УДК 339.9
угрозы экономической
безопасности страны в системе всемирной
торговой организации
ф. Х. ЮСУФОВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономической теории,
директор филиала Ивановского
государственного университета в г. дербенте
E-mail: yusufovm@rambler. ru
В. А. МУТАЛИМОВ,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономической теории
E-mail: mverdi@yandex. ru
Филиал Ивановского
государственного университета в г. дербенте
В статье показано, что экономическая безопасность является ключевым фактором развития экономики страны в системе Всемирной торговой организации (ВТО). В целях минимизации угроз экономической безопасности страны обосновывается необходимость защиты государством интересов производителей на внутреннем и внешнем рынках посредством применения нетарифных мер регулирования экспорта и импорта. Отмечено, что присоединение к ВТО выступает мощным стимулом для модернизации национальной экономики.
Ключевые слова: ВТО, внутренние угрозы, внешние угрозы, экономическая безопасность, мониторинг безопасности, нетарифные меры.
Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) затрагивает наиболее актуальные проблемы экономической безопасности страны, определяющие развитие экономики на перспективу. С присоединением к ВТО во внешнеторговой политике страны происходят существенные масштабные модернизационные изменения, которые реально сказываются на благосостоянии субъектов экономики.
Членство в ВТО имеет множество преимуществ, как тактических, так и стратегических, стимулирует развитие экономики и способствует повышению благосостояния. Присоединение к ВТО становится стимулом для модернизации национальной экономики, для улучшения делового климата в стране. В среднесрочной перспективе это позволит России занять более выгодные позиции в системе международного разделения труда, повысить привлекательность рынка для вложения капиталов и прямых инвестиций.
Однако, как заявил Президент РФ В. В. Путин на заседание Совета Безопасности России 21 ноября 2012 г., есть «определенные отрасли, в которых могут возникнуть особые проблемы, прежде всего для некоторых секторов животноводства, сельхозмашиностроения, автомобилестроения, легкой и пищевой промышленности, фармацевтики, производства медобо-рудования... дополнительные сложности в отдельных регионах со слабо диверсифицированной экономикой, например в моногородах. Закрытие убыточных, неэффективных предприятий, особенно крупных, способно увеличить безработицу, и это уже социальные риски.
- 13
Возможно и снижение поступления в региональный бюджет. В конечном счете, может увеличиться разрыв между территориями по уровню социально-экономического развития, это серьезный вызов. Но мы должны и будем максимально страховаться от потенциальных рисков, надежно обеспечивать безопасность государства и наших граждан» [17].
Каждая страна должна быть готова отразить, упредить, ликвидировать потенциальные угрозы экономической безопасности, таящиеся в системе ВТО. Поэтому государству необходимо разработать свой собственный механизм обеспечения экономической безопасности страны, будучи членом ВТО.
Проблематика членства страны в ВТО закономерно стала объектом изучения многих исследователей. Анализ социально-экономических последствий членства России в ВТО отражены в ряде коллективных работ:
• Россия в ВТО: мифы и реальность (ЦЭФИР, Клуб 2015, 2001);
• Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО (Аналитическая записка ученых РАН и Национального инвестиционного совета, 2002);
• Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод (ЦЭФИР, 2002);
• Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России во Всемирную торговую организацию (ГУ ВШЭ, ЦМЭАК, 2003);
• Социальные последствия вступления России в ВТО (Московское бюро Международной организации труда, 2003);
• Прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на период до 2005 г. с учетом влияния вступления России в ВТО на экономику и финансовое положение регионов (Государственное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил», 2003);
• Экономика России и внешний мир: взаимодействие, проблемы присоединения к ВТО (Ассоциации независимых центров экономического анализа, 2004);
• Всемирная торговая организация. Что ждет Россию? Мировой опыт (Движение «Стоп ВТО», «ВТО-информ», 2012) и др. Общетеоретические проблемы системы наднационального регулирования международной
торговли и ее изменений под воздействием ВТО нашли отражение в трудах таких известных российских ученых, как В. Д. Андрианов, Н. К. Арбатов, З. С. Аюфова, О. Ю. Бакаев, М. А. Бендиков, Л. П. Бородулина, Е. В. Вавилова, М. В. Василевская, Г. Ю. Волков, С. Ю. Глазьев, А. Г. Гранберг, Р. С. Гринберг, С. М. Гуриев, А. Е. Дайнеко, Е. В. Данилова, А. В. Данильцев, И. И. Дюмулен, В. Л. Еро-хин, А. Ждановская, Г. В. Забавский, А. Н. Захаров, Р. И. Зименков, В. В. Ивантер, Г. В. Карелин, Л. В. Краснов, И. С. Королев, Н. Н. Ливенцев, Я. Д. Лисово-лик, А. Е. Лихачев, В. Б. Мантусов, К. В. Минкова, И. В. Минченкова, А. Д. Некипелов, М. М. Новиков, В. В. Нотченко, В. П. Оболенский, Л. Н. Овчаро-ва, М. Н. Осьмова, А. С. Панасюк, В. С. Паньков, Н. А. Панькова, К. В. Ремчуков, В. Е. Рыбалкин, В. К. Сенчагов, Б. М. Смитиенко, А. Н. Спартак, М. А. Стасев, С. Ф. Сутырин, А. И. Татаркин,
A. Н. Терехин, В. Н. Тишков, С. П. Удовенко, И. П. Фа-минский, В. Ф. Фролов, И. Э. Фролов, Р. И. Хасбулатов, И. В. Черкашин, Н. А. Чернышева, О. А. Шаляпина, Р. А. Шепенко, Ю. В. Шишков, Н. Н. Щеба-рова, А. В. Шорников, Д. А. Шульман, К. В. Юдаева и многих других.
Весомый вклад в теоретические исследования и практику государственного регулирования экономики в условиях ВТО внесли ученые Китая, одной из успешных экономик в системе ВТО, такие как Ван Яньмин, Дин Юаньчжу, Е Жань, Ли Инин, Ли Сюе-соу, Ли Яньфэн, Линь Ифу, Лоу Циньцзянь, Лю Фан, Пань Цзяюй, Син Гуанчэн, Сунь Сяоюй, Сюй Вэиц-зу, Сюй Хэпинь, У Мин, Хао Минь, Чень Чжэнхун, Чжан Сянчлонь, Чжан Чэньхуэй, Чжан Цзяньцин, Чэн Цинтай, Шэнь Цзыянь, Цзао Цзиньпу, Цзинь Бэй, Цзян И, Цзян Цзин, Юн Шэнь, Юй Чжочао.
В исследованиях украинских ученых сосредоточено внимание в основном на вопросах анализа преимуществ и недостатков мировой торговой системы, оценки положительных и отрицательных последствий присоединения Украины к ВТО. Указанным темам посвящены работы В. Барановского, О. Белоруса, А. Беляева, И. Бураковского, В. Геец, Б. Губ-ского, В. Кириенко, Л. Кистерского, Д. Лукьяненко,
B. Мунтияна, В. Новицкого, Г. Павловского, Т. Панфиловой, Ю. Пахомова, А. Поручника, В. Сиденко,
C. Соколенка, Т. Цыганковой, А. Филиппенко.
Вместе с тем проблема реализации национальных экономических интересов, выработка механизмов обеспечения экономической безопасности страны в регуляторной системе ВТО на данный
момент еще не стала предметом широкого научного обобщения, следствием чего являются недостаточно обоснованные оценки позитивных и негативных последствий присоединения к этой организации.
Недостаточная разработанность теоретико-методологического аппарата выявления возможностей и действенности отстаивания национальных экономических интересов в ВТО, обеспечения экономической безопасности страны служат сферой обоснования концепции внешнеэкономических связей, стратегии развития национальных интересов, формирования торговой политики при членстве в ВТО.
Мало внимания уделяется вопросам совершенствования национальной системы регулирования и содействия развитию внешней торговли, практике адаптации новых членов к условиям функционирования в ВТО по ее правилами и принципам, включая эффективное применение мер, разрешенных ее правилами для стимулирования экспорта и ограничения при необходимости импорта.
Исследование указанных аспектов представляется важным для упреждения угроз экономической безопасности страны в системе ВТО, поскольку уже есть общеизвестная практика крайне негативного воздействия ВТО на социально-экономическое развитие страны, подрыва самих основ экономической безопасности ряда стран - членов ВТО (например Киргизии, Украины, Молдавии). К сожалению, отсутствует опыт обеспечения экономической безопасности в системе ВТО постсоветских стран. В совокупности эти проблемы определяют актуальность исследования.
Большая часть имеющихся работ представляет собой количественный анализ социально-экономических последствий присоединения к ВТО на основе расчетов возможной динамики темпов роста экономики в зависимости от изменения тарифных пошлин.
Однако не все последствия, даже негативные, могут выступать угрозами экономической безопасности. Определение основных угроз экономической безопасности страны в системе ВТО и выработка механизма их упреждения и ликвидации представляются актуальными проблемами, требующими рассмотрения.
Важно определить, какие негативные социально-экономические последствия, в каких размерах, объемах и масштабах могут выступать потенциальными угрозами экономической безопасности страны в системе ВТО.
В научной и правовой литературе существуют различные подходы к трактовке понятия «угроза экономической безопасности». Например, в Законе РФ от 05.03.1992 №№ 2446-1 «О безопасности» угроза безопасности рассматривалась как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства» [10].
В Концепции национальной безопасности России определено, что «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разба-лансированностью банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости» [4].
Угроза национальной безопасности - это «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства», отмечено в Стратегии-2020 [20].
В работах С. В. Степашина [19, с. 23] угрозы экономической безопасности обосновываются как следствие развивающихся противоречий на внутреннем и внешнем экономическом пространстве страны.
Г. С. Вечканов угрозы экономической безопасности определяет как явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных ценностей и образа жизни [1, с. 67].
Т. Е. Кочергина, разграничивая угрозы экономической безопасности на реальные и потенциальные, утверждает, что реальными угрозами экономической безопасности являются краткосрочные угрозы (такие угрозы, которые уже существуют или могут проявиться в ближайшем будущем), а под потенциальными угрозами экономической безопасности понимаются те угрозы, которые могут появиться в обозримом или отдаленном будущем, если не будут приняты меры по их смягчению или нейтрализации [5, с. 25].
В. М. Шкварок считает, что угрозы экономической безопасности определяются «как негативные явления и факторы, деструктивно воздействующие на экономическую систему государства и создающие опасность для ее развития» [21, с. 24].
По мнению украинского экономиста Р. В. Поко-тиленко, угрозы экономической безопасности - это опасности, которые приводят к разрушению условий воспроизводства и развития государства, общества, личности, препятствующие достижению национальных экономических интересов [16, с. 16].
Таким образом, обобщая подходы к указанной проблеме, можно определить, что угрозы экономической безопасности страны при вступлении в ВТО -это потенциальные опасности, могущие возникнуть при неумелом управлении и неэффективном использовании отечественных экономических ресурсов на внутреннем и внешнем рынках, способствующие нарушению расширенного воспроизводства и устойчивого экономического роста.
Главными угрозами экономической безопасности России при членстве в ВТО могут выступить: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, снижение конкурентоспособности, потеря контроля за национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений [20].
К вероятным угрозам от участия России в ВТО относятся, в частности:
• значительное усиление конкуренции со стороны импортеров;
• ограничение роли государства в регулировании экономикой;
• сокращение объемов доходов федерального бюджета в виде таможенных платежей;
• регулирование ВТО деятельности государственных коммерческих предприятий.
К потенциальным угрозам, отсутствие оценки и упреждения которых делает экономическую безопасность страны уязвимой, также нужно отнести: коррупцию чиновников и должностных лиц; превращение страны в сырьевой придаток стран -членов ВТО; банкротство или поглощение слабых
производств; поглощение мелких отечественных финансовых институтов; угрозы малому и среднему бизнесу; инвестиционный кризис; кризис в социальной сфере (продолжающийся рост безработицы, снижение жизненного уровня, рост преступности); продовольственная зависимость (угрозы продовольственной безопасности); кризис промышленной политики; усиление роли ТНК в экономике страны; угроза массового оттока капиталов; кризис секторов высокотехнологичных производств (производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе) и выталкивание их с международных рынков; иммиграционные процессы и др. [7].
При этом основными потенциальными внешними факторами угроз экономической безопасности России в системе ВТО могут выступать:
1) стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
2) опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
3) укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
4) возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
5) распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
6) ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
7) возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
8) притязания на территорию Российской Федерации [20].
Механизм обеспечения экономической безопасности страны в системе ВТО, представляющий собой систему экономических, правовых, административных процедур, позволит эффективно поддерживать безопасность своей страны. В ходе формирования этого механизма должны быть четко определены обязанности всех ветвей власти по защите национальных интересов страны, которые должны выполняться ими на всех стадиях воспроизводственного процесса.
Как известно, главными целями создания ВТО считаются либерализация и обеспечение справедливых условий конкуренции в мировой торговле, что должно предоставить странам-членам ряд преимуществ: равные конкурентные условий доступа на мировые рынки; распространение на страну-участницу режимов наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима (НР) всеми странами - членами ВТО; недискриминационный доступ на рынки других стран, применение механизма ВТО по разрешению споров; возможность реализации своих стратегических и текущих торгово-экономических интересов путем эффективного участия во многосторонних торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли.
Однако членство в ВТО таит в себе и определенные угрозы экономической безопасности страны.
Экономическую безопасность страны при вступлении в ВТО рекомендуется определить как непрерывный поступательный процесс обеспечения расширенного воспроизводства и устойчивого экономического роста в целях удовлетворения растущих потребностей личности, общества, государства, страны, хозяйствующих субъектов при постоянном мониторинге и контроле государства за динамикой критериев и параметров экономической безопасности страны в системе ВТО [6, с. 74].
Факторами, определяющими баланс выгод и угроз от членства в ВТО, выступают:
- уровень международной конкурентоспособности национальной экономики и позиций страны в мировой торговле;
- эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- достаточность экономических ресурсов для обеспечения устойчивого экономического развития и требуемого уровня национальной безопасности страны;
- создание благоприятных условий для стабильного развития экономики страны во всех секторах экономики, для всех форм собственности;
- защита экономических интересов и прав субъектов экономики от внешних и внутренних угроз [8, с. 28].
Оперативное сбалансирование государством этих взаимозависимостей и будет определять реальные возможности использования преимуществ от участия в ВТО.
В целях обеспечения экономической безопасности страны в системе ВТО необходимо активно применить институциональные механизмы, разрешенные правилами и нормами ВТО. Для повышения конкурентоспособности экономики, защиты уязвимых секторов национальной экономики Россия может применять меры нетарифного регулирования доступа иностранных товаров на российский рынок, которые за последние два десятилетия в международной торговле успешно применяются странами - членами ВТО для защиты своих уязвимых секторов экономики.
Нетарифные меры представляют собой «любые распоряжения центральных и местных властей, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран» [2].
По различным оценкам, нетарифные меры начиная со второй половины 1980-х гг. охватывают от 18 до 30 % объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17 % импорта, в том числе в отношении 50 % металлопродукции, 25 % текстильных изделий, 44 % продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами -до 40 % всего импорта, в том числе 50 % импорта продовольствия [9].
Каковы цели защитных, антидемпинговых и компенсационных мер? Во-первых, создание для секторов экономики возможности адаптации к условиям ВТО, во-вторых, обеспечение экономической безопасности страны в системе ВТО. При этом антидемпинговые и компенсационные меры направлены на устранение несправедливой конкуренции, а специальные защитные меры призваны защитить национальный сектор экономики, неизбежно терпящий убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара.
Основной целью применения мер защиты внутреннего рынка является противодействие резко возросшему импорту (специальные защитные меры) или несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров (антидемпинговые и компенсационные меры) в случае, когда это наносит либо может нанести ущерб сектору национальной экономики.
К основным и наиболее важным последствиям использования нетарифных мер относятся [3]:
• снижение объемов импорта;
• увеличение цены на импортные товары;
• изменение эластичности спроса на импорт. Нетарифные меры часто приводят к изменению наклона кривой спроса на импорт. Чаще всего (как, например, в случае использования импортной квоты) эластичность спроса на импорт по цене снижается, однако с помощью различных мер можно добиться и ее увеличения;
• непостоянство во времени. Чаще всего нетарифные меры имеют привязку к объемам или ценам, поэтому в отличие от тарифных мер в данном случае эффект непостоянен во времени;
• влияние на общественное благосостояние. Меры защиты национального рынка можно
применять в тех случаях, если:
- доказано наличие демпинга, субсидирования или значительного увеличения объемов импорта;
- нанесен ущерб или создана угроза нанесения ущерба национальной сектору промышленности;
- выявлено наличие причинно-следственной связи между импортом (демпинговым, субсидируемым или возросшим) и ущербом или угрозой ущерба для сектора национальной экономики.
В России вопросы применения защитных мер регулируются следующими правовыми актами:
1) Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» [14];
2) Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [13], который заменил первый законодательный акт в этой области - Федеральный закон от 14.04.1998 № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» [12];
3) Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» [11]. Заключение. Таким образом, членство в ВТО
дает ощутимые преимущества в средне- и долгосрочной перспективе. Присоединение к ВТО вы-
ступает стимулом для модернизации национальной экономики, для улучшения делового климата в стране. В среднесрочной перспективе это позволит России занять более выгодные позиции в системе международного разделения труда, повысить привлекательность нашего рынка для вложения капиталов и прямых инвестиций. Реализация преимуществ членства в ВТО возможна только за счет целенаправленной, эффективной, согласованной политики государства, направленной на активное продвижение отечественной продукции на рынки других стран, активную защиту внутреннего рынка, масштабное привлечение иностранных инвестиций под создание новых производств, причем ориентированных не только на внутренний рынок, но и на мировые рынки, на экспорт.
В то же время участие в ВТО чревато рядом угроз экономической безопасности страны, без упреждения и предотвращения которых экономика не способна ускоренно развиваться. В этих целях необходимо использовать более гибкие инструменты регулирования внешнеторговой деятельности, включая широкое применение защитных, компенсационных и антидемпинговых мер.
Список литературы
1. ВечкановГ. С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. СПб: Питер, 2007.
2. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография / 2-е изд., доп. М.: ВАВТ, 2008.
3. Идрисова В. В. Теоретические вопросы применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011.
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000).
5. Кочергина Т. Е. Экономическая безопасность. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Муталимов В. А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении в ВТО // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 70-76.
7. Муталимов В. А. Россия стартует в ВТО: прогноз экономической безопасности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. 2012. № 1 (75). С. 834-843. URL: http://ej. kubagro. ru/2012/01/pdf/63. pdf.
8. Муталимов В. А. Тенденции экономической безопасности России в посткризисный период // Экономические науки. 2010. № 8. С. 27-31.
9. Об условиях доступа российских товаров на зарубежные рынки // Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России. 24.05.2010. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/about/ structure/depTorg/doc20100524_05.
10. О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008).
11. О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам: соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008.
12. О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами: Федеральный закон от 14.04.1998 № 63-Ф3.
13. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011).
14. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 06.12.2011).
15. Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/doc20120511 _003.
16. ПокотиленкоР. В. Мехашзм формування та забезпечення економiчноl безпеки. Донецк, 2003.
17. Путин В. В. Выступление на заседание Совета Безопасности в расширенном составе. 21.11.2012. URL: httpy/президент. рф.
18. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011.
19. Степашин С. В., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Экономическая безопасность России: концепция - правовые основы - политика. СПб: Фонд «Университет», 2001.
20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
21. Шкварок В. М. Теоретические основы и классификация угроз экономической безопасности России. СПб, 2009.
22. The World Factbook, CIA. URL: https://www. cia. gov/library/publications/the-world-factbook/ rankorder/2078rank. html.
25-28 АПРЕЛЯ 2013
^Ull
Approved Event
EXPOFORUM
Санкт-Петербургский международный книжный салон
КНИГОИЗДАНИЕ • ПОЛИГРАФИЯ • КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ
Ш выставочный комплекс «ленэкспо», павильон 7, тел/факс: +7 812 240 4040
www.spbbooksalon.extoforum.ru