ДАЙДЖЕСТЫ
DIGESTS
УДК 378, 159.9
ИННОВАЦИОННАЯ ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ДЛЯ АСПИРАНТОВ
Гагарин Александр Валерьевич — доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: gagarin-av@ranepa.ru
Предлагаемая разработка — результат осмысления автором многолетнего опыта научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях, в том числе в реализации различных инновационных моделей указанного выше традиционного в аспирантской подготовке учебного курса.
В содержании разработка отражена актуальная (дидактическая) модель указанной дисциплины, апробация которой прошла в последние четыре года в Институте общественных наук РАНХиГС в рамках «потокового формата» дисциплины. Аудитория слушателей-аспирантов представлена такими специальностями (направленностями) как психология, социология, политология, культурология, философия, религиоведение, история и археология, средства массовой информации и информационно-библиотечное дело и некоторыми другими. Разработка данной модели велась автором на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности, где за 25 лет наработан и накоплен богатейший теоретический и практический потенциал по данному направлению.
Сегодня это позволяет реализовать дисциплину в самых разных форматах, в том числе в классическом и инновационном (интерактивном, фундаментальном и/или прикладном [1]) в расчёте на самые разные аудитории слушателей (студентов специалитета, магистрантов, аспирантов и докторантов, слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки, практикующих и будущих преподавателей и т.д.).
В этой связи в 2015-2018 гг. нами был реализован её альтернативный (традиционному «по учебнику») вариант («Инновационная дидактика высшей школы») для аспирантов, когда 15 определённых рабочим учебным планом спаренных (четырёхчасовых) занятий проводятся исключительно в диалоговом формате и в разных вариантах учебных дискуссий.
И здесь важно отметить, что «неоднозначность», а где-то и противоречивость проблематики и содержания всех 15-ти учебных дискуссий позволяет студентам не только актуализировать уже сформированную в той или иной мере профессионально-педагогическую компетентность на предыдущих
этапах обучения, но и «пересмотреть» свой предшествующий профессиональный (педагогический) опыт, сложившиеся представления о профессии педагога в контексте современных тенденций развития педагогической и психологической науки, комплексного анализа разных факторов, влияющих на эффективность учебной деятельности и собственно педагогического взаимодействия в системе «Педагог — Обучающихся». Наконец, осмыслить уровень собственной готовности (теоретической, дидактической и методической, практической) к работе в качестве преподавателя на «повышенном» («исследовательском») уровне «погружения в профессию педагога».
Краткий дайджест дисциплины представлен ниже.
Цель реализации дисциплины Цель реализации учебной дисциплины «Инновационная дидактика высшей школы» заключается в создании совокупности условий:
- для актуализации основных педагогических и психологических, в частности дидактических и психолого-дидактических проблем высшего образования
РЕЗЮМЕ
Предлагаемая учебная дисциплина адресована аспирантам (ныне «студентам аспирантуры», «Postgraduate Students») разных специальностей. Сама по себе предлагаемая дидактическая разработка представляет оригинальную («дидактическую») версию учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы». При разработке и апробации курса автором учтены современные условия развития высшего образования в России и в мире, а также положения действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Аспирантура, согласно указанному стандарту, есть третий уровень высшего образования, государственная аттестация по окончании которая предполагает присвоение выпускникам квалификации «Преподаватель-исследователь». Поэтому именно дидактическая интерпретация отмеченной дисциплины, по мнению автора, более чем актуальна сегодня.
В данной публикации вниманию читателя предложен дайджест очно-дистанционного курса для аспирантов Института общественных наук РАНХиГС.
Ключевые слова: преподаватель-исследователь, аспирант, педагогика и психология высшей школы, дидактика высшей школы, инновационная модель.
в России и в мире, а также интеграции различных научных и практических подходов к их решению;
- для содействия студентам в освоении интегративного аналитического подхода к осмыслению традиционных и инновационных концепций высшего образования и формирования личности, к разработке и практике применения технологий и методов «конструирования» педагогической ситуации в высшем учебном заведении.
Место в общей подготовке
При «правильной дидактической подаче» содержательной части дисциплины, адекватной современным условиям организации аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, использовании «яркого» опорного материала и личностной их включённости в учебный процесс, изучение данной дисциплины будет содействовать не только освоению «ансамбля» профессиональных компетенций современного преподавателя-исследователя, но и служить стимулом для личностного роста и саморазвития.
Требования к уровню
освоения содержания
Учебная дисциплина «Инновационная дидактика высшей школы» соответствует действующему стандарту высшего образования («Аспирантура»), определяющему требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки преподавателя-исследователя. В этой связи реализация дисциплины принципиально, содержательно, технологически и методически направлена на освоение студентами личностно-про-фессиональных компетенций.
Действующим ФГОС ВО [2]1 установлен следующий перечень компетенций, успешное освоение которых даёт право студенту аспирантуры на присвоение ему квалификации «Преподаватель-исследователь».
УК-1. Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. Расшифровка. Знать современные научные достиже-
1 В ФГОС ВО используются следующие сокращения: ВО — высшее образование; УК — универсальные компетенции; ОПК — общепрофессиональные компетенции; ПК — профессиональные компетенции.
ния по своему направлению (специальности), понимать важность их использования в педагогической деятельности в высшем учебном заведении. Уметь осознавать необходимость критического анализа и оценки современных научных достижений в области направления (специальности) подготовки. Владеть навыком критического анализа и оценки современных научных достижений при использовании в конкретной педагогической практике [2].
УК-3. Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач. Расшифровка. Знать основные международные и российские проекты, направленные на решение научных и научно-образовательных задач. Уметь обосновать свою позицию по решению научных и научно-образовательных задач. Владеть навыком участия в работе российских и международных коллективов по решению научных и научно-образовательных задач. [2]
УК-4. Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках. Расшифровка. Знать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках. Уметь использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках. Владеть навыками реализации современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках [2].
УК-5. Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности. Расшифровка. Знать принципы профессиональной этики. Уметь добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики преподавателя высшей школы, применять полученные знания в своей деятельности. Владеть навыком добросовестного исполнения служебных обязанностей, следования принципам профессиональной этики [2].
ОПК-1. Владение методологией теоретических и экспериментальных исследований по своему направлению (специальности). Расшифровка. Знать методологические основы соответствующих теоретических и экспериментальных исследований. Уметь использовать в педагогической деятельности методологические основы теоретических и экспериментальных исследований по на-
правлению (специальности). Владеть навыками реализации указанных методологических основ теоретических и экспериментальных исследований [2].
ОПК-2. Владение культурой научного исследования по своему направлению (специальности), в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий. Расшифровка. Знать основы культуры научного исследования по своему направлению (специальности), в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий. Уметь использовать полученные знания о культуре научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий. Владеть навыками развития культуры научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий [2].
ОПК-4. Готовность организовать работу исследовательского коллектива. Расшифровка. Знать принципы организации исследовательских работ, управления коллективом. Уметь компетентно использовать на практике приобретённые умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом. Владеть навыком организации исследовательских работ, управления коллективом. [2]
ОПК-5. Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. Расшифровка. Знать теоретические основы преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. Уметь применять в конкретной педагогической практике современные методы, технологии, направленные на реализацию современных образовательных программ высшего образования. Владеть навыками преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования [2].
Образовательные модули и учебные дискуссии
Структурно учебная дисциплина «Инновационная дидактика высшей школы» представлена пятнадцатью учебными дискуссиями, объединёнными в семь образовательных модулей, каждый из которых тематически связан с ответом на один из семи ключевых вопросов современной дидактики: «Зачем обучать?», «Когда обучать?», «Чему обучать?», «Где обучать?», «Кого обучать?», «Как обучать?», «Кому обучать?» (табл. 1).
Таблица 1
Структура и содержание дисциплины
ОМ УД Тема, технологическая форма, проблематика и содержание учебной дискуссии
1 1 Проблема. «Актуализация», или «О ключевых вопросах дидактики высшей школы». Технологические формы. ЭТФ «Лекция-беседа» + ЭТФ «ОДИ» (вариант 1, «кейс-случай» «Педагогическая ситуация»). Содержание. Актуализация в учебном содержании дисциплины, ключевых проблем педагогики и психологии высшей школы (в целом), а также важнейших вопросов дидактики высшей школы (в частности). Для обсуждения и дискуссии. Ключевые вопросы дидактики высшей школы: «Зачем обучать?», «Когда обучать?», «Чему обучать?», Где обучать?», «Кого обучать?», «Как обучать?», «Кому обучать?» и/или «Совместное определение стратегии, логики, актуального (проблемных вопросов) содержания, форм и методов реализации дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» (уровень высшего образования «Аспирантура»).
1 2 Проблема. «Зачем обучать?», или «О воспитании, развитии, профессиональном образовании личности». Технологические формы. ЭТФ «ОДИ» (вариант 1, «кейс-случай» «Педагогическая ситуация» — продолжение) ЭТФ «Аудиторно-практическое занятие» (вариант 1, «опорный бланк» + учебная дискуссия: «самоорганизующаяся» с ранжированием причин обучения в вузе и обсуждением). Содержание. Роль высшего образования в развитии современной цивилизации (воспитательная, развивающая, профессиональная составляющие). Тенденции (классика и современность) развития системы высшего образования в России и за рубежом (демократизация, создание научно-учебно-производственных комплексов, фундаментали-зация, индивидуализация, гуманитаризация и гуманизация, компьютеризация, переход к массовому высшему образованию, автономизация, рост требований к профессионализму преподавателей, увеличение роли общественной оценки эффективности вузов). Для обсуждения и дискуссии. «Зачем нужно учиться в вузе?» — взгляд «бывшего» студента (карьера, личностный рост, заработок, статус в обществе, кругозор, руководящая должность, собственный бизнес, общение, новые знакомства и т.д.
3 Проблема. «Зачем обучать?», или «О самообразовании, саморазвитии, профессиональном самоопределении личности». Технологические формы. ЭТФ «ОДИ» (вариант 2, «работа с понятиями в формате устной и/или письменной рефлексии»). Содержание. Понятийно-терминологический аппарат психологии и педагогики высшей школы. Взаимосвязь и соотношение категорий и ключевых понятий педагогики (дидактики) и психологии высшей школы: образование, воспитание, обучение, учение, преподавание, усвоение, формирование, развитие, социализация, самоопределение, самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Для обсуждения и дискуссии. «Как соотносятся «личностное и «профессиональное» в содержании категорий и ключевых понятий педагогики (дидактики) и психологии высшей школы»?
2 4 Проблема. «Когда обучать?», или «От мотивации к компетенции» («Lifelong Learning», т. е. «Обучение на протяжении всей жизни»). Технологические формы. ЭТФ «Лекция с разбором конкретных ситуаций») и/или + ЭТФ учебной дискуссии «Круглый стол» (вариант 1, «с экспресс-подготовкой к обсуждению»). Содержание. «Важен ли для обучающегося возраст?»: непрерывное образование как ключевой фактор развития, ориентации и самореализации личности в условиях динамичной социально-экономической среды, информационно-технического прогресса, глобализации экономики. Для обсуждения и дискуссии. «Высшее образование человека и/или его социальный статус, и/или социально-экономическое положение, и/или качество жизни, и/или конкурентоспособность, и/или гражданская позиция, и/или профессиональная реализация, и/или возможности для занятости»?
3 5 Проблема. «Чему обучать?», или «О ЗУНах и квалификации, о знаниях и компетенциях». Технологические формы. ЭТФ «Лекция-дискуссия» с элементами «Панельной дискуссии» и/или «Техники аквариума» (с привлечением слушателей к проведению занятия). Содержание. "От «ЗУНов» к квалификации, от знаний к компетенции». Содержание высшего образования: «фундаментальное», и/или «знаниевое», и/или «компетентностное»? «Знаниевый подход» и «компетентностный подход»: история, общее и особенное, плюсы и минусы, возможности и пути системной интеграции и эффективного использования. Роль знаний в образовании, о квантовой и когнитивной педагогике, о нейропедагогике, о суггестивной и лингвистической педагогике. Компетенции общекультурные, профессиональные (когнитивные, функциональные, социально-личностные). Обучающийся как пользователь инструментов познания, или «декларация» — «ахиллесова пята» традиционной педагогики». Для обсуждения и дискуссии: «Обучение» (разные подходы к пониманию процесса), «получение знаний и переработка информации» и/или «Развитие индивидуальных способностей и «умения учиться»? (начало)
3 6 Проблема. «Чему обучать?», или «О специалистах, бакалаврах, магистрах и «PhD-докторах». Технологические формы. ЭТФ «Лекция-дискуссия с элементами конференции («выступление — вопросы — обсуждение») + «Индивидуальное собеседование по выполненному заданию» (с привлечением слушателей к проведению занятия). Содержание. Особенности и опыт разработки «фундаментального» и «компетентностного» содержания учебных дисциплин. Действующий ФГОС ВО: общее и существенно различное (и/или специфичное): А) в бакалаврской («бакалавриат») и специальной («специалитет») подготовке; Б) в бакалаврской («бакалавриат»), магистерской («магистратура»); аспирантской («аспирантура») подготовке в вузе (сравнительный анализ в контексте содержания понятий «ЗУНы» и «квалификация», «компетенции» и «компетентность»). Для обсуждения и дискуссии. «Квалификация» и «компетентность» (подходы к пониманию конструктов): «Получение знаний и/или развитие индивидуальных способностей и «умения учиться?» (окончание)
ОМ УД Тема, технологическая форма, проблематика и содержание учебной дискуссии
4 7 Проблема. «Где обучать?», или «Болонский процесс: история, современность, перспективы». Технологические формы. ЭТФ «Лекция вдвоём» и/или Дебаты «За или Против» (с привлечением слушателей к проведению занятия). Содержание. Система и типология вузов в России и за рубежом (Китай, Великобритания, Франция, Испания, Германия, США, Бразилия, Аргентина, Куба и др.): общее и особенное (из истории развития; о структуре, ступенях, этапах и уровнях; о плюсах и минусах; о реалиях и перспективах). Для обсуждения и дискуссии. Болонский процесс и воспитание «Гражданина мира» (актуальная потребность и реальные противоречия, «За и/или Против?»): «Желаемое и/или действительное», «Глобальная интеграция и/ или потеря культурного своеобразия?», «Фундаментальное («идеальное») развитие и/или прикладное («актуальное») образование?», «Платное и/или бесплатное образование: психолого-педагогическая составляющая проблемы»)?»
5 8 Проблема. «Кого обучать?», или «О студенте глазами преподавателя». Технологические формы. ЭТФ «Лекция-визуализация») + ЭТФ «Аудиторно-практическое занятие» (вариант 2, «рабочая тетрадь» + «самопроверка в формате тестирования»). Содержание. Психология современного студента: возрастные и индивидуально-типологические особенности, индивидуальные проявления личности, мотивы обучения в вузе. Студент бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры: общее и особенное (аспекты адаптации к обучению, а также воспитания, развития и профессионализации, психолого-педагогического изучения студентов на каждом уровне высшего образования). Для обсуждения и дискуссии. «Успеваемость и »отсев» студентов», а также «компромиссный выбор профессии» как один из факторов отчисления из вуза.
5 9 Проблема. «Как обучать?», или «Вузовская дидактика: традиции и современность». Технологические формы. ЭТФ «Лекция с применением техники обратной связи» + ЭТФ «Опорные схемы», часть 1 («закрытые» дидактические материалы — «терминокарты»)». Содержание. Дидактика высшей школы: ключевые аспекты. Целостный педагогический процесс в высшей школе: сущность, структура и закономерности. Дидактическая система высшей школы. Обучение в высшей школе: сущность, структура, этапы и формы. Обучение, преподавание и учение: соотношение и взаимосвязь ключевых понятий дидактики. Для обсуждения и дискуссии. «Обучение, и/или образование, и/или развитие?» Целостный педагогический процесс в вузе: структура, принципы, цели, содержание, методы, средства, формы, технологии.
5 10 Проблема. «Как обучать?», или «Инновационное поле развития образовательных технологий в России». Технологические формы. ЭТФ «Лекция с заранее запланированными ошибками или «лекция-провокация«» + ЭТФ «Опорные схемы», часть 2 («закрытые» дидактические материалы — «конспекты»)». Содержание. К вопросу о технологическом подходе к обучению: история и современность. Образовательные технологии и их реализация в контексте различных подходов к обучению и образованию: традиционного, развивающего, компетентностного. Традиционные формы, методы и средства вузовского обучения. Макроуровень: очная, заочная, вечерняя, экстернат, дистанционная формы. Организационные формы и способы «управления учебной деятельностью» студентов: лекция, семинар и/или практическое занятие, самостоятельная работа. Для обсуждения и дискуссии. Обучение «от общего к частному и/или «от частного к общему?»; «Лекция: воспитание, развитие и/или убеждение?»; «Лекция: информация и/или стимуляция знаний, разъяснение и/ или актуализация знаний, актуализация или систематизация знаний?»; «Лекция и/или практическое занятие?»; «Лекция и/или самостоятельная работа?»; «Аудитория» и/или альтернативное пространство учебно-познавательной деятельности?».
5 11 Проблема. «Как обучать?», или «О «средовой» дидактике». Технологические формы. ЭТФ «Лекционно-практическое занятие» + ЭТФ «Опорные схемы», часть 3 («открытые» дидактические материалы — «дидактические бланки»)». Содержание. Дидактическое проектирование, моделирование и экспертиза образовательной среды как пример реализации технологии развивающего образования. Классификация, структура, особенности восприятия, проектирования и экспертизы образовательной среды. Эргономика и психология обучающей и организационной среды; «юзабилити» и коммуникации человека с миром посредством «интерфейса». Средовой контекст познания, внешние и внутренние «инструменты» (средства) обучающей и организационной среды. Компьютерные (таблицы, базы данных, статистические пакеты, графические редакторы, пакеты 3D графики и др.) и интерактивные (интерактивные доски, электронные учебные пособия, учебно-информационные порталы, системы дистанционного обучения, сетевые обучающие среды, обучающие веб-сайты); педагогическое юзабилити-тестирование. О модульной технологии построения учебной дисциплины, о проектно-исследовательской деятельности студентов как «стержневой» форме «средовой дидактики». От «кейса» к современным «вариациям «Организационно-деятельностной игры» (ролевые, имитационные и деловые, комплексные и блиц-игры) и разнообразию учебных дискуссий (дебаты, круглые столы и т.д.), или «О формах обсуждения результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов». Опыт дидактического проектирования и моделирования учебной дисциплины. Для обсуждения и дискуссии. «Научно-методическая культура и/или средство организации и планирования учебной деятельности? (о соотношении собственно учебной и проектно-исследовательской, собственной учебной и развивающей составляющих обучения в вузе)».
ОМ УД Тема, технологическая форма, проблематика и содержание учебной дискуссии
6 12 Проблема. «Как обучать?», или «Об отличниках и троечниках, о баллах и рейтингах». Технологические формы. ЭТФ «Опорные схемы», часть 4 («закрытые» дидактические материалы: «блок-схемы» и «алгоритмы»)». Содержание. Формы педагогического контроля в вузе. Традиционная (отечественная 5-бальная) и балльно-рейтин-говая (международная 100-балльная) системы оценки: общее и особенное, плюсы и минусы, возможности и пути системной интеграции и эффективного использования. Всё об ЕСТ8. Для обсуждения и дискуссии. «Антиплагиат.Вуз»: «Дисциплинарный инструмент», и/или «Метод педагогического воздействия», и/или «Форма контроля и оценки учебной деятельности студентов?».
13 Проблема. «Как обучать?», или «Об информационных технологиях и дистанционном обучении». Технологические формы. ЭТФ «Учебный диалог в социальных сетях» + ЭТФ «Опорные схемы», часть 5 («открытые» дидактические материалы — «системно-дидактические таблицы»)». Содержание. Информационные технологии и дистанционное обучение, о формах педагогического взаимодействия в социальных сетях (анализ дидактической таблицы и презентация авторского учебного блога по избранной теме, дисциплине и т. п.). «Технологические формы организации занятий в вузе и их инновационные вариации: системно-дидактический анализ» (обсуждение результатов заполнения и обработки дидактической таблицы). Для обсуждения и дискуссии. «Коммуникация в социальных сетях: удовлетворение социальных потребностей в квази-форме1 и/или альтернативная форма организации учебной и профессиональной рефлексии преподавателя и студентов?».
14 Проблема. «Кому обучать?», или «О преподавателе глазами студента». Технологические формы. ЭТФ «Лекция-консультация» с элементами коллективной мыследеятельности («Организационно-мыслительная игра»: «Интеллектуальная разминка: конкурс педагогического мастерства» и «Портрет идеального преподавателя»). Содержание. «Педагогическая деятельность, педагогическая коммуникация, педагогическая рефлексия», или «Об избранных методах педагогического взаимодействия». О педагогическом мастерстве преподавателя и его дидактическом отражении. Для обсуждения и дискуссии. «Предметная подготовка и/или общая эрудиция?»; «Педагогические способности и/или индивидуальный стиль деятельности преподавателя?»; «Современный преподаватель — предметник и/или исследователь»?; «Качество = Содержание» и/или «Количество = Формальная оценка «эффективности» преподавателя»?
7 15 Проблема. «Итог», или «О качестве высшего образования». Технологические формы. Итоговая рефлексия по проблемам качества современного высшего образования в форме «индивидуального собеседования» как варианта «дидактического диалога» («преподаватель — студент»), формат собеседования — «один на один». Содержание. Проблема качества образования в современной высшей школе (в мире и в России). О понятиях «качество», «качество образования», «качество преподавания». Качество высшего образования: некоторые подходы к пониманию сущности; обеспечение в учреждениях разных типов, уровней и направленности. Оценивание качества образования (внешнее и внутреннее), его контроль и мониторинг. Практика разработки и внедрения системы обеспечения качества образовательного процесса. Для обсуждения и дискуссии. «Учить учиться», и/или «Учить работать»?; «Отечественное «фундаментальное», и/ или «Зарубежное практико-ориентированное», и/или «Инновационное интегративное»?; «Электронный «образовательный рай», и/или «Экономия» на субъектах образования», и/или «Демонтаж традиционной системы образования»?; «Фабрики по «массовому производству» «В8», и/или «Творческие люди, плодотворные эксперименты и созидательная жизнедеятельность»?; «Высшее образование как «неоднозначный критерий» успешности в жизни», и/или « Развитие «культуры образования» как образа жизни»?
1 Приставка «квази» означает ложность, мнимость того, что названо мотивирующим именем существительным.
Самоанализ учебных достижений и перспектив личностно-профессионального развития
Следует отметить, что реализация компетентностного подхода в высшем образовании (в том понимании, в котором он активно развивается сегодня в России) априори предусматривает широкое использование в образовательном процессе активных/интерактивных форм проведения занятий, направленных, прежде всего, на актуализацию и активизацию самостоятельной и рефлексивной учебной деятельности студентов, развитие устойчивой познавательной потребности их личности как ключевой личностно-профессиональной компетенции современного специалиста. В этой
связи центральным принципом организации обучения студентов выступает принцип ответственности и инициативы, отражающий смещение акцентов с односторонней авторитарной позиции преподавателя на активную, ответственную и самостоятельную позицию в обучении студентов. Роль преподавателя при этом заключается не в ретрансляции знаний, а в такой организации учебного процесса, когда он способствует самостоятельному поиску студентами истины, повышению их субъектности в учении. Понятно, что в самообразовательной деятельности, которая вне образовательной рефлексии невозможна, человек выступает сам для себя и «Я -учеником» и «Я - учителем», благода-
ря чему он сам направляет, исполняет и одновременно контролирует процесс своего обучения.
Учебная дискуссия как системообразующая форма организации образовательной рефлексии
Рефлексивные методы используются в процессе постановки проблемы на вводном этапе занятия, на основном этапе, на заключительном этапе решения той или иной задачи, при подведении итогов, когда и студент, и преподаватель не просто оценивают результативность своих действий, но и рефлексируют критерии, по которым они ставят свои оценки. В этом смысле речь идёт, прежде
всего, о рефлексивном обсуждении как методе рефлексивного анализа и критической оценки проделанной работы.
Важно использование реальных ситуаций - включение студента в ситуацию реальную или близкую к реальной — т. е. стихийную (в том числе возникшую в ходе учебной деятельности) или специально организованную в ходе подготовки и проведения занятия. Важно поставить студентов перед необходимостью выбора решения, побуждения борьбы мотивов и т. д. (обсуждения предстоящего задания в учебной дискуссии), обратить их внимание на ситуацию, вызвать высказывание ими разных мнений, аргументированное их обсуждение.
Умело направляемая преподавателем коллективная рефлексия — есть средство и результат рефлексии индивидуальной. Формируется и протекает она у каждого студента по-своему, а поэтому
необходимо использовать разные сочетания и интенсивность приёмов.
Технологические формы организации занятий
Технологические формы, используемые нами в организации учебных дискуссий на аудиторных занятиях, а также самостоятельной работы и учебно-познавательной рефлексии студентов основаны на сочетании традиционных, интерактивных, собственно рефлексивных и информационно-коммуникационных образовательных технологий. Их перечень и описание представлены выше, в табл. 1.
Интеграция форм и методов
самостоятельной учебной деятельности и самоконтроля успеваемости
Перечисленные выше формы и методы организации учебной аудиторной
и самостоятельной учебной деятельности студентов, а также соответствующие им формы контроля успеваемости и формирования компетенций актуализированы в рамках интеграции аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Стратегическая цель данного процесса — «эволюционное» (во временных рамках реализации курса) преобразование объективного контроля успеваемости в субъективный; рефлексивный контроль студентами собственного личностного и профессионального роста.
Структура государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация аспиранта позволяет оценить уровень сформированности у него необходимых компетенций профессионального исследователя, отражённых в том числе в рамках научно-педагогической деятельности. Государственная итоговая
Таблица 2
Отражение в курсе «Инновационная дидактика высшей школы» («ИДВШ») содержания «педагогического» блока результатов освоения образовательной программы
Шифр Компетенция Расшифровка Отражение в курсе «ИДВШ»
ОПК-3 Готовность к преподавательской деятель- З1. Знать этические нормы взаимодействия студента и преподавателя Решение «кейс-случаев» — ситуационных задач или «педагогических ситуаций»
ности по основным образовательным программам высшего образования З2. Знать основные педагогические технологии, используемые в вузе Практико-технологический образовательный модуль: разработка и апробация учебного занятия в рамках избранной технологической формы
ЗЗ. Знать основы компетентностного подхода к оценке результатов обучения Теоретико-дискуссионный образовательный модуль: учебные дискуссии по проблемам «компетентностного» формата высшего образования
У1. Уметь определять основные понятия (по специальности обучения в аспирантуре), указывая на их отличительные признаки; сравнивать изучаемые явления и процессы Педагогическая практика (выпускающая кафедра)
У2. Уметь объяснять абстрактные понятия (по специальности обучения в аспирантуре) на конкретных примерах, аргументировать свою мысль теоретическими определениями и приводить соответствующие факты Педагогическая практика (выпускающая кафедра)
УЗ. Уметь формировать у студентов навыки анализа и обобщения Педагогическая практика (выпускающая кафедра)
В1. Владеть методами критического разбора педагогических технологий Практико-технологический образовательный модуль: разработка и апробация учебного занятия в рамках избранной технологической формы
В2. Владеть способами разработки учебных программ Практико-технологический образовательный модуль: разработка и апробация учебного занятия в рамках избранной технологической формы
ВЗ. Владеть способами разработки оценочных средств Практико-технологический образовательный модуль: разработка и апробация учебного занятия в рамках избранной технологической формы
аттестация включает в себя государственный экзамен в письменной/устной форме и защиту выпускной квалификационной работы (научный доклад по результатам подготовки диссертационного исследования).
Таким образом, в структуре государственной итоговой аттестации аспиранта можно выделить следующие три блока:
1) «методологический» блок: теоретический вопрос в экзаменационном билете по специальности обучения в аспирантуре;
2) «педагогический» блок: апробированная на практике дидактическая разработка одного занятия по направлению (специальности) обучения в аспирантуре в избранной технологической форме обучения в вузе — лекция, семинар, практическое занятие, деловая игра и т. д.;
3) «исследовательский» блок: отчёт по выполненной исследовательской работе с обсуждением полученных результатов на совете факультета/института.
В табл. 2 представлены ожидаемые результаты освоения образовательной программы; в частности, её «педагогический» блок.
Содержание государственного экзамена («педагогический» блок)
Собственно в содержательной части государственного экзамена «педагогический» блок представлен:
♦ основными принципами и педагогическими приёмами преподавания в вузе профильных учебных дисциплин по научному направлению (специальности) обучения в аспирантуре;
♦ особенностями данного научного направления как учебной дисциплины (комплекса учебных дисциплин), педагогические способы (методы, средства и приёмы) формирования определённых ФГОС ВО компетенций в ходе занятий по данной дисциплине в вузе.
Организационно-дидактические аспекты
В организационно-дидактическом плане дисциплина построена в формате 15-ти последовательных тематических учебных дискуссий, включённых в соответствующие (рассмотрены выше) образовательные модули. Каждая учебная дискуссия готовится и проводится совместно преподавателем и студентами по той или иной (определённой «компетентностным» содержанием дисциплины) проблематики. При этом используются различные элементы традиционных и инновационных технологических форм организации учебных дискуссий. При подготовке к учебным дискуссиям студентам обязательно рекомендуется необходимая информация для размышления и рефлексии, и собственно для обсуждения и дискуссии. Перед проведением учебной дискус-
сии обсуждается ход аудиторного занятия, определённый заранее преподавателем. В рамках домашней подготовки и непосредственно на аудиторных занятиях используются опорные (дидактические) материалы с рекомендуемыми основными и дополнительными источниками информации.
ССЫЛКИ
[1]. Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие. — М.: Издательский дом МЭИ, 2010. — 240 с.
[2]. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/ db/portal/spe/ (дата обращения 16 марта 2018 г.)
REFERENCES
[1]. Gagarin А.К Psihologija i peda-gogika vysshej shkoly: Uchebnoe poso-bie [Psychology and pedagogics of higher school: Tutorial]. Moscow, 2010. 240 p.
[2]. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty, primernye uchebnye plany i programmy vysshego professional'nogo obrazovanija [State educational standards and programs]. Available: http:// www.edu.ru/db/portal/spe/ (08 March 2018).
HIGHER SCHOOL INNOVATIVE DIDACTICS: ONSITE-DISTANCE COURSE FOR POST-GRADUATE STUDENTS
Alexander V. Gagarin — D.Ed., Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activities, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: gagarin-av@ranepa.ru
ABSTRACT
The academic discipline presented is addressed to the post-graduate students of different specialties. The offered didactic development itself presents an original («didactic») version of an academic discipline «Pedagogy and Psychology of the Higher School».
When developing and testing the course, the author took into account modern conditions of higher education development in Russia and all over the world, as well as Provisions of the current Federal state standard of higher education.
Postgraduate education, in accordance with this standard, is the third level of the higher education; and state attestation upon its graduation envisages certification «Teacher-Researcher». That is why, according to the author's opinion, it is the didactic interpretation of the mentioned discipline that is more than just relevant today.
This publication offers to the reader's attention the digest of the onsite-distance course for post-graduate students of the Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
Keywords: teacher-researcher, post-graduate student, pedagogy and psychology of the higher school, higher school didactics, innovative model.