Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №3 • 2015
Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы
С.В. Климова
Программа деятельности педагогического коллектива — «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ — БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме — созданию условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в начальной школе, а также в создании условий, способствующих формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Ключевые слова:
система образования, педагогическая деятельность, одарённость, одарённый ученик, «портфолио».
Keywords:
education, educational activities, giftedness, gifted pupils, «portfolio».
Abstract. The article is devoted to the problem of- creating conditions for identifying, supporting, training and development of individual capacities of gifted children in elementary school, as well as to the problem of creating conditions which heip to develop the fullest realization of creative abilities of gifted children in various fields of science and art.
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе. При ее разработке автор опирался на материалы: [4,6,9,11,13,16].
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик — это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как
правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам — 30-40%, а к 17 годам — 15-20% [1,2,3,8].
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
Концепция программы
В научно-методической литературе (Н. А. Менчин-ская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, пре-
жде всего, способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [5,10,12,14,15].
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию индивидуального педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Основные цели и задачи программы
Цель программы:
Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МАОУ СОШ №4,а также в создании условий, способствующих формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Основные задачи:
реализация принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
> совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
> внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
> создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;
> установление сотрудничества в работе с одаренными детьми начальной школы: учитель-ученик-родитель.
Направления программы
1. Координационное направление: организация работы всего коллектива школы; контроль и анализ деятельности.
2. Диагностическое направление: формирование банка методического обеспечения для
выявления одаренности;
проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
проведение диагностики одаренных детей (см.прило-жение);
диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
создание банка данных «Одаренные дети школы».
3. Кадровое направление:
оказание информационной, методической помощи педагогам;
создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
4. Развивающее направление:
создание образовательной среды для развития одаренных детей;
организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; обеспечение материально-технической базы; создание системы психологического сопровождения одаренных детей (см.прил.);
использование информационно-коммуникационных технологий.
5. Информационное направление: привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей через школьный сайт, школьную газету «Простор»;
создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Этапы реализации:
1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2012-213 г.)
Мониторинг одаренности Создание:
банка данных по одаренным детям(см.папку «Работа с одаренными детьми);
банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов ( см.папку «Олимпиадные задания»); работа с родителями;
рекомендаций по работе с одаренными детьми в начальной школе(см.папку» рекомендации работы с одарёнными детьми»). Организация: интеллектуальных игр; внеклассной работы по предмету; проведение школьного этапа городского конкурса «НОУ»
участие в городском конкурсе научного общества учащихся («НОУ»);
переход на систему «портфолио» учащегося.
2 этап: деятельностный (2012-2014 год) Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
Учет индивидуальных достижений . Переход на систему «портфолио». Проведение выставок детского творчества, публикации работ детей в изданиях различных уровней.
Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2014-2015 годы) Создание банка педагогического опыта по работе с
одаренными детьми.
Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе».
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
■ принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
■ принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
■ принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
■ принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
■ принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством
школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
■ учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
■ учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
■ учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
■ учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
■ увлеченным своим делом;
■ способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
■ профессионально грамотным;
■ интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
■ проводником передовых педагогических технологий;
■ психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
■ знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
■ групповые занятия с сильными учащимися;
■ кружки по интересам;
■ занятия исследовательской деятельностью;
■ НОУ;
■ конкурсы;
■ интеллектуальный марафон;
■ участие в олимпиадах;
■ участие в российских олимпиадах
■ участие в конкурсе «Ученик года»;
Ожидаемые результаты:
■ развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения;
■ помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;
■ выбор дальнейшего жизненного пути;
■ выход на областной и Всероссийский уровень;
■ преемственность начальной, средней и старшей школы.
Литература
1. Алёшина А. А. Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 32-36.
2. Алиева Т.В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С. 31-41.
3. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
4. Белоусова А.К. Диагностика одаренности. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С. 41-50.
5. Белоусова А.К. Что такое одаренность? // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С. 2-5.
6. Белякова М.М. Опыт педагогического сопровождения творчески одаренного ребенка к успеху. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 1. С. 28-40.
7. Борисенков В.П. Что такое образование сегодня?// Образование и наука 2011 № 7; с. 3-12
8. ГильбухЮ.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
9. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-84
10. Долинский В.С. Выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи в области радиоэлектроники: от концепции к практике работы. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С. 54-60.
11. Журба Н.Н. Организация работы педагога-воспитателя с одарёнными детьми. — Ч.: ИИУМЦ Образование. 2012.
12. Заславская О.В., Сальникова О.Е. Одаренные дети как научно-педагогическая проблема. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 6. С. 7-10.
13. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 3. С. 66-70.
14. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа. 1990. № 9.
15. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С. 40-48.
16. Сиденко Е.А. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 3-9.