ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378 ББК 74.480.26
Е.В. Барышникова
учебная ситуация как способ подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной
деятельности
В статье рассматривается учебная ситуация как способ подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, описывается поэтапность конструирования учебных ситуаций и определяются условия их применения в образовательном процессе.
Ключевые слова:учебная ситуация, педагог-психолог, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, профессиональные компетенции.
E.V. Baryshnikova
case study as a means to prepare future educational psychologists for their professional activities
The article considers the case study as a means to prepare future educational psychologists to perform their professional activities in psycho-pedagogical areas, describes step-by-step construction of case studies, and defines conditions of their application in educational process.
Key words: case study, educational psychologist, professional training, professional activity, professional competence.
Модернизация системы образования предполагает «обеспечение компетент-ностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [цит. по: 5]. В связи с этим одной из приоритетных задач в системе высшего профессионального образования является формирование у будущих специалистов профессиональных компетенций, необходимых им в осуществлении профессиональной деятельности.
В настоящее время возрастает значимость профессии педагога-психолога. Данная профессия, как считает доктор психологических наук И.В. Дубровина, в наибольшей степени становится востребованной в системе образования [7].
СО
о
о ^
о
X S
о с
ей о
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что проблема профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов рассматривается в различных аспектах профессионального образования такими учеными, как М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Н.У. Заиченко, Н.А. Зимина, Е.А. Климов, Н.С. Кузьмина, А.К. Маркова и др. Некоторые аспекты обозначенной проблемы исследуются самим автором и находят отражение в научных статьях [1; 2].
Отметим, что эффективность решения профессиональных задач в деятельности педагога-психолога определяется не только знанием теоретических аспектов профессиональной деятельности, но
го ш о
X
Э .а
го ш
аэ и]
и методической готовностью к реализации профессиональных задач. Доктор психологических наук В.Я. Ляудис методической основой профессиональной деятельности педагога-психолога наряду с содержанием учебной дисциплины считает умение конструировать учебные ситуации [6]. В связи с этим важным способом в подготовке будущих педагогов-психологов к осуществлению ими профессиональной деятельности считаем учебные ситуации.
С учетом сказанного в данной статье рассматривается такой аспект профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, как создание учебных ситуаций в подготовке будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
По мнению кандидата педагогических наук М.В. Дубовой, учебная ситуация сходна с педагогической ситуацией, содержанием которой является система отношений между субъектами образовательного процесса [4].
Как считает И.В. Дубровина, ситуацией является «совокупность ряда обстоятельств, складывающееся или сложившееся положение дел, отношений, определенная обстановка общения и деятельности - это совокупность психолого-педагогических обстоятельств, составляющих учебный процесс» [7, с. 557].
В структуре учебной ситуации В.Я. Ляудис выделяет несколько значимых элементов [6, с. 74]:
1) цели включения обучающихся в образовательную ситуацию;
2) содержание учебного предмета и учебной дисциплины;
3) процедуры, организующие процесс усвоения содержания учебных предметов и учебной дисциплины;
4) система учебных взаимодействий между преподавателем и обучающимися и между обучающимися;
5) динамика взаимосвязи указанных переменных на протяжении всего образовательного процесса.
Считаем, что для качественной подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной дея-
тельности психолого-педагогического направления необходимо создавать определенные учебные ситуации. Опираясь на исследования И.В. Дубровиной, отметим наиболее продуктивные в плане профессионального развития будущего педагога-психолога следующие виды ситуаций: проблемная ситуация, ситуация выбора и ситуация интеллектуального напряжения [7].
Изучение психолого-педагогической литературы [3; 6; 7; 8], собственный опыт создания учебных ситуаций в образовательном процессе во время преподавания таких психолого-педагогических дисциплин, как «Методика преподавания психологии», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Психология детей младшего школьного возраста» позволяет отметить следующие этапы в проектировании и создании учебных ситуаций с целью подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности психолого-педагогического направления:
1) актуализация личностного опыта будущих педагогов-психологов в качестве субъектов образовательного процесса;
2) конструирование учебной ситуации, выбор продуктивных методов для решения учебных заданий и др. [6, с. 102];
3) освоение и применение будущими педагогами-психологами учебных ситуаций в реальных условиях образовательного процесса.
Таким образом, соблюдение указанной выше последовательности конструирования учебных ситуаций будет способствовать не только применению усвоенных знаний на уровне ознакомления и воспроизведения, но и осмыслению, анализу и синтезу предлагаемых учебных заданий, освоению способов действий в образовательном процессе.
Отметим, что создание учебных ситуаций в образовательном процессе предполагает решение будущими педагогами-психологами педагогических задач, которые позволяют им получить достаточно полное представление о структуре учебной ситуации, об усло-
виях успешного взаимодействия между педагогом-психологом и обучающимися, об организации взаимодействия педагога-психолога и обучающихся в образовательном процессе, о формах продуктивного взаимодействия. Считаем, что именно профессиональные задачи способствуют успешному формированию профессиональных компетенций и позволяют смоделировать учебные ситуации, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности педагога-психолога. В этом отношении полезным будет опыт создания учебных ситуаций, раскрывающийся в учебных пособиях по психологии [3; 6; 8]. Алгоритм применения и решения педагогической задачи подробно представлен и в публикациях самого автора [2]. В образовательном процессе педагогические задачи подбираются из практики работы педагогов-психологов, учебников и учебных пособий, произведений художественной литературы.
Рассмотрим несколько учебных ситуаций, применяемых нами в образовательном процессе для решения профессиональных задач в подготовке будущего педагога-психолога к осуществлению профессиональной деятельности.
Ситуация 1
Ученик сидит на уроке и смотрит в окно. Учитель это видит и призывает: «Петя, прекрати смотреть в окно. Слушай внимательно» [3, с. 56].
Задания:
1) подумайте, эффективны ли такие призывы учителя;
2) определите причину невнимательности мальчика.
Ситуация 2
Исследовались младшие школьники. В зависимости от самооценок они были разделены на две группы. Первая группа - оценивали себя правильно, вторая группа - недооценивали себя. Ученики первой группы были активны, уверены в себе. Они выбирали для решения трудные задачи и верили, что справятся с ними. На уроках отстаивали свое мнение. Низкая отметка, полученная за выполненное задание, не выводила их из себя: они верили в то, что сумеют добиться лучшей [3, с. 95].
Задание: охарактеризуйте учащихся с пониженной самооценкой.
Ситуация 3
Учительница первого класса на уроке показала кубик и стала задавать вопросы: «Какого цвета кубик?», «Из чего он сделан?», «Для чего он может использоваться?» и т.д. Затем показала совочек и предложила игру: «Кто больше назовет свойств данного предмета?» [3, с. 131].
Задание: определите, на развитие каких психических процессов у первоклассников направлены вопросы учителя?
Ситуация 4
Таня, ученица первого класса, приходя домой, с радостью рассказывала о том, как она выписывала слова. В предыдущий раз - о том, как копировали написанное учителем на доске, как она точно выполняла все его указания [3, с. 42].
Задание: дайте психологическую характеристику девочке.
Ситуация 5
У Олега (10 лет) ситуация складывалась таким образом, что он постоянно подвергался запугиваниям, окрикам, угрозам как в семье, так и в школе [3, с. 138].
Задания:
1) определите возможные причины такого отношения к мальчику;
2) предложите свой вариант решения возникшей проблемы.
Ситуация 6
«...- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
- Врете, ни одного...
- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Два.
- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился - так здорово
подумал.
- Два...
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
ш о
о ^
о
X ^
о с
ей о
го
ч ф
с ^
ii ><-0
55
Ю I-§ ф
со ^ £ « и
с £
Ю о О ^
я "
0 о
П ф
ЯI
* с
1 2
л
ГО I
рмв
=Е Ез
О Ню ^ ф о
Т о
> *
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка...».
Задание: определите, какие особенности психического развития детей младшего школьного возраста проявляются в приведенном выше отрывке из художественного произведения А.Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».
Отметим, что включение в образовательный процесс учебных ситуаций позволяет активизировать познавательную деятельность будущих педагогов-психологов, развивает интерес к учебным дисциплинам и повышает мотивацию к осуществлению профессиональной
деятельности, тем самым способствуя успешному решению задач профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.
Таким образом, мы рассмотрели один из аспектов профессиональной подготовки будущего педагога-психолога к осуществлению профессиональной деятельности. Рассмотренный вариант создания учебных ситуаций в подготовке будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности не является исчерпывающим. Перспективой дальнейшего исследования может быть развитие умений у будущих педагогов-психологов проектировать учебные ситуации.
Библиографический список
1. Барышникова, Е.В. Инновационные технологии в подготовке будущих педагогов-психологов [Текст] / Е.В. Барышникова // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Междунар. конгресса. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - С. 163-165.
2. Барышникова, Е.В. Педагогическая задача как средство подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности психолого-педагогического направления [Текст] / Е.В. Барышникова / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 4. - С. 20-24.
3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2005. - 208 с.
4. Дубова, М.В. Учебная ситуация в компетентностно-ориентированном обучении младших школьников [Текст] / М.В. Дубова / / Начальная школа + До и после. - 2013. - № 2. - С. 38-48.
5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
6. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие / В.Я. Ляудис. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
7. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. -СПб.: Питер, 2007. - С. 532-579.
8. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
References
1. Baryshnikova E.V. Innovative technologies in training future educational psychologists. Continuing teacher education: global and national aspects: mater. of the III international congress. Chelyabinsk: Izd-vo yuzhnouralskogo gos. gum.-ped. un-ta, 2017. P. 163-165. [in Russian].
2. Baryshnikova E.V. Pedagogical task as a means of training future psychologists for professional activity in psycho-pedagogical direction. Psychophysiological determinants of willingness to innovate. Vestnik Chelyabinskogo gos. ped. un-ta, 2016. No. 4. P. 20-24. [in Russian].
3. Volkov B.S. Psychology of younger school children. M.: Akademicheskiy project, 2005. P. 208. [in Russian].
4. Dubova M.V. Case study in competence-oriented teaching of younger students. Nachalnaya shkola + do iposle. 2013. No. 2. P. 38-48. [in Russian].
5. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (with changes and additions). The decree of the RF Government dated 17 November 2008, No. 1662-R. [in Russian].
6. Laudis V.Ya. Methods of teaching psychology. SPb.: Peter, 2008. P. 192. [in Russian].
7. Practical psychology of education. ed I.V. Dubrovina. SPb.: Peter, 2007. P. 532-579. [in Russian].
8. Rean A.A. Psychology and Pedagogy. SPb: Peter, 2002. P. 432. [in Russian].
Сведения об авторах: Барышникова Елена Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: е.у.baryshnikova@mail.ru
Information about the authors: Baryshnikova Elena viktorovna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor, Department of Theoretical
and Applied Psychology,
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
Kmail: e.v.baryshnikova@mail.ru
УДК 378 ББК 74.480
К.А. Бородина
формирование лидерского потенциала
у студентов технического университета в процессе профессиональной подготовки
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования лидерского потенциала. Лидерский потенциал, лидерские качества представлены как воплощение жизненной силы, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. о Ключевые слова: лидер, лидерство, лидерские качества, лидерский потенциал.
K.A. Borodina
developing leadership potential of technical university students in professional training
The article considers relevant issues of leadership potential development. Leadership potential and leadership qualities are presented as embodiment of life energy essential for professional activities. The study defines the leader as an effective communicator; describes his leadership qualities, the necessity and main directions of work with young people to improve the process of developing leadership potential.
Key words, leadership potential, leader, leadership, leadership qualities.
Проблема формирования лидерско- Данные процессы к образованию прин-го потенциала в молодежной среде акту- ципиально изменили требования социу-альна как никогда в условиях социально- ма в целом, и к профессиональной подго-экономической модернизации России, товке молодых специалистов в частности. стоящей на пути отстаивания своих наци- Государством определен социальный
ональных интересов на мировой арене. заказ на поспитание профессионально
о ф
т
ф СО
m ° СО о
0 1-
I- ч
1 о Ф с
ÊS
го го ^ I го о s s JO
1 о £
üt c a. о с
о ф
2 о
0 о au ф J
S О. Ш С
Ф со
1 15
го ф
СО I-
о s
s ^ S
° I
е £