УДК: 343.378
ББК: 67.0
Герфанова Е.И.
УГОЛОВНО - ПРАВОВОЙ ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО АГЕНТА
Gerfanova E.I.
CRIMINAL IMMUNITY OF A DIPLOMATIC AGENT
Ключевые слова: иммунитет, посольство, дипломатический агент, уголовно - правовой иммунитет, дипломатический персонал, Венская конвенция о дипломатических сношениях, посольство, миссия, частный домашний работник, обслуживающий персонал, дипломатические представители иностранных государств, административно-технический персонал, «persona non grata».
Keywords: immunity, embassy, diplomatic agent, criminal legal immunity, diplomatic staff, Vienna Convention on Diplomatic Relations, mission, private domestic worker, support staff, diplomatic representatives of foreign countries, administrative and technical staff, «persona non grata».
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы уголовно-правового регулирования института дипломатического агента. Так как УК РФ использует термин «Дипломатические представители иностранных государств», то целью данной работы является последующее соотношение и сравнение таких понятий, как «дипломатический агент» и «дипломатический представитель иностранного государства». Также раскрывается содержание таких терминов, как «дипломатический агент», «посольство», «миссия», «частный домашний работник», «обслуживающий персонал» «административно-технический персонал». Помимо этого, также показано и их соотношение между собой. Рассмотрены актуальные вопросы прекращения функций дипломатического агента.
Главенствующим методом, заложенным в основу работы, является метод анализа действующего уголовного законодательства и сравнительно-правовой анализ международно-правовых актов, связанных с вопросами регулирования уголовно-правового иммунитета дипломатического агента. Также используются методы описания, теоретические методы формальной и материальной логики, частнонаучный метод толкования правовых норм.
Результатом этого исследования стал конкретный перечень лиц, имеющих уголовно - правовой иммунитет в соответствии со своим объёмом, который предоставляется каждому отдельному работнику всей дипломатической миссии и дополнительным сотрудникам, связанных с их деятельностью. Данный перечень является закрытым и может быть использован в науке уголовного права и в дальнейшем при изменении уголовно-правового законодательства.
Abstract: the article analyzes the topical issues of criminal law regulation of the institution of a diplomatic agent. Since the term "Diplomatic representatives of foreign countries" is used in the Criminal Code of the Russian Federation, the purpose of this work is the subsequent correlation and comparison of such concepts as "diplomatic agent" and " diplomatic representative of a foreign state». Clarifies the nature of such terms as "diplomatic agent", "embassy", "mission", "private domestic worker", "service personnel" "administrative and technical personnel". Also shown relationship between them. The issues of termination of the functions of a diplomatic agent.
The dominant method laid down in to the work is a method of analyzing the current legislation, as well as a legal analysis of international legal acts related to the regulation of criminal legal immunity of a diplomatic agent. Methods of description, theoretical methods offormal and material logic, private scientific method of interpretation of legal norms are also used.
The result of this study was a specific list of persons with criminal immunity in accordance with their scope, which is provided to each hotel employee of the entire diplomatic mission and additional staff associated with their activities. This list is closed and can be used in the science of criminal law in the future, when changing the criminal law.
Институт уголовно-правового иммунитета дипломатических агентов имеет долгую и развернутую историю своего развития, но несмотря на этот факт, в кодифицированных нормативно-правовых актах и в науке уголовного права, о них упоминается довольно редко. Современное законодательство довольно скудно прорабатывает и освещает данный аспект. Д.Б. Левин отмечает, что «несмотря на обилие обычных, конвенционных и законодательных норм и весьма богатую дипломатическую и судебную практику, содержание и объём этих иммунитетов не представляет собой нечто точно установленное и строго определенное. Объясняется это тем, что основные правовые нормы, регламентирующие дипломатические иммунитеты, принадлежат к международным обычаям, а интерпретация и применение этих обычаев в практике различных государств отличается значительным разнообразием»1.
Уголовно-правовым иммунитетом обладают дипломатические представители иностранных государств. Согласно ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Некоторые авторы полагают, что этот иммунитет носит абсолютный характер и распространяется даже на случаи, когда имеет место злоупотребление им. При этом они ссылаются в том числе и на решение Международного суда ООН по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране . Однако надо иметь в виду, что в соответствии со ст. 32 указанной Конвенции аккредитующее государство может отказаться от рассматриваемого иммунитета3.
Практика знает ряд таких случаев. Например, в ночь на 4 января 1997 г. по вине дипломата Грузии Георгия Махарадзе, управлявшего автомобилем в нетрезвом состоянии, произошло дорожно-транспортное
1 Левин Д.Б. О неприкосновенности дипломатических представителей и их персонала. М., 1946. С. 5.
2 См.: Дипломатическое и консульское право.
С. 85.
3 Венская конвенция о дипломатических сно-
шениях требует, чтобы «отказ должен быть всегда
определенно выраженным».
происшествие, в результате которого погибла 17-летняя американка Дж. Уолтрик. Президент Грузии Э. Шеварднадзе пошел на беспрецедентный в мировой дипломатической практике шаг - лишил Махарадзе дипломатического иммунитета. В Вашингтоне последний был взят под стражу в зале суда, осужден, большую часть наказания отбыл в американской тюрьме, а затем был передан грузинским властям для дальнейшего отбывания наказания на родине4.
В феврале 1999 г. в Ванкуверскую городскую больницу обратилась гражданка Японии в связи с причинением телесных повреждений ей мужем, японским генеральным консулом С. Симокодзи. Последний признал факт избиения жены, объяснив это «японской культурной традицией». Его слова получили большой резонанс в канадских и японских средствах массовой информации. Под давлением общественности МИД Японии лишил своего консула дипломатического иммунитета. В судебном заседании супруга консула обратилась с ходатайством о прекращении судебного преследования в отношении мужа, которое было удовлетворено. Консул был отозван на родину5.
Для обозначения лица, пользующегося иммунитетом, Венская конвенция о дипломатических сношениях использует термин «дипломатический агент», а УК РФ (в ч. 4 ст. 11) - термин «дипломатические представители иностранных государств». В связи с этим возникает вопрос об их соотношении и объеме содержания.
Согласно Уголовному кодексу РФ ст.11 ч.4 «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права». В соответствии с данной нормой, для анализа вопроса уголовно-правового иммунитета дипломатических агентов, потребуется более детальная проработка норм международных договоров и специального законодательства о государственных служащих.
4 См.: Грузинский дипломат может задержаться в США на 70 лет // Коммерсант. 1997. 10 октября.
5 По материалам интернет-изданий.
Дипломатический агент - полисемантичное понятие, им обозначается как глава представительства, т.е. лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, так и член дипломатического персонала представительства, т.е. член персонала представительства, имеющий дипломатический ранг (ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Согласно ст.14 указанной конвенции, главы представительств подразделяются на три класса:
1) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
2) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;
3) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
В Венской конвенции подчеркивается, что «иначе как в отношении старшинства1 и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств, вследствие их принадлежности к тому или иному классу»2. Класс главы дипломатического представительства определяется по соглашению государств.
Дипломатическое право не исключает возможности двух или нескольких государств аккредитации одного и того же лица в качестве главы представительства в дру-
1 Старшинство глав представительств соответствующего класса определяется датой и часом вступления их в выполнение своих функций. Согласно ст. 13 Венской конвенции о дипломатических сношениях глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания (в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно) либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.
2 Пожалуй, это деление имеет значение для главы дипломатического корпуса - дуайена, относящегося к классу послов.
Кроме того, можно указать еще на одно различие, обусловленное классами глав представительств - уровень аккредитации: послы и посланники аккредитуются при главах государств, поверенные в делах - при министрах иностранных дел.
гом государстве, если государство пребывания не возражает против этого. В связи с этим в уголовном праве может возникнуть вопрос о юрисдикции соответствующего государства в отношении лица, являющегося главой представительств нескольких государств, в случае совершения им на территории государства пребывания преступления. Дело в том, что согласно ч. 4 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях «иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства». В частности, это может быть обусловлено проблемой признания в представляемых государствах того или иного деяния преступным.
Сами представительства также различны. Различают следующие виды дипломатических представительств:
1) посольство - представительство высшего уровня, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом; к нему приравниваются представительства Ватикана -нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского содружества;
2) миссия - возглавляется чрезвычайным и полномочным посланником;
3) иные официальные представительства, имеющие различные названия (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России, представительство ЕЭС в Канаде и др.).
Уровень представительств определяется договаривающимися государствами, однако он не влияет на объем иммунитета его представителей.
Толкование понятий «дипломатический персонал» и «дипломатический агент», данное в ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях, к сожалению, не позволяет ответить на вопрос о том, кто является дипломатом. «С точки зрения самого государства, - пишут А.Х. Абашидзе и И.А. Чистоходова, - дипломат является должностным лицом министерства иностранных дел, основная задача которого заключается в том, чтобы представлять свою страну за границей. Однако с точки зрения
международного права термин "дипломат" имеет несколько иное значение. Здесь для того, чтобы рассматриваться в качестве дипломата, должны быть выполнены два основных условия. С одной стороны, аккредитующее государство должно наделить соответствующее лицо определенными функциями в одном из своих зарубежных представительств, а с другой стороны, государство пребывания должно согласиться рассматривать такое лицо в соответствии с нормами международного права»1.
К числу сотрудников представительства относятся все члены персонала. Последние составляют три категории сотрудников представительства:
1) дипломатический персонал;
2) административно-технический персонал;
3) обслуживающий персонал.
Как уже указывалось, член дипломатического персонала должен иметь дипломатический ранг. В РФ дипломатические ранги установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ (в ред. от 5 октября 2015 г.) «Об особенностях прохождения федеральной государственной службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»2. Статья 3 Закона предусматривает 11 рангов (от наивысшего к низшему):
1) Чрезвычайный и полномочный Посол;
2) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса;
3) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса;
4) советник 1 класса;
5) советник 2 класса;
6) первый секретарь 1 класса;
7) первый секретарь 2 класса;
8) второй секретарь 1 класса;
9) второй секретарь 2 класса;
10) третий секретарь;
11) атташе.
Ранги присваиваются согласно Положению «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими ранга-
1 Абашидзе А.Х., Чистоходова И.А. Дипломатическое и консульское право. С. 142-143.
2 СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4174.
ми», утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371 (в ред. от 12 декабря 2017 г.)3.
Надо иметь в виду, что дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций (ч. 1 ст. 38 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Право на иммунитет возникает с момента вступления члена персонала представительства на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста. В случае если это лицо уже находилось на данной территории, то указанное право возникает с момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.
Функции дипломатического агента прекращаются, в частности:
1) по уведомлению аккредитующим государством государства пребывания о том, что его функции прекращены;
2) по уведомлении государства пребывания аккредитующего государства, что оно отказывается признавать дипломатического агента сотрудником представительства. Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona поп grata)4. В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо.5.
3 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5012.
4 Лат. - (persona поп grata) - по дипломатическому праву означает нежелательное лицо. Объявление П. н. г. - заявление государства в той или иной форме о том, что дальнейшее пребывание на его территории данного дипломата, члена его семьи или какого-либо другого сотрудника дипломатического представительства нежелательно. Представляемое государство обязано отозвать соответствующее лицо в срок, указанный в заявлении, или (если определенный срок не установлен) в разумное время. Если лицо не покидает страну, то местные власти могут прибегнуть к дисмислу.
5 Речь идет о ситуации, когда государство пребывания уведомляет аккредитующее государство о том, что глава представительства или какой-либо из членов персонала дипломатического представи-
В п. 1 статьи 9 толкуется понятие «persona non grata» и действия, которые должны быть выполнены, при вынесении такого вердикта: «Государство пребывания может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребыва-ния»1. По сути, причины объявления лица дипломатического представительства персоной «persona non grata» могут быть совершенно различны, но на практике они сводятся к следующим основаниям:
1) вмешательство во внутренние дела государства;
2) неуважение законов и обычаев страны пребывания;
3) оскорбительные заявление в отношении страны пребывания и ее руководства;
4) злоупотребления иммунитетом и данными привилегиями.
Все эти действия можно охарактеризовать как деятельность, несовпадающая и несовместимая со статусом и положением дипломатического агента. Положение «persona non grata» имеет чисто индивидуальный характер и не несет за собой фактического прекращения дипломатических отношений между странами.
Если функции лица, пользующегося им-
тельства является persona non grata или что любой другой член персонала является неприемлемым (в том числе и до прибытия на территорию этого государства). В таком случае аккредитующее государство должно, соответственно, отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. Если оно откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником посольства.
1 Венская конвенция о дипломатических сношениях" (заключена в г. Вене 18.04.1961) [электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_120761/ (дата обращения 20.09.2018)
мунитетом, заканчиваются, эти «... иммунитеты нормально прекращаются в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта. Однако в отношении действий, совершенных таким лицом при выполнении своих функций сотрудника представительства, иммунитет продолжает существовать» (ч. 2 ст. 39 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Следует особо остановиться на решении проблемы уголовно-правового иммунитета члена персонала представительства России, находящегося в силу разных причин в третьем государстве. Согласно ст. 40 указанной Конвенции, если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу (если она была необходима), или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь в страну пребывания или же в свою страну, это государство предоставляет ему все предусмотренные иммунитеты, в том числе от уголовной юрисдикции, и обеспечивает его неприкосновенность.
Уголовно-правовой иммунитет распространяется и на членов семьи дипломатического агента (если они не являются гражданами государства пребывания), в том числе и в третьем государстве при проезде к месту представительства или возвращении на родину. Это положение действует до истечения разумного срока для оставления страны пребывания и в случае смерти последнего.
Члены административно-технического персонала выполняют обязанности по обслуживанию представительства. Они не наделены представительскими функциями, но их работа генетически связана с дипломатической деятельностью, создает необходимые условия для ее реализации. К их числу относятся: переводчики, референты, секретари, шифровальщики, бухгалтеры. Все они имеют отношение к государственной тайне, поэтому набираются из числа граждан представляемого государства.
Указанные лица не являются членами дипломатического персонала, не признаются дипломатическими агентами. В связи с этим у них иной правовой статус, а следовательно, и объем иммунитетов. Согласно ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях
«члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно ... иммунитетами». На них не распространяется иммунитет от гражданской и административной юрисдикции, а также на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.
К третьей группе лиц, отнесенных к членам персонала представительства, относится обслуживающий персонал: шоферы, горничные, уборщицы, садовники, привратники, лифтеры и др. Их задача - обслуживать деятельность представительства как и любого другого органа или учреждения, независимо от направления и специфики его деятельности. Этот персонал может комплектоваться как из числа собственных граждан, так и граждан государства пребывания.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях члены обслуживающего персонала пользуются ограниченным иммунитетом - он распространяется только в отношении действий, которые были совершены ими при исполнении своих обязанностей. Кроме того, указанные лица в этом случае не должны быть гражданами страны пребывания или проживать в нем постоянно.
В указанной Конвенции особо выделяется частный домашний работник - лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства. Для этой категории устанавливается особый правовой статус, в том числе и в отношении иммунитета. Они могут пользоваться ими
лишь в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако последнее должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.
Таким образом, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях и современным российским законодательством уголовно-правовым иммунитетом пользуются:
1) дипломатический агент - глава представительства или член дипломатического персонала (лица, имеющие дипломатический ранг);
2) дипломатический агент - гражданин страны пребывания или постоянный ее житель (только в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций);
3) административно-технический персонал представительства;
4) члены семьи дипломатического агента (если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно);
5) обслуживающий персонал (в строго определенных случаях - действия должны быть обусловлены исполнением обязанностей);
6) частный домашний работник (по усмотрению государства пребывания).
Все перечисленные лица имеют уголовно-правовой иммунитет в соответствии со своим объёмом, который предоставляется каждому отельному работнику всей дипломатической миссии и дополнительными сотрудниками, связанными с их деятельностью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. "Венская конвенция о дипломатических сношениях" (заключена в г. Вене 18.04.1961) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (дата обращения 20.09.2018).
2. Конвенция от 14 декабря 1973 г. "Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/int_protected_persons (дата обращения 20.09.2018).
3. СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4174 [Электронный ресурс]. - URL: http://brno2.narod.ru/war/Otsrochka/1367-99.htm (дата обращения 20.08.2018).
4. СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5012 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (дата обращения 20.08.2018).
5. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371(в ред. от 12 декабря 2017 г.)
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14520 (дата обращения 25.08.2018).
6. Указ президиума ВС СССР от 23.05.1966 об утверждении положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза ССР 1966 г.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 25.08.2018).
8. Абашидзе, А.Х., Чистоходова, И.А. Дипломатическое и консульское право: учебное пособие. - М.: РУДН, 2015. - С. 142-143.
9. Агаев, Ф.А. Иммунитеты в российском уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1997. - С. 138-139.
10. Андреев, С. Дипломатические привилегии и иммунитеты // Международная жизнь. - 1986. - № 6. - С. 159.
11. Блищенко, И.П. Дипломатическое право. - М., 1990. - С. 77-78.
12. Грабарь, В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). М., 2005. С. 5.
13. Демин, Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала: учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2010. - С. 25.
14. Елизарова, И.А. Международно-правовые иммунитеты в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Ставрополь, 2004. - 166 c.
15. Кардашев, В.Г. Неприкосновенность помещения дипломатического представительства и ее гарантии в современном международном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1986. - С. 12. [Электронный ресурс]. - URL: http://lawlibrary.ru/disser2000994.html (дата обращения 15.09.2018).
16. Кистяковский, А.Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением начал русского уголовного законодательства. Часть Общая. - Киев, 1981. - С. 197.
17. Кибальник, А.Г. Иммунитеты в уголовном праве. - Ставрополь: Ставропольсервис школа, 1999.
18. Кибальник, А.Г. Иммунитет в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. -М., 1999. - 194 c.
19. Кононова, Н.А. Регламент о консульских привилегиях как первая попытка кодификации консульского права // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 8.
20. Левин, Д.Б. О неприкосновенности дипломатических представителей и их персонала. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1946. - 110 c.
21. Лукашук, И.И. Иммунитет в отношении уголовной юрисдикции // Российская юстиция. - 1999.
22. Наумов, А. Иммунитет в Уголовном праве // Уголовное право. - М.: Интел-Синтез, 1998. - № 2. - С. 23-28.
23. О становлении и развитии консульской службы Российской Федерации см.: история консульской службы России [Электронный ресурс]. - URL: официальный сайт Консульского департамента МИД России. - Режим доступа: http://www.kdmid.ru
24. Руднев, В.И. Иммунитеты от уголовного преследования // Журнал российского права. - 1998. - №7.
25. Цветков, Ю.А. Иммунитет от уголовного преследования в российском праве, 2002 [электронный ресурс]. - URL: https://www.lawmix.ru/comm/5053 (дата обращения 20.08.2018).
26. Чучаев, А.И., Крупцов, А.А. Уголовно-правовой статус иностранного гражданина: понятие и характеристика. - М., 2010. - С. 66-88.