ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
С. В. Артюшина,
педагог-психолог, КГУ «Гимназия № 5» г. Рудного
Нег1зг1 свздер: дарын-дылыц, шыгармашылъщ, циындыцтар, талаптар, кри-терийлер.
Ключевые слова: одаренность, творчество, затруднения, требования, критерии.
Keywords: malent,
creativity, difficulty,
requirements, criteria.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Бул макала гимназияльщ бшм беру жуйесшде да-рынды балаларды ок;ыту жэне тэрбиелеудщ езекп мэсе-лесше арналган. Онда теорияльщ жэне окыту-эдестемел1 к материалдар бар. Мектеп психологтарына арналган макала баска да дарынды балалармен ж^мыс ютейтш мамандар-дьщ кызыгушылыгын артырады.
Аннотация
Данная статья посвящена актуальным вопросам обучения и воспитания одаренных учащихся в системе гимназического образования. В ней содержится теоретический и учебно-методический материал. Статья, адресованная школьным психологам, будет также интересна всем специалистам, работающим с одаренными детьми.
Annotation
The article deals with actual questions of teaching gifted students in the educational system of gymnasia. It includes the theory and training resources. The article addressed school psychologists can be also interesting for all specialists working with talented students. К
m
Тема детской одаренности является достаточно акту- $
альной и интерес в обществе, возникший на рубеже ве- ^
ков по отношению к одаренным детям как будущей ин- 2 „ „л
теллектуальнои и творческой элите, от которой зависит о
дальнейшее развитие государства, делает необходимым ^
широкое обсуждение этого вопроса, связанного с выяв- 9
лением и развитием одаренных детей [1, с. 12]. ^
У понятия «детская одаренность» есть смысловой ^
аналог - «потенциал личности», и об определенном ^
уровне одаренности или степени развития этого потен- &
циала можно говорить применительно к каждому ре- ^
бенку[3, с. 6]. При рождении каждый ребенок обладает §
определенными задатками для развития способностей и §
личностных качеств, которые окончательно формируют-
т
о
Рч РЧ
О
О
о §
Н -а X X О
т
о х
ся в процессе индивидуального развития и обучения. Для того, чтобы эти способности развились, мало наделить ребенка определенным банком знаний, умений и навыков, но также очень важно в процессе обучения сформировать в каждом ребенке такие личностные качества, которые стали бы движущими силами всей его учебной деятельности, а также определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы. Раскрытие и реализация индивидуальности личности ребенка, конечно же, идет через образование [2, с. 63].
Приоритетным направлением образовательной гимназической деятельности является создание системы управления развитием индивидуальности личности одаренных детей. А основной целью гимназического образования является создание такой среды, способствующей раскрытию одаренности, которая имеет возможность проявить себя и реализоваться в развитии каждого нормального ребенка. Психологической службой, являющейся компонентом этой среды, была разработана программа психолого-педагогического сопровождения одаренных гимназистов. Опираясь на то, что одаренность - это, прежде всего системное качество психики, включающее в себя познавательную, эмоционально-волевую и личностную сферы, становится понятным, что к одаренному ребенку необходим целостный подход как к личности, чтобы развить его способности, понять его творческие и интеллектуальные возможности, увидеть взаимовлияние его умственных и личностных свойств.
Полный цикл психолого-педагогического сопровождения учащихся включает в себя: психологическую диагностику ребенка, группы учеников, классных коллективов (этап постановки проблемы, подбора методов и форм ее решения, анализа полученных результатов); коррекцию выявленных «проблемных зон» (разработка стратегии дальнейшего развития); консультативную и методическую поддержку детей, их родителей, а также педагогов.
Начало школьного обучения - это один
из важных этапов в жизни каждого ребенка. От того, насколько успешным будет этот этап, во многом зависит дальнейший ход не только умственного развития ребенка, но и развитие его личности в целом, его отношений с окружающим миром [4, с. 12]. При наборе дошкольников в первые классы гимназии (учебного учреждения, в котором используется программа, ориентированная на повышение познавательной возможности детей), требуется определить не только общую «школьную зрелость» (представляющую собой совокупность физиологических, мотивационных, когнитивных компонентов), но и психологические особенности ребенка. Главной задачей психологической службы на данном этапе является выявление ребят с признаками актуальной или потенциальной общей одаренности. Т.к. основными признаками одаренности служит высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей детей, а также высокий уровень познавательной активности, то при разработке методов обследования, особое внимание уделяется отбору заданий, позволяющих строить работу с ребенком в форме совместного общения и игры. Например, задание «Посмотри и назови» (ребенку предлагается визуально определить и назвать предметы, находящиеся в аудитории, согласно обозначенным признакам: прямоугольные, деревянные, цилиндрические, находящиеся в правой части комнаты и т.д.); задание «Объясни» (ребенку предлагается объяснить смысл предложенного понятия: «пылесос», «вентилятор», «комбайн» и т.д.); задание «А что будет?» (ребенку предлагается продолжить логическое умозаключение: «Если вчера шел дождь, а ночью ударил мороз, то, что, будет утром?».
Психологическое обследование гимназистов включает в себя: диагностический минимум и углубленную диагностику. Диагностический минимум позволяет отслеживать динамику развития и состояния учащихся по определенным характеристикам статуса на протяжении всего процесса обучения. Его проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка: поступление в школу (1
®
класс), переход в среднее звено (4-5 класс), подростковый возраст и выбор профиля обучения (7-8 класс). К психологическим параметрам статуса учащихся, по которым проводится мониторинг с 1 по 11 класс, относят:
- развитие когнитивной сферы (сфор-мированность основных умственных действий - анализа, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования);
- мотивационную линию развития;
- социометрический статус в коллективе сверстников.
Диагностический минимум предполагает также изучение параметров, которые принципиально влияют на успешность обучения ребенка на данном возрастном этапе. Так, основанием для отбора детей в первые гимназические классы, служат следующие показатели:
- словарное развитие и общий запас социально-бытовых знаний;
- умение действовать по речевой инструкции;
- способность осуществлять элементарные умозаключения;
- интеллектуальная активность;
- творческое воображение.
В рамках обследования первоклассников используются различные тестовые системы: диагностико - прогностический скрининг; методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников Фотеко-вой; мотивационная анкета «Мой класс»; тест Торренса; анкета «Как распознать одаренность»; анализ адаптационных карт учащихся.
Для полноценного умственного и личностного развития младших школьников был разработан и апробирован КРК «Я - сумею! Я - смогу!». Предложенный курс развивающих занятий представляет собой совокупность пяти блоков, способствующих развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы учащихся 4-х классов:
1 блок - развитие памяти (зрительной, слуховой, моторной, долговременной);
2 блок - развитие произвольного внимания (основных свойств: концентрации, устойчивости, переключаемости);
3 блок - развития мышления (основных мыслительных операций: абстрагирования, классификации, обобщения, умения устанавливать логические закономерности);
4 блок - стабилизация психоэмоционального состояния;
5 блок - формирование и развитие навыков уверенного поведения.
В рамках этого курса предусмотрен входной диагностический срез учащихся на начало учебного года и выходной диагностический срез на конец года с целью мониторинга развития мыслительной сферы четвероклассников. В качестве диагностического инструментария используется комплекс следующих методик:
- методика Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» или методика Тихомировой (модифицированный вариант методики Замбацявичене);
- методика «Числа» (на определение переключаемости произвольного внимания»;
- методика «Числовые ряды» (на определение развития оперативной памяти и ау-диального канала восприятия);
- мотивационная анкета «Отношение к учению».
Практическим выходом использования данного курса служит показатель успешности прохождения адаптационного периода пятиклассниками при переходе в среднее звено. Рассмотрение актуального состояния уровня развития когнитивной сферы учащихся осуществляется посредством использования тестовой системы «ГИТ» (группового интеллектуального теста), методики «Интеллектуальная лабильность». Наряду с этими методиками используются анкеты по выявлению способностей и сфер проявления различных видов одаренности учеников наборных «городских» классов.
В начале восьмого класса, помимо личностных срезов, проводятся срезы по школьному тесту умственного развития (ШТУР) и методике «КОТ». Все эти психологические срезы позволяют педагогам гимназии увидеть реальные достижения в умственном развитии их воспитанников, отслеживать главные изменения в их интеллектуальной
т
о
Рч РЧ
О
и о
Н -а X К О
к
т
о
X
m
о
g
Рч
w О
¡3
о
о g
H
-Q
X
X
о
m
о х
сфере под влиянием обучения, а также наметить основные пути коррекции тех или иных умственных способностей, изменить методы и формы учебной деятельности на более адекватные, работающие в зоне ближайшего развития ребенка.
На основе данных об общем умственном развитии по полученным результатам тестирования, а также данных педагогической диагностики и наблюдений учителей происходит выделение группы одаренных учащихся, с которыми проводится углубленная психодиагностическая работа.
Выявление и развитие одаренных детей - это комплекс мероприятий (психологических, педагогических), направленных не только на самих учащихся, но и на их родителей. Основными формы деятельности в этом направлении являются: лекторий для родителей различных возрастных групп (учеников начального, среднего и старшего звена), тематические выступления на родительских собраниях с использованием результатов психодиагностики.
Одаренность учащихся должна сочетаться с талантом педагога, его высоким уровнем профессионализма. В гимназии уже сложилась система повышения психологической компетентности учителей. Психологические семинары, собеседования, психолого-педагогические консилиумы и консультации стали неотъемлемой частью методической работы с педагогами. Тематика методических семинаров и семинаров-практикумов, разработанных психологической службой в рамках повышения психологической компетентности педагогов, достаточно обширна:
«Понимание феномена «одаренный ребенок» - «одаренный учащийся» в рамках образовательного процесса»;
«Учебное и межличностное взаимодействие педагогов и учащихся»;
«Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного обучения и воспитания»;
«Психологическая безопасность образо-
вательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников и педагогов»;
«Профессиональное самоопределение педагога».
Просветительская работа с учителями имеет своей целью расширение их представлений об особенностях обучения и воспитания одаренных детей. По индивидуальным запросам педагогов изучается «познавательный профиль» отдельных учащихся с непроявленными познавательными возможностями, тип ведущей модальности восприятия, запоминания и извлечения информации. Результатом тесного сотрудничества психологической службы с педагогическим коллективом является использование учителями в своей практике инновационных технологий, развития ключевых компетенций, изменения педагогического стиля общения с учащимися.
Таким образом, современные психологические знания помогают учителям в организации психологической среды, поддерживающей и развивающей идею уникальности каждого ученика, что позволяет максимально раскрывать потенг^иал каждого ребенка и каждого педагога.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Богоявленская М. Дар богов или все дети талантливы [Текст] /М. Богоявленская // Школьный психолог. - 2004. - №42. - С. 12-13.
2. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. [Текст]: экспресс-учебное пособие для спецкурса / под редакцией В.Г.Грязева. - Челябинск, 1996. - 119 с.
3. Савенков А. Эксперимент, затеянный природой [Текст] /А. Савенкова // Школьный психолог. - 2008. - №18 - С. 6-9.
4. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения [Текст]: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова. - Москва, 2006. - 239 с.