Научная статья на тему 'Современная система подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими нарушения развития'

Современная система подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими нарушения развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1256
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕФЕКТОЛОГИЯ / ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / DEFECTOLOGY / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перова М. Н., Яковлева И. М.

В статье дан анализ современной системы дефектологического образования, раскрыты тенденции и перспективы подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими нарушения развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перова М. Н., Яковлева И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes modern system of defectology. It also reveals the tendencies and prospects of preparation of experts to work with children having developmental disabilities.

Текст научной работы на тему «Современная система подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими нарушения развития»

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

М.Н. Перова, И.М. Яковлева

Аннотация. В статье дан анализ современной системы дефектологического образования, раскрыты тенденции и перспективы подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими нарушения развития.

Ключевые слова: дефектология, дефектологическое образование, дети с нарушениями развития.

Summary. The article analyzes modern system of defectology. It also reveals the tendencies and prospects of preparation of experts to work with children having developmental disabilities.

Keywords: defectology, children with developmental disabilities.

76

Современная система специального (дефектологического) образования представляет собой сеть подразделений в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку педагогических кадров к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, включая соответствующие отделения учреждений повышения квалификации. Ее целью является подготовка квалифицированных специалистов для системы специального образования.

В последние годы система дефектологического образования значительно расширилась, что вызвано рядом причин. Во-первых, по мере охвата всех детей, нуждающихся в специальной помощи, повысился спрос на выпускников дефектологических факультетов. Расширение сети образовательных учреждений, оказывающих специальную помощь, потребовало увеличения количества квалифицированных

кадров, что, в свою очередь, привело к открытию новых подразделений (кафедр, отделений, факультетов), осуществляющих подготовку специалистов дефектологического профиля.

Во-вторых, благодаря «децентрализации» высшего образования наряду с факультетами вузов столицы и крупных областных центров открылись многочисленные кафедры и отделения в районах, удаленных от центра, но имеющих высокую потребность в дефектологических кадрах. В ряде территорий ощущается нехватка специалистов. Так, на 2002-2005 гг. в Красноярском крае лишь 7% педагогических работников специального образования имели дефектологическое образование [1], в Бурятии - 8,3% [2] , в Саха-Якутии обеспеченность кадрами со специальным образованием составляла 8,5%, в Магаданской области - 6-8%, в Сахалинской - 9-11%, Читинской -

Преподаватель XX

2 / 2013

7,6-13%, Хабаровском крае - 15-23%. Еврейском автономном округе - 5%, Приморском крае - 6-26%, в Амурской области - 2,5-10% [3].

В настоящее время во многих педагогических вузах открыты подразделения, в которых ведется подготовка по дефектологическим специальностям: в 152 - по логопедии, в 77 - по специальной дошкольной педагогике и психологии, в 56 - по олигофренопедагогике, в 45 - по специальной психологии, в 21 - по сурдопедагогике, в 10 - по тифлопедагогике [4].

Часто в удаленных от центра районах подготовка специалистов ведется лишь по одной дефектологической специальности, что не позволяет решить проблему обеспечения педагогическими кадрами всех типов специальных (коррекционных) учреждений. Также отмечается нехватка на местах высококвалифицированных кадров преподавателей, которые могли бы вести преподавательскую деятельность в вузе.

В-третьих, сеть дефектологического образования расширилась в связи с открытием с 1998 г. подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования по специальностям «Специальное дошкольное образование», «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» и «Коррекци-онная педагогика в начальном образовании». Образовательные учреждения получили квалифицированных воспитателей для детских садов, воспитателей специальных школ и школ-интернатов, учителей классов коррекционно-раз вивающего обучения.

На сегодняшний день подготовка дефектологов осуществляется по многоуровневой системе обучения. В новом Государственном образовательном стан-

дарте высшего профессионального образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» претерпело изменение содержание подготовки: при сохранившихся профилях уменьшился объем учебного времени, количество часов на практику. Реализованный при составлении стандартов компетентностный подход потребовал внесения изменений в технологии подготовки студентов.

В настоящее время продолжает существование многоступенчатая подготовка дефектологов. При некоторых школах созданы профильные 10-11-е классы, в которых читаются соответствующие дисциплины. Абитуриенты, будучи ориентированными в профессии дефектолога в школе, могут сознательно выбрать для себя профиль обучения.

Многие выпускники педагогических колледжей продолжают свое обучение на соответствующих факультетах высших учебных заведений. Подготовка педагогических кадров в системе «педколледж - вуз» имеет ряд преимуществ перед остальными формами подготовки: во-первых, студенты приходят в вузы уже профессионально ориентированными, имея не только представления о выбранной профессии, но и некоторый опыт работы; во-вторых, они владеют методиками работы с нормально развивающимися детьми и, освоив методики работы с детьми, имеющими особые потребности, становятся универсальными специалистами для работы в условиях интеграции.

Одной из важных тенденций современного дефектологического образования является его дальнейшая фундамен-тализация. Прежде она обеспечивалась благодаря наличию в стандартах и учебном плане общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,

77

78

общих математических и естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин. Блок общепрофессиональных дисциплин включает психологию, педагогику, специальную психологию, специальную педагогику, психолингвистику, психолого-педагогическую диагностику, использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, а также медицинские дисциплины (возрастная анатомия и физиология; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы генетики; основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности; клиника интеллектуальных нарушений; анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения), на которых студенты знакомятся с этиологией и патогенезом нарушения умственного и физического развития ребенка. С 2000 г. в стандартах подготовки специалистов дефектологического профиля появились учебные дисциплины, интегрирующие знания и представления о детях с нарушениями в развитии, - «Специальная психология» и «Специальная педагогика», которые являются базовыми для изучения дисциплин каждой специальности. Значительно усилены научно-теоретические курсы каждой специальности, что отражено как в содержании стандартов, так и в учебных пособиях для студентов. На наш взгляд, в дальнейшем совершенствовании учебных курсов по специальности должны найти отражение философские вопросы, формирующие менталитет будущего дефектолога.

Положительной чертой современного дефектологического образования является подготовка специалистов, ориентированных в смежных областях деятельности. Студенты на старших курсах знакомятся с основами других дефектологи-

ческих специальностей в курсе «Основы обучения и воспитания детей с нарушениями развития», что, безусловно, расширяет их знания в области специальной педагогики. Курсы по выбору, факультативы, такие, как «Ранний детский аутизм», «Обучение и воспитание детей с нарушением поведения», «Обучение и воспитание детей с ДЦП», «Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушения» и другие, способствуют росту педагогической компетентности будущего специалиста-дефектолога.

Современная система высшего дефектологического образования ориентирована на подготовку профессионально мобильных выпускников, расширение возможности их трудоустройства и обеспечение широкого диапазона деятельности в условиях работы одного учреждения. К сожалению, в современных условиях бакалавр, обучающийся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», не может в процессе подготовки получить вторую дефектологическую специальность.

В настоящее время открыты магистерские программы, которые направлены на подготовку педагогов для коррек-ционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения развития. Наиболее широко представлены программы по инклюзивному образованию детей с ОВЗ, что отражает потребности современной практики. Накопленный на сегодняшний день опыт показывает, что необходимо дифференцировать прием обучающихся на магистерские программы в зависимости от наличия у них дефектологического образования.

Вместе с тем практики и ученые (Н.М. Назарова, М.И. Никитина, В.З. Кантор, С.А. Морозов и др.) отмечают, что существующая система высшего дефектологического образова-

Преподаватель

2 / 2013

ния не в полной мере отвечает вызову времени, так как не готовит специалистов для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, с ранним детским аутизмом, с глубокими или сложными нарушениями в развитии, с нарушениями поведения, с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, с взрослыми инвалидами. На наш взгляд, правомерно ставить вопрос об открытии профиля бакалавриата для подготовки специалистов для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Необходимо принять во внимание увеличение количества детей этой категории, а также открытие профильных специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений, реабилитационных центров.

Однако открытие новых профилей по подготовке к работе с детьми с ранним детским аутизмом, с глубокими или сложными нарушениями в развитии, с нарушениями поведения, с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, с взрослыми инвалидами считаем нецелесообразным, так как педагогическая работа с вышеназванными группами детей и взрослых может быть рассмотрена в рамках каждого из имеющихся профилей. Например, в рамках каждого дефектологического профиля будут полезны учебные дисциплины, освещающие вопросы развития, обучения и воспитания детей с нарушениями аутистиче-ского спектра, педагогической работы с детьми с нарушением поведения.

Активное внедрение в современном отечественном образовании инклюзивного обучения заставляет задуматься о подготовке студентов-дефек-тологов к работе в новых условиях и о повышении квалификации педагогов общеобразовательной школы. Поэто-

му в содержании обучения бакалавров обязательно должны найти отражение вопросы организации и коррек-ционно-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения основного назначения.

Важной приметой времени стало увеличение числа студентов-инвалидов, получающих дефектологическое образование. Опыт обучения молодых людей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата по дефектологическим специальностям накоплен МПГУ, МШУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Уральским ПГУ, другими вузами страны. Организованы как отдельные учебные группы, так и интеграция обучающегося (обучающихся) с нарушением в развитии в обычные группы. Получив высшее образование, они нередко идут работать в учреждения, где учатся ребята с похожими проблемами здоровья. По мнению профессора ГЛ. Зайцевой, неслышащие выпускники дефектологического факультета могут успешно работать преподавателями русского языка и литературы, математики и истории, биологии, жестового языка в стенах учебных заведений, использующих билингвистиче-ский подход, так как являются «подлинными "социальными моделями"» для учащихся [5].

Последние двадцать лет дефектологические факультеты многих российских вузов участвуют в международных проектах в области образования, что, на наш взгляд, в конечном итоге направлено на подготовку специалистов, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Например, с 1996 г. факультет коррекционной педагогики педагогического университета им. А.И. Герцена в рамках программы «Темпус» сотрудничает с Национальным Центром

79

80

адаптации и образования детей-инвалидов (г. Сюрен, Франция) и Техническим университетом г. Лиссабона (Португалия) [6, с. 5-7]. На основе изучения опыта реабилитационных центров Франции и Португалии была принята программа «Движение» (1998-2001 гг.), создано учебно-методическое, научное, техническое, информационное обеспечение для работы с детьми, имеющими нарушения движения. Итогом сотрудничества стало создание специализации «Работа с детьми, имеющими нарушения движения», аналогов которой в системе отечественного дефектологического образования не было. Сотрудничество по программе «Северный проект» РГПУ им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургского института раннего вмешательства с Биркелидским Центром по специальному образованию (Норвегия) и Стокгольмским педагогическим институтом (Швеция) способствовало созданию в Санкт-Петербурге приоритетной социальной программы «Абилитация младенцев». Итогом этого проекта явилось создание учебной программы по подготовке специалистов в области раннего вмешательства для детей с особыми потребностями в соответствии с европейскими стандартами.

Результатом тесного сотрудничества кафедры коррекционной педагогики Псковского педагогического института им. С.М. Кирова с университетами г. Кельна (Германия), г. Болоньи (Италия), Высшей школой Арнема и Неймегена (Голландия) в рамках международной программы «ТЕМПУС» явилась разработка специализации «Социальное воспитание и реабилитация лиц с глубокими множественными нарушениями» [4].

В 2001 г. завершился совместный международный проект «Обновление и развитие высшего образования по специальной педагогике в Болгарии и России», финансируемый «Программой поддержки высшего образования» (Higher Education Support Program) Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), в котором участвовали Московский городской педагогический университет и Софийский университет имени Св. Климента Охридского [7].

Совместные проекты и сотрудничество с зарубежными коллегами позволяют изучать мировой опыт подготовки компетентных специалистов для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

В настоящее время существует разветвленная система повышения квалификации работников образования. Возглавляют эту работу институты повышения квалификации работников образования, в качестве структурных компонентов которых выступают кафедры специальной педагогики и специальной психологии. Они осуществляют методическое руководство работой районных (городских) методических центров (кабинетов) и кустовых предметных комиссий, которые, в свою очередь, руководят деятельностью методических объединений. Наряду с этим в муниципальных управлениях образованием выделены специалисты, курирующие деятельность специальных учреждений. Организуются различные формы, стимулирующие специальных педагогов к повышению профессионального мастерства. Например, в Москве в течение ряда лет проходит конкурс «Сердце отдаю детям», учреждается Грант Москвы в области науки и технологий в сфере образова-нияпономинации «учитель-дефектолог», в рамках которого осуществляется кон-

Преподаватель ^

2 / 2013

курсный отбор педагогических работников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, и учреждений дополнительного образования детей и т.п.

В настоящее время разработаны научно обоснованные модели повышения квалификации педагогов в области специального образования и коррекцион-но-развивающего обучения (Н.Е. Астафьева, Е.Е. Аюпова, О.В. Бачина, В.И. Диа-нова, Е.В. Колтакова, Е.С. Тушева). Разработаны методические рекомендации аттестации педагогических и руководящих кадров специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений.

В помощь институтам повышения квалификации созданы факультеты повышения квалификации и переподготовки работников образования в учебных институтах, а также при научно-исследовательских институтах и центрах (НИИ ИКП РАО и др.) читаются курсы повышения квалификации для дефектологов.

Подводя итог, отметим, что характерными чертами современной системы дефектологического образования являются ее значительный рост, много-уровневость и многоступенчатость, открытость, фундаментальность содержания. Тенденции в развитии системы дефектологического образования видятся нам в дальнейшей фундаментализации содержания обучения по каждому профилю; открытии новых профилей (например, для подготовки специалистов по работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата); разработке условий, позволяющих бакалаврам, обучающимся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», одновременно получать подготовку по двум профилям; опережающем характере подготовки квали-

фицированных дефектологов, компетентных в оказании помощи детям раннего возраста, взрослым, умеющим работать с детьми со сложной структурой нарушения, способных сопровождать ребенка в условиях интегрированного обучения, владеющих современными компьютерными технологиями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гендин А.М. Подготовка и функционирование педагогических кадров в системе специального (коррекционного) образования в регионе (по материалам социологического исследования) / А.М. Гендин, А.А. Дмитриев, М.И. Сергеев, Л.И. Дмитриева. - Красноярск, 2002. - 173 с.

2. Монхорова И.Г. О системе специального образования в Республике Бурятия // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 25-28.

3. Блинов Л.В. Подготовка кадров для системы специального образования в Дальневосточном регионе / Л.В. Блинов, Л.Н. Блинова // Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование. - М., 1999. - С. 137-140.

4. Назарова Н.М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров: монография. - М.: Спутник +, 2009. - 159 с. 81

5. Зайцева Г.Л. Педагогическая система «Билингвистическое обучение неслыша-щих // Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование. - М., 1999. - С. 55-59.

6. Инновации в Российском образовании: психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. - М.: МГУП, 2001. - 174 с.

7. Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков: Сборник статей. В 2-х частях. - София -Москва, 2001.- 1 ч. - 273 с., 2 ч. - 240 с.

8. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: монография. - М.: Изд-во «Спутник+», 2009. - 220 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.