Annotation. The article substantiates the main approaches to the design of models for the implementation of extracurricular activities in an educational organization. The paper shows that one of the main distinguishing features of the second generation standards was the introduction of extracurricular activities into the integrated educational system. For the first time, the provisions on the content, essence and forms of implementation of this activity are fixed at the federal level, which greatly influenced its development.
Keywords: development program, teacher, extracurricular activities.
Литература:
1. Айчувакова, E.P., Путилова H.B. Организация внеурочной деятельности в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - С. 66-71
2. Бабкина, Т.Г., Денисова Е.В. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в школе полного дня в условиях реализации ФГОС НОО // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - С. 78-80.
3. Евладова, Е.Б. Организационные модели и способы реализации внеурочной деятельности // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - С. 19-26.
4. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. - М.: Просвещение, 2013.
5. Фролов, Ю.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: стратегические вызовы и новые подходы / Ю.Н. Фролов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -№ 1, т. 3. - 2015. - С. 74-82
6. Швецов, М.Ю., Дугаров А.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе / М.Ю. Швецов, А.Л. Дугаров // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - № 5,- 2012. - С. 34-39
УДК 372.8
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
студентка Сазонцева Арина Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Овладение творческими навыками обучающимися приобретает ценность не только уроке по изобразительному искусству, но и в их повседневной жизни, в последующем в профессиональной и других сферах жизнедеятельности. С каждым днем в современном обществе ощущается необходимость в квалифицированных специалистах, обладающих навыками логического, креативного мышления, способных нестандартно и творчески решать поставленную задачу. Если проанализировать современные программы в художественном образовании, то можно сделать вывод о том, что учебные планы постоянно обновляются, изменяются теоретические и методические подходы к преподаванию. Наряду с традиционными дисциплинами в учебных программах появляются предметы по дизайну, конструированию, макетированию, что значительно расширяет кругозор учеников, а также в последующем может повлиять на профессиональное самоопределение.
На сегодняшний день, важным фактором в развитии детей является развитие у них конструкторских способностей, поскольку это способствует развитию многих полезных навыков, таких, как пространственное и логическое мышление, память, творческое воображение, а также развитие творческих способностей. Конструкторские работы, даже базовые и несложные, требуют от учеников внимательности, усидчивости, аккуратности. Полученные умения пригодятся ребенку не только в изготовлении материальных объектов, но в других видах деятельности это и учебная, творческая, интеллектуальная.
Вопрос формирования конструкторских способностей у детей поднимается в работах таких педагогов и психологов как В.П. Зинченко, И.П. Подласого, А.Р. Лурия. Так, А.Р. Лурия утверждал, что постановка конструкторских задач перед учениками является достаточно эффективным способом активизации их мышления. В процессе решения этих задач у них формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того, чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав те или иные детали [4].
Анализ литературы показал, что нет четкого определения конструирования, но можно сделать вывод, что оно связано с продуктивными видами деятельности, направленными на создание модели, основанной на взаимосвязи отдельных единиц.
Для детского творчества характерно два типа конструирования:
- техническое (основывается на использовании в качестве материала деревянных, пластиковых, металлических деталей для создания объемной геометрической композиции, результатом решения задачи является четкая конструкция, где можно по определённым структурным признакам узнать предмет, например, модель кораблика, машины);
- художественное (основывается на использовании бумаги и других природных материалов, результатом будет создание художественного образа посредством фактуры, цвета, характера и передачи эмоциональных состояний).
Любой вид деятельности, в том числе конструирование основывается на способностях ребенка, его умениях. То есть процесс конструирования будет более успешным, если у ребенка развиты конструкторские способности. Так как в психолого-педагогической литературы нет четкого определения, на основе анализа изученной литературы, мы предприняли попытку сформулировать рабочее определение. Конструкторские способности - это умения личности, связанные с конструкторской деятельностью, направленной на создание объекта из частей.
Изложение основного материала исследования. Младший школьный возраст самый сенситивный период для развития личности ребенка. Этот возрастной период определяет большие потенциальные возможности всестороннего развития детей, закладывается фундамент, обеспечивающий развитие на дальнейших этапах, в этот период происходит совершенствование работы головного мозга и нервной системы, развитие навыков самоконтроля, раскрытие
индивидуальных и познавательных способностей. Но также в особенности младшего школьного возраста входят такие факторы, как неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость. Как раз на такие запросы хорошо ориентируется конструкторская деятельность, в частности - искусство оригами, так как является достаточно многогранным и интересным видом искусства.
Оригами - это искусство изготовления декоративных изделий из бумаги путем сгибания ее в различных направлениях [3, С. 640]. Младшим школьникам будет интересен процесс изготовления оригами за счет желания увидеть результат, так как с помощью оригами можно из обычного листа бумаги создавать разной сложности фигурки, от простого кораблика до сказочных персонажей и различных животных.
Внедрение техники оригами в педагогическую деятельность имеет свою достаточно обширную историю. Одним из первых этому поспособствовал немецкий педагог и создатель детских садов - Ф. Фребель, а на масштабное распространение повлияло создание универсальных условных знаков мастер оригами Акира Йошидзава в XX веке. Также многие отечественные педагоги рассматривали в своих трудах достоинства искусства оригами в развитии детей.
Например, Т.Я. Шпикалова в свои методические пособия по изобразительному искусству и труду включает темы по моделированию и конструированию из различных подручных и природных материалов, ткани и бумаги [7].
Наиболее полное объяснение по использованию оригами в педагогической деятельности выражено в трудах педагога Т.Н. Тарабариной, в книге «Оригами и развитие ребенка». В данной книге подробно описаны все этапы и нюансы организации и проведения занятий по оригами, от разбора подходящих тому или иному возрасту изделий оригами и объяснения условных знаков до конкретных схем и советов по увеличению эффективности занятий.
Т.Н. Тарабарина в своей работе описывает общие правила при обучении технике оригами:
- показ процесса изготовления должен показываться на столе индивидуально или на доске для группы, пример должен быть раза в два больше, чем у детей;
- при показе не должно быть лишних загибов и переворотов изделия;
- обучение идет поэтапно с повторением детей за учителем;
- после того, как подделка готова, нужно снова повторить все этапы складывания [6].
Итогом такого обучения должны стать навыки самостоятельного изготовления базовых предметов в технике оригами, а в последующем усложнением фигурок и возможностью на основе базовых приемов создавать собственную творческую подделку.
Благодаря всем этим факторам, на сегодняшний день, искусство оригами достаточно распространено, и определенная часть педагогов используют его в своей деятельности. Однако другая часть педагогов избегает использования техники оригами на уроках, поскольку считают процесс подготовки и организацию таких уроков сложными и трудоемкими. Но на самом деле для реализации таких занятий не потребуется дорогостоящих материалов, понадобится только прочная, сохраняющая форму бумага, ножницы, и, в некоторых случаях, фломастеры или краски, для украшения создаваемых фигурок.
Таким образом, обобщив изученный материал, можно сделать вывод о том, что в процессе развития конструкторских способностей средствами оригами обучающиеся приобретают следующие навыки и знания:
- способность работать руками под контролем сознания;
- навыки конструктивного и пространственного мышления;
- знания о правилах построения схематичных, динамических образов из бумаги, а также разнообразных композиций.
Нельзя не отметить и пользу данной деятельности в развитии мелкой моторики рук, творческого воображения и
творческих способностей обучающихся.
Исходя из изученного материала, нами была предпринята попытка уточнить понятие «развитие конструкторских способностей средствами оригами» - это процесс, направленный на приобретение знаний о правилах построения схематических и динамических, как отдельных фигурок, так и объемных композиций, а также умения их преобразовывать, видоизменять за счет навыков анализа и синтеза объекта или предмета, вычленения из него частей и создание целого образа.
В процессе изучения оригами на уроках по изобразительному искусству, учитель может использовать несколько форм конструкторской деятельности для развития конструкторских способностей, от простого объяснения к самостоятельному исполнению.
Конструирование под диктовку. Это последовательное объяснение учителем техники оригами: основные приемы складывания (внутренняя и внешняя складки, квадратная и треугольная складки), базовые формы («воздушный змей», «рыба», «водяная бомба», «птица», «двойной квадрат» и т.д.), а также объяснение обозначений на схемах - стрелки, линии,
Конструирование по аналогии: под контролем педагога обучающиеся изготавливают фигурку, а дальше по аналогии детям предлагается создать самостоятельно точно такую же фигурку. После получения навыков считывания схем, детям предлагается самостоятельно по аналогии складывать все более сложные фигурки.
Конструирование по собственному замыслу: перед учениками ставится задача: на основе полученных знаниях и приемах оригами создать собственную фигурку. Эта форма предполагает более углубленного изучения техники, а также развитых навыков работы с бумагой.
Синтезируя всю изученную информацию, можно предложить примерную схему проведения занятия по оригами для младших школьников на уроке изобразительного искусства:
Первая часть урока - теоретическая. В первую очередь, необходимо проговорить технику безопасности, так как ученикам предстоит самостоятельно делать заготовку для изделия, используя ножницы. Следующим этапом предлагается заинтересовать, эмоционально настроить учеников на создание изделия, для этого, перед началом практической работы, можно прочитать сказку или стихотворение, связанное с создаваемым на уроке персонажем, таким образом, во время прослушивания сказки или стихотворения дети будут представлять, воображать события, происходящие там, сформируется свое личностное отношения к герою. Завершающий этап теоретической части - объяснение того, что и как предстоит создать ученикам, для этого лучше всего использовать наглядные материалы, такими материалами может быть презентация с последовательной выполнения сгибаний, картинками изделий, которые должны получиться по окончанию работы, или готовое изделие, заранее подготовленное педагогом.
Вторая часть урока - практическая. На этом этапе педагогу также предлагается использовать наглядный метод, поэтапно показывать каждое действие на увеличенной заготовке на доске, а также индивидуально проверять качество сгибов и правильность выполнения у учеников в процессе работы.
Третий этап - рефлексия. В данном случае с детьми можно обсудить процесс выполнения работы по вопросам: Понравился ли Вам результат работы? Чтобы было для Вас самым сложным? Что было легко? Какие эмоции вы
испытывали при работе с бумагой? Также результатом урока может стать мини-выставка. Для детей это будет полезно тем, что наглядно они смогут увидеть результаты своей работы, ощутить значимость своего творчества.
Выводы. Подводя итог, можно смело сказать, что искусство оригами обладает большим развивающим потенциалом, является достойным способом развития конструкторских способностей и многих других навыков у младших школьников, а также имеет множество плюсов для использования на школьных уроках изобразительного искусства. Это бюджетный, не сложный в организации и интересный для детей вид искусства, имеющий широкое поле выбора изделий для создания.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы развития конструкторских способностей обучающихся в процессе изучения оригами. В статье предпринята попытка обосновать значимость развития конструкторских способностей у младших школьников. Исследуются вопросы по использованию оригами на занятиях изобразительного искусства. На основе анализа научных работ отечественных исследователей предпринята попытка дать рабочее понятие «конструкторские способности». Изучив специфику искусства оригами, а также сопоставив со спецификой процесса конструирования было уточнено понятие «развитие конструкторских способностей средствами оригами». При изучении вопроса были предложены формы конструкторской деятельности для развития конструкторских способностей. Изучив педагогический опыт отечественных исследователей был предложен некий алгоритм преподавания оригами на уроках по изобразительному искусству.
Ключевые слова: конструкторские способности, развитие конструкторских способностей, конструирование под диктовку, конструирование по аналогии, конструирование по собственному замыслу, оригами.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of developing the design abilities of students in the process of studying origami. The article attempts to substantiate the significance of the development of design abilities in younger students. Questions on the use of origami in the classroom of fine arts are being explored. Based on the analysis of scientific works of domestic researchers, an attempt was made to give a working concept of "design abilities". Having studied the specifics of origami art, as well as comparing it with the specifics of the design process, the concept of "development of design abilities by means of origami" was clarified. When studying the issue, forms of design activity were proposed for the development of design abilities. Having studied the pedagogical experience of domestic researchers, a certain algorithm for teaching origami in fine arts lessons was proposed.
Key words: design abilities, development of design abilities, designing from dictation, designing by analogy, designing according to one's own plan, origami.
Литература:
1. Зинченко, В.П. Психология образования / В.П. Зинченко. - Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2018. - 684 с.
2. Конструирование из бумаги на уроках изобразительного искусства в начальных классах / В.И. Колякина, Т.М. Дмитриева. - Магнитогорск: изд-во гос. пед. ин-т, 1996. - 106 с.
3. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - Москва: Норинт, 2008. - 1536 с.
4. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2020. - 385 с.
5. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. - Москва: Высшее образование, 2006. - 540 с.
6. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития; 1996 - 222 с.
7. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд: учебное пособие (1-4 классы) / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - Москва: Просвещение, 2008. - 160 с.
УДК 37.01
BIG DATA В ОБРАЗОВАНИИ КАК РЕСУРС ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДИКТИВНОЙ АНАЛИТИКИ
кандидат технических наук, доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);
старший преподаватель кафедры общевоенных дисциплин, доцент Николаев Александр Алексеевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Масленников Алексей Геннадьевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)
Постановка проблемы. В настоящее время большие данные окружают нас везде, при этом мы сами их постоянно производим, информация о нашей коммуникации, нашем передвижении постоянно собирается и систематизируется различными сервисами, когда, например, мы совершаем покупки, смотрим фильмы, системы рекомендаций, отслеживая наш цифровой след, подключаются к процессу вариативности предложений по просмотрам видео или покупкам и т.д.
В образовании происходит много интересного. Во-первых, это касается улучшения опыта обучающихся. Создаются такие приложения, которые используют специальный алгоритм для продвижения наиболее релевантного контента каждому студенту на основе его предыдущих ответов. Так формируется более широкое представление об общих моделях обучения и трудностях, с которыми сталкиваются обучающиеся.
Изложение основного материала исследования. Оптимизация методов обучения - это область, в которой раскрываются большие данные. Принцип работы такого рода приложений направлен на сбор аналитической информации об обучающихся. Информация обо всех обучающихся сопоставляется, и преподаватели могут группировать тех, у кого одинаковые потребности в обучении, либо выделять ту целевую аудиторию, представителям которой необходима индивидуальная программа, и уже на основе этих данных разрабатывать такие индивидуальные программы с учетом потребностей каждого обучающегося. Среди приоритетных задач развитие критического мышления, транслируемого также в цифровой след и индивидуальную образовательную траекторию обучающихся [1].
Другая область, в которой большие данные активно продвигаются и раскрываются - это анализ процесса обучения. Такие системы обучения могут отслеживать, когда студент входит в систему, сколько времени он проводит на разных страницах данной системы, что позволяет видеть общий прогресс обучающегося. Также можно с помощью технологии больших данных анализировать тенденцию формирования группы риска среди обучающихся, отслеживая данные об