УДК 316 ББК 60.5
РАДИКАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
ЕВГЕНИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ АНДРИЯНЧЕНКО,
научный сотрудник НИИ проблем информации, кандидат психологических наук E-mail: v.belskiy@bk.ru.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматриваются социально-психологические механизмы радикального национализма, раскрываются факторы, влияющие на его распространение в современном российском обществе. Отмечается, что рост в обществе приверженцев идей радикального национализма приводит к усилению этнической и межконфессиональной наряженности нетерпимости.
Ключевые слова: радикальный национализм, ксенофобия, этническая изоляция, межэтническая напряженность, национальная идентификация, социальная идентичность, психологическая устойчивость, этнический стереотип, этническая агрессивность, социальные предрассудки.
Annotation. The article considers socio-psychological mechanisms of radical nationalism, describes the factors influencing its distribution in contemporary Russian society. Defined that increase in the community of adherents of ideas of radical nationalism brings to strengthening of ethnic and religious intolerance.
Keywords: radical nationalism, xenophobia, ethnic isolation, interethnic tensions, national identification, social identity, psychological stability, ethnic stereotype, ethnic aggression, social prejudices.
С начала 1990-х гг. радикальный национализм выступает как устойчивая угроза внутренней безопасности Российской Федерации, затрагивающая жизненно важные интересы личности, общества и государства. Эта угроза имеет многоплановый характер и сопровождается экстремистскими действиями, что делает ее одной из самых обсуждаемых тем в российских СМИ и одной из наиболее острых и болезненно воспринимаемых рефлексирующей частью общества проблем. Наиболее опасным проявлением радикального национализма в социальной среде является противоправная деятельность радикалов, посягающая на права и законные интересы граждан, организаций. Так, по данным МВД России только за первые три месяца 2015 г. было совершено 331 преступление экстремистской направленности (что на 23% больше чем за аналогичный период 2014 г.) [1]. При этом борьба с преступлениями экстремистской направленности, хотя и снижает остроту проявлений радикального национализма, не может целиком устранить данное явление. Необходимо также всестороннее изучение данного социального явления, определение его генезиса, причин и факторов, влияющих на его распространение в российском обществе.
В современных социально-гуманитарных науках существуют различные точки зрения на понимание радикального национализма - социальное явление, идеология, политическое учение и т.п. Зарубежные ученые склонны трактовать радикальный национализм как явление включающее экономическую (Э. Геллнер, Т. Нейрн), политическую (Дж. Бойи, М. Манн) и культурологическую (Б. Андерсон) стороны [2]. По мнению отечественных специалистов (Ю.В. Арутюнян, А.И. Соловьев и др.), феномен радикального национализма должен быть отнесен либо к сфере идеологии, либо к области насильственной практики самой разной направленности. С точки зрения идеологии национализмом рассматривается как совокупность политических идей и взглядов, главным в которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государство образующем процессе [3]. Как насильственная практика национализм предоставляется как политическое движение по отстаиванию интересов определенной национальной общности в отношениях с государственной властью.
В свою очередь, радикальный национализм, обосновывающий превосходство одной нации над осталь-
ными (шовинизм) и порождающий у индивидов страх и ненависть по отношению к представителям других наций (ксенофобия) является наиболее опасной для многонационального общества формой национализма. Радикальный национализм, исповедуемый представителями национальных меньшинств, зачастую является причиной их борьбы против государства с целью последующего отделения от него и образования независимой политической структуры (сепаратизм).
Эти и другие точки зрения свидетельствуют о неоднозначном, вариативном понимании радикального национализма. Вомногом, это связано с тем, с позиции какой науки данное явление изучается. При этом необходимо помнить, что в основе радикального национализма, как и любого другого общественного явления, лежат межличностные отношения между индивидами и их субъективное восприятие действительности, что вполне справедливым является выделение в радикализме социально-психологической составляющей.
В психологической науке неоднократно предпринимались попытки научного обоснования природы радикального национализма. Ранние социально-психологические теории больших социальных групп (Г. Лебон) объясняли явление национализма различиями в психическом складе отдельных рас и наций [4]. Психологи психоаналитического направления (З. Фрейд, Т. Адорно, Э. Фромм) полагали, что в основе радикального национализма лежат механизмы социальной идентификации и личностной агрессивности. Социальные бихевиористы (Д. Доллард, А. Бандура) в свою очередь считают, что социальная агрессия индивида по отношению к другим социальным группам является производной биологических (гормоны, нервная система, темперамент) и социально-психологических факторов (непосредственный опыт, особенности межличностных отношений).
В многочисленных социально психологических исследованиях определяется социально-психологический генезис радикального национализма. Он заключается в функционировании трех механизмов формирования социального поведения индивида - механизма этнической изоляции, механизма межэтнической напряженности и механизма национальной идентификации.
Первый механизм - этническая изоляция - наиболее характерен для представителей национальных меньшинств в многонациональных обществах. Данный механизм имеет биологическую природу и тесно связан с механизмом происхождения видов. Так, если в животном мире инстинкт заставляет представителей различных видов живых существ держаться себе подобных, избегая при этом представителей чуждого вида, то в человеческом обществе биологическая составляющая данного инстинкта находит свое отражение в социальном поведении представителей различных национальных групп. Особенностями такого поведения индивидов являются стремление к межличностным отношениям и общению с пред-
ставителями своей национальной группы, избегание контактов с людьми «чуждой» нации. Логическим следствием реализации механизма этнической изоляции в российском обществе является создание и функционирование замкнутых национальных групп: диаспор и землячеств.
Второй механизм - межэтническая напряженность - тесно взаимосвязан с первым. Межэтническая напряженность также имеет биологические корни. Так, в процессе эволюции социальной организации приматов, изначально развивавшиеся инстинктивно-индивидуальные негативные реакции, заготовленные для автоматического включения на столкновение конкурирующих интересов, стали сменяться иными способами борьбы за выживание группы. В частности, весьма врожденной поведенческой формой стал стабилизирующий групповой инстинкт враждебности по отношению к представителям других групп [5]. В человеческом же обществе данный инстинкт выражается в особенностях социального поведения индивидов: неприятие культурных особенностей другой этнической общности, настороженность в отношении представителей других национальных групп, негативная оценка деятельности лиц, принадлежащих другому этносу.
Третий механизм - механизм национальной идентификации строится на процессе категоризации «мы» и «они» и является частным случаем механизма формирования социальной идентичности. Сущность механизма социальной идентичности состоит в сравнении «своей» группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид или группа стремятся самоопределяться, обособляться от других, утвердить свою автономность. При этом этническая идентичность является частью социальной идентичности личности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом) и аффективный (оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней). Выделяется также и поведенческий компонент - система отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.
Следует отметить, что лежащие в основе радикального национализма механизмы могут быть активизированы благодаря сочетанию ряда социально-психологических факторов и условий, деструктивно влияющих на социальное поведение индивидов в обществе. Для современного российского общества можно выделить следующие социально-психологические факторы, способствующие формированию идеологии радикального национализма.
Первым и наиболее значимым на наш взгляд фактором является кризис социальной идентичности. Распад СССР привел не только к политическому и экономическому разделению единого государства на ряд обособленных государственных образований, но он так же лишил его граждан прежней социальной иден-
тичности - принадлежности к советскому народу. В сложившихся условиях именно националистическая идеология во многом оказалась способной удовлетворить потребность людей в осознании и приобретении столь необходимой им социальной идентичности. Кризис идентичности способствует негативной консолидации членов этнических и религиозных групп против реальных или мифических врагов - представителей других «первичных» социальных групп, которым в свою очередьприписывается ответственность за произошедшие беды. И, как следствие - рост националистических настроений в государствах - бывших республиках СССР, а так же в национальных автономиях Российской Федерации. Примером тому могут служить националистические организации Северного Кавказа и Поволжья («Джагмаат», «АдыгэХасэ», «Садвал», «Азатлык», «Союз башкирской молодежи», «Фаляк» и т.п.).
Вторым фактором, способствующим формированию идеологии радикального национализма в российском обществе, является снижение уровня психологической устойчивости общества и усиление негативного воздействия на психическое здоровье населения. Это вызвано деформацией и размыванием исторически значимых позитивных социальных ориентиров российского общества (в том числе идеи социальной справедливости, патриотизма, равенства и единства народов России и др.), что обусловлено противоречивостью процесса модернизации страны и целенаправленным деструктивным воздействием на него определенных субъектов общественных отношений внутри страны.
Следствием стали дезинтеграция единого морально-нравственного пространства страны, которая выразилась в формировании и распространении параллельных и враждебных подсистем морали (криминальных, маргинальных и т.п.), а так же внедрение в общественное сознание и практику альтернативных моральных норм - эгоизма, жестокости, приоритета силы и др. Произошла смена референтных групп: если прежде личность отождествляла себя со всей социальной общностью, то теперь она в большей степени стала ориентироваться на нормы и ценности той части общества, к которой данная личность себя относит. При этом в формировании референтных групп преобладающую роль играла национальная принадлежность индивида.
Третьим фактором, способствующим формированию идеологии радикального национализма, является деформация социального статуса индивида. В современном российском обществе деформация социального статуса индивида обычно связано с ухудшением его материального состояния, а так же с падением престижа некоторых профессий.Как показывают результаты социологических исследований,понижение социального положения в обществе вызывает на личностном уровне рост агрессивности, которая проявляется в социальном поведении индивида. Но и
«благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворенность обычно приводит к поиску «виновных». Ими зачастую становятся представители других народов и религий.
Четвертым фактором, способствующим распространению в российском обществе идей радикального национализма, является преобладание в массовой культуре этнических и расовых стереотипов. Эти стереотипы опираются на схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, и представляет собой упрощенное, одностороннее знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности, расы. Такая примитивная схематизация выражается формулой «свой - чужой» и представляет серьезную угрозу для гражданского мира. Необходимо отметить, что даже тогда, когда стереотипы в целом отражают реальность, они могут стать причиной весьма печальных последствий, ибо служат средством деиндивидуализации представителей других наций и этнических групп [6]. Преобладание в обществе этнических и расовых стереотипов приводит к замыканию индивидов внутри своих национальных общностей, которое сопровождается ростом недоверия к представителям других наций и этносов и открытым противопоставлением собственной культуры культурным особенностям других народов.
К факторам, обуславливающим распространение идей радикального национализма, можно отнести так же преобладание в российском обществе негативных социальных установок по отношению к представителям других наций и этносов - предубеждений и предрассудков. При этом социальные психологи определяют предубеждения и предрассудки как негативное отношение к представителям какой-либо социальной группы, основанное лишь на их принадлежности к этой группе [7].
Наличие предубеждений у субъекта обуславливает его пристрастность, избирательность восприятия, интерпретации, оценки и запоминания информации. Люди, с предубеждением относящиеся к определенным группам (например, этническим или религиозным), зачастую обрабатывают информацию об этих общностях и их представителях иначе, чем о других группах [8]. Они уделяют больше внимания сведениям, согласующимся с их предвзятыми взглядами. При этом человек, как правило, не осознает или не желает осознавать, что он предубежден, и склонен рассматривать свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной оценки каких-либо фактов. На практике это приводит к тому, что человек, обладающий негативными социальными стереотипами в отношении других наций, будет избирательно воспринимать только негативную информацию о представителях других национальных групп и этносов, что в свою очередь способствует формированию его
убежденности в превосходстве собственной нации над другими.
С данным фактором связано так же явление так называемой «этнической агрессивности», объектами которой выступают представители другого этноса. В современном обществе этническая агрессивность относится к числу наиболее серьезных проблем и проявляется, прежде всего, среди молодого поколения россиян. Этническая агрессивность молодежи является формой сопротивления сложившемся условиям существования и проявляется как на бытовом уровне в форме криминальной деятельности (разделение по этническим группировкам в криминальном мире), так и на политическом уровне в форме квазиидеологических объединений, следствием чего является рост проявлений радикального национализма в молодежной среде.
Следует отметить, что комплексное воздействие социально-психологических и других детерминант радикального национализма приводит к значительному росту в российском обществе приверженцев его идей. Оно формирует в обществе и особенно среди молодежи нигилистическое отношение к закону, правопорядку, правам человека, чувство безнаказанности за совершение преступных действий, способствует распространению культа насилия, сопровождается созданием предпосылок для роста числа преступлений насильственного экстремистского характера. Как следствие в российском обществе усиливаются этническая и межконфессиональная нетерпимость и противостояние.
Литература
1. См.: Состояние преступности - январь-март 2015 г. / Официальный сайт МВД РФ. URL: https:// mvd.ru/reports/item/3294242/ (дата обращения 15 апреля 2015 г.).
2. См.: Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: РГГУ, 1999. С. 10.
3. Сидорина Т.Ю., Полянников Т.Л. Национализм: теории и политическая история. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 40-43.
4. См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 29-37, 139-142.
5. См.: Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001. С. 24.
6. См.: Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004. С. 266.
7. См.: Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004. С. 269; Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. СПб., 2003. С. 219.
8. См.: Кроз М.В., Ратинова Н.А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М., 2007. С. 42-44.
References
1. See: Crime and public safety - January-March 2015 / The official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: https://mvd.ru/reports/ item/3294242/ (accessed April 15, 2015).
2. See: Koroteeva V.V. Theory of nationalism in foreign social Sciences. Moscow: RGGU, 1999. P. 10.
3. Sidorina T.Y., Poliannikov T.L. Nationalism: theories and political history. M.: HSE, 2006. P. 40-43.
4. See: Lebon G. Psychology of peoples and the masses. SPb., 1995. P. 29-37, 139-142.
5. See: Berkowitz L. Aggression: its causes, consequences and control. SPb., 2001. P. 24.
6. See: Taylor Sh., Pipla L., Sears, D. Social psychology. SPb., 2004. P. 266.
7. See: Taylor Sh., Pipla L., Sears, D. Social psychology. SPb., 2004. P. 269; Baron R., Byrne D., Johnson B. Social psychology: key ideas. SPb., 2003. P. 219.
8. See: CrozeM.V., RatinovaN.A. Socio-psychological and legal aspects of xenophobia. M., 2007. P. 42-44.
Гражданский процесс: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / [Л.В. Туманова и др.] / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 599 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
Гражданский процесс
Раскрыты основные темы курса: сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку рассмотрения гражданских дел в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, а также по делам о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.