УДК 378.1
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
© 2017
Барышникова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: e.v.baryshnikova@mail.ru)
Аннотация. Актуальность подготовки квалифицированных практических психологов обусловлена переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, которые ориентируют на овладение будущими специалистами определенными видами профессиональной деятельности: педагогическая в дошкольном образовании; педагогическая в начальном общем образовании; социально-педагогическая; психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Указанные виды предполагают подготовку будущих педагогов-психологов к преподаванию психологии. Важная роль в этом отводится учебной дисциплине «Методика преподавания психологии». В теории и практике психолого-педагогических исследований вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов достаточно подробно рассматриваются в рамках профессионального образования. Однако проблема изучения роли прикладных учебных дисциплин в профессиональной подготовке педагогов-психологов остается наименее исследованной. В соответствии со сказанным целью статьи является теоретическое обоснование важности учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» в профессиональной подготовке педагогов-психологов, анализ ее содержания и обобщение целей ее преподавания. В статье обосновывается важность изучения указанной дисциплины, ее роль в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов, обобщаются цели ее преподавания, подчеркивается недостаточность учебных пособий по методике преподавания психологии и рассматриваются некоторые из них. Проведенное теоретическое исследование позволяет сделать вывод о важности учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов, поскольку она направлена, прежде всего, на решение практических задач.
Ключевые слова: учебная дисциплина, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, психолог, педагог-психолог, психология, преподавание психологии, методика преподавания психологии, преподаватель психологии.
EDUCATIONAL DISCIPLINE «METHODS OF TEACHING PSYCHOLOGY» IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS
© 2017
Baryshnikova Elena Viktorovna, the candidate of pedagogical Sciences, Professor of Department
of theoretical and applied psychology South Ural state humanitarian-pedagogical University, Chelyabinsk (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: e.v.baryshnikova@mail.ru)
Abstract. The urgency of the training of qualified practical psychologists is due to the transition to new federal state educational standards for higher education, which focus on the acquisition by future professionals of certain types of professional activity: pedagogical education in preschool education; Pedagogical in primary general education; Social and pedagogical; Psychological and pedagogical support of general education, vocational education, additional education and vocational training; Psychological and pedagogical support of children with disabilities. These types presuppose the preparation of future psychology educators for the teaching of psychology. An important role in this is assigned to the discipline «Methodology of Teaching Psychology». In the theory and practice of psychological and pedagogical research, the issues of professional training of future pedagogical psychologists are considered in sufficient detail within the framework of professional education. However, the problem of studying the role of applied academic disciplines in the vocational training of educators-psychologists remains the least investigated. In accordance with the foregoing, the purpose of the article is the theoretical justification of the importance of the educational discipline «The Methodology of Teaching Psychology» in the professional training of the teacher-psychologists, the analysis of its content and the generalization of the aims of its teaching. The article substantiates the importance of studying this discipline, its role in the professional training of future pedagogues and psychologists, generalizes the purposes of its teaching, emphasizes the inadequacy of teaching aids in the methodology of teaching psychology and examines some of them. The conducted theoretical research allows to draw a conclusion about the importance of the educational discipline «Methodology of teaching psychology» in the professional training of future psychologists, since it is aimed primarily at solving practical problems.
Keywords: educational discipline, vocational training, professional activity, teacher-psychologist, psychology, teaching psychology, methods of teaching psychology, teacher of psychology.
В настоящее время одной из актуальных проблем в профессиональной подготовке будущего специалиста является подготовка педагогов-психологов. Модернизация российского образования актуализирует профессиональную подготовку будущих педагогов-психологов на основе компетентностного подхода, что находит отражение в концепции «Российское образование - 2020» [1]. В данной концепции подчеркивается важность овладения будущими специалистами определенными компетентностями. Одной из важных компетент-ностей, необходимой в профессиональной деятельности педагогу-психологу, является методическая. Особая роль в ее формировании отводится психолого-педагогическим дисциплинам, среди которых значимой в организации и осуществлении профессиональной деятельности психолого-педагогического направления является учеб-
ная дисциплина «Методика преподавания психологии».
Анализ психолого-педагогической литературы позволил отметить, что проблема профессиональной подготовки педагогов-психологов рассматривается в рамках профессионального образования. В связи с этим отметим значимые для нашего исследования различные аспекты ее изучения:
- профессиональное образование (Е.А. Климов, Н.С. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.);
- профессиональная деятельность (Э.Ф. Зеер, В.К. Розов, В.А. Сластенин и др.);
- профессионально-важные качества педагога-психолога (И.В. Дубровина, Н.У. Заиченко, В.Н. Карандашев и др.);
- профессиональная компетентность педагога-психолога (Н.А. Зимина, Е.В. Кузнецова, А.П. Кустова,
33
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
pedagogical sciences
A.А. Марголис и др.);
- психолого-педагогические условия в подготовке педагога-психолога (О.В. Забродина, Н.А. Зимина, Д.С. Ткач, Л.Э. Филатова и др.);
- профессиональная подготовка психолога (М.Р. Битянова, В.Л. Бозаджиев, И.В. Дубровина,
B.Н. Карандашев и др.).
Следует отметить, что опыт профессиональной подготовки педагогов-психологов подробно обобщается в исследованиях А.Г. Закаблук, Е.П. Кораблиной, М.Д. Рабесон, И.В. Ткаченко [2; 3; 4; 5].
Вопросы профессиональной подготовки педагогов-психологов рассматриваются в работах самого автора, в частности, в монографии, посвященной формированию профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов, и в статье, раскрывающей требования профессиональной подготовки преподавателей психологии, их профессионально важные качества и инновационные подходы к организации профессиональной деятельности [6; 7].
Таким образом, в теории и практике психолого-педагогических исследований отмечается разнообразие подходов к изучению проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов. Однако, несмотря на большое количество научных трудов в указанной области научного исследования, аспект изучения роли прикладных учебных дисциплин в профессиональной подготовке педагогов-психологов остается наименее исследованным. В соответствии со сказанным целью данной статьи является теоретическое обоснование важности учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» в подготовке педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности, анализ ее содержания и обобщение целей ее преподавания.
По мнению доктора психологических наук И.В. Дубровиной, профессия «педагог-психолог» (практический психолог образования) становится одной из самых востребованной в экономической, социальной, спортивной сферах жизнедеятельности общества, а в наибольшей степени - в системе образования [8].
Подготовка будущих практических психологов определяется, прежде всего, «современным состоянием науки и спецификой их будущей профессиональной деятельности» [9]. Специфика профессиональной подготовки педагогов-психологов и требования к их уровню профессиональной подготовки отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) соответствующего уровня образования (уровень бакалавриата или магистратуры), в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), в профессиональном стандарте «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)» [10; 11; 12]. Так, например, в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке будущего специалиста по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) видами профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов являются:
- педагогическая в дошкольном образовании;
- педагогическая в начальном общем образовании;
- социально-педагогическая;
- психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
С учетом указанных выше нормативных документов определяются цели и содержание учебной дисциплины «Методика преподавания психологии».
Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии», как прикладная психолого-педагогическая дисциплина, направлена на решение, прежде всего,
практических целей и задач, в том числе следующих: актуализация профессиональной деятельности педагогов-психологов, формирование устойчивого интереса к изучению истории и методики преподавания психологии, психологических проблем, характерных для определенных сфер практической деятельности людей, развитие профессионального самосознания, развитие профессионально важных качеств, способности и готовности к реализации профессиональных задач на практике.
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) целью преподавания учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» на факультете психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета является формирование у будущих педагогов-психологов системы знаний о целях и содержании методики преподавания психологии в образовательных организациях.
Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» представлена в содержании вариативной части образовательной программы обязательных дисциплин. Для ее изучения необходимы знания, умения и владения, сформированные в общеобразовательной школе, знания психолого-педагогических дисциплин («Теории обучения и воспитания», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Практическая педагогика», «Социальная психология», «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста», «Воспитание детей с особенностями в развитии», «Практикум по решению профессиональных задач»), знания, умения и владения, полученные при прохождении практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования), практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования и обучения).
Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» составляет основу для изучения следующих дисциплин: «Конфликтология», «Методы активного социально-психологического обучения», «Управление образовательными системами», «Тренинг разрешения конфликтов», «Применение ролевых игр в тренинге», «Образовательные программы начальной школы», для прохождения Государственной итоговой аттестации.
Содержание учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» направлено на формирование следующих компетенций:
Знать:
- особенности различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-до-суговой;
- теоретические основы психологии взаимодействия и психологии учебной деятельности обучающихся;
- особенности преподавания теоретической и прикладной психологии;
- теоретические основы проектно-исследователь-ской деятельности обучающихся.
Уметь:
- организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, куль-турно-досуговую;
- организовывать совместную деятельность субъектов образовательного процесса;
- проектировать занятия и уроки психологии, создавать учебные ситуации, направленные на решение образовательных задач;
- руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Владеть:
- методами организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой;
- приемами организации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- технологией проектирования занятий и уроков психологии, создания учебных ситуаций, направленных на решение образовательных задач;
- методами руководства проектно-исследователь-ской деятельностью обучающихся.
Из сказанного следует, что подготовка будущих педагогов-психологов предполагает подготовку к решению ряда профессиональных задач, наряду с которыми важными являются проведение коррекционно-развива-ющих занятий по рекомендованным методикам и проведение занятий с обучающимися по утвержденным кор-рекционным программам.
Таким образом, учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» занимает важное место в профессиональной подготовке педагогов-психологов, поскольку в профессиональной деятельности педагогу-психологу необходимы не только знание теоретических аспектов преподавания психологии, но и владение методами и методиками организации различных видов деятельности обучающихся, в том числе и учебной, что в свою очередь, предполагает качественную подготовку будущих педагогов-психологов к преподаванию психологии.
Преподавание психологии имеет огромный исторический опыт, который подробно изложен в учебных изданиях В.Н. Карандашева, В.Я. Ляудис, М.В. Поповой. Несмотря на востребованность методики преподавания психологии как учебной дисциплины, в настоящее время недостаточно учебных пособий по методике преподавания психологии. Рассмотрим некоторые из них. Важным в подготовке будущих педагогов-психологов является учебное пособие «Методика преподавания психологии» Б.Ц. Бадмаева. В теоретической части данного пособия раскрываются психологические теории учебной деятельности, теории обучения в психологии, система активных методов обучения психологии. В практической части данного пособия подробно рассмотрены формы и методы преподавания психологии, методика проведения учебных занятий, особенности преподавания психологии как науки теоретической и прикладной, основы управления самостоятельной работой студентов, контроль и коррекция их учебной деятельности. По мнению Б.Ц. Бадмаева, методика преподавания психологии относится к числу педагогических дисциплин и, как и любая педагогическая дисциплина, она должна опираться на психологические законы обучения и воспитания. Поэтому ее целью является формирование знаний не о том, «как учить студентов, а о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески» [13, с. 8].
Значимым в подготовке будущих педагогов-психологов является учебное пособие «Методика преподавания психологии» В.Н. Карандашева. В данном пособии подробно раскрываются история преподавания психологии, особенности психологического образования в России и за рубежом, особенности психологии как научной и учебной дисциплины, рассматриваются основные правовые и нормативные документы, регламентирующие деятельность преподавателя психологии, виды учебных занятий по психологии и их организация, методы обучения психологии, способы проверки и оценки знаний по психологии, технологии разработки учебного курса по психологии, раскрываются отдельные аспекты профессиональной подготовки преподавателей психологии. По мнению ученого, целью методики преподавания психологии как учебной дисциплины, является «передача психологических знаний» [14, с. 6-8].
В учебном пособии «Методика преподавания психологии» В.Я. Ляудис теоретические и практические аспекты методики преподавания психологии рассматриваются в контексте традиционной и инновационной стратегии организации образования. В данном учебном
пособии рассматриваются особенности психологии как области гуманитарного познания, описываются различия традиционной и инновационной стратегии организации образования, раскрывается таксономия учебных задач, проектирование дидактических стратегий управления процессом формирования познавательной деятельности в курсе психологии и учебного содержания, рассматриваются принципы и методы проектирования и организации учебно-воспитательных ситуаций в вузе, представлена процедура конструирования сценариев учебных ситуаций, предлагаются методические сценарии учебных ситуаций. По мнению В.Я. Ляудис, методика преподавания психологии «является особой учебной дисциплиной», одной из целей которой является «освоение студентами методов построения взаимодействия и общения при совместном решении многообразия жизненных ситуаций в процессе овладения психологическими знаниями» [15, с. 6-7].
Учебное пособие Н.У. Заиченко «Интегративный подход в преподавании психологии» раскрывает особенности обучения и изучения психологии, методологические и методические основы в преподавании психологии, технологии обучения психологии, технологию создания учебно-методических материалов по психологии, особенности личности преподавателя психологии в контексте профессиональной деятельности. По мнению Н.У. Заиченко, целью методики преподавания психологии является «оптимизация преподавания психологии в различных образовательных учреждениях в русле академического образования и психологического просвещения» [16, с. 10].
В учебном пособии Н.Ю. Стоюхиной «Методика преподавания психологии: история, теория, практика» анализируется опыт преподавания психологии в историческом аспекте, раскрываются способы организации освоения обучающимися психологического содержания [17].
Таким образом, в психолого-педагогической литературе нет единых подходов к пониманию целей преподавания психологии, и в частности, учебной дисциплины «Методика преподавания психологии». Как показывает исторический опыт, цели преподавания психологии варьировались в течение всего процесса становления психологии и определялись социально-экономической ситуацией развития общества, их потребностями, требованиями к уровню образования и уровнем развития науки [18]. Цели учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» могут определяться и целями обучения психологии обучающихся. Так, по мнению И.В. Дубровиной, обучение школьников психологии может быть направлено на формирование целостного мировоззрения, обучение взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, с самим собой [19; 20].
По результатам проведенного теоретического исследования сформулируем выводы:
1. Качество профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов определяется не только знанием теоретических аспектов психологии, но и практическими аспектами ее преподавания.
2. Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» играет важную роль в качественной профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов, поскольку направлена на формирование у них общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для решения практических профессиональных задач.
3. Роль учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов определяется ее целями и задачами.
4. Изучение учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» будущими педагогами-психологами будет способствовать формированию психоло-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
35
pedagogical sciences
гической культуры у обучающихся образовательных организаций.
Проведенное теоретическое исследование не является исчерпывающим. Перспективой дальнейшего научного исследования может быть профессиональная подготовка педагогов-психологов к преподаванию психологии в средних и высших образовательных организациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base. garant.ru/194365/ (дата обращения: 24.07.2017).
2. Закаблук А.Г. Подготовка психолога и особенности профессиональной деятельности // Психолого-педагогические аспекты профессионального образования: сб. мат.-лов регион. науч.-практ. конф. (20 мая 2016 г.). Благовещенск: Амурский государственный университет, 2016. С. 11-15.
3. Кораблина Е.П., Коргожа М.А. Своеобразие подготовки современных психологов-консультантов // Вестник Герценовского университета. 2014. № 3-4. URL: http://cyberieninka.ru/artide/n/svoeobrazie-podgotovki-sovremennyh-psihologov-konsultantov (дата обращения: 25.07.2017).
4. Рабесон М.Д. Профессиональная подготовка психологов в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник МГЛУ. 2010. № 586. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-psihologov-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 25.07.2017).
5. Ткаченко И.В. Профессиональная подготовка психолога: необходимость конструктивных трансформаций // Высшее образование в России. 2014. № 4. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-psihologa-neobhodimost-konstruktivnyh-transformatsiy (дата обращения: 25.07.2017).
6. Барышникова Е.В. Профессиональная компетентность будущих педагогов-психологов: монография. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 237 с.
7. Барышникова Е.В. Профессиональная подготовка преподавателей психологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по мат.-лам IX междунар. науч.-практ. конф. № 7(9). М.: «МЦНО», 2017. С. 66-70.
8. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования // Гуманизация образования. 2010. № 4. С. 24-31.
9. Худякова Т.Л. Особенности профессиональной подготовки психологов на современном этапе модернизации высшего профессионального образования в России // Известия ВГПУ. 2014. № 1 (262). С. 88-91.
10. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php (дата обращения: 28.07.2017).
11. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». URL: http://docs.cntd.ru/ document/902233423 (дата обращения: 28.07.2017).
12. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/1d5a331 e22b04694fd4ed9299de5f0008af6c799/ (дата обращения: 28.07.2017).
13. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.
14. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2008. 250 с.
15. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
16. Заиченко Н.У. Интегративный подход в препода-
вании психологии. М.: Флинта, 2013. 384 с.
17. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика. М.: Издательство «Флинта», 2016. 210 с.
18. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учеб.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 288 с.
19. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2007. С. 532-579.
20. Преподавание психологии в школе, 3-11 классы: учеб. метод. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 800 с.
Статья поступила в редакцию 02.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.