В.Е.ОСИПОВ
ПО ПЛОДАМ ИХ УШЛЕТЕ их...
_ . . в статье производится сопоставление сведений из биографий ни-
имскии государственный колдя к0нстднтин0вича рериха и его идейных оппонентов.
техническим университет
"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам удк 17 : 929 в овечьвй одежде, а внутри суть волки хищные:
По плодам их узнаете их...
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые".
(Матф. 7: 15-17)
Введение
Культура участвует в формировании среды, в которой мы живем. Поэтому дискуссии в области культуры могут оказаться не только полемикой эстетов Последствия этого процесса могут приобрести государственное значение. А значит, в кратчайший срок они могут коснуться каждого,
В числе тех, кто встал на защиту культуры - Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха и сотрудничающие с ним Рериховские организации. Они выражают обеспокоенность тем, что «Происходит замалчивание и умаление заслуг великих деятелей мировой культуры, навязывание низменных стереотипов мышления и восприятия во всех сферах жизни. Трудно назвать имена наших великих соотечественников, которые за последние годы не были бы опорочены. Подобной участи не избежали Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, И. И. Ильин, В. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Н. Н. Вавилов и другие светочи культуры. Ярким примером такой тенденции является отношение к имени и наследию семьи Рерихов. На почве неосведомленности большей части общества целенаправленно создается вымышленный негативный образ Н. К Рериха - всемирно известного миротворца и защитника культуры.» [22 ]
Действительно, в последнее время появляются публикации, где содержатся «факты», якобы обнаруживающие негативный моральный облик Николая Константиновича Рериха.
Но как разобраться в противоречивой информации смущенному читателю? Кому верить?
Проблематичность задачи состоит в том, что архивные материалы, на которые ссылаются авторы указанных выше публикаций, для подавляющего большинства читателей практически недоступны.
В связи с этим автор настоящей статьи предлагает действовать косвенным методом, руководствуясь эпиграфом. То есть ход рассуждений может быть, например, следующим.
1. За штрихами широко известных фактов из жизни Н. К. Рериха увидеть его этический портрет.
2. Определить, вписываются ли в этот портрет (т. е. могли ли иметь место) «факты», о которых сообщают критики Рериха.
3. По аналогии с п.1 и учитывая п. 2, дать оценку критикам Рериха. Сделать последующие выводы.
Но главный вопрос, здесь явно не обсуждаемый, видится не в личностях, а в идеях, которым они привержены.
Краткие сведения о Н. К. Рерихе
Николай Константинович Рерих-художник, философ, писатель, ученый, организатор и руководитель, общественный деятель. Когда мы будем вести речь о каждой из этих областей в отдельности, нужно понимать их взаимное обогащение. Так, на произведениях изобразительного искусства отмечают печать философа и археолога, а административные решения сообразуются с понятиями ученого, художника и гражданина.
Начало пути.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в семье нотариуса Константина Федоровича Рериха. Духовным наставником семьи был протоиерей Иоанн
Кронштадтский. Он бывал у Рерихов дома и заботился о здоровье Николая Константиновича в детстве, неоднократно - в школьные годы. Одно из последних свиданий с о. Иоанном Кронштадтским было уже в Академии художеств, когда после литургии пастырь проходил залами академического музея. Великий Прозорливец, увидев Николая Константиновича в толпе, благословил на расстоянии и через головы властно приказал: "Не болей! Придется для Родины много потрудиться". [См.: 3, с. 8; 4, с. 67-68; 12.]
В1883 году Рерих успешно выдержал экзамен в одну из лучших частных гимназий Петербурга - гимназию фон Мая. В 1893 году, окончив гимназию, юноша поступает сразу в два высших учебных заведения: в Академию художеств и, по настоянию отца, на юридический факультет Петербургского университета. Отметим, что на историческом факультете Рериха видели чаще, чем на юридическом, но положенные экзамены сдавались на последнем. [См.: 13, с. 3; 3, с. 13.]
1897 год-окончание Академии. Дипломной работой была картина "Гонец. Восстал род на род". За нее Рериху присваивают звание художника; полотно прямо с выставки приобретает для своей галереи Третьяков. [См.: 3, с. 31; 14.]
В этом же году происходит знаменательное событие: встреча Николая Константиновича и Л. Н. Толстого. Стасов горячо приветствовал молодого художника, окончившего Академию, и сказал: "Непременно вы должны побывать у Толстого... пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники..." Николай Константинович очень тревожился за предстоящую встречу, ведь говорили, что при новых знакомствах случалось иногда, что Лев Николаевич пристально и долго смотрел человеку в глаза, а затем, не сказав ему ни слова, отходил и больше уже не замечал его. Но беспокойства оказались напрасными. Обращаясь к автору "Гонца", Лев Николаевич неожиданно проговорил: "Случалось ли вам на лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в обпасти нравственных требований надо рулить всегда выше -жизнь снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!". [См.: 3, с. 31-33.]
После окончания академии у Николая Константиновича бывали Куинджи, Серов, Врубель, Стасов, Дягилев, Блок, Гумилев, Щуко, Бехтерев, Владимир Соловьев, Сергей Маковский, Эрнст, Сергей Глаголь, Андреев. Редкий день проходил без встреч, бесед... [См.: 3, с. 75.]
1898 год - защита диплома в университете.
1900-1901 годы, Париж-учеба в мастерской известного
французского художника Фернана Кормона [13, с. 4].
Ноябрь 1901 года - венчание Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Шапошниковой в церкви Святой Великомученицы Екатерины1 при Академии художеств.
Рерих - художник.
Весной 1899 года на выставке Академии художеств экспонируется работа "Сходятся старцы". В. Суриков и В. Васнецов поздравили Рериха с успехом. В. Верещагин назвал "Сходятся старцы" "единственной вещью" на выставке. Весной 1900 - картина экспонировалась в Париже на Всемирной выставке. [См: 3, с. 39; 42.]
В 1903 и 1904 годах Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи совершают археологические поездки более чем по сорока русским городам. В последующие годы художник часто бывал на Смоленщине, на Валдае, в окрестностях Новгорода, в Прибалтике, в Карелии и Финляндии. В поездках 1903-1904 годов Николаем Константиновичем была создана большая серия (около 90) архитектурных этюдов, которую правительство решило приобрести для Русского музея. В их числе: "Ростов Великий", "Печерский монастырь", "Смоленские башни", "Городская стена в Изборске", "Воскресный монастырь в Угличе". Елена Ивановна фотографировала храмы, городские стены, росписи, и ее фотографии высоко ценились в художественном мире. [См.: 3, с. 52-53; 15 ]
Весна 1905 года - выставка молодого художника в Праге [см.: 3, с. 57-58]. "С 1906 по 1914 год Николай Константинович постоянно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон знакомятся с творчеством Рериха. Его картины приобретают Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи. В1909 году Николая Константиновича избирают академиком Российской академии художеств и членом Реймсской академии во Франции." [3, с. 69.]
1906-1914 гг. Рерих занимается тетрально-декоративной живописью и создает декорации: к вагнеровской "Валькирии", к "Князю Игорю" Бородина, к "Псковитянке" и 1 Снегурочке" Римского-Корсакова, к драме Ибсена "Пер Понт", к пьесам Метерлинка "Принцесса Малэн" и "Сестра Беатриса"; декорации и либретто к "Весне Священной" Стравинского. В1921 году в журнале "Kunst und Dekoration" В Риттер оценил декорации Рериха к сценическим музыкальным, произведениям Вагнера как лучшие в мировом искусстве. Работы к метерлинковской серии были высоко оценены самим Метерлинком. [См.: 3, с. 63-66 ]
Ноябрь 1918 года - выставка в Стокгольме. Большой успех. Многие картины проданы в музеи и в частные коллекции. [См.: 3, с. 114.]
Декабрь 1920 года, Нью-Йорк. Открытие выставки. В течение 3-х лет выставка обходит 28 городов, в т. ч. Чикаго, Бостон, Буффало, Филадельфию, Сан-Франциско. [См.: 3, с. 120.]
Н К Рерих написал более 7000 картин. Кроме того -фрески, выполнял мозаики, автолитографии, представлял на благословение Иерархов Церкви эскизы стенописи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, иконостас Пермского монастыря. [См.: 2, с. 12,14; 4, с. 6869; 13, с. 5.]
В силу малого объема журнальной статьи мы не приводим слов восхищения современников Рериха его изобразительным искусством.
Рерих - руководитель и организатор. С 1901 годаН. К. Рерих работает в должности секретаря Общества поощрения художеств, в ведении которого находилось обширное хозяйство, а с 1906 года - директором школы Общества поощрения художеств - самого большого среднего учебного художественного заведения России. Под руководством Рериха в течение нескольких лет школа преобразилась до неузнаваемости и вышла на уровень "второй академии художеств". [См.: 1, с. 23; 3, с. 44,45,58 ] "В 1900-1910 гг. Рерих-один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а также многих других организаций" [1, с. 23].
В 1910 году Рериха избирают председателем петербургского выставочного объединения "Мир искусства", а в 1915 году - председателем Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов. 1917 год- участие в Комиссии по делам искусств под председательством М. Горького. [См.; 3, с. 95,100,104.] В 1921-1922 годах Н. К. Рерих создает в США: Институт объединенных искусств, объединение художников "Cor
Ardens" ("Пылающее сердце") и Международный культурный центр "Corona Mundi" ("Венец мира"). 17 ноября 1923 года уже после отъезда художника из США его друзьями и сторонниками был открыт в Нью-Йорке музей имени Рериха, куда Николай Константинович передал свыше 300 своих произведений. В начале 30-х годов была создана Всемирная лига культуры, которая предусматривала работу по распространению идей мира и по охране культурных ценностей. [См.: 1, с. 23; 3, с. 121-122,125.]
В 1931 г. в Индии Рерихом создается Международный институт гималайских исследований "Урусвати" [см.: 1, с. 23].
"В 1942 г. по инициативе Рериха в Нью-Йорке создается Американо-русская культурная ассоциация, где он избирается почетным президентом" [1, с. 23].
Рерих-ученый.
В 1902 году в ходе археологических изысканий Рерихом были найдены предметы, относящиеся к неолитическому периоду. Находки произвели сенсацию в России и Западной Европе. Много поселений каменного века было исследовано Рерихом на северо-западной территории России. Археологические находки положили начало замечательной коллекции художника, впоследствии дополненной экспонатами из Скандинавии, Франции, Швейцарии. Собрание насчитывало свыше ста тысяч предметов каменного века. [См.: 1, с. 23; 3, с. 55.]
Перед самой войной Рерих предпринимает шаги по организации научно-художественной экспедиции в Азию: в 1913 году встречается в Париже с русским востоковедом В. В. Голубевым и обсуждает с ним планы совместной работы по исследованию восточных стран [см.: 3, с. 101-102].
Летом 1921 года Николай Константинович знакомится с бытом американских индейцев в Аризоне и исследует пещерные жилища в Санта-Фе. Статьи об этих исследованиях появляются в археологических изданиях. [См.: 3, с. 123.]
"В 1924-1928 гг. Рерих предпринимает научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет и Монголию, а в 1934-1935 гг. - по Манчжурии и Китаю" [1, с. 23]. Николай Константинович, Елена Ивановна и их сын Юрий примерно за три года прошли расстояние в 25 тысяч километров. Несмотря порой на труднейшие условия, научные работы не прерывались ни на один день. [См.: 3, с. 146,150 ] (О Елене Ивановне и сыновьях Юрии Николаевиче и Святославе Николаевиче мы, за малым объемом статьи, лишь упоминаем, хотя о каждом из них можно написать не один том. Подчеркнем лишь, что они были ближайшими сотрудниками Николая Константиновича.)
Некоторые результаты экспедиции.
Впервые были отмечены на картах и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты, сделаны описания народных обычаев, собраны богатейшие лингвистические материалы, собрана ценная коллекция образцов тибетской живописи. Обширные научные материалы, собранные Рерихами, требовали систематизации и обработки. Археологические, геологические, ботанические и прочие находки насчитывались тысячами. Сотни эскизов и зарисовок сделаны в пути. У Николая Константиновича возникает мысль о создании специального научно-исследовательского центра. [См.: 3, с. 128, 152-153; 2, с. 13 ] Этим центром и стал институт "Урусвати".
В 1931-1940 годы Николай Константинович занимается научно-исследовательской работой в институте "Урусвати" [см.: 3, с. 198].
Рерих - писатель, философ.
Насчитывают 27 томов литературных произведений Рериха, не считая бесчисленных очерков и статей [см.: 8, с. 70]. Среди книг можно назвать: "Нерушимое", "Алтай -Гималаи", "Держава Света", "Твердыня Пламенная", "Сердце Азии", "Пути благословения", "Врата в Будущее",
"Гималаи - Обитель Света", "Сказки". Опубликовано несколько томов эпистолярного наследия.
Рерих - общественный деятель.
Еще в русско-японскую войну (1904-1905) у Рериха возникла мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительных учреждений и памятников культуры. В 1914-1915 годы Николай Константинович обращается с этим к широкой общественности, к верховному командованию русской армии, правительствам Франции и США, к Николаю И, но дело так и не продвинулось. [См.: 3, с 100; 7, с. 10.] В последствии этот договор под именем Пакт Рериха приняли США и 20 стран Латинской Америки (1935 г.) , одобрен правительством Индии (1948). В1954-принята Гаагская конвенция. В основу договора, подписанного всеми ведущими странами, вошел Пакт Рериха. [См.: 2,13-14; 7. с. 14,16.] ] С начала Первой мировой войны Рерих принимает активное участие в работе Красного Креста.[см.: 3, с. 100].
Вторая мировая война. Сразу после начала военных действий на русском фронте Юрий Николаевич и Святослав Николаевич трижды обращались в советское посольство в Великобритании с просьбой зачислить их в ряды Красной Армии В Индии было проведено несколько выставок картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича с продажей картин; большая часть сбора направлялась в пользу советского Красного Креста и на военные нужды Красной Армии, [См.: 3, с. 188.]
В 1942 году, в разгар напряженных боев, Николай Константинович принимал у себя (в долине Кулу) Джавахарлала Неру и его дочь Индиру. Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации. [См.: 3, с. 188.]
Знаки признания.
Итак, назовем лишь некоторые организации и ученые звания Н. К. Рериха, чтобы дать представление о его компетентности и сфере деятельности:
1 Действительный член Российской Академии художеств,
2. Действительный член Югославской Академии наук и художеств (Загреб),
3. Действительный член Португальской Академии j (Коимбра),
4 Действительный член Реймсской академии (Франция),
5. Действительный член Академии Международного Института науки и литературы (Болонья, Италия),
6. Почетный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина),
7. Вице-президент Общества Марка Твена (США),
8. Почетный член Просветительского общества Бенареса (Индия),
9. Почетный член Общества Мориа (Франция),
10. Член Красного Креста (Франция),
11. Член Общества по изучению древностей (Франция),
12 Пожизненный член Федерации французских художников (Париж),
13 Член Осеннего Салона (Париж),
14. Пожизненный член Общества антикваров (Париж),
15. Почетный член раскольников (Вена),
16. Почетный президент Международного Союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге), а также более восьмидесяти культурно-просветительских и философских обществ имени Рериха во всем мире,
17. Почетный проректор Исторического общества при Академии (Париж).
18 Член-учредитель Этнографического общества (Париж),
19 Почетный президент Общества за культурный прогресс Фламма" (штат Индиана, США),
20. Почетный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
21. Почетный член Института им. СубхасЧандра Боше (Калькутта),
22 Пожизненный член Королевского Азиатского Общества в Бенгалии (Калькутта),
23. Пожизненный член Общества "Искусство Востока" (Калькутта),
24. Почетный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния),
25. Почетный член Русского Музея истории и культуры в Праге,
26. Почетный член Общества Люзас (Париж),
27. Почетный член Лиги в защиту Искусства (Париж),
28. Протектор Культурного общества (Амритсара, Индия),
29. Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж),
30. Почетный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США),
31. Почетный член Общества Браурведа (Ява),
32. Почетный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния),
33. Почетный президент Центра искусства и культуры (Аллахабад, Индия),
34. Президент Лиги Культуры (США),
35. Почетный президент Американско-Русской Культурной Ассоциации в Нью-Йорке (США),
36. Вице-президент Американского Института Археологии (США) и многих других организаций и обществ [см.: 5, с. 71-73; 1, с. 23-24].
"В знак Признания многогранной деятельности Рериха, в разные годы он был награжден русскими орденами Святого Станислава III степени, Святой Анны и Святого Владимира; югославским орденом Святого Саввы I степени, высшей наградой Франции - орденом Почетного Легиона и Королевским шведским орденом Полярной Звезды I степени" [1, с. 23].
"...Вопреки намекам некоторых современников Рерих к чинам и наградам особой слабости не питал, хотя и не гнушался ими, когда это было полезно для руководимого им дела" [3, с. 93]. Так, известно, что Рерих был противником практиковавшегося в то время награждения художников выставочными медалями и призами и отказался от золотых медалей на Международной выставке 1908 г. в Милане и на Брюссельской выставке [см.: 3, с. 93]. Незадолго до войны 1914 года Рериху было присвоено звание действительного статского советника. Однако "принцесса Ольденбургская, мечтая иметь в покровительствуемой ею школе именитого директора, готовилась представить Рериха к званию камергера его императорского величества. Узнав об этом, Николай Константинович решительно запротестовал, заявив, что до конца своих дней намерен подписывать свои картины как "художник Рерих", а не как "камергер Рерих". На этом "придворная карьера" Николая Константиновича, не успев начаться, оборвалась" [3, с. 93].
На масштаб личности указывает тот факт, что только до 1965 года о Рерихе вышло более дюжины значительных монографий [см. 2, с. 14].
Перечислим некоторых современных деятелей, выразивших позитивную оценку деятельности Рерихов прямо либо косвенно (участием в мероприятиях, проводимых под эгидой либо с участием Международного Центра Рерихов, вице-президентом которого является академик РАЕН Л. В. Шапошникова): академик РАО Ш. А. Амонашвили; академик РАЕН Л. С. Болотова; Чрезвычайный и Полномочный посол России, специальный представитель Генерального Секретаря ООН Ю. М. Воронцов; Президент СССР М. С. Горбачев и его супруга Р М. Горбачева; профессор С. П. Капица; академик Д. С. Лихачев; министр правительства Москвы К. Б. Норкин; академик Б. В. Раушенбах, академик Г. А. Рудов; член-корр. HAH KP Брудный А. А.; посол России в Латвии Александр Удальцов, академик РАО Д. И. Фельдштейн; академик РАЕН Г. Н. Фурсей; академик А. Л. Яншин; 39 космонавтов и астронавтов, в т. ч.: А. Н. Баландин, А. Н.
Березовой , Г. М. Гречко [см.: 9¡ с. 38, 64; 10, с. 28,45, 9495,97,123:11].
И в завершение раздела напомним о том, что думают о Рерихах первые лица нашего государства.
М. С. Горбачев считает семью Рерихов духовной опорой многих людей [см.: 9, с. 38].
Во время визита В. В. Путина в Индию в октябре 2000 г., на вопрос о том, какие у него возникают ассоциации с Индией, Президент сказал: "Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного в России и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее духовной близости наших народов" [21]. Выступая в парламенте Индии 4 октября 2000 г. и вспоминая имена "корифеев наших культур", В. В. Путин особенно отметил "вклад художника и всей семьи Рерихов в сближение наших народов" [там же].
Сведения об оппонентах
Как уже говорилось выше, в настоящей статье речь идет не о научных оппонентах Н. К. Рериха, а о тех, кто прямо или косвенно обвиняет его в нарушении этических норм, а именно: об Олеге Шишкине, Александре Сенкевиче, Антоне Первушине и Андрее Кураеве (далее - оппоненты).
Александр Сенкевич. Доктор филологических наук, писатель. В 1994 году - первый вице-президент Международного общества культурных связей с Индией. [См.: 16,17.] Автор книг: "Древняя и молодая: (Проблемы и образы современ. инд. лит.)", "Общество. Культура. Поэзия: (Поэзия хинди периода независимости)", "Показания свидетелей защиты: (Из истории рус. политич. подполья 60-х гг.:)", "Хариванш Рай Баччан".
"Олег Шишкин родился в 1963 году в Москве. В 1984 году окончил Театральное училище им Б. В. Щукина. Работал на киностудии "Мосфильм", в газете "Сегодня", на радиостанции "Эхо Москвы", на Диск-канале ЦТ (сценарист программы "Дрема"). Печатался в журналах "Огонек", "Итоги", "Воин", в газетах "Совершенно секретно" и Оракул". Автор более пятисот статей, посвященных современному искусству, фотографии, буддизму, ранней истории советской разведки и советским тайным обществам" [6]
Андрей Кураев окончил философский факультет МГУ, специализировался на кафедре научного атеизма. Сейчас - религиовед, профессор богословия. [См.: 9, с. 8,16.] Автор книг: "Если Бог есть Любовь...", "Об отлучении Рерихов от церкви", "Протестантам о Православии", "Сатанизм для интеллигенции"
Антон Первушин родился в 1970 году. Окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет (Политех). Автор романов: "Операция Герострат", "Война по понедельникам", "Собиратели осколков", "Оккультные тайны НКВД и СС". Номинировался на премии "Интерпресскон". "Старт". [См.: 18.] Замечания
1 Н. К. Рерих приобрел европейскую известность как ученый и художник, получил звание академика Российской академии художеств и стал членом Реймсской академии во Франции, когда ему было 35.
2 Чтобы не потонуть в 16-миллионном море российских выпускников высшей школы и не затеряться среди 9,5 тысяч членов Союза писателей бывшего СССР, нужно либо представлять из себя самостоятельную фигуру, либо оказаться в. контексте великого человека (например, посредством его критики).
3 В этом пункте мы отступаем от указанной выше методологии и сообщаем информацию для тех, кто желает исследовать работы pro et contra.
Библиография оппонентов преведена выше.
Среди библиографии, касающейся защиты имени Рерихов, можно выделить [9, с. 13], где упоминаются характерные подробности проверки содержания архивных
документов на гтредмет достоверности ссылок, сделанных О. Шишкиным в своей книге "Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж" и приведен результат проверки: "подавляющее большинство ссылок на исторические архивные документы О. Шишкиным сфальсифицированы".
Особое внимание нужно обратить на богатый содержанием и более доступный для читателя двухтомник [20]. В нем приведен ряд статей и копии интересных документов, посвященных полемике вокруг имени Рерихов.
Если же читатель желает составить свобственное мнение, то он может взять работы Рерихов, источник [6] и убедиться, что в последнем: а) ссылка может быть ложной (например: с. 272, сноска 2; с. 287, сн. 2); б) верная цитата трактуется превратно (напр.: с. 163, сн. 1; с. 188, сн. 1); в) обвинения делаются и без ссылки (напр.: с. 117, 211); г) авторский текст содержит подробности внешних событий и психологических состояний, доступные только очевидцам (напр.: с. 30,117), к тому же, читающим чужие мысли (с. 188). Впрочем, наша наивная скрупулезность может только рассмешить автора, ведь жанр книги - "документальная повесть" [6, с. 3], что допускает вымысел.
Писатель Александр Сенкевич в своей статье [17] пользуется аргументацией типа: а) слухи; б) "Не исключено, что..."; в) ссылка на О. Шишкина; г) "по моим данным"; д) вообще без каких-либо ссылок.
Разбор последней из названных книгА. Кураева можно найти также в работе [19].
Заключение
Положим, что течение жизни и ее результаты в немалой степени определяются идеями, проводимыми человеком. Тогда сравнивая почву, древо и плоды жизни семьи Рерихов и оппонентов, можно составить собственные оценочные суждения о качестве соответствующих идей. Это также предлагается сделать читателю, приняв во внимание, например, изложенные выше биографические сведения.
Таким образом, читатель может сам сделать выводы и ответить на вопросы, обозначенные во введении к настоящей статье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. К. Рерих II Мир через культуру: Сборник. - М: Советский писатель, 1990.-336 с.
2. Рерих С. Н. Николай Рерих-художник и провидец// Держава Рериха. - М.: Международный Центр Рерихов, 1992.-64 с.
3. Беликов П. Ф., Князева В. П. Николай Константинович Рерих. - Самара: АГНИ, 1996. - 200 с.
4. Рерих Н. К. Светочи // Рерих Н. К. Душа народов. - М.: Международный Центр Рерихов, 1995. -104 с.
5. Рерих С. Н. Щедрый синтез. Перевод К. Молчановой / / Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному. - М., Международный Центр Рерихов, 1993. -120 с.
6. Шишкин О. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-400 с.
7. Богуславский М. М. Пакт Рериха // Мир через культуру: Сборник. - М: Советский писатель, 1990. - 336 с.
8. Рерих С. Н. Художник и провидец // Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному. - М., Международный Центр Рерихов, 1993.-120 с.
9. Новая эпоха (журнал). -2000. - №1/24.
10. Новая эпоха (журнал). 2000,- №2 /25.
11. Л. Шапошникова. Почему пустует Музей Николая Рериха // Культура- 2000.-№2 (18-24 января).
12. Не болей! //Рерих Николай. Листы дневника: Т. З.-М.: Международный Центр Рерихов, 1996. - С. 242.
13. А. Алехин. Предисловие // Держава Рериха. - М.: Международный Центр Рерихов, 1992. -64 с.
14. Сергей Маковский. Н. К. Рерих//Держава Рериха. -М.: Международный Центр Рерихов, 1992. - С. 21.
15. 3. Г Фосдик. Елена Ивановна Рерих // Мир через Культуру: Сборник. -М: Советский писатель, 1990. - С: ,100-101.
16. Сенкевич А. Н. Показания свидетелей защиты (из истории русского политического подполья 60-х годов). -М.: Знание, 1992.-64с.
17 Александр Сенкевич. Тайна семьи Рерихов // Аргументы и факты, № 45 (ноябрь), 1994.
18. Первушин А. Оккультные тайны НКВД и СС. - СПб.: Издательский дом "Нева", М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.-416 с.
19. №р://64 177.6. Ш/ар/МКАКОДР
20 Защитим имя и наследие Рерихов: В 2-х томах. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001.
Е. Ю. КРИВОШЕИНА
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
УДК 316.64
В научных кругах уже более десяти лет обсуждаются вопросы формирования новой российской идеологии. Главный вопрос полемики и споров - является ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства Между тем, научная разработка данного вопроса затруднена ввиду отсутствия общепринятого категориального аппарата, четкого определения понятий, многозначности самого термина "идеология".
В энциклопедии "Федерализм" (2000г.) идеология признается одним из наименее определенных понятий современной политологии. Т.Парсонс в работе "О структуре социального действия" понимал под идеологией систему ценностей того или иного сообщества1. К.Мангейм в работе "Идеология и утопия" рассматривал идеологию в качестве ориентированного в прошлое проявления консервативного мировоззрения2. В марксистском обществоведении под идеологией понималась совокупность общественных идей, теорий и взглядов, отражающих и оценивающих действительность с точки зрения определенных классов. В таком аспекте рассматривались идеологии буржуазии, пролетариата, проблемы идеологической борьбы. И современные исследователи часто акцентируют внимание на классовых, групповых основах идеологии3.
Однако в последние годы с актуализацией проблем гражданского самосознания и единения российского общества идеология приобретает значение не только идейной опоры отдельных социальных групп, но и важнейшего атрибута, средства бытия всего общества, объединяющего его в борьбе за самосохранение и независимое социально-экономическое и политическое развитие.
Все больше ученых глубинные истоки кризиса российских экономических реформ усматривают в мировоззренческой культурной и социальной разобщенности народа, потере гражданского самосознания, патриотизма и гордости за свою Родину. Причиной этому послужила резкая смена социальной парадигмы на рубеже восьмидесятых-девяностых годов XX века, экспансия экономической цивилизации к которой общество оказалось неготовым. В то время как М. Вебер и другие западные социологи и экономисты давно доказали, что социально-экономическая жизнь народа зависит от его культурных и ценностных
21. Открытое письмо Президенту России В. В. Путину/ Совет Рериховских организаций II Содружество, (спецвыпуск газеты Международного Совета Рериховских организаций). - № 1, июль, 2001 г.
22. Обращение к общественности участников Межрегиональной встречи Рериховских организаций // Содружество. -2001 .-№2, октябрь.
ОСИПОВ Вадим Евгеньевич, ассистент кафедры "Конструирование и производство радиоаппаратуры"
основ, экономические изменения должны следовать за духовными, но не предшествовать им, российские реформаторы, "заразившись идеей либерализма", решили в одночасье превратить Россию в процветающую европейскую страну. Решительно отвергнув ценности прежнего образа жизни, традиционные мировоззренческие стереотипы, провозгласив свободу политических и идеологических взглядов, свободу совести, новые либералы жестоко наказали свой народ этой самой свободой.
Общество, которое в течение семидесяти лет воспитывалось в рамках одной официальной идеологии и определенной картины мира, растерялось перед изобилием и разнообразием новых идей, оказалось неспособным к их трезвой критической оценке. Освобождающееся от прежних ценностных и моральных стереотипов общественное сознание стало безразборно впитывать как губка все те нормы и принципы, уклад жизни, которые потоком хлынули из-за рубежа. Идеологические основы образовавшихся многочисленных политических, общественных, религиозных движений, новых отечественных и иностранных СМИ оказались далекими от высоких духовных принципов. Ценности человеческой жизни, законопослушания, традиционные моральные нормы утратили свое значение. В обществе стал утверждаться культ силы и "романтически окрашенный" образ криминального авторитета.
В таких условиях общество поразил духовный вакуум. Произошел "кризис оценок", который объяснил еще в сороковых годах XX века К.Мангейм в своей работе "Диагноз нашего времени". Нейтрализация влияния ценностей на сознание людей привела к дерегуляции всей общественной жизни, кризису социальной идентичности. Неопределенность характера новых взаимоотношений в социуме, противоречия в сфере общественной морали и в системе принципов общежития, в понимании того, к какой социальной общности себя относить - все это повлекло глубокое расслоение общества. Разные социальные субъекты стали пребывать как бы в разных социальных порядках, жить по принципиально различающимся нормам и допускам.
Сегодня уже никто не отрицает той истины, что важнейшим ресурсом, капиталом, имеющим вполне реальную экономическую оценку, является здоровое общество, духовно сплоченное, сознающее свои задачи и цели. Поэто-
ИДЕОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В РОССИИ
АНАЛИЗИРУЕТСЯ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ, В ТОМ ЧИСЛЕ СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ИДЕОЛОГИИ. ДОКАЗЫВАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ. РАЗРЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА, СВЯЗАННАЯ С КОНСТИТУЦИОННЫМ ЗАПРЕТОМ НА ПРИЗНАНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ИДЕОЛОГИИ В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ.