Научная статья на тему 'Учебный курс «Психология и педагогика высшей школы» для аспирантов российского университета дружбы народов'

Учебный курс «Психология и педагогика высшей школы» для аспирантов российского университета дружбы народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / КОГНИТИВНЫЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ / THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL / COGNITIVE / FUNCTIONAL / PERSONAL THE COMPETENCE OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL / PSYCHOLOGY AND THE PEDAGOGICS OF THE HIGHER SCHOOL / TRADITIONAL AND INNOVATIVE TECHNOLOGICAL FORMS OF THE ORGANISATION OF EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин А. В.

В статье изложена концепция оригинального учебного курса «Психология и педагогика высшей школы», адресованного аспирантам РУДН различных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training course «Higher school psychology and pedagogics» for post-graduate students of Peoples` friendship university of Russia

In article the concept of an original training course «Higher school psychology and pedagogics», addressed to post-graduate students of various specialities is stated.

Текст научной работы на тему «Учебный курс «Психология и педагогика высшей школы» для аспирантов российского университета дружбы народов»

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УЧЕБНЫЙ КУРС «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ АСПИРАНТОВ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

А.В. Гагарин

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье изложена концепция оригинального учебного курса «Психология и педагогика высшей школы», адресованного аспирантам РУДН различных специальностей.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, когнитивные, функциональные, личностные компетенции преподавателя высшей школы, психология и педагогики высшей школы, традиционные и инновационные технологические формы организации занятий.

Учебный курс для аспирантов «Психология и педагогика высшей школы» подготовлен на кафедре психологии и педагогики РУДН в рамках выполнения решения Совета по гуманитарному и социально-экономическому образованию от 26 февраля 2009 г. (1).

Курс направлен на реализацию фундаментальных и прикладных психологических, педагогических и акмеологических идей подготовки педагогических кадров для высшей школы. Его цель: раскрыть основные психологические, педагогические и акмеологические проблемы высшего образования и современные подходы к их решению; помочь будущим преподавателям высшей школы в освоении аналитического подхода к современным концепциям высшего образования и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации в высшем учебном заведении.

Содержание курса осваивается аспирантами в соответствии с правилами не-избыточности, доступности, наглядности, связи с профессиональной деятельностью и др.

Задачи курса: содействовать формированию психолого-педагогического мышления аспирантов; ознакомить аспирантов с современными трактовками пред-

мета психологии и педагогики высшего образования, а также с основными тенденциями развития высшей школы на современном этапе, дать им представление об истории и современном состоянии высшего образования в России; ознакомить с основными подходами к определению конечных и промежуточных целей высшего образования, методами их достижения, а также методами совершенствования педагогического мастерства; вооружить средствами обеспечения педагогического контроля (в том числе с помощью тестов) за эффективностью учебно-воспитательной работы и достижением поставленных целей; сформировать установку на применение философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания; способствовать глубокому усвоению норм профессиональной этики педагога высшей школы; раскрыть особенности профессионального труда преподавателя вуза, содействовать выработке эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности.

Курс выступает своего рода ключевым этапом в подготовке аспирантов к педагогической практике. В рамках его реализации предполагается активное вовлечение слушателей в процесс подготовки, организации и проведения занятий. Слушатели и преподаватель совместно решают проблемные вопросы («Каковы типичные ошибки преподавателя и как их можно избежать?», «Как выстроить взаимоотношения со студентами в рамках профессиональной этики?», «Как адекватно оценить собственную готовность к работе в качестве преподавателя вуза?», «Как организовать и активизировать учебно-воспитательный процесс в вузе?» и др.); совместно обсуждают трудности, возникающие в результате анализа учебной и педагогической деятельности слушателей и т.д.

Определено место курса в общепрофессиональной подготовке аспирантов в соответствии с предметом психологии и педагогики высшего образования (проектирование процесса обучения и воспитания студентов и управление этим процессом). При правильной постановке лекционной части курса, адекватной организации семинарских и лабораторно-практических занятий, выборе яркого иллюстративного материала и глубокой личностной включенности аспирантов в учебный процесс изучение данной дисциплины должно содействовать развитию гуманистического мировоззрения, служить стимулом личностного роста и саморазвития.

При подготовке курса определены следующие требования к уровню освоения его содержания. Настоящий курс разработан на основе государственного образовательного стандарта «Преподаватель высшей школы», а также стандарта дисциплины «Психология и педагогика высшей школы», который включает требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки преподавателя высшей школы. Изучение дисциплины направлено на приобретение аспирантами когнитивной, функциональной и личностной компетенций.

В процессе изучения каждой дисциплины слушатели приобретают следующие специальные знания:

— основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические

пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние индивидуальных различий студентов на результаты педагогической деятельности;

— основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;

— правовые и нормативные основы функционирования системы образования.

Функциональная компетенция — это умения, навыки, «ноу-хау», а также то,

что человек должен уметь делать в производственной сфере, в сфере обслуживания или социальной деятельности. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают следующие умения:

— использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области и ее взаимосвязей с другими науками;

— излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;

— использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов.

В результате освоения курса аспиранты должны владеть:

— методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы;

— основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);

— методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;

— основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;

— методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;

— методами эмоциональной саморегуляции и педагогической рефлексии.

Приобретение аспирантами личностной компетенции в процессе изучения

данной дисциплины связано прежде всего с формированием:

— психологической культуры аспирантов как составной части в структуре их будущей профессиональной деятельности;

— целостного представления аспиранта о личностных особенностях человека;

— профессиональной позиции преподавателя высшей школы;

— навыков самообразования и профессионального общения с коллегами;

— способностей самостоятельной организации и проведения исследовательской работы в области психологии и педагогики высшей школы;

— психолого-педагогического мировоззрения личности;

— способности оценивать события и явления общественной жизни в соответствие с видением образованности современного человека, идеей непрерывного

саморазвития личности на пути достижения ее профессионального личностного «акме»;

— способности соотносить свои действия, согласуя с принципами гуманизма и нравственности;

— убеждений в индивидуально-личностной, деятельностной природе каждого человека, в необходимости творческого развития индивида и личности, нравственности и патриотизма.

Соответственно основные дидактические единицы (образовательные модули) представлены в основных разделах курса:

1) психология и педагогика высшей школы: объект, предмет, место в системе наук, история и современные тенденции развития высшего образования;

2) основы психолого-педагогического проектирования в системе высшего образования;

3) инновационное образовательное пространство и преподаватель высшей школы;

4) психолого-акмеологические основы формирования личности специалиста;

5) конструирование образовательного процесса в вузе на основе компонентов содержания образования;

6) особенности профессиональной адаптации преподавателя высшей школы.

Каждый образовательный модуль в структурно-организационном плане включает в себя: вводные лекции; активные формы занятий (семинар, круглый стол, организационно-деятельностная игра); занятия в рамках совместного освоения одной из технологических форм; аудиторный практикум и итоговое тестирование по теме модуля.

Оригинальной особенностью курса является то, что в процессе освоения каждого раздела слушателями совместно с преподавателем осуществляется интерактивное включение аспирантов в планирование, конструирование и моделирование в реальной практике отдельных элементов будущей профессиональной деятельности, в частности основных технологических форм обучения в вузе (лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, деловых игр и др.); организуется собственная учебная деятельность студентов на подобном занятии; проектируется личностная и профессиональная сфера специалиста; осуществляется психологическое, педагогическое и акмеологическое сопровождение подготовки специалиста в высшей школе, в связи с чем используются максимально разнообразные традиционные и инновационные формы организации занятий. Например, семь запланированных вводных лекций различаются по способу изложения материала (проблемная лекция, традиционная монологичная лекция, лекция-конференция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, лекция с элементами игровых форм и др.), что дает возможность слушателям сравнить, выделить положительные и отрицательные стороны той или иной формы, обсудить затруднения в их организации и проведении. На лекционных занятиях раскрываются основные теоретические положения курса. На семинарских занятиях и занятиях практикума акцент делается на самостоятельной работе слушателей по освоению разделов курса, имеющих особую значимость для практической и научной деятельности будущих специалистов

высшей квалификации. В ходе реализации практического блока рассматриваются наиболее важные и актуальные разработки изучаемой дисциплины в аспекте вышеперечисленных направлений; анализируются, обсуждаются и самостоятельно выполняются конкретные методы различных направлений психологии и педагогики высшей школы. В организации семинарско-практического блока широко представлены организационно-деятельностные игры, дидактический диалог, «педагогическая разминка», устная и письменная педагогическая рефлексия и др. Все виды занятий обеспечены мультимедийной поддержкой.

В заключение необходимо отметить, что курс универсален и может читаться совместно как аспирантам психологических и педагогических специальностей, так и аспирантам непрофильных (других гуманитарных и технических) специальностей. В последнем случае в рамках освоения курса предполагается индивидуальное интерактивное включение в проблему посредством инновационных методик, а также самостоятельной работы, при этом аспиранты осваивают дополнительно специально подготовленный блок по основам психологии человека и педагогики.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) См. п. 6 «О включении курса „Психология и педагогика высшей школы“ в учебный план аспирантов очного отделения» приказа проректора по НИР от 26.03.2009 за № 201 о выполнении решений Совета РУДН по гуманитарному и социально-экономическому образованию Решения Совета по гуманитарному и социально-экономическому образованию от 26.02.2009.

TRAINING COURSE «HIGHER SCHOOL PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS» FOR POST-GRADUATE STUDENTS OF PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA

A.V. Gagarin

The Chair of Psychology and Pedagogy Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In article the concept of an original training course «Higher school psychology and pedagogics», addressed to post-graduate students of various specialities is stated.

Key words: the teacher of the higher school, cognitive, functional, personal the competence of the teacher of the higher school, psychology and the pedagogics of the higher school, traditional and innovative technological forms of the organisation of employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.