексу оценки населением деятельности ОВД по обеспечению личной безопасности Забайкальский край относится к регионам с очень низким значением индекса, Иркутская область и Республика Бурятия - к регионам с низким значением индекса. По интегральному индексу «Уровень безопасности личности от противоправных посягательств» Иркутская область относится к регионам с очень высоким значением индекса, а Республика Бурятия и Забайкальский край - к регионам с высоким значением индекса.
Криминологическая характеристика личности уличного преступника имеет большое значение для организации профилактической деятельности. Исследование показало, что уличные преступники - это, как правило, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет с антиобщественной установкой, сформировавшейся на фоне употребления алкоголя или наркотиков. При этом, несмотря на то что лица, совершившие преступления на улицах, являются наиболее экономически активной частью населения, они в большинстве своем нигде не работают и не учатся. Те немногие, имевшие работу на момент совершения преступления, являлись представителями низкоквалифицированных профессий. Отметим, что из лиц, которые нигде не работали, 85,3 % не устраивались на работу из-за нежелания трудиться. Эти лица вели, как правило, паразитический образ жизни, многие из них жили на деньги родственников и на средства, добытые преступным путем. Немногие из них - 5,9 % - не могли трудоустроиться из-за плохого состояния здоровья (в большинстве случаев это были такие тяжелые заболевания, как ВИЧ, гепатит, либо серьезные психические отклонения). Около 9 % изученных нами уличных преступников были уволены с предыдущего места работы из-за нарушений трудовой дисциплины (прогулы, употребление алкоголя и наркотиков). Из лиц, которые работали, 43,5 % были устроены официально, а 56,5 % - неофициально.
В ходе исследования было установлено, что каждый третий несовершеннолетний сам перестал посещать учебное учреждение из-за нежелания учиться. Почти половина несовершеннолетних, совершивших преступления на улице (46,2 %), не смогли продолжить обучение из-за того, что были осуждены за то или иное преступление. Еще 23 % были отчислены из учебного заведения за неуспеваемость. В соответствии с действующим законодательством РФ информация о таких несовершеннолетних должна передаваться руководством учебных заведений в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в подразделения (отделы) по делам несовершеннолетних органов внутренних дел для усиления контроля за ними и предупреждения совершения ими правонарушений и преступлений. Таким образом, можно утверждать, что значительное число лиц, совершивших преступления на улицах, представляют собой
наиболее активную, работоспособную часть населения со сформировавшимися взглядами и установками.
Детерминация уличной преступности имеет комплексный, многоуровневый характер. Наиболее значимыми факторами, но недостаточно учитываемыми государством, являются кризисные процессы в экономической, культурной, духовной, правовой сферах жизнедеятельности общества. Эти процессы во многом обусловливают такие существующие в настоящее время негативные социальные явления, как алкоголизм, наркомания, бродяжничество и т.п., которые в криминологии рассматриваются как фоновые по отношению к преступности явления. Исследование показало, что каждое третье уличное преступление совершалось в состоянии алкогольного опьянения (37 %). Типичный мотив совершения уличного преступления - удовлетворение потребности в приобретении спиртных напитков или наркотических средств. Для лиц, совершающих преступления на улицах, было характерно наличие вредных привычек и зависимостей: 40,7 % злоупотребляли спиртными напитками, 28,3 % употребляли наркотики. При этом удельный вес женщин, имевших вредные привычки, составил 6 %, удельный вес несовершеннолетних - 13 %. Это явление особенно характерно для депрессивных городов, где употребление алкоголя и наркотиков усугубляется невозможностью реализовать себя в иных сферах жизнедеятельности. В этой связи одним из основных направлений в предупреждении уличной преступности следует считать улучшение социальных условий жизни населения, включая повышение уровня его доходов, снижение дифференциации населения по доходам, работу с молодежью и подростками, формирование положительного имиджа государственной власти и органов уголовной юстиции. Кроме того, должное внимание нужно уделять профилактике на стадии «постпреступной» деятельности, т.е. работе с лицами, уже совершившими преступления, с целью предупреждения рецидива преступлений [5, с. 177]. Это направление является чрезвычайно важным, поскольку более половины из уличных преступников на момент совершения преступления ранее уже были судимы (53,5 %), часто за аналогичные уличные преступления.
Предупреждение уличной преступности может быть эффективным при условии привлечения населения к предупреждению дан-
ного вида преступности. Формы организации населения могут быть различными: добровольные народные дружины, которые, кстати, воссозданы в большинстве регионов страны, студенческие (молодежные) оперативные отряды, общественные помощники участковых инспекторов и др.
Привлекая население к охране правопорядка на улицах, органы власти (государственной, муниципальной) реализуют двойную функцию: с одной стороны, повышают уровень социального контроля на улицах и тем самым снижают криминогенный потенциал уличного пространства, а с другой стороны, повышают правосознание граждан, степень их гражданской ответственности, формируют правильные социальные взгляды, позволяют населению почувствовать свою причастность к работе органов уголовной юстиции. Кроме того, некоторые исследователи даже считают деятельность ДНД, казачьих дружин и иных форм участия граждан в обеспечении правопорядка одной из форм гражданского контроля за деятельностью органов правопорядка. Например, при совместном патрулировании территорий на предмет обеспечения общественной безопасности и общественного порядка не только сотрудники органов внутренних дел наблюдают за тем, чтобы действия народных дружинников не выходили за рамки предоставленных им полномочий, но и дружинники, в свою очередь, непосредственно видят, как сотрудники милиции выполняют возложенные на них задачи [3, с. 21]. В этой связи встает вопрос о необходимости решения проблемы, связанной с законодательным регулированием привлечения населения к охране общественного порядка. Проект федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка» внесен в Государственную думу еще в 2008 г., однако закон до сих пор не принят. Несмотря на это, на территории РФ действует более 34 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, в которых состоят более 363 тыс. человек, в том числе в 17,4 тыс. народных дружин - около 214 тыс. человек.
Большое значение в предупреждении уличной преступности имеет учет виктимо-логических аспектов. Речь идет о необходимости изучения как поведения потерпевших, так и ситуаций совершения уличных преступлений. Так, поведение жертвы может про-
воцировать на совершение преступления, может способствовать его совершению либо быть нейтральным. Знание вариантов влияния личности на ситуацию уличного преступления позволит сформировать адекватные меры реагирования со стороны субъектов предупреждения.
Знание о жертвах уличных преступлений и активное сотрудничество с ними позволят, с одной стороны, добиться эффективных результатов за счет снижения числа лиц, повторно подвергшихся преступным посягательствам на улице, а с другой стороны, сформировать более объективную картину событий, происходящих на улицах больших и малых населенных пунктов страны.
Безусловно, воспроизводству уличной преступности способствуют и факторы окружающей материальной среды, такие как тип застройки населенного пункта, отсутствие или наличие освещения, камер наружного наблюдения и т.п. Зачастую установка рационального освещения позволяет добиться значительных результатов в профилактике уличной преступности. Подобные прецеденты уже были. Так, прокуратура Октябрьского района г. Томска подала исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации города к исполнению обязанности по организации уличного освещения с целью предотвращения угрозы преступных посягательств. По результатам рассмотрения искового заявления решением районного суда г. Томска исковые требования прокурора были удовлетворены в полном объеме. После этого прецедента было подано еще около десяти подобных исковых заявлений. Результатом применения данных мер стало снижение уровня уличной преступности в разных районах города [2, с. 138-139].
Исходя из особенностей конкретного населенного пункта необходимо формировать программы противодействия уличной преступности путем комплексного воздействия на окружающую обстановку. При этом наиболее криминогенные зоны в городе следует выявлять не только на основе анализа оперативной информации правоохранительных органов, но и на основе опроса граждан о том, какие места в городе они считают наиболее опасными. Давно назревшую необходимость использования таких мер подтверждают и результаты проведенного опроса сотрудников правоохранительных органов, многие из которых (41,9 %) счи-
тают данное направление одним из наиболее эффективных по предупреждению уличных преступлений.
Данные мероприятия требуют значительных ресурсных затрат, поэтому часто остаются нереализованными или реализованными
неэффективно. Изложенные меры не должны остаться только закрепленными на бумаге, должно предусматриваться их реальное финансирование, в связи с чем необходимо более тщательно планировать региональные и местные бюджеты.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Билет в один конец, или почему иркутяне уезжают из родного города? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newsbabr.com/?IDE=51398.
2. Гуслов Е. Исковая работа - снижение уличной преступности / Е. Гуслов // Законность. - 2010. - № 5. -С. 138-139.
3. Десятых П.В. О некоторых формах гражданского контроля за деятельностью ОВД / П.В. Десятых // Российский следователь. - 2008. - № 2.
4. Насильственная преступность / под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. - М. : Юристъ, 1997.
5. Прозументов Л.М. Криминология. Общая часть / Л.М. Прозументов, А.В. Шеслер. - Томск : ООО «ДиВо», 2007.
6. Юшков И. Президент обратил внимание МВД на уличную преступность / И. Юшков // Известия. - 2013. -12 февр.
REFERENCES
1. One-way ticket: why Irkutsk citizens leave their city. [Bilet v odin konec, ili pochemu irkutjane uezzhajut iz rodnogo goroda?]. Available at: // http://newsbabr.com/?IDE=51398
2. Guslov E. Claims work - street crime decrease. [Iskovaja rabota - snizhenie ulichnoj prestupnosti]. Zakonnost' -Legal order, 2010, no. 5, pp.138-139.
3. Desjatyh P.V. On some forms of civil control on Department of Internal Affairs' activity. [O nekotoryh formah grazhdanskogo kontrolja za dejatel'nost'ju OVD]. Rossijskij sledovatel' - Russian examining official, 2008, no. 2, p. 21.
4. Violent crime. Edited by V. N. Kudrjavcev, A. V. Naumov. [Nasil'stvennaja prestupnost' / Pod redakciej V. N. Ku-dijavceva, A. V. Naumova]. Moscow, Jurist Publ, 1997, 25 p.
5. Prozumentov L.M., Shesler, A.V. Criminology: General part. [Kriminologija. Obshhaja chast']. Tomsk, OOO «DiVo» Publ., 2007, 177 p.
6. Jushkov I. President directed attention of Ministry of Internal Affairs to street crime. [Prezident obratil vnimanie MVD na ulichnuju prestupnost']. Izvestija - Izvestiya, 2013, 12th of February, p. 2.
Сведения об авторах
Прозументов Лев Михайлович - профессор кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии Национального исследовательского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, Томск; e-mail: nadiar@rambler.ru.
Рачкова Надежда Михайловна - аспирант кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии Национального исследовательского государственного университета, Томск; e-mail: nadiar@rambler.ru.
About the authors
Prozumentov LevMihajlovich - Professor of Department of Criminal and executive Law and Criminology, Tomsk State University Professor, Doctor of Law, Professor, Tomsk; e-mail: nadiar@rambler.ru.
Rachkova Nadezhda Mihajlovna - Post-graduate student of Department of Criminal and executive Law and Criminology, Tomsk State University, Tomsk; e-mail: nadiar@rambler.ru.