Р. Мамараев, публицист (г. Махачкала) УГРОЗА «ТАЛИБАНИЗАЦИИ» СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Одним из существенных факторов, влияющих на современное состояние и будущее развитие северокавказского общества, является процесс политизации ислама в регионе. От интенсивности и стремительности развития данного процесса, его векторов направленности зависит, по какому пути пойдут республики Северного Кавказа - светскому, закрепленному в Уставах краев, Конституциях РФ и республик Северного Кавказа, или религиозному.
Главным действующим фактором в исламском движении выступает традиционный ислам, приверженцами которого являются «традиционно-верующие» мусульмане, т.е. те, кто отправляет привычные для той или иной республики религиозные обряды на бытовом уровне. К этой категории относится также административно-управленческий аппарат религиозных организаций - духовные управления мусульман (ДУМ). При этом в различных республиках региона традиционный ислам существенно отличается. В Чечне, Ингушетии и Дагестане (кроме кумыков и ногайцев) - это суннитский ислам шафиитского мазхаба в форме суфийских орденов (тарикатов) накшбандийя и кадирийя. В свою очередь, эти та-рикаты состоят из дочерних образований - мюридских или вирдо-вых братств: в Дагестане зарегистрировано 15 таких братств, в Чечне и Ингушетии - более 30, притом, что взаимоотношения между некоторыми из них натянутые и даже враждебные. Причины кроются как в идейных разногласиях, так и порой в их искусственном противопоставлении властям. В центральной и западной частях Северного Кавказа более распространен ханифитский мазхаб суннизма.
Радикальные исламисты ставят перед собой цель насильственной исламизации дагестанского общества. Как показали события лета-осени 1999 г., такой путь развития Дагестана абсолютным большинством населения был отвергнут. В последние годы религиозно-политические экстремисты перешли от легальных форм деятельности к террористической, направленной против представителей государственной власти, правоохранительных органов, мусульманского духовенства, широких слоев населения. В то же время в Дагестане сложились легальные религиозные структуры,
активно занимающиеся исламизацией населения. В первую очередь, это относится к одному из традиционных институтов гражданского общества в республике - Духовному управлению мусульман Дагестана (ДУМД).
В последние годы значительно активизировалась работа ДУМД по расширению своих рядов, пропаганде трудов и утверждению в исламской общине республики исключительного статуса своего идеологического лидера - шейха Сайда Ацаева из селения Чиркей Буйнакского района. Имея собственные религиозные печатные издания и доступ на телевидение и радио, ДУМД принимает активное участие в формировании соответствующего общественного мнения и оказывает влияние на различные общественно-политические и гражданские процессы в дагестанском обществе.
ДУМД контролирует несколько массовых изданий: официальный печатный орган - газету «Ассалам», которая выходит на восьми языках народов Дагестана, еженедельник «Исламский вестник», газету «Нур-ул ислам», журнал «Ислам». Электронные версии газет «Ассалам» (www.assalam.ru) и «Нур-ул ислам» (www.nurul-islam.ru, www.nurul-islam.iwt.ru) размещены в сети Интернет. Управление также имеет свой собственный сайт в Интернете (www.muffi.ru, www.islamdag.ru). ДУМД два раза в неделю выпускает 15-минутную передачу «Мир вашему дому» на русском языке в эфир ГТРК «Дагестан» и более часа в неделю вещает на канале ТНТ-Махачкала. Исламская пропаганда ведется работниками управления и по республиканскому радио, в муниципальных СМИ, местных студиях телевидения, в том числе на языках народов Дагестана. Издательский отдел ДУМД печатает исламскую литературу на русском и национальных языках.
Управление ведет планомерную систематическую работу по расширению своего влияния на местах, для чего почти во всех районах проводятся меджлисы (собрания) алимов (религиозных ученых) Дагестана. Важнейшим направлением его работы является создание на всей территории Дагестана иерархической системы исламских организаций, подчиненных ДУМД, которое монополизировало организацию и проведение хаджа и умра (малого паломничества). Так, по данным Комитета по делам религии, в 2006 г. из 18 500 россиян, совершивших хадж, 15 500 были дагестанцами. ДУМД на сегодняшний день остается самым влиятельным духовным фактором в республике, позиции которого продолжают укрепляться. Проникая во все сферы жизнедеятельности дагестанского
общества, ДУМД берет на себя функции по регулированию общественной жизни в Дагестане посредством религии, стараясь внушить мысль, что светская власть слабо решает проблемы, которые накопились в республике. Религиозные деятели все чаще затрагивают вопросы, которые не входят в сферу их религиозно-духовной деятельности, публично их обсуждают, пытаясь тем самым привлечь внимание к трудным проблемам и влиять на общественное мнение через призму религии.
Не может не вызывать опасения деятельность ДУМД и различных религиозных структур, в том числе и экстремистских, по отношению к молодежи: стремление проникнуть в светские учебные заведения, добиваться, чтобы выпускники религиозных учебных заведений преподавали религиозного характера дисциплины в школах и вузах республики. Нет сомнений в том, что такие выпускники стремятся исламизировать сознание подрастающей молодежи. Профессионализм и компетенция данных «учителей», как в религиозной, так и светской сферах при этом находятся не на должном уровне. При этом некоторые из таких «учителей» обучались за границей. ДУМД наладило систему проведения встреч со студентами всех государственных вузов и средних учебных заведений. С целью трудоустройства сотен выпускников своих мусульманских вузов управление настойчиво добивается разрешения преподавать выпускникам исламских вузов в государственных учебных заведениях, игнорируя требования законодательства об образовании. В связи с этим следует отметить еще одно направление активной деятельности ДУМД - распространение и укрепление своего влияния на дагестанскую молодежь через государственные учебные заведения республики. На территории некоторых вузов (ДГПУ, ДИНХ) и Республиканской центральной клинической больницы (РЦКБ) были построены мечети.
Проникновение в светское образование религии противоречит закону о светском государственном образовании. И это проникновение осуществляется при наличии более чем достаточного количества учреждений профессионального религиозного образования. Но и такое положение мусульманских лидеров не удовлетворяет. Они ставят целью и имеют реальную возможность перейти к приоритетному положению на рынке разнообразных образовательных услуг. С открытием множества религиозных школ существенно сокращается число детей в общеобразовательных школах. По информации Координационного центра мусульман Се-
верного Кавказа, всего в Южном федеральном округе (ЮФО) действует 26 высших исламских учебных заведений, из них на Северном Кавказе - 23, и все они зарегистрированы как религиозные организации. 19 из исламских вузов находятся в Дагестане, по одному - в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Ни одно из них не аттестовано и не аккредитовано.
Большую озабоченность вызывает то, что, согласно экспертным данным, в течение 90-х годов более 4 тыс. молодых людей из Северо-Кавказского региона получили исламское образование за рубежом. Определенная их часть была обработана в радикальном ключе. Их деятельность после возвращения на родину, как правило, входит в противоречие с традиционными на Северном Кавказе течениями ислама. Опасность исламизации молодежи заключается в повышенном уровне ее восприимчивости и подверженности внешнему влиянию. У молодежи только начинают формироваться самостоятельное взрослое мировоззрение, мнение о жизни и отношение к ней. Однобокое религиозное воспитание и низкокачественное образование могут привести к тому, что мы получим исла-мизированное поколение, которое, придя на смену старшему, будет строить общественную жизнь в Дагестане по религиозному принципу - для него светская власть будет пережитком прошлого. Если, вдобавок ко всему, это поколение попадет под влияние внешних сил, экстремистов, то нетрудно спрогнозировать, на что и на кого оно и, соответственно, республика будут ориентированы в будущем.
Исламизации молодежи способствует низкий уровень образованности и развития подрастающего поколения. Беспокойство, тревогу и опасение вызывает ситуация, в которой находятся культурный уровень республики, институт семьи, социально-экономическое положение населения, образование и образованность граждан, то, как проводит свой досуг молодежь, ее увлечения и пристрастия, проникновение в ее ряды не лучших образцов массовой культуры с соответствующей системой моральных норм и ценностей и т.д. Если так дело будет продолжаться и впредь, Северный Кавказ может довольно быстро превратиться в один из самых неграмотных, отсталых регионов нашей страны. И именно такая серая, необразованная масса людей в большей степени подвержена различным видам влияния, в том числе и исламизации, причем в большинстве случаев в фанатичном виде. Подобная масса людей легче всего управляема, и, как следствие, ею можно легко
манипулировать. В качестве яркого примера можно выделить исламское движение «Талибан» в Афганистане, основу которого составила именно подобного рода молодежь.
Наибольшее развитие исламский экстремизм в форме «северокавказского ваххабизма» достиг в восточной части Северного Кавказа. Это связано с такими факторами, как, во-первых, исторически характерные всплески религиозного радикализма и экстремизма (Кавказская и гражданская войны) и, во-вторых, то, что в постсоветский период именно Дагестан и Чечня оказались зоной наиболее глубокого социально-экономического, политического и межэтнического кризиса, одним из следствий и одновременно мощным катализатором которого стала война 1994-1996 гг. в Чечне. Именно в Чечне и Дагестане сконцентрировались внешние силы, стремящиеся использовать исламский фактор для обеспечения своих геополитических интересов на Северном Кавказе. Однако в отличие от Чечни, где проникновению иностранного влияния способствовала ситуация, сложившаяся в результате войны, в Дагестане это влияние стало следствием огромного спроса на религиозное просвещение - спроса, который невозможно было удовлетворить силами местного духовенства. Исследователь радикального ислама на Северном Кавказе Д. Макаров подразделяет «ваххабитское» движение в регионе на три направления: политическая радикализация «истинного ваххабизма», что до 1997 г. находило свое подтверждение в Дагестане; «ваххабизация» маргинальных и полукриминальных элементов - процесс, характерный для Чечни, особенно после завершения военных действий в 1994-1996 гг.; «ваххабизация» радикальных националистов.
В конце XX - начале XXI в. активизировалась в Дагестане деятельность филиалов таких исламских организаций, как Международная исламская организация «Спасение» (МИОС), «Бенево-ленс Интернешнл Фаундейшн» (БИФ), «Джамаат Ихья Ат-Турас Аль-Ислами», «Лашкар Тайба», «Аль-Хайрия», «Аль-Харамейн», «Катар», «Икраа», «Ибрагим бен Ибрагим» и др., финансируемых и направляемых Саудовской Аравией, Пакистаном, Кувейтом и др. Некоторые из этих организаций сыграли огромную роль в финансировании экстремистских организаций Северного Кавказа, выступающих под знаменем ислама. Для них была характерна практически открытая пропаганда панисламистских идей объединения всех мусульман региона для вытеснения России с Северного Кавказа, создания в Северо-Кавказском регионе исламского государства.
Политизируя ислам в Дагестане, ДУМД и религиозная часть населения могут попасть под влияние такого рода организаций, стать от них зависимыми и не суметь противостоять им идеологически и экономически. Именно неумение традиционного духовенства и властей противостоять идеологически выходу ситуации из-под контроля составляет самую серьезную угрозу и опасность для Дагестана и Юга России в целом. При бурном росте исламского самосознания северокавказских народов сохраняется религиозная безграмотность населения. Традиционные духовные управления мусульман (ДУМ) не владеют ситуацией в должной мере. Экстремистские религиозные течения имеют серьезную финансовую и идеологическую подпитку из ряда арабских и других исламских государств, тогда как у традиционного ислама положение иное - четкая государственная политика в этой сфере до сих пор не сформирована. Политические технологии, связанные с искусственным созданием национальных, религиозных или иных движений, тайных обществ и даже целых государств, считаются самыми опасными. Нередки случаи, когда такого рода образования выходили из-под контроля своих основателей, начинали развиваться и действовать самостоятельно, часто против тех идей и начинаний, во имя которых они изначально создавались.
Зачатки движения «Талибан» появились еще во времена нахождения советских войск в Афганистане. Оно было создано ЦРУ руками пакистанской разведки как движение антимоджахедовской направленности. Несмотря на постоянную помощь внешних сил, борьба моджахедов в целом ставила ограниченные задачи. Они сводились лишь к освобождению страны от чужеземцев. Для решения более широких геополитических задач регионального масштаба требовались силы наднационального характера, которые действовали бы без привязки к интересам конкретной страны или народа. А если таковых нет, то их следует создавать. В регионе такой движущей силой стал радикальный религиозный фундаментализм в лице исламского движения «Талибан». Он был удобен еще и потому, что в идеологии талибов заложены механизмы, тормозящие любые попытки к развитию и просвещению и ведущие к умышленной деградации личности. Ведь темные, безграмотные массы людей просто идеальны для религиозного и политического манипулирования.
Народы Дагестана и остальных республик Северного Кавказа, если вытеснить их национальное самосознание, могут стать
подходящим объектом для исламизации и, в дальнейшем, «талиба-низации». Это связано, в первую очередь, с той скоростью и интенсивностью, с какой идет пропаганда и политизация ислама на Северном Кавказе, а также с низким культурным уровнем, сложным социально-экономическим положением, для которого характерны спад промышленного производства, сельского хозяйства, высокий уровень безработицы, снижение жизненного уровня населения, с нерешенностью проблем ранее репрессированных, депортированных и разделенных народов, интенсивными процессами внутренней, внешней и этнической миграции, наличием внутри-конфессиональных противоречий и т.д. При таком положении образовалась питательная среда для исламизации и «талибанизации», которые вполне способны в нужное время дестабилизировать обстановку на всем Кавказе и в России в целом. Учитывая потенциальную политическую и экономическую нестабильность на юге России, нельзя исключать, что из Северного Кавказа может получиться по образу и подобию талибского Афганистана второй очаг «талибанизации».
В последние десятилетия наметилась тенденция к формированию ряда исламских политических партий, объединений, общественных организаций, активно проводящих в жизнь собственные политические планы. Однако процесс духовно-нравственного оздоровления общества оказался менее заметен. На мусульманское население, слабо знающее свою религию, влияние экстремистов распространяется быстро. В Дагестане сегодня ситуация усугубляется настолько, что можно говорить об откровенном навязывании мусульманского образа жизни не только на бытовом уровне, но и через широко распространенную сеть религиозно-образовательных учреждений, периодических изданий, теле- и радиопередач, обширную религиозную литературу как официального, так и неофициального характера. В условиях, когда насаждение религиозных идей достигает высшей степени интенсивности, очевидно, что в дагестанском обществе происходит заметное отчуждение от светских традиций, эта ситуация имеет тенденцию к нарастанию.
Ислам сам по себе, как одна из мировых религий, никогда не представлял и не представляет никакой опасности. Опасность представляют в настоящее время, и представляли в прошлом, «политики, которым нередко удавалось и удается использовать ислам для достижения собственных, эгоистических целей в личных, собственных, групповых или клановых интересах». Поэтому на сего-
дняшний день во избежание трагических последствий необходимо, чтобы религия и религиозные объединения не контролировались некомпетентными людьми или, тем более, профессионалами, ставящими целью не столько духовное просвещение, сколько агитацию, получение корыстной выгоды. Просветительско-воспита-тельную работу должны проводить работники культуры, государственных светских министерств и ведомств, профессиональные ученые-религиоведы, занимающиеся не один год вопросами религии, компетентные в истории традиционного ислама, в мусульманской религии и не только, знающие учения выдающихся религиозных ученых Дагестана и Ближнего Востока, способные активно противостоять всякого рода реакционным течениям. А религиозные деятели должны не противостоять, не соперничать с ними, а дополнять их, сотрудничая в тесном взаимодействии, в том числе и в борьбе с таким негативным явлением, как религиозный экстремизм и терроризм, и заниматься своей - духовно-нравственной, просветительской - сферой деятельности.
Преодоление религиозной безграмотности могло бы стать гарантией невосприимчивости населения к экстремистской идеологии. Совместное сплоченное идеологическое противодействие религиозно-политическому экстремизму не менее эффективно и важно, чем силовое. Ведь только такое противодействие может подорвать корни экстремизма.
«Азия и Африка сегодня», М., 2008 г., № 11, с. 20-23.
Д. Куров,
политолог
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ
Проблема строительства газопроводных коммуникаций на Каспии стала в последнее время весьма актуальной темой политической жизни стран этого региона и некоторых других. Бесконечная череда официальных визитов высокопоставленных чиновников из Старого и Нового Света в Каспийский регион, визиты российских делегаций в центральноазиатские столицы, встречи на высшем уровне, спекуляции международной прессы о маршрутах доставки газа из Центральной Азии в Европу позволяют говорить о