ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК _343.2_ (075.8) ББК 67.408
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАПАДЕНИЕ НА ЛИЦ ИЛИ УЧРЕЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ
МЕВЛУД ДЕМУРАЛОВИЧ ДАВИТАДЗЕ,
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Одинцовского филиала МГИМО Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: Md2063@mail.ru
Рецензент: кандидат юридических наук, доктор экономических наук, кандидат исторических наук Н.Д. Эриашвили
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются противоправные действия уголовно-правового характера как разновидность преступлений против мира и безопасности человечества, направленные на провокацию войны или осложнение международных отношений.
Ключевые слова: международные организации и учреждения, международная защита, глава государства, представитель иностранного государства, член дипломатического персонала, помещение дипломатического представительства, осложнения международных отношений.
Annotation. In work illegal acts of criminal and legal character as a version crime against the world and safety of mankind the direction on provocation of war or a complication of the international relations are considered.
Keywords: international organization and institutions, international protection, head of state, representative of the foreign state, member of diplomatic personnel, premises of diplomatic mission, complication of the international relations.
С конца XX в. по настоящее время прослеживается рост преступлений террористического характера, содержащих в себе элементы преступлений против мира и безопасности человечества. Как известно, такие преступления посягают не только на общественные устои и правопорядок отдельно взятой страны, но и на правоотношения, установленные нормативно-правовыми актами международного характера, т.е. на международные отношения с иностранным элементом. К преступлениям соответствующего характера относится нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. Как и в уголовном законодательстве многих стран, в ст. 360 УК РФ предусматривается ответственность за действия подобного характера.
Посягательство, т.е. преступление против лиц, которые имеют соответствующий статус, наделены определенными, специфическими полномочиями и пользуются международной защитой, расценивается как акт терроризма не только на уровне национального, но и международного законодательства.
Противодействие преступлениям подобного характера встало на повестке дня мирового сообщества с первых дней его проявления и до сих пор остается актуальным. Для этой цели были разработаны и приняты соответствующие нормы международного характера. В частности, к ним относятся:
♦ Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций (от 13 февраля 1946 г.);
♦ Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН (от 21 ноября 1947 г);
♦ Венская конвенция о дипломатических сношениях (от18 апреля 1961 г.);
♦ Венская конвенция о консульских сношениях (24 апреля 1963 г.);
♦ Конвенция о специальных миссиях (от 8 декабря 1969);
♦ Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (от 14 декабря 1973 г.);
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
♦ Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала (1994 г).
В соответствии с разд. 11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций1 (от 13 февраля 1946 г.) представителям членов организаций в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно предоставляется иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также неприкосновенность всех бумаг и документов и др. Понятие «представители» включает всех делегатов, их заместителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций (разд. 16). Архивы Объединенных Наций и все документы, принадлежащие Организации или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они не находились (разд. 4).
Генеральный Секретарь, и все помощники Генерального Секретаря пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, предоставляемых, согласно международному праву, дипломатическим представителям (разд. 19).
Согласно разд. 2 указанной Конвенции Объединенные Нации, их имущество и активы, где бы и в чьем бы распоряжении они не находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства. Помещения Объединенных Наций неприкосновенны. Кроме того, имущества и активы ООН, где бы и в чьем бы распоряжении они не находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или в какой-либо другой форме вмешательству.
К специализированным учреждениям, согласно ч. II разд. 1 Конвенции о привилегиях и иммунитетах, относятся:
а) Международная организация труда;
б) продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций;
в) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;
г) Международная организация гражданской авиации;
д) Международный валютный фонд;
е) Международный банк реконструкции и развития;
ж) Всемирная организация здравоохранения;
з) Всемирный почтовый союз;
и) Международный союз электросвязи;
к) все другие учреждения в соответствии со ст. 57 и 63 Устава ООН2.
Каждому специализированному учреждению посвящено приложение, учитывающее специфику организации. В ст. II Конвенции 1947 г. предусмотрено, что специализированные учреждения имеют статус юридического лица и обладают правосубъектностью.
Помещения специализированных учреждений неприкосновенны. Имущество и активы специализированных учреждений, где бы и в чьем бы распоряжении они не находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо другой форме вмешательства как путем исполнительных, административных и судебных действий, так и путем законодательных действий (разд. 5, 6). Должностные лица, члены, представители (их жены и несовершеннолетние дети) специализированных учреждений пользуются предоставленными им привилегиями и иммунитетами в рамках данной конвенции.
В ст. 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.3 указывается, что «личность дипломатического агента неприкосновенна». Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.
Под дипломатическим агентом, в соответствии с ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 14 Конвенции о дипломатических сношениях, понимается:
а) «глава представительства» — лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, главы представительств подразделяются на три класса:
♦ послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
♦ посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;
♦ поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
1 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi-ons/privileg.shtml
2 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/-privileg.shtml
3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
б) «сотрудники представительства» — глава представительства и члены персонала представительства;
в) «члены персонала представительства» — члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства;
г) «члены дипломатического персонала» — члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг;
д) «дипломатический агент» — глава представительства или член дипломатического персонала представительства;
е) «члены административно-технического персонала» — члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства;
ж) «члены обслуживающего персонала» — члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства;
з) «частный домашний работник» — лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства;
и) «помещения представительства» — здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.
В соответствии со ст. 29 указанной Конвенции личность дипломатического агента неприкосновенна. Государство пребывания обязано принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст. 30).
А по ч. 1 ст. 31 Конвенции о дипломатических сношениях дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной (от гражданской и административной, за отдельным исключением) юрисдикции государства пребывания. Таким образом, неприкосновенность персоны дипломатического агента носит абсолютный характер и распространяется на все время пребывания дипломатического агента на территории принимающего государства. Гарантии, предусмотренные конвенцией в отношении дипломатических агентов, распространяются и на членов его семьи, постоянно проживающих вместе с ним (ч. 1
ст. 37). В ч. 2 ст. 37 указанной Конвенции говорится и о личной неприкосновенности членов административно-технического персонала посольств. К ним относятся члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание последнего, и постоянно проживающие с ними члены семей (опять же супруги и несовершеннолетние дети).
Конвенция о дипломатических сношениях устанавливает также неприкосновенность дипломатического курьера.
Венская конвенция о консульских сношениях4 обязывает государство пребывания (ст. 40 Конвенции) принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на консульские должностные лица, их личность, свободу или достоинство и обеспечивать их личную неприкосновенность. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений (ч. 1 ст. 41). Консульские должностные лица и служащие также не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций (ч. 1 ст. 43). Данная конвенция предусматривает как неприкосновенность консульских помещений (ст. 31) и охрану консульского архива (ст. 27), так и интересов представляемого государства при исключительных обстоятельствах, в том числе в случае разрыва консульских отношений между двумя государствами, даже в случае вооруженного конфликта.
В Конвенции о специальных миссиях (от 8 декабря 1969 г.) указывается, что специальным миссиям всегда предоставляется особый режим5.
В ст. 1 данной Конвенции говорится, что «специальная миссия» есть временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения с ним определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи. Главой «специальной миссии» признается лицо, на которое посылающим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, а представителем в «специальной миссии» считается
4 URL: http://www.almaata.mid.ru/pk1_1.htm
5 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/-sp_missions.shtml
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
любое лицо, наделенное соответствующими полномочием и качеством. Членами «специальной миссии» являются глава «специальной миссии и члены персонала специальной миссии, соответственно членами персонала специальной миссии» являются члены дипломатического персонала, административно-технического и обслуживающего (частный обслуживающий) персонала специальной миссии и др.
Согласно ст. 29 Конвенции о специальных миссиях личность представителей посылающего государства в миссии, а также личность членов дипломатического персонала миссии неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Принимающее государство обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.
Принцип неприкосновенности, согласно ст. 30 данной конвенции, распространяется и на личные помещения представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала, которые пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения специальной миссии. А ч. 2. ст. 25 указанной Конвенции на принимающее государство возлагает специальную обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений специальной миссии от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия миссии или оскорбления ее достоинства. Помещения специальной миссии, предметы их обстановки и другое имущество, используемое для работы специальной миссии, а также транспортные средства миссии пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ч. 3 ст. 25).
Представители государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала пользуются иммунитетом от уголовной (гражданской и административной за отдельным исключением) юрисдикции принимающего государства (ст. 31).
Соответствующими привилегиями и иммунитетом, согласно ст. 39 указанной конвенции, пользуются:
♦ члены семей представителей государства в специальной миссии и членов семей ее дипломатического персонала, если они сопровождают таких членов специальной миссии и не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно;
♦ члены семей членов административно-технического персонала специальной миссии, если они сопровождают таких членов специальной миссии и не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно.
По данной Конвенция иммунитет распространяется и на бумаги, корреспонденции (ч. 2 ст. 30), архивы и документы специальной миссии; они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения (ст. 26).
Согласно ст. 1 Конвенции (от 14 декабря 1973 г.) о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, к таким лицам относятся6:
а) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, глава правительства или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие его члены семьи;
б) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.
В Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г.7. призываются все государства, в которых размещен персонал ООН и связанный с ней персонал, и всех, на кого такой персонал может полагаться, предоставлять всестороннюю поддержку в целях содействия проведению и осуществлению мандата операций ООН. В Конвенции говорится о незамедлительности принятия надлежащих эффективных мер для предотвращения нападений на персонал ООН и связанный с ней персонал, для наказания тех, кто совершил такие нападения.
Под «персоналом Организации Объединенных Наций» понимаются:
6 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi-ons/int_protected_persons.shtml
7 См.: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/-un_personnel_safety.shtml
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
а) лица, привлеченные или направленные Генеральным секретарем ООН в качестве членов военного, полицейского или гражданского компонентов операции ООН;
б) другие должностные лица и эксперты, командированные ООН или ее специализированными учреждениями, или Международным агентством по атомной энергии, которые находятся в районе проведения операции ООН в официальном качестве.
Под «связанным с ней персоналам» понимаются лица:
♦ назначенные правительством или межправительственной организацией с согласия компетентного органа ООН;
♦ привлеченные Генеральным секретарем ООН или специализированным учреждением;
♦ направленные гуманитарной неправительственной организацией или гуманитарным учреждением в соответствии с соглашением с Генеральным секретарем ООН и т.д.
В вышеуказанных нормах международного права в целом подробно указаны перечень лиц, учреждений и предметов, которые пользуются международной защитой. Гарантом обеспечения безопасности и неприкосновенности указанных лиц, учреждений выступают государства—члены ООН, на территории которых находятся и расположены соответствующие лица и объекты. Такие гарантии обеспечиваются и гарантируются посредством установления ответственности в национальных нормативно-правовых актах, в том числе и в уголовном законодательстве. В ст. 360 УК РФ предусматривается ответственность за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.
Согласно ч. 1 ст. 360 УК РФ ответственность предусматривается за нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой.
Объективная сторона данного противоправного деяния выражается в нападении на лиц и объектов, указанных в ч. 1 ст. 360 УК РФ.
Под нападением с точки зрения уголовного права понимается активное противоправное действие, направленное на физическое воздействие на представителя иностранного государства или сотруд-
ника международной организации, пользующихся международной защитой.
При этом нападение предполагает, во-первых, применение мер физического (в том числе психического) воздействия на лиц, наделенных определенным статусов и специфическими полномочиями, и во-вторых, нападение с целью уничтожения, повреждения, завладения офисом, транспортными средствами (например, нападение на дипломатическую почту или на архив для завладения информацией) или создания препятствий для их нормального функционирования по выполнению своей миссии. Примерами таких противоправных действий против представительств международных организаций, выполняющих гуманитарную или миротворческую миссию по разведению противоборствующих сторон, можно отнести следующие случаи нападения на:
♦ миссии Евросоюза в Косово (20 сентября 2013 г.);
♦ лагерь миротворческих сил в городе Кидаль-Мали (12 февраля 2016 г.);
♦ лагерь миротворцев ООН в Южном Судане (18 февраля 2016 г.);
♦ совместный гуманитарный конвой ООН и Сирийского арабского Красного полумесяца (19 сентября 2016 г.);
♦ мониторинговую миссию ОБСЕ на востоке Украины (4 февраля 2017 г.).
В большинстве случаев нападения сопровождаются гибелью представителей международных миссий и уничтожением объектов (например, гуманитарного конвоя, транспорта), пользующихся международной защитой.
По ч. 2 ст. 360 УК РФ ответственность предусматривается за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, с целью провокации войны или осложнения международных отношений.
Немало примеров из истории, когда нападение на лиц или учреждения становились причиной осложнения международных отношений или вооруженного столкновения между государствами, в том числе мировой войны. Как известно, убийство в Сараево 28 июня 1914 г. наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его жены, совершенное сербским студентом Гаврилой Принципом в составе группы лиц из шести человек, послужило поводом для начала Первой мировой войны. Подобным примером также может служить и убийство посла Рос-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
сии Андрея Карлова в Турции в 2016 г., что явилось причиной осложнения межгосударственных отношений двух стран.
Под нападением следует понимать также активные агрессивные действия пропагандистского характера средства массовой информации, направленные не только на дискредитацию и нивелирование статуса и значения лиц и учреждений, которые наделены определенным статусом и специфическими полномочиями, но и против существующего миропорядка. Как известно, подобные действия СМИ могут способствовать проявлению агрессии со стороны отдельных лиц или группы лиц и подстрекать их к нападению на лиц или организации, пользующиеся международной защитой.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое лицо, обладающее всеми признаками субъекта преступления, т.е. вменяемое и достигшее 16-летнего возраста.
А субъективная сторона, соответственно, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо должно осознавать, что совершает нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой.
При этом виновное лицо может преследовать цели различного характера. Если в ч. 2 ст. 360 УК РФ цели преступного деяния конкретизированы и точно обозначены (т.е. провокации войны или осложнения международных отношений), то действия виновных, охватываемые ч. 1 ст. 360 УК РФ, могут быть расценены как создание препятствий по выполнению указанными лицами и представительствами своей миссий, их дискредитация, а также и месть за их деятельность по мониторингу обстановки в зонах вооруженного противостояния.
Научные издания для юристов
Э.Б. Магомедов
Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в республиках северо-кавказского федерального округа
и ее предупреждение
Scientific publications for lawyers mi?
Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа и ее предупреждение:
Монография / Э.Б. Магомедов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 191 с.
В работе анализируется миграционная ситуация, сложившаяся в Российской Федерации после распада СССР, обусловленная усилением внешней миграцией из стран, бывших ранее союзными республиками, в аспекте ее криминальных особенностей, и прежде всего негативных сторон, в том числе преступности иностранцев в региональном разрезе.
Особое внимание уделяется совершенствованию законодательства по предотвращению незаконной миграции и преступности иностранцев и практики его реализации в рамках Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами миграции.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адресредакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru