УДК 37
С. Г. Макеева, Е. Н. Мартынова
Обучение грамоте в преемственности дошкольной и начальной ступеней образования
Статья посвящена проблеме преемственности в обучении грамоте детей дошкольного возраста и первоклассников. Авторы рассматривают причины неоднозначного отношения к обучению чтению до школы. Это и трудность организации учебного процесса в классе с детьми, имеющими разный уровень читательской подготовки; и не всегда удачный дошкольный опыт обучения чтению; необоснованная теоретизированность обучения дошкольников, превращающая самостоятельное овладение чтением в мучительный и трудоемкий процесс, надолго отвращающий детей не только от чтения, но и от учения вообще; недооценка педагогами огромного развивающего и воспитательного потенциала обучения грамоте. Авторы обосновывают тезис о том, что организация природосообразного процесса подготовки к овладению и непосредственного овладения первоначальным чтением детей предшкольного возраста может позволить не только продолжать формировать отдельные компоненты их речевой системы, но и стимулировать функционирование механизмов, обеспечивающих общую готовность к школьному обучению. Тем более, что интерес к самостоятельной буквенно-графической перекодировке у большинства детей возникает на этапе дошкольного детства.
В статье предлагается один из возможных вариантов методического решения проблемы преемственности обучения грамоте детей предшкольного возраста и первоклассников. Авторы выделяют уровни обеспечения преемственности (мотивационно-целевой, содержательный, технологический, уровень создания развивающей среды), каждый из которых содержит общие и специфические черты дошкольной и начальной ступеней обучения чтению. Описываемый подход направлен на то, чтобы процесс овладения грамотой протекал как можно естественнее, всемерно способствовал духовному развитию ребенка, возбуждал интерес к самостоятельному чтению книг, обеспечивал формирование необходимых предпосылок школьной зрелости.
Ключевые слова: обучение грамоте, предшкольное обучение грамоте, преемственность в обучении, подготовка к обучению грамоте, готовность к школьному обучению, читающая среда, интерес к чтению.
S. G. Makeeva, E. N. Martynova
Training Reading and Writing in Continuity of the Preschool and Primary Levels of Education
The article is devoted to a continuity problem in training reading and writing of preschool age children and first graders. Authors consider the reasons of the ambiguous relation to training reading before going to school. There is a problem to organize the educational process in a class with the children of the different level of the reader's preparation; and not always successful preschool experience of training in reading; the unreasonable theoretisation of training of preschool children turning independent mastering reading into the painful and labour-intensive process for a long time averting children not only from reading but also from the doctrine in general; underestimation by teachers of the huge developing and educational potential of training in reading and writing. The authors prove the thesis that organization of the nature corresponding process of preparation for mastering and direct mastering initial reading of preschool age children is able to afford not only to continue to form separate components of their speech system, but also to stimulate functioning of the mechanisms providing the general readiness for school training. Especially because most of children have the interest in the independent alphabetic and graphic code conversion at the preschool childhood stage.
In the article one of possible options of the methodical solution of the problem of continuity of training preschool age children and first graders in reading and writing is offered. The authors allocate levels of ensuring continuity (motivational and target, substantial, technological, the level of developing environment creation), each of which contains common and peculiar features of preschool and initial levels of reading training. The described approach is directed to that the process of mastering reading and writing was more natural, promoted spiritual development of the child in every possible way, excited interest in independent reading books, provided formation of necessary prerequisites of school maturity.
Keywords: training reading and writing, preschool training in reading and writing, continuity in training, preparation for training in reading and writing, readiness for school training, reading environment, interest in reading.
Обучение грамоте - образовательная область, находящаяся на стыке образовательных ступеней и совпадающая по времени с переходным этапом в обучении детей предшкольного и младшего школьного возраста. Процесс обучения грамоте предполагает, наряду с первоначальным форми-
рованием общеучебных навыков чтения и письма, реализацию широкого перечня задач [2, с. 35] и является неотъемлемой частью дошкольного, начального и, в целом, всего школьного образования: без данного этапа невозможно
© Макеева С. Г., Мартынова Е. Н., 2017
систематическое языковое образование, а также овладение другими дисциплинами.
Традиционно на предшкольном этапе осуществлялась подготовка к обучению грамоте, то есть формирование так называемого психофизиологического базиса процессов чтения и письма. По сути, все грамотно организованные занятия в детском саду обеспечивают развитие отдельных элементов этого базиса. Раздел же «Подготовка к обучению грамоте» чаще всего связывался авторами программ для дошкольных образовательных учреждений с развитием правильной речевой артикуляции, фонематического восприятия и фонематического слуха, навыков анализа звучащей речи, расширением словарного запаса и развитием грамматического строя речи. В последние десятилетия в программах для старших и подготовительных групп появился раздел «Грамота», который, помимо всего перечисленного, предусматривает знакомство с буквами и даже формирование механизма чтения с последующей его автоматизацией. Вместе с тем анализ различных научных и научно-публицистических источников позволяет нам сделать вывод о сохраняющемся пока неоднозначном отношении к обучению чтению детей дошкольного возраста, несмотря на то, что современные азбуки и буквари первоклассников давно уже содержат материалы для детей, пришедших в школу читающими [3, с. 7]. Так, для учителей начальной школы определенную трудность представляет организация учебного процесса в классе с детьми, имеющими разный уровень читательской подготовки.
К тому же не всегда дошкольный опыт обучения чтению бывает для ребенка удачным, а результатами такого опыта могут быть неправильные типы чтения (побуквенное, рубленое), неправильно сформированные представления и понятия (например, смешение понятий «звук» и «буква»), что отрицательно влияет на дальнейшее обучение в первом классе. Перспективность обучения нередко подменяется понятием «опережающее обучение» и оборачивается для детей 5-7-летнего возраста форсированным освоением программы начальной школы, которая характеризуется совершенно необоснованной теоретизиро-ванностью обучения и превращает обучение чтению для дошкольника в мучительный и трудоемкий процесс, надолго отвращающий его не только от чтения, но и от учения вообще.
Существует также точка зрения, что старший дошкольный возраст связывается только
с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании: либо как натаскивание на чтение (иногда и письмо) и математику, либо как интенсивное развитие отдельных психических функций (памяти, внимания, логического мышления) средствами «тетрадных упражнений». Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое, собственно, и обеспечивает его дальнейшую успешность в школе» [www.mon.gov.ru]. Сама формулировка «натаскивание на чтение» указывает не только на то, что обучение грамоте детей дошкольного возраста рассматривается в сугубо узком частно-методическом ракурсе (лишь как овладение механизмом чтения), но и на то, что явно недооценивается или вовсе не принимается во внимание огромный воспитательный и развивающий потенциал процесса самостоятельного овладения чтением:
— возможность организации самообучения детей, стимулирующего развитие их языковой интуиции, познавательной активности и самостоятельности;
— формирование интереса к чтению книг, привычки к чтению (ведь формирование читающей личности начинается именно в период дошкольного детства, о чем свидетельствует опыт, зафиксированный методической наукой привития детям в детском саду интереса к книге и побуждения к чтению);
— создание положительной мотивации последующего овладения письменной речью в начальной школе как средством учения, самообразования и самовыражения.
Подчеркнем, что интерес к самостоятельному овладению звуко-буквенной перекодировкой часто возникает именно в период дошкольного детства (Н. В. Архангельская, Е. И. Тихеева, А. И. Воскресенская) и связывается в сознании детей с еще одним проявлением взрослости. В общении со сверстниками ребенок, уже начавший постигать азы грамоты, с гордостью заявляет: «Ты что, еще буквы не знаешь?!» - и охотно демонстрирует свои умения. На момент же поступления в начальную школу очень часто этот интерес, пройдя все стадии своего развития, заметно снижается, а иногда и вовсе исчезает. На пике своего интереса ребенок может овладеть грамотой легко и без принуждения. Но как только интерес угаснет, любые усилия со стороны взрослого, скорее всего, не только медленно и трудно будут вести к желаемому результату, но и могут породить негативное отношение ребенка
к чтению. Поэтому наша позиция заключается в том, что возрастные возможности старших дошкольников, разнообразие и специфика детской деятельности и ровеснические отношения в группе действительно позволяют детям легко освоить начала грамоты, которая является мощным стимулом их общего развития. Однако это обучение должно существенно отличаться от школьного как по основной цели, так и по методам его проведения. Целью здесь является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей предпосылок перехода в школу. Методы же обучения должны опираться на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления, что, в конечном итоге, должно направить процесс обучения первоначальному чтению на обеспечение общей готовности ребенка предшкольного возраста к школьному обучению.
Традиционно готовность ребенка
к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) определяется как многокомпонентное образование. Выделяются такие ее существующие во взаимосвязи компоненты, как физиологический, речевой, социальный (мотивационный), коммуникативный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, субъектно-деятельностный и др. Учитывая речевую природу навыков чтения и письма, отметим, что их функциональным базисом является ряд речевых и неречевых функций: слуховое, пространственное восприятие; фонематическое восприятие; зрительная, речеслуховая память; произвольное внимание; мелкая моторика, зрительно-моторные координации; сукцессив-ные способности; самоконтроль. Таким образом, организация природосообразного процесса подготовки к овладению и непосредственного овладения первоначальным чтением детей предшкольно-го возраста может позволить не только продолжать формировать отдельные компоненты их речевой системы, но и стимулировать функционирование механизмов, обеспечивающих общую готовность к школьному обучению. Вспомним К. Д. Ушинского, который указывал на то, что «цель обучения грамоте - упражнять все способности дитяти, развивать, укреплять, возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению...» [6, с. 117]. Как видим, великий методист связывал обучение грамоте прежде всего с организацией разумной деятельности, одновременно серьезной и привлекательной для детей, способствующей становлению их добрых чувств и стремлений.
Все сказанное побудило нас в рамках данной стать предложить один из возможных вариантов методического решения проблемы преемственности обучения грамоте детей предшкольного и младшего школьного возраста.
Развивая высказываемое в научно-
методической литературе мнение, что проблема преемственности в обучении грамоте должна решаться на разных уровнях, выделим следующие взаимосвязанные уровни: а) мотивационно-целевой, б) содержательный, который предполагает выделение приоритетов на каждой образовательной ступени; в) технологический, раскрывающий основные направления методических подходов в формировании механизма чтения, в совершенствовании читательских умений дошкольников и младших школьников; в) уровень создания развивающей среды, отражающей возрастные особенности детей, учитывающей разнообразные направления в личностном развитии, способствующей созданию условий для того, чтобы процесс овладения грамотой протекал как можно более естественно, всемерно способствовал духовному развитию ребенка, возбуждал интерес к самостоятельному чтению книг. На каждом уровне могут выделяться общие и специфические черты дошкольной и начальной ступеней обучения.
Мотивационно-целевой уровень предполагает, что обучение элементарному чтению, развитие этого умения у дошкольников и первоклассников должно строиться так, чтобы деятельность ребенка была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными ему. С одной стороны, ребенком может быть осознана и далекая цель - зачем нужно учиться читать. Большую роль в понимании дошкольником этой цели-максимум должны сыграть родители, которые чаще всего аргументируют необходимость умения читать тем, что, только умея читать, можно получать из книг знания, необходимые для приобретения в будущем хорошей профессии. Вызывают большое уважение семьи, где культивируется отношение к учению как к труду. Путь к достижению конечной цели долог и сопряжен с преодолением многих трудностей. Только прилагая усилия, можно добиться успеха. Лиза М. (4 года 8 месяцев) на вопрос, хочет ли она научиться читать сама, ответила: «Мама сказала, что надо трудиться».
С другой стороны, какой бы высокой ни была далекая цель, все же она не может стать реальным двигателем процесса обучения. Совершенно
необходима и ближайшая личностно значимая цель (М. Р. Львов): прочитать отгадку к загадке; узнать, что написала бабушка в открытке; прочесть слово, чтобы тебя услышали товарищи; поздравить близкого человека и т. д. В связи с этим важно, чтобы получаемые ребенком умения были востребованными в его повседневной жизни: ему необходимо видеть плоды своего труда, испытывать на себе ту пользу, которую они приносят. Это позволит детям быть активными, искать решение возникшей проблемы и делать свои маленькие открытия.
Специфичным в содержании обучения грамоте детей дошкольного возраста станет его практическая направленность, при которой доля теоретической составляющей будет сведена к минимуму. Кроме того, содержание дошкольного обучения должно быть направлено, в первую очередь, на формирование психофизиологических и функциональных предпосылок к овладению чтением и письмом, в связи с этим носить перспективный, пропедевтический и профилактический характер, что и послужит добротной практической основой для начала теоретического освоения грамоты в начальной школе, позволит предупредить или минимизировать проявление возможных нарушений чтения и письма.
Например, прежде чем загружать дошкольников избыточными теоретическими сведениями о звуках и приступать к составлению звуковых схем (пусть это останется прерогативой школы), необходимо помочь детям в овладении практическими действиями (произносить слова по слогам, выделяя отдельные звуки в слове, выделяя ударный слог и т. д.). Так, в методике Л. Е. Журовой, ориентированной на обучение детей дошкольного возраста, акцент делается не на «знакомстве» с каким-то определенным звуком, а на усвоении ими единого способа (интонирования) для выделения любого звука в слове.
Для дошкольного и младшего школьного возраста характерно обострение языкового чутья. Нужно использовать эту особенность на обеих возрастных ступенях для наблюдения над изобразительным, эстетическим потенциалом звуковой стороны русского языка, что послужит подготовкой к полноценному восприятию детских художественных произведений [4, с. 2].
Общим в содержании обучения грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста также станет его ориентированность на чтение книг, возбуждение интереса к самостоятельному
чтению, без которого невозможно формирование читающей личности, начинающееся в период дошкольного детства и продолжающееся в начальной школе.
Общим при выборе методов обучения грамоте детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста станет их вариативное сочетание, которое позволит индивидуализировать процесс обучения, придать ему гуманистическую направленность. В качестве же приоритетных, ведущих методов для каждой образовательной ступени выступят те из них, которые больше всего сообразуются с возрастными особенностями детей. Например, звуковой аналитико-синтетический метод обучения станет ведущим на этапе начальной школы, так как он потребует от учеников довольно высокой степени абстрагирования, придаст обучению теоретическую направленность. На этапе дошкольного обучения предпочтение должно быть отдано, в первую очередь, методам свободного подражания, имитации, чтения заученного на слух, письма-чтения, которые и в начальной школе не утратят своего значения, но будут, однако, играть роль вспомогательных. В конце прошлого столетия известным отечественным букваристом В. Г. Горецким разработан уникальный учебник для подготовки детей в семье и в детских дошкольных учреждениях к школе - «Азбука-скороучка» (1996). Обучение началам чтения по «Азбуке» осуществляется на текстовой основе, то есть по отрывкам из произведений К. И. Чуковского [1]. Такой подход позволяет организовать обучение чтению на высокохудожественном материале детских книг, способствует возбуждению интереса к книге, привитию привычки к самостоятельному чтению, формированию художественного вкуса потенциальных читателей, а также дает возможность использовать сочетание самых разных методов обучения грамоте: звукового, буквенного, слогового, метода целых слов, свободного подражания и метода чтения по заученному наизусть.
Для формирования полноценного навыка чтения как первоклассников, так и детей дошкольного возраста большое значение имеет так называемая «читающая среда» (С. Г. Макеева), предполагающая наличие детских книг и ежедневное их чтение, сначала преимущественно с помощью взрослого, а затем все более самостоятельное. Экспериментальное обучение дошкольников показало, что систематическое привлечение книги
для обучения грамоте способствует становлению интереса к ней и оказывает значительное влияние на формирование навыка чтения у детей. Пусть начинающие читать дети на первых порах просто повторяют то, что читают другие, подменяют сознательное чтение заучиванием наизусть, зрительным запоминанием, смысловой догадкой - в любом случае это окажется полезным, а главное - поселит в них чувство удовлетворения от участия в общем чтении, поддержит положительное отношение к чтению и учению вообще.
Чтение - вид речевой деятельности человека, а навык чтения - это речевой навык. Он должен формироваться в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности -с устными высказываниями, со слушанием (слуховым восприятием чужой речи), с внутренней речью. Поэтому обучение чтению должно быть органично вплетено в общеречевую подготовку детей и осуществляться параллельно
с овладением письмом. При этом, оформляя свои высказывания, дети могут пользоваться рисунками и печатными буквами (смешанное письмо) или только печатными буквами. Печатая букву, изображая ее на листе бумаги, ребенок подключает для ее запоминания не только зрительные, но и речедвигательные, слуховые и моторные ощущения. Чтение и письмо, по сути, взаимообратные процессы, параллельное их формирование может значительно облегчить для ребенка путь к их пониманию и овладению.
Итак, для обеих возрастных ступеней стимулирующее значение в процессе обучения грамоте будут иметь практическая, личностная значимость приобретаемых знаний, творческий характер обучения, взаимообучение и самообучение детей. При этом обучение грамоте должно опираться на актуальные для каждой возрастной ступени виды деятельности. Следует отметить, что все чаще методисты предлагают такие технологии формирования навыка чтения, в основе которых сочетание различных видов детской деятельности [5, с. 200]. Так, например, авторы «Азбучки Родничок» (Л. К. Назарова, В. И. Ро-манина) предполагают осуществлять обучение чтению в тесной взаимосвязи с рисованием, лепкой, конструированием.
Результаты предшкольного обучения грамоте, в отличие от четко определенных программными требованиями результатов обучения первоклассников, должны оцениваться сугубо индивидуально с учетом любой положительной динамики как в формировании механизма чтения, так и
в достижении школьной зрелости в целом. Поэтому формируемые в процессе дошкольного обучения грамоте умения, на наш взгляд, необходимо соотнести с формируемыми предпосылками универсальных учебных действий.
Предпосылки личностных УУД: интерес к книге и ее самостоятельному чтению; мотивы овладения чтением и письмом (познавательные, эстетические, нравственные, мотивы удовольствия, мотивы самовыражения); представления о культуре своего народа (на примере литературных жанров русского фольклора); положительное отношение к самостоятельной и совместной образовательной деятельности; стремление использовать полученные умения (чтение и письмо) в игре, в повседневной жизни.
Предпосылки регулятивных УУД: умение действовать по образцу в освоении позиционного принципа чтения и в соответствии с заданным правилом слитного прочтения слога, слогового чтения слов; умение оценивать правильность выполнения задания, видеть ошибку при чтении и исправлять ее; способность ориентироваться в графическом пространстве; делать адекватный выбор самостоятельных видов деятельности в соответствии с общими целями занятия (прочитать, ответить на вопросы, рассказать); способность к рефлексии.
Предпосылки познавательных УУД: умение выделять единицы звучащей речи (предложения, слова, слоги, звуки); владение звуковым и звукобуквенным анализом и синтезом; читательские умения (умение определить героев книги, прогнозировать содержание, выбирать книгу, пользоваться иллюстрациями книги для рассказывания, чтение, в том числе имитационное); умение использовать разные средства графической фиксации речи (схемы-модели, рисуночное письмо, буквенное письмо); умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения, делать выводы, классифицировать.
Предпосылки коммуникативных УУД: готовность и способность к сотрудничеству с педагогом и сверстниками, положительное отношение к сотрудничеству в паре и группе; речевые умения (рассказывание сказки с элементами драматизации, декламация, чтение (слоговое и с переходом на чтение целыми словами), печатание); интерес и положительное отношение к речевому творчеству; проявление товарищества и взаимовыручки.
Библиографический список
1. Азбука-скороучка [Текст] : учебник для подготовки детей в семье и детских дошкольных учреждениях к школе / сост. В. Г. Горецкий. - М. : ООО «Медиа-Пресс», 1996.
2. Горецкий, В. Г. О возможных вариантах обучения грамоте [Текст] / В. Г. Горецкий // Начальная школа. - 2000. - № 7.
3. Обучение грамоте: методическое пособие [Текст] / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. - М. : Серия «Академический школьный учебник» / Российская акад. наук, Российская акад. образования. - М., 2006.
4. Макеева, С. Г. Использование звукового анализа для эстетического восприятия языка младшими школьниками [Текст] / С. Г. Макеева. - Ярославль, 1989.
5. Мартынова, Е. Н. Технология предшкольного обучения первоначальному чтению на основе вариативного подхода [Текст] /, Е. Н. Мартынова // Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях непрерывного образования : материалы международной научно-практической заочной конференции. - Ярославль : РИО ЯГПУ - 2016. - С. 200.
6. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Просвещение, 1968.
Bibliograficheskij spisok
1. Azbuka-skorouchka [Tekst] : uchebnik dlja podgotovki detej v sem'e i detskih doshkol'nyh uchrezhdenijah k shkole / sost. V. G. Goreckij. - M. : OOO «Media-Press», 1996.
2. Goreckij, V. G. O vozmozhnyh variantah obucheni-ja gramote [Tekst] / V G. Goreckij // Nachal'naja shkola. -2000. - № 7.
3. Obuchenie gramote: metodicheskoe posobie [Tekst] / L. F. Klimanova, S. G. Makeeva. - M. : Serija «Akademicheskij shkol'nyj uchebnik» / Rossijskaja akad. nauk, Rossijskaja akad. obrazovanija. - M., 2006.
4. Makeeva, S. G. Ispol'zovanie zvukovogo analiza dlja jesteticheskogo vosprijatija jazyka mladshimi shkol'nikami [Tekst] / S. G. Makeeva. - Jaroslavl', 1989.
5. Martynova, E. N. Tehnologija predshkol'nogo obuchenija pervonachal'nomu chteniju na osnove vari-ativnogo podhoda [Tekst] /, E. N. Martynova // Formiro-vanie professional'noj kompetentnosti pedagoga v uslovi-jah nepreryvnogo obrazovanija : materialy mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii. - Jaroslavl' : RIO JaGPU. - 2016. - S. 200.
6. Ushinskij, K. D. Izbrannye pedagogicheskie so-chinenija [Tekst] / K. D. Ushinskij. - M. : Prosveshhenie, 1968.