А. П. Зарин,
доцент кафедры олигофренопедагогики
В. З. Кантор,
декан факультета коррекционной педагогики
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:
МИССИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ
Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют идеологию и приоритеты не только в общем образовании, но и в образовании детей с проблемами в развитии. Это определяет особые качественные требования к кадрам, осуществляющим обучение и воспитание детей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными, речевыми и другими проблемами в развитии в образовательных и реабилитационных учреждениях. Таким образом, проблема кадрового обеспечения образования этих групп детей существенно актуализируется, ибо, по имеющимся данным, в разных регионах страны процент педагогов специальных (коррекционных) учреждений, имеющих выс-
шее образование дефектологического про-филя, колеблется лишь в пределах 10-20%
(Т. В. Волосовец, Н. Н. Малофеев и др.). Вместе с тем 200-летний опыт обучения
детей с нарушениями в развитии в России,
а также почти 100-летний опыт профессиональной подготовки учителей-дефектоло-гов в РГПУ им. А. И. Герцена и в других
вузах России убедительно доказывают зависимость качества коррекци-онно-образова-тельной работы от наличия специального профессионального образования у учителя, работающего в образовательных уч-режде-ниях.
В современном образовании детей с проблемами в развитии учитель-дефектолог выполняет особую миссию, в которой условно можно выделить два связанных друг с другом компонента: гуманистический и со-
циальный .
Гуманистический компонент предполагает оказание квалифицированной помощи
в развитии личности ребенка с проблемами на разных этапах онтогенеза (в раннем и дошкольном детстве, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте), раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей на основе осуществления личностно-ориентированной модели воспитания.
Социальный компонент, с одной стороны, связан с обеспечением подготовки ребенка с проблемами в развитии к жизни — к оптимальному для каждого функционированию в различных сферах социальной практики и в разных социальных группах, выполнению разнообразных характерных возрасту социальных ролей. С другой стороны, его реализация сопряжена с воздейст-вием на общественное сознание с целью создания толерантного отношения к людям с особыми потребностями, что стимулирует развитие нравственного сознания современного общества и составляет основу успешной интеграции в общество детей и взрослых с проблемами в развитии.
При этом осуществление социальной миссии может иметь вполне реальное экономическое выражение и измеряться денежными затратами государства на финансирование образования или программ материальной поддержки лиц с особыми возможностями, ибо:
- десятки тысяч детей, которые, получив специализированную помощь в дошкольных учреждениях, перестают нуждаться в перманентной коррекционной помощи и способны успешно продолжить обучение в условиях общеобразовательной школы;
- десятки тысяч детей, которые в соответствии с возможностями раз-
вития осваивают образовательные программы в коррекционных школах, получают возможность продолжить дальнейшее профессиональное или общее образование разного уровня, а затем стать успешными и активными членами общества;
- тысячи детей с тяжелыми и множественными нарушениями, получившие возможность воспользоваться квалифицированной помощью в развитии, подготовлены к относительно самостоятельной жизни в условиях семьи и к контактам с более широкой социальной средой, могут функционировать в открытой социальной среде, не нуждаясь в пребывании в закрытых учреждениях, обеспечивающих их полное материальное содержание.
Соответственно на учителя-дефектолога обществом возложена огромная социаль-ная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей. Это обусловливает необходимость четкого определения требований к уровню и качеству профессиональной подготовки учителей коррекционных образовательных учреждений всех видов.
На этапе кардинальных изменений в системе высшего профессионального образования в решении этого вопроса несомненный интерес представляет опыт зарубежных стран (Англия, Германия, Польша, Франция и др.), в которых система требований к уровню профессиональной подготовки учителя-дефектолога является очень жесткой.
К работе с детьми с проблемами в развитии в должности учителя допускаются только лица, имеющие высшее дефектологическое образование, независимо от наличия высшего образования по другим специальностям (например, в области филологии, естественных наук и т. п.).
Осмысление сложившегося в последние десятилетия опыта подготовки учителей-дефектологов и анализ концепции подготовки бакалавра
и магистра по новому направлению «Специальное (дефектологическое) образование» дают возможность сформулировать общее требование к уровню его профессионального образования — наличие исключительно высшего специального педагогического образования по одной из предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основных
образовательных программ, что позволяет осуществлять коррекционно-педагогиче-скую, диагностико-
консультативную, исследовательскую и культурно-просветитель-скую деятельность в учреждениях, соответствующих профилю подготовки.
Реализация дифференцированных программ высшего образования разного уровня обеспечивает и разный уровень подготовки учителя-
дефектолога (бакалавра или магистра), а соответственно и сферу его профессиональной деятельности.
Так, для начальной ступени образования достаточным может стать освоение основной образовательной программы уровня бакалавриата. Для дошкольной ступени, средней и старшей ступени общеобразовательной коррекционной школы необходимым является освоение программы магистерского уровня. Это должно найти отражение в квалификационных требованиях к претендентам на учительские должности в образовательных учреждениях, а также быть четко зафиксировано в документах, регламентирующих процесс замещения учительских должностей в образовательных и других
учреждениях, где такие должности предусмотрены штатным расписанием.
В традициях российского дефекто-логи-ческого образования всегда была забота
о качестве содержания образовательных программ и высоком уровне подготовки учителей-дефектологов. Фундаментальность профессиональной подготовки выпускников и ее направленность на удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей дошкольного и
школьного возраста — характерная черта подготовки учителя-
дефектолога в РГПУ им. А. И. Герцена, проявляющаяся в одинаковой мере в системе подготовки бакалавра, специалиста и магистра. Это создает фундаментальную базу для перехода вуза на подготовку дефектолога в многоуровневой системе в соответствии с новой концепцией высшего образования, реализованной в проекте федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.
Основные образовательные программы, создаваемые вузом с учетом новых требований, направлены на подготовку выпускника, способного успешно работать в сфере образования детей с проблемами в развитии, социально мобильного, целеустремленного, организованного, трудолюбивого, ответственного, с гражданской позицией, толерантного, готового к продолжению образования и включению в инновационную деятельность на основе овладения общекультурными и профессиональными компетенциями. Соответственно конечным результатом обучения студентов является формирование у них компетентности, т. е. совокупности личностных качеств, обусловленных опытом его
деятельности в определенной социально- и личностно-значимой сфере
— в сфере образования детей с проблемами в развитии.
Это накладывает на коллектив пре-подава-телей особую ответственность за личност-ное развитие каждого студента, раскрытие его интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, формирование готовности к активной профессиональной и социальной деятельности по окончании вуза.
В свою очередь, это выдвигает высокие
требования к качеству кадрового потенциала вуза, реализующего образовательные программы.
В РГПУ им. А. И. Герцена сложился высококвалифицированный коллектив преподавателей, который спосо-
бен создать и реализовать большой веер вариативных образовательных программ дефектологической направленности уровня бакалавриата и магистратуры с учетом потребностей образовательных и реабилитационных учреждений в кадрах соответствующего профиля. В частности, на факультете коррекционной педагогики работают специалисты, имеющие образование по профилю реализуемых программ, в их числе 10 профессоров — докторов наук, 5 4 доцента —
кандидата наук. Постоянному повышению уровня квалификации преподавательского коллектива содействует работа аспирантуры и докторантуры на кафедрах тифлопедагогики, сурдопедагогики , олигофренопедагогики и логопедии, а также совета по защите докторских диссертаций по специальностям «13.00.03 — Коррекционная педагогика» и «19.00.10 — Коррекционная психология».
Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Специальное ( дефектологическое) образование» открывает новые перспективы подготовки учителя-дефектолога, позволяя мобильно реагировать на вновь возникающие потребности учреждений, оказывающих психолого-
педагогическую помощь лицам с проблемами в развитии. Речь идет, в частности, об осуществлении подготовки педагогов для работы с детьми раннего возраста, детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и др.
Концепция уровневой подготовки учителя-дефектолога на факультете коррекционной педагогики исходит из того, что: 1) бакалавриат обеспечивает базовое образование, позволяющее осуществлять профессиональную деятельность на начальной ступени образования в коррекционных учреждениях либо продолжить образование в магистратуре. В связи с этим количество базовых программ может ограничиваться всего несколькими профилями, соответствующими основным традиционно сло-
жившимся областям дефектологии: тифлопедагогика, сурдопедагогика,
олигофренопедагогика, логопедия,
специальная психология; 2) магистратура обеспечивает полное высшее образование, дающее возможность расширить профессиональную компетентность за счет освоения магистерских программ в других областях специальной педагогики и психологии, либо углубленно осваивать частные аспекты коррекционнообразовательной и реабилитационной работы с какой-то одной категорией детей.
Освоение любой магистерской программы позволяет осуществлять профессиональную деятельность по оказанию помощи
детям и взрослым в образовательных, медицинских и реабилитационных учреждениях либо продолжить образование в аспирантуре. При этом перечень магистерских программ на базе бакалаврской подготовки
является практически неограниченным, что позволяет отвечать на запросы работодателей из различных регионов в специалистах даже для немногочисленных групп детей с проблемами в развитии (например, слепоглухих детей, детей с ранним детским аутизмом и др.).
Кроме этого впервые возникает возможность — на базе подготовки бакалавров — подготовки учителей-предметников для старших классов школ для детей с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.
Вместе с тем новые задачи перед подготовкой учителя-дефектолога ставит реализация идеи инклюзивного образования детей с проблемами в развитии в условиях общеобразовательных учреждений, значимость и перспективность которой была подчеркнута в Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию (2009 г.). В конкретном плане воплощение этой идеи требует решения таких вопросов, что в свою очередь, тесно связано с решением
на государственном уровне целого ряда вопросов, которые до настоящего времени остаются открытыми. К их числу можно отнести: создание
концепции инклюзивного образования в России; создание нормативно-правовой базы организации инклюзивного
образования на разных уровнях системы
образования (дошкольный, начальный, основной, средний, профессиональный ); определение форм и условий инклюзивного образования детей и молодежи; определение места и роли учителя-дефектолога в организации инклюзивного образования детей в условиях применения его высшей формы — совместного обучения детей с проблемами
в развитии с нормально развивающимися сверстниками и др.
Осмысление результатов отечественных и зарубежных исследований по вопросам интеграции лиц с проблемами в развитии в сфере образования, изучение зарубежного опыта инклюзивного образования разных категорий детей позволяет дать четкий ответ на вопрос об уровне профессиональной квалификации педагогов (учителей и воспитателей), принимающих участие в его организации, — образование должно быть
высшего уровня. Для работы в должности воспитателя достаточным является высшее образование на уровне освоения бакалаврской программы соответствующего профиля с углубленным изучением основ специальной педагогики и психологии. Подготовка учителя к работе в условиях инклюзивного образования может быть обеспечена только программами магистерского уровня. Рамочный характер стандартов третьего поколения по направлениям педагогического образования позволяет готовить таких учителей в рамках любого из них. Однако наиболее продуктивным представляется создание образовательных программ, в которых для подготовки учителей к новым видам деятельности
или новым условиям ее осуществле-
ния использовались бы лучшие стороны разных
направлений. Варианты образовательного маршрута, который в итоге даст возможность магистру осуществлять совместное обучение детей с проблемами в развитии и их нормально развивающихся сверстников, могут быть различными. Например, бакалавр, освоивший любую программу по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», приобретает готовность к изучению магистерских программ, связанных с профилями, касающимися дошкольного и школьного образования нормально развивающихся детей. И, наоборот, в рамках нового направления предусмотрено
создание магистерских программ, которые позволили бы бакалавру, освоившему практически любую программу педагогической направленности, приобрети готовность к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Вариативность и мобильность создания
образовательных программ позволит решать проблемы кадрового обеспечения образования всех категорий детей с проблемами в развитии на самом высоком уровне, а соответственно, оптимально использовать немалые средства, выделяемые государством на удовлетворение их образовательных потребностей.
Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» открывает широкие возможности для совершенствования подготовки учителя-дефектолога XXI в. и удовлетворения потребности образовательных и реабилитационных учреждений в специалистах высшей профессиональной квалификации. Это позволит продолжить успехи российской системы
оказания образовательных и реабилитационных услуг лицам с особыми потребностями.