радикальных церковных организаций. В современной Украине, например, правые радикальные политические идеологии и течения тесно взаимодействуют с неканонической Украинской православной церковью Киевского патриархата, возглавляемой Филаретом (Денисенко), бывшим епископом Русской Православной Церкви, лишённым сана, отлучённым от церкви и анафематствованным Русской православной церковью А.П.Баркашов, создатель организации Русское Национальное Единство, является монахом «Истинно-православной церкви» Рафаила (Прокофьева).
Христианский радикализм представляет собой одномерное, однобокое видение ситуации, которое с неизбежностью возникает при рассмотрении религиозных вопросов в идеологическом поле. И никакая самая передовая идеология не может заменить значение тысячелетней религиозно-нравственной традиции православия в общественной жизни России, в духовно-нравственном обновлении русского народа.
Литература
1. См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // www.patriarchia.ru. Разд. Ш.2.
2. См.: Там же.
3.- См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // www.patriarchia.ru. Разд. Ш.5.
4. Цит по: Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. С. 228-229.
5. Послание заместителя патриаршего местоблюстителя, Митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем Патриаршего Священного Синода («Декларация» Митрополита Сергия). 1927 г. // https:// www.sedmisa.ru/lib/text/440043/.
References
1. See: Bases of the social concept of the Russian Orthodox Church // www.patriarchia.ru. Sec. III.2.
2. See: Ibid.
3. See: Bases of the social concept of the Russian Orthodox Church // www.patriarchia.ru. Sec. III.5.
4. Cited for: Russian Orthodox Church in the Soviet era (1917-1991). Materials and documents on the history of relations between the state and the Church / Compiled by G. Stricker. M.: «Propylaea», 1995. Pp. 228-229.
5. The message of the Deputy of the Patriarchal Locum Tenens, Metropolitan of Nizhny Novgorod Sergius (Stragorodsky) and time when it Patriarchal Holy Synod (the «Declaration» of Metropolitan Sergius). 1927 // https:// www.sedmisa.ru/lib/text/440043/.
УДК 316 ББК 60.5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ РАДИКАЛЬНОГО НАЦИОНАЛИЗМА
ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ КАФТАН,
доктор философских наук, доцент E-mail: v.belskiy@bk.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Выделяются теоретические основания идеологии национализма. Раскрываются некоторые научные подходы к выявлению особенностей формирования националистической идеологии, возможности конструирования на их базе технологий радикального национализма.
Ключевые слова: идеология радикального национализма, национальная идентичность, технология конструирования национализма.
Annotation. Distinguished theoretical foundations of the ideology of nationalism. Describes some of the scientific approaches to the identification of features of formation of nationalist ideology, the possibility of designing on their basis of the technologies of radical nationalism.
Keywords: ideology of radical nationalism, national identity, nationalism creating technologies.
Идеология, являясь частью теоретического уровня массового сознания, представляет собой совокупность идей, мифов, теорий, философских концепций, политических лозунгов, партийных программ и взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных политических интересов и включает в себя концепции, выражающие суть общественного бытия, его идеалы. Идеология исходит из определенным образом познанной или «сконструированной» реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью управление людьми путем воздействия на их сознание.
По поводу формирования идеологии существует несколько научных позиций. Марксистское учение об идеологии основано на мнении К. Маркса о том, что большая часть осознанных идеологических мыслей является «превращенной формой» ложного сознания, а подлинные глубинные мотивы поведения человеком не сознаются, они коренятся в организации самой социальной системы, которая направляет сознание человека в определенное русло [1]. Согласно этому учению к основным чертам идеологии относятся: узурпация ею единоличного права на истинность; внутренняя непротиворечивость и стремление поставить себе на службу даже факты ее опровергающие; стремление к утверждению себя в качестве интеллектуальной моды; работа с формой и избегание содержания, так как форма не имеет оснований для критики и сомнения; знако-во-символический характер и наличие определенного аппарата кодирования и декодирования.
Лингвистическая позиция по отношению к идеологии указывает на то, что она представляет опосредованное, непрямое отражение реальности, с помощью языка. В Этом случае идеология интерпретируется как жестко структурированное языковое отражение (описание) реальности, фиксирующее определенные смысловые значения. Ролан Барт назвал идеологию «метаязыком», отвечающим тем или иным социальным интересам, особое построение из смыслов, которыми он питается извлекая ложное, деградированное бытие [2].
Культурологическая позиция понимания идеологии связана с идеями Антонио Грамши, о том, что государство опирается не только на силу (принуждение), но и на согласие (гегемонию). Гегемония - тонкий и динамичный, непрерывный процесс, она предполагает не просто согласие, но благожелательное согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу. Установление, и подрыв гегемонии - «молекулярный» процесс, который протекает не как столкновение классовых сил, а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека [3].
Гегемония опирается на культурное ядро общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, множество символов и образов, традиций, знаний и опыта многих веков. Пока ядро стабильно, в обществе имеется
«устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение коллективной воли - условие революции. Создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса - главный смысл существования интеллигенции.
Националистическая идеология является одной из разновидностей идеологии, выражающей и защищающей интересы этносов. Ее важнейшим основанием является национальная идентичность. Национальная идентичность - один из наиболее устойчивых исторических видов социальной тождественности, являющийся результатом познавательно-эмоционального процесса самоопределения человека или общности в социокультурном пространстве и характеризующийся осознанием своей принадлежности к определённой этнической общности, а также пониманием, оцениванием и переживанием своего членства в ней.
В процессе национальной идентификации формируются следующие важнейшие духовно-ценностные ориентиры. Во-первых, устойчивое чувство «мы», основанное на определённых параметрах этногенеза: генетико-биологическом (родовые корни), климатогео-графическом (историческая территория) и социокультурном (история своего народа, этнические символы культуры и религии и др.). Во-вторых, видение мира и жизни по принципу «мы-они», «свои-чужие» и готовность к сходному с представителями своей этнической группы образу мыслей и действий. В-третьих, определённое ценностное отношение человека к себе, другим людям, обществу и миру в целом. В-четвертых, определенный тип самоопределения индивида в социальном пространстве. В-пятых, образ жизни человека (стиль деятельности, стиль общения, стиль активности и т.д.).
Националистическая идеология выстраивается на основных показателях(характеристиках) нации к которым следует отнести: месторазвитие (географический ландшафт и климат); язык (вместилище архетипов, языковое сознание); элементы художественной культуры; традиции; мифы об общих предках и героях; религиозное сознание; ценности и нормы, менталитет (национальный характер); повседневный быт и уклад; представления о родной земле; народное искусство; историческая память; антропологические признаки (кровь, гены) [4].
Националистическая идеология всегда ориентирует на создание единой нации, народа, этноса, хотя, как свидетельствует историческая практика, имеются серьезные трудности в формировании мононации. Так, во Франции из официальных документов министерства просвещения видно, что четверть населения страны к 1863 г. не знала французского государственного языка, а для половины школьников французский не был родным языком. Французское правительство, используя административную систему, школу, армию, церковь, материальные преференции, прямые язы-
ковые запреты (закон, разрешивший факультативное преподавание в школе местных языков, был принят только в 1951 г.), упорно добивалось ассимиляции своих граждан в единую нацию. К моменту создания единого Итальянского королевства (1861) официальным итальянским языком, основанным на тосканском диалекте, пользовались от 2,5 до 9% населения страны (итальянцы зачастую не могли понять друг друга). Политический расклад, особенности хозяйственный уклада и территориального расположения поселений в Норвегии привели к тому, что единая нация на единой территории оказалась раздроблена диалектами. В XIX в. писатели-романтики посчитали необходимым создать собственный национальный норвежский язык, который теперь существует в двух равноправных вариантах: «bokmal» и «nynorsk».
Существует несколько подходов к пониманию, объяснению природы идеологии национализма: при-мордиалистский, конструктивистский, инструмен-талистский. Примордиалистский подход разработан Клиффордом Гирцем (от англ. primordial - первоначальный, исконный, первобытный). Он основан на постулировании нации как реальной, закономерно возникшей, длительно и объективно существующей, достаточно устойчивой, но при этом эволюционирующей общности людей, которым присущи объективные единые характеристики: территория, язык, экономика, расовый тип, религия, мировоззрение и даже психический склад [5]. При этом язык выступает изначальной объективной характеристикой человека, так как никто не обладает правом выбора первого языка. Эдвард Сэпир полагал, что «подлинная» культура на уровне индивида может выражаться только на одном, «родном» языке. Второй, приобретенный язык никогда не сможет обрести внутреннее эмоциональное богатство, которое передается через язык рождения и детства. Поэтому изменения этнической идентичности могут рассматриваться как неестественные и навязанные, если они происходят с уже взрослым человеком [6].
На основе примордиалистского подхода разработана технология «пробуждения национального самосознания» Так, в начале 1990-х национальная проблема в некоторых регионах России (Северный Кавказ, Татарстан, Тува) резко обострилась. У аборигенного населения все явственней начала проявляться агрессивность по отношению к «некоренным». Вместе с возрождением древней национальной культуры проявился и национализм. Выдавливание «некоренных» было и явным (оскорбления, избиения, а то и убийства) и завуалированным (сокращения на работе, замена национальными кадрами, отказ в приеме на работу).
Обосновывая конструктивистский подход к объяснению природы идеологии национализма Фредерик Барт в своей концепции «культурных границ» исходил из того, что идентичность выступает не как выражение определенного культурного комплекса, а скорее как форма социальной организации. Национальные общности и их характеристики являются результатом
исторических, экономических, политических и иных обстоятельств и ситуативных воздействий [7].
Ключевую роль в конструировании нации играет политика «национального предпринимательства», т.е. мобилизация членов этнической общности на коллективные действия со стороны лидеров, которые преследуют политические и иные цели, а не выражают культурную идеологию группы или волю народа. Ф. Барт считает, что членство в этнической общности зависит от «приписывания» и «самоприписывания», т.е. оно является проблемой сознания (идентификации) и обретается только после того, как индивиды разделяют общие знания о том, что есть этническая группа.
Конструктивистский подход применен в мифологической технологии национального конструирования. Каждый миф создает картину мира, которая поляризует мир на «свой» и «чужой». Эта картина мира обладает статусом абсолютной реальности и правды, запрещает критическое самоосмысление, допуская лишь восхваление и позитивную рефлексию. Миф говорит на языке символов, опирается на иррациональное сознание и обладает мощным потенциалом мотивации, побуждения к действию. Миф помогает осознать единство исторической судьбы. Миф оказывает воздействие на самосознание и самовосприятие этноса. Это вызывает обращение к национальной истории, откуда народ ведет свое начало. Спецификой мифологического мышления является неразличение реального и идеального, в мифологии оппозиция «должного» и «сущего» стирается, общность абсолютизируется, что является эффективным психологическим стабилизатором сознания.
На конструктивизме выстроена также религиозная технология национального конструирования. Религия часто является ядром национальной культуры и активно генерирует, упорядочивает систему ценностей общества. Религия может становиться неотъемлемой частью национально-государственной идеологии или становиться фактором, консервирующим традиции этноса. Религия может способствовать развитию национального самосознания, укреплению взаимопонимания и сотрудничества не только внутри этнической общности, но и в отношениях с другими этносами, даже иноверцами. Так, в результате Брестской унии (1596) - присоединения к Римско-католической церкви ряда епархий православной Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой на территории Речи Посполитой, традиционное православие оказалось в Речи Посполитой в положении нелегальной и гонимой властями конфессии. К концу ХУШ в. униаты составляли до 70% всех жителей Беларуси, образовав особую этническую общность.
Конструктивист Бенедикт Андерсон полагает, что национальные общности представляют собой «воображаемые сообщества», которые строятся на ценностной основе, скрепленной унифицированными верованиями и обычаями, они носят конструктивистский характер и существуют лишь постольку, поскольку
участвующие в них люди воспринимают себя в качестве таковых.
Идея воображаемого сообщества реализована в националистической технологии симулякризации. Ж. Бодрийяр предложил термин «симулякр» (видимость) для обозначения знаков, которые представляют собой копии, у которых нет оригинала. В эпоху симулякров все разговоры об истинном и оригинальном вообще теряют смысл. В медиа сфере современного общества все более циркулирует информация, представляющая не формализованное знание, а формализованный семантический образ (типа клипа), ориентирующий желания человека [8]. Можно говорить об искусственном создании, социальном конструировании «воображаемых» национальных идентичностей.
В инструменталистском подходе, разработанном Дэвидом Горовицем национализм трактуется как создаваемый на основе элементов культуры социальный и политический ресурс, используемый индивидами и группами для достижения своих целей, как наступательных, так и оборонительных. Инструменталисты рассматривают нацию как продукт «национальных мифов», которые создаются элитой общества и используются ею для достижения определенных выгод и власти [9].
Физические и культурные характеристики национальной общности инструменталистами представляются как ресурс (инструмент), как средство политического действия, при помощи которого определённая группа людей, сознавая его выгодность для себя, может выдвигать и реализовывать свои интересы. Подобные люди называются в инструменталистских построениях «этнические антрепренёры культуры», которые создают эт-нополитические идеологические доктрины, а также активность политически ориентированных «этнических предпринимателей» (этнократической элиты), которые спекулируют этнической солидарностью.
Инструменталистский подход является обоснованием технологии консциентальной войны - национальной деидентификации. Как полагает Юрий Громыко, мир вступил в новый этап борьбы - конкуренции форм организации сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. В результате консциентальной войны или войны сознаний (от лат. сотаеп^а - сознание). В основе такого поражения лежит уничтожение человеческой способности к свободной идентификации, т.е. способности каждого из нас к самоопределению. Так, чтобы мы не могли ответить на вопрос: кем мы стремимся быть и в рамках какой культурно-исторической традиции намерены жить? Когда человек обладает самоидентификацией, он тверд в мыслях и действиях... Он знает свое место в обществе, он обладает сетью человеческих связей, он чувствует себя частью огромного национального организма. Но если способность человека к самоидентификации уничтожить, то ему можно внушить любую идентификацию, убедив его в том, что он - не русский, а, скажем, эльф, гоблин или
демократ. Человек теряет способность быть русским (китайцем, татарином, индейцем майя), превращаясь в чистый белый лист, на котором можно писать, что угодно. Людей-биоидов можно включать в другие искусственно-конструируемые фиктивные этносы, задавать им другие цели и т.д. [10].
Инструментализм лежит также в основе технологии пересмотра национальных ценностей. С 2005 г. власти Украины стремились искусственно и радикально изменить ценностно-мировоззренческие установки своих граждан в отношении этнической и культурной идентичности, зародившейся в Древней Руси и оформившейся в общих с народами России формах государственности - Российской империи и СССР. Цель националистов - полная смена украинцами сложившихся представлений о самих себе как об этносе. Производились фронтальные и систематические попытки полностью уничтожить в Украине все символы, традиции, ритуалы и представления, как идеальные, так и вещественные, которые возникли в результате совместного русско-украинского исторического, культурного и государственно-политического опыта.
Пересмотру подвергались как знаковые исторические события - традиционные символы русско-украинского культурно-цивилизационного единства, так и ценности, образ жизни, ритуалы (9 Мая), которые стали общим русско-украинским достоянием, неотъемлемой составляющей образа жизни двух народов. Яркими примерами могут служить создание культа ОУН-УПА, фальсификация истории голода (Голодо-мор) в 1932-1933 гг., героизация гетмана Мазепы и т.д.
Технология дробления национальной идентичности также связана с инструментализмом. Сценарий по разрушению идентичности советского народа был реализован в бывших союзных республиках, элита которых ссылалась на угнетение наций в СССР. Развитие политтехнологий вширь и вглубь, их активное применение в национальных регионах может привести и к дальнейшему дроблению России.
Является выражением инструментализма и технология подрыва национального языка. Язык, как глубинный выразитель духовной сущности народов находится в настоящее время в большой опасности. Возрастание риска гибели целого ряда языков как глубинного выразителя духовной сущности народов, упрощение, деятельное заимствование иностранных слов, активное проникновение маргинальных арго и нецензурных жаргонизмов в живую ткань языка и даже определенное вымещение литературного языка из социального общения способствует духовной деградации личности, особенно молодого человека.
Сегодня в мире насчитывается 6809 «живых» языков, - утверждает британец Б. Сазерленд в журнале Nature, - но на 90% из них говорит менее 100 тыс. человек. За последние 500 лет исчезло около 4,5% от общего числа описанных языков. С 1600 г. вышли из употребления 52 из 176 языков, на которых говорили племена Северной Америки [11].
Немецкий славист Г. Пфандль считает, что в XXI в. умрет около 1000 языков. Русскому языку это не грозит, языки, которые насчитывают по 200 тыс. носителей, имеют внутренние механизмы для защиты. Но среди 150 языков малых народов России около 100 - на грани исчезновения [12].
Еще одно проявление инструментализма - технология разжигания национальной розни. В глобализирующемся мире мы всё чаще сталкиваемся с примерами использования СМИ для разжигания этнической неприязни и, прежде всего, «русофобии». В Украине, в Молдавии, в странах Балтии активно пользуются западными приемами «медиавойн» и пропаганды. Так, грузинская телекомпания «Имеди» в специальном репортаже 13 марта 2010 г., сообщила о «вторжении» в Грузию российских войск, о «гибели» президента М. Саакашвили и «об ужасных бомбардировках аэропортов и морских портов Грузии». И только спустя полчаса, телекомпания сообщила, что это был «специальный репортаж о возможном развитии событий». Это спровоцировало массовую панику среди населения.
Для того чтобы противостоять идеологии национализма и технологиям применяемым для обеспечения воздействия ее на массовое сознание народов с целью их разъединения и формирования ненависти друг к другу, необходимо, прежде всего, обретение национальной идентичности на уровнях исторической идентичности, идентичности с настоящим и идентичности с будущим.
Формирование исторической идентичности происходит в процессе понимания и принятия прошлого, так как оно должно войти в актуальное пространство самосознания человека, должно быть им переработано и усвоено. Оно означает воздействие на все общество и всех его членов исторической памяти, традиций, идущих из прошлого, проверенных временем и испытаниям, выпадавшим России на всех вехах ее развития.
Идентичность с настоящим - это насыщение актуального социально-культурного пространства образами современников, воплощающих лучшие нравственные качества отечественной культуры, влияние наличного бытия личности на ее ценностное самоопределение, совокупное воздействие социальной мега-, мезо- и микросреды на жизненную позицию личности.
Идентичность с будущим - это воздействие на личность жизненных целей и идеалов, т.е. идеальных сущностей, которые будучи весьма желанными, пока еще отсутствуют в действительности, и для реализации которых необходимы усилия, действия, напряжение сил и т.п. Она предполагает предварительное проектное видение будущего в форме национальной идеи.
Литература
1. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собр. соч. М.: Политиздат, 1955. Т. 3.
2. См.: Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
3. См.: ЛестерДж. Теория гегемонии А. Грамши и современность // Альманах Восток. 2003. № 9.
4. См.: Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ 2005. С. 262- 268.
5. См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 4. С. 483.
6. См.: Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс; Универс, 1993.
7. См.: Барт Ф. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. М.: Новое издательство, 2006.
8. См.: Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула: Тульский полиграфист, 2013. С. 15.
9. См.: Чагилов В.Р. Этничность и постсовременность: политизированная этническая идентичность в условиях глобализации. Невинномысск. 2003. С. 70.
10. См.: Громыко Ю. Консциентальное оружие и консциентальные войны [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2007. 25 фев. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2007/782
11. См.: Более 6 тысяч языков находятся под угрозой исчезновения [Электронный ресурсу/NEWSru. com.—2003.15мая.URL: http://www.newsru.com/ world/15may2003/language.html
12. См.: Новосёлова Е. Москва-Петушки: за языком и обратно // Российская газета. 2005. 7 апреля.
References
1. See: Marx K., Engels F. German ideology // SOBR. CIT., Moscow: Politizdat, 1955. Vol. 3.
2. See: Bart R. Mythology. M.: Izd-vo im. Sabash-nikovyh, 1996.
3. See: Lester J. The theory of hegemony A. Gramsci and modernity // Almanac of the East. 2003. No. 9.
4. See: Malakhov V.S. Nationalism as a political ideology. M.: ROSSPEN, 2005. P. 262- 268.
5. See: New encyclopedia of philosophy: 4 T. M., 2001. Vol. 4. P. 483.
6. See: Sapir E. Selected works on linguistics and cultural studies. M.: Progress; Univers, 1993.
7. See: Barth F. Ethnic groups and social boundaries. Social organization of cultural difference. M: New publishing house, 2006.
8. See: Baudrillard J. Simulacra and simulation. Tula: Tula typographer, 2013. P. 15.
9. See: Chagrov V.R. Ethnicity and postcommunist: politicized ethnic identity in the context of globalization. Nevinnomyssk. 2003. P. 70.
10. See: Gromyko Yu. Consciousness weapons and consciousness of war [Electronic resource] // Center of humanitarian technologies. 2007. 25 Feb. URL: http://gt-market.ru/laboratory/publicdoc/2007/782
11. See: More than 6 thousand languages are under threat of extinction [Electronic resource] // NEWSru. com.-2003.15 may.URL: http://www.newsru.com/world/ 15may2003/language.html
12. See: Novoselova E. Moscow-Petushki: language and returning // Russian newspaper. 2005. On 7 April.