Научная статья на тему 'Учебный предмет «Литература» как фактор формирования ценностного отношения к здоровью у старшеклассников'

Учебный предмет «Литература» как фактор формирования ценностного отношения к здоровью у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полукаров Владимир Васильевич, Жукова Алена Александровна

В статье представлен новый взгляд на проблему формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Сначала автор говорит об актуальности данного вопроса в наше время и необходимости его решения в рамках школы. В центре внимания дети старшего школьного возраста и их характерные особенности. Затем автор обращается к одному из невостребованных факторов формирования ценностного отношения к здоровью потенциалу литературы. Им формулируются основные возможности данного учебного предмета в рамках указанной проблемы и приводится конкретный пример формирования ценностного отношения к здоровью на основе изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полукаров Владимир Васильевич, Жукова Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный предмет «Литература» как фактор формирования ценностного отношения к здоровью у старшеклассников»

ПЕДАГОГИКА

УДК 8:37

В. В. Полукаров, А. А. Жукова

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЛИТЕРАТУРА»

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье представлен новый взгляд на проблему формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Сначала автор говорит об актуальности данного вопроса в наше время и необходимости его решения в рамках школы. В центре внимания дети старшего школьного возраста и их характерные особенности. Затем автор обращается к одному из невостребованных факторов формирования ценностного отношения к здоровью - потенциалу литературы. Им формулируются основные возможности данного учебного предмета в рамках указанной проблемы и приводится конкретный пример формирования ценностного отношения к здоровью на основе изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социальноэкономических и политических условиях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. Именно поэтому ученые в последнее время стали чаще обращаться к решению данной проблемы. В национальной доктрине образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Школа является единственным социальным институтом, который охватывает всех без исключения. В школу ребенок приходит в восприимчивом к воспитанию возрасте, а длительность его пребывания в школе вполне достаточна для формирования у него определенной системы ценностей, одной их которых является здоровье. Поэтому проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

В центре внимания современной педагогики оказывается личность ребенка. Это предполагает учет возрастных, индивидуальных и психологических особенностей каждого и отношение к ученику не только как объекту, но, прежде всего, как субъекту обучения и воспитания. Такой подход к образовательному и воспитательному процессу в педагогике получил название личностно ориентированного и был выделен в рамках гуманистического воспитания. Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика на современном этапе опирается на ее аксиологические характеристики и, прежде всего, стремится сформировать у нее определенную систему ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций [1].

Сластенин В. А. дает следующее определение понятия «ценностное отношение», выделяя его наряду с ценностным сознанием, ценностными установками, ценностным поведением: «Ценностное отношение - внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений» [2]. Это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта. Ценностные отношения являются основой для формирования у человека системы ценностных ориентаций, содержащих в себе фиксированные установки на материальные и духовные ценности.

Именно в период юношества перед учащимися встает проблема выбора жизненных ценностей. Школьники стремятся определить внутреннюю позицию по отношению к себе (т.е. ответить на вопросы «Кто Я?», «Каким Я должен быть?», «Какой Я есть?»), по отношению к окружающим, а также к моральным ценностям.

Старшеклассник, развиваясь в единстве трех компонентов - физическом, психическом и социальном (такая структура личности может быть выделена условно), соответственно, формирует свое отношение к себе в этих трех ипостасях. Во-первых, к себе как представителю мужского или женского пола, т.е. рассматривает себя с точки зрения физической привлекательности. Придирчиво осматривая себя в зеркале, юноши и девушки испытывают беспокойство по поводу своего внешнего вида. Очень многие не обнаруживают тот идеал, который хотели бы увидеть в зеркале, в результате оказывается, что практически все старшеклассники недовольны своей внешностью и хотят ее изменить. В современном мире стремление изменить свою внешность, стать, по мнению юношей и девушек, более привлекательными, получило реальное воплощение. Пирсинг, татуировки, необычные прически (панк или стрижка наголо у девушек) можно увидеть сейчас практически в любой молодежной компании. По их мнению, от этого зависит их престиж и популярность у сверстников. Недостатки во внешности иногда могут изменить отношение к ним одноклассников, что, в свою очередь, рождает чувство личной неполноценности. Образ собственного тела, физическая привлекательность порой оказываются в центре внимания юношей и девушек и становятся одними из важнейших компонентов юношеского самосознания [3].

Во-вторых, у старшеклассников формируется отношение к себе как носителю определенной системы ценностей и, следовательно, нравственных идеалов. Именно в юности молодой человек сознательно выбирает свое место среди категорий «добра» и «зла». Проблема чести, долга, человеческого достоинства, его права на собственные убеждения и взгляды остро волнует его. Юность стремится почувствовать себя в восхождении и падении, борьбе и поражении - во всем многообразии духовной жизни общества, постоянно себя при этом оценивая [3]. Рост рефлексии особенно характерен для данного возраста (ведение девочками дневников, отождествление мальчиками себя с героями боевиков, детективов). Это проявляется в «примерке» к себе образов художественной литературы. В одних случаях духовный рост учащихся совершается через отождествление себя с идеалом, а в других - через подражание антигерою. С этим связаны и различные последствия формирования личности, выбор соответствующих ценностных ориентаций. Развитие школьника происходит в широком спектре от циничности, скепсиса по отношению к нравственным принципам и отрицания важной роли здорового образа жизни

духа и тела до сознательного стремления к нравственному самосовершенствованию и пониманию ценности здоровья.

В-третьих, старшеклассник воспринимает себя как члена общества, живущего по определенным социальным принципам и нормам. Приближаясь к состоянию взрослого, он осваивает многообразие социальных ролей: не только сына, брата, друга, но и однокурсника, коллеги, гражданина. Это заставляет его объективно согласовывать свои ценности с ценностями социума. Характер взаимодействия и эти ценности, которые принимает или отвергает школьник, в итоге определяют его образ жизни.

Помочь старшекласснику сделать правильный выбор, сориентировать его на здоровый образ жизни помогает школа, учителя посредством своих предметов. Каждый учебный предмет обнаруживает воспитательный потенциал, который способствует формированию у старшеклассника ценностного отношения к субъектам здорового образа жизни. Несомненно, большим потенциалом обладает литература.

Являясь единственным видом искусства, систематически преподаваемым в старших классах, литература таит в себе огромные возможности разнообразных и разноплановых влияний на личность учащегося. Сама природа литературных произведений, отражающих действительность в живых лицах и картинах, помогает донести писательский замысел до ума и сердца читателя любой квалификации и любых интересов. Ее значение в контексте развития личности в целом и в частности формирования системы ценностных ориентаций школьника относительно здоровья очень велико.

Каждое литературное произведение своеобразно и отличается и сюжетом, и композиционным строением, в каждом произведении развивается и изменяется новый герой. Но самое главное - литература дает, прежде всего, пути решения важных проблем, волнующих общество: философских, эстетических, социальных, политических, нравственных. Чтение отдельных рассказов, романов, сказок помогает читателю вникнуть в суть собственных проблем и найти пути их решения, помогает посмотреть на себя со стороны. Литература без сомнения повышает духовную культуру ребенка. Она не только помогает определить свое место, позицию в этом мире и сформировать определенный взгляд на конкретные проблемы бытия, но и знакомит читателя с представлениями о счастье и гармонии «близких» ему героев.

Одну из целей, которые должны быть достигнуты в процессе изучения литературы, методика преподавания указанного предмета определяет следующим образом - «воспитание духовно развитой личности, формирование гуманного мировоззрения» [4]. В процессе изучения художественного произведения школьник, таким образом, должен развиваться гармонично, как единое целое, во взаимосвязи трех своих составляющих - физической, психической и социальной. Не случайно каждый литературный герой как проекция обычного человека создается автором с учетом его внешности и общего физического состояния, особенностей его внутреннего мира и основных черт характера, его межличностного общения и положения в обществе. Только при анализе произведения учитель и школьники разграничивают эти структурные компоненты в образе героя.

На данном этапе ребенку важно увидеть личность в единстве трех ее составляющих и каждую составляющую отдельно, чтобы преломлять полученную информацию через свое восприятие себя как личности. В итоге

школьник оценивает себя, в ходе интерпретации художественного образа, с точки зрения своего социального (как члена общества), физического (как представителя Homo sapiens) и психического (как обладателя уникального внутреннего мира и носителя системы ценностных ориентаций) состояния, т.е. задумывается о своем здоровье. В этом ему помогает литература.

Воспитательный потенциал этого предмета в процессе ориентации школьников на здоровый образ жизни не ограничен.

Каковы же возможности литературы в контексте проблемы формирования ценностного отношения к здоровью?

Первая группа возможностей направлена на формирование у ребенка ценностного отношения к своему физическому здоровью:

- литература дает образцы здорового образа жизни и результаты такого существования;

- в художественных произведениях показан вред, который может быть нанесен организму в результате здоровьеразрушающего образа жизни;

- литература показывает примеры физической привлекательности героев, которые ценят свое тело как совершенный дар природы.

В итоге школьники, перед которыми присутствует отрицательный и положительный примеры определенного образа жизни, сопоставляя, сравнивая и эмоционально воспринимая физическую привлекательность художественных персонажей, выбирают соответствующий их принципам путь и формируют собственное отношение к своему телу, внешнему виду, к здоровью. В одних случаях оно приобретает статус ценности, а в других воспринимается как данность, без сохранения которой не всегда возможна полноценная жизнь.

Вторая группа возможностей связана с формированием у ребенка ценностного отношения к своему психическому здоровью:

- литература содержит в себе множество примеров саморазвивающейся и рефлексирующей личности, показывает внутренние переживания героев, процессы, которые связаны с их мыслительной деятельностью;

- литература изображает людей разной возрастной категории, представителей разного слоя общества, дает анализ их потребностей и побуждений, мотивов и целей, интересов, действий, поведения;

- литература знакомит ученика с последствиями, к которым приводят те или иные мысли и действия, позволяет «примерить» на себя поступки и судьбы литературных героев.

Говоря о сохранении психического здоровья ребенка, нужно помнить о его неразрывной связи с нравственностью человеческой личности. Литературные произведения наиболее ярко показывают нравственное развитие героев:

- в литературе представлены разные эпохи и, соответственно, разные системы ценностных ориентаций;

- литература дает примеры нравственного самосовершенствования героев;

- художественные произведения содержат примеры нравственного падения героев в связи с отказом от определенных моральных принципов;

- литература является для всех иллюстрацией тех процессов и преобразований, которые происходят в его собственной жизни.

В ходе изучения художественной литературы, эмоционального, чувственного восприятия жизни литературных персонажей, мысленного прожива-

ния их жизни и присвоения их жизненного опыта школьник воспринимает или нет те нравственные ценности, которые рассматриваются автором как высшие, и в соответствии с выбранными для себя идеалами и образцами поведения строит свою жизнь.

Третья группа возможностей связана с формированием у школьников ценностного отношения к социальному здоровью. Литература как учебный предмет помогает ребенку адаптироваться в обществе и стать полноправным ее членом:

- художественные произведения показывают общество на каждом этапе его исторического развития, определяя основные принципы, нормы, нравы, свойственные этому обществу;

- литература обобщает воспитательный, исторический, экономический, ценностный опыт каждой эпохи и способствует формированию у ребенка общей, многогранной картины общества в целом;

- автор в своем произведении показывает, к чему может привести желание человека слиться с обществом и не выделяться из всей массы людей или принципиальное стремление существовать отдельно от общества, автономно.

Таким образом, через литературный персонаж, через изображение его образа жизни и духовного развития читатель-старшеклассник начинает осознавать важность здоровья в его триединстве. Посредством этого у него начинает формироваться и ценностное отношение к своему здоровью.

Педагогика, определяя понятие ценностного отношения, говорит об уровнях ценностного отношения и о его структуре. Так, В. А. Ядов выделяет следующие компоненты многоуровневой структуры ценностного отношения: когнитивный (знаниевый) компонент, эмоциональный, характеризующийся наличием отношения личности к ценностям и раскрывающий содержание этого отношения, а также поведенческий компонент, содержащий планы действия относительно конкретной ситуации [5]. Процесс формирования ценностного отношения к здоровью, т.е. выявление главных его компонентов, можно проследить на примере художественных произведений.

Литературное произведение как база для формирования ценностного отношения к здоровью многогранно и сложно как сама жизненная ситуация. Оно объединяет весь человеческий опыт, все варианты человеческих отношений, все человеческие чувства. Но литература не только показывает старшекласснику действительность, жизнь человека в обществе, она дает некие ориентиры в поведении человека в реальной жизни. Ряд изучаемых произведений имеет непосредственные связи со структурными компонентами ценностного отношения к тому или иному объекту действительности, в том числе к здоровью.

Проиллюстрируем это утверждение конкретным примером.

В 10 классе изучается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Он наиболее полно показывает нравственное возрождение человека и, следовательно, оздоровление личности. Можно наблюдать, как гуманизм, нравственное самосовершенствование становятся для Родиона Раскольникова ценностями. Встретив Соню Мармеладову, он знакомится с теми принципами, которые оказываются для Сони основными в жизни: всепрощение, любовь к людям, гуманизм. Неосознанно герой стремится к общению с этой героиней: он не только становится частью ее мира, он стремится понять пропо-

ведуемые Соней идеи, стремится получить ее оценку. Последнее говорит о том, что некая доля сомнения по поводу своих взглядов появляется в Раскольникове - он под влиянием верующей Сони Мармеладовой познает мир человеколюбия, сравнивает его со своим миром - бесчеловечным и жестоким (знаниевый компонент).

Происходит переоценка нравственных ценностей. Герой, который противился влиянию Сони, начинает читать Евангелие и постепенно осознает свои ошибки. Теперь он выделяет для себя новые ориентиры, которые становятся для него ценностями. Эмоционально воспринимая новые принципы, Родион Раскольников, формирует к ним свое собственное ценностное отношение (эмоциональный компонент).

В романе не показан поведенческий компонент формирования ценностного отношения, но он предполагается автором. Роман не закончен. Но в нем дается намек на то, что поведение героя изменится: заключенные, которые раньше не принимали Раскольникова и осуждали его, почувствовали произошедшие в нем изменения и нравственное возрождение. Мы можем предположить, что поведение героя будет подобно Сониным поступкам, совершенным на основе идей добра, любви и всепрощения [6].

Старшеклассник под руководством учителя воспринимает данную структуру ценностного отношения опосредованно, без объяснения уровней. Содержание, композиция, элементы сюжета, характеры лирических героев и обстоятельств, в которых они действуют и развиваются, драматизм и комизм происходящих событий знакомят учащихся с поэтапностью процесса возрождения и процессом формирования ценностного отношения. Учащийся проводит параллели, выстраивает конкретные логические цепи, сопоставляя себя с каждым из героев. В результате отождествления себя с литературными персонажами он переоценивает или осмысливает, что наиболее значимо для него, какими принципами он руководствуется или должен руководствоваться в жизни.

В связи с переходом на новую ценностную парадигму в современном обществе наблюдаются тенденции отрицания признаваемых ранее нравственных принципов, человеческие отношения усложняются, преобладает императив выживаемости - люди часто живут по законам животного мира, отвергая общественные и общечеловеческие ценности. В такой ситуации художественные произведения оказываются главными хранителями нравственных принципов и идеалов, признанных на каждом этапе развития общества. Поэтому роль литературы, конкретных художественных произведений трудно переоценить в процессе формирования личности ребенка, ценностных ориентаций и ценностного отношения к здоровью.

Список литературы

1. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. -6-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 576 с.

2. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Академия, 2003. - 192 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина - М. : Академия, 2003. - 456 с.

4. Методика преподавания литературы : учебник для вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов ; под ред. О. Ю. Богдановой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002. - 400 с.

5. Вершинина, И. В. Становление и развитие ценностного отношения к здоровью у старшеклассников средней общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук; 13.00.01 / И. В. Вершинина. - М., 2006. - 27 с.

6. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание: Роман в шести частях с эпилогом / Ф. М. Достоевский. - М. : Азбука, 2005. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.