Научная статья на тему 'Изучение мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направления, обучающихся в педагогическом вузе'

Изучение мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направления, обучающихся в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / МОТИВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ / РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ВНЕШНИЙ МОТИВ / ВНУТРЕННИЙ МОТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гунина Елена Васильевна, Волошина Дарья Олеговна

Выявлены ведущие мотивы поступления в вуз, мотивы учебной деятельности студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCENTIVE TO STUDING AT PEDAGOGICAL AND NON-PEDAGOGICAL STUDENTS IN PEDAGOGICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The principal incentives of enrolling into institutions of higher education, of academic activity at students of various kinds of speciality are revealed.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направления, обучающихся в педагогическом вузе»

УДК 159.947.5:378

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И НЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

INCENTIVE TO STUDING AT PEDAGOGICAL AND NON-PEDAGOGICAL STUDENTS IN PEDAGOGICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Е. В. Гунина, Д. О. Волошина

E. V. Gunina, D. O. Voloshynа

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Выявлены ведущие мотивы поступления в вуз, мотивы учебной деятельности студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки профессионалов.

Abstract. The principal incentives of enrolling into institutions of higher education, of academic activity at students of various kinds of speciality are revealed.

Ключевые слова: мотивация учения, мотивы поступления в вуз, реально действующие профессиональные мотивы, внешний мотив, внутренний мотив.

Keywords: incentive to study, incentive to enroll into an institution of higher education, real professional incentives, outer incentive, inner incentive.

Актуальность исследуемой проблемы. Сложившаяся в России более 20 лет назад рыночная экономика внесла изменения не только в социально-экономическую, политическую сферы жизнедеятельности человека, но и затронула сферу образования. Слабая профориентационная работа с молодежью, введение ЕГЭ, обучение на платной основе, подготовка профессионалов в непрофильных вузах и ряд других причин обостряют противоречие между формами, методами и содержанием обучения в вузе и реалиями сегодняшнего дня. Отсутствие целевого распределения после окончания учебного заведения привело к тому, что многие выпускники не работают по специальности. По данным кадровых служб лишь 40,0 % молодых специалистов начинают карьерный путь в сфере выбранной специализации.

Возникла необходимость реформирования высшего образования. От современного специалиста требуется система глубоких теоретических знаний, сформированные профессиональные умения, стрессоустойчивость, качества лидера и руководителя, способного ставить и решать задачи.

Часто меняющиеся требования работодателя к выпускникам вуза в настоящее время выглядят таким образом: опыт работы (86,6 %); наличие высшего образования (80,4 %); наличие нужных связей (70,5 %); знания и трудовые навыки (60,4 %); мотивация к дальнейшему обучению (57,4 %).

Роль вуза явно прослеживается в обеспечении выпускников знаниями, трудовыми навыками и мотивацией к дальнейшему обучению. Мотивация обучения является средством побуждения студентов к активному освоению содержания профессионального образования. Одним из условий эффективности обучения выступает учебная мотивация. Многочисленные исследования связаны с такими направлениями учебной мотивации, как:

- содержание мотивации учебной деятельности (В. Г. Асеев, И. А. Зимняя, А. А. Реан, В. А. Якунин и др.);

- факторы, определяющие формирование мотивации учебной деятельности (А. К. Маркова, Ю. М. Орлов и др.);

- формирование мотивации учебной деятельности (В. С. Безрукова, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, И. С. Пряжников и др.).

Вопросу изучения мотивации учения студентов в вузе посвящены работы Ю. И. Богомоловой, Н. И. Мешковой, Н. Б. Нестеровой, А. Ю. Поповой и др.

Отсутствие единой точки зрения на структурные компоненты мотивационной сферы личности делает вопрос изучения факторов, влияющих на мотивы учения, проблематичным и многоаспектным. В отечественной психологии структура мотивационной сферы личности изучалась с позиции деятельностного (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков) и структурно-личностного (К. К. Платонов, Л. И. Анциферова, В. Г. Асеев, Л. И. Божович и др.) подходов [2]. Несмотря на разные позиции ученых, выделяются общие компоненты мотивации: потребности, интересы, цели, иерархия мотива. Таким образом, мотивация учебной деятельности, в ходе которой приобретаются профессиональные знания, во многом определяет интерес студента к изучаемой дисциплине.

Материал и методика исследований. Диагностическое исследование с целью изучения мотивации учения студентов в вузе проводилось на базе факультетов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева: музыкальнопедагогического (МПФ) (педагогическое образование) и факультета управления (ФУ) (непедагогическое направление).

В процессе исследования были использованы:

- теоретические методы (анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, изучение образовательных стандартов второго и третьего поколения);

- методы математической статистики.

Основным методом исследования явился эксперимент с использованием методики «Мотивация учения студентов», разработанной С. А. Пакулиной и С. М. Кетько [1]. Методика позволяет выделить три группы мотивов учения:

- мотивы поступления в вуз;

- реально действующие мотивы приобретения знаний;

- мотивы, связанные с будущей реализацией полученных знаний.

Результаты исследований и их обсуждение. Изучение мотивации учения у студентов МПФ позволило выявить основные мотивы выбора специальности и поступления в данный вуз. На первом месте оказался мотив «интерес к профессии» (4,5 балла). Второе

и третье места заняли мотивы «желание получить высшее образование» (4,4 балла) и «наилучшие способности именно в этой области» (4,15 балла). Радует то, что такие мотивы, как «случайность» и «стремление прожить беззаботно период жизни» получили минимальную оценку (1,9 и 2,0 балла) и не оказали существенного влияния на профессиональный выбор.

Ведущим реальным мотивом получения профессиональных знаний для студентов МПФ стал мотив «достичь уважения преподавателей» (4,9 балла). Мотивы «успешно продолжить обучение на последующих курсах», «приобрести глубокие и прочные знания», «не отставать от сокурсников» были оценены в 4,7 балла. Немного им уступил мотив «успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично» (4,6 балла).

Только 46,0 % респондентов волнует значимость приобретенных знаний, 8,0 % связывают реальные достижения в учебной деятельности с будущим выполнением профессиональных функций. При ответе на вопрос «Получение диплома дает Вам возможность...» выше всего оценивался мотив «получить высокооплачиваемую работу» (4,6 балла). Мотивы «самосовершенствование», «работа в государственной структуре», «иметь гарантию стабильности» и «собственная самореализация» получили 4,2 балла. Настораживает низкая оценка мотива «работать преподавателем в школе» (3,0 балла). У студентов МПФ (23,0 %) мотивационная сфера с момента поступления в вуз не претерпела качественных изменений. Это говорит о слабости перехода внешнего мотива учения во внутренний и наличии узких познавательных мотивов. Такие студенты, выполняя учебные задания, стремятся к социально одобряемым действиям со стороны педагогов, декана, родителей, сверстников. Участие в выступлениях на семинарских занятиях, конференциях вызвано не стремлением узнать и показать что-то новое, а стремлением к достижениям в виде положительных поощрений или избегания отрицательных оценок.

К сожалению, только 13,0 % студентов 3 курса МПФ профессиональную карьеру связывают с реальным учебным процессом в вузе. Студенты, обладающие сформированными внутренними и широкими познавательными мотивами, ориентированы на овладение новыми знаниями, на усвоение новых способов добывания знаний, приемов самостоятельной работы, стремятся к самосовершенствованию. У некоторых студентов (23,0 %) наблюдается переход внешних учебных мотивов во внутренние. Происходит осознание цели учения, проявляется интерес к участию в разных формах учебных занятий, творческих конкурсов, научных исследований и т. д.

Мотивами поступления в вуз у студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» на ФУ, стали «желание получить высшее образование» (4,6 балла), «интерес к профессии» (4,5 балла) и «нравится общение с людьми» (4,3 балла). В учебной деятельности значимыми являются мотивы «получить интеллектуальное удовлетворение» (4,6 балла), «не запускать изучение учебных предметов» (4,3 балла), «приобрести глубокие и прочные знания» (4,0 балла). 25,0 % студентов проводят связь между уровнем овладения профессиональными компетенциями и профессиональным будущим. 50,0 % студентов волнуют проблемы овладения учебным материалом.

Стремление получить диплом объясняется такими мотивами, как «самосовершенствование» (4,9 балла), «получение высокооплачиваемой работы» (4,9 балла), «получение интересной работы» (4,6 балла) и «самореализация» (4,5 балла).

У студентов 3 курса ФУ выявлена внутренняя учебная мотивация. Она проявляется в интересе обучающихся к будущей профессии, стремлении приобретать и реализовывать знания в конкретных практических ситуациях, самосовершенствовании профессиональных и общекультурных компетенций. Активное участие студентов в разработке и реализации инновационных методов обучения способствует удовлетворению мотива «самореализация». Половина студентов не связывают приобретение знаний с будущей профессиональной деятельностью. Сложные по содержанию и объему знания, высокая когнитивная гибкость необходимы студентам (25,0 %) для лучшего позиционирования себя как специалиста (эксперта) в рамках выбранной специальности. Такие студенты нацелены на быстрый рост профессиональной карьеры и не всегда регулярно посещают учебные занятия. «Знания, получаемые сегодня, мне пригодятся завтра», - так считает 25,0 % студентов.

В таблице 1 представлены результаты исследования, отражающие расхождения в мотивах выбора специальности, в реально действующих профессиональных мотивах и мотивах учения у студентов педагогического и непедагогического направления.

Таблица 1

Виды мотивов учения у студентов музыкально-педагогического факультета и факультета управления в баллах

Мотивы учения

Факультеты

МПФ

ФУ

I. Что способствовало Вашему выбору данной специальности?

1. Наилучшие способности именно в данной области.

2. Стремление прожить беззаботный период жизни.

3. Случайность.

4. Нравится общаться

4,15

2,0

1,9

4,3

II. Что наиболее значимо для Вас в Вашем учении?

5. Не запускать изучение учебных предметов.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Получить интеллектуальное удовольствие

4,3

4,0

4,6

III. Получение диплома дает Вам возможность:

8. Самореализоваться.

9. Получить интересную работу

4.5

4.6

Можно предположить, что основное отличие в мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направления зависит от степени их просвещенности о будущей специальности. Профессиональная деятельность учителя знакома студентам по школьному ученическому опыту. Ряд психолого-педагогических навыков учителя отрабатывается в ходе педагогической практики в школе. О профессиональных обязанностях менеджера, специалиста по связям с общественностью студенты имеют весьма расплывчатое представление. При поступлении в вуз, кроме результатов ЕГЭ, студенты МПФ проходят творческий конкурс, выявляющий их музыкальные способности. Студенты ФУ зачисляются в вуз только по результатам ЕГЭ.

Резюме. Подытожим вышесказанное:

1. Несмотря на разное направление подготовки профессионалов, мотивом поступления в вуз являются интерес к профессии и желание получить высшее образование.

2. Студенты, обучающиеся по непедагогическому профилю, более мотивированы на приобретение профессиональных знаний в ходе обучения и их реализацию в будущем.

3. Студенты, обучающиеся на МПФ (педагогический профиль), имеют более четкое представление о будущей специальности и владеют определенными профессиональными компетенциями музыканта-исполнителя.

4. Предполагается, что широкое внедрение в учебный процесс инновационных методов позволит не только развивать интерес студента к самостоятельному и творческому нахождению информационного материала для решения профессиональных задач, но и получать от такой работы интеллектуальное удовольствие. Влияние инновационных методов на формирование мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направления станет целью последующего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кетько, С. М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности / С. М. Кетько, С. А. Пакулина, А. В. Поминов. - М. : Филиал МПГУ, 2005. - 231 с.

2. Ларина, Е. А. Исследование структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов / Е. А. Ларина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - № 4 (5). -1218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.