ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411 /2073-0454-2019-10314 © В.И. Долинко, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
УГОЛОВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Василий Иванович Долинко, заместитель начальника редакционно-издательского отдела Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается роль уголовного права в системе правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Государство и его силовые структуры надежно стоят на охране экономической безопасности России и экономического суверенитета нашей страны, защищая наше государство от разрушающего воздействия внешних и внутренних угроз и факторов, от опасностей и различного рода негативных вызовов и рисков в области экономической безопасности Российской Федерации. Актуальность статьи заключается в том, что в ней указано, что данное направление находится в современном русле мировых тенденций развития уголовно-правового воздействия на современную преступность в сфере обеспечения экономической безопасности, главенствующую роль в котором выполняют органы государственной власти России и институты современного российского гражданского общества, что весьма актуально в настоящий период времени. Оригинальность материала состоит в том, что в настоящий момент времени в России имеется всесторонне качественно разработанная теоретическая база для эффективного формирования системы уголовно-правовых мер обеспечения экономической безопасности нашей страны, которая законодательно закреплена современной нормативно-правовой базой. Среди государственных органов определены субъекты, деятельность которых направлена на эффективное обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и ее хозяйствующих субъектов.
Исходя из обобщенного анализа нормативно-правовой базы Российской Федерации, существующих теоретических взглядов и высказанных автором предложений и замечаний, предлагается концептуально новый подход к определению уголовно-правовых мер обеспечения экономической безопасности Российской Федерации для противодействия преступности в данной сфере, сущность которого (в обобщенном виде) отражается в положениях настоящей статьи.
Ключевые слова: уголовное право, экономическая безопасность, система, правовое обеспечение, уголовно-правовые меры, внешние и внутренние угрозы и факторы, опасности, риски.
Vasily I. Dolinko, deputy head of editorial and publishing department
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow,
ul. Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh, d. 8)
E-mail: [email protected]
Annotation. The role of criminal law in the system of legal provision of economic security of the Russian Federation is considered. The state and its power structures reliably protect the economic security of Russia and the economic sovereignty of our country, protecting our state from the destructive impact of external and internal threats and factors, from dangers and various negative challenges and risks in the field of economic security of the Russian Federation. The relevance of the article lies in the fact that it indicates that this direction is in the modern mainstream of the world trends in the development of criminal and legal impact on modern crime in the field of economic security, the dominant role in which the state authorities of Russia and the institutions of modern Russian civil society, which is very relevant at the present time. The originality of the material consists in the fact that at the present time in Russia there is a comprehensively qualitatively developed theoretical basis for the effective formation of the system of criminal and legal measures to ensure the economic security of our country, which is legislatively fixed by the modern regulatory framework. Among the state bodies, the subjects whose activities are aimed at effectively ensuring the economic security of the Russian Federation and its economic entities are identified.
Based on the generalized analysis of the legal framework of the Russian Federation, the existing theoretical views and suggestions and comments expressed by the author, a conceptually new approach to the definition of criminal and legal measures to ensure economic security of the Russian Federation to combat crime in this area is proposed, the essence of which (in a generalized form) is reflected in the provisions of this article.
Keywords: criminal law, economic security, system, legal support, criminal law measures, external and internal threats and factors, dangers, risks.
Для цитирования: Долинко В.И. Уголовное право в системе правового обеспечения экономической безопасности России. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):83-91.
CRIMINAL LAW IN THE SYSTEM OF LEGAL SUPPORT OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Постановка проблемы. В современных и достаточно сложных условиях развития экономики российского государства, отчетливо видно, что экономическая безопасность России, как и безопасность Российской Федерации в общем, всегда четко показывает нам состояние государственной системы и общества, при котором на стабильном уровне обеспечивается целенаправленное развитие всех институтов общества, государства и личности, а так же эффективно защищены государственные интересы от вызовов и рисков в области экономической безопасности государства, полностью соблюдается экономический суверенитет России, и государство на достаточно качественном уровне защищено от негативного воздействия внутренних и внешних угроз [1, с. 74]. Данные внутренние и внешние угрозы являются совокупностью всевозможных, различных по масштабам и объему, условий и факторов, создающих прямую и косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам России в экономической сфере [2, с. 302]. В системе правового обеспечения экономической безопасности России1, составляющей стройную систему принципов и юридических норм, уголовное право занимает особое и, несомненно, важное место, так как оно реализует на практике государственную политику, направленную на обеспечение защиты российских граждан, современного социума и страны от негативного воздействия внешних и внутренних угроз, и противостоит вызовам экономической безопасности России, являющимся совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности нашего государства [3, с. 30].
Автор считает, что по своей сути, современное уголовное право России — это практически крайний и единственный (в известном смысле) по силе своего проявления качественный инструмент государственный системы, предназначенный для эффективной защиты нашего общества от всевозможного рода криминальных угроз, каковыми могут являться (и юридически, и фактически) любые всевозможные угрозы экономической безопасности современного российского государства [7, с. 112]. Изучая уголовное право России, мы видим большое количество преступных актов, отраженных в уголовном законе, которые ярко показывают нам обилие потенциальных криминальных угроз экономической безопасности общества, государства и личности. Пристально рассматривая сферу экономической безопасности России, мы можем практически в каждом из ее пунктов определить криминогенные и потенциальные свойства, способные оказывать негативное влияние на систему экономиче-
ской безопасности России в целом и в частности. Важнейшее место уголовного законодательства в системе правового обеспечения экономической безопасности России автор видит, прежде всего, в реализации задач самого уголовного закона, к которым в соответствии со ст. 2 УК РФ следует относить:
♦ обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений;
♦ охрану собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды;
♦ охрану прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств2.
Автор считает, что теоретически существует два типа безопасности:
♦ реально существующая защищенность личности, общества и государства от различного рода опасностей, рисков и угроз, способная эффективно противодействовать данным негативным рискам и угрозам [4, с. 107];
♦ отсутствие самой опасности, отсутствие угроз и возможности различного рода негативных воздействий на общество, государство и личность.
Из этого следует, что угроза и опасность причинения вреда — это очень близкие по значению понятия, учитывая при этом, что объектом преступления в уголовном праве Российской Федерации принято считать отношения в социуме — общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством России от различного рода преступных посягательств, которым реально причиняется вред либо создается угроза причинения вреда.
Анализ последних исследований и публикаций. Российское законодательство определяет угрозу экономической безопасности, как совокупность условий и факторов, создающих прямую (или косвенную) возможность нанесения ущерба государственным интересам России в экономической сфере. Поэтому автор считает, что под опасностью следует понимать вероятность нанесены вреда чему-либо (кому-либо), определяемую наличием объективных или субъективных условий и факторов, обладающих негативными свойствами, а под угрозой следует понимать наиболее
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N° 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2; Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» // СЗ РФ. 2017; Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации. Ст. 2. М., 2009.
конкретную и непосредственную форму опасности, создаваемую целенаправленной деятельностью противостоящих моментов и факторов [5, с. 223].
К основным или потенциальным угрозам экономической безопасности нашего современного государства российский законодатель относит:
♦ вероятную подверженность финансовой системы России глобальным или мировым рискам, в том числе в результате негативного влияния спекулятивного иностранного капитала;
♦ возможную уязвимость информационной структуры финансово-банковской системы России, а также избыточные административные барьеры;
♦ неэффективную защиту прав собственности в Российской Федерации;
♦ достаточно высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере нашей страны;
♦ активизация организованных групп (преступных сообществ), целенаправленно специализирующихся на совершении коррупционных и экономических преступлений в нашем российском социуме;
♦ значительные объемы (миллиарды долларов США каждый год) вывода денежных средств из экономики России;
♦ перевод безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств, а также легализация доходов, полученных преступным путем от противоправных экономических преступлений [10, с. 11];
♦ преступные действия в хозяйственно-финансовой сфере (в том числе негативные явления, связанные с рейдерством), осуществляемые, в том числе с вовлечением представителей правоохранительных органов, контрольно-надзорных и регулирующих органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием государства [6, с. 65];
♦ коррупционные процессы и явления, напрямую связанные с реализацией должностными лицами государственных структур в сфере распределения бюджетных денежных средств (что особенно актуально при наличии введенных против России экономических санкций);
♦ негативные процессы, протекающие в нашем обществе и обусловленные сращиванием интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государства, формированием коррупционных схем и взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнес-структур зарубежных стран [8, с. 5];
♦ постоянные и непрекращающиеся попытки преднамеренного банкротства, в том числе и стратегических предприятий (заводов, фабрик, произ-
водств, компаний и т.д.) и иных противоправных действий в отношении объектов экономической деятельности в России [9, с. 19].
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Отметим, что угрозы экономической безопасности России могут быть нами классифицированы и по различного рода основаниям. Из числа этих оснований нам следует выделить деление угроз по степени вероятности наступления этих негативных моментов. Подчеркнем, что многие ученые делят угрозы экономической безопасности на: реальные и потенциальные. Из этого следует вывод, что безопасное состояние будет иметь место только в тех случаях, когда источники опасности отсутствуют вообще, а при наличии или возникновении различного рода опасностей, исключается вероятная возможность наступления таких негативных последствий путем осуществления эффективной защиты любого охраняемого законом объекта, путем качественного противодействия угрозам экономической безопасности.
Формулирование целей статьи. Из вышесказанного следует, что безопасное состояние включает в себя теоретическое отсутствие всякого рода опасностей и любой возможности каких-либо негативных проявлений (потрясений, катаклизмов, аварий и т.д.) для российского общества и реальную, а не мнимую, защищенность от опасностей, а также способность государства и его силовых структур предотвратить ущерб, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательную и негативную динамику или параметры.
Автор считает, что реальные и потенциальные угрозы экономической безопасности зависят от источника самой опасности и нам следует иметь в виду, что реальными угрозами экономической безопасности являются такие угрозы, которые могут причинить реальный ущерб в любой, неизвестный для нас, момент времени. Вероятные угрозы экономической безопасности реализуются и причиняют ущерб только тогда, когда складываются определенные условия. На практике бывает и так, что вероятная угроза экономической безопасности перерастает в реальную угрозу, наличие которой резко увеличивает риск причинения вреда экономическим отношениям. Сама по себе система угроз экономической безопасности представляет собой систему причинно-следственных связей, наличие которых может значительно усиливать результат реализации какой-либо конкретной угрозы (или целого комплекса угроз) для экономической безопасности российского государства.
Рассуждая об источниках опасности, мы видим, что ими являются факторы и условия, которые хра-
нят в себе или в различной совокупности обнаруживают негативные намерения в отношении объекта (объектов) охраны экономической безопасности. Объект (объекты) охраны может иметь любое происхождение (социальное, природное, техногенное и т.д.). В нашем случае речь идет о негативных моментах, которые способны причинить вред экономической безопасности в результате утраты контроля со стороны людей.
Изложение основного материала. В зависимости от источника возникновения опасности для экономической сферы можно подразделить на нижеперечисленные:
♦ опасности объективные. Данные опасности возникают сами по себе и не зависят от воли и желания человечества (цунами, оползни, землетрясения, извержение вулканов, наводнения и т.п.);
♦ опасности субъективные. Данные опасности «рукотворные» и случаются из-за деятельности человека разумного на планете Земля.
В качестве источников опасности для экономической сферы могут выступать такие факторы и условия, которые могут создавать угрозу объектам экономической безопасности, а при определенных негативных обстоятельствах наносящие значительный материальный ущерб или препятствующие их эффективному развитию и качественному существованию.
Угроза же экономической безопасности является прямой формой выражения опасности для объекта экономической безопасности и представляет собой реальную или потенциальную возможность причинения материального вреда от одного (или нескольких) источника (источников). Потенциальная угроза экономической безопасности выступает чаще всего в качестве выражения источника опасности для объекта экономической сферы. Сам по себе источник опасности таит в себе возможную вероятность негативного воздействия на объект экономической сферы, которая на практике реализуется только при определенном стечении обстоятельств в настоящий момент времени. Действительная же угроза экономической безопасности выражает конкретную явную опасность для объекта экономических отношений, в том числе и от источников, причиняющих ущерб в сфере экономических отношений в данный временной отрезок.
В качестве основных угроз экономической безопасности, для которых в рамках уголовного законодательства следует определить приоритетное направление борьбы с ними и меры обеспечения их противодействия, автор статьи рассматривает следующие угрозы:
♦ организованную преступность и коррупцию как факторы угрозы экономической безопасности России;
♦ экономическую преступность и экономическую безопасность;
♦ коррупционные процессы и явления, напрямую связанные с реализацией должностными лицами государственных структур в сфере распределения бюджетных денежных средств (что особенно актуально при наличии введенных против России странами Запада экономических санкций).
Целеполагание в решении проблемы обеспечения экономической безопасности России с позиций силовых структур нашего государства состоит в создании межведомственного сегмента системы обеспечения экономической безопасности нашей страны, удовлетворяющей определенным требованиям и характеризующейся способностью решения задач по эффективному обеспечению экономической безопасности России.
К основным задачам силовых структур (МВД России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, Росгвардия и т.д.) нашего государства по обеспечению экономической безопасности России относятся:
♦ определение приоритетных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности с позиций силовых структур (МВД России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, Росгвардия РФ и т.д.);
♦ постоянный мониторинг с целью своевременного выявления внешних и внутренних угроз экономической безопасности России;
♦ создание условий, направленных на прогнозирование потенциальных угроз, связанных с особенностями функционирования экономики России и ее 85 регионов, а также объектов инфраструктуры, имеющих важнейшее бюджетообразующее и иное стратегическое значение для экономики нашей страны на современном этапе развития нашего государства;
♦ скрупулезный анализ и оценка выявленных и спрогнозированных угроз экономической безопасности Российской Федерации;
♦ качественная разработка и реализация комплекса оперативных, процессуальных и иных мер по выявлению, предупреждению и пресечению угроз экономической безопасности, локализации и нейтрализации (купирования) негативных последствий их проявления;
♦ выработка стратегических решений по совершенствованию организации оперативно-служебной деятельности силовых структур нашего государства
в сфере обеспечения экономической безопасности России и оценка их эффективности;
♦ выверенная разработка в пределах своей компетенции предложений по совершенствованию мер правового регулирования и оценке эффективности тех предложений, которые в установленном порядке реализуются органами государственной власти Российской Федерации;
♦ эффективная и полная координация деятельности субъектов обеспечения экономической безопасности в силовых структурах России;
♦ организация на высоком уровне международного сотрудничества силовых структур России с организациями и ведомствами других государств мира в сфере обеспечения экономической безопасности;
♦ организация научной деятельности (научных исследований) в сфере обеспечения экономической безопасности российского государства;
♦ организация подготовки высокопрофессиональных кадров в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
При выполнении задач по эффективному обеспечению экономической безопасности нашего государства в силовых структурах России осуществляется их конкретизация на всех уровнях (федеральном, региональном и районном) на основе соблюдения следующих пяти принципов:
♦ безусловное соблюдение законности в РФ;
♦ полная защита прав и свобод человека и гражданина в нашей стране;
♦ приоритет предупредительных (профилактических) мер;
♦ комплексность и системность применения мер обеспечения экономической безопасности в России;
♦ эффективное взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов России, других государственных органов с общественными организациями и объединениями, международными организациями, гражданами и организациями в целях обеспечения экономической безопасности.
Раскрывая понятие ведомственного сегмента системы обеспечения экономической безопасности государства отметим, что, по нашему мнению, в данный сегмент входят шесть основных позиций:
♦ субъекты обеспечения экономической безопасности — силовые структуры, принадлежащие им научные и образовательные организации, а также подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции силовых ведомств России;
♦ объекты, подверженные негативному воздействию внешних и внутренних угроз экономической
безопасности, а именно экономическая система России в целом, отдельных ее регионов, в том числе объектов инфраструктуры, имеющих важное стратегическое и бюджетообразующее значение;
♦ научный и методический инструментарий оценки состояния экономической безопасности России с позиции силовых ведомств, а также оценки эффективности принимаемых ими мер;
♦ практические и организационные меры обеспечения экономической безопасности государства;
♦ способы и функции обеспечения экономической безопасности страны, основанные на реализации основных (приоритетных) задач;
♦ организационная структура управления ведомственным сегментом обеспечения экономической безопасности определяется Президентом Российской Федерации — Верховным Главнокомандующим ВС Российской Федерации.
Раскрывая функции субъектов обеспечения экономической безопасности России, которые необходимы для успешного решения силовыми ведомствами задач по обеспечению экономической безопасности страны, подчеркнем, что данные субъекты обеспечения экономической безопасности в пределах своих полномочий реализуют на практике исполнение законодательства России в области защиты экономической безопасности российского государства.
При решении важнейших задач по обеспечению экономической безопасности уполномоченные субъекты силовых ведомств России реализуют уголовно-процессуальные, оперативно-разыскные, административные и многие другие функции, в рамках которых осуществляют:
♦ выявление вызовов и угроз экономической безопасности России, а также выработку специальных мер по противодействию данным негативным вызовам и угрозам;
♦ определение приоритетных направлений совершенствования служебной деятельности территориальных органов и подразделений силовых ведомств Российской Федерации, их структурных подразделений по вопросам обеспечения экономической безопасности государства;
♦ оперативное прикрытие (обслуживание) сфер и отраслей российской экономики, а также других объектов инфраструктуры экономики России и ее субъектов, имеющих стратегическое и бюджетообразующее значение, в целях мониторинга, анализа и преждевременного прогноза возможных изменений оперативной обстановки в сфере экономической безопасности для принятия необходимых и своевременных решений по ее стабилизации;
♦ выявление, распространение и обобщение передового зарубежного и отечественного опыта по обеспечению экономической безопасности, а также перспективных методов и форм наиболее качественного применения сил и средств силовых ведомств России в указанной деятельности;
♦ действенное участие в формировании федеральных целевых программ, в реализации которых принимают участие силовые структуры, а также тщательная разработка и участие в разработке государственных программ в сфере обеспечения экономической безопасности России;
♦ рассмотрение обращений граждан России и различных организаций, иных писем и заявлений, в том числе в электронном виде, по вопросам обеспечения экономической безопасности страны;
♦ проведение целого комплекса оперативно-разыскных, организационных, уголовно-процессуальных и иных мероприятий, направленных на эффективную защиту экономической безопасности нашего государства. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений коррупционной и экономической направленности;
♦ разработку в установленном законом порядке либо участие в разработке (совместно с заинтересованными органами государственной власти) проектов международных договоров России, а также межведомственных нормативных правовых актов и соглашений по вопросам обеспечения экономической безопасности нашей страны;
♦ подготовку предложений по совершенствованию законодательства России и его право применения в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
♦ участие в разработке и непосредственную разработку проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов РФ, нормативных правовых актов Президента России и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов силовых ведомств по вопросам экономической безопасности государства.
Говоря о силах и средствах, необходимых для обеспечения экономической безопасности России, необходимо сказать следующее:
♦ к силам силовых ведомств России, привлекаемых к обеспечению экономической безопасности, относятся уполномоченные сотрудники силовых подразделений — субъектов обеспечения экономической безопасности страны;
♦ к средствам силовых ведомств России, используемым в решении задач по обеспечению экономи-
ческой безопасности Российской Федерации, относятся материально-технические, финансовые и иные ресурсы и материальные ценности, используемые в решении задач по эффективному обеспечению экономической безопасности нашей страны.
Обсуждая первоочередные меры по реализации данных мероприятий, направленных на обеспечение экономической безопасности, отметим, что:
♦ на уровне территориальных органов силовых ведомств России реализацию целей и задач вышеуказанных мероприятий предусматривается обеспечить путем их ежегодного обязательного учета, при составлении планирующих и распорядительных документов, с учетом специфики экономической и социальной характеристик российских регионов;
♦ на уровне силовых ведомств России реализацию целей и задач вышеуказанных мероприятий предусматривается обеспечить путем их ежегодного обязательного учета при составлении распорядительных и планирующих документов, с обязательным ежегодным докладом руководителей силовых ведомств по вопросу обеспечения экономической безопасности лично Президенту России на заседании Совета Безопасности.
Автор считает, что с целью объективной оценки эффективности реализации мер по обеспечению экономической безопасности необходимо осуществлять:
♦ своевременное внесение необходимых изменений в организацию мероприятий по обеспечению экономической безопасности России;
♦ взвешенную оценку способности субъектов обеспечения экономической безопасности государства в силовых ведомствах России решать стоящие перед ними сложнейшие задачи, достаточности выделяемых материальных, финансовых и других ресурсов и материальных ценностей;
♦ тщательный анализ соответствия результатов практической реализации указанных мер целевой установке и задачам по противодействию вероятным (потенциальным) и реальным угрозам, а также защите от них наиболее уязвимых объектов экономической деятельности;
♦ своевременное определение причин недостаточной эффективности реализации указанных мер, в том числе технического, организационно-управленческого, информационно-технологического и другого характера.
Отметим, что в сфере экономической безопасности России риски и угрозы всегда носят комплексный характер и связаны, прежде всего, с существенным сокращением национального внутреннего валового
продукта страны, резким снижением инновационной и инвестиционной активности, снижением научного и технологичного потенциала государства, стагнацией сельского хозяйства, падением эффективности банковской системы России, значительным ростом внутреннего и внешнего государственного долга страны, преобладающей тенденцией в экспортных поставках из России сырьевых позиций (нефть, газ, уран, уголь, древесина и т.д.), а в импортных поставках в Россию широкого ассортимента продовольственных товаров, оборудования и необходимых предметов для потребления, включая предметы роскоши (дорогие иномарки и многое другое) и первой необходимости (лекарства и т.д.). Автор отмечает, что некоторые негативные процессы в экономической безопасности лежат и в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов России. Данные негативные процессы ведут к усилению политической нестабильности в России, ослаблению единого (в рамках одной страны) экономического пространства Российской Федерации и некоторых его важных составляющих: транспортных связей, производственных связей, технологических связей, налоговой, банковской, финансовой и кредитной систем в совокупности. Подчеркнем, что при данных негативных явлениях в экономике России происходит экономическая дезинтеграция социума, социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей человека и общества. Все это способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов России и ее центра — города-героя Москвы, представляя собой реальную, а не мнимую угрозу федеративному устройству нашей страны и социально-экономическому укладу России и ее современному обществу.
Существующая в настоящий момент времени в России реальная угроза криминализации современных общественных отношений в нашей стране, складывающихся в процессе сложнейшего реформирования социального, экономического и политического устройства нашего государства и внешнеэкономической деятельности, приобретает необыкновенно особую важность. Довольно серьезные ошибки, допущенные в самом начале проведения реформ в России (в социальной, военной, экономической и иных областях деятельности нашего государства), значительное ослабление системы строжайшего регулирования и контроля со стороны государственных органов, некоторое несовершенство правовой базы в России и отсутствие качественной государственной политики в общественной сфере, резкое снижение уровня духовных и нравственных начал
российского социума, являются важнейшими факторами, способствующими постоянному росту преступности, особенно опасных ее организованных форм, а также росту коррупции в России. Реальные последствия перечисленных просчетов проявляются в резком ослаблении правового контроля за ситуацией в нашем государстве, в сращивании некоторых отдельных должностных лиц законодательной и исполнительной власти с криминальными структурами в России, влияние этих негативных моментов на сферу банковского бизнеса, на крупные производства, заводы, торговые организации и товарные сети. В связи с этим эффективная борьба с коррупцией и организованной преступностью имеет не только правовой, но и важнейший политико-экономический характер.
Недостаточная материально-техническая и правовая обеспеченность деятельности по предупреждению организованной преступности, постоянный отток из правоохранительных органов высококвалифицированных кадров, правовой нигилизм, отсутствие качественной и современной системы социальной профилактики правонарушений, постоянно увеличивают степень воздействия этой угрозы на современный российский социум, личность и государство. Важнейшей задачей современного российского уголовного законодательства является эффективная борьба с преступностью. В связи с этим требуется консолидация всех сил и усилий, направленных на качественную борьбу с коррупцией и преступностью в России. Современное российское государство крайне заинтересовано в полном искоренении социальной, экономической и политической основ этих общественно опасных явлений, в выверенной и продуманной выработке цельной и обеспеченной финансами и материальными средствами (ресурсами, ценностями) системы мер для качественной защиты общества, каждой отдельной личности и государства в целом от разного рода преступных посягательств [11, с. 37].
Необходимо отметить, что в данном случае приоритетное значение имеет формирование целой системы эффективных мер социальной профилактики и правового воспитания законопослушных граждан России. Данные меры должны быть направлены на защиту прав и свобод граждан Российской Федерации, здоровья, нравственности и собственности каждого гражданина, независимо от его гражданства, расы, языка, национальности, происхождения, должностного и имущественного положения, места постоянного или временного жительства, отношения к органам власти государства, религии,
принадлежности к общественным объединениям, убеждений и т.д.
Выводы из данного исследования и перспективы.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации для обеспечения экономической безопасности основные усилия должны быть направлены на устранение дисбалансов в экономике, территориальном развитии, развитии рынка труда, на формирование новой географии экономического роста, новых отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования, стимулирования миграции производства из других стран в Российскую Федерацию и многое другое.
Обеспечению экономической безопасности России на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности российских правоохранительных органов и специальных служб, создание единой эффективной государственной системы профилактики преступности (и в первую очередь среди несовершеннолетних граждан России) и иных правонарушений, включая качественный мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики в нашей стране, разработку и использование на практике специальных мер, направленных на постепенное снижение уровня коррупции в России и криминализации общественных отношений в нашей стране. В данном случае для профилактики преступности и эффективной борьбы с нею в первую очередь необходимо постоянное развитие правовой базы в России, как основы надежной и полной защиты прав и законных интересов граждан нашего государства, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и прав каждого индивидуума. Очень важно лишить преступность в России питательной среды, обусловленной некоторыми недостатками в российском законодательстве, санкциями против России, а также кризисом в экономической и социальной сферах жизнедеятельности нашего общества.
Отметим, что правовое обеспечение экономической безопасности России составляет стройную систему юридических норм и принципов реализации политики осуществления защищенности российских граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Необходимо подчеркнуть, что уголовное право России занимает особое место в системе правового обеспечения экономической безопасности нашей страны.
В качестве приоритетного направления противодействия основным угрозам в обеспечении эконо-
мической безопасности России уголовно-правовыми средствами выступает разработка:
♦ уголовно-правовых мер эффективного обеспечения противодействия экономической преступности в России;
♦ уголовно-правовых мер качественного обеспечения противодействия организованной преступности и коррупции;
♦ уголовно-правовых мер обеспечения противодействия коррупционным процессам и явлениям, напрямую связанным с реализацией должностными лицами государственных структур в сфере распределения бюджетных денежных средств (что особенно актуально при наличии введенных против России экономических санкций странами Запада и США).
Подводя итоги, отметим, что эффективная борьба с экономической и организованной преступностью и коррупцией должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса качественных контрмер по пресечению этих негативных видов преступной деятельности.
Говоря о государственной уголовной политике в сфере эффективного обеспечения экономической безопасности России, отметим, что это целая совокупность взвешенных, скоординированных и объединенных единым замыслом организационных, политических, военных, социальных, экономических, правовых, специальных, информационных и других мер. Силовые ведомства России, как федеральные органы исполнительной власти, принимают непосредственное участие в реализации государственной уголовной политики в сфере обеспечения экономической безопасности России.
Вместе с тем, требования государственной уголовной политики в данной сфере по отношению к силовым ведомствам России в полной мере не реализованы. Роль и место силовых структур России в обеспечении экономической безопасности российского государства требует более продуманного и четкого определения посредством подготовки взвешенных концептуальных документов на межведомственном уровне. Понятийный аппарат и содержание деятельности силовых ведомств России и их территориальных органов в сфере обеспечения экономической безопасности России, ее этапы, а также функции и способы осуществления также требуют уточнения. С целью повышения эффективности реализации силовыми структурами России государственной уголовной политики в сфере экономической безопасности российского государства и обеспече-
ния качества выработки управленческих решений, в силовых структурах нашей страны на всех уровнях разрабатывается целый пакет концептуальных документов, а также программа (план) мер по эффективному обеспечению силовыми ведомствами РФ экономической безопасности современного российского государства на среднесрочную перспективу.
Литература
1. Дорофеев И.Н., Строгалов В.В., Долинко В.И. Организация оперативно-разыскной деятельности территориальных органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Учеб.-метод. пособие. М., 2013.
2. Гапоненко В.Ф., Долинко В.И. Анализ специфики материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях // Общество и право. 2012. № 5 (42). С. 300-304.
3. Долинко В.И. Обеспечение экономической безопасности России органами внутренних дел в сфере государственных закупок // Российский следователь. 2011. № 7. С. 29-30.
4. Гапоненко В.Ф., Долинко В.И. Эффективность системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях как фактор экономической безопасности // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 3. С. 105-110.
5. Наумов Ю.Г., Мартынов Е.А., Новиков В.В. и др. Тыловое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации: Учебник. М.: Академия управления МВД России. 2014.
6. Долинко В.И. Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности тыла органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40). С. 63-67.
7. Долинко В.И. Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22). С. 111-114.
8. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-7.
9. ЕгоршинВ.М. Экономическая безопасность и безопасность современной России: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2000.
10. Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
11. Артемьев Н.В., Латов Ю.В., Наумов Ю.Г. и др. Криминализация экономики и экономическая безопасность: Учебник. М.: Академия управления МВД России, 2018.
References
1. Dorofeev I.N., Strogalov V.V., Dolinko V.I. Or-ganizatsiya operativno-razysknoy deyatel'nosti territo-rial'nykh organov vnutrennikh del po bor'be s ekonomi-cheskimi i korruptsionnymi prestupleniyami v sfere zhi-lishchno-kommunal'nogo khozyaystva: Ucheb.-metod. posobie. M., 2013.
2. Gaponenko V.F., Dolinko V.I. Analiz spetsifki material'no-tekhnicheskogo snabzheniya organov vnutrennikh del MVD Rossii v osobykh usloviyakh // Ob-shchestvo i pravo. 2012. № 5 (42). S. 300-304.
3. Dolinko V.I. Obespechenie ekonomicheskoy bez-opasnosti Rossii organami vnutrennikh del v sfere go-sudarstvennykh zakupok // Rossiyskiy sledovatel'. 2011. № 7. S. 29-30.
4. Gaponenko V.F., Dolinko V.I. Efektivnost' sistemy material'no-tekhnicheskogo snabzheniya organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii v osobykh usloviyakh kak faktor ekonomicheskoy bezopasnosti // Vestnik Voronezh-skogo instituta MVD Rossii. 2012. № 3. S. 105-110.
5. Naumov Yu.G., MartynovE.A., Novikov V.V. i dr. Tylovoe obespechenie organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii: Uchebnik. M.: Akademiya upravle-niya MVD Rossii. 2014.
6. Dolinko V.I. Kompleks mer po obespecheniyu ekonomicheskoy bezopasnosti tyla organov vnutrennikh del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 4 (40). S. 63-67.
7. Dolinko V.I. Analiz riskov i ugroz v sisteme ma-terial'no-tekhnicheskogo snabzheniya organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii v osobykh usloviyakh i metody ikh snizheniya // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2012. № 2 (22). S. 111-114.
8. Abalkin L.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie // Voprosy ekonomiki. 1994. № 12. S. 4-7.
9. Egorshin V.M. Ekonomicheskaya bezopasnost' i bezopasnost' sovremennoy Rossii: Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 2000.
10. Ekonomicheskaya bezopasnost': Proizvodstvo — Finansy — Banki / Pod red. V.K. Senchagova. M.: Fin-statinform, 1998.
11. Artem'evN.V., Latov Yu.V., Naumov Yu.G. i dr. Kriminalizatsiya ekonomiki i ekonomicheskaya bezopasnost': Uchebnik. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2018.