Секция «Издательское дело и редактирование»
Основные
направления
развития
советской
букваристики
Н.Ю. Василевская,
аспирант кафедры книговедения и пропаганды книги
Под букваристикой в науке понимается «отрасль методики русского (родного) языка, наука о букварях, их составлении и о методах первоначального обучения чтению и письму»1.
Это классическое определение демонстрирует нам органическое смысловое единство двух омонимически взаимосвязанных понятий. С одной стороны, букваристика - это раздел педагогической науки, одно из важнейших направлений методики преподавания русского языка. С другой стороны, определяя букваристику как науку о букварях, мы вступаем в сферу истории материальной и духовной культуры нашей страны. Являясь одним из ключевых учебных пособий, с освоения которого начинается образовательный путь практически любого человека, одним из средств познания окружающего мира и инструментом социализации нового поколения, букварь одновременно с этим выступает как сложный культурно-исторический феномен, отражающий лицо и дух эпохи.
В структуре этого культурно-исторического феномена соседствуют как идеальные, так и материальные компоненты. Букварь представляет собой особый тип дидактической литературы, характеризующейся специфической организацией содержания и оформления. Букварь как вид учебного издания обусловлен образовательными и воспита-
1 Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие. М. : Просвещение, 1988. С. 23.
тельными задачами, которые он призван решать. Эти задачи, в свою очередь, конкретизируются в каждый определенный исторический период в зависимости от изменений народного менталитета и политических характеристик общества. Наряду с этим содержание букваря и его развитие определяются культурно-историческими, социально-психологическими, политико-идеологическими, общепедагогическими, учебно-методическими, эстетическими, экономическими и технико-полиграфическими факторами.
Основные видообразующие элементы букваря характеризуются широкой вариативностью, как в линейно-диахроническом (историческом), так и синхроническом аспектах. Техника производства букваря эволюционирует вместе с прогрессом в книгопечатании. Условия реализации изменяются в контексте политических, законодательных, социально-экономических преобразований. Букварь как учебник отражает особенности мировоззрения, действующие стандарты и стереотипы конкретной эпохи. Если процесс создания любого современного учебника предполагает привлечение знаний педагогики, психологии, социологии, искусствоведения, книговедения, политических и экономических наук, издательского дела, полиграфического производства, дизайна и других сфер, то букварь, в силу своей специфики, будучи традиционным видом дидактической литературы, оказался в то же время, наименее изученным.
Вместе с тем число исследований, посвященных букварю, в постсоветский период постоянно увеличивается. При этом преобладающая часть исследований посвящена педагогическим и учебно-методическим проблемам. В этой группе исследований необходимо отметить работы Н.Г. Агарковой2 и A.A. Штеца3. В частности, последним разработана историко-теоретическая концепция обучения грамоте, имеющая широкое методико-практическое применение в современной школе.
Значительно меньшая группа исследований посвящена изучению букваря как явления книжной культуры и искусства оформления книги. В этой группе важной работой является диссертационное исследование В.А. Андреевой «Дизайн учебной книги в России (художественно-техническое оформление азбук и букварей: история и современная практика)»4, посвященное становлению и развитию художественно-технического оформления азбук и букварей в России как одной из областей
2 Агаркова Н.Г. Теоретические основы методики обучения первоначальному письму: дисс. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 1991.
3 Штец A.A. Букваристика как саморазвивающаяся методическая система: дисс. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2009.
4 Андреева В.А. Дизайн учебной книги в России (художественно-техническое оформление азбук и букварей: история и современная практика): дисс. канд. иск. наук. M., 2006.
книжного дизайна. Автором выявлена система формирования жанровых особенностей графики азбук и букварей XVI-XVII вв.; исследованы процессы становления эстетических основ в учебных книгах XVIII - начала XX вв.; проанализированы пути развития дизайнерских подходов в учебном книгоиздании XX в.; обозначены особенности проектирования и формообразования книг для дошкольного и младшего возраста в постсоветский период.
Что же касается истории развития отечественного букваря, понимаемой как сложный и многомерный процесс, обусловленный взаимодействием целого ряда разнородных факторов, то данное направление современной отечественной букваристики представлено наименее полно. Значительным вкладом в развитие этого направления следует считать монографическое исследование А.А. Штеца, охватывающее дореволюционный период5.
Обращаясь к советскому периоду истории нашей страны, нельзя не отметить, что именно в этот период букварю уделялось больше внимания, чем когда-либо, в том числе не только со стороны педагогического сообщества, но и, главным образом, со стороны официальных органов государственной власти. Подтверждением этому служит ряд шагов в направлении законодательного регулирования концепции букваря, предпринимаемых советской властью на протяжении всего указанного периода. Букварь советского периода был не только средством обучения грамоте, но и мощным инструментом идеологической пропаганды.
В период с 1917 по 1991 г. были подготовлены, изданы и применялись в образовательном процессе сотни букварей, различающихся не только по своему содержанию, иллюстративному материалу и оформлению, техническим параметрам книги, но и по педагогическим и политико-идеологическим подходам, воплощенным в этой учебной книге. Библиография советской букваристики охватывает большой массив литературных произведений, официальных документов, правовых актов и материалов по издательскому делу. Наряду с букварями, изучались учебные пособия по обучению грамоте, методические рекомендации к ним, педагогические труды методистов-новаторов, оказавшие заметное влияние на развитие отечественной букваристики и начального образования в целом, а также историко-педагогические работы по различным аспектам методики обучения грамоте, теории образования, педагогической психологии.
Советский букварь возник далеко не на пустом месте. Будучи одним из традиционных видов учебного издания, букварь уже в на-
5 Штец А.А. История дореволюционной отечественной букваристики: монография / А.А. Штец. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
чале XX в. отнюдь не был книгой архаичной, застывшей в своем развитии. Советские педагоги-авторы букварей начала 20-х гг. XX в. опирались на богатейший и разнообразный опыт своих предшественников -представителей передовой отечественной и западной педагогики -В.П. Вахтерова, Д.И. Тихомирова, К.Д. Ушинского, В.А. Флерова и др.
В 20-е гг. XX в. самым популярным и распространенным методом обучения грамоте в массовой школе был звуковой аналитико-синтетический метод, который усилиями многих ученых-педагогов достиг высокого уровня совершенства.
Однако, несмотря на усовершенствование букварей и методики, трудным моментом в обучении детей грамоте оставался переход от звука (буквы) к слогу - трудность, которая имела место и в буквосла-гательном методе. Попытку преодолеть эту трудность сделал в начале 20-х гг. И.Н. Шапошников, разработавший метод «живых звуков»6. Метод Шапошникова был ориентирован на творчество детей, на высокую познавательную активность, однако он не получил широкого распространения, так как требовал особой подготовки учителя, что в условиях массовой советской школы было не всегда доступно.
Наряду со звуковым аналитико-синтетическим методом К.Д. Ушинского, в начале 20-х гг. получил распространение новый для русской школы метод целых слов, апробированный в США и других странах. Он применялся в советской школе 13 лет - с 1922 по 1935 г., уступив затем место испытанному, проверенному длительной практикой звуковому аналитико-синтетическому методу, как в большей степени соответствующему фонематической структуре русской речи и способствующему развитию аналитического мышления и грамотности учащихся.
В 1937 г. Наркомпросом РСФСР утверждены буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, составленные по звуковому аналитико-синте-тическому методу. Эти буквари применялись до 1944 г. Затем создаются буквари под руководством С.П. Редозубова, А.В. Янковской. В этих букварях и в руководствах к ним была восстановлена дореволюционная методика К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова, В.А. Флерова и др., и вместе с тем внесено много нового. В частности, были учтены достижения современной фонетики, и в соответствии с этим уточнен порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов. В соответствии с психологией чтения, разработанной Т.Г. Егоровым, выделены четыре ступени формирования навыка чтения; приемы аналитико-синтетической работы согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов и пр.
Нельзя не остановиться на букваре Н.М. Головина, созданного в 1936 г. в соавторстве с Ю.Ф. Головиной. Главная особенность
6 Шапошников И.Н. Живые звуки: методическое руководство для букварного обучения детей грамоте. 4-е изд. М., 1924. С. 30.
этого букваря - умение заставить ребенка думать, мыслить и «расшевелить» творческие, художественные силы детей и дать им надлежащий выход (в сочинении стихотворений, рассказов, рисовании, пении, музыке). Индивидуальный подход к детям у Головиных является общим принципом педагогической работы. Целый ряд загадок, ребусов, включенных среди отрывков из стихотворений и текстов, многие из которых написаны персонально Н.М. Головиным, позволяли не только развить сообразительность детей, но и сделать букварь живым и веселым, хотя особенности того исторического периода диктовали необходимость чтения идеологически выдержанных текстов. Включение в годы Великой Отечественной войны в число текстов послебукварного этапа таких, как «Геройский поступок», «Капитан Гастелло», «Летчик Костя», «Как Митя спас поезд», «За Родину», говорит об умении авторов оперативно и действенно отражать в материалах учебника важнейшие события жизни народа и страны. Букварь Головиных занимает достойное место в истории развития методики обучения грамоте.
Широко был распространен букварь для сельской школы, составленный А.И. Воскресенской. Обучаясь чтению и письму по методике А.И. Воскресенской, школьники должны были овладевать навыками чтения, но не могли полноценно проводить звуковой анализ слов (выделяли в слове только отдельные звуки).
В 1962 г. новую методику обучения чтению разработал Д.Б. Эльконин, создавший особую форму материализации звуковой структуры слова. Отличительные особенности данной системы обучения чтению заключаются в том, что дети в процессе овладения навыком чтения вводятся в звуковую действительность, овладевают слоговым чтением, а затем и чтением целыми словами, органично переходя от одного этапа обучения к другому. Последователи Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдов, Г.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман - обогатили звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, упорядочили последовательность звукового анализа, четко разграничили работу со звуками и буквами, ввели учебное моделирование как универсальный метод развития умственных способностей учащихся. В пособиях по обучению грамоте этих авторов четко выражены три главные идеи развивающего обучения: учебной игры, учебной деятельности, сотрудничества учащихся и учителя в совместном решении учебных задач. Буквари указанных авторов представляют собой не только источник информации, подлежащей усвоению, но одно из средств организации исследовательской деятельности учащихся, направленной на выявление, анализ и содержательное обобщение принципов, лежащих в основе письменной речи. При этом в качестве предмета усвоения выступают не разрозненные сведения о языке, а система научных понятий. Обучение грамоте строится как процесс открытия детьми вместе с учителем
«секретов» русской письменности, что служит средством развития у детей познавательной активности и желания учиться.
Особого внимания заслуживает методика обучения грамоте в букваре Л.Е. Журовой, которая основывается на принципах, выдвинутых Д.Б. Элькониным. Так же, как и в методике Эльконина, детей обучают способам овладения умственными действиями - звуковому анализу, позиционному чтению на материале всего алфавита и соблюдению строгой этапности формирования способа чтения.
В 1970-е гг. была разработана система обучения детей грамоте В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, основанная также на анализе звучащей речи. По сравнению с традиционным подходом к обучению грамоте новым в данной системе является иная последовательность изучения звуков и букв. Важным положительным моментом данной системы является обучение чтению на словах, имеющих различную слоговую структуру. Букварь, созданный на основе системы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько, прошел массовую проверку в школах, в результате чего было внесено много новых предложений по усовершенствованию аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте.
Немалым вкладом в развитие отечественной букваристики являются также работы коллектива лаборатории Л.В. Занкова (система развивающего обучения).
Трехчастный букварь (а, б, в) авторов Н.В. Нечаевой, Т.М. Ад-риановой, А.В. Остроумовой (1990-е гг.) отличается богатством разнообразных сведений и материалов об исторических событиях, о языке, о народах мира, природе, героях сказок и мультфильмов. В результате многолетней экспериментальной работы создатели букваря значительно изменили его содержание. Впервые в букваре появились понятия: подлежащее и сказуемое, частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), единственного и множественного числа; понятие рода и др.
Таким образом, процесс развития советского букваря может быть представлен в виде ряда последовательно сменяющих друг друга этапов, отражающих состояние педагогической науки.
Учитывая сказанное, в наши дни, в связи с реформированием системы образования, с одной стороны, и «размыванием» общего уровня культуры населения, с другой, изучение советского этапа истории развития отечественного букваря представляется в высшей степени актуальным и составляет одну из насущных задач современной букваристики.