Научная статья на тему 'Учитель и ученый (к юбилею В. Г. Горецкого)'

Учитель и ученый (к юбилею В. Г. Горецкого) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель и ученый (к юбилею В. Г. Горецкого)»

_РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ_

Учитель и ученый (к юбилею В. Г. Горецкого)

_REVIEWS, REPORTS_

The teacher and the scientist (to V. G. Goretsky's anniversary)

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, шеф-редактор всероссийского научно-методического журнала «Начальная школа», главный научный сотрудник Центра общего среднего образования Федерального института развития образования Всеслав Гаврилович Горецкий - известный ученый-педагог, филолог, специалист по обучению грамоте, методике преподавания русского языка и литературного чтения. Главные научные открытия В. Г. Горецкого отражены в его фундаментальных работах - известных монографиях «От «Азбуки» Ивана Федорова до современного букваря» (1974), в «Азбуке» и «Новой Азбуке Л. Н. Толстого» (1978). Его научные идеи реализованы в учебниках и учебных пособиях для начальной школы. Созданные В. Г. Горецким программы по литературному чтению, учебники и учебно-методические комплекты («Букварь», «Азбука», «Русская азбука», «Родная речь», «Наше русское слово», «Русский язык») широко использовались всеми учителями России. За годы своего существования «Букварь» и «Русская азбука», созданные авторским коллективом, возглавляемым Всеславом Гавриловичем, «стали не только наиболее популярными учебниками, по которым учились грамоте миллионы детей, но и классикой русской букваристики, подлинным национальным достоянием» [1].

5 июля 2019 г. В. Г. Горецкому исполнилось бы 95 лет. В 2019 г. мы отмечаем еще и 10 лет со дня его смерти. Памятник в виде книги на могиле Всеслава Гавриловича является символом самых главных его достижений.

В. Г. Горецкий, ученый с мировым именем, хорошо знал нужды учителя-практика, так как сам начинал педагогическую карьеру учителем в сельской школе. Работа, организованная, систе-

матическая, упорядоченная, целеустремленная, творческая, вдохновленная увлечением, взлетом, составляла смысл всей его жизни. «Сладкой каторгой» он называл педагогический водоворот, в котором закружила его судьба. «...Конференции в районе, переезд, работа в школе, нервы, тетради, неудачи на педагогическом пути и редкие успехи.», - так писал Всеслав Гаврилович о начале своего профессионального пути [6]. Став авторитетным ученым, Горецкий продолжал быть учителем, сплачивал вокруг себя единомышленников, убеждал и воспитывал молодых ученых. Это помогло ему создать известную в нашей стране и за ее пределами научную школу, идеи которой реализованы в массовой практике России. Преподаватели кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, считающие себя представителями этой научной школы, преданно чтут память своего учителя, применяют и развивают его научные идеи.

Дружба Всеслава Гавриловича с ярославской землей зародилась на рубеже 80-90-х гг. прошлого века. Сначала он приезжал в Ярославль, чтобы поучаствовать в обсуждении насущных вопросов обучения младших школьников. В 1992 г. Все-слав Гаврилович принял предложение войти в состав кафедры методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. В течение последующих пятнадцати лет в должности профессора кафедры он читал спецкурсы, руководил научно-исследовательской работой преподавателей и студентов.

Благодаря тому, что Всеслав Гаврилович занял должность профессора кафедры методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе, при кафедре была открыта аспиран-

© Макеева С. Г., Мартынова Е. Н., 2019

Учитель и ученый (к юбилею В. Г. Горецкого)

225

тура по специальности «130002 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)». Под его научным руководством было защищено несколько диссертаций. Всеслав Гаврилович всячески содействовал опубликованию результатов научных исследований в журнале «Начальная школа». Признательность за это была выражена ректором Ярославского педагогического университета В. В. Афанасьевым в поздравлении Все-славу Гавриловичу с 75-летием журнала: «Гордимся тем, что на страницах Вашего журнала постоянно публикуются статьи, посвященные нашему университету и ярославскому учительству». В связи с 80-летием Всеславу Гавриловичу была торжественно вручена Почетная грамота Ярославского педагогического университета.

В последние годы на кафедре теории и методики преподавания филологических дисциплин стала складываться традиция регулярного проведения научных студенческих конференций памяти В. Г. Горецкого, посвященных изучению его методического наследия, а также методического наследия прошлого, к которому сам Всеслав Гаврилович относился с большим уважением, видя в нем неисчерпаемый источник совершенствования современной методической науки. Именно поэтому Горецкий, ревностно отстаивая лучшие традиции начального образования, содействовал осуществлению проекта «Реализация идей К. Д. Ушинского в современной русской школе», задуманного в Леснополянской начальной школе Ярославского района (филиале кафедры методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе).

Ученый и практик умело связывал прошлое и настоящее. Его интерес к истории русской школы, к истории методической науки был вызван стремлением к бережному сохранению и обогащению культурного опыта. Соединение профессиональных знаний и человеческих убеждений, по мнению Горецкого, определяет ученого-педагога как носителя особых ценностных категорий. Не случайно созданные с его участием учебные книги для начальной школы насыщены учебным материалом, выражающим самое существенное в культуре русского народа, несущим воспитательно-мировоззренческую нагрузку.

В «азбуках Горецкого» нашла свое продолжение классическая линия воспитания человека, знающего, «что такое хорошо и что такое плохо», любящего свой родной дом, родную страну [2]. «Азбуки» учат уважать старость, не обижать младшего и сострадать слабому, уважать труд и

человека, который трудится. Большинство «Азбук» В. Г. Горецкого построено на литературно-художественной основе, что способствует установлению систематического общения с книгой, постоянного чтения произведений художественной и научно-популярной литературы, детской периодики. «Простота и понятность - несомненное достоинство "азбук Горецкого", потому что они написаны, как и у классиков отечественной букваристики, просто "для детей младшего возраста", просто для начальной ступени обучения, просто для школы» [3].

Следование лучшим традициям отечественной букваристики не помешало авторскому коллективу под руководством Всеслава Гавриловича создать принципиально новый, отвечающий требованиям времени учебник.

Первый типографский вариант «Букваря» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина и

А. Ф. Шанько вышел в 1971 г. (с 1981 г. букварь стал стабильным, на его основе создана «Азбука» для обучения детей шестилетнего возраста). Букварь Горецкого появился в практике начальной школы после широкой дискуссии на страницах журналов «Советская педагогика» и «Начальная школа». Как известно, несколько авторов пытались подготовить новый учебник для обучения русской грамоте (Л. К. Назарова,

Д. Б. Эльконин), однако в массовую школу пришел букварь, подготовленный коллективом авторов под руководством В. Г. Горецкого. Пришел и остался на долгие годы самым популярным учебником для обучения детей русской грамоте.

К числу отличительных черт этого подлинно новаторского букваря относится, во-первых, примененный принцип частотности звуков и букв (на основе современных данных по статистике речи). Это позволило на первых же уроках использовать значительное число слов, доступных для чтения, что важно для воспитательной работы и для развития познавательных интересов учащихся. Во-вторых, была введена оригинальная система слоговой работы. За основу чтения взят открытый слог типа СГ (согласный и гласный), что соответствует закону открытых слогов в русском языке и облегчает овладение навыком чтения. В-третьих, авторы нового «Букваря» предусмотрели одновременное чтение слов с твердыми и мягкими согласными. В-четвертых, в нем использованы способы графической фиксации речи, отличные от буквенного: схемы, модели звуко-слогового состава слов, схемы предложений, лента букв. В-пятых, в «Букваре» введено

практическое знакомство с целым рядом явлений языка: с многозначностью слов, с омографами и омофонами, с парами звонких и глухих согласных, с простейшими случаями словообразования, с суффиксами субъективной оценки, с некоторыми формами морфологического словоизменения, с элементами орфографии. Таким образом, букварь вводит детей в новую для них область -изучение родного языка. А это - и дальнейшее развитие, и совершенствование тех видов деятельности (слушания и говорения), которыми дети овладели до школы; и освоение новых для ребенка письменных видов деятельности (чтения и письма); и всестороннее развитие основных речевых и мыслительных способностей ребенка, усвоение им ряда грамматико-орфографических правил [3].

В последние десятилетия своей жизни Всеслав Гаврилович разработал целую серию принципиально новых букварей, рассчитанных на работу с дошкольниками и первоклассниками в образовательных учреждениях и семье: «Земский букварь», «Азбука-скороучка», «Московский букварь». Эти учебники, отличающиеся от всех других пособий содержанием своих стартовых материалов, построены на текстовой основе, дающей возможность использовать сочетание различных методов обучения грамоте, в том числе методов самообучения, что в значительной мере позволяет усилить развивающую и воспитательную направленность обучения. Так, в «Земском букваре» вместо обычных «исходных слов», предложений или просто букв дается текст в виде какого-либо хорошо известного детям произведения или народной пословицы: их, как правило, ребенок знает с раннего детства. Если обнаружится, что ученик не знает и не запомнил подобного рода текст, то последний заучивается наизусть с помощью наставника, а затем посредством несложных и доступных детям аналитических операций разбивается на отдельные слова.

«Азбука-скороучка» предназначена для обучения детей дошкольного возраста основам чтения и письма в семье и детских дошкольных учреждениях [5]. Обучение осуществляется по отрывкам из произведений К. И. Чуковского, которые дети быстро запоминают наизусть. Буквы и связанные с ними звуки подаются группами (от 2 до 4 букв в каждой). Материалы для знакомства с определенной подборкой букв и связанных с ними звуков располагаются в первой половине учебника на трех-четырех страницах. Первую из этих страниц занимает иллюстрация - ее рас-

сматривание призвано помочь ребенку вспомнить стихотворение К. И. Чуковского, из которого взят отрывок, помещенный на следующей странице. Она целиком отводится для этого отрывка, набранного письменными буквами. Каждое слово подчеркнуто линией - эта своеобразная графическая запись слов, входящих в предложение, помогает ребенку узнать, сколько слов в определенной стихотворной строке или предложении. На третьей странице помещается тот же отрывок, но уже набранный печатными буквами. На этой же странице имеются слоги, условно называемые «слияниями». Они выступают в качестве ключевых единиц чтения, овладение которыми позволяет ребенку усвоить механизм чтения. В учебнике используется также так называемая цветовая сигнализация, цветовое отображение определенных свойств, присущих отдельным звукам, которые представлены соответствующими буквами. В слоговой таблице, помещенной в конце учебника, выделены слоги-слияния. На форзаце учебника расположена азбука в картинках.

По аналогии с «Земским букварем» и «Азбу-кой-скороучкой» был построен и «Московский букварь», который создавался по заказу правительства Москвы и Московской области к юбилею Москвы специально для московских школьников.

Метод обучения, положенный в основу последних букварей и азбук, Всеслав Гаврилович называл «комбинированным», так как он сочетал в себе элементы практически всех имеющихся в методическом арсенале методов обучения грамоте (буквенного, слогового, целых слов, метода обучения чтению по заученному наизусть, письма-чтения и т. д.). Это, по мнению ученого, позволяет индивидуализировать процесс овладения самостоятельным чтением, сделать его приемлемым для детей с разными образовательными возможностями и потребностями, а сама методика обучения приобретает в этом случае вариативный характер, при котором даже отдельный метод может использоваться в различных своих вариантах в зависимости от особенностей обучаемых.

Идеи Всеслава Гавриловича о вариативности методики обучения грамоте уже после его смерти получили свое продолжение и развитие в «Красной азбуке природы Ярославского края», созданной в 2017 г. при участии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и финансовой поддержке Фонда

Культурные навыки российского «поколения Z»

227

содействия развитию Ярославля и Ярославской области и ставшей символом Года экологии на региональном уровне.

В связи с введением новых образовательных стандартов, переходом на новую модель образования, стремительным ростом уровня информационной насыщенности современного ребенка, изменением его потребностей и интересов «азбуки Горецкого» продолжают выдерживать жесткую конкуренцию на рынке учебников. По мнению ученых-методистов и учителей-практиков, эти учебные книги «...непростительно отправлять на «свалку истории», заменяя их «продвинутыми» и «модными» пособиями, оторванными от главного - лучших традиций отечественной букваристики» [2, с. 28]. К сожалению, в последние годы УМК, созданные под руководством ученого, недальновидные чиновники считают уделом слабых учителей и учеников, а к школе Горецкого приклеивают ярлык «традиционная», что, как считают единомышленники и последователи Всеслава Гавриловича, лишь «усиливает ее значение как школы знаний, умений, трудолюбия и патриотизма» [7].

Библиографический список

1. Белянкова, Н. М. Модернизированная «Азбука» - дальнейшее развитие идей В. Г. Горецкого [Текст] / Н. М. Белянкова // Начальная школа. -2014. - № 7. - С. 16-20.

2. Бондаренко, А. А. Традиции отечественной бук-варистики в современной азбуке [Текст] /

A. А. Бондаренко // Начальная школа. - 2006. - № 8. -С. 23-28.

3. Бондаренко, А. А. Новаторство школы

B. Г. Горецкого [Текст] / А. А. Бондаренко // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 11-16.

4. Горецкий, В. Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте [Текст] / В. Г. Горецкий // Начальная школа. - 2000. - № 7. - С. 35-45.

5. Горецкий, В. Г. Азбука-скороучка [Текст] / В. Г. Горецкий. - М., 1996. - 56с.

6. Жизнь в письмах (из личной переписки В. Г. Горецкого) [Текст] // Начальная школа. - 2014. -№ 7. - С. 3-7.

7. Леонович, Е. Н., Серебренникова Ю. А. Знания, помноженные на убеждения [Текст] / Е. Н. Леонович, Ю. А. Серебренникова // Начальная школа. - 2014. -№ 7. - С. 8-10.

Reference List

1. Beljankova, N. M. Modernizirovannaja «Azbu-ka» - dal'nejshee razvitie idej V. G. Goreckogo = Modernized «ABC book» - further development of V. G. Goretsky's ideas [Tekst] / N. M. Beljankova // Na-chal'naja shkola. - 2014. - № 7. - S. 16-20.

2. Bondarenko, A. A. Tradicii otechestvennoj bukvaristiki v sovremennoj azbuke = Traditions of the Russian study on the ABC book in modern database [Tekst] / A. A. Bondarenko // Nachal'naja shkola. -2006. - № 8. - S. 23-28.

3. Bondarenko, A. A. Novatorstvo shkoly V. G. Goreckogo = Innovation of V. G. Goretsky's school [Tekst] / A. A. Bondarenko // Nachal'naja shkola. -2014. - № 7. - S. 11-16.

4. Goreckij, V. G. O vozmozhnyh variantah obucheni-ja detej gramote = On possible options to train children in literacy [Tekst] / V G. Goreckij // Nachal'naja shkola. -2000. - № 7. - S. 35-45.

5. Goreckij, V. G. Azbuka-skorouchka = ABC bbook -a fast coacher [Tekst] / V. G. Goreckij. - M., 1996. - 56 s.

6. Zhizn' v pis'mah (iz lichnoj perepiski V. G. Goreckogo) = Life in letters (from personal correspondence of V. G. Goretsky) [Tekst] // Nachal'naja shkola. - 2014. - № 7. - S. 3-7.

7. Leonovich, E. N., Serebrennikova Ju. A. Znanija, pomnozhennye na ubezhdenija = Knowledge multiplied by beliefs [Tekst] / E. N. Leonovich, Ju. A. Serebrennikova // Nachal'naja shkola. - 2014. - № 7. -S. 8-10.

С. Г. Макеева, Е. Н. Мартынова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.