ДАЙДЖЕСТЫ
DIGESTS
УДК 159.9; 378
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» (ДАЙДЖЕСТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ АСПИРАНТОВ)
Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеоло-гии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: gagarin-av@ranepa.ru
РЕЗЮМЕ
В предлагаемом дайджесте учебной дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» для аспирантов приведена «Информация для размышления» (по материалам ответов на актуальные вопросы-предложения аспирантов и преподавателей по внесению изменений в концепцию преподавания данной дисциплины). Приведен перечень компетенций с расшифровкой согласно действующему ФГОС ВО для подготовки аспирантов 2-го курса (психологические специальности): квалификация (степень) выпускника: «Исследователь. Педагог-исследователь». Анонсируются тематика и особенности преподавания этой учебной дисциплины на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности в 2015—2016 уч. г. Ключевые слова: психология и педагогика высшей школы, подготовка аспирантов, педагог-исследователь.
1. Информация для размышления (по материалам ответов на актуальные вопросы-предложения аспирантов и преподавателей по внесению изменений в концепцию преподавания дисциплины «Психология и педагогика высшей школы»)1
Вопрос № 1. Как Вы считаете, следует ли акцентировать внимание в рамках реализации курса на реальную подготовку преподавателя высшей школы и даже изменить название «Психология и педагогика высшей школы» на «Преподаватель высшей школы», привести содержание курса в соответствии с новым названием (взять за основу типовую программу «Преподаватель высшей школы»)?
1 Автор выражает благодарность доктору педагогических наук, профессору Ивановой Галине Павловне [7, 8] за высказанные идеи и проведенные консультации при формулировке автором ответов на данные вопросы-предложения, а также в целом за помощь в осмыслении структуры, актуального содержания и методов реализации данного учебного курса в формате его альтернативной (интерактивной) версии в 2015-2016 уч. г
Ответ. Проблема в данном случае заключается не в названии, а в предназначении той или иной дисциплины. «Преподаватель высшей школы» — это программа дополнительного образования. При этом в ней отражены не только и не столько психологические и педагогические, а прежде всего методические и организационные, информационно-технологические и этические основы деятельности преподавателя высшей школы. Программа дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» подчеркивает психологические и педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, и адресована она именно аспирантам как будущим научным руководителям, доцентам и профессорам (то есть преподавателям высшей квалификации). Она является неотъемлемой частью третьего уровня высшего образования — «Аспирантура». В программе дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» отражены психологические закономерности и педагогические особенности не только преподавания как вида деятельности, но учебной деятельности в целом, включая аспекты дидактики и психодидактики, организации, содержания, особенности эффективных на современном этапе форм и методов обучения в вузе, образовательных технологий и т. д.
При этом важно отметить следующее. Да, действительно, в процессе преподавания данной дисциплины важно создать условия для развития рефлексивной позиции именно будущего преподавателя высшей школы, но при этом в результате освоения данной дисциплины каждый аспирант должен иметь возможность ответить себе самому на приведенные ниже ключевые (классические) вопросы дидактики (и/или психодидактики2).
«Зачем обучать?» (социальная, психологическая, дидактическая обусловленность целей и задач обуче-
2 Вопросы сформулированы и раскрыты на основе психодидактической схемы (алгоритма) проектирования и экспертизы образовательных технологий и систем, предложенной В. И. Пановым [16, с. 116-122].
ния и подготовки бакалавра, специалиста, магистра по тому или иному направлению).
«Когда обучать?», или «От мотивации к компетенции» (осмысление логики освоения и присвоения личностных, социальных и профессиональных компетенций на протяжении всей жизни).
«Чему обучать?» (осмысление и выбор содержания обучения).
«Где обучать?» (соотнесение предшествующих позиций со спецификой как конкретного образовательного учреждения, так и конкретного уровня высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры).
«Кого обучать?» (особенности контингента студентов, в том числе психологические: возрастные, ген-дерные и т. д.).
«Как обучать?» (осознание и выбор методов и форм преподавания и взаимодействия в соответствии со спецификой направления подготовки студентов, образовательного учреждения, уровня высшего образования).
«Кому обучать»? (психологические особенности личностной и профессиональной готовности педагога к работе со студентами вузов) [16, с. 116—122].
Ответы на эти вопросы и лежат на стыке психологии и педагогики (и, в частности, психодидактики) высшей школы. По сути, ими и должны быть обозначены образовательные модули (темы) в программе дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» для аспирантов и их соответствующее содержание.
Вопрос № 2. Как Вы думаете, следует ли объединить данный курс с педагогической практикой студентов?
Ответ. Курс «Психология и педагогика высшей школы» является теоретической основой для проведения педагогической практики аспирантов. В программе должны быть заявлены, прежде всего, занятия, позволяющие аспирантам овладеть фундаментальными теоретическими знаниями и лишь начальными умениями и навыками по организации и проведению учебных занятий со студентами. Ставить вопрос об объединении данного курса с практикой в указанной формулировке не в полной мере корректно. Практический компонент профессиональной подготовки преподавателя высшей школы — это важнейший и самодостаточный блок, который предполагает не аудиторные и самостоятельные занятия, а реальный выход будущего преподавателя в аудиторию при педагогической поддержке преподавателя-наставника. То, что этот блок неразрывно связан с учебной дисциплиной «Психология и педагогика высшей школы», очевидно. Зачем же формально объединять то, что само по себе неразрывно связано?
При этом важно отметить следующее. Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» «работает», прежде всего, на базовые когнитивные компетенции, проще говоря, на теоретическую подготовку аспирантов, обязанных для начала именно знать, как надо работать со студентами в аудитории. А реальная практика преподавания в вузе «работает» на профессиональные умения и навыки, которые основаны именно на базовых знаниевых компетенциях. Такие умения и навыки не могут быть сформированы в рамках учебной дисциплины и даже педагогической практики, поскольку
они «приходят» к преподавателю гораздо позже и тогда уже «придают» указанным выше компетенциям системный уровень — уровень профессиональной компетентности преподавателя высшей школы.
Вопрос № 3. Следует ли ввести в учебный план часы для занятий по направлениям подготовки аспирантов; например, таких, как управленческая психология и педагогика для управленцев, экономическая психология и педагогика для экономистов, клиническая (медицинская) психология и педагогика для медиков, инженерная психология и педагогика для инженеров)?
Ответ. Конечно, с этим предложением можно полностью согласиться.
При этом важно отметить следующее. На практических занятиях можно и нужно рассматривать психологические и педагогические особенности того или иного направления (например, вопросы экономического воспитания студентов-экономистов) как отраслей профессиональной педагогики и психологии профессиональной деятельности.
Вопрос № 4. Следует ли ввести в учебный план часы по инновационной педагогике (подготовка видеолекций, особенности дистанционного обучения и т. п.)?
Ответ. В программе дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» в разделе «Основы психолого-педагогического проектирования в высшей школе» рассматриваются особенности применения как традиционных, так и инновационных форм, методов и средств вузовского обучения. При этом если ставится вопрос о подготовке видеолекций и особенностях дистанционного обучения, то речь идет не об инновационной педагогике, а о современных информационных технологиях, обеспечивающих учебный процесс. Вопросы такого информационно-технологического обеспечения учебного процесса в целом и в частности дистанционного обучения, несомненно, должны быть, и они включены в программу (и подготовка мультимедиа-презентаций, и особенности и способы работы со студентами в дистанционном режиме). Это технические средства обучения, ни больше ни меньше.
При этом важно отметить следующее. Если ставится вопрос об «инновационной педагогике», то скорее всего речь должна идти о реальной и эффективной подготовке аспиранта к преподавательской деятельности с применением инновационных образовательных технологий, например интерактивных. Такие вопросы, действительно, должны составлять самодостаточные образовательные блоки, и предпочтительно они должны быть реализованы в формах интерактивного характера, то есть имеющих в основе их реализации преподавателем, например, «тренинговую» составляющую. Однако в организационном плане сделать это весьма сложно. Каждый такой блок должен иметь в «часовом» отношении достаточный минимум (6—8 аудиторных часов в день и до 20—40 часов «недельного интерактива»). Это в идеале. А в реальной ситуации мы можем использовать вариант совместного проектирования и моделирования непосредственно на занятиях элементов интерактивных форм и методов учебной деятельности в вузе.
2. Перечень компетенций согласно действующему ФГОС ВО3 для подготовки аспирантов 2-го курса (психологические специальности): квалификация (степень) выпускника: «Исследователь. Педагог-исследователь»
УК-1. Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. Расшифровка. Знать современные научные достижения в области педагогики и психологии, понимать важность их использования в педагогической деятельности в вузе. Уметь осознавать необходимость критического анализа и оценки современных научных достижений в области педагогики и психологии высшей школы. Владеть навыком критического анализа и оценки современных научных достижений при использовании в конкретной педагогической практике [18].
УК-3. Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач. Расшифровка. Знать основные международные и российские проекты, направленные на решение научных и научно-образовательных задач. Уметь обосновать свою позицию по решению научных и научно-образовательных задач. Владеть навыком участия в работе российских и международных коллективов по решению научных и научно-образовательных задач [18].
УК-4. Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках. Расшифровка. Знать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках. Уметь использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках. Владеть навыками реализации современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках [18].
УК-5. Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности. Расшифровка. Знать принципы профессиональной этики. Уметь добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики преподавателя высшей школы, применять полученные знания в своей деятельности. Владеть навыком добросовестного исполнения служебных обязанностей, следования принципам профессиональной этики [18].
ОПК-1. Владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области психологии. Расшифровка. Знать методологические основы теоретических и экспериментальных исследований в области психологии. Уметь использовать в своей практике методологические основы теоретических и экспериментальных исследований в области психологии. Владеть навыками реализации методологических основ теоретических и экспериментальных исследований в области психологии [18].
3 В Федеральном государственном образовательном стандарте приняты следующие сокращения: ВО — высшее образование; УК — универсальные компетенции; ОПК — общепрофессиональные компетенции; ПК — профессиональные компетенции; ФГОС ВО — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [18].
ОПК-2. Владение культурой научного исследования в области психологии, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий. Расшифровка. Знать основы культуры научного исследования в области психологии, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий. Уметь использовать полученные знания о культуре научного исследования в области психологии, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий. Владеть навыками развития культуры научного исследования в области психологии, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий [18].
ОПК-4. Готовность организовать работу исследовательского коллектива в области психологии. Расшифровка. Знать принципы организации исследовательских работ, управления коллективом. Уметь компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом. Владеть навыком организации исследовательских работ, управления коллективом [18].
ОПК-5. Готовность к преподавательской деятельности по основным программам высшего образования. Расшифровка. Знать теоретические основы преподавательской деятельности по основным программам высшего образования. Уметь применять в конкретной педагогической практике современные методы и технологии, направленные на реализацию современных программ высшего образования. Владеть навыками преподавательской деятельности по основным программам высшего образования [18].
3. О тематике и особенностях реализации учебной дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» для аспирантов-психологов на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности4 в 2015— 2016 уч. г.
На кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности за многие годы ее функционирования наработан огромный теоретический, дидактический, методический и практический потенциал по данному направлению (ниже приведены лишь некоторые ссылки). Сегодня это позволяет вести разработку рассматриваемой дисциплины в самых разных форматах, в том числе в классическом и альтернативном (инновационном и/или интерактивном, фундаментальном и/или прикладном5) в расчете на самые разные аудитории слушателей (например, студентов специалитета и магистратуры, аспирантов и докторантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки, практикующих и будущих преподавателей). Познакомиться с нашими наработками можно в многочисленных научно-ме-
4 Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
5 См. также: Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие. — М.: Издательский дом МЭИ, 2010. — 240 с.
тодических и учебно-методических публикациях [16, 9-15, 17].
В текущем учебном году с учетом немногочисленности аспирантов, их актуальных потребностей и фор-мально-компетентностной составляющей (см. выше пп. 1 и 2) учебная дисциплина реализуется в интерактивном формате, а встречи с аспирантами проводят-
ся в диалогово-дискуссионном режиме. И в конечном итоге данный формат взаимодействия направлен на создание условий для развития рефлексивной позиции будущего преподавателя высшей школы, о чем было сказано выше. Ниже приводится «Календарь и тематика встреч» (табл. 1).
Таблица 1
Дата Встреча Тема Кол-во часов
1 марта 1 Вводная беседа, актуализация в учебном содержании в формате диалога ключевых проблем психологии и педагогики высшей школы (в целом), а также важнейших вопросов психодидактики (в частности). Для обсуждения и дискуссии: «Ключевые вопросы психодидактики высшей школы: «Зачем обучать?», «Когда обучать?», «Чему обучать?», «Где обучать?», «Кого обучать?», «Как обучать?», «Кому обучать?»» [16] и/или «Совместное определение стратегии, логики, актуального (проблемных вопросов) содержания, форм и методов реализации учебной дисциплины «Психология и педагогика высшей школы»(уровень высшего образования «Аспирантура»)». 4
10 марта 2 «Зачем обучать?», или «О воспитании, развитии, профессиональном образовании личности». Роль высшего образования в развитии современной цивилизации (воспитательная, развивающая, профессиональная составляющие). Тенденции (классика и современность) развития системы высшего образования в России и за рубежом (фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация, индивидуализация, специализация, интеграция, информатизация). Для обсуждения и дискуссии: «Зачем учиться в вузе — взгляд «бывшего» студента (карьера, личностный рост, заработок, положение в обществе, кругозор, руководящая должность, собственный бизнес, общение, новые знакомства...)?» 4
15 марта 3 Понятийно-терминологический аппарат психологии и педагогики высшей школы. Взаимосвязь и соотношение категорий и ключевых понятий психологии, педагогики и дидактики высшей школы: образование, воспитание, обучение, учение, преподавание, усвоение, формирование, развитие, социализация, самоопределение, самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Для обсуждения и дискуссии: «О соотношении «личностного» и «профессионального» в содержании перечисленных категорий и понятий». 4
17 марта 4 «Когда обучать?», или «От мотивации к компетенции». «Lifelong Learning», или «Обучение на протяжении всей жизни». Важен ли для обучающегося возраст? Непрерывное образование как ключевой фактор развития, ориентации и самореализации личности в условиях динамичной социально-экономической среды, информационно-технического прогресса, глобализации экономики. Для обсуждения и дискуссии: «Высшее образование личности и/или ее социальный статус, и/или ее социально-экономическое положение, и/или ее качество в жизни, и/или ее конкурентоспособность, и/или ее гражданская позиция, и/или ее профессиональная реализация, и/или возможности для ее занятости.». 4
31 марта 5 «Чему обучать?», или «Знания — умения — навыки, компетенции и компетентность». Содержание высшего образования: фундаментальное и компетентност-ное, знаниевый подход и компетентностный подход: история, общее и особенное, плюсы и минусы, возможности и пути системной интеграции и эффективного использования. Общекультурные, профессиональные (когнитивные, функциональные, социально-личностные) компетенции. Особенности и опыт разработки «фундаментального» и «компетентностного» содержания учебных дисциплин. Для обсуждения и дискуссии: «Получение знаний и/или развитие индивидуальных способностей и потенциала людей учиться?» 4
5 апреля 6 «Где обучать?», или «Болонский процесс: за или против? (история и современность)». Система и типология высших учебных заведений в России и за рубежом (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бразилия): общее и особенное (из истории развития; о структуре, ступенях, этапах и уровнях; о плюсах и минусах; о реалиях и перспективах).
Дата Встреча Тема Кол-во часов
5 апреля (окончание) 6 (окончание) Для обсуждения и дискуссии: Болонский процесс и воспитание «Гражданина мира» (актуальная потребность и реальные противоречия, «За и/или Против?»): «Желаемое и/или действительное», «Глобальная интеграция и/или потеря культурного своеобразия?», «Фундаментальное («идеальное») развитие и/или прикладное («актуальное») образование?», «Платное и/или бесплатное образование: психолого-педагогическая составляющая проблемы)». 4
7 апреля 7 «Кого обучать?», или «Студент глазами преподавателя». Психология современного студента: возрастные и индивидуально-типологические особенности, индивидуальные проявления личности, мотивы обучения в вузе. Студент бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры: общее и особенное (аспекты адаптации к обучению, воспитания, развития и профессионализации, психолого-педагогического изучения личности студентов на каждом уровне высшего образования). Для обсуждения и дискуссии: «Успеваемость и «отсев» студентов» и «Компромиссный выбор профессии» как актуальные проблемы современной высшей школы. 4
12 апреля 8 «Как обучать?», или «Традиции и современность». Психология и педагогика, дидактика и психодидактика высшей школы: общее и особенное. Целостный педагогический процесс в высшей школе (структура, этапы, закономерности). Дидактическая система высшей школы. Обучение в высшей школе: сущность, структура и движущие силы. Обучение, учение и преподавание: соотношение и взаимосвязь понятий с позиций психодидактики. Для обсуждения и дискуссии: Обучение и/или образование? Обучение и образование в вузе: принципы, структура, цели, содержание, методы и формы организации. 4
14 апреля 9 Традиционные формы, методы и средства обучения в вузе. Макроуровень: очная, заочная, вечерняя, экстернат, дистанционная формы. Организационные формы и способы «управления учебной деятельностью» студентов: лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа. Для обсуждения и дискуссии: «Лекция: воспитание, развитие и/или убеждение?»; «Лекция: информация и/или стимуляция знаний, разъяснение и/или актуализация знаний, актуализация или систематизация знаний?»; «Лекция и/или практическое занятие?»; «Лекция и/или самостоятельная работа?»; «Аудитория» и/или альтернативное пространство учебно-познавательной деятельности?» 4
19 апреля 10 Формы педагогического контроля в вузе. Традиционная (отечественная 5-балльная) и балльно-рейтинговая (международная 100-балльная) системы оценки: общее и особенное, плюсы и минусы, возможности и пути системной интеграции и эффективного использования. Для обсуждения и дискуссии: «Система самопроверки самостоятельных письменных работ «Антиплагиат.ВУЗ»: ««Инструмент» для педагогического воздействия» и/или «Альтернативная форма контроля и оценки учебной деятельности студентов»?» 4
26 апреля 11 Педагогическое проектирование и моделирование. Педагогические технологии и их классификация. Модульное построение дисциплины и рейтинговый контроль (особенности и опыт реализации): «диада» или «триада»? Учебно-исследовательская и проектная деятельность студентов как «стержневая» форма организации учебной деятельности при модульном обучении. Для обсуждения и дискуссии: «Научно-методическая культура и/или средство организации и планирования продуктивной жизнедеятельности? (о соотношении собственно учебной и исследовательской составляющей обучения в вузе)». 4
10 мая 12 Интерактивные, рефлексивные и развивающие технологии обучения (образование и/или самообразование, воспитание и/или самовоспитание, развитие и/ или саморазвитие?) и соответствующие им аудиторные (ролевые, имитационные и деловые игры, «интеллектуальные разминки», дебаты и дискуссии) и внеаудиторные (учебное проектирование, исследовательские задания, индивидуально-групповые письменные работы и т. д.) формы организации учебной деятельности. Для обсуждения и дискуссии: «Обучение «от общего к частному» и/или «от частного к общему»?» 4
17 мая 13 Информационные технологии и дистанционные формы и методы обучения. Для обсуждения и дискуссии: «Коммуникация в социальных сетях: удовлетворение социальных потребностей в квазиформе и/или альтернативная форма организации учебной и профессиональной рефлексии преподавателя и студентов?» 4
Дата Встреча Тема Кол-во часов
24 мая 14 «Кому обучать?», или «Преподаватель глазами студента». Педагогическая деятельность как инновационная деятельность преподавателя. Ее структура. «Педагогический акт». Коммуникативная культура преподавателя и ключевые аспекты педагогической коммуникации. Педагогическое и дидактическое мастерство преподавателя. Личностно-профессиональные качества и их «моделирование». Для обсуждения и дискуссии: «Предметная подготовка и/или общая эрудиция?»; «Качество = Содержание» и/или «Количество = Формальная оценка «эффективности» преподавателя?»; «Педагогические способности и/или индивидуальный стиль деятельности?» 4
31мая 15 Итоговая рефлексия, «экзамен по рейтингу». 4
ССЫЛКИ
[1]. Агапов В. С., Василенко В.И., Виноградов Н.И., Воронин В.В., Козлов В.В., Козлова А.А., Кудряшов А.В., Колис-ниченко Н.В., Митин А.В., Огнев А.С., Петрусинский В.В., Соловьёва Н.В., Степнова Л.А., Чирковская Е.Г., Яблоко-ва Е.А. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учебно-методическое пособие / Под ред. А.А. Деркача. — М., 2005. — 386 с.
[2]. Анисимов О. С. Проблемы педагогики и психологии высшей школы (прелюдия игротехнической парадигмы). — М., 2012. — 368 с.
[3]. Анцупов А.Я., Жданов О.И., Зазыкин В.Г., Катаева Л.И., Кричевский Р.Л., Маркин В.Н., Марасанов Г.И., Синягин Ю.В., Степнова Л.А., Чирковская Е.Г., Яблоко-ва Е.А. Психология профессиональной деятельности: Лекции «В помощь преподавателю» / Под ред. А.А. Деркача. — М., 2004. — 342 с.
[4]. Асеев В.Г., Жданов О.И., Маркова А.К., Маркин В.Н., Огнев А. С., Соловьёва Н.В., Кандыбович С.Л., Степнова Л.А. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Общ. ред. А.А. Деркача; отв. ред. Е.В. Селезнёва. — М., 2005. — 258 с.
[5]. Гришунина Е. В., Саутенкова Н.Н. Личность специалиста на разных этапах карьеры // Экспериментальная психология. — 2010. — Т. 3. — № 2. — С. 58—66.
[6]. Захарова О.Ю. Акмеологический театр импровизации как альтернативная форма личностного и профессионального самовыражения студентов // Акмеоло-гия. — 2014. — № S1—2. — С. 260.
[7]. Иванова Г.П. Нравственные основания современного воспитания: аспекты проблемы // Акмеоло-гия. — 2015. — № 1. — С. 98-103.
[8]. Иванова Г.П., Шакирова Э. Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студента // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 51-55.
[9]. Казаков Ю.Н., Волик Д.О. Педагогика интеграции и продуктивности физического, социального, психического, профессионального здоровья к стрессам (готовности к фрустрирующим ситуациям). — М., 2009. — 259 с.
[10]. Князев А.М., Одинцова И.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения: учебное пособие / Под ред. А.А. Деркача. — М., 2008.
[11]. Ковалёв В.В. Развитие компонентов наблюдательности у студентов-психологов // Акмеология. — 2009. — № 1 (29). — С. 45-49.
[12]. Ковалёв В. В., Прокопенко Е. С. Перспективные научно-исследовательские возможности модульного со-циотеста // Акмеология. — 2015. — № 3 (55). — С. 88-89.
[13]. Костюк Ю.А. Формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности как условие акмеологического развития личности // Акмеология. — 2014. — № S1-2. — С. 116-118.
[14]. Мельничук А.С., Синягин Ю.В. Профессиональное становление преподавателя системы последипломной подготовки государственных служащих // Акмеология. — 2003. — № 1 (5). — С. 65-73.
[15]. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приемов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 104.
[16]. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с.
[17]. Селезнёва Е.В. Взаимосвязь между самоотношением и процессуально-причинной мотивацией у студентов // Акмеология. — 2015. — № 4 (56). — С. 35-44.
[18]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: Подготовка кадров высшей квалификации. Направление подготовки 37.06.01 Психологические науки (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 897). С изменениями и дополнениями от: 30 апреля 2015 г. — [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2015/01/21/prikaz897-dok.html (дата обращения 08.03.2016 г.).
«HIGHER SCHOOL PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS» (DIGEST OF THE TRAINING COURSE FOR POSTGRADUATE STUDENTS)
Alexander V. Gagarin, Doctor of Pedagogic Science (D. Ed.), Professor, Department of Acmeology and Professional Psychology, Faculty of Psychology, Institute of Social Science of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: gagarin-av@ranepa.ru.
ABSTRACT
The digest of the training course «Higher School Psychology and Pedagogics» for postgraduate students presents «Material for Thought» (following the answers to questions-proposals of postgraduate students and lecturers-experts on bringing about changes into this discipline teaching concept). There are listed competenc-
es with detailed interpretation according to the current Federal State Education Standards of Higher Education for preparation of second-year postgraduate students (psychological qualifications): qualification (degree) of a graduate: «Researcher. Teacher-Researcher». There are announced subject and peculiarities of this training course teaching at the Department of Acme-ology and Professional Psychology in 2015-2016 academic year.
Key words: higher school psychology and pedagogics, preparation of postgraduate students, teacher-researcher.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S., Vasilenko V. I., Vinogradov N. I., Vo-ronin V.V., Kozlov V.V., Kozlova A.A., Kudrjashov A. V., Ko-lisnichenko N. V., Mitin A. V., Ognev A.S., Petrusinskij V. V., Soloveva N. V., Stepnova L.A., Chirkovskaja E.G., Jablok-ova E.A. Razvitie professionalizma prepodavatelja vysshej shkoly: Uchebno-metodicheskoe posobie [Development of professionalism of teacher high school] / Red. A. A. Derk-ach. — Moscow, 2005. — 386 p.
[2]. Anisimov O.S. Problemy pedagogiki i psihologii vysshej shkoly (preljudija igrotehnicheskoj paradigmy) [Problems of pedagogy and psychology graduate school]. — Moscow, 2012. — 368 p.
[3]. Ancupov A. Ja., Zhdanov O.I., Zazykin V.G., Katae-va L.I., KrichevskijR.L., Markin V.N., Marasanov G.I., Sinjagin Ju. V., Stepnova L.A., Chirkovskaja E.G., Jablokova E.A. Psihologija professional'noj dejatelnosti: Lekcii «V pomoshh prepodavatelju» /Psychology of professional activity] / Red. A.A. Derkach. — Moscow, 2004. — 342 p.
[4]. Aseev V. G., Zhdanov O. I., Markova A. K., Markin V.N., Ognev A.S., Solov'eva N. V., Kandybovich S.L., Stepnova L.A. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly: Uchebnoe posobie [Pedagogy and psychology graduate school] / Red. A.A. Derkach, E.V. Selezneva. — Moscow, 2005. — 258 p.
[5]. Grishunina E. V., Sautenkova N.N. Lichnost special-ista na raznyh jetapah karery [Identity specialist at various stages of career] // Jeksperimental'naja psihologija [Experimental psychology]. — 2010. — T. 3. — № 2. — P. 58-66.
[6]. Zaharova O. Ju. Akmeologicheskij teatr improvizacii kak al'ternativnaja forma lichnostnogo i professional'nogo samovyrazhenija studentov [Acmeological improvisation theatre as an alternative form of personal and professional expressions of students] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № S1-2. — P. 260.
[7]. Ivanova G.P. Nravstvennye osnovanija sovremennogo vospitanija: aspekty problem [The moral foundation of modern education: aspects of the problem] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 1. — P. 98-103.
[8]. Ivanova G.P., Shakirova Je. F. Pedagogicheskie us-lovija formirovanija social'no aktivnoj lichnosti studenta [Pedagogical conditions in developing of socially active student personality] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 3 (43). — P. 51-55.
[9]. Kazakov Ju. N., Volik D.O. Pedagogika integracii i produktivnosti fizicheskogo, social'nogo, psihicheskogo, professional'nogo zdorov'ja k stressam (gotovnosti k frustriru-jushhim situacijam) [Pedagogy of integration and productivity physical, social, mental, occupational health to stress]. — Moscow, 2009. — 259 p.
[10]. Knjazev A.M., Odincova I. V. Rezhissura i menedzh-ment tehnologij aktivno-igrovogo obuchenija: Uchebnoe posobie [Directing and management technologies of active-learning game] / Red. A.A. Derkach. — Moscow, 2008.
[11]. Kovalev V. V. Razvitie komponentov nabljudatelnosti u studentov-psihologov [Development of components of observation of students-psychologists] // Akmeologija [Acmeology]. — 2009. — № 1 (29). — P. 45-49.
[12]. Kovaljov V. V., Prokopenko E. S. Perspektivnye nauchno-issledovatelskie vozmozhnosti modulnogo sociotes-ta [Promising research opportunities of modular process] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3 (55). — P. 88-89.
[13]. Kostjuk Ju. A. Formirovanie gotovnosti studentov k samoobrazovatel'noj dejatel'nosti kak uslovie akmeologich-eskogo razvitija lichnosti [The formation of students' readiness for self-educational activity as a condition of personality acmeological development] // Akmeologija [Acmeology]. —
2014. — № S1-2. — P. 116-118.
[14]. Melnichuk A.S., Sinjagin Ju. V. Professionalnoe stanovlenie prepodavatelja sistemy poslediplomnoj podgot-ovki gosudarstvennyh sluzhashhih [Professional development of teacher in postgraduate training of civil servants] // Akmeologija [Acmeology]. — 2003. — № 1 (5). — P. 65-73.
[15]. Moskalenko O. V. Potencial nekotoryh psihodidak-ticheskih priemov v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole [Pcyho-didactics in training courses in high school] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 2. — P. 104.
[16]. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teorija i praktika [Pcyho-didactics of educational systems]. — St. Petersburg, 2007. — 352 p.
[17]. Selezneva E. V. Vzaimosvjaz mezhdu samootnosh-eniem i processualno-prichinnoj motivaciej u studentov [The relationship between attitude to yourself and procedural causal motivation of students] // Akmeologija [Acmeology]. —
2015. — № 4 (56). — P. 35-44.
[18]. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija: Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii (37.06.01 Psihologicheskie nauki) [Federal State standard of higher education. Training of highly qualified personnel. Psychological science.] — Available at: http://rg.ru/2015/01/21/ prikaz897-dok.html (accessed 08 March 2016).