16. Полеводов, С. Н. Некоторые вопросы рассмотрения судами России дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов // Законы России: опыт, анализ, практика. -2011. - № 1. - С. 47-52.
17. Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. - М., 1988. - 561 с.
18. Энгельман, И. Е. Об исполнении иностранных судебных решений в России // Журнал гражданского и уголовного права. - Кн. I. - 1884. - С. 75-121.
19. Постановление от 25 января 2001 г № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 1070 ГК РФ в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова» // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. № 4-Г09-27 // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Президиума ВАС РФ от 8 октября 2013 г. № 6004/13 по делу № А40-56571/12 // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
22. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2013 г. № 890-0 // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
23. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2010 г. № 5-Г10-19 // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление ЕСПЧ от 7 мая 2002 г. «Бурдов (Burdov) против России» (жалоба № 59498/00) // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление ЕСПЧ от 29.07.2010 «Галина Кузнецова (Galina Kuznetsova) против России» // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановление Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
27. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. №1463-О-О // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
28. Определение Пермского краевого суда по делу №3-166-2012 // [Электронный ресурс]. -СПС «КонсультантПлюс».
29. Определение Московского городского суда от 13 мая 2010 г. по делу N 3-159/2010 // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
30. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 22 пв 04 // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
31. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2006 г. № 48-Г06-11 // [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс».
УДК 343.9.018.3; 35.078.32 Н.Ю. Вашкович*, Е.В. Стебенева**
Факторы, влияющие на рост преступлений в общественных местах и на улицах Санкт-Петербурга на современном этапе
В статье проведен анализ основных факторов, влияющих на рост преступлений в общественных местах, а также на «уличную» преступность одного из крупнейших городов России - Санкт-Петербурга. На основе проведенного исследования авторами предложены меры профилактики данного вида преступности.
Ключевые слова: преступность в общественных местах; «уличная» преступность; профилактика преступлений, совершаемых в общественных местах; учетно-регистрационная дисциплина в органах внутренних дел; статистический учет преступлений
N.Y. Vachkovich*, E.V. Stebeneva**. The influencing factors of growth of crime in public places
and on the streets of St. Petersburg at present stage. This article analyzes the main factors, influencing the
* Вашкович, Наталья Юрьевна, старший преподаватель кафедры административной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 730-25-8. E-mail: kafedra.ad.ovd@mail.ru.
** Стебенева, Елена Викторовна доцент кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19. E-mail: kriminologispbumvd@mail.ru
* Vashkovich, Natalya Yurievna, senior lecturer of the department of administrative activity of of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of jurisprudence, associate professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Tel. 730-25-81. E-mail: kafedra.ad.ovd@mail.ru.
** Stebeneva, Elena Victorovna, assistant professor of the department of criminology of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of jurisprudence. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Tel. 744-70-19. E-mail: kriminologispbumvd@mail.ru.
© Вашкович Н.Ю., Стебенева Е.В., 2015
growth of crime in public places, as well as on the «street» crimes of one of the largest cities in Russia - St. Petersburg. On the basis of the study authors suggest preventive measures of this type of crimes.
Keywords: crime in public places; «street» crime; prevention of crimes committed in public places; registration discipline in the internal affairs; statistical records of crimes.
В последнее время отмечается рост количества преступлений, совершенных в общественных местах, на улицах Санкт-Петербурга. В свою очередь, это предопределяет деятельность правоохранительных органов, направленную на предупреждение данного вида преступности. Несомненно, выработка, принятие и реализация региональных правоохранительных и профилактических мер, основанных на материалах комплексного криминологического анализа уличной преступности, способствуют снижению конфликтности, сокращению числа преступлений за счёт устранения криминогенных факторов. В связи с этим предпримем попытку выделить несколько, на наш взгляд, основных причин, детерминирующих рост так называемой «уличной» преступности.
Во-первых, эффективность профилактической деятельности снижается ввиду несоответствия реальной оперативно-служебной нагрузки, численности личного состава в основных подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих предупреждение, раскрытие «уличных» преступлений (патрульно-постовой службы полиции (ППСП), подразделений государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), службы участковых уполномоченных полиции (УУП), подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН), подразделений уголовного розыска (УР), вневедомственной охраны (ВО), криминогенной, социально-демографической обстановке в регионе.
Так, согласно данным Штаба ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области [1], во всех вышеперечисленных подразделениях в период с 2010 по 2014 гг. осуществлены сокращения личного состава: в ППСП только по районам города штатная численность сокращена более чем на 400 человек; в подразделениях ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - более чем на 1800 единиц; в службах УУП по городу и области - свыше 600 единиц, в подразделениях ПДН - свыше 150 человек. Увеличился процент некомплекта в подразделениях уголовного розыска, вневедомственной охраны ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Таким образом, приведенные выше данные наглядно показывают, что за последние годы произошли организационно-штатные изменения по сокращению должностей в тех службах и подразделениях органов внутренних дел, сотрудники которых непосредственно занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, совершаемых в общественных местах и на улицах, площадях, в парках, скверах города. В то же время, как показывают статистические данные, с 2010 по 2014 гг. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области наблюдался рост «уличной» преступности, увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений данной категории. Отмечаются следующие интенсивные негативные тенденции: в 2010 г. на улицах, площадях, в парках и скверах города совершено 15486 преступлений, из них тяжких, особо тяжких - 6475; в 2014 г. данные показатели составили 16349 и 7586 преступлений соответственно.
Кроме того, в настоящее время, по данным Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики, в г. Санкт-Петербурге зарегистрированы 5 131 942 человека, в Ленинградской области - 1 763 924 человека. На территории города и области ведется активное строительство многоэтажных жилых комплексов. В период с 2015 по 2018 гг. планируется сдача жилых помещений более чем на 1 100 000 человек в Санкт-Петербурге и более чем на 450 000 человек в Ленинградской области. Увеличивается и количество детского населения. Коэффициент рождаемости с 2011 по 2014 гг. увеличился и составил 82 923 ребенка. Так, на 1 января 2011 г. количество детей составляло 940 548 человек, на 1 января 2014 г.- 1 023 471 человек [1].
Также необходимо учитывать, что Санкт-Петербург является одним из крупнейших в стране мегаполисов, где происходят активные миграционные процессы, протекают большие туристические потоки, высока интенсивность экономических отношений ввиду геополитического положения (город-порт, граница с иностранным государством, город федерального значения и т.п.). Только в 2014 г. по данным УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на миграционный учет было поставлено на 16,2 % больше иностранных граждан, чем в предыдущем году [3].
Несомненно, все перечисленные факторы влияют на криминогенную ситуацию в регионе и увеличивает нагрузку на сотрудников органов внутренних дел. На данный момент, исходя только из официальной численности населения, на 1 участкового уполномоченного полиции в Санкт-Петербурге приходится около 4000 человек населения, в Ленинградской области - около 5000 человек, что не соответствует требованиями Приказа МВД РФ от 6 октября 2014 г. N° 859 «Об утверждении примерных нормативов численности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации». Также отмечается превышение количества несовершеннолетнего населения на обслуживаемой территории и у инспекторов по делам несовершеннолетних [1]. А именно сотрудники данных служб несут основную нагрузку по так называемой ранней профилактике преступности, в т.ч. и в общественных местах, на улице.
Как показывают статистические данные, наиболее часто на улицах, площадях, в парках, скверах совершаются тайные хищения в виде краж, увеличение которых также отмечается в последние годы по городу (в 2010 г. - 7674 преступления, в 2014 г. - 9788). Наибольшую долю из числа совершенных краж составляют кражи транспортных средств (в 2010 г. - 4142 преступления, в 2014 году - 6474), которые определяют динамику корыстной «уличной» преступности в целом [3]. Предупреждением и раскрытием данного вида преступлений занимаются, в первую очередь, сотрудники ГИБДД, УР, чья штатная численность также была подвергнута сокращению в последние годы.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что прослеживается прямая зависимость уровня преступности от численности, укомплектованности и уровня профессиональной подготовки сотрудников служб, подразделений органов внутренних дел, которые непосредственно занимаются профилактикой, пресечением и раскрытием «уличных» преступлений. Подтверждением тому служат статистические данные: в 2014 г. в Санкт-Петербурге раскрыто 4862 преступления (+ 3,6 % по сравнению с предыдущим годом), совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах; не раскрыто 11368 преступлений (+ 7%); раскрываемость составила 30 % (-0,6 %). В Ленинградской области данная статистика более позитивна - раскрываемость данного вида преступлений в 2014 г. составила 50,7 % (+ 0,1 %) [4]. Также немаловажным фактором, оказывающим влияние на количественные показатели «уличной» преступности является учетно-регистрационная дисциплина. В статистической отчетности ГИАЦ МВД России преступления, совершенные на улицах, площадях, в парках, скверах, входят в структуру преступности в общественных местах. В общей сложности на улицах совершаются преступления, предусмотренные более чем пятьюдесятью статьями УК РФ. К наиболее типичным следует отнести: 1) преступления против жизни и здоровья 2) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы (изнасилования) 3) преступления против собственности (кража, разбой, грабеж, мошенничество) 4) преступления против общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство, незаконное ношения огнестрельного оружия 5) преступления против здоровья населения (незаконный оборот наркотических средств). Основными предметами преступного посягательства на улицах являются: средства связи, в т.ч. сотовые телефоны; автомототранспорт; деньги; радио-, теле-, аудиоаппаратура, оргтехника. промышленные товары, личные документы, предметы личного имущества.
В соответствии с п. 13 разд. 3 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (далее - Приказ «О едином учете преступлений»), статистическая карточка формы № 1 выставляется на каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения, принимается одно из следующих решений: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения. Статистическая карточка формы № 1 учитывается Информационным центром только при наличии подписи прокурора.
Также, в соответствии с п. 12.3. Приказа МВД России от 12 февраля 1997 г. № 86 «Об утверждении временного наставления по службе штабов органов внутренних», контроль за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины возлагается на начальника штаба территориального органа МВД России. Штабы территориальных органов внутренних дел контролируют: правильность ведения единого журнала учета преступлений и другой учетно-регистрационной документации согласно действующим ведомственным нормативным актам МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации; полноту представления и качество заполнения статистических учетных документов, объективность отражения в них сведений и своевременность направления их в Информационный центр. На других уровнях системы МВД России контроль соблюдения учетно-регистрационной дисциплины помимо штаба и информационного центра в пределах своих полномочий осуществляют отраслевые подразделения.
При заполнении статистической карточки формы № 1 должны выполняться следующие требования.
Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: преступление выявлено сотрудником уголовного розыска (007) по оперативным данным (100) - итоговый код 107.
Заполнение реквизитов:
Реквизит 12 - кратко излагается фабула преступления, при этом указываются: дата и время совершения преступления, место и способ его совершения, характерные особенности и другие существенные обстоятельства, фамилии и инициалы потерпевших, характер нанесенного ущерба или причиненного вреда.
Реквизит 19 - указывается место совершения преступления (согласно справочнику № 2 «Место совершения преступления», разрабатываемому ГИАЦ МВД России). Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: кража из сейфа (код 1000); в гостинице (код 0103) - итоговый код 1103.
Реквизит 21 - характеризует место совершения преступления по административно-территориальному признаку. Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: преступление совершено в общественном месте (код 100) города, поселка городского типа (код 003), в зоне ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (код 040) - итоговый код 143.
В соответствии с Приказом «О едином учете преступлений», в показателе «преступление совершено в общественном месте» отражаются сведения о преступлениях, совершенных:
- в местах, предназначенных для общего пользования гражданами во время реализации в этих местах общественных функций;
- в местах, используемых гражданами для передвижения, работы, учебы, отдыха, проведения массовых мероприятий, а также в местах общего пользования;
- в местах с открытым свободным доступом в любое время года и суток (улицы, площади, бульвары, скверы и т. п.);
- в помещениях и на территориях учреждений, предприятий, организаций, предназначенных для обслуживания населения в установленные часы работы (зрелищные предприятия, городской транспорт, включая метрополитен, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, спортивные учреждения, лесопарковые зоны, берега открытых водоемов (озера, пруды, водохранилища), непосредственно водоемы и прилегающие к ним зоны отдыха и зеленых насаждений в черте городов и других населенных пунктов, а также используемые во время проведения санкционированных массовых мероприятий (гуляний) территории, находящиеся за чертой населенного пункта).
Однако, при заполнении показателя «преступление совершено в общественном месте» не отражаются сведения о преступлениях, совершенных, например:
- на территории частных владений;
- в квартирах (частных домовладениях) граждан;
- на чердаках и в подвалах, не оборудованных для общего пользования граждан (спортивных, зрелищных и иных мероприятий), на лестницах, межэтажных переходах, в лифтах, местах общего пользования коммунальных квартир и т.п.;
- на территории охраняемых объектов.
Не учитываются как совершенные в общественных местах, в т.ч. на улицах, преступления, совершенные в местах общественного пользования, не выполнявших в момент совершения противоправного деяния никаких общественных функций:
- закрытые и нефункционирующие общежития, гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, профилактории и т.п., не работающие в определенные периоды времени суток, недели, сезона, года;
- места отдыха граждан: клубы, театры, выставки, музеи, публичные библиотеки, стадионы, танцевальные площадки и т.п., когда они закрыты для доступа посетителей;
- рестораны, кафе, столовые, магазины, закрытые в определенное время суток.
Не подлежат учету как совершенные в общественных местах и в т.ч. на улицах:
- дорожно-транспортные происшествия;
- длящиеся преступления (незаконное ношение оружия, хранение наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов).
В то же время, подлежат учету как совершенные в общественных местах и в т.ч. на улицах:
- кражи из киосков, ларьков, павильонов, транспортных средств и других аналогичных объектов (расположенных на улицах), если проникновение осуществлялось извне;
- незаконное приобретение или сбыт наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов в общественных местах и на улицах.
В соответствии с Приказом «О едином учете преступлений», реквизит 21.1 статистической карточки формы N° 1 заполняется следующим образом (с учетом изменений, внесенных в указанный приказ в феврале 2010 г.): из общего количества преступлений, совершенных в общественных местах, где учитываются как уличные преступления деяния, совершенные в пределах территории города или иного населенного пункта в местах, к которым имеется свободный доступ в любое время года и суток. Таким образом, данное выражение трактуется без ссылки на объективную необходимость выставления патрульно-постовых нарядов из общего количества преступлений, зарегистрированных в общественных местах, по отдельным категориям уличных преступлений.
В связи с изданием Указания Генеральной прокуратурой Российской Федерации №66/85 и МВД России № 1 от 24 февраля 2010 г. активизировался контроль со стороны подразделений центрального аппарата МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации (а также центральных аппаратов территориальных подразделений МВД России в субъектах РФ и региональных подразделений прокуратуры РФ) за обеспечением территориальными органами внутренних дел полного и достоверного отражения результатов работы по борьбе с преступностью в статистических карточках, что сказалось на статистическом росте «уличной» преступности.
Так, произошло расширение перечня преступлений, которые при условии совершения их на улицах, стали регистрироваться в качестве исследуемой категории преступлений. Как следствие, отмечается рост зарегистрированных преступлений данной категории, который произошел за счет: а) преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ; б) преступлений, совершенных в отдаленных населенных пунктах, где несение службы ППСП не предусматривалось нормативно-правовыми актами; в) противоправных действий, совершенных на территории объектов для обслуживания населения, охраняемых частными охранными предприятиями (в основном это кражи из магазинов, торговых комплексов, предприятий); г) преступлений, совершаемых в подъездах жилых зданий.
В связи с вышеизложенным считаем целесообразным в статистической карточке на преступление по форме № 1 в реквизите 21.1 оставить только код 100 - преступление, совершенное в общественном месте, без выделения кодов: на улице, площади, парке, сквере (0100), на маршрутах патрулирования нарядов комплексных сил в соответствии с планом единой дислокации (0010), на территории, охраняемой ЧОП (0001); вне населенного пункта (2000), в т.ч. на автодороге.
В подтверждение этому, необходимо обратиться к содержанию понятия «уличная преступность». Например, по мнению Р.М. Абызова и П.Д. Фризен, уличную преступность можно определить как «систему преступлений (против личности, против собственности, общественной безопасности, общественного
порядка и здоровья населения), проявляющуюся на открытой для доступа всех лиц части инфраструктурной территории населенного пункта, характеризующегося слабым социальным контролем, пассивностью граждан в отношении предотвращения и пресечения преступных проявлений и анонимностью субъектов таких отношений». Ими выделяются следующие особенности уличной преступности:
- уличные преступления совершаются в местах с ослабленным (наименее организованным) социальным контролем; преступник является одним из толпы прохожих, незнакомых друг другу;
- внезапности уличного преступления - жертва чаще всего не ожидает нападения и не готова дать соответствующий отпор преступнику;
- преступник и жертва на улице на момент совершения преступления не знакомы, либо познакомились перед этим в общественном месте;
- анонимность преступного поведения;
- возможность миграции в пределах значительной территории населенного пункта (неограниченность свободы перемещения по улицам в любое время суток) позволяют преступнику после совершения преступления беспрепятственно скрыться в толпе прохожих, зданиях, парках, скверах
- многовариантность выбора на улицах из числа прохожих потенциальных жертв;
- «уличная» преступность совершается в условиях очевидного для преступника и жертвы (группы преступников и группы жертв) невмешательства очевидцев - лиц, случайно оказавшихся в данном месте;
- преступления на улицах в большинстве зарегистрированных случаев совершаются в ситуациях виктимного поведения жертвы;
- у лиц, совершивших уличное преступление, отмечается преобладание устоявшегося типа корыстного поведения;
- уличные преступления имеют высокий уровень латентности [5, с. 43; 6, с. 7].
Представляется, что данные характеристики с небольшими изменениями также можно отнести
и к понятию «преступления, совершенные в общественном месте», поэтому разграничение двух данных понятий достаточно осложнено, т.к. несет с собой затруднения отнесения деяния к той или иной категории преступления, тем самым играя роль учетно-регистрационного фактора, оказывающего влияние на динамику преступности, совершенной в общественных места и на улице, площадях, в парках, скверах.
Одной из основных причин «уличной» преступности также следует отметить усиливающуюся алкоголизацию и наркотизацию населения. Согласно результатам изучения общественного мнения в Санкт-Петербурге за 2012-2014 гг., большинство опрошенных граждан считают, что ситуация потребления наркотиков в городе за последние 5 лет в целом ухудшилась [7, с. 12].
На долю преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в Санкт-Петербурге приходится около 25 %. По итогам 2014 г., впервые за несколько лет, количество выявленных преступлений данной категории в городе сократилось. Всего было выявлено 14149 преступлений, что на 2,7 % меньше, чем годом ранее. Но вместе с этим по-прежнему Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по объему выявления данных преступлений [4].
Следует отметить, что общее количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по городу снизилось на 2,7 % и, как следствие, отмечается снижение количества лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического и токсического опьянения, на 16 % (2366 человек). Снижается количество изъятых наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (-46,6 % за 2014 г.). Вместе с тем отмечается увеличение алкоголизации населения, т.к. отмечен рост количества лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, на 9 % (2112 человек) [4], однако, судя по приведенным данным, в состоянии наркотического, токсического опьянения совершается большее количество преступлений. Всё вышеперечисленное свидетельствует о негативном влиянии таких социальных явлений, как наркотизм и алкоголизм.
Отметим, что, несмотря на некоторое снижение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, уровень данной категории общественно опасных деяний остается высоким. Это обусловливается спецификой Санкт-Петербурга как города - международного порта, крупного мегаполиса, следствием чего является наличие наркотрафиков, активных миграционных процессов. Кроме того, наркотическая и алкогольная зависимость являются также криминогенным фактором корыстных преступлений, удельный вес которых в «уличной» преступности преобладает [2].
Следующей причиной преступности в общественных местах и на улицах служит нестабильная социально-экономическая обстановка в стране и, как следствие, в Санкт-Петербурге, что приводит к совершению в преобладающем большинстве корыстных преступлений, а именно, в виде тайного хищения (кражи). В прямой зависимости от данного показателя находится и преобладание в характеристике совершивших преступления лиц, не имеющих постоянного источника дохода (64 % от всего количества выявленных лиц в Санкт-Петербурге) [3]. Также следует учитывать и такой фактор, как безработица (число незанятых граждан в городе с января 2014 г. по январь 2015 г. выросло с 20,5 до 21,1 тыс. человек, количество получивших статус безработных - с 9,8 до 10,8 тыс. человек [8]).
Согласно статистическим данным, количество краж среди общего массива «уличной» преступности растет и является доминирующим, что соответствует тенденциям преступности как в городе, так и по России в целом. Обесценивание морально-нравственных, духовных ценностей и преобладание материальных свидетельствует о потребительской нацеленности современного общества, что непосредственно отражается на состоянии преступности.
Учитывая все вышеизложенные факторы, среди рекомендуемых мер по предупреждению преступлений, совершаемых в общественных местах, на улицах, площадях, в парках, скверах, следует выделить следующие:
- проведение организационно-штатных изменений в подразделениях и службах органов внутренних дел (ППСП, ГИБДД, УУП, ПДН, УР, ОВО), непосредственно занимающихся профилактикой и пресечением преступлений, совершаемых в общественных местах, на улице, площадях, парках, скверах, с учетом реальной криминогенной и социально-демографической обстановки в регионе;
- совершенствование системы эффективного управления нарядами полиции, оптимизация маршрутов патрулирования, в т.ч. с учетом сезонности «уличной» преступности; более широкое привлечение граждан к охране общественного порядка в соответствии с Федеральным законом РФ от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
- при статистическом учете конкретизация разграничения отнесения преступлений по категориям «совершенные в общественном месте» и «совершенные на улицах, площадях, парках, скверах»; разработка более подробного перечня мест, относящихся к общественным. Объединение данных показателей в один как преступления, совершенные в общественном месте, с внесением соответствующих изменений в реквизит 21.1. статистической карточки формы 1, утвержденной в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
- в рамках подпрограммы «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» [9] повышение эффективности применения и более широкое внедрение систем видеонаблюдения, экстренной связи «гражданин - полиция»; повышение оперативности и улучшение качества связи по оповещению территориальных подразделений органов внутренних дел о совершенных правонарушениях;
- повышение уровня занятости, организации досуга (в т.ч. летнего) несовершеннолетних и лиц молодого возраста (увеличение доли бесплатных секций, кружков; дотации на приобретение путевок в детские лагеря, санатории и др.);
- проведение виктимологической профилактики (информирование граждан о фактах, совершенных преступных деяний; профилактическая разъяснительная работа с категориями граждан, обладающими повышенной виктимностью (женщины, несовершеннолетние, пенсионеры, туристы) с помощью наглядной пропаганды, бесед в образовательных организациях;
- профилактика наркомании и алкоголизма правоохранительными органами совместно с медицинскими, социальными учреждениями (пропаганда здорового образа жизни, недопустимости немедицинского употребления наркотических, психотропных средств и их аналогов и т.п.); проведение рейдов в местах проведения массового досуга (танцполы, ночные клубы и т.п.); контроль за соблюдением ограничений по торговле спиртосодержащими напитками;
- с целью повышения раскрываемости «уличной» преступности, проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, совершивших преступления, а также очевидцев, свидетелей; выявление преступных группировок и сообществ; отработка мест возможной концентрации криминогенного элемента, сбыта похищенного имущества;
- увеличение количества охраняемых паркингов, автостоянок, в том числе перехватывающих парковок, особенно в тех районах, где совершается наибольшее количество хищений, угонов автотранспорта и др.
Список литературы
1. Аналитические материалы Штаба ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. - СПб.: ГУ МВД России по СПб и ЛО, 2015.
2. Ефимовский, А. В., Стебенева, Е. В. Современная преступность: тенденции, причины, прогноз (на примере Санкт-Петербурга) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - №1 (65). - С. 82-86.
3. Обзорная справка по основным направлениям деятельности УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 12 месяцев 2014 года. - СПб.: УФМС России по СПб и ЛО, 2015.
4. Состояние преступности за январь-декабрь 2010-2014 гг. по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Статистические сборники. - СПб.: ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО.
5. Акутаев, Р., Шахаев, Ю. Совершенствование регистрации и учета преступлений // Законность. - 2012. - № 12.
6. Абызов, Р. М., Фризен, П. Д. Понятие и характеристика общеуголовной бытовой и уличной преступности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. -2012. - № 7.
7. Иваненков, В. В., Захаров, Ю. Н. и др. Оценка населением криминологических факторов наркоситуации на территории Санкт-Петербурга: научно-практическое пособие. - СПб.: Центр персонального развития, 2014.
8. Аналитические данные Петростат [Электронный ресурс] // hpp petrostat.gks.ru (дата обращения 21.02.2015).
9. Государственная программа Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 гг.