УДК 159.9
ББК 88.840.1+51.1(2)44
Давлетшина Регина Мазгаровна
соискатель кафедра психологии
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
г. Стерлитамак
Davletshina Regina Mazgarovna
Applicant for a Degree Chair of the Psychology Sterlitamak Branch of the Bashkir State University
Sterlitamak
Модель формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
Model of Pupils’ Motivational-and-Valuable Attitude Forming To Their Health in the Course of Sports and Health-Improving Activity
В статье рассмотрено понятие «мотивационно-ценностное отношение к здоровью», представлены и научно обоснованы психолого-педагогические условия, влияющие на формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Выявлена специфика процесса формирования мотивационноценностного отношения учащихся к своему здоровью с учётом гендерных характеристик личности.
In article considers the concept of «motivational-and-valuable attitude to health»; presents psychological-and-pedagogical conditions influencing the pupils’ motivational-and-valuable attitude forming to health in the course of sports and health-improving activity; reveals the specific character of the process of the pupils’ motivational-and-valuable attitude forming for their health taking into account personality’s gender characteristics.
Ключевые слова: ценности здоровья, мотивационно-ценностное отношение к здоровью, психолого-педагогические условия, модель, гендерные характеристики личности.
Key words: values of health, motivational-and-valuable attitude to health, psy-chological-and-pedagogical conditions, model, personality’s gender characteristics.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся средствами физической культуры, по-прежнему остаётся одной из наиболее важных в современной системе образования (И.М. Быховская, В.И. Лях, А.В. Родионов и др.) [4, 5, 8]. Среди многочисленных задач, которые стоят перед средней общеобразовательной школой, сегодня всё более актуализируется проблема формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к физической культуре
как средству сохранения и укрепления здоровья.
Вопросы мотивационно-ценностного отношения к деятельности были предметом анализа К.А. Абульхановой-Славской. Б.Г Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. В их трудах дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются «механизмы» их формирования [1, 2, 7]. Вместе с тем процесс формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности является недостаточно изученным вопросом в современной психологической науке.
Необходимо отметить, что мотивационно-ценностное отношение к здоровью в большей степени зависит от раскрытия сущности самого феномена «ценности здоровья», так как данное понятие является сложным, многогранным по содержанию и формам проявления.
Под содержанием ценностей здоровья мы понимаем комплекс компонентов (физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный, духовный), которые позволяют школьнику удовлетворять свои потребности и мотивы в здоровом образе жизни и способствующие формированию у них готовности к здоровьесозидающей деятельности и здоровьесозидающей личностной позиции.
Ценности различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и оздоровительной, довольно обстоятельно изучены целым рядом авторов (М.А.Арвисто, И.Д. Багаева, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Н.А. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.). Мы сконцентрировали внимание на следующих ценностях здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника: гармоническое телосложение (фигура, пропорции тела), развитие физических (силы, быстроты, выносливости и др.), интеллектуальных (повышение умственной работоспособности), эстетических (способность видеть прекрасное, чувствовать и понимать красоту), нравственных (дисциплинированность, аккуратность, терпеливость, доброта, благородство и др.) качеств; активный отдых, привлекательность в глазах противоположного пола, самоутвер-
ждение в кругу друзей, умения и навыки, необходимые для избранной профессии, хорошее настроение, уровень знаний из области здоровья, хорошая учеба, уважение со стороны окружающих и др. Разумеется, этот перечень не исчерпывает всего комплекса ценностей, связанных со здоровьем и здорового образа жизни школьника
На основе анализа и обобщения научной литературы по проблеме исследования нами сформулировано определение понятия «мотивационноценностное отношение к своему здоровью». Мотивационно-ценностное отношение к своему здоровью - это единство объективного и субъективного. Объективное положение субъекта является основой его сознательной избирательной направленности на ценности здоровья, стимулирующей социальную и физическую активность через актуализацию системы целенаправленных психических и практических действий в их логической последовательности. Субъективное формирование мотивационно-ценностного отношения мы видим в переходе от общественно значимых ценностей здоровья к личностным и реализации их в деятельности. Став личностно значимыми, эти ценности выступают в качестве внутренних регуляторов деятельности школьника, т.е. обеспечивают созидающую активность субъекта.
Проведённый теоретический анализ проблемы позволяет выделить следующие психолого-педагогические условия, влияющие на формирование мотивационно-ценностное отношение учащихся к своему здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности:
1) информационные (содержание материала, представленного в школьной программе по предмету «Физическая культура»);
2) личностные (поведение, деятельность, общение, индивидуальные качества субъектов образовательного процесса).
Во вторую группу нами были дополнительно включены:
- условия, которые определяются личностными качествами учащихся, в том числе, особенностями их ценностно-смысловой сферы (мотивационная
структура личности, ее ценностные ориентации пр.), психологическим полом каждого ученика (маскулинный, фемининный, андрогинный) [3];
- условия, которые определяются личностными качествами педагога (система ценностей, стиль преподавания, методы и приёмы обучения, используемые учителем физической культуры);
- условия, связанные с межличностным взаимодействием и общением педагога и учащихся (стиль общения, активность во взаимодействии совпадение стилей обучения и преподавания и пр.). Заметим, что поскольку именно учитель оказывает решающее влияние на развитие личности учащихся и организацию педагогического взаимодействия, то первым этапом реализации любых психолого-педагогических условий должна стать подготовка педагогов к данному процессу, связанная с уяснением ими цела и ценностей, а также методологических основ предстоящей деятельности. Прежде всего, сам учитель должен осознавать свои гендерные особенности и внедрять гендерную культуру в образовательный процесс.
Согласно теме нашего исследования была разработана модель формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Учитывая, что в современной науке термин «модель» употребляется в различных смыслах, мы проанализировали различные подходы к пониманию данного термина и остановились на определении Г.С. Михайлова и С.В. Тарасенко. Эти авторы предполагаю называть моделью «особое устойчивое организованное целое, наглядно фиксирующее характер системных связей структур, элементов, форм определённого в их оптимальной зависимости» [6, с. 202]. При этом разработка модели требуется в том случае, если непосредственное изучение объекта связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, а моделирование облегчает процесс получения информации об интересующем исследователя предмете.
Разработанная нами модель формирования мотивационно-ценностного отношения подростков к своему здоровью в процессе физкультурно-Вестник ЧГПУ82012 42
оздоровительной деятельности даёт наглядно-логическое представление гендерных особенностей исследуемого нами процесса и отражает, во-первых, компоненты, входящие в его состав, во-вторых, связи между этими компонентами, в-третьих, особенности функционирования и развития данного процесса, являющегося объектом, отражаемым в модели. В ней получили отражение:
- содержательно-структурные компоненты процесса образования;
- содержательные компоненты процесса формирования отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности;
- функциональные связи между всеми компонентами (рис.1).
Как видно из представленной схемы, первым структурным компонентом модели является социальный заказ на сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры. Его выполнение определяет второй целеполагающий компонент модели - формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в процессе уроков физической культуры. С целью функционально связан третий структурный компонент модели - субъектная основа моделируемого процесса. Первой составляющей субъектной основы являются учащиеся, как активные созидатели своего здоровья. В качестве второй составляющей выступают учителя физической культуры, управляющие процессом формирования мотивационно-ценностного отношения подростков к своему здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности у учащихся 8-9 классов:
-развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельности;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями, техническими и тактическими действиями в игровых видах спорта;
-овладение системой знаний о физической культуре как способе формирования здорового образа жизни и социальных ориентации;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Успешность процесса формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью с учетом гендерных характеристик личности, зависит от следующих показателей:
- взаимопонимания с учителем физической культуры;
- дисциплинированности старшеклассников;
- формы проведения занятий по физической культуре;
- уровня физического развития школьников.
Выявленные показатели позволили определить комплекс специфических принципов, наряду с общепринятыми дидактическими и воспитательными, регулирующих процесс формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, с учётом гендерных характеристик личности.
Социальный заказ - сохранение здоровья учащихся средствами ФК
Цель -формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся здоровью в процессе ФОЗД к своему здоровью в процессе уроков ФК
Показатели, влияющие на мотивационно-ценностное отношение учащихся к здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
4 ► Взаимопонимание с учителем физической культуры Дисциплинированность учащихся Формы проведения занятий по ФК Уровень физического развития школьников
Субъективная основа
Учащиеся
Учителя
I
Принципы развития мотивационно-ценностного отношения учащихся
■ единства обучения и развития
■ комплексности
■ рефлексивности
- структурной занятости
- гендерной целесообразности
- постепенного повышения нагрузки
Учебный процесс - урок физической культу-
1
Содержание процесса - формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в процессе ФОЗД
Развитие физических качеств, повышение двигательной активности Усвоение знаний о здоровье, ЗОЖ, физической культуре Воспитание нравственно-волевых качеств Формирование интереса и потребности в физ-культурнооздоровительной деятельности
Методы формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью (репродуктивные, проблемные и др.)
Психолого-педагогические условия формирования мотивационноценностного отношения учащихся к своему здоровью
4 ► Социальный пол (маскулинный, фемининный, андрогинный) Стиль обучения, используемый учителем ФК Содержание учебного материала по предмету ФК
£
Уровни формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
Когнитивный Поведенческий Ценностно- Эмоциональный
мотивационньш
Результат - сформированное мотивационно-ценностное отношение учащихся к ФК как средству сохранения здоровья
Рис.1. Модель формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОЗД)
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психологи личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М: Наука, 1980. - 335с.
2. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека [Текст]: в 2 т. / Б.Г. Ананьев // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгародского. - Самара: Бахрах-М, 2004. - Т. 2. - С. 7-94.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб, пособ. Вузов / Т.В. Бен-дас. - СПб.: Питер, 2005.- 431с.
4. Быховская, И.М. Аксиология телесности и здоровье: сопряжённость в культурологическом измерении [Текст] / И.М. Быховская // Психология телесности между душой и телом / ред.- сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ, 2005. - С.53-66.
5. Лях. В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков [Текст] / В.И Лях. Г.Б. Мейксон. Л.Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. -№1. -С. 5-10.
6. Михайлов. Г.С. Эффективные технологии принятия управленческих решений [Текст] / Г.С. Михайлов, С.В. Тарасенко // Мир психологии. - 2004. -№2. - С. 202-215.
7. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 400 с.
8. Родионов, А.В. Психологические основы воспитания [Текст] / А.В. Родионов // Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. -М.: Академический проект, 2004. - С. 64-85.
Bibliography
1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Activity and Personality’s Psychology [Text] / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - М.: Science, 1980. - 335 p.
2. Ananyev, B. Personality’s Psychological Structure and Its Formation in the Course of Individual Development of a Person [Text]: In 2 V. / B. G. Ananyev // Personality Psychology: Reader / Under the Editorship of D.Ya. Raygarodsky. -Samara: Bakhrakh-M, 2004. - V. 2. - P. 7-94.
3. Bendas, T.V. Gender Psychology [Text]: Study Guide for Higher Education Institutions / T.V. Bendas. - SPb.: St. Petersburg, 2005. - 431p.
4. Bykhovskya, I.M. Corporate Axiology and Health: Associativity in Culturological Dimension [Text] / I.M. Bykhovskya // Corporate Psychology Between Soul and Body / Ed. by V. P. Zinchenko, T.S. Levi. - M.: AST, 2005. - P. 53-66.
5. Lyakh, V.I. The Concept of Physical Training of Children and Teenagers [Text] / V.I. Lyakh, G.B. Meykson, L.B. Kofman // Physical Training: Education, Upbringing, Training. - 1996. - № 1. - P. 5-10.
6. Mikhaylov, G.S. Effective Technologies of Management Decisions Making [Text] / G.S. Mikhaylov, S. V. Tarasenko // The World of Psychology. - 2004. -No. 2. - P. 202-215.
7. Myasishchev, V.N. Psychology of Relations [Text] / V.N. Myasishchev. - M.: Moscow Psychological-and-Social institute, - 2003. - 400 p.
8. Rodionov, A.V. Psychological Bases of Education [Text] / A.V. Rodionov // Psychology of Physical Training and Sports: Ttextbook for Higher Educational Institutions. - M: Academic Project, 2004. - P. 64-85.