УДК 378.015.3:005.32-057.875
П. И. Александрович, доцент
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
The article dwels upon the problem of forming a motivation sphere of the personality of a modern student. This problem is rather vital. Levels and features of molation are reveled here too. Some attention is given to moral-psychological contents of motivation and its dynamic characteristics. The article shows stages of formation of professional selfconsciousness and steps of selfperfection including: self-consciousness and making decisions on selfperfection; planning and compiling a program, selfcontrol and selfcorrection or the activity.
At the end of the article some attention is paid to stages of selfcognition: 1) selfcognition in a system of socio-pedagogic relations, 2) selfstudy of the level of cometence and adequate selfassessment which serves as the basis for a selfcritical attitude of the specialist to his merits and shortcomings.
Введение. Проблема формирования моти-вационной сферы личности современного студента актуальна в психологической науке. Рост личностного подхода вызвал глубокий интерес к мотивационной сфере личности, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении. Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, так как переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. В едином процессе социализации-индивидуализации проявляется неспособность личности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, происходит психологическая деформация личности в отношениях к окружающим и к себе -
это обостряет проблему мотивации.
Основная часть. Проблемный аспект исследования мотивационной сферы личности состоит в том, что, несмотря на повышение в последнее время интереса среди психологов (А. Г. Асмо-лов, В. Г. Асеев, К А. Абульханова-Славская, Е. П. Ильин, В. Г. Леонтьев, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков, А. А. Файзулаев и др.), до сих пор вопрос психологической природы данного феномена остается одним из дискуссионных и требует глубокой теоретико-методологической проработки. Потребностно-мотивационная сфера личности была и остается предметом пристального внимания философов, начиная с времен древнегреческой философии и заканчивая современностью (Аристотель, Н. А. Бердяев, Р. Декарт, И. Кант, М. Монтень, Платон, Г. Рик-кер и др.), эмпирических психологов (К. Бюллер, Э. Торндайк, Э. Шпрангер, 3. Фрейд, К. Левин), представителей отечественной психологии (П. К. Анохин, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, П. Ф. Каптерев, В. С. Мерлин, Н. И. Пирогов, И. А. Сикорский, А. А. Ухтомский и др.), зарубежных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).
Основой изучения мотивационной сферы личности выступают разработки психологических феноменов, присущих различным направлениям личности в условиях деятельности, отношений, взаимодействий эмоциональных переживаний (Л. И. Божович, А Л. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Г. Асеев, В. И. Ковалев, А. К. Маркова, В. Г. Леонтьев, В. К. Вилюнас и др.). Дефиниция «мотивационная сфера личности» имеет достаточно широкий спектр интерпретаций: это иерархия мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности (Л. И. Божович и др.), осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя (А. Н. Леонтьев и др.). В исследованиях раскрываются значение и содержание мотива (В. С. Мерлин и др.), вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности (В. Г. Асеев и др.), важнейшая сторона личности, включающая систему мотивов (мотивацию) в ее определенном построении (иерархии) (В. И. Ковалев и др).
Изучение этой проблемы сопровождается разрешением ряда противоречий:
- между принятием теории личностного развития как одной из центральных в методологии педагогической психологии и отсутствием адекватной теории мотивационной сферы личности;
- между признанием влияния мотивационной сферы на становление личности и недостаточным вниманием теоретических и практических проблем мотивационной сферы личности в конкретных сферах деятельности;
- между изменяющейся мотивационной сферой личности студента в современных условиях общественного развития, вновь появляющихся мотивов и отсутствием последовательной теории, позволяющей понять истоки этих изменений, их психолого-педагогический характер.
Таким образом, актуальность разработки проблемы поиска психологических факторов,
условий и средств формирования мотивацион-ной сферы личности студента имеет две основные предпосылки: необходимость познания их особенностей, а также методов диагностики и своевременной коррекции, что является с позиции психолого-педагогического подхода значимым и необходимым.
Формированию мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении, которую обеспечивают следующие характеристики:
- методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;
- сложность знаний, соответствующая зоне ближайшего развития студентов, т. е. посиль-ность выполнения;
- последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;
- дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;
- деятельностная ориентация самостоятельной работы.
При организации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель вуза может использовать разнообразные приемы развития мотивации профессионального самосовершенствования:
- обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки;
- убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях;
- проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке;
- применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой;
- выдача студентам методических указаний, содержащих подробный алгоритм выполнения работы, разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, задачи для решения и методические указания;
- рейтинговый метод контроля и результатов самостоятельной познавательной деятельности;
- творческая, исследовательская деятельность, что обусловливает повышение уровней когнитивной и профессиональной культуры.
Можно утверждать, что активным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, необ-
ходимых в будущей профессиональной деятельности, на этой основе у него формируются мотивы учебной деятельности, развивается умение ставить цели и добиваться их.
Следует отметить ряд признаков мотивации:
1. Нравственно-психологическое содержание мотивации указывает, во имя каких идей, норм, интересов и взглядов студент проявляет интерес к данному профессиональному направлению.
2. Предметная избирательность или направленность мотивации отражает то, что привлекает студента в учебно-трудовой деятельности, в содержании учебного материала, способах действий, видах деятельности.
3. Динамические свойства мотивации, являющиеся формой, способом ее существования и проявления, характеризуются интенсивностью, устойчивостью и действенностью побуждений.
4. Интенсивность мотивации выражается в уровне возбудимости мотивов, в степени преодоления трудностей в учении, труде, приложении волевых усилий.
5. Устойчивость мотивации отражает степень желания учиться, готовность приобретения будущей профессии.
Исходя из вышесказанного, рассмотрим возможные уровни мотивов учебной деятельности в высшей школе.
Первый уровень мотивации. Студент, понимая значение изучаемых наук, проявляет интерес к учебному предмету, особенно когда преподаватель устанавливает связи рассматриваемого материала с будущей профессией. В то же время решение задач, выполнение упражнений, написание рефератов не увлекает студента, он стремится избежать такой работы. Его привлекает формальный, простой материал, несложные задания, с помощью которых можно получить зачет или даже сдать экзамен, достигнуть условных успехов без особых усилий и напряжений. Личностные профессионально значимые качества проявляются слабо и не всегда, их профессиональную значимость выявить сложно, скорее всего мотив учения характеризуется через осознание «надо». Он, как правило, связан с внешней стороной процесса обучения, ориентирован на формальный успех, достижение оценочного результата. Характерная особенность мотивации данного уровня заключается в том, что профессиональное обучение выступает для студента в качестве средства для достижения личного благополучия. В то же время он не способен руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолевать свои недостатки, к которым относится прежде всего формальное усвоение ценностных ориентации. В этом случае преподавателю
все-таки можно целенаправленно строить стратегию формирования мотивов учения через формирование и развитие личностных качеств, выделения из них профессионально значимых. На этом уровне можно констатировать зарождающееся профессиональное самосознание студента и использовать его для более мощного возбуждения мотивов учения и элементов профессиональной деятельности (через профессиональные студии, ассоциации, клубы и т. д.).
Второй уровень мотивации учебной деятельности отличается достаточной сформиро-ванностью всех компонентов мотивации. Студент четко выделяет учебные предметы, которые кажутся ему наиболее важными и интересными. На интересующих его занятиях он активен, самостоятелен, может с помощью преподавателя ставить цели предстоящей учебной деятельности, сознательно стремится овладевать знаниями и умениями, работать организованно, собранно и столько, сколько нужно. У него в явном виде проявляются личностные качества, в том числе и профессионально значимые, студент осознает это и делает все для развития данных качеств. Сам процесс учебной и профессиональной деятельности доставляет ему удовольствие, он не отказываются от спецкурсов, внеаудиторных занятий. Для этого уровня характерно не только развитие личностно значимых мотивов, но и осознание общественной потребности такого вида деятельности, здесь уже прослеживается относительная их устойчивость. Однако студент данного уровня мотивации еще нуждается в руководстве. Задачи обучения состоят в том, чтобы развить познавательный интерес, формировать интерес к деятельности, развивать познавательный интерес к профессии, потребность в труде, ответственное отношение к своим обязанностям, к учению, к труду.
Для третьего уровня мотивации характерно глубокое осознание зависимости своего профессионального становления от всей программы. Здесь ярко проявлены познавательная активность, потребность в саморазвитии; очевидна динамика развития личностных качеств, в том числе и профессионально значимых.
В свою очередь, все это является мощным мотивом учебной деятельности. Налицо профессиональное самосознание, студент свое будущее уверенно связывает с избранной профессией. Этот уровень мотивации характеризуется общей целостностью студента, его упорством в овладении любым предметом. Он легко включается в поисковую познавательную деятельность. Проекты, рефераты, курсовые работы часто отличаются оригинальностью. Такие студенты глубоко изучают предмет, занимаются самообразованием. В целом, третий уровень характеризуется высоким развитием всех компонентов и признаков мотивации.
Уровни мотивации учения в достаточной степени коррелируют со ста днями формирующегося профессионального самосознания.
Первая стадия характеризуется процессом понятийного усвоения профессионально значимых качеств, знаний. Позитивный процесс первой стадии сопряжен с развитием мотивов учения.
Вторая стадия - это активное усвоение знаний, формирование профессионально значимых качеств, профессиональных умений. Удовлетворительная динамика их развития в свою очередь активно развивает мотивы учения до третьего уровня.
Третья стадия - это констатация развития профессионально значимых качеств.
Заключение. Выявление уровней развития мотивации профессионального учения необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу профессионального обучения и на этой основе строить процесс воспитания. В этом плане можно утверждать следующее:
- В целом, процесс обучения в высшей школе ориентирован на высокую мотивацию студентов реализовывать свои профессиональные намерения, что создает возможность организации эффективной воспитательной работы.
- Тем не менее, масса студентов не однородна. Их мотивы учения и профессиональное самосознание находятся на разных стадиях и уровнях развития.