Научная статья на тему 'Учебный ситуационный центр оперативного управления - новые технологии обучения'

Учебный ситуационный центр оперативного управления - новые технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / SITUATION CENTRE / CONTEMPORARY INFORMATION TECHNOLOGIES / DIDACTIC PRINCIPLES / METHODS OF ANALYSIS / OPERATIONAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манышев В. В.

В статье рассматривается внедрение ситуационных центров в учебный процесс как одна из новых форм преподавания в вузах МВД России и вопросы методологического обеспечения учебного процесса. На современном этапе возрастание роли управления в выполнении задач, стоящих перед ОВД, требует постоянного его совершенствования. В решении этой проблемы должны широко применяться современные научные достижения информационных и коммуникационных технологий. Применение ситуационных центров в учебном процессе позволит значительно повысить уровень подготовки сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манышев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Situation Centre of Operational Control - Contemporary Information Technologies

This article deals with applying of situation centres to educational process as one of new forms of teaching in higher professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the problems of methodological supply of educational process. Now the increase of role of operation in solving the problems of MIA needs its improvement. In solving this problem the contemporary information technologies must be used. The usage of situation centres will help to improve the level of professional education of law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Учебный ситуационный центр оперативного управления - новые технологии обучения»

УЧЕБНЫЙ СИТУАЦИОННЫМ ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ EDUCATIONAL SITUATION CENTRE OF OPERATIONAL CONTROL - CONTEMPORARY INFORMATION TECHNOLOGIES

УДК 378.147

В.В. МАСЫШЕВ,

доцент кафедры тактико-специальной и огневой подготовки (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматривается внедрение ситуационных центров в учебный процесс как одна из новых форм преподавания в вузах МВД России и вопросы методологического обеспечения учебного процесса.

На современном этапе возрастание роли управления в выполнении задач, стоящих перед ОВД, требует постоянного его совершенствования. В решении этой проблемы должны широко применяться современные научные достижения информационных и коммуникационных технологий. Применение ситуационных центров в учебном процессе позволит значительно повысить уровень подготовки сотрудников ОВД.

Ключевые слова: ситуационный центр, новые технологии, информационные и коммуникационные технологии, дидактические принципы, методология анализа, оперативная обстановка.

V.V. Manyshev, assistant professor of the Chair of Special Tactics and Firearms Training, assistant professor of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract: This article deals with applying of situation centres to educational process as one of new forms of teaching in higher professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the problems of methodological supply of educational process.

Now the increase of role of operation in solving the problems of MIA needs its improvement. In solving this problem the contemporary information technologies must be used. The usage of situation centres will help to improve the level of professional education of law enforcement officers.

Keywords: situation centre, contemporary information technologies, didactic principles, methods of analysis, operational situation.

В современных условиях к сотрудникам ОВД предъявляются высокие требования, при этом их компетентность будет зависеть от того, насколько они владеют практическими навыками управленческой деятельности и умениями применять в своей профессиональной деятельности новые технологии.

Организация и осуществление подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования предполагает многоаспектное использование информационных

и коммуникационных технологий (ИКТ), которые выступают в качестве инструмента решения профессиональных задач. Выполнение этих задач обеспечивает формирование у курсантов умения принятия решений в современной информационной среде, определение и поиск профессиональноважной информации, выбор и использование средств, адекватных поставленной задаче, разработка технологии обработки информации и использование полученных результатов в оптимизации процесса решения при

проведении специальных операций.

В рамках современных образовательных инноваций большое внимание уделяется методологическому обеспечению учебного процесса, в частности использованию активных методов обучения, разработке и внедрению новых методологий обучения для развития у курсантов аналитического мышления.

Так, одним из нововведений считается создание в учебных заведениях учебных ситуационных центров оперативного управления (УСЦОУ)1, имеющих прикладную направленность и ориентирующих курсантов на выполнение ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Внедрение ситуационных центров в учебный процесс является одной из новых форм преподавания, которая внесёт значительные изменения в существующую сегодня образовательную модель. Это ставит перед профессорско-преподавательским составом ряд совершенно новых задач, таких как разработка дидактических основ и инновационных методических подходов к использованию средств компьютерного моделирования проведения специальных операций при формировании навыков принятия решений в составе оперативного штаба (ОШ) с активным использованием интеллектуальных информационно-коммуникационных технологий.

Создание ситуационных центров является сегодня одной из актуальнейших задач повышения качества управленческой деятельности в ОВД. Современный ситуационный центр обладает следующими функциональными возможностями:

- моделирование и воспроизведение ЧС, имевших место в реальности, а также выполнение реалистичных тренингов и проведение командно-штабных учений (КШУ);

- планирование хода специальной операции, выработки управленческих решений и осуществления оперативного контроля за её ходом;

- использование интегрированного банка данных регионального уровня «ИБД-Регион» для оперативной проверки по единой базе данных из совокупности имеющихся оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учётов регионального и федерального уровней, формируемых в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России;

- проведение обучения в ускоренном режиме или режиме реального времени;

1 Далее - ситуационный центр

- возможности приема информации от различных источников с выводом на экран или видеомониторы следующей информации: интерактивной карты; информации о движении и развертывании сил и средств, задействованных в специальной операции за счет возможности подключения к Глонас/ GPS; текстовых и графических документов, подготавливаемых членами ОШ; информации с видеокамер учебной дежурной части института для оперативного контроля за ходом специальной операции (при проведении занятий).

Применение ИКТ в процессе обучения в ситуационных центрах способствует реализации дидактических принципов и наполняет их новыми возможностями:

- принцип научности - использование современной вычислительной техники позволяет отражать в образовательном процессе сегодняшние рубежи науки и выводить обучающихся на уровень опережающих знаний;

- принцип системности и последовательности обеспечивается за счет программированного представления учебной информации, что обусловливает успешное усвоение не только предметных знаний соответствующей науки, но и ее структуры, логики и методики изучения;

- принцип индивидуализации обучения реализуется с помощью адаптивных программных средств, обеспечивающих каждому обучающемуся свой уровень сложности предоставляемой информации;

- принцип наглядности реализуется в достаточной степени на основе технологий мультимедиа;

- принцип активности - работа с ИКТ обеспечивает повышение у обучающихся творческой деятельности и психических процессов (восприятия, ассоциации, интуиции и др.), что в итоге оказывает положительное влияние на формирование уровня знаний.

Рассматривая обучение курсантов в ситуационном центре, как применение инновационных технологий в учебном процессе, направленное на приобретение ими системных знаний, умений и практических навыков, связанных с подготовкой к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, особое внимание при проведении занятий должно уделяться аналитическому инструментарию, методическим аспектам оценки обстановки и алгоритмам принятия решения.

В условиях ситуационных центров и моделируемой на занятиях сложной оперативной

обстановки значительно сокращается время, отпущенное на принятие управленческих решений при проведении специальных операций. С точки зрения организации практического занятия или учения ситуационный центр даёт возможность промоделировать варианты развития оперативной обстановки, продумать последствия тех или иных действий руководителя оперативного штаба заранее, не дожидаясь наступления кризисной ситуации.

Новые технологии в обучении курсантов действиям в чрезвычайных обстоятельствах базируются на создании структурно-логических схем и алгоритмов действий, системы понятий, вариантов проведения специальной операции с соответствующими пояснениями, для последующей разработки оптимизационно-прогностических моделей.

Как показала практика проведения занятий и учений, обучение в ситуационном центре не замыкается только на одной дисциплине «тактико-специальная подготовка», а носит междисциплинарный характер. Курсанты получают возможность реализовать свои знания на уровне направлений: теории и практики административной деятельности, информационных технологий, математического моделирования, информационных систем, правового регулирования.

При этом обучение курсантов в ситуационном центре на моделируемой оперативной обстановке не претендует на исчерпывающий характер рекомендаций и не содержит готовых универсальных рецептов. Главная задача обучения заключается в повышении мотивации курсантов через детализированное подробное разъяснение алгоритмов действий сотрудников оперативного штаба при организации и проведении специальной операции, с рассмотрением конкретных примеров из боевого опыта по выполнению своих должностных обязанностей по предназначению.

В соответствии с методологическим назначением ситуационного центра его основной целью является освоение курсантами техники проведения конкретных видов аналитической работы, научить их правильно структурировать и излагать свои мысли при уяснении полученной задачи, оценки обстановки, подготовке проекта решения на проведение специальной операции.

Обучение в ситуационном центре также будет способствовать развитию у курсантов инициативы и творчества, которые заключаются в стремлении найти наиболее целесообразные и эффективные способы

выполнения поставленных задач в соответствии с конкретной оперативной обстановкой; умении самостоятельно определить лучшие формы и методы работы в организации и планировании служебно-боевой деятельности, внедрять все новое, передовое, обобщать и использовать положительный опыт, готовность взять на себя ответственность за самостоятельные действия.

Таким образом, речь идет о методологии прикладного анализа оценки обстановки, подготовки и проведения специальной операции. Используя информационные технологии, курсанты учатся прогнозировать развитие оперативной обстановки, производить количественный анализ возможных вариантов развития событий, решать задачи выбора оптимальной тактики действий.

В данном случае под методологией проведения аналитической работы понимается комплексная система методов, инструментов и технологий, направленная на развитие и совершенствование у курсантов практических навыков подготовки к действиям в сложной оперативной обстановке.

На практике аналитическая работа, проводимая сотрудниками оперативного штаба, подразумевает, что в своей деятельности они должны опираться на методологию исследования, в частности уметь грамотно оценить сложившуюся оперативную обстановку, сформулировать проблематику, раскрыть ее через анализ имеющейся информации.

Рассматривая методику проведения аналитической работы курсантами в составе групп оперативного штаба, основное внимание необходимо обращать на их умения излагать материал последовательно и логично, аргументированно, с ясной смысловой законченностью.

Современная методология анализа проведения специальных операций предполагает использование системы моделирования в конкретной сложившейся оперативной обстановке и средств их программной реализации, обеспечивающих многовариантные аналитические и прогнозные оперативные расчеты.

При этом, рассматривая вопросы планирования и методологические требования к содержанию оперативно-боевых документов, разрабатываемых при подготовке специальной операции, основной упор должен делаться на умения курсантов быстро, правильно и аккуратно оформлять их. Основными требованиями, предъявляемыми к оперативно-тактическим расчетам, являются

их своевременность и точность.

По своему содержанию и назначению оперативно-тактические расчеты могут быть самыми различными, к их числу можно отнести расчеты на применение сил и средств, специальной техники, оценку радиационной и химической обстановки, на совершение марша, перевозку личного состава всеми видами транспорта, на организацию комендантской службы и т. д. Также могут производиться и другие расчеты, необходимые руководителю оперативного штаба для принятия решения.

Исходными данными для проведения оперативно-тактических расчетов являются полученная задача, привлекаемые силы и средства, информация о преступниках, предположения о характере развития действий и другие данные обстановки. Все расчеты должны производиться с учетом характера действий групп и обстановки, в которой им предстоит действовать.

Только обладая оперативно-тактической подготовкой, соответствующей современным требованиям, руководитель оперативного штаба сможет заранее и с достаточной степенью достоверности предопределять

ход предстоящих действий в специальной операции.

Поэтому обучение курсантов в ситуационном центре даёт возможность: систематизировать имеющийся в ОВД управленческий опыт; определить свою роль в работе ОШ; получить современные знания и практические инструменты в области управления кризисными ситуациями; овладеть методами анализа оперативной обстановки; выработать у обучающихся навыки сбора, анализа и обобщения информации; приобрести навыки принятия эффективных управленческих и тактических решений в условиях проведения специальных операций; овладеть эффективными способами управления всеми задействованными силами и средствами при проведении специальной операции; проведения обучения и подготовки в реальном масштабе времени на единой оперативно-тактической обстановке.

Таким образом, обучение в ситуационном центре позволит поднять учебный процесс на новый уровень современных образовательных инноваций и вывести выпускников вузов МВД России на новую ступень профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.