УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГАРМОНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ПРАКТИКИ
Л. И. ТРИНКА,
кандидат, экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа E-mail: trinka_kgtu@list. ru А. С. МОЛЧАН, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики
E-mail:molchan74_7@bk. ru Краснодарский кооперативный институт Российского университета кооперации
Российские организации остро нуждаются в эффективной системе управления внешнеэкономической деятельностью, основанной на унификации учетно-анали-тических данных. Это может быть реализовано на основе разработки механизма «сведения»учетно-аналитической информации в отчетности. Такой механизм способствует созданию самонастраиваемой учетно-аналитической системы управления.
Ключевые слова: информация, бухгалтерский учет, управленческий учет, трансформация отчетности, агрегирование, корректировка, реклассификация.
До середины 1980-хгг. в России существовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Государство на основе экспортно-импортного плана, в котором устанавливалось, что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в нее, определяло, какие организации, в каких отраслях, в каком объеме могли вести операции во внешней торговле. С 1987 г., с началом реформы ВЭД, вступили в действие правовые акты, которые допустили на внешний рынок практически любую организацию. Государственная монополия на ведение внешнеторговых операций ослабла. В настоящее время любая организация может самостоятельно
организовывать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В современных условиях демонополизации ВЭД организация стала основным звеном внешнеэкономического комплекса страны. Она самостоятельно определяет формы, методы и объемы работы на внешнем рынке, а также полностью несет ответственность за результаты своей деятельности. Государству в этом случае отводятся функции регулирования, координации, контроля и содействия развитию ВЭД российских хозяйствующих субъектов.
Ведение ВЭД связано с сохраняющейся в настоящее время экономической нестабильностью, многочисленными коммерческими рисками и другими факторами. Именно в такой обстановке руководители организаций принимают управленческие решения, которые в значительной мере могут повлиять не только на финансовое благополучие фирмы, но и на ее жизнеспособность. Опыт последних лет формирования рыночных отношений в России содержит богатый материал неудач и финансовых потерь российского бизнеса отделовых связей с зарубежными партнерами.
В связи с этим организации остро нуждаются в налаживании собственной эффективной системы управления ВЭД, которая была бы адекватна сов-
ременным требованиям и условиям, основывалась на принципах адаптивности и обеспечивала достаточную гибкость и быстродействие в принятии решений. Такая система управления организацией неразрывно связана со сбором, переработкой и выдачей информации, которая одновременно является предметом и продуктом управленческого труда и важнейшим элементом системы управления. На сегодняшний день информационное обеспечение многие ученые рассматривают как важнейший ресурс в управлении организацией наряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
В жестко регламентированной государственной системе управления функция учета в части информационного обеспечения и обоснования управленческих решений практически оставалась невостребованной. С началом рыночных преобразований хозяйствующие субъекты хотя и получили право самостоятельно принимать решения, но большинство из них не могли делать это качественно в силу недостаточной оперативности и несовершенства методов и средств обработки требуемой учетной информации. В значительной степени эта проблема сохраняет свою остроту и сегодня. Исследование информационных систем организаций свидетельствует о том, что 40—50 % всей информации является избыточной в информационном потоке и в то же время в учете отсутствует около 50% информации, необходимой для управления, а принятие решений базируется больше на интуиции, чем на точной и объективной информации [1]. Это обусловливаетнеобходимость преобразования системы бухгалтерского учета в соответствии с нуждами управления, поскольку основная цель учета — создание информационной базы для принятия управленческих решений. В связи с этим перед учетом стоят задачи усиления оперативных и аналитических свойств, предоставления объективных оперативных сведений для экономических обоснований. Иными словами, построение эффективной системы управления внешнеэкономической деятельностью может быть осуществлено на основе разработки системы учетно-аналитического обеспечения управления организацией.
Учетно-аналитическая информация должна обеспечивать информационные потребности широкого круга пользователей. Концепцией бухгалтерского учета определены группы заинтересованных пользователей учетной информации. Это инвесторы и их представители, работники и представляющие их лица, заимодавцы, поставщики
и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти, общественность.
Инвесторы и их представители заинтересованы в информации о способности организации выплачивать дивиденды, о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных инвестиций, на основе которой этими инвестициями можно распоряжаться.
Работники и их представители (профсоюзы и др.) заинтересованы в информации о способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.
Заимодавцы заинтересованы в получении сведений, позволяющих определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими займы и выплачены соответствующие проценты.
Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы.
Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о намерении организации продолжать свою деятельность.
Органы власти заинтересованы в информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию хозяйственной деятельности, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения.
Общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.
Поэтому информация, раскрываемая в учете и отражаемая в отчетности, должна быть достаточно легкой для интерпретации. Для реализации этой задачи она должна обладать необходимым набором качественных характеристик (понятность, уместность, достоверность и сопоставимость), являющихся неотъемлемым атрибутом формы представления учетно-аналитической информации — финансовой отчетности.
Годовые финансовые отчеты российских организаций предназначены для подведения итогов производственной, сбытовой и финансовой деятельности компании, отчета перед акционерами, а также в рекламных целях.
Акцент в годовых отчетах отечественных организаций делается на наиболее результативных показателях, обеспечивающих достоверное и объективное представление данных о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании, вуалируя
внутренние недостатки и проблемы организации. Это существенно отличает формат представления учетно-аналитической информации в отчетности российских организаций от требований МСФО, где объектом стандартизации является не учет, а отчетность, имеет место приоритет управленческого перед другими видами учета, представление отчетной информации ориентировано на перспективу и имеет иную идеологическую концепцию в оценке объектов бухгалтерского наблюдения.
Перечисленные факторы требуют от российских участников внешнеэкономической деятельности принципиально новых подходов к построению траекторий информационного взаимодействия.
Таким образом, возникает необходимость трансформации учетной системы организаций и ее выхода за рамки национальной регламентации учета, предопределяя гармонизацию системы учет-но-аналитического обеспечения с требованиями международных стандартов.
Гармонизация может различаться с точки зрения способов ее осуществления как принципиальная и формальная. Принципиальная предполагает сближение учетных систем стран мирового сообщества. Она основывается на гармонизации учетных принципов, учетных процедур и форм представления отчетных данных. Под формальной гармонизацией понимают механические приемы пересчета финансовой отчетности отдельно взятой страны в условиях функционирования принципов и стандартов учета другой страны или группы стран. Формальная гармонизация может быть осуществлена при помощи корректировок базисных показателей отчетности, учитывающих принципы и стандарты учетной системы другой страны (или группы стран) или составлением финансовой отчетности по методологии другой страны на основе первичных документов. Этот способ ориентирован на автоматический режим, снижает трудоемкость и исключает искажения при пересчете.
Учет в западных странах ориентирован на использование общепринятых принципов, положенных в основу и8 СААР (британо-американская модель бухгалтерского учета), которая используется в основном государствами Северной Америки и МСФО (континентальная модель бухгалтерского учета). Функционируя в поле действия МСФО, участники ВЭД сталкиваются с объективной необходимостью применения МСФО при формировании финансовой отчетности [1]. Содержание МСФО основывается на обобщении положительного опыта эффективно функционирующих
крупных корпораций, что предопределяет потенциальную возможность формирования унифицированных подходов к подготовке и представлению финансовой отчетности участников ВЭД.
Российская система учета и отчетности, имея иной объект стандартизации (учет, а не отчетность), построена на других принципах формирования информации. Вследствие чего отчетность содержит сведения преимущественно о прошлых событиях и не позволяет судить об их экономических последствиях. Это создает определенные трудности в восприятии информации заинтересованными пользователями. Кроме того, не удается в полной мере обеспечить выполнение качественных характеристик в части требований кдостоверности отчетной информации:
- правдивое представление (faithful representation) — информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой отчетности;
- приоритет содержания над формой (substance over form) — информация должна принимать во внимание прежде всего экономическую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую форму;
- нейтральность (neutrality), т. е. ненацеленность информации на интересы определенных групп пользователей;
- осмотрительность (prudence), заключающаяся в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы недооценены, т. е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства — по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли;
- полнота (completeness) — в отчетности должны получить отражение все существенные с точки зрения пользователей отчетности факты хозяйственной деятельности за отчетный период.
Наряду с этим условия регулирования ВЭД, обладая спецификой, создают дополнительные трудности в формировании информации определенного качества, что ограничивает ее доступность для объективного восприятия широким кругом пользователей.
Так, взаимоотношения между участниками внешнеэкономической деятельности регулируются нормами международного права, международных обычаев, национальных законодательств одной из сторон сделки и условиями конкретных внешнеторговых договоров (контрактов). Это неизбежно влияет на характер отражения отчетной инфор-
мации. Вариативность в принятии конкретных условий оформления внешнеэкономических сделок влияет на формирование экономических показателей и их отражение в учете, что может иметь различные налоговые последствия этих сделок для участников ВЭД и в итоге различную оценку конечного финансового результата [2].
Вариативность отражения учетных операций, связанных с ВЭД, затрудняет унификацию процесса сбора, обработки, обобщения и отражения учетно-аналитической информации и зависит от субъективных профессиональных суждений конкретных исполнителей, что повышает риск возникновения фундаментальных ошибок в отчетности, существенно снижающих ее достоверность.
Негативное воздействие перечисленных организационно-правовых условий на ВЭД повышает субъективную ответственность пользователей информации в оценке параметров ВЭД и обусловливает необходимость формирования единых объективно ориентированных подходов в подготовке и представлении учетно-аналитической информации, обеспечивающей реализацию информационных запросов широкого круга пользователей.
Учет широкого спектра информационных потребностей различных категорий пользователей в реализации единых объективно ориентированных подходов в подготовке и представлении учетно-аналитической информации должен основываться на концепции унификации учетно-аналитических данных.
Для этого необходима разработка механизма «сведения» учетно-аналитической информации в отчетности, с одной стороны, ориентируясь на общность информационных потребностей внешних пользователей, а с другой стороны — на удовлетворение специфических экономических интересов участников ВЭД при оценке параметров ее эффективности.
Основным элементом такого механизма является управленческий учет, который в управлении эффективностью деятельности организации в целом и во внешнеэкономической деятельности в частности используется для решения следующих задач:
- разработка и реализация бизнес-стратегии;
- осуществление планирования и контроля;
- эффективное использование ресурсов;
- повышение эффективности деятельности;
- сохранение материальных и нематериальных активов;
- корпоративное и внутрифирменное управление бизнес-процессами.
Поскольку сбор и хранение данных о хозяйственной деятельности организации — достаточно трудоемкий и затратный процесс, то формирование и использование управленческой информации становится важной задачей и конкурентным преимуществом организации. Объем и качество собираемой информации должны обеспечивать компромисс нормативно-правового поля и внутреннего устройства организации, что, с одной стороны, должно обеспечить оперативное реагирование на изменения во внешнем окружении организации, а с другой стороны — гарантировать неразглашение конфиденциальной информации, являющейся элементом коммерческой тайны. Выполнение этих условий в конечном счете способствует получению положительной деловой репутации организации.
Начальным этапом рационального построения системы учетно-аналитического обеспечения управления деятельностью организации в целом, и внешнеэкономической в том числе, является создание хранилища данных (ёа1ем,агеЬои8е), на основе которого с использованием ОЬАР-технологий любой менеджер организации может сформировать отчет для анализа данных в нужном ему аналитическом разрезе и обеспечить себя информацией для принятия решений.
Однако в настоящее время наиболее распространенным вариантом остается создание информационной системы, в которой накапливаются данные и, как правило, имеется генератор пользовательских отчетов, который дополняет типовые отчеты, предусмотренные разработчиком системы.
Обычно разработчики программного обеспечения предлагают пользователям регулярно обновляемые формы внешней (для контролирующих органов) отчетности (бухгалтерской и налоговой) и рекламируют возможность создания любых видов управленческих отчетов, необходимых организации. Однако созданный отчет не обязательно корректно сформирован. С проблемой корректного формирования (заполнения) отчетов предприятие остается один на один.
Необходимость формировать отчетность по международным стандартам для организаций — участников ВЭД создает дополнительные организационные сложности, которые определяются отсутствием взаимоувязки между учетными данными в информационных системах отечественных организаций и соответствующими полями в формах отчетности по МСФО.
Возможными вариантами организации такой взаимосвязи могут быть:
- ручная выборка необходимой информации (с полным отсутствием возможности автоматизировать отчет);
- формирование таблиц описания взаимосвязей или соответствия полей отчета и данных в системе с последующим написанием алгоритма автоматического формирования отчета;
- смешанный вариант, предполагающий наличие таблиц взаимоувязки и ручные расшифровки и корректировки при формировании отчетности.
Наиболее распространенным вариантом организации взаимосвязи информационных учетных систем с формами отчетности посредством таблиц описания взаимосвязей является мэппинг.
Мэппинг (в широком понимании) — это преобразование данных из одной формы в другую. Для бухгалтерского учета мэппинг — это составление таблицы соответствий бухгалтерских счетов из различных планов счетов, например российского плана счетов и плана счетов СААР (МСФО) (или плана счетов управленческого учета).
Большинство компаний составляют отчетность по МСФО путем трансформации. Метод основан на подходе, в соответствии с которым информация, сформированная по российским стандартам, анализируется и корректируется для приведения ее в соответствие с МСФО.
Отчетность трансформируется как минимум в четыре этапа с использованием таблиц мэппинга и ручных корректировок.
1-й этап. Структурная трансформация баланса и отчета о прибылях и убытках (реклассификация).
В результате производятся перегруппировка и агрегирование отдельных статей финансовой отчетности в целях подготовки базы данных для выполнения последующих корректирующих проводок. При этом таблица мэппинга содержит показатели финансовой отчетности по РСБУ и их отражение в промежуточной отчетности по МСФО.
2-й этап. Выполнение корректирующих проводок, направленных на устранение качественных различий между российской отчетностью и отчетностью по МСФО (индульгенция).
Реализация этого этапа основана на применении профессионального суждения бухгалтера (финансового аналитика) в отношении фактов хозяйственной деятельности организации, учетная информация о которых подлежит трансформации.
3-й этап. Составление отчетности по МФСО на основе трансформированных баланса, отчета о прибылях и убытках и прочих форм (трансляция).
Таблица мэппинга включает показатели промежуточной отчетности по МСФО и описание выполненных корректировок.
4-й этап. Подготовка описательной части отчета.
Пример реклассификации приведен в табл. 1,2.
Таблицы мэппинга могут найти широкое применение при формировании управленческой отчетности организаций — участников ВЭД, основу которой должны составить положения учетной политики, рабочий план счетов, график бухгалтер-
Таблица 1
Реклассификация счетов бухгалтерского учета российской организации с планом счетов по МСФО (фрагмент)
Счет Наименование Дебет Кредит
011010 Телекоммуникационное оборудование и здания 35 777 398
01 Основные средства 35 777 398
011020 Компьютеры 500 971
01 Основные средства 500 971
011030 Транспортные средства 1 205 832
01 Основные средства 1 205 832
011040 Прочие основные средства 685 405
01 Основные средства 685 405
014000 Капитальные вложения 447 277
08 Вложения во внеоборотные активы 447 277
021010 Амортизация оборудования и зданий 15 131 141
02 Амортизация основных средств 15 131 141
021020 Амортизация компьютеров 274 847
02 Амортизация основных средств 274 847
021030 Амортизация транспортных средств 813 802
02 Амортизация основных средств 813 802
021040 Амортизация прочих основных средств 479 854
Окончание табл.1
Счет Наименование Дебет Кредит
02 Амортизация основных средств 479 854
090000 Отложенные налоговые активы 96 620
09 Отложенные налоговые активы 96 620
101010 Кабель 15 990
10 Материалы 15 990
101020 Запчасти для оборудования 1 763
10 Материалы 1 763
190000 НДС по приобретенным ценностям 1 907
19 НДС по приобретенным ценностям 1 907
511000 Расчетный счет № 1 5 057 099
51 Расчетные счета 5 057 099
Таблица 2
Оборотно-сальдовая ведомость, реклассифицированная в соответствии с МСФО
Счет Наименование Дебет Кредит
011010 Телекоммуникационное оборудование и здания 35 777 398
011020 Компьютеры 500 971
011030 Транспортные средства 1 205 832
011040 Прочие основные средства 685 405
012000 Инвестиционная собственность —
013000 Арендованные активы —
014000 Капитальные вложения 447 277
021010 Амортизация оборудования и зданий 15 131 141
021020 Амортизация компьютеров 274 847
021030 Амортизация транспортных средств 813 802
021040 Амортизация прочих основных средств 479 854
022000 Амортизация инвестиционной собственности —
023000 Амортизация арендованных активов -
090000 Отложенные налоговые активы 96 620
101010 Кабель 15 990
101020 Запчасти для оборудования 1 763
190000 НДС по приобретенным ценностям 1 907
511000 Расчетный счет № 1 5 057 099
ского документооборота и другие организационно-распорядительные документы по вопросам ведения бухгалтерского учета.
Мэппинг как способ формальной гармонизации бухгалтерской практики способствует созданию самонастраиваемой учетно-аналитической
Список литературы
системы управления организацией, способной на быстрое и гибкое реагирование на внешнее окружение, формирующей основу для обеспечения эффективного взаимовыгодного сотрудничества и укрепление рейтинговых позиций организации на международных рынках.
1. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: приказ министра финансов Российской Федерации от 01.07.2004 № 180.