Научная статья на тему 'Учебная мотивация студентов географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова'

Учебная мотивация студентов географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОДОБРЕНИЕ / MOTIVE / MOTIVATION / MOTIVATION SPHERE / PROFESSIONAL ACTIVITY / LEARNING PROCESS / SOCIAL AFFILIATION / SOCIAL APPROVAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаченкова Лидия Борисовна

Статья посвящена особенностям учебной мотивации студентов географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что для студентов всех пяти курсов мотивы социального одобрения и избегания неудачи относятся к группе факторов с низким баллом значимости, мотивы профессиональной деятельности и процесса познания к группе факторов с высоким баллом значимости. Существенных различий в оценке мотивов учебной деятельности по потокам не наблюдается. Наиболее часто пониженное значение мотивов учебной деятельности характерно для юношей 1-го курса и девушек 2-го курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF GEOGRAPHIC FACULTY IN M.V. LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY

The article evaluates educational motivations of students doing their studies in Geographic Faculty of Moscow State University. The conducted research allowed us to conclude that for all students of Geographic Faculty the motives of social approval and avoiding of failure are the factors of low significance while the motives of professional activity and learning processes are the factors of high significance. No difference between the student doing different studies within the Faculty has been revealed. Relatively low significance of motives in educational process is typical of the first-year male students and the second-year female students.

Текст научной работы на тему «Учебная мотивация студентов географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 2

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Л.Б. Исаченкова

(кафедра геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ

имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected])

Статья посвящена особенностям учебной мотивации студентов географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что для студентов всех пяти курсов мотивы социального одобрения и избегания неудачи относятся к группе факторов с низким баллом значимости, мотивы профессиональной деятельности и процесса познания — к группе факторов с высоким баллом значимости. Существенных различий в оценке мотивов учебной деятельности по потокам не наблюдается. Наиболее часто пониженное значение мотивов учебной деятельности характерно для юношей 1-го курса и девушек 2-го курса.

Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, процесс познания, социальная принадлежность, социальное одобрение.

Изучение мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Значимость этой темы связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности и поведения. Ответ на вопрос: что побуждает человека к деятельности? — есть основа ее адекватной интерпретации.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. При анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность.

Все мотивы можно разделить на две большие группы — внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. В группу внутренних мотивов входят интерес к знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессио-

нальный уровень, потребность в активной и новой информации. Все внутренние причины побуждают человека к учению как к своей цели.

Заслуга постановки проблемы мотивации учебной деятельности студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева [1, 2]. В исследованиях ряда авторов [3—12] накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений. Данные многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В русле личностно-дея-тельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально ориентированных задач. Основной формой обучения для студенчества является знаково-контекстное [13].

Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом изменений: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности — мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность — студенчество. В связи с перечисленными причинами особенно важным становится вопрос мотивации учебной деятельности.

Для того чтобы учебная деятельность протекала успешно, студент должен самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать свою учебную деятельность. Именно для этого и необходима достаточно выраженная мотивация учения. Крайне важно, чтобы сама структура учебно-профессиональной мотивации обеспечивала верную направленность деятельности учения.

К сожалению, в последние годы наблюдается четко выраженная тенденция снижения интереса к учению. Вероятно, такие изменения могут быть связаны не только с социально-экономическими изменениями в обществе, но и с отсутствием обязательного распределения, т.е. произошло явное нарушение связи обучение—будущая профессия. Не секрет, что значительная часть выпускников вузов работает не по специальности.

Целью нашего исследования было выявление специфики учебной мотивации студентов географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Для выполнения поставленной цели решались следующие задачи:

— выяснить характер и приоритетность мотивации учебной деятельности на разных курсах географического факультета;

— определить изменение мотивации учебной деятельности как по потокам, так и по половому признаку.

В качестве гипотезы исследования было предложено следующее утверждение: мотивация учебной деятельности студентов зависит от курса, принадлежности к определенному потоку и полу.

Были использованы следующие методы исследования:

— анализ теоретического материала;

— методы наблюдения и беседы со студентами разных курсов географического факультета;

— методика диагностики учебной деятельности студентов, предложенная А.А. Реаном и В.А. Якуниным [14].

Для выяснения мотивов учебной деятельности у студентов географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова было проведено анкетирование 250 студентов факультета. На каждом курсе было выбрано по 50 студентов случайным образом, при этом учитывался пол (50% опрошенных — представители женского пола, 50% — мужского), а также на 2, 3, 4 и 5-м курсах уточнялась кафедра. Знание кафедры позволило отнести опрошенных студентов к двум основным потокам факультета — физическому (экологическому) и экономическому. Диагностическая методика была использована для проверки гипотезы об изменении мотивации на разных курсах и ее зависимости от принадлежности к потоку и полу.

Каждому студенту была предложена анкета, составленная А.А. Реаном и В.А. Якуниным и уточненная автором, в которой просили оценить по 7-балльной шкале приведенные в списке мотивы учебной деятельности по их значимости [14]. При этом разъяснялось, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов — максимальной. Кроме того, предлагалось оценить все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного. Ниже приводится список мотивов, предложенных для оценки студентам пяти курсов географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова:

1) стать высококвалифицированным специалистом; 2) получить диплом; 3) успешно продолжить обучение на последующих курсах; 4) не попасть на военную службу (в армию); 5) возможность устроиться на высокооплачиваемую работу; 6) успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично"; 7) постоянно получать стипендию; 8) приобрести глубокие и прочные знания; 9) быть постоянно готовым к очередным занятиям; 10) не запускать изучения предметов учебного цикла; 11) не отставать от сокурсников; 12) обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; 13) выполнять педагогические требования; 14) достичь уважения преподавателей; 15) быть примером для сокурсников; 16) добиться одобрения родителей и окружающих; 17) избежать осуждения и наказания за плохую учебу; 18) получить интеллектуальное удовлетворение.

Все предложенные мотивы учебной деятельности можно разделить на шесть групп:

• мотивы профессиональной деятельности — 1, 12;

• мотивы процесса познания (учебные) — 8, 18;

• мотивы социальной принадлежности — 3, 6, 11, 14;

• мотивы социального одобрения — 9, 15, 16;

• материальные мотивы — 2, 5, 7;

• мотив избегания неудачи — 4, 10, 13, 17.

Рассмотрим более подробно изменение мотивов учебной деятельности как по курсам, так и по потокам и половой принадлежности.

Распределение мотивов учебной деятельности по курсам

Анкетирование студентов географического факультета показало разброс значений от 3 баллов ("не попасть на военную службу") до 6,6 балла ("стать высококвалифицированным специалистом"). Сразу же следует обратить внимание на минимальный балл мотива "не попасть на военную службу", который был высчитан как средний для юношей и девушек. При этом девушек данный мотив не интересовал, и они ему дружно присвоили 1 балл. Этот ответ может трактоваться как проверка честности при заполнении анкеты.

Все 18 факторов мотивации учебной деятельности по величине среднего балла, высчитанного для студентов всех 5 курсов, можно разделить на три группы: до 4 баллов, 4—6 баллов и больше 6 баллов.

В первую группу входят три фактора: кроме "не попасть на военную службу" еще два наименее востребованных мотива — "избежать осуждения и наказания за плохую учебу" и "быть примером для сокурсников", т.е. мотивы социального одобрения и избегания неудачи. Если причина низкого балла для первого мотива была объяснена выше, то низкий балл для двух других мотивов, вероятно, связан с возрастом опрошенных (18 лет — 23 года), когда данные мотивы не являются актуальными.

Во вторую группу входят 11 факторов мотивации. Средний балл колеблется от 4,4 до 6,0. В эту группу входит основная часть мотивов, также связанных с социальным одобрением и избеганием неудачи ("выполнение педагогических требований", "быть постоянно готовым к очередным занятиям", "не запускать изучения предметов учебного цикла" и др.).

В третью группу (средний балл больше 6) входят четыре мотива, связанные с будущей профессиональной деятельностью и процессом познания. Основная часть студентов всех курсов географического факультета в качестве основного мотива учебной деятельности выбрала фактор "стать высококвалифицированным специалистом", присвоив ему 6,6 балла. В эту же группу входят мотивы "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности" (6,3 балла) и, что самое

приятное, мотив, связанный с процессом познания, — "приобрести глубокие и прочные знания" (6,2 балла).

Если рассматривать балльную оценку мотивов для студентов всех пяти курсов, то можно обнаружить незначительные колебания показателей (в пределах 1 балла). Сохраняются на курсах и приоритеты мотивов учебной деятельности.

Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что общая тенденция для всех пяти курсов сохраняется. Есть небольшие, на одну позицию, перестановки, которые довольно равномерно распределены внутри курсов.

Таблица 1

Значимость факторов мотивации для студентов географического факультета

Мотивы учебной деятельности Курсы Среднее

1 2 3 4 5

Не попасть на военную службу 2,8 3,0 2,9 3,4 2,8 2,9

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 3,5 2,9 2,8 3,9 2,9 3,2

Быть примером для сокурсников 3,8 3,6 3,7 4,3 3,7 3,8

Постоянно получать стипендию 4,3 4,3 3,7 5,5 4,0 4,4

Не отставать от сокурсников 4,5 4,1 4,3 4,9 4,2 4,4

Выполнять педагогические требования 4,5 4,1 4,3 4,8 4,4 4,4

Добиться одобрения родителей и окружающих 4,5 4,3 4,3 4,8 4,7 4,5

Быть постоянно готовым к очередным занятиям 4,7 4,2 4,7 5,2 4,3 4,6

Не запускать изучения предметов учебного цикла 5,1 4,4 4,7 5,3 4,6 4,8

Достичь уважения преподавателей 4,9 4,7 5,2 5,2 5,3 5,1

Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично" 5,3 4,9 5,0 5,7 5,1 5,2

Успешно продолжить обучение на последующих курсах 5,7 5,8 5,8 5,5 5,1 5,6

Получить интеллектуальное удовлетворение 5,8 6,0 6,0 6,1 6,1 6,0

Получить диплом 5,8 5,8 6,3 6,1 6,3 6,0

Возможность устроиться на высокооплачиваемую работу 5,9 6,2 6,1 6,5 5,8 6,1

Приобрести глубокие и прочные знания 6,1 6,3 6,2 6,2 6,3 6,2

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 6,3 6,1 6,4 6,4 6,2 6,3

Стать высококвалифицированным специалистом 6,6 6,5 6,6 6,6 6,7 6,6

Остановимся на более существенных перестановках в ранжированных рядах мотивов учебной деятельности для студентов пяти курсов. Так, по сравнению со средними показателями мотив "постоянно получать стипендию" у студентов 2-го курса занял седьмую позицию, а у студентов 4-го курса — даже десятую. На 3-м и 5-м курсах повысилось значение мотива "получить диплом", который перебрался на 16-е место.

С другой стороны, на 2-м курсе менее важными по сравнению со средними показателями оказались мотивы "быть постоянно готовым к очередным занятиям", "получить диплом", "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности". На 4-м курсе менее значимыми стали мотивы "добиться одобрения родителей и окружающих", "достичь уважения преподавателей", а на 5-м курсе — "быть постоянно готовым к очередным занятиям".

Данные, приведенные в табл. 1, позволяют отметить некоторые различия в величине значений мотивов учебной деятельности для студентов пяти рассматриваемых курсов географического факультета МГУ. Так, среди 18 мотивов на 1-м курсе только четыре из них отличаются минимальными значениями по сравнению с другими курсами. На 2-м курсе количество мотивов с минимальными значениями увеличивается до 11, и лишь мотив "успешно продолжить обучение на последующих курсах" отличается максимальным баллом. 3-й курс занимает промежуточное положение: баллы мотивов близки к средним баллам по пяти курсам. 4-й курс явно выделяется среди всех рассматриваемых курсов своими высокими показателями. В 12 случаях из 18 мотивов учебной деятельности, предложенных к оценке, отмечаются более высокие значения. Вероятно, именно 4-й курс можно рассматривать как некоторый переломный этап поиска себя и своего места в жизни. На 5-м курсе четыре мотива учебной деятельности отличаются более высокими значениями, а два — более низкими по сравнению с показателями остальных четырех курсов.

Характеристика групп факторов мотивации

При проведении анкетирования студенты всех пяти курсов географического факультета оценивали мотивы учебной деятельности по 7-балльной системе, которые можно разделить по значимости на 3 группы:

— высокая значимость (6 — 7 баллов);

— умеренная значимость (4 — 5 баллов);

— низкая значимость (1 — 3 балла).

Группа факторов с низким баллом значимости. В эту группу входят три мотива учебной деятельности: "не попасть на военную службу", "избежать осуждения и наказания за плохую учебу" и "быть примером для сокурсников". Первый мотив не имеет смысла рассматривать, так как здесь учитывался средний балл для юношей и девушек, а послед-

ние этому мотиву присвоили 1 балл. Более 50% опрошенных присвоили низкий балл двум другим мотивам. Мотив "избежать осуждения и наказания за плохую учебу" не актуален для лиц старше 18 лет, а мотив "быть примером для сокурсников" больше относится к эпохе развитого социализма. Понятие примера в молодежной среде в наши дни очень неоднозначно. Не следует забывать и о получившем широкое развитие среди молодежи индивидуализме.

Группа факторов с умеренным баллом значимости. Более 50% опрошенных студентов отнесли к факторам умеренной значимости мотив "не запускать изучения предметов учебного цикла". Приблизительно одинаковый процент опрошенных считают, что умеренной значимостью обладают такие мотивы, как "быть постоянно готовым к очередным занятиям", "выполнять педагогические требования", "не отставать от сокурсников", "достичь уважения преподавателей" и "добиться одобрения родителей и окружающих". В группу факторов умеренной значимости вошли практически все мотивы, связанные с группами социального одобрения и избегания неудач.

Группа факторов с высоким баллом значимости. Из 18 предложенных мотивов учебной деятельности более 60% студентов выбрали шесть, присвоив им 6 или 7 баллов. Главным мотивом учебной деятельности студенты пяти курсов географического факультета выбрали мотив "стать высококвалифицированным специалистом". За второй и третий по значимости мотивы "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности" и "приобрести глубокие и прочные знания" отдали свои голоса более 80% студентов. Более 70% студентов уверены, что не менее важными мотивами учебной деятельности являются "возможность устроиться на высокооплачиваемую работу", "получить интеллектуальное удовлетворение" и "получить диплом". Радует, что в группу факторов с высоким баллом значимости попали мотивы, связанные с учебным процессом, процессом познания.

Распределение мотивов учебной деятельности по потокам

Среди 250 опрошенных студентов пяти курсов географического факультета 125 были представителями физического (экологического) отделения и 125 — экономического отделения. Как видно из данных, приведенных в табл. 2, существенных различий в оценке мотивов учебной деятельности не наблюдается. Однако некоторые различия отмечаются, разберем их подробнее.

Для студентов физического отделения более важными оказались такие мотивы, как "постоянно получать стипендию", "не отставать от сокурсников", "добиться одобрения родителей и окружающих", "не запускать изучения предметов учебного цикла". Студенты физического отделения особое внимание обратили на мотив "достичь уважения преподавателей".

Студенты экономического отделения дали более высокий балл мотивам "избежать осуждения и наказания за плохую учебу", "быть примером для сокурсников", "получить диплом". Наиболее высокий балл по сравнению со студентами физического отделения был отдан мотиву "устроиться на высокооплачиваемую работу". Такая приоритетность в выборе мотивов учебной деятельности вполне объяснима: на экономическом отделении обычно учатся более обеспеченные студенты с завышенными запросами в материальной сфере.

Таблица 2

Значимость мотивов учебной деятельности для студентов физического и экономического отделений географического факультета

Мотивы учебной деятельности Отделение

физ. экон.

Не попасть на военную службу 2,98 3,1

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 3,05 3,28

Быть примером для сокурсников 3,76 3,91

Постоянно получать стипендию 4,42 4,34

Не отставать от сокурсников 4,51 4,29

Выполнять педагогические требования 4,4 4,4

Добиться одобрения родителей и окружающих 4,66 4,39

Быть постоянно готовым к очередным занятиям 4,64 4,54

Не запускать изучения предметов учебного цикла 4,91 4,59

Достичь уважения преподавателей 5,32 4,91

Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично" 5,28 5,13

Успешно продолжить обучение на последующих курсах 5,64 5,49

Получить интеллектуальное удовлетворение 6,14 5,91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получить диплом 6,01 6,22

Возможность устроиться на высокооплачиваемую работу 5,88 6,39

Приобрести глубокие и прочные знания 6,43 6,06

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 6,27 6,31

Стать высококвалифицированным специалистом 6,59 6,64

Студенты двух отделений одинаково оценили следующие мотивы учебной деятельности: "выполнять педагогические требования", "быть постоянно готовым к очередным занятиям", "обеспечить успешность

будущей профессиональной деятельности", "не попасть на военную службу".

Распределение мотивов учебной деятельности по половому признаку

Среди 250 опрошенных студентов пяти курсов географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 125 человек были представителями женского пола, а 125 — мужского; причем те и другие были равномерно распределены между физическим и экономическим потоками. Результаты распределения мотивов учебной деятельности по их значимости представлены в табл. 3.

Таблица 3

Значимость мотивов учебной деятельности для юношей и девушек географического факультета

Мотивы учебной деятельности Пол

муж. жен.

Не попасть на военную службу 5,0 1,0

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 3,3 3,1

Быть примером для сокурсников 3,9 3,8

Постоянно получать стипендию 4,3 4,5

Не отставать от сокурсников 4,3 4,5

Выполнять педагогические требования 4,3 4,5

Добиться одобрения родителей и окружающих 4,5 4,5

Быть постоянно готовым к очередным занятиям 4,7 4,5

Не запускать изучения предметов учебного цикла 4,8 4,8

Достичь уважения преподавателей 4,9 5,3

Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично" 5,2 5,3

Успешно продолжить обучение на последующих курсах 5,6 5,5

Получить интеллектуальное удовлетворение 5,8 6,2

Получить диплом 6,1 6,0

Возможность устроиться на высокооплачиваемую работу 5,9 6,2

Приобрести глубокие и прочные знания 6,2 6,3

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 6,1 6,5

Стать высококвалифицированным специалистом 6,5 6,7

Как следует из табл. 3, где представлены усредненные данные по мотивам учебной деятельности, высчитанные для юношей и девушек всех пяти курсов, существенных различий не наблюдается. Исключение составляет мотив "не попасть на военную службу", которому юноши присвоили 5 баллов, а девушки — 1 балл, что вполне объяснимо. Значения остальных мотивов у юношей и девушек различаются на десятые доли.

Рассмотрим эти небольшие различия. Значимость мотивов у девушек выше, чем у юношей, в 10 случаях, а у юношей по сравнению с девушками — в 6 случаях. Только в двух случаях юноши и девушки одинаково оценили мотивы учебной деятельности: "добиться одобрения родителей и окружающих", "не запускать изучения предметов учебного цикла". Девушки, как более тонкие натуры, присвоили более высокий балл мотиву "получить интеллектуальное удовлетворение", относящийся к блоку мотивов процесса познания, юноши, как указывалось выше, — мотиву избегания неудачи — "не попасть на военную службу".

Если рассмотреть ряды ранжирования мотивов учебной деятельности юношей и девушек всех курсов географического факультета, то можно отметить сохранение тенденции (положение мотивов с минимальными и максимальными баллами). Однако девушки по сравнению с юношами считают более важным мотивом "постоянно получать стипендию" (6-е место), "выполнять педагогические требования" (7-е место), "достичь уважения преподавателей" (10-е место), в то время как у юношей более важным оказался мотив "добиться одобрения родителей и окружающих" (6-е место по сравнению с 4-м у девушек).

Остановимся на рассмотрении изменения мотивов учебной деятельности у юношей и девушек разных курсов.

Из 17 мотивов учебной деятельности (18-й мотив "не попасть на военную службу" у девушек всех курсов одинаков и составляет 1 балл) первокурсницы присвоили более высокий балл 10 мотивам. Особенно существенная разница по сравнению с другими курсами у мотива избегания неудачи — "избежать осуждения и наказания за плохую учебу", что, вероятно, объясняется молодостью опрашиваемых девушек (1-й курс).

На 2-м курсе наблюдается другая картина. Более низкие значения мотивов учебной деятельности отмечаются в 11 случаях из 17. Студентки на 2-м курсе уже освоились, выбрали кафедру и поняли, что учиться не так сложно. Произошел некоторый отход назад в мотивации социального одобрения и социальной принадлежности.

Студентки 3-го курса по величине мотивов учебной деятельности занимают промежуточное положение: в 6 случаях наблюдаются более низкие значения, а мотив "получить диплом" именно у студенток 3-го курса получил максимальный балл.

Студентки 4-го курса четырем мотивам учебной деятельности присвоили более высокий балл по сравнению с девушками других

курсов. Особенно возросло желание "постоянно получать стипендию" и "достичь уважения преподавателей".

На 5-м курсе девушки присвоили более высокий балл 4 мотивам: "получить интеллектуальное удовлетворение", "приобрести глубокие и прочные знания", "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности" и "стать высококвалифицированным специалистом". Однако у студенток 5-го курса упало желание "постоянно получать стипендию", "выполнять педагогические требования", "быть постоянно готовым к очередным занятиям". Снижение значимости перечисленных мотивов можно объяснить тем, что основная масса студентов 5-го курса работает, время на учебу сокращается.

Рассмотрим данные по изменению значимости мотивов учебной деятельности у юношей пяти курсов географического факультета.

На 1-м курсе молодые люди в 13 случаях из 18 показали более низкие значения рассматриваемых мотивов по сравнению с девушками-первокурсницами.

На 2-м курсе юноши присвоили более высокий балл только одному мотиву — "успешно продолжить обучение на последующих курсах", а более низкий балл — трем мотивам: "выполнять педагогические требования", "быть постоянно готовым к очередным занятиям", "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности". Менее значимых мотивов у юношей 2-го курса явно меньше по сравнению с девушками.

На 3-м курсе более высокий балл юноши присвоили двум мотивам, а более низкий — трем. Уменьшилось желание "постоянно получать стипендию", «успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично"».

Юноши 4-го курса 12 мотивам учебной деятельности из 18 присвоили более высокий балл. Это их явно отличает от девушек этого же курса. Такое ощущение, что юноши на 4-м курсе "доросли" до девушек 1-го курса. Наиболее высокий балл юноши присвоили таким мотивам, как "быть примером для сокурсников", "постоянно получать стипендию".

На 5-м курсе у юношей географического факультета увеличилось желание "достичь уважения преподавателей", "получить диплом", "добиться одобрения родителей и окружающих".

Выводы

Проведенный анализ мотивов учебной деятельности для студентов географического факультета позволяет сделать следующие выводы:

• ранжированные ряды мотивов учебной деятельности для студентов пяти курсов географического факультета МГУ схожи; значения показателей изменяются в пределах 1 балла;

• в группу факторов с низким баллом значимости (1, 2, 3 балла) у студентов географического факультета входят: "не попасть на военную службу", "избежать осуждения и наказания за плохую учебу" и "быть примером для сокурсников", т.е. мотивы социального одобрения и избегания неудачи. Мотивы социальной принадлежности и одобрения, избегания неудачи входят в группу факторов с умеренным баллом значимости (4, 5 баллов). К группе факторов с высоким баллом значимости (6, 7 баллов) студенты географического факультета отнесли: "стать высококвалифицированным специалистом", "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности" и "приобрести глубокие и прочные знания", т.е. мотивы профессиональной деятельности и процесса познания;

• на 2-м курсе основная часть мотивов учебной деятельности отличается более низкими значениями, а на 4-м, наоборот, более высокими;

• существенных различий в оценке мотивов учебной деятельности по потокам не наблюдается;

• студенты физико-географического отделения более высоко оценили мотив "достичь уважения преподавателей", а студенты экономико-географического отделения — "устроиться на высокооплачиваемую работу";

• наиболее часто пониженные значения мотивов учебной деятельности характерны для юношей 1-го курса и девушек 2-го курса;

• повышенные значения мотивов учебной деятельности характерны для девушек 1-го курса и юношей 4-го курса.

Приведенные выводы позволяют говорить о том, что гипотеза о различиях в учебной мотивации у студентов разных курсов географического факультета подтвердилась частично, так как наблюдаются незначительные различия у студентов, относящихся к разным потокам и разному полу.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946—1980 гг./Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Наука, 1981. С. 96-104.

3. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза//Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 51-58.

4. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: НИИВШ, 1986. 40 с.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1981. 383 с.

6. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса) // Вопросы психологии. 1995. №5. С. 108-115.

7. Лисовский В. Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 184 с.

8. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Наука, 1990. 360 с.

9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 295 с.

11. Щепкина Е.Н. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высшее образование в России. 1997. № 2. С. 68-78.

12. Ярулина Л.Р. Развитие учебной мотивации студентов // Социс. 2007. № 4. С. 30-32.

13. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. 184 с.

14. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология. Методики и тесты. Самара: Бахрах, 2004. 144 с.

EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF GEOGRAPHIC FACULTY IN M.V. LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY

L.B.Isachenkova

The article evaluates educational motivations of students doing their studies in Geographic Faculty of Moscow State University. The conducted research allowed us to conclude that for all students of Geographic Faculty the motives of social approval and avoiding of failure are the factors of low significance while the motives of professional activity and learning processes are the factors of high significance. No difference between the student doing different studies within the Faculty has been revealed. Relatively low significance of motives in educational process is typical of the first-year male students and the second-year female students.

Key words: motive, motivation, motivation sphere, professional activity, learning process, social affiliation, social approval.

Сведения об авторе

Исаченкова Лидия Борисовна — кандидат географических наук, старший научный сотрудник кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, выпускник факультета педагогического образования МГУ по программе "Преподаватель высшей школы". Тел. (495) 939-10-20, (495) 939-25-76; e-mail: [email protected]

4 ВМУ, педагогическое образование, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.