УЧЕБНЫЙ ОКРУГ: НОВАЦИИ И ТВОРЧЕСТВО
Эта рубрика вынесена на страницы нашего журнала в связи с созданием нового регионального самоуправляемого научно-методического объединения образовательной системы Мордовии — Учебного округа Мордовского университета.
В рубрику предполагается включать материалы ученых университета, учителей.и директоров Гимназий, лицеев, колледжей и других учебных заведений, входящих в состав округа. В публикациях 'будут раскрываться наиболее важные вопросы организации и совершенствования работы Учебного округа, качественного улучшения методики и техники воспитания и обучения в субъектах округа, университетской подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации преподавателей названных типов учебных заведений.
с
%
000000000000000000000000000 0 000 УЧЕБНЫЙ ОКРУГ УНИВЕРСИТЕТА
Поиски путей совершенствования региональной системы образования привели к созданию в Мордовии Учебного округа. Поскольку названная • система не знает аналогов в образовательной практике России, она вызвала целый ряд вопросов, озадачивших многих ученых, учителей и руководителей органов образования.
Чем «вызвана необходимость создания округа? Каковы его цели и задачи? Почему именно наш униве{>ситет взялся возглавить ' такой образовательный центр? Каковы первые шаги и перспективы его деятельности?
Придавая особое значение этой образовательной системе, хотелось бы остановиться на ней цодробнее.
Усилившийся в последние годы разрыв между недостающим объемом необходимых человеку, знаний, возможностями их получения и их практическим применением требует новой, более совершенной образовательной системы, иных организационных форм. К сожалению, создаваемые гимназии, лицеи, колледжи пока еще слабо организованы, плохо материально и методически обеспечены. Усложняет развитие этой системы 1& отсутствие должного оперативного простора в управлении ее заведе-
ниями в регионе — большинство из них государственные. Отсутствуют также единые центры в республике, отвечающие за создание и функционирование образовательной системы. Действующие учебные заведения подчинены различным министерствам федерации и республики. Три вузе Мордовии, например, находятся в ведении трех разных министерств.
Разобщенность порождает дублирование содержания образования (особенно на родственных факультетах университета и пединститута), вносит диспропорцию в систему подготовки специалистов, вызывает крайне нежелательную в* современных экономических условиях трату бюджетных средств. Это же ограничивает преемственную связь в обучении учащихся и подготовке специалистов, затрудняет профессиональное и научно-методическое общение между учителями и преподавателями, приводит к ухудшению качества учебного процесса, подготовки специалистов.
Для устранения названных негативных факторов* зс развитии региональной системы образования ^следует н^йти такие пути и способы, смогут объединить в единую систе&у$управле-
з
ние и самоуправление на основе интеграции вертикальных (государственных) и горизонтальных (общественных) систем образования и хорошо организованного самообразования.
Сдерживающим фактором регионализации образования и повышения качества подготовки специалистов в вы^ сшей школе является "Традиционная подготовка их по относительно обоснованному и твердому заказу при гарантированном распределении, что лишает вуз достаточной гибкости, особенно в современный период, когда разрываются привычные связи.
Изменение содержания и структуры образования, реализация многоуровневой подготовки специалистов позволили внести качественные изменения в образовательную систему, сделать ее более широкой и гибкой.
Значимым путем вывода образовательной системы из кризиса является интеграция ныне действующих и создаваемых учебных заведений с целью удовлетворения потребностей региона в собственных кадрах специалистов. Кстати, проведенное в университете исследование на примере школ десяти районов Мордовии и анализ статистических материалов по вопросу подготовки и использования кадров показывают, что три вуза Саранска способны на 80 — 85 % (а по подготовке учителей — на 100 %) обеспечить народное хозяйство республики специалистами. А это значит, что автономное решение задач образования вполне реально.
Встает вопрос, какая форма регионализации образования в большей степени отвечает .этим требованиям. Анализ различных структур дореволюционной и современной образовательной системы помог ученым университета и сотрудничавшим с ними работникам образования республики определить в качестве наиболее приемлемой самоуправляемой региональной структуры Учебный округ, функционирующий на базе и под руководством университета, являющегося региональным центром науки, образования и культуры.
Университетский Учебный округ рассматривается как научное и организационно-методическое объединение,
обеспечивающее интеграцию усилий входящих в него учебных заведений (гимназий, лицеев, колледжей) и их педагогических коллективов с целью комплексного решения задач обучения учащихся, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников. Фундаментом такой интеграции в округе выступает объективная потребность непрерывного образования, вызвавшая необходимость замены традиционного принципа "образование на всю жизнь" более цивилизованной практикой становления и развития личности — "образование через всю жизнь",
Главными задачами Учебного округа являются:
— прогнозирование и разработка образовательной стратегии республики;
— содействие развитию новых типов образовательных структур;
— разработка поколений преемственных учебных программ, охватывающих все уровни подготовки кадров;
— создание национально-региональной компоненты государственных образовательных стандартов;
— вовлечение учителей и преподавателей учебных заведений округа в совместную научно-исследовательскую и методическую работу.
Неординарность созданной образовательной структуры состоит в том, что ведущей идеей, положенной в основу формирования округа, является переход в образовательной практике региона от государственного и государственно-общественного управления к общественно-государственному, в котором органически сочетаются общественное управление с государственным регулированием, повышается роль самоуправления. Именно идея регионального самоуправления определила структуру и содержание модели Учебного округа.
Почему именно наш университет стал инициатором создания округа? Одной из главных причин такого решения
явилось традиционное сотрудничество ученых университета с учебными заведениями республики как в форме соответствующих практик, так и в раз-
личных видах совместной научно-ис-следовательской, учебно-методической, редакционно»издательской и другой деятельности. Особенно богаты такие связи в практике работы математического, филологического, медицинского, инженерных, сельскохозяйственного и других факультетов. В последнее время активизировались контакты экономического факультета, особенно в связи с разработкой учебных программ по основам рыночной экономики, предпринимательства, менеджмента, маркетинга для учащихся гимназий, лицеев, колледжей. Включаются в более активный процесс экологического образования и воспитания географический и биологический факультеты; в решение многих вопросов национального образования и культуры — филологический факультет.
Стимулирующим фактором сближения университета с общеобразовательными, средними специальными и профессиональными учебными заведениями является деятельность функционирующего на базе университета Мордовского республиканского межотраслевого центра образования, науки и культуры, занятого координацией деятельности его субъектов в вопросах подготовки, переподготовки, повышения квалификации и использования в народном хозяйстве специалистов с высшим образованием, комплексного (экологического, социального, политического и духовного) развития региона; изучения проблем традиций и новаций развития национальных культур народов Мордовии и Поволжья; формирования систем непрерывного образования и т. п.
Одновременно с этим данный центр и Мордовский университет организуют работу по российским программам "Ре-гионология", "Агрокомплекс", " Человек и свет"; заняты формированием целостной региональной межотраслевой научно-исследовательской программы "Мордовия", целью которой является интеграция интеллектуального потенциала на приоритетных направлениях реформирования общества во имя цивилизованного развития народа. Все это, безусловно, реальная основа для
конкретного решения задач, стоящих перед Учебным округом университета. Создание Учебного округа в наше время, в период освоения вузами многоуровневой подготовки специалистов, открывает широкие возможности как для объединения творческих усилий учителей и ученых в разработке новых поколений образовательных программ, так и для сочетания высокого научно-методического уровня обучения с непрерывностью и преемственностью учебно-воспитательного процесса всех ступеней общего и профессионального образования. А это, в свою очередь, позволяет не только восполнить пробелы в прежних связях средней и высшей школы, но и обеспечить качественную интеграцию научно-педаго-гического потенциала всей пирамиды образования, решить актуальные задачи региональной и общегосударственной стратегии его развития, адекватной объективным потребностям российского общества в условиях социально-политических и экономических реформ.
Надо признать, что создание Учебного округа не всеми руководящими работниками органов народного образования (да и учеными вузов республики) встречено однозначно. И хотя участники учредительной конференции, ученые и работники органов образования единодушно поддержали идею создания названного самоуправляемого научно-методического центра, в ряде выступлений на страницах газет и в частных беседах кое-кто высказывал негативные суждения. Были и такие, кто расценил реализацию этой идеи как стремление инициаторов создания Учебного округа "навязать" республиканским органам некую сомнительную образовательную идеологию, сковывающую самостоятельность его субъектов. Кстати сказать, именно этот упрек был основным в критических высказываниях.
Несостоятельность подобных упреков становится очевидной для каждого, кто вникнет в суть принципов, лежащих в основе формирования Учебного округа. В этой связи есть необходимость вычленить исходные положения, демок-
ратичность которых не вызывает сомнения. К ним относятся:
добровольность вступления учебных заведений в состав округа;
— признание ими общей цели его деятельности;
— сбалансированность, ^взаимный учет интересов его субъектов;
— рациональная интеграция материальной базы всех субъектов для ре-
ения приоритетных задач академической деятельности и социальной защиты учащихся, преподавателей и сотрудников;
— коллегиальность самоуправления, учет мнений всех субъектов округа при принятии соответствующих решений о его деятельности.
Всякому непредвзято мыслящему человеку понятно, что данная система принципов создает благоприятную основу для равноправного, взаимовыгодного творческого сотрудничества входя-их в состав округа субъектов не только с органами образования, но и с предприятиями, организациями и учреждениями. Каждый преподаватель университета при этом получает возможность наравне с учителями гимназий, лицеев, колледжей и других учебных заведений, входящих в состав округа, читать лекции, проводить уроки и практические
занятия с учащимися. Двери университетских аудиторий, лабораторий и кабинетов факультетов широко раскрыты перед учителями и учащимися всех типов учебных заведений республики.
Демократическая направленность функционирования Учебного округа выражена также и в системе самоуправления, на которой основываются взаимоотношения его субъектов.
Высшим представительным органом самоуправления округа является конференция. Созываемая не реже одного раза в год, она утверждает концепции и направления деятельности округа; избирает коллегиальные органы управления; формирует его внебюджетный фонд; обсуждает и рекомендует для внедрения в практику передовой опыт научной и учебно-методической (воспитательной) деятельности субъектов, решает другие важные вопросы функционирования и развития округа.
Основным исполнительным органом управления округа является попечительский совет, в состав которого входят руководители, ведущие ученые и преподаватели учебных заведений, представители органов управления республиканской системы образования, Правительства Мордовской ССР и спонсоры.
Руководство работой попечительского совета осуществляют избранный им президиум и председатель совета. Основными задачами попечительского совета являются: интегрирование деятельности субъектов округа по качественному обновлению образовательной системы Мордовской ССР; участие в разработке проектов законов и директивных документов по развитию образовательной системы республики; определение приоритетных направлений деятельности Учебного округа и входящих в него субъектов; формирование внебюджетного фонда и опреде-
ление направлении его рационального использования; утверждение годовых и перспективных планов работы округа и соответствующих изменений в его структуре; поощрение авторов лучших учебников, учебно-методических пособий и разработок новых технологий эффективной организации
учебно-воспитательного процесса; решение других важных вопросов деятельности как самого округа, так и его субъектов.
Для организационного и научно-ме-тодического обеспечения деятельности Учебного округа при попечительском совете создана дирекция, укомплектована группа методистов — представителей образовательных структур региона. Дирекция обеспечивает информационное обслуживание попечительского совета и его президиума, координирует свою работу с научно-методическим советом округа и органами образования республики. Методисты и сотрудники дирекции участвуют в научно-исследовательской работе по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса; изучают, обобщают и распространяют передовой опыт учебно-воспитательной и другой работы субъектов. Они координируют издательскую дея-
тельность округа, ведут учет формирования и использования его внебюджетного фонда, выполняют другие обязанности и полномочия, определяемые попечительским советом.
Координатором научной и учебно-воспитательной работы субъектов округа является его научно-методический совет, объединяющий ведущих учителей и методистов, преподавателей средних учебных заведений и университета. Совет совместно с методистами республиканских органов образования осуществляет разработку национально-региональных компонент образовательных программ для субъектов округа; совершенствует систему управления учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, разрабатывает и издает учебно-методические материалы, пособия и учебники для учащихся гимназий, лицеев, колледжей.
Непосредственной научно-исследо-вательской, учебно-методической и воспитательной работой Учебного округа занимаются секции по направлениям и предметам образования, выполняющие свою работу под руководством НМС и координирующие ее с дирекцией округа. В их .состав вошли опытные методисты, профессора и доценты, непосредственно осуществляющие научно-методическую работу на факультетах и поддерживающие тесную связь с педагогическими коллективами гимназий, лицеев, колледжей, других новых типов учебных заведений. В целях включения в активный творческий процесс органов самоуправления и субъектов округа потребовалось решить целый ряд организационных и научно-методических вопросов, в том числе:
а) определить структуру и состав каждого органа самоуправления округа, подобрать контингент их сотрудников;
б) уточнить задачи, направления деятельности и содержание их работы; спланировать ее с учетом требований организационного периода;
в) наладить взаимоотношения внутри округа — между органами самоуправления, с руководителями республиканской системы образования, мини-
стерствами и ведомствами; между субъектами округа и деканатами, кафедрами, учеными университета и т. п.
Включившись в творческую работу с первых дней создания округа, председатели секций под руководством дирекции разработали соответствующие положения, отражающие задачи, направления деятельности и содержание конкретной организационно-методической, научной и редакционно-издатель-ской работы каждой из них, и спланировали свою работу на III — IV кварталы 1993 г. Основное внимание при этом акцентировалось на вопросах организационно-методической работы Учебного округа, его субъектов и органов самоуправления и на преемственности ее организации и осуществлении всеми субъектами округа.
Например, в план работы попечительского совета округа вошли такие важные вопросы,^ как "Проблемы развития новых типов учебных заведений в республике и задачи Учебного округа "О формировании внебюджетного фонда округа" "О проведении подготовительной работы по открытию академической гимназии на базе университета" (1-е заседание, сентябрь 1993 г.); "Задачи научно-методического совета Учебного округа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса субъектов округа", "О совместной деятельности субъектов Учебного округа и деканатов факультетов по повышению профессиональной квалификации и педагогического мастерства учителей и преподавателей (2-е заседание,
ноябрь 1993 г.).
В плане работы научно-методического совета округа предусмотрено обсуждение в III — IV кварталах 1993 г. вопросов "Национально-региональные компоненты образовательного стандарта в условиях Мордовской ССР" (октябрь 1993 г.); "Задачи Учебного округа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в его субъектах" (декабрь 1993 г.) и др. В числе докладчиков по этим вопросам выступают как руководящие работники Министерства образования Мордовской ССР и управления народного образования города, так и руководители субъектов — гим-
назий, лицеев, колледжей, деканы и ученые университета.
Председатели секций по согласованию с директорами курируемых субъектов округа и деканами факультетов университета включили в планы своей работы вопросы обновления и заключения новых договоров о научно-методи-ческом сотрудничестве между субъектами округа и деканатами (кафедрами) факультетов университета; комплектования преемственных предметных секций из учителей субъектов округа и преподавателей-предметников университета; обновления учебных программ гимназий, лицеев, колледжей и ведущих кафедр университета с целью осуществления преемственности обучения учащихся и студентов; качественного улучшения методики и техники обучения, совершенствования подготовки специалистов; корректировки и координации межпредметных связей в средней школе и университете с учетом многоуровневой подготовки специалистов и другие. Организационный период работы Учебного округа явился временем подготовки его органов самоуправления, советов и секций к глубокой аналитической и научно-исследовательской работе по вопросам улучшения учебно-воспитательного процесса в субъектах округа, равно как и научно-методической работы в органах самоуправления.
Уже в планах работы научно-мето-дических секций на III — IV кварталы
1993 г. предусмотрено проведение в
1994 г. исследований по вопросам преемственности обучения в средней и высшей школе; совершенствования системы отбора и подготовки специалистов средней и высшей квалификации. В план работы попечительского совета в текущем году включен вопрос об открытии при Мордовском университете академической гимназии, изучается вопрос об организации инженерно-тех-нического лицея.
Членами научно-технических секций, субъектами Учебного округа и учеными университета намечено издание в 1994 г. серии методических материалов и пособий для учителей и учащихся гимназий, лицеев, колледжей,
учебников для данных типов учебных заведений. Например, готовится серия пособий для учащихся названных учебных заведений по таким важным вопросам, как "Основы экономической теории" "Рыночный механизм и предпринимательство" "Экономика предприятий" "Менеджмент", "Маркетинг" и др. (секция экономического образования); "Экономика и организация крестьянских (фермерских) хозяйств" (секция агробиологического образования); "Методическое пособие для учащихся медучилищ по анатомии" (секция медицинского образования); "Геоэкология Мордовии" (секция экологического образования); методические материалы для учащихся гимназий и лицеев по английскому языку и другие.
Поставлен вопрос о совершенствовании системы национального образования и культуры. С этой целью в составе научно-методического совета Учебного округа созданы секции национального образования и национальной культуры, функционирующие на базе национального отделения филологического факультета и факультета национальной культуры университета. Учеными названных секций и факультетов университета готовится к изданию в 1994 г. ряд методических материалов в помощь учителям и учащимся субъектов Учебного округа, в том числе: "Синтаксис мордовских языков", "Фольклор мордовского народа", "Традиции национальной культуры" и другие.
Конечно, созданный в университете Учебный округ стоит лишь в начале своего творческого пути и сейчас рано говорить о каких-то серьезных достижениях в его работе. И все же перспективы его деятельности, заложенные в планах работы, вселяют надежду на реальные успехи.
Все — и кто принял непосредственное участие в разработке и создании этого нового регионального научно-методического объединения, и кто поддержал эту интересную идею и вошел в состав субъектов округа, равно как и те, кто включился в разработку направлений и содержания его работы, верят в реальные успехи его деятель-
ности, в перспективы качественного улучшения с его помощью региональной
образования. Разумеется, успехи будут более ощутимы и значимы, если не только члены органов самоуправления и представители субъектов Учебного округа, но и руководители центральных и республиканских орга-
нов образования, ученые и учителя, преподаватели и студенты включатся в активную творческую деятельность по реализации идей Гиланов этого округа.
И. Л. НАУМЧЕНКО, директор Учебного округа Мордовского университета
УМО СООБЩАЕТ, ИНФОРМИРУЕТ
О РАБОТЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ УМО УНИВЕРСИТЕТОВ ПО КООРДИНАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В. А. БАЛАШОВ, зам. председателя секции УМО, профессор; В. П. ФУРМАНОВА, ученый секретарь секции УМО, доцент
Научно-методическая секция УМО по координации подготовки преподавательских кадров в университетах России была создана в соответствии с приказом Госкомнауки и высшей школы
РСФСР № 768/279 от 25.12.90 г. Руководство деятельностью секции осуществляет совет, в состав которого входят представители и учебно-методические объединения университетов и педагогических институтов.
Деятельность секции включает два аспекта: внутривузовский и межвузовский. Первый связан с подготовкой педагогических кадров в университете по гуманитарному, естественнонаучному и технологическому направлениям, а также переподготовкой и повышением квалификации педагогических кадров. Межвузовский аспект направлен на обобщение передового опыта педагогического образования в вузах Росс выявление авторских школ, разви. : сотрудничества с университетами и педагогическими институтами, работающими над проблемами совершенствова-
ния подготовки будущих педагогов различного профиля.
Секция ведет свою работу в тесном контакте с такими университетами России, как Ярославский, Казанский, Чувашский, Марийский и др. Секцией УМО в 1992 г. подготовлены два межвузовских сборника "Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе" и "Нетрадиционные формы и методы обучения, контроля качества знаний"
Выбор Мордовского университета как базовой организации по координации высшего педагогического образования возлагает на нас большую ответственность в решении поставленных задач, главная из которых заключается в том, чтобы, не дублируя деятельность педагогических институтов, подготовить преподавателя, имеющего фундаментальное образование по гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам. Преподаватель с университетским дипломом должен быть прежде всего исследова-