Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда'

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2415
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марковиченко Сергей Владимирович

Дается уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 160— © С.В. Марковиченко, 2008

УДК 343

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

С.В. МАРКОВИЧЕНКО

Дается уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ.

Непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, направленные на обеспечение безопасности трудящихся в процессе их работы. Рассматриваемое преступление является двуобъектным: второй обязательный объект - жизнь и здоровье человека, который признается потерпевшим.

Изменение характеристик второго объекта (исключение из диспозиции ст. 143 указания на причинение средней тяжести вреда здоровью человека) подтверждает, что рассматриваемая статья направлена именно на защиту, а не охрану трудовых прав. Совершенно правильно замечает А.И. Ставцева, что понятие защиты трудовых прав намного уже понятия охраны, которая включает и предотвращение, недопущение нарушений, и эффективное восстановление нарушенных прав, а также возмещение материального ущерба и морального вреда [1]. Как указано в ст. 209 Трудового кодекса (ТК) РФ, охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационнотехнические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Уголовный кодекс берет под свою защиту лишь часть общественных отношений, существующих в сфере охраны труда. Таким образом, в рассматриваемом аспекте уголовное законодательство развивается в направлении сужения сферы своего воздействия. Концептуально это можно выразить словами: от охраны - к защите.

Право на безопасные условия труда гарантировано многими международными правовыми актами, ст. 37 Конституции России,

законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В документах МОТ обращено внимание на важность проведения в жизнь правил, относящихся к условиям труда и защите трудящихся во время работы [2]. Следование этому императиву в национальном законодательстве, а главное - в жизни, выражает развитие общественных отношений по вектору прогресса, а его игнорирование, напротив, свидетельствует о социальной деградации.

Объективная сторона преступления состоит в: а) нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенном лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил; б) причинении в результате этого тяжкого вреда здоровью (ч. 2 УК РФ) или смерти человека (ч. 3 УК РФ); г) причинной связи между указанным нарушением и наступившими последствиями.

Как видим, ст. 143 УК в каждой своей части содержит материальный состав преступления с бланкетной диспозицией. Это означает, что для наступления уголовной ответственности важно установить, какие конкретно правила техники безопасности или иные правила охраны труда нарушены. Формулируя обвинение, следует назвать пункты соответствующих правил, которые были нарушены.

Правила техники безопасности и иные правила охраны труда многочисленны и обусловлены спецификой производства, особенностями технологических процессов и проведения работ в различных сферах [3]. Поэтому в каждом случае причинения тяжкого вреда здоровью или наступления смерти во время выполнения работ необходимо обра-

щаться к тем правилам, которые регулируют безопасность их проведения. Таких правил огромное количество, многие из них носят ведомственный характер. При этом нельзя не учитывать нормативные правовые акты, регулирующие порядок расследования несчастных случаев на производстве [4].

В диспозиции ч. 1 ст. 143 УК говорится о нарушении не только правил техники безопасности, но и иных правил охраны труда. Правила охраны труда по своему предмету гораздо шире правил техники безопасности, поскольку выходят за границы непосредственно производственной сферы и включают, в частности, профилактические и реабилитационные мероприятия. Так, трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя по осуществлению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда [5].

Вместе с тем объективную сторону преступления составляют нарушения только тех правил, которые находятся (и могут находиться) в причинной связи с наступившими последствиями. Ведь среди нормативных актов и правил по охране труда имеются такие, которые, будучи направлены на дальнейшее облегчение и оздоровление условий труда и обеспечение его безопасности, не создают в случае их нарушения непосредственной угрозы для жизни или здоровья работника, следовательно, не образуют состава преступления. На некоторых предприятиях горячие цеха литейного, кузнечного и другого профиля не обеспечиваются газированной соленой водой, что не создает опасности наступления тяжкого вреда здоровью и жизни рабочих, а значит, не имеет уголовно-правовых последствий [6].

Субъект преступления - специальный. Это лицо, на котором лежат обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда. В ст. 212 ТК РФ законодатель возлагает эти обязанности на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы

(должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование и учёт в установленном настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию

в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

- беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим кодексом, иными федеральными законами сроки;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 настоящего кодекса для принятия локальных нормативных актов;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Обычно полный груз ответственности несет на себе руководитель небольшого предприятия. В крупных организациях, как правило, назначается лицо, ответственное за соблюдение правил техники безопасности и иных правил охраны труда. В круг потенциальных субъектов преступления попадают не только руководители предприятий и организаций, но также их заместители, главные инженеры, главные специалисты.

Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» (в ред. от 25 октября 1996 г.) разъяснил

судам, что предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, в которых они работают. Пленум обратил внимание на то, что ответственность за нарушение правил охраны труда могут нести лица (граждане России, иностранные граждане, а также лица без гражданства), на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (например, за халатность, выразившуюся в непринятии мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).

Из постановления Пленума следует, что если нарушение правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда допущено работником, не являвшимся должностным лицом, и повлекло последствия, указанные в ст. 143 УК, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет [7].

При установлении субъекта преступления большое внимание уделяется документальному закреплению должностных обязанностей в сфере охраны труда. О соответствующей документации работодатели часто вообще ничего не знают и искренне удивляются штрафам, которые налагает на них Рос-трудинспекция. Даже если в хозяйственном

обществе нет никакого производственного цикла, всё равно должны быть составлены и доведены под роспись до сведения работников инструкции по технике безопасности, инструкции о правилах эксплуатации электроприборов и другие документы по охране труда. Следует поддерживать в порядке журнал инструктажей по технике безопасности.

При рассмотрении каждого дела о нарушении правил охраны труда и безопасности работ особое значение приобретает тщательное и всестороннее исследование причинной связи между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями, что должно быть обосновано в приговоре. Кроме того, в нем суд обязан сослаться на конкретные пункты действующих правил безопасности работ и охраны труда, нарушение которых повлекло указанные в законе последствия.

Нередко правила техники безопасности грубо нарушаются самим пострадавшим, который может находиться на рабочем месте в нетрезвом состоянии, не соблюдать общеизвестные меры предосторожности. Поэтому в связи с исследованием причинной связи между названными нарушениями и наступившими вредными последствиями суду следует выяснять также роль потерпевшего в происшествии. Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел вследствие небрежности потерпевшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора в отношении подсудимого, а в случае признания его виновным - учитывать при назначении наказания факт небрежности, допущенной самим пострадавшим.

Субъективную сторону преступления определяет неосторожное отношение виновного к возможности наступления вредных последствий при нарушении им правил техники безопасности или иных правил охраны труда.

В п. 5 названного постановления Пленума Верховного Суда РСФСР сказано, что в случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил охраны труда и безопасности работ, содеянное надлежит квалифицировать по соответствующей статье УК, преду-

сматривающей ответственность за совершение умышленного преступления. Если же виновный путём нарушения указанных правил преследовал цель причинить одни последствия, а отношение его к наступлению других последствий выступало в форме неосторожной вины, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности.

Статья 143 конкурирует со ст. 215, 216, 217, 236 УК, устанавливающими уголовную ответственность за нарушение правил на объектах атомной энергетики, при производстве горных, строительных и иных правил безопасности, нарушение правил на взрывоопасных объектах, а равно нарушение санитарно-гигиенических правил. Здесь, в соответствии с положениями теории квалификации, преимущественному применению подлежат специальные нормы. Применение конкретной нормы определяется в зависимости от предмета регулирования [8].

Разграничение между ст. 143 УК и ст. 5.27 КоАП России «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» осуществляется по объективной стороне - характеру наступивших последствий. Их отсутствие, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью при нарушении правил охраны труда влекут ответственность за административное правонарушение.

Анализ динамики уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда позволяет отметить её сужение, что выразилось в частичной декриминализации и депе-нализации ст. 143 УК. Такой вывод закономерен при сравнении диспозиций ст. 143 УК России и ст. 140 УК РСФСР, а также редакций ст. 143 УК России до и после изменений, внесенных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. По нашему мнению, такая тенденция не соответствует ситуации, связанной с массовыми нарушениями правил охраны труда, которая сложилась в настоящее время в сфере трудовых отношений. К сожалению, законодатель здесь проявил определенный субъективизм и некоторую некомпетентность. Об этом частично свидетельствует и такая странность: к подсудности мировых судей отнесены дела по ст. 143 УК (нарушение правил охраны труда), но при этом статьи, предусматривающие нарушение специ-

альных правил (ч. 1 ст. 215-217, ст. 219 УК), из их подсудности исключены [9]. С конструктивной точки зрения, ст. 143 УК РФ (в отличие от ст. 140 УК РСФСР) лишена превентивного потенциала.

1. Ставцева А.И. Трудовые споры и право на судебную защиту // Журнал российского права. - 1998. - № 8. - С. 20-21.

2. Рекомендация Международной организации

труда № 20 «Об общих принципах организации систем инспекции для обеспечения проведения в жизнь законов и правил, касающихся защиты трудящихся» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда (1919-1956). - Женева: Международное бюро труда, 1991. - Т. I. -С. 87-94; Рекомендация Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда» // Там же. - С. 805-808; Конвенция Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 50. - Ст. 4650; Конвенция Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» // Там же. -

Ст. 4652.

3. Постановление Гостехнадзора Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 42 «Об утверждении правил безопасности лакокрасочных производств» // Рос. газета (спец. выпуск). - 2003. - 21 июня; Постановление Гостехнадзора Российской Федерации от 10 июня 2003 г. № 83 «Об утверждении правил безопасной эксплуатации факельных систем» // Там же; Постановление Гостехнадзора Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 78 «Об утверждении правил безопасности при производстве фосфора и его неорганических соединений» // Там же.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. № 558 «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 24 - Ст. 2285.

5. Постановление Минтруда Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» // Бюллетень Минтруда Российской Федерации. - 1997. - № 5; Постановление Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2004 г. «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» // Рос. газета. - 2002. - 13 авг.

6. Потапова Н.Л. Основание возбуждения уголовного дела при расследовании преступных

нарушений правил охраны труда // Рос. следователь. - 2003. - № 2. - С. 28.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (1961-1993 гг.). - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 363; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. № 10 «Об изменении и до-

полнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1997. - № 1. - С. 5.

8. См.: Кучерков И.А. Ответственность за преступные нарушения правил безопасности при ведении строительных работ // Правовые вопросы строительства. - 2003. - № 1. - С. 23.

9. Нестеров В. Критерии определения подсудности мировым судьям // Рос. юстиция. -2002. - № 10. - С. 41-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.