В.В. Ливенцев
Московский государственный горный университет
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (КРАТКИЙ ОБЗОР)
1. Краткая характеристика современного состояния угольной промышленности России
Угольная промышленность России является базовой отраслью экономики и важнейшей составной частью топливноэнергетического комплекса, в который входят также нефтяная, газовая промышленность и электроэнергетика.
В настоящее время топливноэнергетический баланс Российской Федерации имеет следующие составные части: нефть - 38,6%, газ - 38,5%, уголь - 14,4%, прочие виды топлива - 8,5%.
По данным Минтопэнерго России (Департамента сводного анализа и федеральных программ) производство первичных топливно-энергетических ресурсов в 1995г. составило в целом по Российской Федерации 1384,7 млн. т условного топлива (тут), что на 35,1 млн. тут меньше, чем в 1994 г. (97,5%).
Добыча нефти с газовым конденсатом в 1995г. составила 307,01 млн. т (96,6% от добычи 1994г.). Добыча газа - 595,24 млрд. куб.м (98% от добычи 1994 г.).
В 1995 г. было добыто всего по России 262,38 млн.т угля (96,4% от добычи 1994г. или меньше на 9,67 млн.т). По Минтопэнерго России добыча угля составила 252,81 млн. т (96,2% от добычи 1994г.), в том числе в системе компании “Росуголь” добыча составила 250,23 млн.т, что на 10,33 млн. меньше, чем в 1994г. Экспорт угля в 1995г. составил 29,6 млн.т (в 1994г. - 24,1 млн.т).
Переработка, обогащение угля и выпуск концентрата на обогатительных фабриках составили около 130 млн.т.
Сейчас сложилась следующая структура потребления угольной продукции: электроэнергетика - 40%, коксохимическое производство - 25%, коммунальные котельные - 20%, использование населением и в сельском хозяйстве - 15%.
В перспективе роль угля в топливноэнергетическом балансе России повыситься в связи со снижением добычи нефти, стабилизацией добычи природного газа, умеренными темпами развития атомной энергетики.
В угольной промышленности в настоящее время действуют 232 шахты и 67 разрезов, 68 обогатительных и 1 брикетная фабрика, 260 строительно-монтажных трестов и управлений, 19 заводов угольного машиностроения.
На предприятиях и в организациях отрасли занято 823 тыс. чел., в том числе промышленно- производственный персонал на шахтах и разрезах - 401 тыс.чел.
Среднемесячная зарплата одного рабочего в угольной промышленности составила в декабре 1995 г. 1.581.954 рубля (в том числе в шахтностроительных организациях - 1.180.140 руб., машиностроительных заводах - 547.883 руб.).
Себестоимость 1т угля в декабре 1995г. составила 89.772 рубля. Наименьшая себестоимость в “Красноярскугле” - 20 тыс. руб., наибольшая на шахте
“Шумихинская” - 330 тыс.руб.
Превышение себестоимости добычи угля над отпускными ценами на угольную продукцию в настоящее время не может обеспечить безубыточную работу отрасли и ее самофинансирование. Государственная поддержка угольной промышленности, финансируемая из республиканского бюджета на покрытие убытков по производству, содержанию жилищно-бытовой сферы, выплаты согласно отраслевому тарифному соглашению, централизованное капитальное строительство и осуществление мероприятий по реструктуризации отрасли (санация и закрытие шахт), составляет в 1996 году 10,4 триллиона рублей.
В 1995 году не получали государственную дотацию АО “Хакасуголь” и шахта “Воргаторская”. Остальные угледобывающие общества и предприятия получали дотацию от 6 до 33 тыс. рублей на 1т реализованной добычи угля.
Угледобывающие предприятия расположены на значительной территории Российской Федерации от Донбасса до острова Сахалин и от Воркуты до Кузбасса. Более 75% добычи угля приходится на восточные районы Федерации. Более 60% угля в настоящее время добывается открытым способом.
Происходящий в отрасли процесс преобразования государственных угольных предприятий в акционерные общества открытого типа привел к образованию крупных угледобывающих акционерных обществ, представляющих территориальные производственно-хозяйственные комплексы во всех бассейнах и регионах страны.
Угольная промышленность обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от других отраслей экономики. Эти особенности состоят в следующем:
• большое влияние горногеологических и природных условий разработки угольных месторождений на экономические показатели предприятий, что вы-
ражается в значительной дифференциации этих показателей;
• ограниченный срок деятельности угледобывающих предприятий, определяемый наличием промышленных запасов угля в пределах шахтного поля и составляющий не более 20-25 лет;
• практическая невозможность широкого использования типовых проектов строительства и реконструкции шахт и разрезов;
• технологически обусловленная растянутость процесса воспроизводства мощности угольного предприятия на весь срок его службы, которая связана с непрерывным перемещением горных работ по мере отработки запасов полезного ископаемого; технологически необходимые для этого инвестиции не приводят к приросту мощности или улучшению экономических показателей, но без них невозможно физическое существование угледобывающего предприятия, это приводит к тому, что две трети всех инвестиций по отрасли занимают затраты на простое поддержание мощности шахт и разрезов; данные затраты определяют тот необходимый минимум инвестиций, без которого отрасль не может существовать, не теряя ранее созданного потенциала;
• разнообразие и сложность горногеологических условий, существенно затрудняющих механизацию и автоматизацию производственных процессов и сохраняющих значительную долю ручного труда;
• опасные условия труда, около половины угольных шахт являются сверхкате-горными по газу и опасными по внезапным выбросам угля и газа;
• многоотраслевой характер производственных объединений по добыче угля, которые являются крупными и сложными производственно-технологическими комплексами, включающими в свой состав предприятия основного производства (шахты, разрезы, обогатительные фабрики), вспомогательные и обслуживающие пред-
2. Приватизация предприятий и основные направления реструктуризации угольной промышленности
приятия (железнодорожный и автомобильный транспорт, ремонт оборудования, объекты стройиндустрии и т.д.), и представляющие единое целое; на балансе объединений и предприятий угольной промышленности находятся предприятия и организации жилищно-коммунальной и социальной сферы, убытки от содержания которых покрываются за счет основной деятельности;
• необходимость хорошо отлаженной системы прогнозирования работы угольных предприятий и условий рыночной среды.
Указанные особенности являются общеотраслевыми. Отдельные регионы имеют также свою дополнительную специфику, как, например, работающие за полярным кругом воркутинские предприятия, предприятия на территории отдельных республик (АО “Башкируголь”, “Якутуголь” и ДР-)-
Особенностью угледобывающих предприятий Севера, Дальнего Востока, о.Сахалин является то, что они работают круглый год, а сбыт их продукции идет только в летнее время, в период навигации.
Сезонная продажа угля характерна, например, для 4-х шахт, расположенных на берегу Татарского пролива. С октября по май они работают на склад, не имея постоянной реализации, в го время, как заработная плата шахтерам должна выплачиваться регулярно и ежемесячно. Очевидно, здесь необходима организация льготного кредитования предприятий.
Специфические особенности угольной промышленности Российской Федерации заставляют искать нетрадиционные, нестандартные решения по организации ее деятельности в новых экономических условиях развития рыночных механизмов хозяйствования.
Рыночные преобразования немыслимы без разгосударствления собственности, изменения ее форм, создания новых структур, способных эффективно действовать в новых условиях хозяйствования.
Долгосрочные перспективы использования угля в России неоднозначны. В условиях свободного рынка усиливается опасность того, что ресурсные и производственные возможности нефтяной и, особенно, газовой промышленности отберут у угля значительную часть его потребителей. Поэтому в угольной промышленности активно проводится процесс структурных преобразований, направленный на формирование конкурентноспособных объединений и предприятий, обеспечивающих удовлетворение спроса на угольную продукцию, снижение финансовой нагрузки на бюджет страны, повышения уровня жизни и социальной защищенности шахтеров.
Важным направлением является изменение форм собственности и создание новых организационно-правовых структур. Сформирован механизм практической реализации процесса приватизации предприятий отрасли.
Основным методом изменения форм собственности в отрасли является акционирование.
В Российской Федерации акционирование предприятий началось в 1991 году после принятия законов “О предприятиях и предпринимательской деятельности”
(25.12.90) и “О приватизации государственных и муниципальных предприятий”
(03.07.91) и утверждения “Положения об акционерных обществах” (постановление бывш. Совета Министров РСФСР от 25.12.90 №601).
В 1991 году появились первые 12 акционерных обществ (закрытого типа) в угольной промышленности, в том числе АО “Обуховское”, АО “Шахта “Распадская” и др.
Основными положениями программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год предусматривалась разработка отраслевых программ приватизации. Такая программа по угольной промышленности была составлена. В ней с учетом отраслевых особенностей предлагалось отрабатывать вопросы акционирования и приватизации на специально выбираемых в каждом угольном регионе эталонных объединениях, предприятиях и организациях с последующим распространением опыта на всю отрасль, т.е. предлагалась многоэтапная модель приватизации. Обосновывалась необходимость проведения соответствующего технико-экономического обоснования, целесообразности, сроков и ожидаемых результатов приватизации каждого конкретного предприятия с оценкой его финансового состояния, запасов полезного ископаемого, технического уровня производства, рынков сбыта, качества продукции и других факторов. Предлагалось заблаговременно подготавливать предприятия к акционированию и приватизации с составлением бизнес-планов, проведением при необходимости диверсификации производства и обсуждением в трудовых коллективах всех вопросов, связанных с преобразованием государственного предприятия в акционерное общество.
Однако, в дальнейшем отраслевая программа не была утверждена.
Массовый процесс приватизации государственных предприятий был начат после издания Указа Президента РФ “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества” от 1 июля 1992 г. №721. Однако, многие положения этого нормативно-
го акта не учитывали особенностей топливно-энергетического комплекса, что вызвало появления Указа от 14 августа 1992 г. №922 “Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-
энергетического комплекса в акционерные общества”, который устанавливал особые условия закрепления контрольных пакетов акций предприятий этого комплекса в федеральной собственности на 3 года.
Затем это общее условие было конкретизировано в специальных указах по энергетике, нефтяной промышленности и газовому хозяйству. По угольной промышленности 30 декабря 1992 г. вышел Указ Президента РФ №1702 “О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий, организаций угольной промышленности”, смысл которого состоял в определении конкретного механизма закрепления контрольных пакетов акций приватизируемых предприятий в целях сохранения единства производственнотерриториальных комплексов и управляемости отраслью.
Вместе с тем, регламентированная “сверху” схема приватизации угольной промышленности сохраняет в себе ряд негативных моментов: во-первых, предусматривается только один способ приватизации
- акционирование, во-вторых, трудовым коллективам основного производства предоставляется лишь один вариант льгот -первый, в-третьих, устанавливается жесткий срок закрепления пакетов акций в федеральной собственности. Таким образом, особенности угольной отрасли не были учтены в полном объеме, в частности, не была четко определена политика смены форм собственности для конкретных предприятий, не детализирован механизм разгосударствления, что, в конечном итоге, приводит к ситуации, когда основные цели приватизации предприятий угольной промышленности не достигаются.
В настоящее время процесс акционирования бывших производственных объединений и государственных предприятий практически завершен. Зарегистрировано свыше 400 акционерных обществ (АО). В компанию “Росуголь” переданы сертификаты акций АО суммарной номинальной стоимостью более 6 млрд. рублей.
На стабилизацию социальноэкономической обстановки в угольных регионах и повышение эффективности функционирования угольной промышленности направлен Указ Президента Российской Федерации “О расширении прав трудовых коллективов при приватизации рентабельных угледобывающих предприятий” от 28 апреля 1995 г. №423.
Согласно Указу работникам рентабельных предприятий (проработавшим не менее года без использования бюджетных средств) предоставлено право приобретения дополнительного количества акций, находящихся в федеральной собственности. Общее количество акций (с учетом ранее размещенных привилегированных акций) не должно превышать 51% уставного капитала АО. Предусматривается также конвертация привилегированных акций в обыкновенные акции.
В целях дальнейшего совершенствования структуры угольной промышленности, формирования конкурентных рынков угля, создания дополнительных условий для привлечения инвестиций, ускорения реструктуризации и повышения эффективности работы акционерных обществ угольной отрасли издан Указ Президента РФ от 9.02.96 №168 “О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры угольной промышленности Российской Федерации”.
Согласно Указу приоритетным направлением структурных преобразований в угольной промышленности считается создание рентабельных угольных компаний. При этом продлен срок закрепления в федеральной собственности акций угольных
компаний до конца 1998 года. Этим же нормативным актом государственное предприятие “Росуголь” преобразовано в открытое акционерное общество (угольную компанию) с выполнением им по поручению Правительства РФ следующих функций:
- доверительное управление закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ;
обеспечение реструктуризации угольной промышленности и использования средств государственной поддержки угольной промышленности в соответствии с заключаемым договором между правительством РФ и компанией “Росуголь”.
Угольная промышленность как крупная отрасль бывшей советской индустрии является антирыночной по своей природе. Недаром многие угольные акционерные общества сейчас занесены в реестр предприятий-монополистов на топливносырьевых рынках России. Поэтому гладкая, бесконфликтная трансформация отрасли вряд ли возможна. Задача состоит в том, чтобы эта адаптация прошла с минимальными потерями.
В процессе акционирования некоторых производственных объединений по производству угля произошло дробление единых производственно-технологических комплексов на хозяйственно самостоятельные субъекты, что нарушило обслуживание угледобывающих предприятий вспомогательным производством и хозяйством и разрушило финансовые ресурсы. Часть предприятий, как правило, наиболее эффективно работающих, вышло из состава комплекса.
Из состава ранее сложившихся производственно-технологических комплексов изымаются объекты жилищно-
коммунального хозяйства, подсобных сельских хозяйств, предприятия торговли и общественного питания, здравоохранения, физической культуры и другие, относящиеся к сфере социального обеспечения. Из-
вестно, что нормальное функционирование указанных объектов было возможно только при оказании им всемерной помощи со стороны предприятий основного производства и объединения в целом. Выделение этих вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств из состава территориального угольного комплекса и дальнейшее их использование также будет во многом осуществляться за счет шахтеров, однако уровень социальной обеспеченности будет при этом значительно ниже.
Общее число угледобывающих объединений (акционерных обществ) по сравнению с 1992 г. возросло с 26 до 37, или на 42% при резком сокращении объемов производства, что свидетельствует о дроблении ранее созданных производственнотехнологических комплексов.
Сократилось число строительных организаций: почти в два раза уменьшилось число ремонтно-строительных управлений; в 5 раз - число дирекций строящихся предприятий; на 5% - число специализированных предприятии по охране окружающей среды; на 43% - число проектно-
конструкторских бюро. Сокращение числа строительных организаций в составе объединений (акционерных обществ) по добыче угля происходит в условиях развитых связей объединений с внешними для них строительными предприятиями и организациями.
Значительно сокращается число предприятий торговли и общественного питания, обслуживающих трудящихся угольного комплекса, что происходит в результате передачи этих предприятий, организаций в муниципальную собственность по Указу Президента РФ от 30 декабря 1992г. №1702.
В отрасли началось сокращение объектов жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, которые по тому же Указу Президента подлежат передаче в муниципальную собственность.
Происходит резкое сокращение числа предприятий и организаций здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (управлений детских дошкольных учреждений, соцкультобъектов и спортивных сооружений, баз отдыха, профилакториев, детских садов и ясель и т.п.). За последние два года количество этих организаций уменьшилось в два раза. В 3,5 раза сократилось число санаторно-
профилактических лабораторий, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды и выбросами вредных отходов производства.
Более, чем в 6 раз сократилось число организаций народного образования: техникумов и учебно-курсовых комбинатов. В условиях реструктуризации угольной промышленности, закрытия малорентабельных предприятий, диверсификации производства и связанным с этим созданием дополнительных рабочих мест в акционерных обществах предстоит огромная работа по переподготовке кадров, обучению их новым квалификациям, психологической адаптации к новым условиям. Возникает вопрос: кто эту работу будет выполнять и координировать и разумно ли проводимое без согласий угледобывающих объединений изъятие соответствующих подразделений ?
Более, чем в три раза сократилось число нормативно-исследовательских станций, домов научно-технической информации, научно-технических библиотек; в целом происходит ослабление внимания к организациям науки и научного обслуживания.
Анализ изменений в структуре объединений (акционерных обществ) по добыче угля показывает, что в результате проводимых мероприятий, главным образом, в ходе акционирования государственной собственности угледобывающие объединения превращаются в узкоспециализированные организации, сосредоточенные в основном на производственно-технологическом цикле
добычи угля. Сама по себе специализация дает значительный эффект, но переходный период к рынку еще не создал необходимых условий для усиления специализации основного и вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства, в первую очередь объектов, относящихся к социальной сфере. Поэтому, до создания соответствующих условий разрушение комплексов, сложившихся в данной системе и не готовых еще в полной мере к рыночным отношениям, неизбежно принесет определенный ущерб.
Совершенно очевидно, что такие важные вопросы, как изменение состава сложившихся угледобывающих комплексов, изменение форм собственности и другие, требуют дополнительного глубокого научного изучения и анализа.
В структуре угольного машиностроения за последние годы изменений, по существу, не произошло: действуют те же машиностроительные заводы и их филиалы (21 предприятие).
Также незначительные изменения произошли в структуре предприятий, относящихся к системе капитального строительства. Несмотря на значительные (в 4-5 раз)
уменьшения объемов капитальных вложений количество шахтостроительных, строительных и строительно-монтажных организаций не изменилось - действует 230 организаций.
Переход к рыночным отношениям и акционирование государственной собственности кардинально меняют правовые основы хозяйственной деятельности шахт, разрезов, других предприятий и объединений угольной промышленности.
Созданные акционерные общества, являясь организациями, сформированными на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе иностранных) не имеют определенной цели служить интересам угольной промышленности России и направление их деятельности (добыча угля, машиностроение, строительство и др.) может удерживаться временно, в течение срока закрепления контрольного пакета акций в федеральной собственности.
По мере продажи акций, находящихся в федеральной собственности, направления деятельности АО будут все более регулироваться условиями рынка.
Таблица
Структу ра собственности в угольной промышленности Российской Федерации
(система комнанин “Росуголь”)
Количество В % к общему количеству
Объединения, предприятия и организации всех видов собст- 160 100
венности (самостоятельные хозяйствующие субъекты) в том числе: полностью приватизированные АО 12 7,5
АО с долей государственной собственности, созданные в процессе приватизации на основе государственных предприятий 85 53,5
государственные предприятия 41 25,8
АО и АК отраслевой рыночной инфраструктуры, учрежден-
ные компанией “Росуголь” 22
Отсутствие какого-либо собственного опыта заставляет предприятия, используя принципы самоорганизации, экспериментальным путем самостоятельно решать проблемы адаптации к новым условиям их существования.
Нынешнее состояние дел по преобразованию форм собственности характеризуется структурой собственности в угольной промышленности Российской Федерации, приведенной в таблице.
3. Совершенствование структуры угольной промышленности
В настоящее время угольная промышленность Российской Федерации переживает сложный этап структурной перестройки, ломки старых принципов хозяйствования, выработки новых ориентиров и приоритетов, что именуется сейчас термином “реструктуризации отрасли”.
Происходящее в отрасли преобразование государственных предприятий в акционерные общества существенным образом меняет формы и методы реализации управленческих функций, что требует совершенствования организационных структур угольных шахт, разрезов и объединений.
Выживаемость отрасли и ее основных предприятий зависит как от внешних, общегосударственных факторов, так и от внутренних факторов, способности трудовых коллективов найти адекватные формы и структуры организации производства, позволяющие сохранить социально-
экономический потенциал предприятия в рыночной конъюнктуре.
В течение последних лет под воздействием политических и экономических процессов в структуре управления отраслью произошли существенные изменения. Практически стихийно произошел переход от двух-звенной системы управления
(Минуглепром СССР - производственные
объединения) к трех-, четырех звенной (Минтопэнерго РФ - Комитет угольной промышленности - Корпорация “Уголь России” - производственные объединения, концерны, ассоциации - предприятия).
Одновременно произошли организационно-структурные изменения на нижнем уровне. Некоторые предприятия вышли из состава производственных объединений, ассоциаций и стали подчиняться непосредственно Минтопэнерго РФ, произошел распад некоторых производственных объединений, создались новые объединения предприятий.
Кроме того, распад СССР привел к разрушению сложившегося за многие десятилетия единого производственнотехнологического отраслевого комплекса с соответствующей специализацией. Например, 53% потребности угольной промышленности России в производстве горношахтного оборудования удовлетворялись машиностроительными заводами Украины, 6,8% - Казахстана и только 40,2% - заводами России.
Все это вместе взятое предопределило происшедший разрыв сложившихся хозяйственных связей, потерю, в значительной мере, управляемости отраслью, которое, в конечном счете, привело к падению объемов производства, снижению уровня техники безопасности и повышению травматизма, росту социальной напряженности.
Необходимость преодоления указанных негативных последствий обусловила начало планомерной работы (с середины 1992 г.) в отрасли по созданию новой системы управления, адекватной происходящим в экономике страны изменениям.
Важнейшим из таких шагов, свидетельствующих о стремлении государства исправить сложившееся положения, явилось учреждение в начале 1993 года Российской угольной компании и определение основных принципов и порядка
Рис. 1. Структура угольной промышленности России (система компании "Росуголь ")
акционирования и приватизации предприятий угольной промышленности.
В настоящее время структура управления угольной промышленностью характеризуется следующим:
• орган государственного управления - Минтопэнерго РФ и в его составе Департамент угольной промышленности. Основные функции: обеспечение потребности народного хозяйства в топливе, эффективного и устойчивого функционирования топливно-энергетического комплекса; осуществление государственного регулирования деятельностью предприятий комплекса; лицензирование использования недр;
• открытое акционерное общество Российская угольная компания “Росуголь”. Основные функции: рациональное распределение средств, выделенных для государственной поддержки предприятий угольной промышленности и социальной сферы; обеспечение необходимого уровня производства и поставки угольной продукции для нужд народного хозяйства; организация процессов акционирования и приватизации предприятий отрасли; формирование рыночной инфраструктуры; коммерческое управление пакетом акций, закрепляемых в федеральной собственности; разработка стратегии развития и инвестиционной политики; рационализация структуры управления отраслью;
• около 1200 предприятий и организаций отрасли. Добычу угля осуществляют 37 акционерных обществ и один государственный трест “Арктикуголь”, одно акционерное общество (“Ленинградсланец”) ведет добычу сланца и 4 акционерных общества специализированы на обогащении угля. В строительстве действуют 6 акционерных обществ. В машиностроении имеется 18 заводов (акционерных обществ).
На рисунке показана структура угольной промышленности России (система компании “Росуголь”).
В приложении 1 приводиться перечень акционерных компаний, обществ, объединений, предприятий и организаций (самостоятельных хозяйствующих субъектов) угольной промышленности Российской Федерации.
Сегодня созданы предпосылки для того, чтобы угольная промышленность уже в ближайшем будущем стала конкурентоспособной и прибыльной отраслью.
В соответствии с Программой реструктуризации начата планомерная работа по выводу шахтеров из старых, особо опасных шахт и трудоустройству их на современных рентабельных предприятиях. Заложены шахты мирового уровня в Ерунаковском районе Кузбасса, в короткие сроки будут введены шахты “Обуховская-1” и “Шерловская-Наклонная” в Донбассе, “Анжерская-Южная” в Кузбассе, малые разрезы на Дальнем Востоке и Сахалине. К 2000г. намечается полностью обновить парк горных машин современной техникой.
В приложении 2 приводиться программа санации и закрытия неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов на 1995-1998 гг.
I. Добыча и переработка угля (сланца) - 43
1. АО, созданные на базе консолидации пакетов акций предприятий (бывшие добровольные объединения и ассоциации): - 12
1.1. Угольная компания “Кузнецкуголь”;
1.2. Угольная компания “Прокопьевскуголь”;
1.3. Концерн “Кузбассразрезуголь”;
1.4. АО “Северокузбассуголь”;
1.5. АО “Ленинскуголь”;
II. Шахтное строительство - 6
1.6. АО “Киселевскуголь”;
1.7. АО “Беловоуголь”;
1.8. АО “Интауголь”;
1.9. АО “Красноярскуголь”;
1.10. АО “Хакасуголь”;
1.11. АО “Южный Кузбасс”;
1.12. АО “Кузбассуглеобогащение” - обогащение угля.
2. АО на базе единого имущества: - 2
2.1. АО “Вахрушевуголь”;
2.2. АО “Ленинградсланец”.
3. АО с дочерними АО и структурными подразделениями: - 13
3.1. АО “Воркутауголь”;
3.2. АО “Востсибуголь”;
3.3. АО “Гуковуголь”;
3.4. АО “Ростовуголь”;
3.5. АО “Дальвостуголь”;
3.6. АО “Кизелуголь”;
3.7. АО “Тулауголь”;
3.8. АО “Приморскуголь”;
3.9. АО “Сахалинуголь”;
3.10. АО “Северовостокуголь”;
3.11. АО “Челябинскуголь”;
3.12. АО “Башкируголь”;
3.13. АО “Якутуголь”.
4. АО, образованные на базе отдельных самостоятельных предприятий: - 15
4.1. АО ш."Распадская”;
4.2. АО ш.’’Обуховекая” (полностью приватизировано);
4.3. АО ш.”Боргашорская”;
4.4. АО ш.”Шумихинская”;
4.5. АО “Сибантрацит”;
4.6. АО ш. им.Вахрушева (полностью приватизировано);
4.7. АО ш."Кузнецкая” (полностью приватизировано);
4.8. АО ш. “Западная”;
4.9. АО “Междуречье” (полностью приватизировано);
4.10. АО “Черниговец” (полностью приватизировано);
4.11. АО р-з “Беловский”;
4.12. АО “У ралу голь”;
4.13. АО “Сибкон” (полностью приватизировано) -обогащение угля;
4.14. АО ЦОФ “Кузнецкая” - обогащение угля;
4.15. АО ЦОФ “Кузбасская” - обогащение угля.
5. Государственный трест “Арктикуголь” - 1
Акционерные общества:
1. АО “Кузбассшахтострой”;
2. АО “Мосбассшахтострой”;
3. АО “Ростовшахтострой”;
4. АО “Комбинат “Якутуглестрой”;
5. АО “Комбинат “Печоршахтострой”;
6. АО “Кузбассшахтостроймонтаж” (полностью приватизировано).
Акционерные общества:
АО “Красный якорь”;
АО “Александровский машзавод”;
АО “Анжерский машзавод” (полностью приватизирован);
АО “Аткарский машзавод”;
АО “Шахтинский машзавод”;
АО “Завод “Пневматика”;
АО “Скопинский машзавод”;
АО “Новомосковский завод шахтной автоматики”; АО “Киселевский завод им. Черных”;
АО “Киселевский завод “Гормаш”;
АО “Томский электромеханический завод”;
АО “Прокопьевский завод шахтной автоматики”;
АО “Быковский экспериментальный завод средств автоматики “Логика”;
АО “Истринский опытный завод”;
АО “Малаховский экспериментальный завод”;
АО “Каменский машзавод”;
АО “Копейский машзавод”;
АО “Скуратовский экспериментальный завод”.
IV. Научно-исследовательские, проектноконструкторские и проектные институты - 28
Государственные предприятия: ИГД им. А.А.Скочинского; ВНИМИ;
ВостНИИ;
РосНИИГД;
ЦНИЭИуголь.
Акционерные общества:
ИГИ;
ИОТТ;
Г ипроуглеавтоматизация;
Г ипроуглемаш; НИИПТуглемаш; ЦНИИподземмаш; Центрогипрошахт;
III. Угольное машиностроение - 18
Г ипрошахт;
КузНИУИ;
КузНИИшахтострой;
КузНИИуглеобогащение;
Кузбассгипрошахт;
Кузбасский ЦОТ;
ДальвостНИИпроект;
Сибгипрошахт;
Востсибгипрошахт;
ШахтНИУИ;
Ростовгипрошахт;
ВНИИОСуголь;
НИИОГР;
Уралгипрошахт;
Челябинскуглепроект;
ПНИУИ
V. Военизированные горно-спасательные
части (ВГСЧ) - 9
Государственные предприятия:
Центральный штаб ВГСЧ;
Штаб ВГСЧ Ростовской области;
Штаб ВГСЧ Сахалина;
Штаб ВГСЧ Подмосковного бассейна;
Штаб ВГСЧ Дальнего Востока;
Штаб ВГСЧ Кузбасса;
Штаб ВГСЧ Урала;
Штаб ВГСЧ Печорского бассейна; Ленинск-Кузнецкий завод шахтного пожарного оборудования.
VI. Прочие предприятия и организации -
34
Государственные предприятия:
Трест “Кузбассуглеразведка”;
Трест “Дальвостуглеразведка”;
Институт повышения квалификации;
Кемеровский региональный институт повышения квалификации;
Техникумы - 23.
Акционерные общества:
Санаторий “Советский шахтер”;
Санаторий им. Орджоникидзе;
Дом отдыха “Шахтер”;
Гостиница “Шахтер”;
Типография;
СМУ;
ШСУ.
VII. Отраслевая рыночная инфраструк-
тура - 22
Российский угольно-сырьевой совместный банк (АО “Руссобанк”);
Инвестиционная компания “Кузбассинвестуголь”; Страховая компания “Геополис”;
Инвестиционная компания “Соколовская”; Акционерная топливно-энергетическая компания
“АТЭК”;
АО “Ферранти-Транспорт-Порт”; Снабженческо-комплектующая фирма
“Росу глее набком плект”;
АО “Инвесттрент”;
АО “Связьнедра”;
Консалтинговый центр угольной промышленности ’’Консалтингуголь АО”;
Научно-техническая горная ассоциация (НТГА); Международная горная ассоциация “Интермин”; Всероссийский общественный фонд защиты от безработицы;
Украинско-Российская финансово-промышленная угольная компания;
Дальневосточная промышленно-инвестиционная компания “Энергия Востока”;
Центр подготовки резерва кадров предприятий угольной промышленности ( АО
“Центркадрыуголь”);
Международный банк развития топливноэнергетического комплекса “ИнтерТЭКбанк”;
АО “Русское угольное машиностроение и сервис” (РУМ-Сервис);
АО по лизингу;
АО по ценным бумагам;
Агентство “Росинформуголь”;
АО “Росуглесбыт”.
Приложение 2 ПРОГРАММА санации и закрытия неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов на 1995-1998 гг. (программа оптимизации шахтного фонда)
Основания: “Основные направления реструктуризации угольной промышленности России”, “Основные принципы санации и закрытия неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России”, утвержденные Межведомственной комиссией по социальноэкономическим проблемам угледобывающих регионов 4.05.1994 г.
ш. Дубовская АО Тулауголь ш. Бородинская №13
ш. Бородинская АО Тулауголь ш. Смирновская №8
ш. Бородинская АО Тулауголь
ш. №2
ш/у Сафоновское АО Тулауголь ш. Каменецкая
ш. Донская АО Тулауголь уч-к №2 (быв.ш.№4/6) ш. Макаровская АО Сахалинуголь ш. Озерная
ш/у Приморское АО Приморскуголь ш. Хасан
ш/у Приморское АО Приморскуголь ш. Нагорная (основное поле) ш. Нагорная АО Кузнецкуголь Основное поле
АО ш. им. Вахрушева бывш. ш. Журинка
№1,№2
ш/у Кольчугинское АО Ленинскуголь
Е. Технические единицы, прекратившие добычу в 1995 г.
ш. №5 ш/у Белокалитвенское АО Ростовуголь ш. Россошанская
ш. Дубовская АО Тулауголь ш. Арково
ш. Мгачи АО Сахалинуголь ш. Дальневосточная
ш/у ПриморскоеАО Приморскуголь ш. Подгородненская
ш/у ПриморскоеАО Приморскуголь
Ж.Технические единицы, которые предполагается закрыть в 1996-1998 гг.
ш. Листвянская
АО Сибантрацит 1996 г.
ш. Капитальная