ш
Вестник «Qp.fiey»-kst
в; s х
ш
4
О
«
О с о
1-4
W
В
2
<
н
о &
п о с в;
5 х
<с н s С о о
m
ш Ч W О
CL С
ш ¡3 х
-Q
н <
Л.Н. Горжу й,
учитель английского языка сш № ¡имени Димитрова
He?n?i свздер: дарынды, уэждеме, взара эрекет, ме-татану
Ключевые слова: одаренный, мотивация, взаимодействие, метапознание.
Keywords: gifted, motivation, interaction, metacognition.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ МОТИВАЦИИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
Ацдатпа
Дарынды балаларды колдау ypflici заманауи мугал1 мдерден мек-теп окушыларынын психологияльщ, жас ерекшел1ктерш 6iлуд1 та-лап етедг Макаланын непзп идеясы: дарынды баланьщ эр жастьщ кезещнде езше тэн уэждемелш туртю керек, сонымен 6ipre мек-тепт1н гылыми когамдастыгынын аясында элеуметпк езара эре-кеттеспк метакогнитивт! кабшеттердщ дамуына косымша ьщпал етед1.
Аннотация
Поддержка одаренных учащихся требует от современного учителя знания психолого-возрастных особенностей школьников. Ключевая идея статьи заключается в том, что на каждом возрастном этапе одаренному ребенку необходим специфический мотива-ционный посыл, а социальное взаимодействие в рамках школьного научного общества является дополнительным стимулом развития метакогнитивных навыков.
Annotation
The support of gifted pupils at school demands from a modern teacher the deep knowledge of child psychology. The key idea of the article is in the fact that children of a definite school level need a definite motivational teacher's message and actions. The author also attracts the reader's attention to the meaningful power of social interaction of gifted students for developing the skills of metacognition.
Для того чтобы найти «Планету знаний» вам не придется долгими ночами смотреть в телескопы - распахните дверь сш №1 имени Димитрова села Федоровка и посетите заседание школьного научного общества. Там вы увидите и поймете, как взаимодействуют и дополняют друг друга, подобно суше и воде на планете Земля, ученики и учителя, стремящиеся к совершенствованию своих знаний в разных областях наук. Двери научного общества «Планета Знаний» открыты любому ученику нашей школы, самое главное захотеть заниматься наукой. А каждый ли ребенок способен осознать, что обладает предрасположенностью к определенной деятельности, к сожалению нет. Порой и семья не достаточно внимательна, чтобы подсказать ребенку, именно поэтому огромная ответственность ложиться на школу. Учитель должен стать внимательным наблюдателем и скафолдером, который определит зону ближайшего развития в рамках талантов и способностей ребенка.
Учитель современной казахстанской школы помимо знания своего предмета должен компетентно разбираться в вопросах психологии, возрастной физиологии для того, что бы на каждом возрастном этапе оказывать грамотную поддержку ребенку в становлении его одаренности и развитии способностей.
Методическое объединение учителей иностранного языка сш №1 имени Димитрова успешность подобного рода работы видит в системном подходе. Целью этой работы стало создание благо-
Вестник «Орлеу»-!^
Ш
приятных условии для развития талантливых учеников через структуру школьного и дополнительного образования, где внеурочный компонент (кружковая работа, факультатвы, предметные декады, марафоны, участие в разного рода научных конкурсах) играют значимую роль.
Учителя иностранного языка знают, что мотивация учащихся к научной и творческой деятельности на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
Так, на этапе начальной школы мы стараемся извлечь все возможное из чувства новизны к предмету, поддержать интерес к предмету, предлагая способным учащимся индивидуальные задания опережающего характера, результаты которого дети представляют перед группой. Здесь и создание ситуации успеха, и воспитание культуры публичного выступления и, согласно Выготскому, возможность стать соорганизато-ром учебного процесса, исполняя роль учителя. Учитель изучает возможности ребенка, привлекая к выполнению заданий творческого характера. К ним можно отнести чтение стихотворений и прозы на изучаемом языке, исполнение песен, участие в простых драматических постановках. Детям, которые еще не обладают решимостью для самостоятельной деятельности, мы предлагаем краткосрочные проектные творческие задания: изготовление открыток для родителей к праздникам, приглашения на школьные праздники и т.д. Но основополагающим принципом организации данной работы является необходимость учета интересов младших школьников и получение радости от того, что они делают.
Средняя школа - это этап, когда закладываем основы исследовательской деятельности. Так, читая адаптированный текст, дети получают задания на поиск информации, с целью решения некой проблемной ситуации. Учащиеся под руководством учителя начинают работу над долгосрочными проектами, при условии, что тема исследования увлекает ребенка, значима для него. Сегодня очень много заочных международных, республиканских и областных конкурсов, которые предоставляют ребятам возможность, проявить себя, продемонстрировать свои знания и, конечно же, узнать что-нибудь новое. Задача учителя своевременно информировать детей, приучать их укладываться в сроки, как проектов, так и конкурсов. Устная речь детей развивается посредством сообщений на интересные для ребенка темы: у кого-то это спорт, у кого-то известный актер, писатель, у третьего - путешествия,
исторические события и т.д.
Старшая школа - это возможность работать на уровне усложненных проектов и заданий, которые позволяют проявить воображение, дедуктивное и логическое мышление, оттачивать и совершенствовать презентационные навыки.
В своих работах JI.C. Выготский указывает, что развитие когнитивных и исследовательских способностей происходит гораздо эффективнее при условии социального взаимодействия [1]. Эта же идея развивается в трудах Пиаже, которые доказывают, что интеллектуальные споры со сверстниками ускоряют развитие познавательных навыков и выводят их на более высокий метакогнитивный уровень [2]. Возможности сверстников становятся мотивационным примером: если умеет он - значит, могу научиться и я, значит, могу добиться такого же или даже лучшего результата. Поэтому мы уделяем внимание командным проектам, практикуем и разновозрастные группы, где возможности взаимообучения возрастают в разы.
Такой вдумчивый и внимательный подход к работе с талантливыми детьми позволяют ученикам и учителям получать результаты разного уровня на языковых олимпиадах, защите научных проектов и исследований: Лозицкая Ю. (учитель Панысько JI.A.) - 2 место в языковой международной заочной олимпиаде, Бакытжан У (учитель Горжуй JI.H.) - 2 место в областном конкурсе по страноведению, Финк А. (учитель Горжуй JI.H.) - 3 место на областном конкурсе НОУ Черевко К., Перетятко К., Финк А. (учитель Горжуй JI.H.) - 1 место районный конкурс НОУ Андреев К. (учитель Пашкина И. Д.) - 2 место в районном конкурсе НОУ
И очень важным для нас, мы считаем, тот факт, что, получая высшее образование, наши выпускники приходят в школу за консультациями во время написания курсовых и дипломных проектов. Это говорит о том, что та поддержка, которая оказывалась учащимся в школе, обеспечивала им то самое необходимое состояние, при котором их способности получали достойное развитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Vygotsky, L.S. Mind in Society (Разум в обществе). Cambridge, MA: Harvard University Press. 1978
2. Piaget,J. The Role of Action in the Development of Thinking (Роль деятельности в развитии мышления). New York: Plenum Press. 1977
в; К X
ш
4
О
«
о с о
1-4
W
в
2
<
н
о &
п о с в;
5 х <с н s С о о
m
ш Ч W О
CL С
ш
X -а
¡S
Н
ьс <