ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
43
П Е Д А Г А Г І Ч Н Ы Я Н А В У К І
УДК 94(476):37.016
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ЗНАНИЙ
И. В. Емельянова
аспирант кафедры историко-культурного наследия Беларуси
Республиканского института высшей школы, Минск, РБ
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент С. В. Панов
В статье представлено авторское видение путей решения проблемы формирования ценностных ориентаций старшеклассников на основе реализации межпредметных связей истории Беларуси и белорусской литературы с учетом анализа результатов 3 этапа формирующего педагогического эксперимента, проведенного на базе учреждений общего среднего образования Мозырского региона.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, аксиологическая деятельность, межпредметные связи, территориально-культурная идентичность, ключевые смысловые фреймы.
Введение
Проблема формирования ценностных ориентаций личности на современном этапе развития белорусского социума актуализирована, как отмечено в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, принятой в 2010 г., опасностью утраты значительной частью граждан традиционной национально-культурной системы ценностей и ориентиров, изменением шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных нравственных ценностей [1].
Аксиологическая составляющая в содержании современного исторического образования имеет все еще нереализованный в полном объеме потенциал для выработки ценностных ориентаций молодежи, что позволяет: использовать систему ценностей в качестве основы для развития и саморазвития личности; оптимизировать процесс социализации личности в социуме как представителя современной белорусской нации; преодолеть потребительско-гедонистические ценностные ориентации; утвердить в качестве системообразующих начал в мировоззрении подрастающего поколения систему традиционных национальных культурно-исторических ценностей, включающих в себя семью, здоровье, образование, отношения с друзьями, любовь, которые, по результатам мониторинга личностного развития и уровня воспитанности учащихся, проведенного Национальным институтом образования Республики Беларусь в 2012 г., составляют иерархию жизненных ценностей старшеклассников [2, 7].
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема разработки аксиологического подхода в образовании достаточно широко изучалась представителями различных отраслей науки, в т. ч. педагогической (Е. В. Бондаревская, К. В. Гавриловец, Б. С. Гершунский, С. Ф. Егоров, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, В. В. Николина, Н. В. Селезнев, В. А. Сластенин и др.). В то же время вопросы научнометодической реализации аксиологического подхода в обучении истории Беларуси на основе межпредметных связей с белорусской литературой в процессе формирования ценностных ориентаций у старшеклассников вызывают определенные трудности. Ценностные ориентации личности рассматриваются нами как система устойчивых отношений человека к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры современного белорусского социума.
44
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Под аксиологической деятельностью автор статьи понимает формулирование старшеклассниками ценностных суждений о причинах и значении исторических событий (процессов), о мотивах, целях и результатах деятельности исторических личностей, их личностных качествах с соответствующей аргументацией. Организация аксиологической деятельности предполагает формирование личностного эмоционально-ценностного отношения старшеклассников при комплексном использовании совокупности таких методических приемов, как реконструкция исторических событий с их персонификацией и драматизацией, работа с различными точками зрения (авторскими оценками) и документальным материалом, создание проектов, моделирование различных ситуаций с постановкой в ситуацию нравственного выбора, проведение учебного диалога, написание рецензий.
В диссертационном исследовании нами реализуется идея выделения в содержании учебных предметов универсальных мировоззренческих ориентиров гуманистического характера в соответствии с Концепцией учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси», утвержденной приказом Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 675 [3], [4, 49]. Гипотеза исследования предполагает, что создание научно-методических условий для формирования опыта эмоционально-ценностных отношений в процессе обучения истории, в т. ч. использование межпредметных связей с белорусской литературой, позволит, ориентируясь на ценностно -целевой компонент в структуре культуры личности, обеспечить достижение учащимися 10-11-х классов продуктивных уровней усвоения аксиологического содержания учебного материала. Однако в практике обучения старшеклассников истории Беларуси весьма часто элиминирована такая компонента, как формирование опыта эмоционально-ценностных отношений, которую мы предлагаем актуализировать через формирование территориально-культурной идентичности старшеклассников Мозырского региона, что является условием формирования у них целостного представления о ценностных ориентациях соотечественников. Под территориально-культурной идентичностью будем понимать переживаемые и осознаваемые смыслы культурно -географической реальности, которые формируют у учащихся чувство и осознание причастности к определенной территориальной общности как специфическому жизненному пространству [5, 217218]. Такая идентичность может формироваться в результате конструирования содержания учебного исторического и литературного материала, в частности, при изучении романа И. Мележа «Люди на болоте», раскрывающего исторические судьбы людей белорусского Полесья.
На 3 этапе формирующего педагогического эксперимента, в рамках которого осуществлялась апробация разработанной модели формирования ценностных ориентаций старшеклассников с учетом реализации межпредметных связей, нам удалось проследить взаимовлияние усвоенных учебных исторических знаний, умение давать аргументированную оценку историческим событиям и персоналиям с эмпатией и осмыслением старшеклассниками содержания литературного произведения и поведения его персонажей при изучении белорусской литературы.
В литературе второй половины XIX-ХХ веков (10-11 классы) нашли воплощение сложные критические ситуации, трагизм тягчайших войн, кровавых революций. В центре литературных произведений этого периода - человек, его неповторимость, напряженная духовная жизнь, его сложнейшие взаимоотношения с природой и обществом. Произведения этого периода являют собой откровения ума и сердца, несут на себе печать заблуждений и прозрений людей, пришедших в этот мир «в его минуты роковые». Ценностное восприятие творчества многих писателей этого периода не может быть полноценным без понимания этой эпохи и истоков формирования мировоззрения авторов предлагаемых произведений.
Умение выделять аксиологический смысл в художественном произведении, соотносить его с личностным восприятием, осмысляя в историческом контексте на основе ключевых смысловых фреймов, которые использовались при структурировании ценностного компонента содержания исторического знания, отмечены у учащихся в результате проведения педагогического наблюдения на уроках белорусской литературы.
Изучая роман И. Мележа «Люди на болоте» (10 класс), школьники отмечают, что к основным проблемам, которые автор пытается решить, относятся личность и общество, гуманизм и насилие, справедливость и произвол, человек и закон. Вокруг этих общечеловеческих и конкретно-исторических вопросов разворачивается на страницах романа ожесточенная борьба. В процессе анализа литературного произведения учащиеся показывают знания исторических событий послереволюционного периода и успешно используют их в своих ответах.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
45
Анализируя идейный замысел романа, школьники отмечают, что всё своё творчество писатель посвятил описанию родного для него Полесья и его жителей.
Приведем фрагменты высказываний школьников.
«И. Мележ представляет в романе Полесье, знакомое нам по произведениям Я. Купалы, К. Чорного, в более глубоком художественном раскрытии. К особенностям разработки этой неновой темы можно отнести углублённый историзм в понимании и эстетическом исследовании прошлого...»
«С одной стороны, «Люди на болоте» - это роман о жителях глухой деревеньки Курени, которая отрезана от мира непроходимыми болотами. Быт крестьян не ярок и однообразен. Никаких подвигов, ничего героического. Вся их жизнь - это каждодневный тяжелый труд и заботы, которые повторяются из года в год. Но с другой стороны, быт куреневцев постепенно начинает наполняться новым смыслом и новым содержанием. В людях пробуждается инициатива потенциальных творцов своей судьбы. »
К ключевым проблемам романа учащиеся относят проблемы прошлой и новой жизни, быта и бытия куренёвцев, смысла жизни, любви и счастья героев произведения, нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях.
Фрагменты высказываний школьников
«В романе И. Мележа есть все то, чем жила белорусская деревня в 20-е годы: раздел земли и борьба с бандитизмом, жалкая бедность и первые шаги к желаемому счастью, тяжкий труд и безделье, пьянство, столкновение корыстных устремлений с интересами общества, быт и политика, новое и старое в жизни, мелочные будни и красивый порыв души...»
«Действующие лица романа оказываются втянутыми в самый водоворот исторических событий. Одно из них - самое страшное и непонятное - колхоз. Коллективизация - это прежде всего коренной пересмотр принципов и системы землепользования. Это событие по-разному воспринимается героями. По-другому и быть не могло. Ведь коллективизация меняла уклад жизни крестьянства и была сутью исторической эпохи, изображенной И. Мележом...»
Оценку образам, выведенным в романе, учащиеся пытаются давать, исходя из моральноэтических принципов. Должен ли человек быть совестливым, честным, человечным в своих делах и помыслах? Или можно пренебречь этим в своей деятельности, в жизни, подавив в самом себе голос совести и правды. Характеризуя образы персонажей романа, школьники рассматривают и дают оценку их поступкам в сложных условиях коллективизации, в ситуациях выбора. Включение учащихся в аксиологическую деятельность по осмыслению исторических событий, судеб литературных героев углубляет понимание ими таких ключевых смысловых фреймов, как «события и люди», «причины перемен и новые перспективы жизни», «способы борьбы за перемены в жизни».
Фрагменты высказываний школьников
«Коллективизация меняла не только уклад жизни крестьян, но и ценностные основы жизни. Куреневцев очень удивил неожиданный поступок колхозного председателя Миканора: он разобрал свое гумно и добровольно отдал бревна в колхоз - на постройку артельной конюшни. Это было воспринято как некое чудачество: жертвовать своим, собственным во имя общего, коллективного...»
«В романе поставлен вопрос: добровольно или принудительно осуществлять
коллективизацию? Для нас этот вопрос риторический. Но не так просто обстояло дело в то время. Едва началось колхозное движение, как уже появились случаи принудительного обобществления. Поэтому некоторые, опасаясь беды, бегут из родной деревни в другие места.»
«Повинны в этом были люди, подобные Башлыкову. Башлыков - это человек шаблона, исполнительный чиновник, самоуверенный и властный администратор, грубый, безапелляционный, потенциальный кандидат в «сильные личности», действующий деспотично, методами авторитарного командования, не считаясь со справедливостью, с людьми, законностью и гуманизмом.»
«Ему противостоит Апейка, который исходит из того, что отношения между личностью и обществом должны строиться таким образом, чтобы их интересы и цели не противостояли, а совпадали. Общество и государство могут и должны развиваться не вопреки человеку, не за счет человека, а в его интересах, вместе с ним: расцвет общества - в расцвете человеческой личности.»
46
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
«К сожалению, такие, как Апейка, оказывались в то время в роли репрессированных такими, как Башлыков...»
Ответы школьников в процессе изучения романа И. Мележа «Люди на болоте» демонстрируют наличие у них исторических знаний и умений анализировать литературное произведение в единстве художественного вымысла и конкретно-исторических событий, давая ценностную оценку поступкам героев, обогащая тем самым свою аксиологическую сферу.
Следует заметить, что к таким выводам пришли учащиеся экспериментальных классов, где целенаправленно осуществлялась работа по формированию их ценностных ориентаций. Школьники контрольных классов, где подобная работа не проводилась, не смогли оценить содержательную глубину романа. Их подход к анализу событий произведения, ее героев был традиционным. Старшеклассники экспериментальных классов смогли открыть для себя несколько иную грань творчества известного им писателя, проникнуть в глубину авторских замыслов и по-своему их воспринять, оценить, обогатив тем самым свою ценностную сферу.
Данные о сформированности у старшеклассников некоторых аксиологических способов деятельности представлены в таблице.
Таблица - Сформированность аксиологических способов деятельности у учащихся 10—11-х классов по итогам проведения формирующего этапа педагогического эксперимента
Учреждения образования г. Мозыря СШ № 8 СШ № 9 СШ № 12 СШ № 12 Умение реконструкции исторических событий с их персонификацией и драматизацией на основе ознакомления с историческими персоналиями и соотнесения их с художественными персонажами (с постановкой учащихся в ситуацию нравственного выбора) Умение работать с различными точками зрения (авторскими оценками), представленными в художественном произведении при их соотнесении с документальным материалом (при создании учебных проектов и написании рецензий) Умение давать собственную аргументированную оценку историческим событиям и их участникам (при организации учебного диалога)
Учащиеся экспериментальных классов 82% 60% 34%
Учащиеся контрольных классов 41% 31% 12%
Выводы
В процессе изучения событий начала ХХ — начала ХХІ вв., имевших место в истории Мозырского региона, и через установление межпредметных связей с их отражением в литературных произведениях были созданы дидактические условия для формирования у старшеклассников опыта эмоционально-ценностных отношений на основе «прочувствования» и осознания ими территориально-культурной идентичности, способствующей присвоению традиционной системы ценностных ориентаций соотечественников как мотивационной основы их поступков. Конструирование содержания учебного исторического и литературного материалов и способов аксиологической деятельности целесообразно осуществлять в соответствии с выделенными нами ключевыми смысловыми фреймами: «события и люди», «имена в истории», «причины перемен и новые перспективы жизни», «способы борьбы за перемены в жизни», «время и я».
Литература
1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9.11.2010 № 575. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.belta.bv/ru/articles/officiallv7cat id=1364. — Дата доступа : 01.09.2014.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
47
2. Лаптенок, А. С. Особенности нравственного воспитания учащихся в системе образования Республики Беларусь / А. С. Лаптенок // Адукацыя i выхаванне. - 2013. - № 3. - C. 3-8.
3. Концепция учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» // Гісторыя: праблемы выкладання. - 2009. - № 7. - C. 3-7.
4. Позняк, А. В. Содержание учебных предметов как фактор мировоззренческого самоопределения старшеклассников / А. В. Позняк // Адукацыя і выхаванне. - 2011. - № 3. - С. 48-55.
5. Левяш, И. Я. Культурология / И. Я. Левяш. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 576 с.
AXIOLOGICAL ACTIVITY OF UPPER-FORM PUPILS IN ACQUISITION OF HISTORICAL AND LITERARY KNOWLEDGE
I. V. Emelianova
ЕЕ "Mozyrsky State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin", Mozyr, RB
The article is dedicated to the author’s perspective of how to solve a problem of development of upper - form pupils’ values realizing the intersubject communications between History of Belarus and Belarusian literature. The results of forming stage of pedagogical experiment caring out in the establishments of general secondary education of Mozyr Region were analyzed.
Key words: values, values’ orientations, axiological activity, intersubject communications, territorial - cultural identity, key notional frames.
Поступила в редакцию 08.10.14