Научная статья на тему 'Учебно-рекреационная рекультивация горных разработок как основа создания межвузовских учебно-исследовательских центров'

Учебно-рекреационная рекультивация горных разработок как основа создания межвузовских учебно-исследовательских центров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кириченко Юрий Васильевич, Щёкина М. В., Сенченко Д. С., Ческидов В. В.

Проанализирован уровень техногенного воздействия на литосферу, в том числе горных разработок в РФ. Предложено с целью повышения качества подготовки специалистов создание межвузовских учебно-исследовательских центров в регионах России на основе учебно-рекреационной рекультивации горно-обогатительных комбинатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кириченко Юрий Васильевич, Щёкина М. В., Сенченко Д. С., Ческидов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-рекреационная рекультивация горных разработок как основа создания межвузовских учебно-исследовательских центров»

----------------------------------------- © Ю.В. Кириченко, М.В. Щёкина,

Д.С. Сенченко, В.В. Ческидов,

2011

УДК 001.38, 001.89

Ю.В. Кириченко, М.В. Щёкина, Д.С. Сенченко, В.В. Ческидов

УЧЕБНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ РЕКУЛЬ ТИВАЦИЯ ГОРНЫХ РАЗРАБОТОК КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ МЕЖВУЗОВСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ

Проанализирован уровень техногенного воздействия на литосферу, в том числе горных разработок в РФ. Предложено с целью повышения качества подготовки специалистов создание межвузовских учебно-исследовательских центров в регионах России на основе учебно-рекреационной рекультивации горно-обогатительных комбинатов.

Ключевые слова: техногенное воздействие, горно-промышленные ландшафты, производственная практика студентов, учебно-рекреационная рекультивация, учебноисследовательский центр.

а последнее столетие масштабы антропогенного воздействия на окружающую природную среду возросли настолько, что многие территории и страны можно отнести к природнотехногенным системам высокого уровня. Наш великий соотечественник В.И.Вернадский на заре двадцатого столетия отмечал: «Живое вещество есть самая мощная геологическая сила, растущая с течением времени». Впоследствии создавая свое учение о взаимодействии природы и общества, как нового состояния биосферы, он гениально предвидел: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой». Наибольших объемов антропогенная деятельность достигла при освоении литосферы [1].

По имеющимся данным, общее количество ежегодно перемещаемой на планете горной массы с 2007 г. превышает 100 млрд т. При разработке полезных ископаемых образуются горнопромышленные ландшафты, в пределах которых изменен рельеф, загрязнены воздух, подземные и поверхностные воды, поч-

вы, изменены биоценозы. Год от года растут объемы добычи полезных ископаемых для обеспечения уровня научно-техничес-кого развития, т.к. требуется больше различного сырья, например, энергетического для промышленности и коммунального хозяйства, химического - для производства удобрений вследствие интенсификации сельского хозяйства и т.д. В поисках дополнительных источников минерального сырья осваиваются новые территории - шельфы морей, дно Мирового океана, возрастает глубина разведки и разработки на континентах. Многие месторождения полезных ископаемых находятся в сложных геологических условиях и поэтому трудны для освоения.

Не стоит забывать о накопленных отходах - металлургических шлаках, вскрышных и вмещающих породах, отходов рудо- и углеобогащения, золош-лаков, коммунальных отходов и т.д. Только на территории России в отвалах различных типов накоплено свыше 85 млрд т твердых отходов, в том числе 80 млрд т - горнопромышленных, количе-

ство которых ежегодно увеличивается почти на 2 млрд т. Отвалами, хвосто-хранилищами и шламонакопителями занято свыше 300 тыс. га земель, а в общей сложности вследствие горных и геологоразведочных работ, прокладки газо- и нефтепроводов нарушено около 1.5 млн га почвенного покрова [2].

Все это ведет к увеличению нагрузки на естественные экосистемы, отрицательно влияет на здоровье человека и его качество жизни. Результатом такого процесса может стать экологический кризис.

На сегодняшний день необходимо решать эту актуальную проблему не только экономическими, технологическими и управленческими механизмами, но обратить внимание на качество подготовки будущих специалистов, владеющих необходимыми знаниями.

Для подготовки и выпуска квалифицированного специалиста необходимо иметь не только хорошую теоретическую базу, но и практическую подготовленность выпускаемых специалистов.

В сфере подготовки новых специалистов огромную роль играет практическая составляющая, без которой немыслимо формирование полноценного и конкурентно способного на современном рынке труда инженера или управляющего любого уровня, умеющего принимать грамотные решения с учетом их последствий в будущем. Для обеспечения проведения качественных производственных практик студентов наиболее целесообразно при каждом высшем учебном заведении содержать базу, на которой обучающиеся всех направлений ВУЗа смогут получать навыки по своей будущей профессии. При этом будет сведен к минимуму разрыв между «теорией и практикой», так как преподаватели имеют возможность формировать программу с учетом особенностей места

прохождения практики. Но на сегодняшний день получение практического навыка затруднительно в силу различного рода причин, одной из которых является отсутствие места проведения практик, открытых занятий по специальности или экспериментальной базы.

На основе такой базы можно не только изучать и проводить исследования по различным направлениям, но прогнозировать варианты развития тех или иных процессов и явлений, влияющих на состояние окружающей среды.

Примером такой базы может служить «Эльбрус», принадлежащий МГИ-МГГУ, где находились оборудованные горные выработки, обогатительные производства, механизированные комплексы, были проложены геологические маршруты, оборудованы геодезические полигоны. Это позволяло студентам МГИ получать практические навыки по всем направлениям подготовки ВУЗа. Однако на сегодняшний день содержание таких баз для каждого университета практически невозможно. В связи с чем встает проблема необходимости разработки качественно новых, комплексных объектов, рассчитанных на несколько учебных заведений, позволяющих проводить как практики у студентов, так и вести научные исследования.

В сложившихся условиях необходим поиск наиболее экономных вариантов организации научных центров. Одним из возможных выходов является создание баз на объектах горного производства, при этом рекультивационные работы будут фактически проводиться силами студентов - практикантов.

Оптимальным вариантом в концепции подготовки специалистов в области экологии, геологии, химии, гидрогеологии, экологии, экономики, различных технологий и т.д. может служить разрабатываемый нами проект -

создание межвузовского учебноисследовательского центра (МВУИЦ) на базе принципов учебно-рекреационной рекультивации горных разработок. Такие центры целесообразно создавать под эгидой Министерства образования РФ и Министерства природных ресурсов РФ с привлечением администраций и правительств в регионах России.

Например, применительно к Московскому мегаполису и области на базе карьера или группы карьеров можно реализовать такой центр, где значительное число ВУЗов и СУЗов будет проводить свои практики и исследования, а школы получать возможность профессионального ориентирования выпускников, проведения открытых уроков.

Только обзорный взгляд на список ВУЗов Москвы и области позволяет определить их примерный перечень по следующим направлениям:

1. Горное направление: Москов-

ский государственный горный университет (МГГУ); Московский государственный геологоразведочный университет (МГГРУ); Московский государственный университет им. Ломоносова (геологический факультет) (МГУ); Российский университет Дружбы народов (РУДН); Московский государственный университет природообустройства

(МГУПО); Московский институт стали и сплавов (МИСиС);

2. Почвоведение и агрономия: Московский государственный университет им.Ломоносова (факультет почвоведения) (МГУ); РГАУ им. Тимирязева; Государственный университет по землеустройству (кафедра почвоведения и экологии); Московский государственный агроинженерный университет им. Горячкина; Московский государственный университет леса;

3. Строительное направление: МГСУ; МГГУ; Московский Архитектурный университет; Московский государственный университет геодезии и картографии; Московский университет коммунального хозяйства;

4. Туризм: Московский государственный университет индустрии туризма; Российская международная академия туризма; РГГУ; Институт технологии туризма; Российский государственный университет туризма и сервиса; РУДН; Московский государственный педагогический университет;

5. Реклама: РГГУ; Московский государственный университет печати; ГУ - Высшая школа экономики; Государственный университет управления; Московский государственный педагогический университет;

6. Экология: МГГУ; Московский государственный университет инженерной экологии; РУДН; Международный университет природы, общества и человека; МИСиС; Российский государственный гидрометеорологический университет;

7. Экономика: МГГУ; МГУ (экономический университет); ГУ - Высшая школа экономики; Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации; АНХ при Правительстве РФ;

8. Гостиничный бизнес: Российский международная академия туризма; РГГУ; Международный институт гостиничного менеджмента и туризма; Академия Натальи Нестеровой.

При создании такого центра у каждого учебного заведения прямая заинтересованность в применении на практике своих разработок. Предположим, почвоведы могут вести исследования по преобразованию на отвалах материнской породы в почву, специалисты

по туризму и отдыху - разрабатывать схемы маршрутов и объектов рекреации, экономисты обеспечивать экономическую эффективность внедрения мероприятий и т.д.

Помимо образовательной составляющей, такого рода научные базы станут полигонами для проведения исследований и апробации новых технологий в горном, строительном деле, в области почвоведения при формировании искусственных покровов, ланд-шафтоведов и др. В данном случае представляет интерес предложение Борисова И.В. по созданию техногенно-природного парка Северного При-ладожья. На базе такого парка возможна организация МВУИЦ для учебных заведений г.Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Карелии и части Поморья

Создание научных центров позволит сконсолидировать накопленный опыт различных научных школ, при этом происходит обмен знаниями между пограничными отраслями, что может дать дополнительный толчок в развитии новых технологий в каждой из них. Такого рода обмен знаниями необходим, так как в современном мире 95 из 100 новых разработок являются междисциплинарными, объединяющими две, три, а иногда и около десятка различных направлений в науке. Хорошим примером могут служить технопарки, бурное развитие которых на Западе пришлось на конец 90-х годов прошлого столетия. К началу XXI века большинство из них стали «теплицей» для реализации новых идей в медицине, информационной и вычислительной технике, машиностроении и других областях народного хозяйства.

Данный комплекс позволит проводить испытания проектов молодых ученых, так в большинстве случаев,

несмотря на их перспективность, эти разработки никем не используются в силу отсутствия реальных, практических исследований. Последнее обуславливает высокий уровень рисков при внедрении, и, как следствие, отказ инвесторов спонсировать проект.

Комплексность проводимых исследований позволит разрабатывать и апробировать инновационные проекты с минимально возможным разрывом между этапами реализации, которые практически всегда выполняются различными отраслевыми группами. Проблема разрыва между составляющими одного проекта - одна из самых острых в отечественной науке и промышленности. Создание учебно-методических центров в некотором роде сможет уже на уровне подготовки кадров несколько сгладить данную проблему путем обмена опытом, знаниями, навыками, терминологией в процессе совместного практического обучения.

В конечном итоге наработка комплекса мероприятий по снижению вредного воздействия горных разработок на ОПС поможет выра-ботать государственную программу подготовки специалистов - природоведов с учетом особенностей отрасли хозяйствования и сформулировать общие требования к производству работ в любой отрасли на основе моделирования процессов с учетом природоохранных мероприятий, определенных проектом.

Такие меры будут способствовать решению триединой проблемы - как ослабление дефицита сырьевых ресурсов и рационального комплексного использования минерального сырья, так и оптимизации окружающей среды. Это действительно благодатное и благородное дело, полностью вписываю-

щееся в русло идей о ноосфере В.И. Вернадского.

------------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кириченко Ю.В., Щёкина М.В. Наука о учебно-рекреационной рекультивации. - М.:

Земле (часть 2). - М.: Г орная книга, 2009 Г орный журнал, №9, 2008. Н5Н=Д

2. Кириченко Ю.В., Ческидов В.В., Сенченко Д. С. Критерии выбора карьера для проведения

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -------------------------------------

Кириченко Юрий Васильевич - профессор, доктор технических наук, декан, Щёкина М.В. - аспирант,

Сенченко Д.С. - аспирант,

Ческидов В.В. - магистрант кафедры САПР,

Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, [email protected]

ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ КНИГИ ИЛИ СТАТЬИ НУЖЕН ЛИ АКТ ЭКСПЕРТИЗЫ?

Нет, не нужен. Закон о СМИ запрещает любые формы цензуры. Когда-то акты экспертизы являлись доцензурными документами. Они были необходимы цензорам Главлита СССР, не способным разобраться в технических деталях рукописи. Но с ликвидацией цензуры отпала необходимость и в предварительной оценке рукописи. Таким образом был снят сильный элемент торможения публикаций.

Многие организации сохранили экспертные отделы на случай восстановления цензурных ограничений. Но пока такая перспектива не просматривается. Если же у кого-либо возникают претензии к публикации (плагиат, разглашение тайны, оскорбительный текст и т.п.), все претензии решаются в порядке, установленном законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.