УЧЕБНИКИ И РУКОВОДСТВА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОМСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)
ELEMENTARY SCHOOL TEXTBOOKS AND MANUALS IN THE PEDAGOGICAL TRAINING SYSTEM OF THE OMSK TEACHING SEMINARY (SECOND HALF OF THE 19™ - BEGINNING OF THE 20™ CENTURY)
Чуркина Н.И. Churkina N.I.
Доцент кафедры педагогики Омского Associate Professor of the Department
государственного педагогического университета, of Education of the Omsk State Pedagogical
кандидат педагогических наук University, Candidate of Sciences (Education)
E-mail: П churkina@mail.ru E-mail: n churkina@mail.ru
Аннотация. В статье анализируется система профессиональной подготовки в Омской учительской семинарии, место учебников и руководств для начальной школы в данном процессе. На основе изучения разнообразных архивных материалов делается вывод, что именно за счет серьезной и разнообразной работы с методическими и учебными материалами, используемыми в начальных народных училищах, удавалось сократить процесс адаптации молодых специалистов в школе и приобрести важное для наставника профессиональное качество - интерес к новинкам педагогической литературы.
Annotation. The article analyzes the system of professional training in the Omsk Teaching Seminary and the place of textbooks and manuals for elementary schools in the process. Based on the study of a variety of archival materials, it is concluded that it was due to significant and varied work with teaching and learning materials used in public elementary schools, that the process of adaptation of young specialists to the school environment could be shortened, and an important professional quality for any teacher - an interest in pedagogical literature novelties - could be acquired.
Ключевые слова: учебник, профессиональное Keywords: textbook, professional education,
образование, анализ учебника, учительская textbook analysis, teachers’ college,
семинария.
Известный педагог Василий Порфирьевич Вахтеров написал в конце XIX века: «Душа школы - учитель, каков учитель, такова и школа. От того, насколько он образован, насколько он любит детей,., зависит вся направленность школы» [1]. В условиях, когда главным средством обучения была учебная книга и слово учителя, от эффективности организации образовательного процесса в педагогических учебных заведениях полностью зависело качество образования.
Подготовку учителей для начальных училищ всей Западной Сибири осуществляла Омская учительская семинария, учрежденная в 1872 году и остававшаяся единственным профессиональным учебным заведением вплоть до начала XX века. За многолетнюю историю в семинарии сложилась система работы, которую апробировали и другие учебные заведения, открытые позже.
Согласно первоначальным планам, впервые сформулированным К. Д. Ушинским, поддержанным его сторонниками и реализованным в нормативных документах, «в учительской семинарии по всем предметам ея учебного курса, должно быть преподано только самое необходимое для того, чтобы ея воспитанники могли быть впоследствии, с одной стороны, хорошими сельскими учителями, в с другой - передовыми людьми в среде крестьянства. Они должны знать не много, но знать твердо. Осмысленная грамотность, любовь к труду, сознание важности своего долга и сверх того искреннее, сознательное благочестие и благонравие - вот что для него необходимо» [2].
Весь процесс обучения в семинарии был ориентирован на будущую профессиональную деятельность. Общеобразовательные курсы строились в соответствии с планом начальных училищ и давались в единстве с методикой предметного преподавания. Лучше всего была поставлена практическая часть, воспитанники учились производить опыты и выполнять упражнения, изготавливать наглядные пособия, собирать и оформлять гербарий и коллекции минералов.
Для постоянной и непрерывной практической подготовки при всех семинариях открывались опытные начальные училища, в которых воспитанники не только давали пробные уроки, но и выполняли должностные обязанности учителя начальной школы. Задачи профессионального образования усложнялись тем, что в стране в то время не было обязательных учебников для всех начальных школ, поэтому выпускники должны были знать особенности и владеть навыками работы с различными руководствами. Для этого в Омской учительской семинарии был составлен комплекс заданий.
Первым условием успешной подготовки было наличие необходимых книг в библиотеке, где были собраны пособия и руководства, используемые в начальных училищах страны, причем количество и наименование литературы ежегодно обновлялись. В 1886 году в числе книг, закупленных для библиотеки, содержались грамматика Говорова, учебник словесности Случевского, методика обучения грамоте Солонина, «Родное слово» и руководство к нему Ушинского, арифметика Малинина, геометрия Буссе и др. Все книги закупались в количестве 20-30 штук - достаточном для всех учащихся [3, л. 3].
На заседании Педагогического Совета уже в 1874 г. был определен перечень практических заданий для учащихся 3 класса, в который входили:
1. Пробные уроки в начальной школе, к которым семинаристы допускаются после одобрения подробной программы урока учителем -руководителем.
2. Приватное знакомство с руководствами по предмету совместно с наставником.
3. Письменный разбор учебников (в течение года ученик должен представить письменный разбор одного учебного руководства по всем предметам начального училища).
4. Посещение уроков в начальной школе с подробным конспектом хода урока, но без критического отношения к уроку.
5. Еженедельный разбор проведенных семинаристами уроков на вечерних конференциях по пятницам, на которых обязаны присутствовать все ученики 3 класса и по возможности преподаватели семинарии.
6. Для лучшего ознакомления учащихся с методами первоначального обучения учредить три раза в неделю вечерние собрания, на которых проводятся педагогические беседы или чтение вслух новых пособий. Эти чтения наставники сопровождают своими объяснениями, ученики пишут подробный конспект [4, л. 36].
Таким образом, половина заданий практики была связана с анализом действующих учебников и руководств для начальной школы. При подготовке пробных уроков в конспекте урока обязательно указывались учебники и руководства.
После нескольких лет работы семинарии требования к анализу учебников регламентировали. Разбор каждого учебника распределялся между двумя учениками, первый делал сообщение на конференции, второй выступал в качестве эксперта. Референт должен был изложить в отчете: содержание учебника, указать систему расположения материала в нем, указать положительные и отрицательные стороны книги, его применимость к потребностям начальной школы, и сравнить его с другими руководствами. В конспектах пробных уроков продолжали требовать указания используемых учебников и источников [3, л. 42].
В 1886 году на заседании Педагогического совета Омской учительской семинарии директор предложил начинать знакомство с учебниками уже со второго полугодия второго класса, в период наблюдательных уроков. Во время летних вакаций воспитанники получали в качестве заданий по педагогике разбор учебников и руководств для начальной школы по традиционной схеме. Таким образом, сложившаяся в Омской учительской семинарии система педагогической практики приводила к тому, что уже в начале самостоятельной деятельности молодые учителя хорошо знали и могли использовать в работе все действующие учебно-методические материалы.
Дополнительной возможностью для закрепления этих профессиональных навыков было участие воспитанников в культурно-просветительной деятельности. Главный инспектор народных училищ Западной Сибири постановлением от 04.01.1879 № 19 разрешил открытие воскресной школы при Омской учительской семинарии [5, л. 32]. Занятия в школе в воскресные дни безвозмездно проводили воспитанники третьего класса при консультативной поддержке педагогов. С октября 1881 года самостоятельные занятия воспитанники проводили в городской учебной школе линейного батальона с 80 солдатами [6, л. 25].
Педагогические учебные заведения в своем регионе являлись методическим центром. На заседаниях педагогического совета помимо текущих учебных проблем обсуждались новинки учебно-методической литературы. Так в 1891 году в Омской учительской
семинарии обсуждалось новое пособие А. Баранова «Наше родное». Учитель словесности Семченко признал, что долголетняя практика использования «Родного слова» К. Д. Ушин-ского «показала многие неудобства этого руководства и неприменимость его к потребностям современной школы», но отметил, что «распределение звуков у Ушинского логичнее, подбор рассказов знакомит детей с представлениями и понятиями окружающего мира, тогда как у Баранова это нравоучительные беседы». Совет принял резолюцию довести до инспектора народных училищ Акмолинской области мнение педагогического совета [7, л. 22]. Через несколько месяцев наставники вернулись к обсуждению пособий, степени их соответствия современным потребностям начального образования.
Знакомство с новинками учебно-методической литературы молодые педагоги продолжали и на краткосрочных педагогических курсах, проводившихся в Западной Сибири с середины XIX века. Изучение учебной литературы было традиционным пунктом их программы, для чего проводились беседы и организовывались выставки учебных пособий.
Этим же целям служили создаваемые на время деятельности курсов педагогические музеи и библиотеки при различных учебных заведениях и дирекциях народных училищ. Если в Европейской России содержателями педагогических музеев часто становилось земство, то в Сибири его роль в сфере образования взяли на себя просветительские и благотворительные организации. В регионе в это время сложилось три основных вида педагогических музеев: стационарные музеи, имеющие постоянное помещение, экспозицию, штат работников; музеи, создаваемые на определенное время (например, на период деятельности педагогических курсов); педагогические отделы, учреждаемые при краеведческих музеях. Обществом вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области в 1897 году на краткосрочных педагогических курсах для учителей и учительниц станичных и поселковых школ второго отделения Сибирского казачьего войска был организован временный педагогический музей, в котором собрали все учебные пособия, необходимые учителю для его педагогического самоусовершенствования и для успешного ведения обучения. Основой музея стали фонды Омской учительской семинарии, на базе которой проводились курсы [10, с. 312].
Музей стал постоянным, с 1899 по 1904 гг. количество книг в библиотеке музея выросло до 1044 штук, а учебных пособий до 305 [11]. Успешно работали в Томске педагогический музей при Александровском женском приходском училище и музей с педагогической библиотекой при Бийском Пушкинском трехклассном городском училище [9]. Фонды музеев использовались учителями, слушателями педагогических курсов и учащимися других учреждений педагогического образования для знакомства с новыми учебными пособиями, наглядными материалами, периодическими изданиями.
В целом изучение деятельности Омской учительской семинарии в обозначенный период показывает, что, несмотря на разнообразие и обилие заданий, связанных с изучением учебно-методических материалов, не все проблемы будущих учителей удавалось предупредить. Формальное педагогическое образование для учителей во все времена являлось только базой для постоянного саморазвития, непрерывного самообразования, основным содержанием которого должно быть знакомство с новинками профессиональной литературы.
Привить своим воспитанникам стремление к такому полезному досугу и условию профессионального саморазвития было одной из задач учительских семинарий. Воспи-
танники семинарии в основной массе были выходцами из крестьянской среды, имели минимальное начальное образование, поэтому за три-четыре года учебы сделать эту потребность полезной привычкой не всегда удавалось. Так в 1893 году директор семинарии обратился к представителям учебных заведений с просьбой сообщить о недостатках и достоинствах учителей, окончивших курс Омской семинарии. Среди ряда замечаний, поступивших из разных мест, отмечалось плохое знание детской литературы и новых руководств, которые учителя не изучают и не выписывают [8, л. 42]. Но большая часть респондентов указывала на достоинства выпускников семинарии, подчеркивая их культуртрегерскую деятельность в среде сельского населения.
Система профессиональной подготовки будущих наставников начальных училищ Западной Сибири, которую осуществляли в Омской учительской семинарии на протяжении всей ее истории, показала свою эффективность. Именно за счет серьезной и разнообразной работы с методическими и учебными материалами, используемыми в начальных народных училищах, удавалось сократить процесс адаптации молодых специалистов в школе. Сказывались приобретенные в годы учебы важные для наставника качества - развитая культура, интерес к новинкам педагогической литературы и потребность в их чтении. Все это создавало надежную основу для последующей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Вахтеров, В. П. Из истории народной школы / В. П. Вахтеров // Русская школа. -1897. - Декабрь. - С. 38-61.
2. Ивановский, М. По поводу статьи Г. Забелина «Опыт учительской семинарии в Северо-западной России» / М. Ивановский // Журнал Министерства народного просвещения. - 1868. - Январь, ч. СХХХУИ. - С. 164-170.
3. Казенное учреждение «Государственный архив Омской области». Ф. 115. Оп. 1. Д. 31.
4. Казенное учреждение «Государственный архив Омской области». Ф. 115. Оп. 1. Д. 1.
5. Казенное учреждение «Государственный архив Омской области». Ф. 115. Оп. 1. Д. 14.
6. Казенное учреждение «Государственный архив Омской области». Ф. 115. Оп. 1. Д. 76.
7. Казенное учреждение «Государственный архив Омской области». Ф. 115. Оп. 1. Д. 38.
8. Казенное учреждение «Государственный архив Томской области» Ф. 115. Оп. 1. Д. 41.
9. Казенное учреждение «Государственный архив Томской области». Ф. 100. Оп. 1. Д. 97.
10. Педагогические хроники // Русская школа. - 1898. - № 1.
11. Фураев, Г. К пятилетнему юбилею Союза работников просвещения Омского гу-ботдела. 1895-1924 / Г. Фураев. - Омск, 1924.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 5