Научная статья на тему 'Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию'

Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВТО / ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муталимов В. А.

Статья посвящена анализу системы государственного мониторинга угроз экономической безопасности России при вступлении в ВТО. Показано, что экономическая безопасность является ключевым фактором развития экономики и страны в целом. В целях минимизации угроз экономической безопасности России при вступлении в ВТО предлагается государственный мониторинг экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муталимов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию»

УГРОЗЫИ БЕЗОПАСНОСТЬ

23 (116) - 2011

УДК 336.02

государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во всемирную торговую организацию

в. а. муталимов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: [email protected]

дагестанский государственный университет

Статья посвящена анализу системы государственного мониторинга угроз экономической безопасности России при вступлении в ВТО. Показано, что экономическая безопасность является ключевым фактором развития экономики и страны в целом. В целях минимизации угроз экономической безопасности России при вступлении в ВТО предлагается государственный мониторинг экономической безопасности.

Ключевые слова: Россия, ВТО, внутренние угрозы, внешние угрозы, экономическая безопасность, мониторинг безопасности, система мониторинга.

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) затрагивает наиболее актуальные вопросы экономической безопасности государства, определяющие развитие страны на перспективу. Параметры экономической безопасности государства характеризуются стабильным экономическим ростом, инвестиционной и инновационной активностью, защитой внутреннего рынка, поддержкой экспорта и других направлений повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Механизм обеспечения экономической безопасности России в системе ВТО, представляющий собой систему экономических, правовых, административных процедур, позволяет эффективно поддерживать свою безопасность. В ходе формирования этого механизма должны быть четко определены обязанности всех ветвей власти по защите национальных интересов России, которые

должны выполняться на всех стадиях экономической деятельности страны.

Экономическая безопасность — это состояние экономики, обеспечивающее устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защиту экономических интересов.

Концепцией по национальной безопасности РФ (далее — Концепция) национальные интересы в сфере обеспечения экономической безопасности, устойчивого развития экономики страны и ее регионов определены как ключевые [1]. Федеральным и региональным органам государственной власти рекомендовано руководствоваться положениями Концепции в практической деятельности и при разработке стратегических документов.

Экономическая безопасность характеризуется совокупностью текущего состояния, условиями и факторами, отражающими стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики, обусловленными независимостью России при интеграции с экономиками других стран. Должна быть выработана особая система параметров экономической безопасности, учитывающая специфику развития экономики в рамках ВТО.

Анализ положения дел должен опираться на систему индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз.

В. Сенчагов, определяя общую схему обеспечения экономической безопасности России, включает в нее следующие элементы [7]:

1) национальные интересы: стратегические, долгосрочные, краткосрочные приоритеты, цели и задачи в экономике;

2) внутренние и внешние угрозы и вызовы национальной экономике;

3) индикаторы экономической безопасности, в отличие от показателей социально-экономического развития, обладающие сигнальными функциями;

4) пороговые значения индикаторов, отделяющие опасное состояние экономики от неопасного;

5) оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с пороговыми значениями;

6) концентрация и стратегия обеспечения экономической безопасности;

7) организационно-управленческий блок. Экономическая безопасность — одна из главных задач, стоящих перед российским государством. Специалисты в этой области предлагают разные варианты определения категории «экономическая безопасность». Несмотря на отсутствие единства в определении сущности экономической безопасности государства, необходимо выработать общий механизм ее обеспечения.

Одним из составляющих такого механизма, по мнению автора, является мониторинг фактов, условий, причин, угрожающих экономической безопасности России, под которым будем понимать систематически (непрерывно и с заданной периодичностью) осуществляемую регистрацию (наблюдение, измерение, фиксацию), диагностику и анализ системы показателей защищенности национальных интересов РФ как члена ВТО.

Важная организационная задача государства — определение четких функций федеральных и региональных органов исполнительной власти и их взаимодействие при выработке и реализации мер по защите экономической безопасности России. Без этого нельзя обеспечить действенной защиты национальных интересов России в области экономики, предотвращения и парирования угроз экономической безопасности.

Основными органами, осуществляющими защиту экономической безопасности, являются следующие структуры:

1. Совет Безопасности Российской Федерации, главная задача которого — определение и реализация основных направлений государс-

твенной политики в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также определение и выявление внутренних и внешних угроз экономической деятельности [3];

2. Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных документов;

3. Министерство экономического развития Российской Федерации, в задачи которого входят координация и методическое обеспечение действий всех органов исполнительной власти по защите экономической безопасности, разработка государственной социально-экономической политики;

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу, призванная противодействовать легализации доходов, полученных преступным путем;

5. Федеральная налоговая служба, обеспечивающая контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

6. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая обеспечивает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также валютный контроль;

7. Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, в задачи которого входит организационно-методическое руководство деятельностью подразделений МВД России по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а также участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности и совершенствовании нормативного регулирования.

Перечень приведенных органов не является исчерпывающим. Многочисленные министерства, ведомства, службы и учреждения в пределах своей компетенции и в рамках полномочий напрямую или опосредованно занимаются обеспечением экономической безопасности государства.

Необходимо отметить, что разброс функций по обеспечению экономической безопасности по различным министерствам и ведомствам приводит к нежелательным результатам: нет единого, отработанного, унифицированного механизма передачи информации от одного субъекта к другому; выяв-

- 71

ленная, но своевременно не переданная информация приводит к негативным последствиям.

Поэтому, на взгляд автора, необходимо создать единый координационный орган, осуществляющий государственный мониторинг показателей внешнеэкономической деятельности субъектов всех форм собственности в целях своевременного выявления факторов, условий и причин, угрожающих экономической безопасности государства. Важной чертой такого института должно быть наличие власти, а также тесный контакт с исполнительной и законодательной ветвями власти.

Таким координирующим органом защиты экономической безопасности может стать Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Росстат создан для сбора и обработки социально-экономической, технико-экономической и прочей информации о состоянии развития экономики и государства в целом. По большому счету, Федеральная служба государственной статистики занимается мониторингом состояния экономики государства. Для окончательной организации системы государственного мониторинга экономической безопасности необходимо разработать систему индикаторов экономической безопасности государства и их пороговых значений (этим, в свою очередь, занимается Межведомственный центр социально-экономических измерений РАН и Госкомстат России), а также разработать механизм сбора, обработки, анализа и передачи аналитической информации уполномоченным органам.

Фундамент системы государственного мониторинга угроз экономической безопасности был заложен в 2002 г. с принятием федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» (далее — ФЦП) [6].

Данная ФЦП предполагала:

• разработку стандартов, регламентирующих порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах;

• обмен информацией в электронном виде между органами государственной власти;

• обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия;

• создание единой информационной системы планирования и контроля за результативностью деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития РФ в целях повышения качества и эффективности государственного управления. В развитие информационной составляющей

системы мониторинга экономической безопас-

72 -

ности государства также была разработана ФЦП «Развитие государственной статистики в России в 2007—2011 годах» [4], основные цели которой:

• ускорение обработки статистической информации;

• увеличение объема информации (в электронном виде) при межведомственном информационном обмене;

• создание необходимых предпосылок для интеграции информационных ресурсов федеральных органов государственной власти;

• повышение оперативности и достоверности представления статистической информации. В то же время основные государственные

информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного мониторинга, окончательно не сформированы и имеют ряд недостатков:

• лишь в незначительном количестве органов государственной власти, призванных обеспечить мониторинг экономической безопасности, развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота;

• в единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы мониторинга деятельности органов государственной власти;

• не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти;

• отсутствует единая система мониторинга эффективности реализации государственной стратегии экономической безопасности России в рамках ВТО;

• используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях переговорного процесса по вступлению России в ВТО;

• содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате эти информационные системы

содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. Зачастую дублируются. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных.

Стоящие перед государством задачи по созданию единой системы мониторинга экономической безопасности государства, на взгляд автора, могут быть решены только на межведомственном уровне. Принимая во внимание размеры и федеративное устройство России, в основу организации системы государственного мониторинга экономической безопасности должны быть заложены принципы вертикальности и горизонтальности мониторинга, т. е. мониторинг должен быть межведомственным по составу и территориально распределенным по форме.

Система государственного мониторинга должна вырабатывать единое информационное поле и исключать дублирование в средствах измерения и определения параметров, характеризующих состояние и происходящие изменения в экономике страны.

Применение вышеприведенных суждений может существенным образом оказать влияние на структуру системы государственного мониторинга состояния экономической безопасности. Такая структура мониторинга требует глубоко продуманного и всесторонне обеспеченного информационного сопряжения блоков систем, принадлежащих различным ведомствам.

Организация указанного информационного обеспечения накладывает отпечаток не только на структуру, но и на функциональные задачи всех элементов системы мониторинга:

• развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий для предотвращения угрозы национальным интересам России.

В общую систему государственного мониторинга экономической безопасности обязательно должны быть включены и элементы локального уровня, которые, наряду с обеспечением информацией, местные структуры должны поставлять соответствующую информацию и для банка данных верхнего уровня иерархии системы государственного мониторинга.

С этой целью необходимо создать на локальном уровне автоматизированные системы, в которых бы измерялись основные параметры, характеризующие экономическую обстановку.

Принцип соподчиненности по вертикали органов, осуществляющих мониторинг экономической безопасности государства, понятен. Рассмотрим организационную структуру государственной системы мониторинга в разрезе горизонтальных

связей. На взгляд автора, необходимо вывести все органы исполнительной власти, министерства, ведомства, службы, учреждения, организации, предприятия на органы статистики. Аналитическая информация по электронным каналам связи от перечисленных источников будет поступать в Федеральную службу государственной статистики. В Федеральной службе государственной статистики созданы различные управления, в задачи которых входят сбор, обработка и анализ статистической информации в разных сферах функционирования государства (финансы, наука, культура, образование, здравоохранение и пр.).

По мнению автора, необходимо создать Управление мониторинга экономической безопасности государства при Федеральной службе государственной статистики, в задачи которого будет входить аккумулирование статистической информации, предоставляемой различными управлениями Росстата, ее анализ и подготовка заключения о состоянии защищенности экономической безопасности государства. Таким образом, информация на каждом уровне управления (муниципальном, региональном, федеральном) подлежит обработке, обобщению и дальнейшему анализу. Достоинством такой системы является создание единой государственной базы данных по всем отраслям хозяйствования, исключение дублирования информации различными ведомствами, сокращение времени обработки информации.

Целями создания единой системы мониторинга являются:

• повышение качества и эффективности государственного управления, прежде всего с позиции защищенности экономической безопасности;

• сбор объективной, достоверной, оперативной и интегрированной информации институтами обеспечения экономической безопасности для совершения их руководителями эффективных действий, направленных на предупреждение и ликвидацию угроз экономической безопасности;

• создание связующего звена между регионами и ведомственными институтами по сбору, обработке и анализу мониторинговой информации;

• поставка оперативно-аналитической информации коммерческим структурам разных форм собственности для практической реализации ими своих инвестиционных программ [2]. Конечной целью создания единой системы мониторинга является повышение качества и эффектив-

- 73

ности государственного управления, прежде всего с позиции обеспечения экономической безопасности. Для достижения указанных целей необходимо:

• сформировать систему стандартов и методических рекомендаций по внедрению информационных и коммуникационных технологий в государственное управление;

• разработать стандарты, регламентирующие порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений о состоянии различных показателей функционирования субъектов внешнеэкономической деятельности;

• внедрить систему межведомственного электронного документооборота для обеспечения эффективного межведомственного информационного взаимодействия;

• создать единую информационную систему планирования и контроля за результативностью деятельности органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности государства;

• обеспечить защиту и безопасность аналитических данных;

• устранить дублирование данных органами государственной власти;

• повысить оперативность предотвращения негативного воздействия факторов, угрожающих экономической безопасности государства. Созданная система мониторинга экономической безопасности должна быть приспособлена к тому, чтобы:

• содействовать выработке и реализации общей политики государства в области обеспечения экономической безопасности;

• обеспечивать процесс принятия управленческих решений;

• помогать укрупнению целостности политики обеспечения экономической безопасности;

• поддерживать на достаточном информационном уровне деятельность оперативно-розыскных подразделений;

• способствовать продвижению на пути к достижению внутригосударственных и международных целей обеспечения экономической безопасности.

Предлагаемая система мониторинга позволит всем органам власти перейти на качественно новый уровень работы по обеспечению экономической безопасности.

В России в настоящее время меняются многие приоритеты государственно-правовой политики. Если ранее МВД России рассматривалось как репрессивно-карательный орган, то сейчас происходит

74 -

процесс переориентации правоохранительных органов на социальное обслуживание общества, при этом учитываются общепризнанные международные стандарты, зарубежный опыт работы полиции как социального института. Своевременным элементом перестройки государственно-правовой политики России является введение института полиции. О роли института полиции в обеспечении экономической безопасности России сказано в ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности» [5].

В экономической сфере перед полицией поставлены задачи нейтрализации угроз экономической безопасности, борьбы с криминальными проявлениями в экономической сфере и организованной преступностью. На взгляд автора, при органичном включении полиции в систему мониторинга экономической безопасности государства повысится эффективность системы в целом.

Государственная система мониторинга экономической безопасности России должна быть направлена на сбор, обработку и анализ показателей социально-экономического развития в сопоставлении с аналогичными показателями других стран. Предметом мониторинговой информации по обеспечению экономической безопасности России в системе ВТО могут явиться показатели, приведенные академиком РАЕН В. К. Сенчаговым, одним из основателей теории экономической безопасности (табл. 1, 2). Некоторые данные приведены за 2005—2007 гг., но для мониторинга экономической безопасности важно наличие самой методологии такого сопоставления, поэтому эта схема приемлема и при вступлении России в ВТО.

Данные табл. 1 показывают, что при наличии ряда высоких показателей по сравнению с США и Японией Россия имеет низкие показатели по ВВП, экспорту готовой продукции. Имея огромную территорию и богатые природные ресурсы, Россия могла бы иметь более высокие показатели. Такая ситуация возникла в результате нарушения внутренней безопасности страны (богатство и доходы нерационально распределены по территориям, что и является причиной неравномерности экономического развития субъектов РФ).

Главная проблема целесообразности функционирования России в ВТО состоит в необходимости максимизации выгод и минимизации потерь. Здесь

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сопоставление показателей России с показателями ведущих стран, %

Показатель Россия/США Россия/ЕС Россия/Япония Россия/мир в целом

Территория 174 683,6 4 525,3 3

Население 47,1 45,1 111,2 2,2

ВВП 9,3 10,6 29,4 2,4

ВВП по ППС 15,1 20,3 48,7 3,2

Добыча нефти 145,1 - - 12,2

Запасы нефти 270,1 9 925 - 6,4

Добыча газа 111,3 693 - 20,7

Запасы газа 747 19 756,1 - 25,2

Лесные ресурсы 186 651,5 1 894,1 20,1

Вырубка леса 33,3 73,3 805,9 5,8

Производство леса и лесопродуктов 10,4 18,3 69,1 3,1

Экспорт товаров и услуг 23,4 7,7 31,6 2,3

Импорт товаров и услуг 9,3 4,9 28,8 1,4

Золотовалютные резервы 676,1 93,5 49,1 8,8

Доходы консолидированного бюджета 12 9,1 - -

Расходы консолидированного бюджета 9,3 7,7 - -

Активы банковской системы 7 2,3 11,6 -

Инвестиции в основной капитал 11,8 14 24,7 -

Источник: [7].

Таблица 2

Основные показатели экономического развития России и ведущих стран

Показатель Россия США ЕС Япония Мир

ВВП, млрд долл. 1 289,6 13 843,8 12 114 4 383,8 54 395,4

ВВП на 1 км территории, тыс. долл. 75,4 1 408,8 4 843 11 602,3 95,4

ВВП по ППС на 1 км территории, тыс. долл. 122,1 1 408,8 4 115,1 11 353,7 114,1

ВВП на душу населения, тыс. долл. 9,1 45,8 38,5 34,3 8,4

ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл. 14,7 45,8 32,7 33,6 10

Доходы консолидированного бюджета/ВВП, % 39,1 30,4 45,6 - -

Расходы консолидированного бюджета/ВВП, % - - - - -

Профицит (дефицит) консолидированного бюджета/ВВП, % 5,8 -3 -0,6 2,7 -

Активы банковской системы/ВВП, % 59 79 271 149,9 -

Инвестиции в основной капитал/ВВП, % 19,5 15,3 14,8 23,2 -

Источник: [7].

важны не сроки выполнения поставленной задачи, а получение положительного сбалансированного результата. Успехи членства России в ВТО во многом будут зависеть от тех целей, которые преследует и надеется достичь Россия.

В вопросах, которые касаются торговли товарами, Россия надеется:

1) расширить доступ своим товарам на мировой рынок, что должно способствовать улучшению структуры экспорта;

2) устранить дискриминационные ограничения в условиях реализации отечественных товаров;

3) получить доступ к механизму разрешения споров, действующему в ВТО;

4) обеспечить свое непосредственное участие в разработке правил международной торговли. Как свидетельствует зарубежный опыт, даже в условиях реально действующего межгосударственного механизма принятия решений сохраняются протек-

ционистские тенденции, поскольку практическую политику в национальном органе, как правило, осуществляют чиновники, представляющие интересы своей страны и отстаивающие их подчас в ущерб другим членам негосударственных объединений.

Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ. Прежде всего, это развитый научно-промышленный потенциал, квалифицированные кадры, масштабы свободных производственных мощностей, богатые природные ресурсы, огромная территория и емкий внутренний рынок, большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно существенно поднять уровень инвестиционной активности.

- 75

На сегодняшний день удельный вес импорта на внутреннем рынке России по ряду позиций уже превышает порог экономической безопасности. Дальнейшее открытие рынка может привести к ухудшению работы предприятий, росту безработицы и других социальных проблем. Это представляет основную угрозу экономической безопасности России при вступлении в ВТО.

Поэтому реализация механизма государственного мониторинга экономической безопасности России при вступлении в ВТО повлияет на процессы интеграции и глобализации как внутри страны, так и за ее пределами.

Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении в ВТО включает в себя несколько направлений.

1. Последствия изменений таможенных тарифов. Российская экономика обладает значительной устойчивостью к изменениям импортных пошлин. Принятие обязательств в области тарифных уступок не приведет к резким изменениям защитных функций тарифного барьера. Кроме того, ожидается, что изменения таможенного тарифа не окажут существенного влияния на развитие промышленности в целом.

С учетом изменения показателей производства выделяются пять отраслей, потенциально более чувствительных к изменению таможенных ставок: мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленности, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение.

2. Социальные последствия. Основными каналами, по которым внешняя торговля окажет влияние на качественный состав работников, станут повышение технической и технологической базы производства и модернизация предприятий, в том числе на основе импортного оборудования. Не менее важным является фактор повышения конкуренции с зарубежными товарами и производителями, который сам по себе способен вынудить отечественные компании серьезно заняться реструктуризацией производства, внедрением новых технологических схем, перейти к применению более эффективных методов управления производственным процессом и персоналом.

3. Доступ на рынок услуг. Снятие ограничений на трансграничную поставку для чувствительных секторов теоретически может привести к их «сворачиванию» в российской экономике (если усиление конкуренции не приведет к их модернизации), но снятие ограничений на коммерческое присутствие создаст условия для притока иностранных инвестиций. Либерализация в данном случае представляет

76 -

потенциальную опасность лишь для отдельных поставщиков, но не для отрасли в целом и приведет к росту занятости и генерируемых доходов. В большинстве случаев в результате выиграют потребители услуг.

4. Последствия принятия обязательств в области регулирования торгового режима. Применение принципа режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима, обеспечивающих реализацию принципа недискриминации, имеет в основном положительное значение, в том числе и с точки зрения формирования системы регулирования внутреннего рынка. Эти принципы, с одной стороны, позволяют улучшить условия доступа на внешние рынки, а с другой — поощряют развитие конкуренции на внутреннем рынке.

Таким образом, мониторинг выступает действенным инструментом предотвращения угроз экономической безопасности России в рамках ВТО.

Список литературы

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24) // СЗ РФ. 2000. № 2.

2. Количественный анализ экономических последствий вступления России в ВТО (методика и результаты расчетов) / В. В. Ивантер [и др.] // Проблемы прогнозирования. 2002. № 5.

3. Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.06.2004 № 726 // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

4. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах (с изменениями и дополнениями): распоряжение Правительства РФ от 05.08.2006 № 1086-р // СЗ РФ. 2006. № 33. Ст. 3657.

5. О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ.

6. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)»: постановление Правительства РФ № 65 от 28.01.2002 // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

7. Сенчагов В. К. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 3. С. 18-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.