ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 371.13 ББК Ч 33 (2) 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ БАШКИРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Т. М. Аминов
Ключевые слова: педагогические учебные заведения, семинарии, дореволюционная Башкирия.
Резюме: В статье на разнообразной документальной основе описывается система подготовки учителей в государственных (русскоязычных) учебных заведениях дореволюционного Башкортостана. Введение в оборот большого количества архивного и историко-педагогического материала позволило концептуально осветить систему организации педагогического процесса названной сферы образования.
Уточнение целей и задач школьных реформ, организация целостного педагогического процесса - проблемы, которые вечно волновали и будут волновать педагогическую науку. Правомерно, в этой связи, обращение к педагогическому наследию Башкортостана, накопившего, несомненно, богатейший опыт в сфере воспитания подрастающего поколения. Подобное обращение будет способствовать выявлению жизненности тех или иных педагогических проблем, пониманию причины успехов и просчетов в школьном деле сегодня. Одной из вечных проблем является качество подготовки будущего учителя-воспитателя, которое зависит от того, как организован целостный педагогический процесс педагогических учебных заведений. Опираясь на прогностическую функцию истории педагогики, обратимся к опыту организации вышеназванного процесса в педагогических учебных заведениях (ПУЗах) дореволюционного Башкортостана.
Логика рассматриваемой нами проблемы будет следовать современной трактовке педагогического процесса, интерпретируемого как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, в котором выделяют следующие структурные компоненты: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, результат, оценка результата и принци-
пы. Названная схема достаточно условна, тем не менее она будет способствовать системному осмыслению обозначенной проблемы.
Научные поиски последних лет дают основание утверждать, что в Башкирии в конце XIX - начале XX в. существовал целый спектр учебных заведений, готовящих учителей. Так, было выявлено девять типов ПУЗов:1) учительские институты; 2) учительские семинарии; 3) русско-«инородческие» учительские школы; 4) педагогические курсы и классы при общеобразовательных учебных заведениях; 5) педагогические классы при женских гимназиях и прогимназиях; 6) педагогические учебные заведения православного ведомства; 7) мусульманские учебные заведения; 8) педагогический экстернат; 9) нетрадиционные формы подготовки кадров учителей. Все названные заведения, кроме мусульманских, являлись государственными, семь первых типов были стационарными, два последних - нестационарными учебными заведениями. В стационарных заведениях организация педагогического процесса была неоднородна, каждый тип учебного заведения имел свои особенности. Тем не менее, в вопросах организации деятельности государственных ПУЗов было много общего, особенно в учительских институтах, семинариях, русско-«инородческих» учительских школах, а также в педагогических классах и курсах при общеобразовательных учебных заведениях. Организация подготовки учителей этих четырех типов и была взята нами за основу первоначального анализа.
Итак, в государственных ПУЗах края в исследуемый период выработалась определенная система общепедагогической и методической подготовки воспитанников к учительской деятельности в начальных народных училищах. Организация учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, готовящих учителей, исходила из всей внутренней политики царского правительства. Так, еще Александр II в одном из рескриптов требовал, чтобы «воспитание юношества было направлено в духе истин религии, уважения к правам собственности... чтобы в учебных заведениях не было допускаемо ни явное, ни тайное проповедование разрушительных понятий» [8, с. 483]. Исходя из этого требования, руководитель Министерства народного просвещения Д. А. Толстой призвал попечителей учебных округов к «строгой последовательности в действиях при неуклонном. взыскании за проступки учащихся, постоянному наблюдению за преподаванием» [8, с. 483]. В 1902 г. Николай II в своем рескрипте новому министру просвещения Г. З. Зенгеру указывает: «.чтобы в школе с образованием юношества соединялось воспитание его в духе веры, преданности престолу и отечеству и уважению к семье. Школа, из которой выходит юноша с одними лишь курсовыми познаниями, где не сроднено религиозно-нравственное воспитание с чувством долга, с дисциплиной и уважением к старшим, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь же па-
губное для каждого дела своеволие и самомнение» [8, с. 703]. Эти указания ясно определяли принципы организации деятельности всех ПУЗов. По мнению их руководителей, будущие учителя должны были выработать в себе навыки честной жизни, аккуратного, добросовестного выполнения всех своих обязанностей. Большинство преподавателей ПУЗов видели цель своей деятельности в пробуждении интереса воспитанников к учебе, развитии в них сознательного отношения к учебному материалу и к будущей профессиональной деятельности. В целом, требования, предъявляемые к будущему учителю, выглядели следующим образом: 1) он должен был обладать разносторонней общеобразовательной подготовкой на уровне не ниже выпускника повышенной начальной школы; 2) он должен был обладать высокой теоретической и практической педагогической подготовкой по своей основной и, возможно, дополнительной специальности; 3) у него должна была быть сформирована система определенных мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, необходимых в будущей педагогической деятельности. Преподаватели рассматривали вопросы подготовки будущих учителей в прямой зависимости от решения нравственного и умственного развития воспитанников. Поэтому организации целостного педагогического процесса отводилось особое внимание. При разработке проблем педагогического процесса, направленных на активизацию умственной и другой деятельности, в ПУЗах края часто применялись передовые идеи видных педагогов того времени: К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого, Н. А. Корфа и др.
Одним из показателей уровня подготовки будущих учителей является содержание образования в ПУЗах. Конкретизированное в учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях, оно представляло собой к концу XIX в. устойчивую, отработанную для этого периода, сформировавшуюся систему.
Ниже приводится учебный план Благовещенской учительской семинарии (БУС), открытой в Уфимской губернии в 1876 г. По этому плану семинария работала уже после ее реорганизации в 4-летнее учебное заведение.
Как видно, учебный план соответствовал требованиям, предъявляемым к будущему специалисту. Учащиеся ПУЗов изучали достаточно большой курс необходимых общеобразовательных и специальных дисциплин. Причем, ежедневная учебная нагрузка равнялась 6-7 урокам в день. Безусловно, каждое учительское учебное заведение имело свои особенности. Например, в Уфимском учительском институте, хотя и являвшемся 3-летним средним учебным заведением, предполагалось более глубокое и широкое изучение всех преподаваемых предметов. Уровень содержания образования 3-летних педагогических курсов по сравнению с учительскими семинариями был значительно ниже.
Учебный план Благовещенской учительской семинарии за 1910 г. [3, л. 85]
Предметы Приг. класс 1 класс 2 класс 3 класс Всего
1. Закон божий 3 3 2 3 11
2. Церковно-славянское чтение 1 1 1 3
3. Педагогика 3 3 6
4. Русский язык 4 4 3 2 13
5. Славянский язык 1 1 1 3
6. Арифметика и начала алгебры 3 3 3 2 11
7. Геометрия 2 2 2 2 8
8. История 2 2 2 2 8
9. География 2 2 2 2 8
10. Естествоведение 2 3 3 8
11. Физика 2 2 2 3 9
12. Чистописание 2 2 2 1 7
13. Рисование 3 2 2 1 8
14. Ручной труд 4 4 4 4 16
15. Техническое черчение 2 2 2 2 8
16. Пение 2 2 2 2 8
17. Гимнастика 2 2 2 2 8
Всего: 37 37 37 37 148
В пределах предметов, указанных в учебных планах, будущие учителя получали весьма тщательную подготовку. Преподавание общеобразовательных дисциплин носило не только образовательный, но и методический характер. Так, в объяснительной записке к программе учительского института по естествознанию указывается, что «при преподавании естественных наук, нужно иметь в виду две ясно различаемые цели: во-первых, знакомство с систематическим видом наук и, во-вторых, знакомство ее элементарного или приготовительного изучения в городских училищах» [9, с. 88]. Кроме основательного изучения общеобразовательных предметов, обращалось внимание на овладение навыками и техникой учебно-воспитательной работы в начальной школе. Выпускной класс в ПУЗах всецело предназначался для повторения всего пройденного материала, разучивания учебников начального училища, изучения частных методик и педагогической практики в начальных учебных заведениях.
Особое место в учебном плане, вслед за русским языком, занимал Закон божий и церковно-славянское чтение. Это вытекало из принципиальной установки Министерства народного просвещения, положенной в основу педагогического образования, выраженной словами: «все обучение должно основываться на религии и народных началах». Также большое количество часов отводи-
лось на графические искусства (рисование, черчение), что было связано с изучением в Благовещенской учительской семинарии ручного труда и пониманием их значимости в формировании будущих учителей.
Для разбора программы учебный предметов можно взять названный документ учительских семинарий. Эта программа дает общее представление о том, каково было содержание образования в ПУЗах. Итак, в программу учительских семинарий по русскому языку входили следующие разделы: 1) предложение - состав, виды предложений, члены предложений; 2) части речи; 3) звуки и буквы; грамматический состав слов; 4) грамматика и синтаксис - сочетание слов, управление слов, сочетание предложений, словорасположение. В курс русского языка входили словесность, изучение произведений литературы, ее теории и логики. Также изучался курс методики русского языка: 1) методика обучения грамоте (письму и чтению); 2) методика объяснительного чтения. По русскому языку ставилась задача изучения теоретических сведений по словесности и грамматике, обучения правильному изложению своих мыслей, знакомства с учебниками начальной школы, развития осознанного отношения и вкуса к чтению. Выбор литературных произведений определялся критериями «художественности, народности, патриотизма». На уроках объяснительного чтения произведения подвергались филологическому, грамматическому, стилистическому, логическому разбору.
На уроках русского языка часто проводились различные письменные упражнения: списывание с книги и доски, диктанты, сокращение статей, составление плана, изложение, сочинение. В институтах также практиковались рефераты. Использовалось заучивание и чтение наизусть стихов и басен, литературных отрывков. Акцентировалось внимание на привитие будущим учителям навыков самостоятельной работы, обогащение их речи, технику выразительного чтения, культуру устной и письменной речи. Следуя принципу прак-тикоориентированности, методика совмещалась с работой воспитанников в начальном училище, где они посещали уроки русского языка, наблюдали, записывали и обсуждали, а затем сами давали пробные уроки.
По арифметике в семинарии ставилось несколько основных задач, таких, как знакомство учащихся со свойствами целых чисел и действиями над ними; обучение счету; умение преподавать арифметику в начальных народных училищах. По этому предмету предусматривалось изучение следующих тем: четыре арифметических действия с целыми числами, нумерация чисел любой величины, понятия и действия над именованными числами, признаки делимости, дроби, отношения и пропорции, уравнения. Большое внимание обращалось на привитие навыков устного счета, на решение устных и письменных задач. Во втором и третьем классах изучалась методика арифметики, где по-
дробно знакомились с учебниками и задачниками начальной школы. В школе по арифметике так же, как и по русскому языку, проводились практические занятия. В курсе геометрии изучали понятия о геометрических фигурах и их измерение. Уроки этого предмета строились на основе решения задач по построению, вычислению и доказательству теорем.
Программа по естествоведению включала ботанику, зоологию, минералогию, краткие сведения об анатомии и физиологии человека с указанием средств гигиены и физического воспитания детей. В инструкциях обращалось внимание на утилитарный характер этого предмета. Поэтому отвергалось научное изложение; запрещалась система Дарвина, хотя не воспрещалось примыкать к системе Линнея. Это подтверждает и логика построения зоологии, предполагающая нисходящий принцип - от высших организмов к низшим. В курсе ботаники изучались «главнейшие сведения по морфологии растений». В небольшой курс минералогии включались следующие темы: кислород, металлы, минералы, вода в природе, уголь, нефть, вулканические явления.
В программе по истории ставилась задача укрепления в воспитанниках любви к Отечеству и преданности престолу. Курс истории строился следующим образом: история Востока, Греции, Рима, затем краткий курс всеобщей истории Средневековья и новой истории, а также история России. Кроме этого, преподавалась методика курса. Структура курса устанавливала тесную связь между отечественной историей и всеобщей историей. Такое синхронное построение курса истории, к чему вернулась современная отечественная школа, имело свои положительные стороны.
Курс географии для семинарий основывался на следующих принципах: «во-первых, дать воспитанникам необходимые сведения из математической и физической географии земного шара, во-вторых, подробнее изучить географию России и, в-третьих, ознакомить в общих чертах с географией Европы и других частей света». В курсе предполагалось знакомство с этнографией, экономической географией России, а также методикой их преподавания.
В программах учебных заведений, готовящих учителей, большое место отводилось рисованию, черчению, чистописанию и пению. По рисованию и черчению предполагалось вычерчивание различных геометрических фигур, срисовывание предметов с натуры, орнаментов, цветов, срисовывание с доски. Чистописание предполагало выработку у учащихся красивого и аккуратного каллиграфического почерка не только в тетради, но и, что было положительно, на доске. На уроках пения главное внимание, особенно в учительских семинариях и школах, обращалось на церковное песнопение. Изучались также и народные песни. Воспитанники участвовали в церковном хоре, к которому
тщательно готовились. Как правило, на уроках пения использовались музыкальные инструменты: скрипка, фисгармония и др.
Курс педагогики не сразу занял подобающее ему место в специальных учебных заведениях, готовящих учителей. В начале становления системы педагогического образования курс педагогики был кратким и эклектичным. Но опыт нескольких десятилетий обнаружил, что недостатки теоретического курса педагогики отрицательно сказываются на знаниях воспитанников по частным методикам и на практической работе в школе. Поэтому изучение педагогики к концу XIX в. стало более системным. Она включала в себя вопросы нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического воспитания детей. В дидактике рассматривались общие и частные методы, задачи и способы обучения, кратко освещалось содержание начального образования. Большое место отводилось методике обучения основным предметам начальной школы. Кроме того, раскрывались вопросы училищеведения и совсем эпизодически присутствовала история педагогики. В целом курс педагогики представлял собой искусственно соединенный материал из теории воспитания, дидактики, психологии, школоведения и истории педагогики. Так, например, в Благовещенской учительской семинарии при прохождении курса педагогики определялись три направления: 1) обогатить учеников теоретическими сведениями, которые составляют необходимое условие для умения правильно вести воспитывающее обучение в начальных народных школах; 2) объяснять частными примерами правильное отношение учителя к учебному начальству., к родителям учеников; 3) как воспитывать ум, волю и сердце воспитанников так, чтобы из них вышли люди, не по имени только [2, л. 415]. Все вопросы, изучаемые на занятиях по педагогике, максимально приближались к реальной жизни семинаристов, а также к их будущей учительской деятельности. Например, изучая вопросы школьной дисциплины, учащиеся должны были «в системе описывать семинарскую дисциплину и таковую же в образцовой школе; ученики, бывшие недельными воспитателями в школе, описывали свою деятельность в качестве учителей. выяснялось по возможности учеников, что каждый из них способен устанавливать порядок в школе только в той мере, насколько он сам привык подчиняться семинарской дисциплине» [2, л. 336]. Или «примеры. брались из жизни учеников, или из того, что им известно по математике и по естественным наукам» [2, л. 336].
Наиболее распространенным учебником по педагогике был учебник Ро-щина «Очерк главнейших практических положений педагогики, методики и дидактики, примененный к учебным предметам начального образования». Использовались также «Руководство по педагогике» И. Д. Белова (1874 г.), «Наши педагогические вопросы» Н. А. Корфа. При изучении этого курса часто
использовались работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания», «Труд в его психическом и воспитательном значении», Я. Коменсного «Великая дидактики», Н. Весселя «Опытная психология», В. Доттеса «Очерки практической педагогики» (перевод Н. Паульсона), педагогические сочинения А. Дистервега, «Очерк истории воспитания и обучения» Модзалевского и др.
Время на преподавание педагогики отводилось относительно небольшое, это осложнялось еще тем, что воспитанники ПУЗов имели самую разнообразную предварительную подготовку. Это требовало дифференцированного подхода к преподаванию. Однако осуществить такое обучение в условиях работы всех ПУЗов было очень сложно. Поэтому преподавание педагогики и других предметов было рассчитано на «среднего» воспитанника.
Программы по предметам естественнонаучного цикла, а также по педагогике, рисованию, черчению, чистописанию, пению были построены по линейному принципу, т. е. без возвращения к пройденному материалу. Это давало возможность ознакомить учащихся с большим объемом знаний, с другой стороны это приводило к неглубокому, поверхностному усвоению материала. Для учебных программ ПУЗов были характерны недостатки - отсутствие межпредметных связей в обучении, при изучении естествоведческих дисциплин отсутствовала преемственность.
Непосредственно к курсу педагогики примыкала педагогическая практика, которая была предметом особого внимания учебных заведений, готовящих учителей. Специально для этой цели при учительских институтах должно было состоять «одноклассное или двухклассное городское училище», а при учительских семинариях и школах одноклассные или двухклассные «образцовые» народные училища. Назначение этого училища определялось следующим образом: «во-первых, служить местом для практического упражнения воспитанников в обучении детей всем предметам начальной школы., во-вторых, служить образцом устройства народного училища.» [7, 56-57]. Так или иначе, воспитанники ПУЗов проходили практику в контролируемых и точно определенных начальных учебных заведениях. Педагогическая практика подразделялась на несколько видов деятельности. Так, учащиеся первого класса институтов и предвыпускного класса других учебных заведений, разделившись на группы по 2- 4 человека, посещали начальное училище, где подробно знакомились с порядком школы, организацией занятий, дежурили на переменах. Такую практику называли «пассивной» или «наблюдательной». На этом этапе студенты выполняли обязанности помощника учителя, наблюдали за внешним порядком школы, проверяли ученические тетради. Кроме того, они посещали уроки учителя образцового училища, пробные уроки практикантов выпускного класса, а также принимали участие в разборах уроков, даваемых выпускниками. По-
сле наблюдательной практики студенты представляли подробный отчет о «виденном и слышанном» по учебной и воспитательной части. Отчеты, которые предварительно проверялись учителями начального училища, а затем директором, подвергались тщательному разбору и оценке на еженедельных собраниях. Так, отчеты в Благовещенской учительской семинарии «признавались удовлетворительными только в том случае, когда они представляли полную и верную картину всей недельной учебно-воспитательной деятельности ученика, а все действия и занятия достаточно мотивировались ссылками на известные места в дидактике и методике» [2, л. 419]. Не случайно «отчеты отличались значительным объемом» [2, л. 363], так как оценивались очень строго. На собраниях, назначаемых для разбора отчетов, также указывались достоинства и недостатки деятельности практиканта, а также то, на что обязательно обращалось внимание «насколько все его действия по учебно-воспитательной части согласуются с требованиями дидактики, методики и общей педагогики» [2, л. 363].
Следующей формой педагогической практики было проведение пробных уроков студентов выпускного класса под руководством директора, преподавателей ПУЗов и учителя начального училища. На этом этапе студенты по 2 человека посещали начальное училище, где в течение одной недели должны были давать пробные уроки почти по всем предметам. Практикант заблаговременно получал от учителя училища материал урока и указания по его разработке, разбирался в нем с помощью преподавателя (методиста) данного предмета в ПУЗе, писал начерно конспект урока и предъявлял его для просмотра методисту и учителю училища. После исправлений беловик отправлялся для просмотра директору. В целом, от «практикантов неумолимо строго требовалась вполне добросовестная и надлежащая подготовка к практическому уроку в школе: они должны были не только безукоризненно хорошо знать наизусть конспект и материал урока, но глубоко обдумать все свое внешнее поведение для предстоящего урока, осмыслить произношение каждого слова... выработать некрикливо-громкую речь с необходимыми по обстоятельствам повышениями и понижениями в голосе и при этом речь должна быть простая, внятная и вполне доступная для детского понимания» [2, л. 364]. Далее автор резюмирует: «все эти требования выполнимы при одном условии: практикант должен несколько раз прорепетировать урок перед воображаемыми учениками, проделать разные опыты и пробы и выработать в себе известные навыки в голосе и движениях» [2, л. 364]. На пробных уроках студента обыгчно присутствовали директор и методист соответствующего предмета, учитель начального училища и остальные практиканты выпускного класса. Пробные уроки также обсуждались всеми, кто на этом уроке присутствовал. При разборах соблюдался следующий поря-
док. Вначале слово предоставлялось практиканту, давшему урок, за ним высказывали свое мнение другие студенты, затем учитель начального училища, методист и директор. Ход этих собраний записывался поочередно самими же практикантами. По окончании собрания уже только преподавателями выставлялась отметка за пробный урок. Студенты институтов, семинарий и школ обычно давали до 12-15 пробных уроков, а студенты педагогических курсов должны были провести не менее 6-8 уроков. Причем расписание пробный уроков составлялось таким образом, чтобы студенты могли провести уроки по всем основным предметам. В число пробный уроков входили зачетные или экзаменационные уроки, проводившиеся в конце выпускного класса.
Наряду с этим, проводилась непрерывная педагогическая практика, когда 2 студента в течение недели присутствовали в образцовой школе на всех уроках в качестве помощника учителя и законоучителя и по их указаниям занимались с отдельной группой детей или целым классом. Таких практикантов называли недельными или дежурными воспитанниками, которые уже самостоятельно проводили уроки в начальном училище. Вместе с этим они вели и воспитательную работу с учащимися. Так, в одном из образцовый училищ бы1ло обращено внимание на «посещение православными учениками церкви. были приняты меры относительно внешней чистоты и опрятности, и к этому были привлечены недельные воспитанники. Он должен бы1л заботиться о том, чтобы ученики в школу приходили хорошо умытыми. Во время перемены в школе и во время богослужения недельный воспитанник устраивает между учениками игры или поет, или упражняется в гимнастике» [2, л. 301]. Ход работы во время активной практики фиксировался в ежедневный отчетах воспитанников. Кроме этого, они после окончания всей практики составляли подробный сводный отчет, который также тщательно разбирался на общих собраниях.
Также студенты выпускного класса, не будучи недельными воспитанниками, по указаниям своих наставников проводили в начальном училище различные уроки, не требующие тщательной подготовки: гимнастику, пение, чистописание, объяснительное чтение.
В течение всей практики студенты писали различные характеристики на учащихся начального училища и рекомендации, как с этими учащимися лучше работать. В одном из своих отчетов директор ПУЗа писал по этому поводу следующее: «В целях приучения вытускнык воспитанников к наблюдению за детьми, изучению их выдающихся свойств и приобретению умения применяться к ним с начала учебного года каждый практикант выбирает для особого наблюдения и занятия одного или двух мальчиков в школе и в конце года должен представить директору. характеристику о его развитии в школе, его успехах и прилежании, любимык занятиях, мнениях о товарищах и прочее.» [3, л. 94].
Из вышесказанного видно, что практика будущего учителя имела различные формы и виды педагогической деятельности. Она имела и свои недостатки: очередные практиканты пропускали занятия, теоретический курс педагогики нередко отставал от практики, она больше воспитывала в студентах качества «ремесленника», чем сознательного педагога и др. Тем не менее, педагогическая практика была одной из самых сильных сторон в работе ПУЗов края. Вся ее организация служила образцом будущей учительской деятельности. Длительная беспрерывная практика давала воспитанникам возможность ознакомиться с системой начального училища в течение одного-двух лет, приобрести большое количество практических умений, достигнуть определенной сноровки и такта в отношениях с детьми, представить свою будущую работу в целостности.
Надо отметить, что после 1905-1906 гг. происходят позитивные качественные и количественные изменения всей системы образования, в том числе и педагогических учебных заведений. В их содержании образования происходит расширение и углубление курсов как общеобразовательных, так и специальных предметов. В программах русского языка была выделена литература, на уроках которой стали изучать и ее историю. Значительные изменения претерпела математика, куда входили арифметика и алгебра. В расширенный курс педагогики вошла логика. В учебном плане большинства ПУЗов появились новые предметы, такие, как физика, химия, геология, гигиена, космография; обязательными предметами стали гимнастика, ручной труд, садоводство и огородничество, одновременно вводятся дополнительные курсы методик. Увеличилось количество лабораторных работ по естественнонаучным циклам, а так же самостоятельных работ учащихся творческого порядка.
После издания Министерством народного просвещения в 1896 г. Инструкции для учительских институтов и семинарий, в них было организовано преподавание ручного труда «согласно местным условиям». В ПУЗах края по этому предмету стали вводить преподавание переплетного, столярного, токарного, слесарного и других ремесел. Занятия ручным трудом делились на три вида - практические, графические и теоретические. Так, практические занятия в Благовещенской учительской семинарии велись в приготовительном, I и II классах по столярному делу, в III - по слесарному. По столярному делу воспитанники изготавливали рамки для ульев, ткацкий челнок, грабли, скамьи, табуреты, стулья, столы, парты и прочее. Занятия по слесарному делу велись по программе, составленной преподавателем семинарии, они состояли в последовательном изготовлении различных предметов из жести, проволоки и железа. На практических уроках воспитанники знакомились с инструментами, с их применением, ремонтом и отточкой. Графические занятия велись во всех клас-
сах; они состояли из вычерчивания столярных и слесарных предметов. Теоретические занятия велись в выпускном классе обычно по одному часу в неделю. На этих занятиях разбирались следующие вопросы: сущность и значение ручного труда; сведения по истории и теории ручного труда; сведения по технологии дерева и металла; указания по устройству класса ручного труда и ведению занятий; знакомство с основными сочинениями по ручному труду; методика преподавания ручного труда в начальной школе. В ПУЗах открывались специальные классы и мастерские, которые оборудовались верстаками, приобретался инструмент и даже организовывались библиотеки при этих классах.
Увеличилось количество часов на гимнастику - до шести уроков в неделю. Этот предмет преподавался, как гласят строчки из отчета директора Бир-ской «инородческой» учительской школы (БИУШ), «для содействия правильному развитию и для сообщения навыков, нужных в будущей профессии» [6, с. 62]. В БУСе при обучении гимнастике преследовалась «двоякая цель: научить воспитанников строю и вольным движениям и дать возможность впоследствии обучать детей в школе. При этом попутно имелась в виду и образовательная цель: выработка в воспитанниках, иногда неуклюжих и неловких, навыкам свободным, ловким и изящным движениям» [3, л. 95]. Программы занятий по гимнастике периодически составлялись врачами учебных заведений; они состояли из строевых упражнений из военной гимнастики, вольных гимнастических упражнений и упражнений на спортивных снарядах. На занятиях широко использовались игры гимнастические, а также народные: коршун, хромая лисица, горелки, чехарда, коров пасти, мяч в догонку, цель, колдун, гуси и волк, кошка и мышки, бары и др. Кроме непосредственных занятий гимнастикой для воспитанников устраивались также прогулки, катание на коньках, бег на лыжах, совершались многодневные туристические походы и экскурсии. Будущих учителей широко привлекали к занятиям по физическому воспитанию учащихся в начальных школах, так как «привлечение воспитанников. к занятиям гимнастикой в начальной школе и участие в организации осенних и весенних школьных праздников и прогулок полезно и необходимо для их предстоящей деятельности» [3, л. 96].
Согласно Инструкции Министерства народного просвещения в педагогических учебных заведениях, за исключением учительских институтов, также были введены обязательные занятия садоводством и огородничеством. В ПУЗах края стали широко внедряться эти занятия, которые дополнялись еще и пчеловодством.
В процессе становления системы педагогического образования в крае меняются и усовершенствуются учебники и учебные пособия. В конце XIX -начале XX в. было введено много новых учебников. Например, широко стали
использоваться по истории - «Систематический курс русской истории», «История древнего мира», «История средних веков», «Систематический курс новой истории», автором которых являлся Иванов, «Методика истории» (Кругликов-Гречаный); по географии - «Начальный курс географии» (Крубер и Григорьев), «Курс географии всеевропейских стран» (Барков и Чефранов), «География Российской империи» (Курдов), «Обозрение Российской империи сравнительно с важнейшими государствами» (Ловягин), «Краткое руководство по методике географии» (Руднев); по естествознанию и сельскому хозяйству - «Учебник ботаники» (Капелькин и Флеров), «Начальный курс зоологии» (Линзбир), «Элементарный курс анатомии и физиологии человека» (Наумов), «Анатомия и физиология растений» (Капелькин, Флеров), «Минералогия и геология» (Нечаев), «Методика природоведения» (Павлов), «Методика естествоведения в главнейших ее представителях» (Голиков), «Очерки по методике естествознания» (0. Шмейль), «Пчеловодство» (Клаусень), «Учебник пчеловодства» (Дорофеев), «Краткий учебник общего земледелия» (Власов); по физике - «Сокращенный учебник физики» (Краевич); по гимнастике - «Курс гимнастики для деревенских и сельских школ с необходимыми советами и указаниями для преподавателей» (Шмидт).
Таким образом, содержание педагогического образования видоизменялось, дополнялось, развиваясь вглубь и вширь. Перед Первой мировой войной учебные планы ПУЗов уже представляли собой учебное расписание по каждому году обучения и каждому дню недели.
Разнообразие методов и приемов считалось обязательным условием познавательной деятельности на уроках. Так, часто использовался метод беседы. Этим методом достигались умения хорошей устной речи, умение самостоятельно добывать знания, а затем правильно излагать их. Вообще, подход к методам обучения по § 75 Инструкции для учительских семинарий был следующим: «метод. должен строго сообразовываться с преподаваемым предметом и со степенью развития и подготовки воспитанников». Далее говорилось, что надо «осторожно относиться к катехизации, больше прибегать к догматическому методу изложения, прерывая его вопросами к учащимся» [1, л. 112]. Поэтому на уроках нередко использовались и другие методы, например, метод рассказа. В ходе рассказа использовались следующие методические приемы: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, приемы логического сравнения, сопоставления, выделения главного, умения делать выводы и др. Большое внимание в ПУЗах уделялось самостоятельной работе воспитанников; в развитии таковых навыков большую роль отводили письменным работам, среди которых выделялось несколько типов. Первый - списывание с книг образцовых текстов, изложение заученного наизусть, передача содержания, ответы на вопросы по содержанию текста. Второй тип - изложе-
ние прочитанного, иногда изложения с элементами сочинения, а также небольшие письменные работы описательного характера. Третий тип - сочинения на заданную тему. Причем, сочинения писались не только по литературе, но и по географии, истории, естествоведению, педагогике и другим предметам. Четвертый тип - рефераты, представлявшие собой уже небольшую исследовательскую работу. Письменные работы развивали у воспитанников мыслительные способности, формировали творческий подход к научным знаниям, прививали умение правильно излагать собственные мысли, поддерживали и углубляли любознательность учащихся.
Большое значение в воспитании будущих учителей отводилось методике обучения чтению. До 60-х гг. XIX в., нередко и позднее, в начальных училищах господствовал буквослагательный метод обучения грамоте. Часть первых воспитанников ПУЗов сами учили азы грамоты по этому методу. ПУЗы, надо отметить, с первых лет своей деятельности готовили своих воспитанников к ведению обучения грамоте или аналитическим звуковым методом (метод Жакотто), или аналитико-синтетическим методом совместного обучения письму и чтению, разработанным К. Д. Ушинским. Оба метода, по сравнению с буквослага-тельным, безусловно, были большим шагом вперед.
В ПУЗах большое внимание уделяли наглядному обучению. Для этого учебные заведения имели в своем распоряжении физические кабинеты, учебные мастерские, лаборатории, фундаментальные и ученические библиотеки, создавались даже музеи. Наглядные пособия изготавливались руками самих преподавателей и даже воспитанников. Во всех ПУЗах края было рекомендовано, чтобы каждый воспитанник к своим урокам на педагогической практике готовил наглядные средства. Так, в БУСе готовили различные таблицы, представлявшие собой листы бумаги, на которых карандашом из особого состава крупными буквами написаны либо ноты, либо примеры, либо условия задачи. Таблицы вывешивались на доске или на специальной подставке. Документы свидетельствуют, что подобные таблицы экономили массу времени на уроке, они сохранялись и использовались по несколько раз, это было удобно при недостатке учебников и пособий, наглядность способствовала развитию самостоятельности у учащихся начальной школы, если учитель занимался с двумя-тремя отделениями одновременно [4, с. 62-63]. Некоторые из подобных таблиц даже отсылались попечителю учебного округа для демонстрации их на Всероссийской выставке [3, л. 460].
Широко, особенно с начала XX в., в обучении будущих учителей стали применяться различные экскурсии - по краеведению, географии, естествознанию и др.
При подготовке учителей в ПУЗах широко использовались те принципы обучения и воспитания, которыми богата современная педагогика. Это принципы научности, систематичности, сознательности, последовательности, активности, наглядности, прочности, самодеятельности и др. Так, в ежегодных отчетах, представляемых директорами и заслушиваемых педагогическими советами, часто встречаются следующие идеи: «Изучение физики сопровождалось опытами. Изучение естественных наук по возможности было наглядное. Наставник употребил много труда на то, чтобы ученики подготовляли уроки разумно, обращая внимание на суть дела. привлекая и возбуждая самодеятельность учеников, и требовал выводов из данных посылок для уяснения сути дела» [2, л. 367]. Или «при прохождении курса педагогики примеры брались из жизни учеников или из того, что им известно по математике, физике и по естественным наукам. В младших классах все уроки рассказывались учителем, а в старших классах во многих случаях намечались только вопросы, на которые ученики должны были найти ответы заданного по книге» [2, л. 366].
Огромное значение в ПУЗах придавалось воспитанию будущих учителей. Эта работа проводилась как по учебной, так и по линии внеклассной жизни воспитанников. В воспитании широко использовались все средства, которыми располагали ПУЗы: обучение, которое считалось самым действенным средством не только развития ума, но и воспитания; личный пример преподавателей; индивидуализация всего учебно-воспитательного процесса. Для этого в ПУЗах вводилась система классного наставничества. Так, уже с первых дней педагогический совет одной из семинарий постановил разделить учащихся на группы по возрастам и ввести ответственных за их воспитанность. Это было сделано для основательного изучения и эффективного руководства их развитием. Попечение о питомцах оставалось на воспитателе до окончания ими семинарии.
Большое внимание в ПУЗах уделялось внеклассной воспитательной работе, которая, во-первых, давала возможность организовать жизнь воспитанников в желаемом направлении и, во-вторых, более целесообразно заполняла их досуг. В свободное время воспитанники чаще занимались чтением книг и журналов, разучиванием нотного пения, переплетным мастерством, игрой на музыкальных инструментах, работой в саду и огороде, прогулками на свежем воздухе и другими занятиями [2, л. 300]. Поэтому особое значение в стационарных ПУЗах придавалось режиму дня. Учительские институты, семинарии, школы, нередко классы и курсы, именно исходя из воспитательных задач, были определены как закрытые учебные заведения. Вся жизнь их воспитанников регламентировалась строжайшим образом. Каждое педагогическое учебное заведение имело утвержденные попечителем Правила, в которых предписыва-
лись принципы поведения как на уроках, так и везде, где воспитанник мог бывать: в интернате, за его территорией и даже дома на каникулах. Так, например, учащийся ПУЗа не имел права без разрешения покинуть территорию интерната; учащиеся должны были быть одеты в казенную одежду установленного образца, им воспрещалось «носить длинные волосы, усы, бороду, кольца на руках, а равно тросточки и палки в руках во время прогулок», также воспитанники должны были «избегать знакомства с людьми порочного поведения и сомнительной нравственности и не вступать в сообщество с людьми неизвестными и неблагонадежными» [6, с. 134-136].
В нравственном воспитании одним из действенных методов считалось убеждение как важнейшее средство, дающее возможность довести до сознания воспитанников «необходимость, справедливость и законность» предъявляемых к ним требований. В ПУЗах приучали будущих учителей к «правдивости, искренности, вежливости, исполнительности, аккуратности, внимательности к другим, в них развивалась наклонность к послушанию и употреблялись для этого не только мягкие меры и посему. хорошие отзывы о поведении учащихся относились не к наружному виду, а к душевному. состоянию и к проявлению свободной воли во всех их действиях» [2, л. 422]. В основе нравственного воспитания лежала религиозная идеология. В ПУЗах соблюдались все религиозные обряды и делалось так, «чтобы соблюдение это носило не только внешний характер, но и доходило до сердец воспитанников» [5, с. 33]. Преподаватели обращали особое внимание на развитие в учащихся «возвышенных чувств, гуманных идей, на укрепление доброй и крепкой воли» [5, с. 33]. В ПУЗах прививалось чувство «любви и преданности Государю и отечеству».
В учебных заведениях применялись различные формы поощрений и наказаний. Их применение обязательно фиксировалось и в конце года объявлялось на советах. Так, сложилась примерно следующая система поощрений: отличная отметка по дисциплине за текущий год; благодарность от имени педагогического совета; благодарность от директора учебного заведения; подарок в виде книги; благодарственное письмо родителям примерного ученика; денежная премия, обычно при окончании ПУЗа; нередко самые примерные ученики имели привилегии при распределении на учительские должности, лучшие оставлялись учителями в образцовых при ПУЗе начальных училищах.
Система наказаний также была разнообразной. Так, в Благовещенской семинарии наказаниями были замечания от директора, замечания от педагогического совета, лишение стипендии, исключение из семинарии. Причем, поощрять и наказывать в ПУЗах могли из-за дисциплины и успешности в обучении.
В воспитании будущих учителей уделялось внимание их физическому развитию. На этот вопрос стали обращать внимание особенно с начала XX в.
В учебных заведениях лучшим средством для развития физических сил считались занятия гимнастикой. Взгляд на физическое воспитание был двоякий: во-первых, укрепление здоровья и развитие самих воспитанников, и, во-вторых, чтобы они могли передать навыки укрепления здоровья своим будущим ученикам.
Немаловажное значение в деятельности ПУЗов играло трудовое воспитание. Оно осуществлялось на занятиях по ручному труду, воспитанники активно привлекались к работам на кухне, огороде, в саду, в поле, даже по уходу за пчелами и скотом. Одной из составных трудового воспитания было развитие навыков самообслуживания.
Большое место в работе ПУЗов занимало эстетическое воспитание, осуществляемое и на уроках, и во внеучебное время. Творческие способности будущих учителей развивались в процессе хорового пения, игры на музыкальных инструментах. Воспитатели прилагали старания к возбуждению в учащихся чувства прекрасного, приучению к содержанию в порядке одежды, учебных принадлежностей, помещений, уходу за комнатными и садовыми цветами. Преподаватели «выясняли ученикам облагораживающее и возвышающее человека разумное чтение русской и иностранной литературы, знакомили их с лучшими образцами, возбуждали в них охоту и любовь к пению, музыке, рисованию, а также обучали их танцам» [5, с. 36]. В праздничные дни, в дни зимних каникул воспитанники давали праздничные концерты, ставили спектакли, проводили литературно-музыкально-вокальные вечера, устраивали народные чтения, даже существовали так называемые ассамблеи - «чисто семейные вечера с чаепитием, музыкой, гостями обоего пола, танцами» [5, с. 37].
Таким образом, воспитанию будущего учителя придавалось большое значение, анализ фактов подтверждает, что в процессе становления педагогического образования элементы умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического воспитания занимали существенное место в системе всей работы ПУЗов. В этом вопросе надо выделить 2 периода: время до революции 1905 г. и после. Первый период характеризуется тенденцией воспитания в духе, направленном на «выращивание» учителя, неукоснительно выполняющего все предписания. События 1905-1907 гг. изменили взаимоотношения между учащимися и их руководителями, изменился существовавший режим ПУЗов. Теперь учащиеся с разрешения воспитателей могли выписывать журналы и газеты, старшеклассникам, хоть и редко, стали разрешать проживать на частных квартирах. Хотя надзор за учащимися ПУЗов как на уроках, так и во внеучебное время не ослаб, он уже не имел той остроты, которая присутствовала в предыдущем периоде. После 1905 г. стало проявляться иное отношение к педагогической деятельности. Она все больше стала признаваться деятельностью творческой.
Поэтому происходит постепенный отказ от жесткой регламентации жизнедеятельности будущих учителей, что нашло свое отражение и в содержании образования, и, в целом, в организации всего педагогического процесса.
Таким образом, система воспитательной работы, хотя и имела определенные противоречия, все же содействовала подготовке разносторонне развитых народных учителей. Такие идеи и принципы, как воспитание через учебный предмет, методом личного примера преподавателей, направленное на привитие трудолюбия, аккуратности, добросовестного выполнения обязанностей, чувства долга, честности, интернационализма и т. д., не могли не иметь своего огромного положительного значения.
Как видим, в деятельности ПУЗов края особое значение придавалось организации целостного педагогического процесса, всем его компонентам: целям, принципам, содержанию, методам и методике обучения и воспитания. Педагогический процесс имел определенную логичную, завершенную структуру, что в целом дает основание говорить о системности в организации подготовки будущих учителей. Анализ данного процесса еще раз подтверждает мысль о том, что в ПУЗах дореволюционной Башкирии был накоплен богатый опыт обучения и воспитания будущих учителей, который был неоправданно предан забвению в первые годы советской власти и, тем не менее, нашел свое отражение в системе педагогического образования последующего периода.
Литература
1. Научный архив РАО (г. Москва). Ф. 180. Оп. 1. Д. 273.
2. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ, г. Уфа). Ф. И-124. Оп. 1. Д. 4.
3. ЦГИА РБ Ф. И-124. Оп. 1. Д. 23.
4. Из жизни Благовещенской учительской семинарии. Уфа, 1900.
5. Историческая записка о 25-летнем существовании Благовещенской учительской семинарии / / Приложение к № 7 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1902 г.
6. Отчет о состоянии Бирской Инородческой Учительской школы и начального при ней училища за 1895 (гражданский) год. Казань, 1896.
7. Отчет о состоянии Благовещенской учительской семинарии за 1902 (гражданский) год. Уфа, 1903.
8. Рождественский С. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902). СПб., 1902.
9. Шимбирев П. Н. Проблемы педагогической подготовки учителя средней школы в дореволюционной России // Ученые записки. Т. VIII.: Труды кафедры педагогики МОПИ. Вып. 1. М., 1947.