Научная статья на тему 'Исламизация Дагестана: миф или реальность?'

Исламизация Дагестана: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
401
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламизация Дагестана: миф или реальность?»

Кафлан Ханбабаев, кандидат философских наук Р. Мамараев, аспирант (г. Махачкала) ИСЛАМИЗАЦИЯ ДАГЕСТАНА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

На сегодняшний день Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) это разветвленная структура, в которой трудятся 75 человек. Главный идеолог его - шейх накшбандийского и шази-лийского тарикатов Сайд Ацаев из с. Чиркей Буйнакского района. Имея собственные религиозные печатные издания и доступ на телевидение и радио, ДУМД принимает активное участие в формировании соответствующего общественного мнения и оказывает влияние на различные общественно-политические и гражданские процессы в дагестанском обществе. ДУМД контролирует несколько изданий СМИ: официальный печатный орган - газету «Асса-лам», которая выходит на восьми языках народов Дагестана, еженедельник «Исламский вестник», газету «Нур-ул ислам», журнал «Ислам». Электронные версии газет «Ассалам» и «Нур-ул ислам» размещены в сети Интернет. ДУМД имеет свой сайт в Интернете. Два раза в неделю ведет 15-минутные передачи «Мир вашему дому» на русском языке на ГТРК «Дагестан» и более часа в неделю на канале ТНТ-Махачкала. Исламская пропаганда ведется работниками ДУМД и по республиканскому радио, в муниципальных СМИ, местных студиях телевидения, в том числе на языках народов Дагестана. Издательский отдел ДУМД печатает исламскую литературу на русском и национальных языках.

ДУМД ведет планомерную систематическую работу по расширению своего влияния на местах, для чего почти во всех районах проводятся маджлисы (собрания) имамов. Важнейшее направление их работы - создание на всей территории Дагестана иерархической системы исламских организаций, подчиненных ДУМД, с правом назначения имамов местных мечетей и руководителей всех духовных учебных заведений. ДУМД на сегодняшний день остается самой влиятельной духовной силой в республике, которая в последнее время продолжает усиливаться. После разгрома ваххабитских сил в августе-сентябре 1999 г. ДУМД постепенно усиливает свое влияние, стремясь монополизировать политику в сфере государственно-конфессиональных отношений. К настоящему времени

ДУМД контролирует около 25% мечетей республики и 12 исламских вузов.

В последние годы значительно активизировалась работа ДУМД по расширению своих рядов, пропаганде трудов и утверждению в исламской общине республики исключительного статуса своего идеологического лидера. Большая, мобильная и управляемая масса его мюридов (около 10 тыс. человек) готова принять непосредственное участие в решении конкретных задач по отстаиванию интересов ДУМД, в том числе и силовыми методами, и активно противостоит любым попыткам избрания нового состава алимов ДУМД. На этой основе имеют место конфликты в среде мусульман между представителями ДУМД и местными джамаатами с. Кали-нинаул и Инчхе Казбековского района, с. Нечаевка, Комсомольское и Стальское Кизилюртовского района, пос. Шамхал, Джума мечети № 2 г. Дербента и др. Пользуясь предоставленными Законом РД от 16 сентября 1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД» административными полномочиями, ДУМД ведет политику дискриминации оппозиционных ему руководителей тарикатских братств, обвиняя их в лжешейхст-ве; продолжает политику замены имамов мечетей, преподавателей в исламских учебных заведениях на мюридов Сайда Ацаева; пользуясь предоставленными законодательством республики исключительными правами на создание исламских вузов, чинит всевозможные препятствия государственным органам при проверке подконтрольных им образовательных учреждений, одновременно требуя проверки учебных заведений, управляемых оппозиционными тарикатскими братствами; монополизирует организацию и проведение хаджа и умра (малого паломничества). (В 2006 г. из 18,5 тыс. россиян, совершивших хадж, 15,5 тыс. были дагестанцами.)

ДУМД наладило систему проведения встреч со студентами всех государственных вузов и средних учебных заведений, имеет мечети на территории некоторых вузов (ДГПУ, ДИНХ). С целью трудоустройства сотен выпускников своих мусульманских вузов, игнорируя требования законодательства об образовании, ДУМД настойчиво добивается для них разрешения на преподавание в государственных учебных заведениях. Уровень профессионализма и компетенции данных «учителей» в религиозной и светской сферах оставляет желать лучшего.

Светское образование должно оставаться светским. Никто и ничто не запрещает вести свою преподавательскую деятельность исламским учебным заведениям. Проникновение в светские образовательные учреждения религиозных деятелей противоречит закону о светском государственном образовании. В республике достаточное количество учреждений профессионального религиозного образования. От почти достигнутого равновесия сил они имеют цель и реальную возможность перейти к приоритетному положению на рынке разнообразных образовательных услуг. С открытием множества религиозных школ существенно сокращается число детей в общеобразовательных школах. По информации Координационного центра мусульман Северного Кавказа, всего в ЮФО действует 26 высших исламских учебных заведений, из них на Северном Кавказе - 23, все они зарегистрированы как религиозные организации. 19 находятся в Дагестане, по одному в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Ни одно из них не аттестовано и не аккредитовано. Еще слабее развита система начального и среднего исламского образования. При этом следует подчеркнуть, что главным объектом воздействия радикальных религиозных организаций выступает молодежь, в том числе дети школьного возраста. В этой связи озабоченность вызывает то, что, согласно экспертным данным, в течение 90-х годов более 4 тыс. молодых людей получили исламское образование за рубежом. Определенная часть их была обработана в радикальном ключе. Их последующая после возвращения на родину деятельность, как правило, входит в противоречие с традиционными на Северном Кавказе течениями ислама.

Активно проникая во все сферы жизнедеятельности дагестанского общества, ДУМД берет на себя функции по регулированию общественной жизни в республике средствами религии, всячески стараясь продекларировать неспособность власти к выполнению своих прямых обязанностей, решению тех проблем, которые накопились за последние годы, показать, что единственным выходом из сложившейся ситуации является ислам. Затрагивая вопросы, не входящие в сферу религиозно-духовной деятельности, публично обсуждая их, они пытаются привлечь общественное внимание к сложившимся проблемам и через призму религии влиять на общественное мнение, все более и более политизируя ислам, подводя к мысли, что именно ислам - залог справедливого решения всех наболевших проблем в обществе. Политиза-

ция ислама в той форме, которая навязывается руководством ДУМД, - это тенденция к установлению религиозного контроля в духовной сфере общественной жизни.

Опасность исламизации молодежи, у которой только формируется самостоятельное взрослое мировоззрение, мнение о жизни и отношение к ней, довольно велика. В последующем мы можем получить поколение, которое будет строить общественную жизнь в Дагестане только по исламскому принципу, для которого светская власть станет пережитком прошлого. А если еще это поколение попадет под влияние внешних сил, то не трудно спрогнозировать, на что или кого оно и, соответственно, республика будут ориентированы в будущем. Исламизации молодежи способствует уровень образованности и развития подрастающего поколения. Беспокойство и опасение вызывают культурный уровень, на котором находится наша республика, институт семьи, социально-экономическое положение населения, образование и образованность граждан, как проводит свой досуг молодежь, ее увлечения и пристрастия, проникновение в ее ряды не лучших образцов массовой культуры с соответствующей системой моральных норм и ценностей и т.д. Если так дело будет продолжаться и впредь, Дагестан в скором времени может превратиться в один из самых неграмотных, отсталых регионов нашей страны. И именно такая серая необразованная масса людей в большей степени подвержена различным видам влияния, в том числе и исламизации, причем в большинстве случаев в фанатичном виде. Подобная масса людей легче всего управляема, ею легче всего манипулировать.

В конце XX - начале XXI в. в Дагестане активизировалась деятельность филиалов таких организаций, как Международная исламская организация «Спасение» (МИОС), «Беневоленс Интернешнл Фаундейшн»» (БИФ), «Джамаат Ихья Ат-Турас Аль-Ислами», «Лашкар Тайба», «Аль-Хайрия», «Аль-Харамейн», «Катар», «Икраа», «Ибрагим бен Ибрагим» и др., финансируемых и направляемых Саудовской Аравией, Пакистаном, Кувейтом и др. Эти организации сыграли огромную роль в финансировании экстремистских организаций Северного Кавказа, выступающих под знаменем ислама. Для них были характерны практически открытая пропаганда панисламистских идей объединения всех мусульман региона для вытеснения России с Северного Кавказа, создания в Северо-Кавказском регионе исламского государства. Политизируя ислам в Дагестане, ДУМД раскачивает лодку, в которой мы все

сидим, и религиозная часть населения, попав под влияние подобных организаций, вряд ли сумеет противостоять им идеологически и экономически. Именно выход ситуации из-под контроля духовенства и власти составляет серьезную угрозу и опасность для Дагестана и Юга России в целом.

При бурном росте исламского самосознания северокавказских народов сохраняется религиозная безграмотность населения. Традиционные духовные управления мусульман (ДУМ) не владеют ситуацией в должной мере. Экстремистские религиозные течения (так называемые «ваххабиты») имеют серьезную финансовую и идеологическую подпитку из ряда арабских и других исламских государств, тогда как у традиционного ислама положение иное -четкая государственная политика в этой сфере до сих пор не сформирована. Политические технологии, связанные с искусственным созданием национальных, религиозных или иных движений, тайных обществ, а иногда и целых государств, считаются самыми опасными. Ведь нередко такого рода образования выходят из-под контроля их «авторов», начинают развиваться и действовать самостоятельно, часто против тех идей и начинаний, во имя которых они изначально создавались.

В последние годы фактор искусственно созданных политических образований в мировой политике ощущается все болезненнее. Например, для республик СНГ, Центральной Азии нет более животрепещущей проблемы, чем угроза экспансии талибов из Афганистана. Между тем, по оценкам практически всех экспертов, движение этих фанатиков, как и других таких же организаций от Кандагара до Алжира, является плодом вышеупомянутых политических технологий. «Талибан» появился еще во времена российско-афганской войны. Он был создан ЦРУ руками пакистанской политической разведки «Эхтесаб» как движение антимоджахедовской направленности. Ведь как бы ни помогали внешние силы, борьба моджахедов была типично национально-освободительной. А задачи национальных движений всегда разумно ограничены и в данном случае сводились лишь к изгнанию оккупантов. Для решения более широких региональных задач требовались силы наднационального характера, которые действовали бы без привязки к интересам конкретной страны или народа. А если таковых нет, то их следует создать. В регионе такой движущей силой стал радикальный религиозный фундаментализм в лице исламского движения «Талибан». Он был удобен еще и потому, что в идеологии талибов заложены

механизмы, тормозящие любые их попытки к развитию и просвещению. Ведь темные, безграмотные толпы просто идеальны для политического манипулирования. И, следуя сценарию США, Афганистан превратился в страну без будущего, выполняющую лишь роль страшилки для всего региона.

Очевидно, что народности Дагестана и остальных республик Северного Кавказа, если вытеснить из их сознания национальные элементы, могут стать неплохим «материалом» для исламизации, а в дальнейшем - талибанизации. С учетом потенциальной политической и экономической нестабильности на Юге России нельзя исключить сценарий частичной «талибанизации» этого региона по американским технологиям. Именно так развивались события в Чечне, куда «Хезбалла» направляла вербованных наемников, которые уже вытесняли местных боевиков на задний план.

По всем признакам создается новый и глобальный «интернационал», который продемонстрировал свою способность «мобили-зовывать и направлять в «горячие точки» тысячи религиозных экстремистов, провозгласивших своей целью создание «единого мирового исламского государства». Однако для таких масштабных программ нужны деньги, притом очень большие. Именно этот вопрос и стал предметом исследования швейцарского журналиста Р. Лабевьера, опубликовавшего книгу с недвусмысленным оглавлением «Доллары террора. Соединенные Штаты и исламисты». Автор, опираясь на многочисленные факты, доказывает, что исламизм в его наиболее радикальной форме во многом явился порождением деяний США и их союзников. Финансирование же террористов осуществляют люди и организации, весьма далекие от мусульманского мира, но пытавшиеся использовать его для достижения своих политических целей. Среди таких фигурируют ЦРУ и Пентагон, одиозный экс-советник президента США Збигнев Бжезинский в качестве идеолога, «Рэнд корпорейшн» и т.д. По мнению Лабевье-ра, США, Саудовская Аравия и Пакистан ответственны за развязывание всех без исключения конфликтов последнего десятилетия с участием исламистов. В целом везде, где в последнее десятилетие лилась и льется кровь с участием «защитников ислама», они, сами того не замечая, служили и служат финансовым, а значит - и политическим интересам тех, кого рядовые религиозные фанатики зачастую считают своими самыми заклятыми врагами.

Талибанизация народов по исламской геополитической дуге, проходящая от Афганистана до Северной Африки, создает хрони-

ческую конфронтацию между мусульманскими странами и основными соперниками США - Европой и Россией, попутно разделяя исламский мир на «террористический» и «нетеррористический». Тем самым, по замыслу американцев, заметно упрощается управление всеми этими сегментами. Но в этих политических эволюциях они мало учитывают факторы культурологического, этнопсихологического и т.д. характера. Другими словами, пренебрегают «нематериальной» сферой, особенностью которой является то, что процессы в этой области не могут быть прогнозированы.

В Дагестане сегодня ситуация усугубляется настолько, что можно говорить об откровенном навязывании мусульманского образа жизни, и не только на бытовом уровне, но и через широко распространенную сеть религиозно-образовательных учреждений, периодических изданий, теле- и радиопередач, обширную религиозную литературу как официального, так и неофициального, самостоятельного характера. В условиях, когда насаждение религиозных идей достигает высшей степени интенсивности, очевидно, что в дагестанском обществе происходит заметное отчуждение от светских традиций, и эта ситуация имеет тенденцию к нарастанию. Положение дел в Республике Дагестан складывается таким образом, что мы можем получить второй талибский Афганистан по образу и подобию. Поэтому работники культуры, государственных светских министерств и ведомств, занимающиеся вопросами религии, компетентные в истории традиционного ислама, хорошо разбирающиеся в мусульманской религии, знающие учения выдающихся религиозных ученых Дагестана, способные активно противостоять всякого рода реакционным течениям, должны проводить определенную просветительско-воспитательную работу. А религиозные деятели - не противостоять, не соперничать с ними, а тесно взаимодействовать и заниматься духовной сферой деятельности. Преодоление религиозной безграмотности могло бы стать гарантией невосприимчивости населения к экстремистской идеологии.

«Этносоциальная безопасность Юга России в условиях глобализации», Махачкала, 2008 г., с. 528-535.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.