Проблемы экономики и менеджмента
Проблемы экономики и менеджмента, №1(5) . - 2012. - C.6-11.
13. Эшби У. Введение в кибернетику. М: ИЛ, 1959, 432 с.
14. Urwick, L.F., The Elements of Administration, Harper & Row, New York, 1943. - 132 p.
15. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. - М.: Экономика, 1992. - 216 с.
List of references:
1. Prigogine A.I. Modern sociology of organizations. Textbook.- M.: Interpraks, 1995. - 296 p.
2. Andreeva G.M. Social Psychology: Textbook for High School - Moscow: Aspect Press, 1999. - 375 p.
3. Frolov S.S., Sociology of organizations: A Textbook. - M.: Gardariki, 2001. - 384 p.
4. Child, J. Organization: A Guide to Problems and Practice . London: Harper and Row, 1984. - 309 p.
5. Beer S., Brain Of The Firm. - M.: Radio and Communications, 1993, 416 p.
6. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press, 1962. - 724 р.
7. Simon H.A. On the Concept of Organizational Goal. / / Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1. - P. 1-22.
8. Quinn, J.B. Strategies for change. // In: Mintzberg H., Quinn JB, Ghoshal S. strategic process. - St.: Peter, 2001. - 688 p.
9. Zhemchugov A.M., Zhemchugov M.K. The Company's Goal and Strategy to Achieve it // Management in Russia and abroad. - № 3, 2011. - P.25-32.
10. Zhemchugov A.M., Zhemchugov M.K. The development strategy of the enterprise: a modern approach // Problems of Theory and Practice of Management, №10, 2011. - P. 58-66.
11. Zhemchugov A.M., Zhemchugov M.K. Model of a strategic management system // Problems of Economics and Management, 2011. - №4. - P.23-28.
12. Zhemchugov A.M., Zhemchugov M.K. How to build an effective organization // Problems of Economics and Management. - №1(5). - 2012. - P. 6-11.
13. Ashby W. An introduction to cybernetics. M.: FL, 1959. - 432 p.
14. Urwick, L.F., The Elements of Administration, Harper & Row, New York, 1943. - 132 p.
15. Emerson G., Twelve Principles of performance. - M.: Economy, 1992. - 216 p.
В.А. Муталимов
канд. экон. наук, доцент, ГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
РОССИЯ СТАРТУЕТ В ВТО: ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Анализированы политико-экономические причины и этапы долгого пути России в ВТО. Дано определение экономическая безопасность России при вступлении в ВТО. Рассматриваются тенденции возможных угроз экономической безопасности России-члена ВТО.
Ключевые слова: Россия, ВТО, экономическая безопасность, внутренние угрозы, внешние угрозы.
V.A. Mutalimov, the Dagestan state university.
RUSSIA STARTS IN WTO: PROBLEMS ECONOMIC SAFETY
Abstract. Are analyzed political and economic reasons and stages of the long journey of Russia in WTO. Is given determination economic safety of Russia with the entrance in WTO. Are examined the tendencies of the possible threats of economic safety of Russia- term WTO.
Keywords: Russia, the WTO, economic safety, internal threats, external threats.
20
№ 2 (6) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
В связи с вступлением в ВТО во внешнеторговой торговой политике России произойдут масштабные модернизационные изменения, которые существенным образом скажутся на благосостоянии субъектов экономики.
Фактически восемнадцатилетний переговорный процесс вступления России в ВТО финишировал 10 ноября 2011 г. А 16 декабря 2011 года на восьмой Министерской конференции ВТО подписали протоколом о присоединении России к этой организации. После ратификации документов ВТО в соответствие с российским законодательством в течении 220 дней и направления в ВТО ноты о том, что соответствующий закон принят и только через 30 дней после этого Россия стартует в ВТО, т.е. в конце лета, начала осени 2012 россияне начнут чувствовать плюсы или минусы такого участия.
Вступление России в ВТО превращает её в подлинно всемирную торговую организацию. Россия - шестая по размеру экономика мира и представляет одну седьмую часть таможенной территории планеты.
ВТО - международная экономическая организация, призванная, во-первых, либерализовать международную торговлю, во-вторых, устранить торгово-экономические противоречия в мировой торговой системе и, на основе этого способствовать росту благосостояния мирового сообщества.
Само по себе членство в ВТО не даёт радикальных экономических преимуществ субъектам российской экономики. Основные преимущества для России от членства в ВТО - это, во-первых, не дискриминационный доступ российских товаропроизводителей на рынки 156 стран-членов ВТО (и ещё 30-ти пытающихся вступить в неё), во-вторых, наполнение российского рынка качественными зарубежными товарами, в-третьих, стимулирование зарубежных инвестиций в российскую экономику.
Вместе с тем, ВТО - основной институт глобализации конца XX начала XXI веков. Вступая в ВТО, Россия подчиняется на государственном уровне правилам данного института глобализации. Можно утверждать, что истиной целью ВТО, вскрывающей ее транснациональную, глобалистическую природу, является установление международных стандартов поведения государств, способствующих упрощению использования экономических ресурсов стран-участниц ВТО со стороны наднациональных неформальных институтов (корпоратократий).
Вступлением в ВТО, в экономике России расширятся глобализационные процессы, в результате которых Россия столкнётся с новыми угрозами экономической безопасности, требующими формирования соответствующих механизмов защиты. Россия попадает в определенное поле международных экономико-политических стандартов, умелое использование которых может способствовать обеспечению экономической безопасности России. Важно правильно оценивать возможные риски участия в ВТО, имея в виду опасности для национальной экономики и искусственности некоторых правил ВТО.
На долю стран-членов ВТО (157 стран) приходится 98% всей международной торговли, т.е. почти вся международная торговля осуществляется в правовых рамках ВТО.
Членство в ВТО ускорит процесс дальнейшей интеграции России в мировую экономику посредством вступление в ОЭСР, подписания соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС в 2012 году и зоне свободной торговли с Европой по принципу «WTO плюс».
Необходимость вступления России в ВТО. Помимо России в ВТО входят 156
№ 2 (6) - 2012
21
Проблемы экономики и менеджмента
стран и ещё 30 государств ведут переговоры о вступлении. С июня 1993 года Россия стремилась стать его полноправным членом, при средней продолжительности процедуры вступления в ВТО пять лет.
Основной причиной долгого пути России в ВТО являлась, по убеждению президента России, то, что из России пытались «выбить неприлично много уступок» [1].
Экономические причины, обуславливающие необходимость вступления Россия в ВТО: 1) новейшая Россия это крупная мировая держава со своим мощным экономическим и ресурсным потенциалом, 2) Россия во многом определяет ход развития мировой экономики, 3) являясь участником многих международных экономических организаций, частью мировой глобализированной экономики, Россия обязана быть членом ВТО, 4) Россия, вступая в ВТО, предлагает мировом сообществу совместное использование своего - российского ресурсного потенциала во благо всех членов мирового сообщества, 5) на долю стран-членов ВТО приходилось 95% всей международной торговли. С присоединением России - цифра вырастит до 98%, т.е. почти вся международная торговля осуществляется в правовых рамках ВТО, 6) ВТО - развивающаяся система. Многие положения ВТО проходят период становления, развития и совершенствования. В рамках ВТО с 2001 года идет очередной раунд многосторонних торговых переговоров (и расширятся в будущем), в ходе которого разрабатываются новые соглашения о регулировании международной торговли, развития мировой торговой системы. Присоединившись к ВТО, Россия имеет возможности повлиять на этот процесс и, естественно, отстаивать свои интересы в ходе этих переговоров, 7) против Российского экспорта странами-членами ВТО применяются ограничительные меры. По состоянию на 01.04.2011 г. действовали 89 таких мер[7]. Применяя механизм рассмотрения споров, действующий в ВТО, Россия сможет оспорить в свою пользу ту или иную меру страны-члена ВТО, предпринятую по ограничению российского экспорта. И тем более, что Россия ежегодно от этих мер теряет $2,5 млрд в год [9]. В принципе ВТО, не гарантирует, что этих мер против России с вступлением в неё применяться не будут, но оспаривать правомерность введения таких мер Россия получит, в частности оспаривать правомерность применения США поправки Джексона-Вэника, 8) вступая в ВТО, Россия открывает свою экономику для иностранных инвестиций. Внедрение в России инновационно-инвестиционной модели модернизации экономики не возможно без упрощения условий доступа инвестиций стран-членов ВТО. ВТО ликвидирует барьеры, ныне препятствующие российским компаниям на мировых рынках инноваций, включая рынки высоких технологий. Россия из страны импортозависимой сможет модернизироваться в экспортоориентированную, 9) присоединение к ВТО будет способствовать модернизации России в конкурентоспособную страну, национальная экономика которой будет способна создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Одной из основных целей ВТО и является создание условий для свободной конкуренции, предоставляя иностранным производителям те же таможенные и прочие условия, что и своим.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности и в рейтинге конкурентоспособности бизнеса на 2010-2011 годы, составленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Россия находится на 63 месте из 139 экономик, в соседстве с Шри-Ланка (62) и Уругвай (64).
22
№ 2 (6) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
По оценкам Высшей школы экономики 20% российских производителей вообще ни с кем не конкурируют, 30% (сверх этих 20) конкурируют только с российскими предприятиями. Таким образом, половина российских производителей вообще не знает, что такое глобальная международная конкуренция.
К конкурентным российским производствам относятся энергетика, ядерное производство, сырьевые отрасли, рыбная промышленность, туризм.
Наименее конкурентоспособны машиностроительная промышленность (авто-, судо-, самолетостроение), отрасли легкой (текстиль, одежда), мебельной, пищевой промышленности, фармацевтика, некоторые другие, а также новые развивающиеся отрасли производства[3].
Но Россия, применяя инструменты валютной, налоговой, финансовой, таможенной и технической политики может защищать национальные отрасли производства и в рамках ВТО.
Касательно новых развивающихся отраслей производства правила ВТО разрешают защиту таких отраслей, главное, эту проблему обозначить в протоколе о доступе товаров на рынки России.
Главной задачей российских производителей в переходный период является адаптация к условиям возрастающей конкуренции на нашем внутреннем рынке.
К числу новых требований, претензий стран-членов ВТО, новых препятствий для вступления России в ВТО выдвинутых в середине 2011 году относились [5]: промсборка, режим импорта мяса, поддержка сельского хозяйства, ветеринарные, санитарные и фитосанитарные меры.
Если российской стороне не удалось бы согласовать вышеназванные вопросы до конца 2011 г., вступление России во Всемирную торговую организацию могло бы затянуться на годы.
Объективные причины длительного переговорного процесса: 1) К крупным экономикам, таким как Россия, при присоединение к ВТО, возникало очень много вопросов. И страны-члены ВТО каждый для себя хотели выбыть больших выгод. Но Россия 2000-х
- это не Россия 90-х, когда чуть было не разорвали её на клочки. Россия выстояла перед напором будущих партнёров и отстояла свои интересы, хотя на это пришлось потратить 18 лет. 2) Россия, в отличие от большинства других стран, на момент начала переговорного процесса была страной с переходной экономикой с административными методами регулирования внешнеэкономических связей и внешней торговли, не устраивающие ВТО и, на устранение которых в крупной экономике России нужно было время. 3) Особенности процесса вступления в ВТО. ЕС вступила как единая организация, потому что в основном его члены уже состояли в ГАТТ, другие - вступили без всяких оговорок, третьи,
- прошли через переговорный процесс. Россия выбрала вариант переговорного процесса.
4) Особенности переговорного процесса. В отличие от многих стран-членов ВТО Россия выбрала переговорный путь вступления в эту организацию, который проходил в несколько этапов.
Первый этап (1994-1998 гг.) - информационный этап. Создаётся специальная рабочая группа, в которую входят все без исключения страны-члены ВТО, проявляющие интерес к переговорам с Россией. Задача рабочей группы состояла в знакомстве, в первую очередь, с торгово-политическим режимом России, и другими сторонами эко-
№ 2 (6) - 2012
23
Проблемы экономики и менеджмента
номической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО и выработку условий участия России в ВТО.
Второй этап - собственно переговорный процесс (1998-2011 гг.). Формально Россия должна была вести переговоры со всеми участниками ВТО, но переговорную группу, которая занималась доступом товаров на свои рынки, вошли 62 члена ВТО: ЕС, плюс еще 61 страна. С 56 партнерами велись переговоры по товарам, с 28 - по услугам [2]. С каждой из этих стран были проведены двусторонние переговоры по тем или иным аспектам присоединения: доступ на рынок товаров, доступ на рынок услуг, государственная поддержка сельскохозяйственного производства, приведение (унификация) национального законодательства в полное соответствие с требованиями всех без исключения соглашений ВТО.
Только с 2000 года Россия провела более полутора тысяч раундов перегово-ров[2] - абсолютный рекорд для стран, которые присоединялись к ВТО. Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем, Грузией.
По мнению Путина В.В., Россия не зря вела долгие переговоры по вступлению в ВТО. «Если бы мы...- сдали позиции, обнулили, скажем, позиции по завозу авиационной техники, тогда сегодня просто бы не говорили о возрождении авиапрома. Если бы обнулили позиции по автомобильному транспорту, скажем, по грузовикам и так далее, не говорили бы сегодня о возрождении автопрома. Сдали бы позиции по сельскому хозяйству, тогда не о чем было бы говорить по поддержке сельхозпроизводителя» [8].
Третий этап (технические вопросы), в течение которого (около четырёх месяцев) надо было подготовить техническую документацию, доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. И на Министерском саммите 16 декабря 2011 года в Женеве Россия была принята в ВТО.
Политические причины долгого вступления России в ВТО[5]. Особенностью российского вступления в ВТО является то, что этот процесс давно был политизирован, хотя ВТО не политическая организация, ведь находятся же там США и Куба.
Политизация этого процесса стала очевидной уже к концу 2008 года, хотя 95% пути, согласно оценке Минэкономразвития, было пройдено. Переговорный процесс внезапно был прерван, практически минимум на год. Причины: намерения России поставлять систему ПВО С-300 Ирану, принуждение Грузии к миру, создание Таможенного союза.
В конце 2010-в начале 2011 годов процесс принятия России в ВТО вновь переходит на политическую плоскость решения, о чём заявляли и Президент, и Премьер России. Хотя и ЕС, и США многократно заявляли о своей готовности видеть Россию в ВТО, но при этом вернулись, казалось бы, уже обговоренным проблемам: заградительные экспортные пошлины на круглый лес раздражали Финляндию и Швецию; наличие денежных сборов (роялти) за транзитный пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией Сибири не устраивало ЕС; унификация железнодорожных тарифов; договорённости России в сфере господдержки сельского хозяйства; США предъявила новые требования по вопросам защиты интеллектуальной собственности (недовольны российским интеллект-пиратством), криптографии, импортных квот на мясную продукцию, «окорочковая война», недовольны сверхмонопольным статусом «Газпрома», российскими госкорпорациями; ЕС раздражали успехи России по прокладке «Северного пути», требуют принять «Третий энергетический пакет ЕС», означающий разделение
24
№ 2 (6) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
бизнеса по добыче и поставке энергоносителей, что естественно не устаивало «Газпром»; корректировку внутренних цен на энергоресурсы с общемировыми; отмена Россией вообще экспортных пошлин; требовали от России войти в два факультативных соглашения ВТО: соглашение о торговле гражданской авиатехникой и соглашение о правительственных закупках.
Политизация вступления России в ВТО объясняется ещё и тем фактом, что США не торопится отменить действующую с 1974 года поправку к своему Закону о торговле, запрещающую предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле России как правопреемнице СССР (поправка Джексона-Вэника), а также предоставление России статуса «постоянных нормальных торговых отношений» (PNTR).
Потенциальные угрозы экономической безопасности России[4]. Наряду с преимуществами, получаемыми Россией от вступления в ВТО, данный процесс несёт в себе и потенциальные угрозы, не оценка, не упреждение которых делает экономическую безопасность России уязвимой: коррупция чиновников и должностных лиц; превращение России в сырьевой придаток стран-членов ВТО; банкротство или поглощение слабых российских производств; поглощение мелких отечественных финансовых институтов; угрозы малому бизнесу; инвестиционный кризис; кризис в социальной сфере (рост безработицы, снижение жизненного уровня, рост преступности); продовольственная зависимость (угрозы продовольственной безопасности); кризис промышленной политики России (ВТО определяет промышленную политику); усиление роли и места ТНК в экономике России; угроза массового отток российских капиталов; кризис отраслей высокотехнологических производств (производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе) и выталкивание их с международных рынков; иммиграционные процессы и др.
Угрозы экономической безопасности России при вступлении в ВТО - это потенциальные опасности, могущие возникнуть при неумелом и не эффективном использовании экономических ресурсов России на внутреннем и внешнем рынках[6].
Экономическая безопасность России при вступлении в ВТО - это процесс обеспечения расширенного воспроизводства и устойчивого экономического роста, ради удовлетворения растущих потребностей личности, общества, государства, хозяйствующих субъектов при постоянном мониторинге и контроле государством за динамикой критериев и параметров экономической безопасности России в системе ВТО[3].
Таким образом, длительность переговоров о вступлении России в ВТО обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. В конечном итоге в ходе этих переговоров России смогла отстоять условия своей экономической безопасности, минимизировала внешние, исходящие из ВТО угрозы своей безопасности. Задача России - максимально использовать механизмы институтов ВТО для целей обеспечения своей независимости.
Список литературы:
1. Медведев Д. А. Стенограмма выступления на заседании Петербургского международного экономического форума (июнь 2011 г.). URL: ййр://президент.рф/ (дата обращения: 28.06.11).
2. Медведков М.Ю. Победный бой в полторы тысячи раундов // Известия. №219 (28234), 2010.
№ 2 (6) - 2012
25
Проблемы экономики и менеджмента
3. Муталимов В. А. Безопасность уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО: тенденции и прогнозы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2010.- № 4(24).- № рег. статьи 0076. URL: http://region.mcnip.ru.
4. Муталимов В. А. Воздействие ВТО на экономическую безопасность реального сектора экономики России: оценка позитивных и негативных последствий // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2011. №4. С.36-41.
5. Муталимов В.А. Объективные и субъективные факторы долгого вступления России в ВТО // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. Всероссийский научный журнал. М.: Издательство «МИИ Наука», 2011. №3. С.319-326.
6. Муталимов В. А. Факторы влияния инновационной деятельности и эффективности производства фундаментальных знаний на экономическую безопасность страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М.: Финансы и кредит. - 2010. - № 34(91). - С.13-19.
7. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2011 года. М., 2011.
8. Путин В.В. Отчёт о деятельности Правительства Российской Федерации за
2010 год. URL: http://premier.gov.ru/events/news/14898/ (дата обращения: 21.04.11).
9. Путин В.В. Вступительное слово на совещание по вопросам выработки позиции России при вступлении во Всемирную торговую организацию 9 июня 2011 года. URL: http://premier.gov.ru/events/news/15529/ (дата посещения: 12.10.11).
List of references:
1. Medvedev D.A. Shorthand record of appearance at the session of Petersburg international economic forum (June2011 y). URL: http://президент.рф/ (the date of the rotation: 28.06.11).
2. Medvedkov M.U. Victorious battle into one-and-a-half thousand rounds // Izvestiya№219 (28234),
2010.
3. Mutalimov V.A. Safety of the vulnerable branches of the economy of Russia in the system WTO: tendency and the forecasts // Regional economy and control: electronic scientific journal, 2010. - № 4 (24). - № of reg. the article 0076. URL: http://region.mcnip.ru.
4. Mutalimov V.A. Action WTO on the economic safety of the real sector of economy of Russia: the estimation of positive and negative consequences // the Herald of the Academy of economic safety MVD of Russia
М., 2011. №4. P.36-41.
5. Mutalimov V.A. Objective and subjective factors of the long entrance of Russia in WTO // National economy. Questions of innovation development. All-Russian scientific journal. M.: Publishing house «MII science», 2011. №3. Р.319-326.
6. Mutalimov V.A. Factors of the influence of innovation activity and efficiency of the production of fundamental knowledge on the economic national safety // the national interests: priorities and safety. M.: Finances and kredit.2010.№ 34 (91). P.13-19.
7. On the current situation in the economy of the Russian Federation on the sums of the I quarter of
2011 year. M., 2011.
8. Putin V.V. Explosive. Report about the activity of the government of the Russian Federation in 2010. URL: http://premier.gov.ru/events/news/14898/ (date of the rotation: 21.04.11).
9. The introduction to the conference on questions of the production of the position of Russia with the entrance into the World commercial organization on June 9, 2011 year. URL: http://premier.gov.ru/events/news/15529/ (date of the rotation: 12.10.11).
26
№ 2 (6) - 2012