6. See: Political dictionary / Under. General. Ed. prof B.N. Ponomarev. M.: Gospolitizdat, 1956. P. 448; a Concise political dictionary / Under the General editorship Shishlina N.V. and Onikowa L.A. M.: Politizdat, 1978. P. 317.
7. See more: ethno-Religious terrorism / ed. Mr Ant-onyan Yu. M.: The Monograph. M.: Aspect Press, 2006.
8. For more details see: A. Malashenko, D. Trenin Time of the South: Russia in Chechnya, Chechnya in Russia. M: Gandalf, 2002. P. 76-87.
9. See: Asymmetric threats. The low intensity conflicts. Network war. Terrorism. Information-analytical guide / ed. by R.M. Latypov and A.V. Krikunova. M.: CATO and CTC, 2007; Asymmetric threats and low intensity conflict // Information-analytical magazine CATO and CTC, 2008. No. 3. 88 p., etc.
10. See: Mnatsakanyan M.O. Nation and nationalism. Sociology and psychology of national life: Proc. manual for schools. M.: Uniti-DANA, 2004. P. 60.
11. See: Ibid.
12. See:Ibid.
13. See: The Constitution of The Russian Federation. The official text with amendments as of March 1, 2012 SPb.: Ed. House Litera, 2012.
14. See: Mnatsakanyan M.O. Nation and nationalism. Sociology and psychology of national life: Proc. manual for schools. M.: Uniti-DANA, 2004. P. 62.
15. See: Galitsky VP. workers and the problems of extremism // Explorer. Observer. 2007. No. 4. P. 79 to 89H.
16. See: Kruchkov G.K., Tabachnik D.V. Fascism in Ukraine: threat or reality? Kharkiv: Folio, 2008. 414 p.; OUN-UPA. True story / Under the General editorship of doctor. historical. Sciences, Professor E.F. rootless and candidate. the faculty of law. Sciences, Assoc. A.V. Tk-achuk. Kyiv: Solux, 2006. 252 p.; Chupin G.T. the Prehistory and history of Kievan Rus, Ukraine and Crimea. Kharkov: Publishing house «Litera Nova», 2010. 720 P. and others.
17. See: Mnatsakanyan M.O. Nation and nationalism. Sociology and psychology of national life: Proc. manual for schools. M.: Uniti-DANA, 2004. P. 62.
УДК 316 ББК 60.5
УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАДИКАЛЬНОМУ НАЦИОНАЛИЗМУ
АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ТКАЧЕНКО,
кандидат философских наук, доцент E-mail: v.belskiy@bk.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрывается значение укрепления российской национальной идентичности в контексте сочетания гражданского и этнического понимания нации и национализма в противодействии радикальному национализму.
Ключевые слова: нация, национализм, гражданский национализм, этнический национализм, радикальный национализм, национальная идентичность.
Annotation. Reveals the importance of strengthening of the Russian national identity in the context of a combination of civil and ethnic understanding of nation and nationalism in counteraction to radical nationalism.
Keywords: nation, nationalism, civil nationalism, ethnical nationalism, radical nationalism, national identity.
Необходимым условием существования и развития России как самостоятельного геополитического субъекта и суверенного государства является сохранение ее цивилизационной идентичности и прежде
всего ее национальной и культурной идентичности [1]. Причем национальная и культурная идентичность теснейшим образом взаимосвязаны, так как культура является важнейшим атрибутом нации. Национальная
(и культурная) идентичность означает осознание своей причастности к определенной нации (культуре), осознание своего единства с ними. Субъективно национальная идентичность проявляется как национальный менталитет, а объективно - как национальный характер [2].
Укрепление российской национальной идентичности является стратегической задачей, решение которой требует постоянного к себе внимания и не может быть одномоментным. Тем более, в настоящее время, после двух с лишним десятилетий радикальных изменений в российском обществе, речь часто следует вести не только об укреплении, но и осохранении и формировании этой идентичности.
Радикальный национализм можно рассматривать как результат деформации национальной идентичности, для характеристики которого используются понятия «экстремизм», «ксенофобия», «фашизм», «шовинизм», «нацизма». В контексте этих понятий можно выделить следующие признаки радикального национализма: национальная, культурная и религиозная нетерпимость, отрицание компромиссов, антидемократизм и антикоммунизм; опора на насилие при реализации своих целей, милитаризм; проповедь национального превосходства для обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов, права на насилие и геноцид; поиск внутреннего и внешнего врага нации, якобы виновного в ее неудачах, и культивирование ненависти к нему через агрессивную лживую пропаганду.
При характеристике событий внутри России радикальный национализм может рассматриваться по аналогии с этническим радикализмом, как идеологически обоснованный политический курс, направленный на радикальное решение вопросов с точки зрения определенной нации(этноса) [3]. Этнический радикализм является следствием этнического национализма как претензии этноса на политическую власть и построение собственного государства. В форме межэтнического конфликта или этнического сепаратизма он стремится к созданию этнократического государства. Этнократия - политический режим безраздельного господства титульного этноса с дискриминацией и попранием прав других этносов. Как отмечает С.Е. Рыбаков, разрушение Российского государства с использованием националистического фактора имело место во время большевистской революции 1917 г. и либеральной революции рубежа 1980-1990 гг. [4]. Разрушение Российской империи союзом большевиков и этнонационалистов с использованием мифа о России как о «тюрьме народов» сопровождалось этноцидом русских, объявленных «эксплуатирующим народом», которых в массовом порядке подвергали унижению, дискриминации, а то и физически уничтожали.
Та же ситуация повторилась при разрушении СССР союзом российских либералов с национал-демократами республик, которые использовали миф о «русификации» нерусских народов Советского Союза. При
этом 25 миллионов русских оказались за пределами России в качестве людей второго сорта. Нелегко пришлось русским и внутри России в условиях инициированного российской властью «парада суверенитетов» и становления в ее национально-территориальных образованиях режимов этнократии, предполагающих попрание прав не титульных этносов, в числе которых оказывались и русские, составляющие, как правило, большинство населения национально - территориального образования, и объявленные виновниками всех бед титульного этноса. Любой межэтнический конфликт во вновь образовавшихся государствах неизбежно стал сопровождаться пропагандой русофобии для обоснования права на дискриминацию русских людей. Русофобия в данном случае стала проявлением шовинизма как агрессивного национализма.
Размывание традиционной русской идентичности, связанной с православной духовной традицией, определяющую высокую этническую и конфессиональную терпимость русских людей, унижение их национального достоинства в ходе либеральной революции привело к возникновению и распространению среди отдельных представителей государственно образующего народа, и что еще более опасно, среди молодежи, нацистской идеологии. Так называемый русский нацизм, явился, в определенной степени, зеркальным отражением проявлений этнонационализма и этнического радикализма других народов России.
Если радикальный национализм является результатом деформации российской национальной идентичности, то возникают два вопроса: 1) какой должна быть российская национальная идентичность, чтобы быть способной противодействовать радикальному национализму? 2) и что в ней есть для этого противодействия?
В качестве одной из целей Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. (далее - Стратегия) определено «...упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)» [5]. В общих положениях Стратегии говорится, что российская нация состоит из народов - этнических общностей. Здесь же подчеркивается, что одним из основных вопросов государственной национальной политики является «.сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности». То есть речь идет об упрочении национальной идентичности в контексте и гражданской нации как совокупности граждан Российского государства и нации этнической как культурно-языковой общности.
Различное понимание сути нации(гражданская нация; этническая нация) приводит к различным предложениям о путях формирования и укрепления национальной идентичности и методах борьбы с радикальным национализмом. Если, например, нацию понимать как искусственную гражданскую общность, сознательно конструируемую политическими и эко-
номическими средствами, а рождение национальной идентичности трактовать как процесс массовой деэт-низации и замены этничности гражданской идентичностью [6], то отсюда может возникнуть предложение «...формировать национальную идентичность по общегражданскому, а не этническому или конфессиональному критерию» [7], предполагая, видимо то, что этническое и конфессиональное многообразие чревато межнациональными конфликтами и проявлениями радикального национализма. Но этничность и религиозность не порождают с неизбежностью социальные конфликты. Здесь решающее значение имеет ответ на вопрос: какие конкретно особенности культуры, какого конкретно этноса или какие конкретно особенности, какой конкретно религии чреваты проявлениями радикального национализма или религиозного экстремизма.
Кроме того, если формировать гражданскую нацию россиян через деэтнизацию народов России, как же тогда сохранить культурную и национальную идентичность нашей страны? Да и какой народ добровольно откажется от своей культуры?
Различие гражданско-политического и этнокультурного понимания нации порождает различное понимание национализма. И здесь мы выходим на проблему типологии национализма. Гражданский национализм отождествляет нацию с гражданством, закрепляющим равный политический и правовой статус граждан, формирующим их приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре, которые способствуют интеграции общества. Сначала государство, потом нация. Этнический национализм рассматривается как антипод гражданского национализма. Сначала нация, потом государство. Нация здесь рассматривается как фаза развития этноса. Утверждается, что любая нация имеет этническое ядро. Поэтому при характеристике нации упор делается на общую кровную связь, а также общую культуру, религию, язык и историю. Обращается внимание на то, что этнический национализм возникает тогда, когда государственные границы не совпадают с этническими [8]. Здесь могут формироваться предпосылки радикального национализма.
Особое место принадлежит культурному национализму, утверждающему, что нация определяется общностью культуры, а легитимность государства - его способностью защищать нацию и обеспечивать развитие ее культурной и общественной жизни. Отсюда вытекает государственная поддержка культуры и языка этнического большинства и поощрение ассимиляции этнического меньшинства для сохранения культурного единообразия нации.
В противостоянии гражданского и этнического понимания нации и национализма наиболее приемлемой представляется позиция известного российского политолога и публициста Михаила Ремизова, предлагающего не противопоставлять, а сочетать гражданское и этническое понимание нации и национализма [9]. По
его мнению, нация одновременно является политико-правовым и культурно-историческим сообществом. Поэтому необходимо сочетать оба эти принципа интеграции общества, а не противопоставлять их. Нация есть синергия политической власти и культуры одновременно. Поэтому национальная идентичность предполагает сочетание культурной идентичности и политической лояльности. Политика и культура - два неразрывных элемента формулы национализма. Национализм является синтезом культурной идентичности и гражданского достоинства, политической лояльности и представления об общей исторической судьбе.
Гражданский национализм, утверждает Ремизов, противопоставляется этническому национализму, чтобы сохранить современное государство от конфликта этнических лояльностей. Гражданский национализм, поэтому, провозглашает культурную нейтральность государства, чтобы избежать конфликта культурных идентичностей. Однако подобная политика приводит к разрушению нации в интересах до национальных форм этнической жизни, в которых нет взаимосвязи между государством и развитой национальной культурой (часто из-за отсутствия таковой).
Но для современных наций связь между доминирующей культурой и государством является несущей конструкцией и культуры и государства. Культура теряет себя, так как перестает быть основой массовой социализации и однородной ценностной средой (для этого нужна государственная система образования, работающая на доминирующую культуру). Государство теряет себя, так как утрачивает культурные основания лояльности (то есть «дух гражданственности», укорененный в национальном мифе и истории) и необходимую для демократии ценностную и языковую однородность.
Отделение государства от доминирующей культуры в контексте политики мультикультурализма, утверждает Ремизов, приводит не к сообществу «универсальных граждан», а к до государственной этнизации общественного сознания, к культурной и этнической фрагментации общества. Этническое большинство при этом деэтнизируется, атомизируется и деморализуется, бежит в субкультуры, а меньшинства - заполняют возникшую пустоту своей культурой и мифами. Вызов фундаментализмов и этнизмов в современных государствах Запада является следствием их искусственной культурной нейтральности. Но только сильная, пусть и чужая для меньшинств, доминирующая национальная культура способна обеспечить их интеграцию или ассимиляцию, обеспечить единство общества.
В общем, следует иметь в виду, что национализм может пониматься не только как идеология и практика строительства этнически гомогенного государства [10], что чревато возникновением межэтнических конфликтов, но и как любовь к духу, духовному своеобразию своего народа [11]. Патриотизм означает любовь не только к своей Родине, но и любовь к своему наро-
ду, к своей нации. Патриотическое воспитание невозможно без приобщения воспитуемых к национальной культуре, без национального воспитания с одновременным исключением экстремистских проявлений на национальной почве.
Особенности российской национальной идентичности определяются особенностями российской нации и Российского государства, которые раскрываются в Стратегии, в которой, в частности, говорится: «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру» [12].
Российская национальная идентичность означает осознание принадлежности к россиянам, российской гражданской нации, включающей в себя русский и другие братские народы России. Русская национальная идентичность означает ощущение принадлежности к русским, русской этнической нации, к государство образующему русскому этносу. Без русской этнической и национальной идентичности невозможна российская гражданская национальная идентичность как без государство образующего русского народа невозможно Российское государство.
Изначальное формирование Российского государства как государства полиэтнического было предопределено особенностями русского этноса и русской культуры. Это государство (так же как и русский этнос и русская культура)возникло на основе религиозной, а не национальной идеи. Поэтому Православие называют одновременно этно-культуро-государство образующей религией. Именно оно на протяжении более чем 1000 лет является сердцевиной традиционного русского национального самосознания, традиционной русской культуры и государственности.
Русская идея в контексте православной духовной традиции всегда выступала как идея жертвенного служения, исключающая возможность националистической гордыни. Эта идея предопределила высокий уровень этнической и конфессиональной терпимости русского народа.Многие народы, благодаря присоединению к России, сохранились физически, сохранили свою самобытность, культуру, религию - и все являются коренными народами России, которые имели и имеют традиционные привилегии. Важная черта русского народа - способность обогащать и поддерживать национальные культуры других народов, не ассимили-
руя их носителей. Россия стала Родиной не только для русского, но и для многих других народов, сражавшихся за нее уже на поле Куликовом в XIV в., ополчениях Смутного времени начала XVII в., в годы Великой Отечественной войны.
Приобщение братских народов России к русской культуре является необходимым условием укрепления российской идентичности, российской гражданской нации, воспитания российского патриотизма. Это особенно актуально и в условиях интенсивной этнической миграции внутри России, когда иногда прибывающие в регионы с преимущественно русским население представители братских нерусских народов России демонстрируют нежелание интегрироваться в местную культуру, ведут себя вызывающе и агрессивно, что провоцирует неизбежно межэтническое напряжение.
Укрепление российской гражданской идентичности всех народов России и, одновременно, русской национальной идентичности, свободной от нацистской, националистической деформации, должно осуществляться через приобщение к традиционной русской культуре, основанной на православной духовности и образе жизни. Именно здесь мы находим противоядие одновременно против любых форм национального экстремизма или глобализма, уничтожающего этническое и культурное многообразие народов.
Укреплению российской национальной идентичности и государственности, безусловно, способствовало бы возвращение русских на территории национально-территориальных образований, которые они были вынуждены покинуть. Это способствовало бы восстановлению и эффективному развитию экономики, укреплению межнационального мира и преодолению межэтнических противоречий в полиэтнических регионах, где русские традиционно выступали гарантами стабильности. А для этого необходимо преодоление русофобии и этнократических тенденций в Российской Федерации. Ведь русская культура для других народов России была и остается мостом в мировую культуру. Разрушение этого моста, как показывает практика развала СССР и сепаратизма внутри России, изгнание из тех или иных регионов русского языка и русской культуры, унижение и дискриминация русских людей сопровождается разгулом диких националистических страстей, кровавыми межнациональными войнами и отбрасыванием этих регионов в социально-экономическом отношении в далекое историческое прошлое.
Важнейшей современной задачей является закрепление правового статуса русского народа, самоопределившегося на всей территории Российской Федерации и являющегося социальной, языковой и культурной основой гражданской российской нации. Заботясь об обеспечении прав национальных меньшинств, не следует забывать о правах большинства в соответствии с зафиксированным в Стратегии принципом равноправия народов. Ведь для Российского государства в контексте борьбы с радикальным национализмом лояльность национального большинства
не менее важна, чем лояльность национальных меньшинств. Русскому народу должны быть предоставлены такие же права и возможности для свободного развития, как и другим братским народам России. В этом заключаются гарантии свободы и безопасности всех братских российских народов. Без русского народа и Российского государства по правилам нового мирового порядка их или превратят в обслуживающий персонал транснациональных корпораций или просто выселят с пригодных для добычи природных ресурсов территорий.
Обеспечение безопасности и единства России, борьба с радикальным национализмом в российском обществе предполагают укрепление российской национальной гражданской идентичности на основе возрождения традиционной русской национальной идентичности в контексте православной культуры при сохранении национальных культур других братских народов России и их приобщении к русской культуре.
Литература
1. См.: Сацута А.И. Глобализирующийся мир и социально-политическая идентичность современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8.
2. См.: Смирнов П. Национальная идентичность: основные функции и факторы формирования // URL://www.rosbalt.ru/smimov/ (дата обращения: 17 мая 2015 г.).
3. См.: Рыбаков С.Е. Философия этноса. М.: ИПК Госслужбы, 2001. С. 262, 275.
4. См.: Там же. С. 317-323.
5. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. // Федеральный информационно-аналитический журнал «Сенатор». иЯЬ:// www.minnation.senat.org/Strategia-2025.html (дата обращения: 17 мая 2015 г.).
6. См.: Рыбаков С.Е. Там же. С. 275.
7. Шарова В.Л. Идеология радикального национализма в современной России: Автореф... дисс. на со-иск. уч. степ. канд. полит. наук. М., 2008. URL://refdb. т/1оок/2855682.Ы:т1 (дата обращения: 17 мая 2015 г.).
8. См.: Рыбаков С.Е. Там же. С. 275.
9. См.: РемизовМ.В. Гражданское и этническое. К типологии национализма. Ч. 1-3 / Агентство полити-
ческих новостей. 15, 18 и 23 мая 2012 г. URL:// www. apn.ru/publications/article26621.htm (дата обращения:
17 мая 2015 г.).
10. Рыбаков С.Е. Там же. С. 262.
11. См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006.
12. См.: Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года // Федеральный информационно-аналитический журнал «Сенатор». URL://www.minnation.senat.org/Strategia-2025.html (дата обращения: 17 мая 2015 г.).
References
1. See: SatsutaA.I. Globalizing world and socio-political identity of modern Russia // Vestnik of Moscow University of the MIA of Russia. 2013. No. 8.
2. See: Smirnov P. National identity: the key features and factors of formation // URL://www.rosbalt.ru/smirn-ov/ (accessed: may 17, 2015).
3. See: Rybakov S.E. Philosophy of the ethnic group. M.: the Institute of public administration, 2001. S. 262, 275.
4. See: Ibid. P. 317-323.
5. The strategy of state national policy of the Russian Federation for the period till 2025 // Federal information and analytical magazine «Senator». URL://www.minnation. senat.org/Strategia-2025.html (accessed: may 17, 2015).
6. See: Rybakov S.E. ibid. P.275.
7. Sharova V.L. Ideology of radical nationalism in contemporary Russia: abstract of Diss.... on competition. academic step. Cand. polit. Sciences. M., 2008. URL://refdb. ru/look/2855682.html (accessed: may 17, 2015).
8. See: Rybakov S.E. ibid. P.275.
9. See: RemizovM.V Civil and ethnic. To the typology of nationalism. H. 1-3 / the Agency of political news. 15,
18 and 23 may 2012 URL:// www.apn.ru/publications/ar-ticle26621.htm (accessed: may 17, 2015).
10. Fishermen S.E. Ibid. S. 262.
11. See: Ilyin I.A. Path of spiritual renewal // Religious meaning of philosophy. M.: AST: AST MOSKVA, 2006.
12. See: The strategy of state national policy of the Russian Federation for the period till 2025 // Federal information and analytical magazine «Senator». URL://www. minnation.senat.org/Strategia-2025.html (accessed: may 17, 2015).