Научная статья на тему 'Учреждения Н. К. Рериха в Америке: синтез культур, 20-30-е годы ХХ века'

Учреждения Н. К. Рериха в Америке: синтез культур, 20-30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
672
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕЗ ИСКУССТВ / УЧРЕЖДЕНИЯ В АМЕРИКЕ / МУЗЕЙ РЕРИХА / MASTER INSTITUTE / SYNTHESIS OF ARTS / FOUNDATIONS IN AMERICA / ROERICH MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соболев Андрей Петрович

В 1920 году известный художник, археолог, педагог и общественный деятель Николай Константинович Рерих вместе с семьей приехал в США для проведения выставочного турне. В течение нескольких лет его выставки прошли в 29 городах Америки. Тогда же, вокруг известного мастера образовалась небольшая группа людей, увлеченных его искусством и идеями. Вскоре Рерихом организовано несколько учреждений: «Master Institute of United Arts», художественный центр «Corona Mundi» и объединение художников «Cor Ardens», а его последователями «Nicholas Roerich Museum», для которого к 1929 году было специально выстроено 29-этажное здание. О деятельности образованных учреждений, строительстве и судьбе Музея Рериха рассказывается в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Roerich’s foundations in America: the Synthesis of cultures, 20-30 years of XX century

In 1920 the well-known painter, archaeologist, teacherand public figure Nicholas Roerich arrived to USA with his family for realization of exhibition tour. During several years his exhibitions took place in 29 American cities. At that time some people around this known master combined into a group which has taken a great interest in his art and ideas. Soon Roerich organized several foundations: “Master Institute of United Arts”, the art centre “Corona Mundi” and painter association “Cor Ardens”, and his followers created “The Nicholas Roerich Museum” for which to 1929 was builded especially up 29-storeyed building. The article is dedicated to activities of these organized foundations and the fate of Roerich Museum

Текст научной работы на тему «Учреждения Н. К. Рериха в Америке: синтез культур, 20-30-е годы ХХ века»

РАЗДЕЛ 1 АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ РЕРИХОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ В ЗАЩИТУ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 069.02:7(73)

А.П.Соболев

Учреждения Н. К. Рериха в Америке: синтез культур, 20-30-е годы XX века1

В 1920 году известный художник, археолог, педагог и общественный деятель Николай Константинович Рерих вместе с семьей приехал в США для проведения выставочного турне. В течение нескольких лет его выставки прошли в 29 городах Америки. Тогда же, вокруг известного мастера образовалась небольшая группа людей, увлеченных его искусством и идеями. Вскоре Рерихом организовано несколько учреждений: «Master Institute of United Arts», художественный центр «Corona Mundi» и объединение художников «Cor Ardens», а его последователями - «Nicholas Roerich Museum», для которого к 1929 году было специально выстроено 29-этажное здание. О деятельности образованных учреждений, строительстве и судьбе Музея Рериха рассказывается в данной статье.

Ключевые слова: синтез искусств, учреждения в Америке, музей Рериха, Master Institute

A. P. Sobolev

The Roerich's foundations in America: the synthesis of cultures, 20-30 years of XX century

In 1920 the well-known painter, archaeologist, teacherand public figure Nicholas Roerich arrived to USA with his family for realization of exhibition tour. During several years his exhibitions took place in 29 American cities. At that time some people around this known master combined into a group which has taken a great interest in his art and ideas. Soon Roerich organized several foundations: "Master Institute of United Arts", the art centre "Corona Mundi" and painter association "Cor Ardens", and his followers created "The Nicholas Roerich Museum" for which to 1929 was builded especially up 29-storeyed building. The article is dedicated to activities of these organized foundations and the fate of Roerich Museum

Keywords: Synthesis of arts, foundations in America, The Roerich museum Рериха, Master Institute

В 1917 году выдающийся художник, путешественник, философ и общественный деятель Николай Константинович Рерих по настоянию врачей выехал из Петрограда в Финляндию вместе со своей семьей, поправить пошатнувшееся здоровье. «Хорошо здесь! Бодро, ветрено, каменисто», «Люб мне здешний край. Мои скалы, леса, озера и мхи. Много бодрости и подлинных зовов земли» - писал Рерих своим кор-

респондентам2. Но семья очутилась в Финляндии на переломном этапе развития России - революция, гражданская война, падение старого мира и неизвестность грядущего. Они оказались отрезанными от Петрограда, без средств к существованию. Художник ищет выход из создавшегося положения. Ему удалось организовать свои выставки в Дании, Швеции и Финляндии. Тогда же он пытается наладить прерванные связи с деятелями русского искусства и культуры. Вскоре, он получил приглашение от С. П. Дягилева для участия в постановке оперы «Князь Игорь» на сцене старейшего лондонского театра «Ковент-Гарден».

Летом 1919 года Н. К. Рерих вместе с семьей перебрался в Англию, где он оформил ряд постановок, которые финансировал известный дирижер и балетный импресарио Томас Бичем. Николай Константинович активно включился в местную художественную жизнь, общался со многими выдающимися деятелями культуры, посещал концерты, галереи, выступал с лекциями. В конце апреля 1920 года в Лондоне открылась его выставка под названием «Очарования России», где на всеобщее обозрение было представлено 198 картин художника созданных в России и Финляндии. На открытии присутствовали члены высшего английского общества. Газеты и журналы поместили на своих страницах много благожелательных отзывов о творчестве Н. К. Рериха: «Возможно, самая отличительная особенность картин, помимо их самобытности, - это великолепие колорита. Синий, алый, оранжевый и все необыкновенные тона и оттенки смешиваются вместе в самых красивых сочетаниях, независимо от темы картины: будь то изображение пейзажа или человеческой фигуры; и чем больше мы смотрим на них, тем больше восхищаемся богатством и художественной природой тех эффектов, которых достигает художник», «Художественный путь Рериха - это путь непрерывного восхождения. С каждым шагом его горизонт расширяется, и все, что он видит и изображает, приобретает более глубокое значение.»3

Вскоре директор Чикагского института искусств Роберт Харше пригласил Николая Константиновича на проведение выставочного турне по городам Америки. Рерих принял это предложение и осенью того же года вместе с семьей отплыл на американский континент.

По их прибытии, русскоязычные газеты запестрели заголовками с его именем: «Местные культурные силы русской колонии в Америке стали богаче: приехал один из крупнейших русских художников, поэт и писатель-теоретик Николай Рерих. Художник с яркой и неповторяемой индивидуальностью.»4

Первая выставка Н. К. Рериха за океаном состоялась 18 декабря 1920 года в нью-йоркской Кингор-галерее, расположенной на Пятой авеню. Торжественное открытие прошло при большом стечении людей, в их числе присутствовал индийский поэт, лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор. Было представлено около ста работ мастера, написанных в разные годы. Центральными полотнами являлись картины «Сокровище ангелов», «Варяжское море», «Зов солнца», «Сыны

неба», «Песнь водопада» и др. К экспозиции выпустили каталог, в котором в качестве патронов фигурировало множество известных имен.

Пресса отмечала, что в первый день выставку посетило около 10 000 человек. Вот как описала свое впечатление от встречи с картинами художника З. Г. Лихтман, впоследствии исполнительный директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке: «Я стояла перед "Сокровищем ангелов", "Русью языческой", "Экстазом" - тремя огромными полотнами сверхчеловеческой красоты и покоя, которые только великий мастер, сродни Леонардо да Винчи, мог задумать и воплотить в красках. В моем восприятии толпа отхлынула, затихла. Я стояла лицом к лицу с Бесконечностью - с первым человеком, строящим себе жилище, поклоняющимся божественным образам и приобщающимся к Богу. Великие просторы космического масштаба, горы, водные потоки, массивные скалы, земные и небесные вестники, смиренные святые и герои населяли мир Рериха, который он в свою очередь отдавал людям с той щедростью, которая отличает истинно великих в искусстве. У меня перехватило дыхание, слезы подступали к глазам, мысли и чувства переполняли сердце. Мой до того момента замкнутый мир уступал место другому - миру неземной Красоты и Мудрости»5.

Выставка в Кингор-галерее работала до 15 января 1921 года, в феврале экспозиция открылась в Бостоне и далее ее повезли по разным городам Америки. Во время выставок Николай Константинович выступал с лекциями по искусству. Вскоре на свет появились его новые картины, написанные по впечатлениям от поездок в Аризону, Санта-Фэ и на остров Монхеган. Одновременно Н. К. Рерих создает произведения на русские темы, например серию «Sancta» - в нее вошли работы «И мы открываем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «И мы приносим свет», «И мы видим». «В этих полотнах Рерих мастерски воссоздает близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности»6.

В общей сложности, картины Николая Рериха были показаны в 29 городах Соединенных Штатов. За это время их посетили сотни тысяч людей. Музеи и частные коллекционеры приобрели его произведения. Многие ведущие американские издания разместили на своих страницах материал о русском художнике. Они отмечали, что к этому времени исполнилось тридцатилетие художественной деятельности Рериха, он в расцвете творческих сил, полон энергии и новых устремлений.

И действительно, Рерих в это время был полон планов и новых начинаний. Он задумал организовать в Америке Школу объединенных искусств (Master School of

United Arts), по примеру Рисовальной школы Общества поощрения художеств в Петрограде, которой он руководил. Все формы искусства должны были быть собраны под одной крышей. Цель художника - создать гармоничное художественное заведение, в котором, начиная с детского возраста, давалось бы целостное и законченное художественное воспитание. Она должна содействовать выявлению и развитию художественных творческих сил. «Школа общего искусства - идеальная школа. В ней способности учащихся могут быстрее и правильнее выявиться. Без проб этих способностей нельзя направить учащегося на истинный путь и правильно развить его духовное дарование»7.

Основными сотрудниками Н. К. Рериха в организации школы стала супружеская пара Морис и Зинаида Лихтман, русские эмигранты, известные пианисты и преподаватели, а также журналистка Фрэнсис Грант. В 1921 году Лихтманы открыли свою фортепьянную школу в Нью-Йорке, которая вскоре объединилась со Школой объединенных искусств.

Начиналась школа с малого - сняли комнату-студию на третьем этаже дома на 54-й улице, принадлежащего греческой церкви. Это был так называемый приходской дом с различными служебными помещениями. Когда Николая Рериха спрашивали о том, как может задуманное им большое дело умещаться в одной студии, он отвечал: «Каждое дерево должно расти. Если дело жизненно, оно разрастается, а если ему суждено умереть, все равно умирать придется в одной комнате»8.

Вскоре студию пришлось разделить на несколько помещений и, как писал Рерих, «сама жизнь поддержала идею объединения». Через некоторое время они переехали в более просторное помещение. Их начинание привлекало влиятельных людей, и это означало, что идеи Рерихов обретали жизнь. Художник вспоминал: «Помню, что тогда некоторые друзья улыбались между собою, перешептывались: прекрасные мечты, но как отзовется на них жизнь? Но главный наш принцип: допущение и доброжелательность. Мы и наши сотрудники не любим мертвого "нет" и пытаемся при каждой возможности сказать "да"». Не удивительно, что развитие дела продвигалось быстрыми темпами. Сам подход, положенный в основание преподавания и развития, привлекал людей: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние - радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка. Уберегите от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений»9.

Но школа не стала единственным начинанием Рериха. В апреле 1922 года в Чикаго по его инициативе создано объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), а в сентябре того же года в Нью-Йорке - международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).

«Cor Ardens» предназначалось сыграть огромную роль в объединении людей на основе общего международного языка, каким являлось искусство. Главная

цель - взаимное сближение служителей искусства всех стран, знакомство с произведениями, наиболее характерными для каждой страны, защита искусства от вандализма.

Международный центр искусств «Corona Mundi» должен был заниматься выставочной деятельностью, покупкой и продажей картин. «Это название символизировало идею доступности искусства всех народов для масс в его воспитательном, эстетическом и художественном значении. <...> Международный язык искусства как средство взаимопонимания - такова давнишняя мечта Рериха»10.

Открылся центр выставкой картин Н. К. Рериха, созданных в Америке - были показаны работы художника из сюиты «Океан», серий «Нью-Мексико» и «Аризона».

«Начиная с 1923 года состоялись выставки таких известных американских художников, как Роберт Генри, Джон Слоун, Рокуэлл Кент, Морис Стерн, Джером Май-ерс и скульпторов, как Уильям Зорах и Гастон Лашиз. Экспонировались рисунки мастеров итальянской и фламандской школ - Веронезе, Симоне Мартини, Рубенса, Дирка Хальса, Иеронима Босха и других. Выставки рассылались по крупным городам, в университеты, музеи и галереи страны. В 1924 году была показана выставка русских икон, позже - тибетского искусства. Затем последовали рисунки американских индейцев, искусство Австралии, современные художники Индии, Франции, Германии, южноамериканское современное искусство и т. д. »11 После отъезда Н. К. Рериха в Индию, центром стал руководить его младший сын Святослав и, как отмечали многие, он блестяще претворял в жизнь начинания своего отца.

Идеи Рериха были настолько новы и значительны, что не многие сразу восприняли их. В самом начале лишь небольшая группа сподвижников, сплотившаяся вокруг него, смогла с полным энтузиазмом взяться за дело. Вскоре дело разрослось - в Школе объединенных искусств организованы факультеты живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, театра и балета, в программу которых вошли лекции, концерты и выставки учеников. Преподавателями стали известные представители американского искусства: музыканты Димс Тейлор, Феликс Салмонд, Эрнст Блох; балетмейстеры Михаил Мордкин и Михаил Фокин; художники Рокуэлл Кент, Клод Брэгдон, Джордж Беллоуз, Норман Бель Геддес, Говард Джайлс и др. «Институт постепенно вырос в общепризнанное просветительское учреждение, в котором действительно объединились все искусства. За несколько лет в занятиях приняли участие тысячи учеников, образовались кадры новых, молодых преподавателей, музыкантов, артистов, художников. Шла большая, интенсивная работа, и ее первые годы проходили под непосредственным руководством Рериха. Он вел беседы с учителями, учениками, читал лекции, образовывал новые классы, как-то: классы музыки и скульптуры для слепых, что в то время считалось немыслимо трудным. <...> Ученики воспитывались в духе приобщения к синтезу искусства во всех его проявлениях. В первое десятилетие существования Института объединенных искусств свыше ста пятидесяти специалистов преподавали в нем все виды искусства»12.

Позже Н. К. Рерих писал: «Жизнь подтвердила, что всякое объединение полезно. Подтвердила, что практично (не убоимся и этого слова) иметь под одной крышей разные отрасли искусства, имея общую библиотеку, общую канцелярию, общее художественное выступление, общее руководство и ближайший обмен между отдельными отраслями. Жизненно дать возможность учащимся пробовать свои силы в разных отраслях, пока они не остановятся на окончательном избрании. Жизненно, чтобы происходило общение музыкантов, живописцев, декораторов. Жизненно оказать преподавателю полное доверие, предоставив ему выявить в жизни свои методы. Результаты покажут, прав ли он, ибо, как и во всей жизни, мы должны судить по следствиям. Жизненно давать возможность учащимся как можно скорее пробовать свои силы в жизни, уча их мужеству и охраняя от вульгарности»13.

Во время пребывания в Америке Н. К. Рерих поддерживал связь с деятелями русской культуры - Г. В. Дерюжинским, Н. П. Кошиц, С. В. Рахманиновым, С. С. Прокофьевым, княгиней М. К. Тенишевой, Б. Д. Григорьевым, П. Н. Милюковым и др. Также он старался не терять нить с оставшимися в советской России - младшим братом Борисом Рерихом, семьей Митусовых, с некоторыми из бывших сотрудников Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, которой он руководил до 1917 года.

В Соединенных Штатах Николаю Рериху было предложено оформить несколько опер для чикагского театра Опера Компани. Сценическое осуществление получили только эскизы к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», показанной в 1922 году. Постановка имела такой успех у публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам художника ввели в моды текущего сезона.

В 1923 году, вместо помещения на 54-й улице, сотрудникам рериховских учреждений удалось купить здание на углу 103-й улицы и Риверсайд Драйв. Эта возможность появилась благодаря супружеской чете Нетти и Луису Хорш, которые увлеченные идеями Рерихов включились активно финансировать деятельность созданных учреждений. Новое здание имело три этажа, что позволяло строить более широкие планы развития на будущее. Было задумано организовать в нем Музей Николая Рериха, которому отдали один этаж здания. Школа объединенных искусств была преобразована в Мастер институт объединенных искусств (Master Institute of United Arts) при музее. Здесь же расположился и международный художественный центр «Corona Mundi». Основанием музея стали 315 картин художника, к которым вскоре присоединили еще 150 полотен, оставшихся после выставочного турне по Америке. Музей был зарегистрирован 17 ноября 1923 года, а для широкой публики открылся 24 марта 1924 года. В это время Н. К. Рерих уже находился вместе с семьей в Индии, поэтому открытие проходило без его участия. Целью поездки художника было снаряжение экспедиции в еще не исследованные области Центральной Азии. Все картины, созданные им в путешествии, длившемся более пяти лет, поступали от его имени в нью-йоркский музей. Всего их было написано около пятисот - это

серии «Его Страна», «Сикким», «Гималайский и Тибетский пути», «Знамена Востока», а также произведения с видами Ладака, Малого Тибета и Монголии.

Музей постепенно разрастался, пополнялся коллекциями; сотрудникам становилось понятно, что невозможно представлять творчество мастера в имеющемся здании в полной мере. Они задумывают грандиозный по размаху проект - строительство 24-х этажного небоскреба, посвященного творчеству художника. Проект был утвержден Рерихами. Трехэтажное здание на Риверсайд Драйв снесли и на этом участке возвели новое, названное Master Building - Дом Мастера или Дом Учителя. Строительство велось с 1925 по 1929 годы по проекту архитектурных фирм «Heimle, Corbett & Harrison», а также «Sugarman & Berger». Автором проекта выступил Харви В. Корбетт.

В основании Музея был установлен закладной камень. Церемония состоялась 24 марта 1929 года - в присутствии пятисот человек в угол небоскреба был торжественно заложен раджпутский железный ларец ручной ковки, инкрустированный золотом и серебром, со священными предметами, полученными от Рерихов из Центральной Азии.

Дом был выстроен в стиле ар-деко. Здание имело необычные особенности: его фасад выполнили из облицовочного кирпича, цвет которого менялся от темно-пурпурного снизу к светло-серому сверху. По замыслу автора это должно символизировать ощущение чего-то растущего ввысь. При его строительстве впервые в Нью-Йорке были применены угловые панорамные окна. Самая верхняя часть здания имела пирамидальную форму, хотя изначально предполагалось завершить дом буддийской ступой. Вместо этого, по настоянию Луиса Хорша, к 24 этажам были добавлены еще пять дополнительных.

Первые три этажа были предназначены под общественные учреждения: Музей Рериха, Мастер Институт объединенных искусств и Международный художественный центр «Corona Mundi», выше могли размещаться различные центры, общества, научные и культурные организации. Архитектор запланировал строительство аудитории на 300 мест для проведений лекций и концертов, которую предполагалось использовать и как театральный зал для оперных и драматических спектаклей, и как кинотеатр. Остальные этажи отдали под апартмент-отель.

Мастер Билдинг торжественно открыли 17 октября 1929 года в присутствии представителей Европы, Азии и Южной Америки и известных людей из мира науки и искусства. Были получены приветствия от президента США и лидеров других государств. К его открытию из Индии приехал Николай Рерих. Это событие совпало с 40-летием его художественной деятельности. К предстоящему юбилею знаменитый парижский гравер Генри Дропси изготовил медаль, которую в торжественной обстановке вручили Николаю Константиновичу.

Надо сказать, что в то время это был единственный в своем роде Музей, посвященный творчеству одного художника, где представлено около тысячи произве-

дений выдающегося мастера. Экспозиционный зал в здании являлся вестибюлем, через который проходили все жильцы, посетители ресторана и театрального зала, знакомясь, таким образом, с творчеством Н. К. Рериха.

Одно из помещений в здании отдали под Зал Востока (в нем хранились 333 тома священных тибетским писаний - Канджура и Танджура, присланных Рерихами из Центральной Азии), а также устроили часовню святого Сергия Радонежского с коллекцией русских икон.

Планировка дома была подчинена одной цели - приобщению его жильцов к американской и мировой культуре. Для всех проживающих в доме проходившие мероприятия и устраиваемые курсы организованы с правом бесплатного посещения. Большинство жилых помещений представляло собой студии и небольшие квартиры с низкой оплатой. Они предназначались для людей творческих профессий - музыкантов, художников, артистов, учителей и т. д. Им предоставлялись различные услуги. В будущем планировалось отдать несколько этажей здания под музеи, посвященные искусству американского, русского, латиноамериканского, индийского и других народов.

В первые годы существования были проведены выставки: «Художники Канады», «Акварели и графика польских художников», «Искусство Финляндии», «Искусство Мексики», «Тибетская танка», «Искусство Тибета», «Художники Японии», выставки отдельных американских и иностранных художников и др.; организованы серии концертов: «Композиторы Финляндии», «Песни и танцы Мексики», «Оперы Перголезе», «Баллады Англии, Шотландии и Ирландии», показы танцев Марты Грэхем, Михаила Фокина; прочитаны лекции: «Испанская архитектура», «Русские иконы», «Кашмир», «Мистицизм и готика», «Искусство, культура и обычаи Японии», «Проблемы современной женщины».

«Музей развил широкую деятельность, и имя его утвердилось в международном масштабе благодаря новаторству идей и искусства Рериха. Специальным актом, одобренным директорами, он был объявлен даром американскому народу на все времена - ежедневно открытый бесплатный музей»14.

При музее было создано «Общество друзей Музея Рериха», а для выпуска и распространения печатной продукции организовано издательство «Roerich Museum Press». Наряду с изданиями книг, Николай Рерих хотел, чтобы был налажен выпуск открыток по примеру издательства Общины Св. Евгении в России.

В начале 1930-х годов при музее возникла Всемирная Лига Культуры. В эти годы образованные Рерихом учреждения в Америке занимались продвижением идеи охранения культурных сокровищ во время войны и в мирное время, внеся на рассмотрение мирового сообщества договор, предложенный Николаем Константиновичем, названный «Пакт Рериха». Договор устанавливал особое знамя, которое должно развеваться над охраняемыми учреждениями культуры - музеями, библиотеками, университетами и т. д.

К сожалению многим начинаниям художника не суждено было воплотиться в жизнь и получить широкого развития. Из-за экономического кризиса 1930-х годов и возникших финансовых трудностей между президентом музея Л. Хоршем и банком, выдавшим ссуду на строительство, многие проекты были прекращены. А вскоре все здание полностью перешло в руки Хорша, который, по сути, предал Рерихов т. к. все финансовые бумаги находились в его руках, и он по поддельным документам получил право собственности на здание и на все художественные коллекции. Возникший раскол между сотрудниками не дал возможности грамотно бороться с этим захватом в суде. Сами Рерихи находились в это время в экспедиции в Азии. Из-за этого многие начинания Николая Константиновича в Америке были остановлены на много лет.

Н. К. Рерих писал: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство - для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата "священного источника". Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем»15.

Только в 1949 году, после Второй мировой войны, благодаря стараниям Зинаиды Григорьевны Фосдик, оставшиеся сотрудники в Америке смогли организовать новый музей. Промышленником и меценатом Балтазаром Боллингом было куплено здание на 107-й улице, по крупицам собраны картины мастера из частных коллекций, вновь открыта школа, в которой преподавали музыку и живопись. Дело было начато с малого так же, как много лет назад. Семена, посеянные Н. К. Рерихом в 1920-х годах, продолжали жить и пробивать себе дорогу. В наше время Музей Николая Рериха в Нью-Йорке открыт для посещения. В нем собрано около 200 картин художника и около 50 картин его младшего сына Святослава. Посетители могут приобрести выпущенную литературу; создан и работает сайт музея.

Когда Н. К. Рериха попросили дать девизы созданных им учреждений, он написал: «Для Международного художественного центра было указано, что реальная победительница в жизни - Красота. И единственная прочная ценность заключена в произведениях искусства, тогда как денежные знаки превращаются в хлам. Любовь, Красота и Действие!», а смысл цитаты для Мастер Института объединенных искусств заключен в том, что «красота должна сойти с подмостков сцены и проникнуть во всю жизнь и должна зажечь молодые сердца священным огнем»16. Будем надеяться, что священный огонь, зажженный Николаем Константиновичем Рерихом

в Америке, будет продолжать светить в пути многим людям в разных странах и на разных континентах, неся в жизнь высокие идеалы, завещанные художником.

Примечания

1 Статья опубликована на сайте «Адамант». URL: http: // lomonosov. org (дата обращения: 25. 11. 2014).

2 Н. К. Рерих, 1917-1919: материалы к биогр. СПб.: Коста, 2008.

3 Н. К. Рерих, 1919-1920: материалы к биогр. СПб.: Коста, 2011. С. 208, 165.

4 Новое русское слово. Нью-Йорк, 1920. Дек.

5 Фосдик З. Г. Мои Учителя: встречи с Рерихами. М.: Сфера, 1998.

6 Беликов П. Ф., Князева В. П. Рерих. М.: Мол. гвардия, 1972. С. 149.

7 Новое русское слово. Нью-Йорк, 1922.

8 Рерих Н. К. Держава Света. М.: Сфера, 1999. С. 61.

9 Рерих Н. К. Пути Благословения. Рига: Угунс, 1992. С. 15.

10 Фосдик З. Г. Указ. соч. С. 672.

11 Там же.

12 Там же. С. 671.

13 Рерих Н. К. Держава Света. С. 62.

14 Фосдик З. Г. Указ. соч. С. 677.

15 Рерих Н. К. Пути Благословения. С. 147.

16 Там же. С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.