© Ю.В. Кириченко, М.В. Щёкина, 2011
УДК 377.1, 378.147.88
Ю.В. Кириченко, М.В. Щёкина
РАЗВИТИЕ МЕЖКА ФЕДРАЛЬНОЙ НИРС ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КА ЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ
Проанализирован опыт организации НИРС на кафедре геологии, на основании которого сделан вывод о перспективности создания творческих групп из студентов различных специальностей.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, квалификация специалиста, методология исследований, творческий рост, творческие группы, межкафед-ральное общение, повышение качества обучения.
Уровень и масштабность НИРС в университете - этой своеобразный термометр, определяющий «здоровье» вуза. Применительно к «Горному» этот показатель в последнее время достаточно стабилен и определяет температуру здорового тела. Положительным моментом послужило введение грантов МГГУ, которые позволяют преподавателю с творческой группой студентов планировать и проводить исследования и представлять их результаты на выставках, конкурсах, конференциях и т.п. Наши размышления по данной проблеме базируются на собственном опыте занятий НИРС во время учебы в МГИ, на тех основах, которые были заложены на кафедре геологии проф. Ершовым В.В. и проф.Гальпериным А.М. в 70-е годы прошлого столетия, и которые их ученики стараются продолжать с новыми и новыми поколениями студентов.
На нашей кафедре (геологии) накоплен определенный опыт руководства и организации НИРС, повышающем в конечном итоге общий уровень квалификации выпускаемых университетом специалистов. Кафедра, не являясь выпускающей, за последние 7 лет подготовила 47 дипломированных специалистов и 7 магистров. Все эти проекты и диссерта-
ции, являлись результатами НИРС, которые проводились в течение 4-5 лет учебы. Уровень исследований можно оценивать по результатам защиты дипломных проектов - средний балл составляет 4,95. Каждый проект отражал решение определенной прикладной задачи по выбранной теме.
Чем мы руководствуемся при отборе студентов для участия в НИРС? В первую очередь - интерес! Интерес учащегося к той специальности, квалификацию по которой он хочет получить.
Предположим, в группе 25 человек. Будем справедливы - около трети студентов попали в ВУЗ «случайно» - кто-то посоветовал, имидж университета, родители, родственники, удобное расположение вуза, наконец, шли мимо и т.д. Но это не балласт! И эта категория студентов может проникнуться интересом к своей специальности и стать неплохим инженером. Перевод случайности к закономерности - задача преподавателя.
Преподаватель, заходя в первый раз в аудиторию, знает эту статистику и должны ориентироваться на то, чтобы возбудить интерес к специальности, в общем, и к своему предмету, в частности. «Потеряйте» два часа лекционных
или практических занятий на рассказ о тех проблемах, которые решаете Вы или Ваша кафедра. Расскажите о результатах, заинтересуйте! Иной раз целесообразно сделано это на популистском уровне, потому что Ваше знание проблемы и представления студентов о ней разделяются на порядки.
Кафедра геологии читает лекционные курсы и проводит практические занятия студентам 15 специальностей. В общей сложности это порядка 940 человек. Заинтересовав и набрав до 20 студентов в группу желающих заниматься НИРС, сложно гарантировать высокое качество исследований абсолютно всех. Но даже если один студент из этого состава проявит качество исследователя, то это успех, это большое счастье! Но разве остальные - потерянное время и бесполезная трата сил? Конечно, нет. Минимум половина заинтересовываются какой-либо проблемой, начинают искать и изучать дополнительный материал, предлагают свои идеи, и, в конечном итоге, расширяют свой кругозор и повышают свой уровень будущего специалиста.
Зачастую бывает, что на первоначальном этапе выдвигаемые студентом предложения бредовые - очередное «изобретение велосипеда». Задача руководителя при этом вычленить из этой идеи что-то ценное, новое, перспективное, а по остальным позициям подвести студента к пониманию ошибочности (или повтора) предложений. В данном случае полезно совместно проанализировать методологию научных исследований по проблеме: как наука возникла, в чем особенности научных методов и практических решений, как находить и ставить проблемы, как определять точки «качественного скачка» и тупиковые направления, какие основные работы по теме надо читать и как их распознать
(научные школы, продолжительность исследований, внедрение на объектах и т.п.).
Иногда надо начинать с азов по теме - пусть пройдет таким же путем или сразу выберет свой. Причем необходимо это делать так, чтобы студент самостоятельно (с его точки зрения) пришел к какому-либо выводу и «доказал» его правильность руководителю и другим студентам, участвующим в НИРС. Если он ошибался и путь решения привел в тупик, все равно надо похвалить студента, и самое главное необходимо сделать вид, что ты сам ошибался и только благодаря исследованиям этого студента обрел истину. Эффект от этого колоссальный! Самое главное - студент перестанет бояться мыслить неординарно, выражать свое мнение, сможет предложить (и обосновать) новые решения, отличные от общепринятых, «замылен-ных».
Ну, а если студент ошибался, то не страшно. Он приобрел свой опыт, понял недостаток своего образовательного уровня (вот он толчок к самосовершенствованию), осознал что многого не знал или «купился» на частности. И здесь совет руководителя: «Выдели главное! Как достичь цели, что узнать, какой исследовательский аппарат привлечь, где есть успехи в решении данной проблемы, в чем они заключаются, в чем наши ошибки и слабости, какие решения в смежных областях знаний применитель-ны к нашей проблеме?». То есть набор максимума информации и постоянный анализ с обязательной фиксацией своего мнения. Посоветуйте студенту завести папку, где он будет собирать весь материал по проблеме или по близкой тематике, постоянно систематизировать его и делать анализ.
Учащихся мы стараемся отбирать со 2-4-го семестров, то есть в то время, ко-
гда студент начинает осознавать смысл и направленность получаемой специальности. Конечно, в последние годы реформированная средняя школа отбила у абсолютного большинства выпускников желание и способность мыслить и самостоятельно работать. И вот здесь очень полезны общие собрания «бывалых» (3-5 курсы, магистры, аспиранты) исследователей и «несмышленышей» (перво-, второкурсников). Бывает очень интересно наблюдать, когда «бывалые» с еле сдерживаемой улыбкой и скептицизмом, выслушивают какие-либо идеи и предложения «несмышленышей».
Именно в этот момент становится понятно, какой длинный в общем-то путь прошли эти «бывалые» за 2-3 года, насколько расширился их кругозор, какой качественный скачок совершили они в познании науки. Переход от стесняющегося вследствие незнания предмета исследований учащегося к подлинному исследователю весьма качественен. На этом пути студент учится учиться, набирает багаж знаний, изживает неуверенность в себе, а далее он на пути к творческой личности, подлинному исследователю.
Если даже у студента нет своих идей, то мы прикрепляем его к одной из сформировавшихся творческих групп. Занятия НИРС заставляют его дополнительно изучать проблему. Причем, это происходит добровольно! Появляются какие-то результаты, они докладываются на конференциях, семинарах, выставках. Стимул здесь - публикации, дипломы, медали... В итоге - дипломный проект по исследуемой в течение нескольких семестров проблеме. Проблеме, в которой студент разбирается на уровне некоторых членов ГАК. А главное - он научился «подавать» и защищать свои разработки! Здесь проявляется опыт неоднократных защит своих положений на
различных конференциях. Студент спорит, полемизирует! Он зачастую не согласен с мнением маститых ученых и производственников и умеет отстаивать свою точку зрения. Студент практически сформировался как личность и специалист, который не пропадет и на производстве.
Наибольшая польза в становлении личности исследователя проявляется от межкафедрального общения. Когда общаются студенты различных специальностей, польза от таких совместных исследований значительно выше. Довольно часто мы проводим «мозговой штурм» студентов разных кафедр по какой-либо проблеме. Эффект в большинстве случаев положительный. Зачастую одну и ту же задачу широкого профиля или сходные задачи в различных областях решаются несколькими специальностями исходя из своих частных потребностей. Здесь можно вспомнить меткое замечание В.В.Ржевского по поводу большинства исследователей, которые что-то придумав, продолжают в дальнейшем только совершенствовать и расширять, не замечая прорывов в смежных областях наук. То есть, зачастую мы «варимся в собственном соку» и тут появляется незамутненная голова, которая не знает, что проблема так трудно решаемая или не решаемая вообще, а подходит к пониманию ее с другой стороны, с новых позиций.
Нельзя однозначно сказать, что при этом существует стопроцентная (и даже 50 %!) гарантия решения проблемы. Но сколько появляется идей, предложений, путей решения! Зачастую, начав с обсуждения какой-либо одной конкретной проблемы, в процессе такого «мозгового штурма» студентов различных специальностей, приходит решение проблемы в другой области знаний.
В качестве примера можно привести разработанное на нашей кафедре учебно-рекреационное направление рекультивации земель, нарушенных гор-ными разработками. Начатое в рамках НИРС исследование, в последствие сформировались в дипломный проект студентки группы ИЗОС-00 Мошкиной Т., посвященный рекультивации отвалов Балаклавского карьера, и защищенный на оценку «отлично». Привлечение к этой теме следующих поколений учащихся кафедр ИЗОС, МДиГ, САПР, ТО позволили сформулировать основные требования к карьерам, подлежащим рекультивации, разработать критерии пригодности их к данному направлению, рассчитать экономическую эффективность на примере нескольких ГОКов различной отраслевой принадлежности и т.д.
Отвергаемое попервоначалу учебнорекреационное направление, как не соответствующее общепринятой классификации, сейчас оно входит в обиход. Если 4-5 лет назад на данную тему в Интернете были только наши публикации, то уже к 2010 году их появилось более сотни с различных регионов России и уже защищаются диссертации на эту тему. В ходе дальнейших исследований студенты Сенченко Д. (ИЗО С) и Ческидов В. (САПР) подошли к необходимости создания посредством учебно-рекреа-ционной рекультивации межвузовских учебно-исследовательских центров в московском и других регионах. Эта разработка имеет не только научный характер, но и представляет практических интерес, так как на базе такого комплекса могут проходить практику, проводить научные исследования, обучаться студенты различных вузов. Кроме экономического эффекта, мы можем значительно повысить образовательный уровень выпускаемых специалистов самого широкого профиля.
Конечно, естественное продолжение НИРС - это кандидатские и магистерские диссертации (дипломный проект на «отлично» - это само-собой). И этой цели кафедра, в основном, достигает. Но значительное количество блестяще зарекомендовавших себя во время учебы студентов, имеющих и разрабатывающих оригинальные идеи, впоследствии «сходят с дистанции». Причина, в большинстве случаев, одна - финансовое положение. Тот мизер, который могут обеспечить университет и кафедра не способен не только конкурировать с предложениями на стороне, но и просто обеспечить достойное существование молодого (подчеркиваю, молодого!) исследователя. А дети обеспеченных родителей в большинстве своем нелюбопытны, инфантильны и ленивы. Им и так все дается без труда.
Поэтому в последние годы на кафедре взят курс на общее повышение качества обучения в рамках НИРС. Мы отошли от отбора по способностям при привлечении к НИРС. Если студент заинтересовался, пришел, позанимался в группе даже всего год-два, то он уже что-то приобрел новое в рамках будущей специальности, он прошел определенную ступень развития, стал более творческим, чем был ранее или по сравнению со своими товарищами по группе. В рамках творческого коллектива, состоящего из студентов различных специальностей он повышает свой образовательный уровень и по другим предметам во время общения и исследований.
Мы хотим подчеркнуть - основная цель НИРС не диссертация! Разбудить интерес к горным наукам, разбудить в испорченном фурсенковскими реформами ребенке творческую личность, заставить и приучить думать, научиться работать с литературой и анализировать - вот основ-
ная задача руководителя НИРС да и любого преподавателя. Повышение общего уровня выпускаемого специалиста, по-нашему мнению, (может архаичному с точки зрения современных «либералов-рыночников») - есть задача государственная, есть задача сохранения России.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ---------
И опыт показывает, что занятие НИРС в университете, в конечном итоге приводит к занятиям наукой на производстве, пробуждает интерес к внедрению новых технологий, способствует возрождению тандема «наука -производство». ПШЗ
Кириченко Ю. В., Щёкина М. В., Сенченко Д. С., Ческидов В. В. Московский государственный горный университет,
Moscow State Mining University, Russia, [email protected]
A____________
-------------------------------------------------------------------- РУКОПИСИ,
ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ГОРНАЯ КНИГА
АНАЛИЗ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ И БЕЗОПАСНОМУ ПЕРЕХОДУ ЗОН НАРУШЕННОСТИ В ГРАНИЦАХ ВЫЕМОЧНЫХ УЧАСТКОВ ШАХТ (830/07-11 от 10.05.11) 14 с.
Киселев A.M., аспирант, Московский государственный горный университет
Рассмотрены основные горно-геологические факторы, влияющие на эффективную выемку полезного ископаемого в условиях нарушенности угольных пластов. Обозначены основные трудности возникающие при встрече того или иного геологического нарушения, а так же наиболее рациональные варианты перехода зоны нарушенности, с учётом фактора безопасности ведения горных работ, экономической целесообразности, возможности перехода данным видом применяемого механизированного комплекса. Освещены возможные неисправности оборудования и наиболее вероятные поломки при работе в зоне нарушения. Приведены наиболее часто встречающиеся нарушения и классифицированы по сложности и возможности перехода. Указаны специальные мероприятия, применяемые для наиболее эффективной отработки нарушенного участка.
THE ANALYSIS OF MINING AND GEOLOGICAL FACTORS THAT DETERMINE THE EFFECTIVENESS OF DESIGN SOLUTION ON RATIONAL AND SAFE PASS FROM THE ZONE OF DISPLACEMENT WITHIN THE EXCA-VATION SITES OF MINES IS CARRIED OUT
Kiselev A. V, Moscow State Mining University, Russia, [email protected]
In this paper some basic mining and geological factors affecting the efficient mineral extraction in the disturbance of coal seams. Outlines the key challenges arising at a meeting of a geological disturbances, as well as the most rational options for the transition zone of disturbance, taking into account the factor of safety of mining operations, economic feasibility, the possibility of this type of transition used mechanized complex. Highlighted the possible malfunction of the equipment and the most probable failure in the work zone violations. Are the most common violations and classified by the complexity and the possibility of transition. Indicates the special event, used for the most efficient mining disturbed areas.