РАЗДЕЛ 2. Нравственное воспитание личности в современном мире
УДК 37.034:378
Апиш Фатимет Нурбиевна
доцент, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия 385000, Майкоп, Первомайская, 208, + 7 (772) 57-02-73 e-mail: fatima-apish@mail. ru
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Fatimet N. Apish
Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Pedagogical Technologies
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Adygeya State University» 208, Pervomayskaya, 385000, Maikop, Russia, e-mail: fatima-apish@mail.ru
EDUCATIONAL MOTIVATION IN THE SYSTEM OF THE FOUNDATIONS OF MORAL STABILITY OF THE PERSONALITY
OF STUDENTS
Аннотация. Социально-экономические и политические реалии жизни нашего общества актуализируют проблему развития нравственной личности с устойчивой мотивацией на осуществление профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость совершенствования профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшего образования.
В статье рассматриваются основные теоретические и методические подходы к формированию и развитию учебной мотивации обучающихся в процессе их профессиональной подготовки; обозначены возможные средства развития учебной мотивации обучающихся.
Ключевые слова: нравственность, мотивация, мотивация учебной деятельности, профессиональная подготовка.
Abstract. Socio-economic and political realities of our society exploring moral personality development with sustained motivation for professional activity. This raises the need to improve the training of highly qualified specialists in higher education. The article deals with the basic theoretical and methodological approaches to formation and development of the learning motivation of students during their
© Апиш Ф.Н., 2017
training; identified possible means the development of learning motivation of students.
Key words: morality, motivation, motivation, training, training.
На современном этапе развития педагогической науки и практики проблема образования подрастающего поколения приобретает особую актуальность, вызванную социально-экономическими и политическими реалиями жизни нашего общества. Разработка стандартов, определение их методологических основ и реализация на практике являются одним из приоритетных направлений. В рамках реализации стандартов нового поколения ключевым вопросом выступает системно-деятельностный подход как методологическая основа. Организация процесса формирования нравственно устойчивой личности на основе системно-деятельностного подхода является одним из эффективных способов.
Следует отметить, что в науке нравственность человека чаще всего рассматривают как интегративную личностную характеристику, основной критерий оценки которой - сформированность мотивации поступков. При этом достижение уровня сознательно принимаемых и обоснованных мотивов этического поведения в виде устойчивых принципов и убеждений рассматривается как высшая ступень социальной зрелости и нравственного самоопределения личности.
Мотив - это внутреннее стремление личности к тому или иному виду активности (общение, деятельность, поведение), которое связано с удовлетворением определенной потребности. Совокупность мотивов, побуждающих и направляющих деятельность, образует мотивацию.
Мотивами учебно-познавательной деятельности студентов являются: познавательные мотивы, мотивы достижения; мотивы избегания неудач, социальные мотивы (в частности, получить диплом, занять достойное положение в обществе, соответствовать общепринятым требованиям и др.). Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур.
Студенческий возраст является сензитивным периодом в нравственном и профессиональном становлении личности: из мотивов поведения активно складываются смысловые образования личности, формируется способ взаимодействия личности с социумом. Необходимо заметить, что процесс формирования мотивации нравственного поведения и развития учебной мотивации осуществляется в учебной деятельности студента как в рамках изучения дисциплин, так и во внеаудиторное время.
Модель любой деятельности, в том числе и учебной, традиционно может быть представлена в следующем виде: потребности ^ мотив ^ цель ^ условия ^ задачи ^ условия ^ действия ^ операции. В данном случае важно отметить, что отличие модели учебной деятельности от других деятельностей состоит в специфике и содержании потребностей и мотивов, вызывающих и направляющих эту
РАЗДЕЛ 2. Нравственное воспитание личности в современном мире
деятельность и, конечно, соответствующих этим мотивам целей, задач, действий. Здесь нужно указать, что целенаправленная учебная деятельность имеет результатом изменение самого субъекта - это и есть его главное отличие. В структуре учебной деятельности выделяются три этапа ее организации: вводно-мотивационный, операционально-познавательный и контрольно-оценочный.
С целью развития устойчивой позитивной мотивации у студентов на каждом этапе следует акцентировать внимание на следующие моменты:
- на вводно-мотивационном - определение целей обучения и получения профессии, единство мотивов и целей работы по развитию у будущих специалистов учебной мотивации и мотивации для эффективного осуществления профессиональной деятельности;
- на операционально-познавательном - способы приобретения специальных знаний; знания, раскрывающие теоретические основы мотивации учебной и профессиональной деятельности; формы, методы, средства и технологии развития учебной мотивации обучающихся;
- на контрольно-оценочном - оценку будущим специалистом динамики развития учебной и профессиональной мотивации в ходе учебных занятий и производственной практики.
Использование системно-деятельностного подхода в обучении предполагает более четкую постановку проблемы, определение средств для ее решения, а также способствует эффективной организации учебного процесса, направленного на развитие учебной мотивации и личности в целом.
Личность - это не набор определенных качеств, а способность проявлять свои отношения к миру и к себе, способность занимать определенную позицию (С.Л. Рубинштейн). Исходя из этого основной целью становится создание условий для проявления и развития личности субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами.
При разработке новой или выборе из существующих программ следует руководствоваться рекомендуемыми психологией обучения и проверенными дидактикой способами и средствами формирования и развития мотивов учебной деятельности [1-4].
Мотивирование студентов к учебной деятельности находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которая используется для реализации поставленных целей и задач. В процессе профессиональной подготовки обучающиеся имеют возможность освоить основные позиции различных педагогических технологий в ходе аудиторных занятий и апробировать некоторые из них во время прохождения педагогической, психолого-педагогической практик.
Педагогические технологии способствуют развитию у студентов мотивов самореализации, повышению их познавательного интереса, удовлетворению потребности в коммуникации, обретению им социального опыта, осознанию личностной ценности.
У студентов возникает желание не просто приобрести знания, а применять их в профессиональной деятельности, появляется стремление
35
к самообразованию в своей сфере, интерес к личностному развитию. Очевидны признаки внутренней мотивации учения, мотивации нравственного поведения в ситуациях выбора.
Осознавая, что основными мотивами нравственного поведения студентов являются социальные и познавательные мотивы, следует предпринять попытки формирования мотивов нравственного самоопределения будущих специалистов в процессе обучения в вузе.
Список литературы
1. Апиш Ф.Н. Теоретическая модель процесса формирования и развития мотивации учебной деятельности студентов вуза // Культурная жизнь Юга России. - 2007. - № 6 (25). - С. 29-32.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. - 336 с.
3. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1985. - 151 с.
4. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: учеб. пособие. - Новосибирск: НГПИ, 1987. - 90 с.