Научная статья на тему 'Учебник оригами и язык оригами'

Учебник оригами и язык оригами Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Область наук
Ключевые слова
учебник оригами / язык оригами / графический язык / система знаков / изобразительное искусство. / origami tutorial / origami language / graphic language / sign system / visual art.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куприянов Н. И.

В 1996 г. был выпущен экспериментальный учебник для начальной школы«Уроки оригами в школе и дома». Авторы учебника С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина. Книга была рекомендована Министерством образования РФ в качестве дидактического материала на занятиях по трудовому обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Такой учебник в России пока единственный. Необходимо уточнить, что современное оригами это не только рукоделие и развлечение для детей. Это ещё и теоретическая и техническая дисциплина, позволяющая, например, разрабатывать конструкцию солнечных панелей для космических станций и устройство медицинских нанороботов. Вместе с тем оригами новый вид изобразительного искусства, сопоставимый по пластике и детализации со скульптурой. Задача исследования: на примере данного учебника показать, что искусство оригами является своеобразным языком форм. Более того, можно утверждать, что оригами включает в себя, подобно устной и письменной речи, два уровня: 1) язык плоских бумажных форм и действий с ними; 2) язык графической фиксации этих форм и действий. Таким образом, оригами, подобно литературе и музыке, опирается на устойчивую и ясную систему знаков. Процесс складывания квадратного листа бумаги поддается достаточно точному описанию и воспроизведению, но дело не ограничивается только геометрией или механикой. Оригами язык, направленный на создание образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origami tutorial and origami language

In 1996, an experimental tutorial for elementary school "Origami lessons at school and at home" was released. The authors of the tutorial are S. Yu. Afonkin and E. Yu. Afonkina. The book was recommended by the Ministry of Education of the Russian Federation as a didactic material for classes on labor training for children of senior preschool and primary school age. Such a tutorial is the only one in Russia so far. It should be clarified that modern origami is not only needlework and entertainment for children. It is also a theoretical and technical discipline that allows, for example, the design of solar panels for space stations and the device of medical nanorobots. At the same time, origami is a new kind of fine art, comparable in plastic and detail to sculpture. The purpose of the study: using the example of this tutorial to show that the art oforigami is a kind of language of forms. Moreover, it can be argued that origami includes, like oral and written speech, two levels: 1) the language of flat paper forms and actions with them; 2) the language of graphic fixation of these forms and actions. Thus, origami, like literature and music, relies on a stable and clear system of signs. The process of folding a square sheet of paper lends itself to a fairly accurate description and reproduction, but it is not limited only to geometry or mechanics. Origami is a language aimed at creating images.

Текст научной работы на тему «Учебник оригами и язык оригами»

#Ученичество. 2024. Вып. 4. С. 29-42. #Apprenticeship. 2024. Issue 4. P. 29-42.

Научная статья УДК 373.3:37.035.3:745.542

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-4-29-42

УЧЕБНИК ОРИГАМИ И ЯЗЫК ОРИГАМИ

кандидат педагогических наук, доцент Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Уфа, Россия

[email protected]_

Аннотация: В 1996 г. был выпущен экспериментальный учебник для начальной школы «Уроки оригами в школе и дома». Авторы учебника - С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина. Книга была рекомендована Министерством образования РФ в качестве дидактического материала на занятиях по трудовому обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Такой учебник в России пока единственный. Необходимо уточнить, что современное оригами - это не только рукоделие и развлечение для детей. Это ещё и теоретическая и техническая дисциплина, позволяющая, например, разрабатывать конструкцию солнечных панелей для космических станций и устройство медицинских нанороботов. Вместе с тем оригами - новый вид изобразительного искусства, сопоставимый по пластике и детализации со скульптурой. Задача исследования: на примере данного учебника показать, что искусство оригами является своеобразным языком форм. Более того, можно утверждать, что оригами включает в себя, подобно устной и письменной речи, два уровня: 1) язык плоских бумажных форм и действий с ними; 2) язык графической фиксации этих форм и действий. Таким образом, оригами, подобно литературе и музыке, опирается на устойчивую и ясную систему знаков. Процесс складывания квадратного листа бумаги поддается достаточно точному описанию и воспроизведению, но дело не ограничивается только геометрией или механикой. Оригами - язык, направленный на создание образов.

Ключевые слова: учебник оригами, язык оригами, графический язык, система знаков, изобразительное искусство.

Scientific Article

UDC 373.3:37.035.3:745.542

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-4-29-42

ORIGAMI TUTORIAL AND ORIGAMI LANGUAGE

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor Kupriyanov Akmulla Bashkir State Pedagogical University

Nikolay Ivanovich Ufa Russia

[email protected]_

Abstract: In 1996, an experimental tutorial for elementary school "Origami lessons at school and at home" was released. The authors of the tutorial are S. Yu. Afonkin and E. Yu. Afonkina. The book was recommended by the Ministry of Education of the Russian Federation as a didactic material for classes on labor training for children of senior preschool and primary school age. Such a tutorial is the only one in Russia so far. It should be clarified that modern origami is not only needlework and entertainment for children. It is also a theoretical and technical discipline that allows, for example, the design of solar panels for space stations and the device of medical nanorobots. At the same time, origami is a new kind of fine art, comparable in plastic and detail to sculpture. The purpose of the study: using the example of this tutorial to show that the art of

Куприянов Николай Иванович

origami is a kind of language of forms. Moreover, it can be argued that origami includes, like oral and written speech, two levels: 1) the language of flat paper forms and actions with them; 2) the language of graphic fixation of these forms and actions. Thus, origami, like literature and music, relies on a stable and clear system of signs. The process of folding a square sheet of paper lends itself to a fairly accurate description and reproduction, but it is not limited only to geometry or mechanics. Origami is a language aimed at creating images.

Keywords: origami tutorial, origami language, graphic language, sign system, visual art.

© Куприянов Н. И., 2024 © Kupriyanov N. I., 2024

Введение

Оригами - хорошо известное искусство складывания фигур из квадратного листа бумаги без разрезания и склеивания. Эти, на первый взгляд, произвольно заданные ограничения придают оригами удивительные свойства. Вот что пишут авторы учебника «Уроки оригами в школе и дома» С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина: «Мы, европейцы, привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир» [1, с. 182-183].

Добавим, что к настоящему времени количество изобретенных во всем мире разных моделей, вероятнее всего, уже превысило миллион, а уровень сложности бумажных конструкций ограничивается только возможными размерами и качеством используемого материала.

Учебник оригами был издан в 1996 г. для младшего школьного возраста. Он содержит описание большого количества простых моделей, некоторые из них могли бы использоваться и на занятиях в детском саду. Но было бы неверно трактовать эту книгу всего лишь как руководство по созданию непритязательных поделок. Дело в том, что процесс изучения материала здесь направлен не только на практическое складывание и развитие мелкой моторики. По-видимому, предполагалась также и более важная цель: усвоение своего рода языка оригами и, соответственно, формирование у ребенка систематизированных умственных действий.

Базовые формы

Прежде всего обращает на себя внимание структура учебника. Он состоит из разделов, каждый из которых включает в себя несколько уроков и посвящен одной из базовых форм оригами. Что такое базовые формы, и какую роль они играют в процессе изучения искусства оригами?

В учебнике Афонькиных рассматривается 11 базовых форм.

1. Треугольник.

2. Воздушный змей.

3. Дверь.

4. Блинчик.

5. Дом.

6. Водяная бомбочка.

7. Рыба.

8. Катамаран.

9. Квадрат.

10. Птица.

11. Лягушка.

Рис. 1. Страницы из учебника «Уроки оригами в школе и дома».

Одиннадцать базовых форм оригами

Формы выстроены в дидактической последовательности: от простых к сложным. Если для складывания простых форм требуется один или два шага, то для формы «лягушка» (последней в списке) нужно уже девять шагов [1, с. 12].

Какое значение имеют названия базовых форм? Некоторые формы соответствуют своим названиям: «дверь» действительно похожа на дверь, а «блинчик» похож на блинчик. Но, например, «водяная бомбочка» может называться у другого автора «двойным треугольником», а «квадрат», соответственно, «двойным квадратом». Ни «птица», ни «лягушка» не похожи ни на реальную птицу, ни на реальную лягушку.

На самом деле такие названия даны базовым формам только для того, чтобы их было легко запомнить. Это похоже на древнюю азбуку, где каждая буква являлась не только символом звука, но и обозначением понятия. В таком случае, не являются ли базовые формы оригами аналогом минимальных единиц звуковой или письменной речи?

Однако процесс складывания моделей оригами совсем не похож на складывание букв в слова, слов в предложения, а предложений - в рассказы. Здесь всё наоборот. Если исходный квадратный лист можно уподобить отвлеченной возможности текста «вообще», то базовые формы должны соответствовать, например, общим композиционными формам литературы или ораторского искусства. И только спускаясь от них на более низкие уровни, можно

надеяться дойти до единиц языка оригами, подобных словам, отдельным звукам или буквам. Что же собой представляют такие единицы и есть ли они вообще?

Рис. 2. Базовая форма «дом» названа по зрительному сходству. Такие формы, как «водяная бомбочка», «птица», «лягушка», внешне совсем не соответствуют названиям

В учебнике хорошо просматривается переход от наиболее общей формы квадратного листа к базовым формам и затем - сразу на стадию конкретной модели. Целью авторов было продемонстрировать учащимся значение каждой базовой формы. И они показали на множестве примеров, как эти отвлеченные конфигурации превращаются в те или иные бумажные игрушки.

Как же происходит такое превращение не только в книге, а и на практике?

Показ процесса складывания моделей оригами

В методических рекомендациях к учебнику Афонькиных отмечается, что начинать обучение необходимо с непосредственного показа процесса складывания [1, с. 184]. Фактически, на первых занятиях ученик ещё не в состоянии пользоваться учебником, даже если он уже умеет читать. Он ещё не ориентируется в пошаговых инструкциях сборки и не понимает, для чего они предназначены.

Учитель должен демонстрировать каждое действие не торопясь и, так сказать, внятно артикулировать каждую складку и каждую вновь возникающую форму. Здесь мы вновь видим некоторую аналогию с усвоением устной речи маленькими детьми в результате разговоров с ними родителей, чтения им стихов, пения песенок.

Как пишут авторы учебника, опыт показывает, что если занятия проводятся с первоклассниками, необходимо все действия показывать на большом листе бумаги и сопровождать подробными объяснениями. В этом случае учебник используется только учителем во время подготовки к занятиям. И понятно, что на уроках все действия должны демонстрироваться по памяти, желательно без подглядывания в книгу. Если учитель подает пример выполнения моделей оригами наизусть, тогда он может и от учащихся ожидать подобного результата.

Восприятие и воспроизведение процесса складывания моделей

Модель оригами, в первую очередь, привлекает внимание тем или иным эффектом. Например, бумажные самолётики летают, хлопушки хлопают, бумажные птицы машут крыльями, коробочки открываются и закрываются. Такие эффекты функционального сходства действуют наиболее сильно и нравятся

детям, в особенности маленьким. Эффекты визуального сходства моделей оригами с изображаемыми объектами могут производить даже большее впечатление, но такие модели требуют длительного времени для складывания и высокого уровня квалификации.

Также удивляет и привлекает на первых порах доступность оригами. В самом деле, для создания модели не требуется ничего, кроме квадратного листа бумаги! На практике же выясняется, что для повторения действий складывания требуется особенная аккуратность, тщательное совмещение указанных углов с углами, краев с краями, складок со складками. А в случае небрежной демонстрации учителем шагов складывания даже какая-нибудь элементарная птичка пахарита может превратиться для ученика в неразрешимую головоломку. И чем сложнее модель, тем критичнее будут дефекты, допущенные на первых шагах. При всей пластичности бумаги исправление часто оказывается невозможным, и тогда приходится начинать все сначала.

Впрочем, навык аккуратного складывания бумажного листа вряд ли более сложен, чем навык отчётливого произнесения слов. Проблема только в том, что техническая чёткость знакового действия и понимание его смысла далеко не всегда совпадают.

Правильное воспроизведение всей последовательности шагов складывания, безусловно, даст результат в виде завершенной модели, но при этом исполнитель может не понимать, как и почему это получилось. Вероятно, именно эта «прикованность» многих любителей оригами к готовым образцам и инструкциям объясняет тот факт, что такие оригамисты, если и становятся более или менее умелыми исполнителями, то мало кто из них рискует изобретать новые модели.

Графическая фиксация процесса складывания

Первая книга по оригами появилась в Японии ещё в конце XVIII в. Соответственно, идея графической фиксации шагов складывания возникла примерно в это же время.

Однако существовала одна проблема. Даже в инструкциях для простых моделей далеко не всегда можно догадаться, как именно произошёл переход от одной нарисованный конфигурации к другой. При непосредственной демонстрации процесса он сопровождается словесными комментариями и жестами: «сложите пополам, совместите эти точки, переверните» и т. п. В современных видеоинструкциях нередко оставляют только жесты. И хотя видеозапись сама по себе запечатлевает процесс нагляднее и подробнее рисунков, без жестов она все же менее понятна.

Зарисовывание каждого шага складывания - процесс достаточно трудоемкий. А добавление подробного комментирующего текста его ещё больше усложняет. Восприятие пошаговых схем оригами тоже требует напряжения, сходного с процессом разгадывания головоломок. Показательно, что начинающих оригамистов видеозаписи привлекают больше, чем книги. Они ближе к непосредственному показу, к языку оригами первого уровня.

В 1951 г. вышла книга «Новое искусство оригами», её написал Акира Ёсидзава. Он придумал множество авторских моделей, а главное, изобрел систему графических обозначений, заменяющих словесные комментарии и жесты.

Рис. 3. Страницы из учебника «Уроки оригами в школе и дома».

Часть из всех 28 условных знаков, изображающих действия складывания

В учебнике Афонькиных таких знаков всего 28 [1, с. 6]. Вся эта система знаков связана с действиями: повернуть, перевернуть, согнуть от себя, согнуть на себя и т. п. Они работают не сами по себе, а в сочетании с рисунками и располагаются точно в тех местах, где предстоит совершить обозначенные действие. То есть смысл знака зависит не только от самого знака, но и от того места, где он находится. Это очень похоже на функции знаков препинания в письменной речи.

Знаки действий увеличивают вероятность того, что, следуя инструкции, любой предварительно подготовленный человек сможет воспроизвести модель именно так, как она задумывалась автором. «Головоломка» оригами благодаря этому заметно упрощается. Это важно для обучения начинающих, но не менее важно и для мастеров оригами. И для них может оказаться проблемой повторение по памяти или даже по внешнему виду своей собственной модели, придуманной и сложенной, скажем, год назад.

Теперь немного о том, чего в учебнике Афонькиных нет.

Рис. 4. Базовая форма «птица» и паттерн (узор складок), видимый при полном развертывании этой формы

Существует ещё один, принципиально иной вариант графической фиксации - паттерн. Это узор складок, который можно увидеть, если уже сложенную модель развернуть в обратном порядке до исходного квадратного листа.

Схема всех складок развертки, обозначенных непрерывными линиями одинакового цвета и толщины, называется неявным паттерном. На таком чертеже в линиях сгибов не содержится однозначной информации о том, в какую сторону нужно сгибать лист. Кроме того, чтобы не загромождать и не запутывать схему, некоторые мелкие складки могут опускаться. Для опытных мастеров и такая подсказка в сочетании с изображением итоговой модели вполне достаточна для адекватной сборки.

Менее продвинутые оригамисты предпочитают явные паттерны. На таких чертежах «горы» (выпуклые складки) и «долины» (вогнутые складки) обозначаются либо различными вариантами пунктирных линий, либо разными цветами.

Чтение графических схем оригами

Умение складывать модели, следуя пошаговым графическим схемам, значительно расширяет возможности исполнителя. Набравшись терпения, он может воспроизводить модели высокого уровня сложности, не обращаясь за консультациями к мастерам оригами непосредственно. Ему в этом поможет знание наизусть всех базовых форм, часто повторяющихся складок и умение мгновенно считывать графические знаки действий.

Работа с паттернами - это более высокий уровень, позволяющий проникать в структуру модели.

Чертеж всех сразу складок модели может привести начинающего оригамиста в недоумение: все видно, но непонятно, с чего начинать. В этом случае требуется конструктивный разбор. Ничто не мешает разделить паттерн модели на части. Например, какой-либо фрагмент чертежа можно перечертить в увеличенном размере на другой лист. Достаточно очевидно, что фрагмент сложить гораздо проще, чем сразу весь паттерн.

Рис. 5. Рисунок из книги Роберта Лэнга «Секреты дизайна оригами». Паттерн, база и модель дракона. Красным контуром выделен фрагмент паттерна

Таким способом можно сложить в черновиках все детали паттерна по отдельности и в произвольном порядке. И тут обнаруживается интересная вещь. Некоторые или даже все фрагменты паттерна могут оказаться точными копиями узоров складок базовых форм.

Рис. 6. Рисунок из книги Роберта Лэнга «Секреты дизайна оригами». Видно, что внутри паттерна дракона обнаруживаются два разных по масштабу паттерна базовой формы «птица»: для головы и

для туловища

А это означает, что большие и сложные паттерны можно составлять из малых паттернов базовых форм, подобно тому, как слова составляются из букв, а предложения из слов. И аналогия здесь вполне законна. Другое дело, что процесс такой сборки настолько же непрост, насколько непрост процесс составления текстов. В оригами есть своя морфологии и своя грамматика.

Существуют разные приемы объединения базовых форм: они могут примыкать друг к другу или накладываться друг на друга, размещаться в центре или по краям общего паттерна, срезаться его краями, а также поворачиваться под разными углами относительно краев.

Кроме того, фрагменты паттерна подчиняются тому или иному общему плану. Этот план очень важен, его оригамисты называют «базой». Это обозначение не совсем удачно, так как его легко перепутать с «базовой формой». По аналогии со скульптурой здесь больше подошёл бы термин «базовый каркас».

Дело в том, что для моделирования разнообразных фигур необходимо формирование так называемых откидных створок. Створки отходят от центральной части листа и могут разветвляться. Они образуются уже при складывании некоторых базовых форм. Например, при складывании формы «птица» получается четыре створки. Соответственно, это позволяет дальше сложить модель птички с двумя крыльями, головой и хвостом.

Рис. 7. Рисунок из книги Роберта Лэнга «Секреты дизайна оригами». Паттерн, базовая форма «птица» с четырьмя створками и модель птички, машущей крыльями

Каждая створка - это сложенная в несколько слоёв бумага. Её можно частично разворачивать и снова складывать, формируя мелкие детали: уши, носы, глаза, когти или копыта. На некоторых паттернах авторы даже помещают надписи: «голова», «хвост», «лапы».

Для четвероногого животного потребуется шесть створок, для паука -восемь, для краба - десять и т. д.

Рис. 8. Рисунок из книги Роберта Лэнга «Секреты дизайна оригами». Из четырех форм «лягушка» создается паттерн модели краба. Из шестнадцати форм «птица» - паттерн модели морского ежа

Один и тот же базовый каркас можно использовать для изображения совершенно разных животных.

Рис. 9. Один и тот же базовый каркас в данном случае был использован для складывания

совершенно разных моделей. Фото автора

Метрическая организация моделей оригами

Один из подходов к проектированию моделей оригами заключается в следующем. Квадратный лист делится складками на то или иное количество равных частей по горизонтали и по вертикали. Две пересекающиеся «гармошки» образуют сетку из мелких квадратов, и на основе этой сетки можно формировать откидные створки. Количество створок зависит от размера сетки. Например, сетка 38

32 на 32 ячейки имеет потенциал гораздо больший, чем сетка 8 на 8. Увеличение размера сетки также позволяет увеличивать длину створок. А это очень важный параметр. Частично разворачивая длинную створку, можно из неё построить дополнительные формы и ответвления.

Рис. 10. Рисунок из книги Роберта Лэнга «Секреты дизайна оригами».

Паттерн, построенный по сетке 28х28, позволил сложить разветвленные рога лося

Здесь вновь напрашивается аналогия с метрической организацией устной и письменной речи. В устной речи более или менее регулярной является длительность фонем и слогов. «Поток» речи создаётся и воспринимается как ритмический ряд звуков, расставленный по сетке времени. В письменной речи используются сетки пространственные: достаточно вспомнить разлинованные в клетку или в косую линейку школьные тетради.

После краткого обзора возможностей и специфики оригами вернемся к вопросу о минимальных единицах оригами. В процессе складывания базовые формы и основные складки используются, начиная с самого общего верхнего уровня (с первого шага) и до проработки мельчайших деталей в сложных моделях. Таким образом, в языке оригами обнаруживается сходство с геометрическими фракталами. Базовые формы и основные складки вернее было бы назвать не минимальными, а простейшими единицами, как бы пронизывающими всю структуру модели.

Искусство оригами и особенности его методики

Первый и пока единственный учебник оригами 1996 г. был предназначен для занятий по трудовому обучению. Однако авторы уточняли: «Уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписания учебного заведения как постоянный учебный предмет. Особенно это рекомендуется в школах с художественным уклоном» [1, с. 33].

Оригами теперь уже можно с полным правом отнести к одному из видов изобразительного искусства. Но это искусство особенное. Во-первых, оно сложилось совсем недавно, буквально за несколько десятилетий. Во-вторых, оригами в некотором смысле успело опередить другие, гораздо более древние и в целом значительно более развитые виды изобразительного искусства. Оно, подобно литературе или музыке, опирается на устойчивую и ясную систему знаков. Причем эта система включает в себя два уровня: 1) язык непосредственных действий; 2) язык графической фиксации процесса складывания модели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно эти особенности оригами позволяет высказать некоторые критические суждения по поводу учебника Афонькиных.

По-видимому, нужны были две разные книги по оригами: руководство для учителей и учебник для школьников. Авторы попытались объединить их в одном издании, - очевидно, это было вынужденное решение. Раздел методических рекомендаций занимает в книге около 30 страниц. Большая часть этого текста -планы уроков, но без иллюстраций. Это объясняется тем, что все схемы уже были даны в основной части для учеников. Учителям это вряд ли удобно.

Кроме того, принципиально важным является разделение процесса обучения на две части: 1) обучение складыванию моделей; 2) обучение чтению графических схем и символов, изображающих процесс складывания. Следовательно, в книге для учителей должно быть два хорошо различимых раздела и две разные методики.

Авторы учебника рекомендуют использовать его в начальной школе, но учебник рассчитан только на один год. Вместе с тем, по словам Афонькиных, методика в первом и в четвертом классе должна быть разной. В первом классе -только наглядная демонстрация с подробными устными объяснениями, в четвертом к складыванию добавляется чтение и воспроизведение схем.

Логика подсказывает, что книга по оригами для первоклассников не нужна. Но поскольку четвероклассники тоже начнут обучение «с нуля», им тоже учебник не нужен, разве что может понадобиться в конце курса.

Модели оригами на первых порах могут показаться детям очень привлекательными. Однако кропотливое складывание урок за уроком вслед за учителем довольно быстро может наскучить, не говоря уже о ситуации самостоятельного чтения пошаговых графических схем.

А между тем нет ничего невозможного в том, чтобы обратить внимание детей на внутреннюю структуру какой-либо базовой формы или простой модели. Аккуратное разворачивание уже сложенной фигурки может оказаться неожиданной и интересной задачей и испытанием ловкости рук. Геометрический узор складок можно и рассмотреть, и обвести, и раскрасить. Далее на очереди: сетки, базовые каркасы, откидные створки, способы объединения двух или нескольких базовых форм. А отсюда уже недалеко и до проектирования авторских моделей. Только так оригами может стать творческой дисциплиной.

Рис. 11. Раскрашенный паттерн. Рисунок автора статьи

Творческое проектирование моделей возможно не ранее четвертого класса. Для этого необходимо как минимум руководство для учителя, включающее в себя разбор основных элементов внутренней «грамматики» оригами, то есть рассмотренных выше базовых каркасов. Их необходимо демонстрировать непосредственно. Потребность в графической фиксации процесса складывания может возникнуть как раз в связи с изобретением учащимся своей первой авторской модели. А когда будет освоена техника «записи» общей структуры или последовательности складывания, естественным путем возникнет интерес к «чтению» схем в книгах и в интернете.

От простого к сложному

Достоинство учебника Афонькиных в том, что они привели в систему большое количество разрозненных элементарных моделей. Получилась своего рода азбука оригами. Главным образом, в ней происходит нечто похожее на распознавание букв по первым звукам слова: А - арбуз, аист, Б - бабочка, бантик и так далее. На страницах из учебника оригами мы видим, как с формы «воздушный змей» начинаются модели «петух» и «утка».

Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ. ПЕТУХ и УТКА

Наш оригамский городок постепенно разрастается, но пока все еще остается маленьким, провинциальным. По его улицам ходят вперевалку утки, а на заборах сидят забияки-петухи. Сегодня мы научимся делать и тех и других. Для этого нам потребуется познакомиться с новой базовой формой - ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ. Действительно, эта фигурка напоминает по форме простейший летающий воздушный змей, который запускают в небо на веревочке. Впрочем, увидите все сами!

Баловал форма

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

1. Положите квадрат углом кверху и перегните по вертикальной диагонали

3. Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ готова!

2. Согните нижние стороны к намеченной линии

УТОЧКА

(классическая модель)

1, Сложите базовую форму ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ и согните верхний угол до границы цветного и белого

2. Поднимите наверх острый утолок,

оказавшийся в центре (положение линии сгиба точно не определено)

3. Согните фигурку пополам назад и немного поверните

О

А. Возьмитесь пальцами за будущую "шею4в районе кружка и потяните за нее. Внизу появятся новые линии сгиба

5, Точно так же потяните за "minrf1

6. УТОЧКА готова!

Рис. 12. Страницы из учебника Афонькиных «Уроки оригами в школе и дома».

Связь базовой формы и конкретной модели

Но как быть дальше? Как составлять оригами-предложения и оригами-рассказы? Для этого необходимо изучать типовые структуры, используемые для сложных моделей, - базовые каркасы.

Перейти к творчеству на уровне простых моделей - трудная задача. Это примерно то же, что и придумывание новых слов. Правда, известно, что дошкольники, только осваивающие язык и логику словообразования, могут придумывать неожиданные, иногда забавные слова. Но у них просто еще не получается высказываться согласно общепринятым нормам. В словарь это не войдет. Так же и в оригами: криво сложенную бумагу вряд ли кто-то признает за новую модель.

Сочинение текстов открывает несравнимо больше творческих возможностей. Но этому нужно учиться. И сочинению сложных моделей оригами тоже нужно учиться. Заключение

Искусство оригами сторонним наблюдателям может показаться непостижимым. На самом деле оно, имея очень короткую историю, гораздо проще устроено, чем литература или живопись, скульптура или музыка. И поэтому для исследователей проблем методики искусств оно может служить своего рода экспериментальной моделью [3, с. 42, 45]. В данном случае очевидно, что отсутствие не только в учебнике Афонькиных, но и в большинстве изданий по оригами упоминания о базовых каркасах не позволяет даже взрослым любителям оригами переходить на творческий уровень. Однако похожая ситуация наблюдается, например, в обучении литературе и живописи.

Разве существует общедоступная методика обучения стихосложению или написанию рассказов? Школьное сочинение - это обычно текст, короткий и неопределенный по форме. Но неужели в литературе нет своих «базовых каркасов»?

В методике обучения изобразительному искусству не только не изучаются типичные композиционные формы, но нет даже и того, что в оригами называется базовыми формами, а в литературе - буквами и словами. Правда, потребность в таких минимальных единицах ощущается, поэтому, к примеру, с детского сада детей знакомят с геометрическими формами: прямоугольником, кругом, треугольником. В художественной школе программа может начинаться с рисования геометрических тел: куба, шара, конуса, цилиндра. Но рисование - это не геометрия. Из чисто геометрического материала строить изображения невозможно. Нужны дополнительные материалы и условия [2, с. 49-54].

И хотя о творчестве применительно к школьному обучению говорится довольно часто, изначально подразумевается, что ни писателей, ни художников воспитывать из детей не нужно. Такие аргументы, даже если они имеют некоторые основания, не должны блокировать развитие методики искусства, сводя ее к элементарному, азбучному уровню.

Хочется надеяться, что дальнейшие исследования в области методики оригами помогут разобраться и в некоторых общих методических и педагогических проблемах.

Литература

1. Афонькин С. Ю, Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома : экспериментальный учебник для начальной школы. М.: Аким, 1996. 208 с.

2. Куприянов Н. И. Визуальная педагогика. Проблемы чтения и построения изобразительного текста // #Ученичество. 2023. № 1. С. 47-60. URL: https://tsput.ru/fb/Uchenichestvo/2023/№1%202023/46/index.html (дата обращения: 20.11.2024).

3. Опаричева С. В. Преподавание оригами как модель для изучения роли и места педагогического профессионализма // Оригами и педагогика : материалы первой Всерос. конференции преподавателей оригами, Санкт-Петербург, 23-24 апреля 1996 г. М.: Аким, 1996. С. 41-45.

4. Lang Robert J. Origami design secrets: mathematical methods for an ancient art. Natick, MA: А. К. Peters Ltd., 2003. 585 p.

Статья поступила в редакцию: 29.11.2024 The article was submitted: 29.11.2024

Одобрена после рецензирования: 04.12.2024 Approved after reviewing: 04.12.2024

Принята к публикации: 19.12.2024 Accepted for publication: 19.12.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.